В статье рассмотрим причины плохого прогрева печки ВАЗ 2109 и предложим решения для диагностики и ремонта. Печка обеспечивает комфорт в салоне зимой и поддерживает оптимальную температуру двигателя. Знание устройства системы охлаждения и печки поможет владельцам ВАЗ 2109 выявлять и устранять неисправности, что повысит надежность автомобиля.
Место печки в системе охлаждения двигателя
Печка является элементом замкнутой вакуумной системы, отвечающей за циркуляцию охлаждающей жидкости. Главная функция этой системы заключается в охлаждении двигателя. Таким образом, устройство печки ВАЗ 2109 не только обогревает салон в холодное время года, но и способствует охлаждению блока цилиндров во время работы двигателя. Полный состав системы охлаждения включает в себя:
- рубашку охлаждения;
- радиатор;
- расширительный бачок;
- водяную помпу;
- вентилятор радиатора;
- термостат;
- радиатор отопления — печку ВАЗ 2109.
Во время движения атмосферный воздух поступает через воздухозаборник в радиатор, где он контактирует с горячей жидкостью, находящейся в трубах. Эти трубы охлаждаются вентилятором, и уже остывшая жидкость через водяную помпу снова возвращается в рубашку охлаждения (блок цилиндров и головку блока цилиндров). В этом процессе печка выполняет функцию дополнительного отвода горячей жидкости.
Поддержание необходимой температуры воздуха в салоне осуществляется вентилятором отопления ВАЗ 2109.
Эксперты отмечают, что проверка и ремонт печки ВА3 2109 требуют внимательного подхода и знаний специфики данной модели. Основными проблемами, с которыми сталкиваются владельцы, являются недостаточная теплоотдача и посторонние шумы. Специалисты рекомендуют начать с диагностики системы охлаждения и проверки термостата, так как именно они часто становятся причиной неэффективной работы печки. Также важно обратить внимание на состояние радиатора и вентиляторов. При необходимости замены деталей, лучше использовать оригинальные запчасти, чтобы избежать дополнительных проблем в будущем. Регулярное обслуживание и своевременный ремонт помогут продлить срок службы печки и обеспечить комфорт в салоне автомобиля.

Конструкция печки
Отопитель салона составлен двумя пластмассовыми кожухами (левым и правым). Они соединены крепёжными скобами. В пазы конструкции укладывается уплотняющий жгут. Принудительное нагнетание воздуха в салон выполняет электровентилятор. Он закреплён двумя винтами сверху печки. К нему легко добраться со стороны двигателя внутреннего сгорания.
Вентилятор печки приводится в движения рабочим колесом электродвигателя. Мотор печки ВАЗ 2109 имеет две спирали резистора, которые обеспечивают три варианта скорости вращения. Схема печки включает дополнительный резистор для получения нужной частоты вращения. В состав радиатора входят охлаждающие пластины, два ряда трубок и два пластмассовых бачка.
Управляется печка тремя рукоятками. На панель приборов прикреплен кронштейн, на осях которого и устанавливаются эти рукоятки. Рычажок управления печкой воздействует на рычаг крана радиатора и рычаг привода заслонки. Если ходунок отвести вправо на максимум, заслонка и кран полностью открыты — и вентилятор отопителя ВАЗ 2109 подаёт воздух на радиатор, в котором прогоняется нагретый тосол или антифриз. Соответственно, если рукоять стоит в среднем положении, заслонка и кран открываются наполовину — и воздух становится не таким горячим.
Подвинув рычажок в крайнюю левую позицию, получаем полностью закрытый кран и заслонку. Печка дует холодным воздухом.
| Проблема | Возможная причина | Решение |
|---|---|---|
| Печка не греет или греет слабо | Низкий уровень охлаждающей жидкости | Долить охлаждающую жидкость до нормы |
| Завоздушивание системы охлаждения | Удалить воздух из системы (прокачать) | |
| Неисправен термостат | Заменить термостат | |
| Забит радиатор печки | Промыть или заменить радиатор печки | |
| Неисправен кран печки | Заменить кран печки | |
| Неисправен моторчик печки | Заменить моторчик печки | |
| Неисправен резистор отопителя | Заменить резистор отопителя | |
| Неисправен переключатель режимов отопителя | Заменить переключатель | |
| Из печки дует холодный воздух при горячем двигателе | Завоздушивание системы охлаждения | Удалить воздух из системы (прокачать) |
| Неисправен кран печки | Заменить кран печки | |
| Забит радиатор печки | Промыть или заменить радиатор печки | |
| Печка работает только на одной скорости | Неисправен резистор отопителя | Заменить резистор отопителя |
| Неисправен переключатель режимов отопителя | Заменить переключатель | |
| Из печки доносится шум (скрип, свист, гул) | Износ подшипников моторчика печки | Заменить моторчик печки |
| Попадание посторонних предметов в вентилятор | Очистить вентилятор от посторонних предметов | |
| Неисправность крыльчатки вентилятора | Заменить моторчик печки | |
| Запах антифриза в салоне | Утечка охлаждающей жидкости из радиатора печки | Заменить радиатор печки |
| Утечка из патрубков печки | Заменить патрубки | |
| Утечка из крана печки | Заменить кран печки | |
| Не работает вентилятор печки | Перегорел предохранитель | Заменить предохранитель |
| Неисправен моторчик печки | Заменить моторчик печки | |
| Неисправен переключатель режимов отопителя | Заменить переключатель | |
| Обрыв проводки | Восстановить проводку |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке и ремонте печки ВАЗ 2109:
-
Система отопления: Печка ВАЗ 2109 использует систему, основанную на циркуляции охлаждающей жидкости. Это позволяет не только обогревать салон, но и поддерживать оптимальную температуру двигателя. При ремонте важно следить за состоянием радиатора печки, так как его засорение может привести к снижению эффективности обогрева.
-
Проблемы с вентилятором: Часто причиной неисправности печки является вентилятор, который может выйти из строя из-за износа подшипников или попадания влаги. Замена вентилятора — это относительно простая процедура, но важно правильно подключить его к электросети, чтобы избежать короткого замыкания.
-
Фильтры и воздуховоды: В процессе проверки и ремонта печки стоит обратить внимание на состояние воздушных фильтров и воздуховодов. Загрязненные фильтры могут значительно ухудшить качество обогрева и вентиляции, а также привести к неприятным запахам в салоне. Регулярная чистка и замена фильтров помогут поддерживать комфорт в автомобиле.

Электросхема печки и основные неисправности
В автомобиле ВАЗ 2109 система отопления функционирует с помощью электропривода. В инструкции по эксплуатации данной модели представлена схема работы отопителя. Подключение системы отопления включает в себя:
- электродвигатель вентилятора;
- замок зажигания, который отвечает за включение печки;
- переключатель режимов работы;
- дополнительный резистор;
- монтажный блок предохранителей (за работу печки в «девятке» отвечает предохранитель F4).
Когда в салоне недостаточно тепло, причиной может быть множество факторов.
| Неисправность | Причины |
| Если электродвигатель не работает на малых и больших оборотах. | Проверьте предохранитель — возможно, он сгорел. Также могут быть повреждены или обрываться провода, стоит проверить их контакты. Откройте схему подключения и проверьте проводку. |
| Переключатель отопителя может работать некорректно. | Это может быть связано с заеданием толкателя или подгоревшими контактами. Подайте «плюс» на центральную клемму и проверьте напряжение во время работы рычага. Возможно, потребуется заменить сам рычажок. |
| Серьезная проблема, когда печка не греет, — это выход из строя электродвигателя. | Щётки могут заедать, коллектор якоря загрязняться или окисляться. Также стоит проверить проводку. Если не помогло, замените двигатель. Может также произойти обрыв цепи в местах соединения монтажного блока или дополнительного резистора. Снова используйте электросхему для проверки. |
Если якорь двигателя вращается медленно, это может указывать на окисление коллектора или замыкание обмотки якоря, что приводит к неработоспособности печки. Проверьте потребляемый ток: в случае замыкания он будет превышать 4,5 А, что является ненормальным значением. Также ток может увеличиваться из-за заедания вала.
Если вы слышите шум от электродвигателя, проверьте, не заедает ли крыльчатка вентилятора. Печка на ВАЗ 2109 может не работать из-за перегрева дополнительного резистора. Проверьте, не пережаты ли провода двигателя, и устраните проблему.
Важно своевременно выявлять и устранять такие мелкие неисправности. Если продолжить эксплуатацию печки с неисправностями, это может привести к выходу из строя вентилятора (моторчика печки) или всей системы отопления. В таком случае потребуется либо замена моторчика печки, либо полная замена отопителя на ВАЗ 2109.
Замена вентилятора и демонтаж отопителя
Как выполнить замену вентилятора или полный демонтаж печки? Зачастую причина, почему не греет печка, кроется в том, что не работает вентилятор отопителя. Его замену можно выполнить своими руками без труда. Понадобится накидная головка, трещотка, отвертка и плоскогубцы.
Отрываем капот, демонтируем пять болтиков, которыми закрепляется резиновая накладка. Снимем её. Убираем уплотнительную резиночку, чтобы не мешала выдернуть защитный кожух моторчика. Всё, обеспечен доступ к вентилятору. Далее отвинчиваем болты крепления по бокам. Пока работы под капотом завершены, перемещаемся в салон.
Со стороны водителя просовываем руку под панелью, и открепляем штуцер плюсового контакта. Минусовая клемма закреплена гайкой, откручивать её не очень удобно из-за недостатка пространства. Когда гайка снята, моторчик полностью отсоединён, теперь вынимаем его под капотом. Снимать его тоже не совсем легко, под разными углами пробуем доставать. Заменив мотор новым, выполняем его установку в обратной последовательности. На этом замена вентилятора печки ВАЗ 2109 завершена.
Второй вопрос — как снять печку. Для этого необходимо ослабить хомуты и отсоединить шланги от патрубков крана. Эту процедуру нужно осуществить и изнутри салона, и со стороны моторного отсека. Гайки крепления крана также отворачиваем. Далее нужно снять кран со щита передка, его держатель тяги. Затем саму тягу нужно отсоединить от рычага.
Нужно демонтировать чехол, которым защищен рычаг переключения КПП и снять накладку облицовки на полу. После этого откручиваем винтик в туннеле облицовки, и, сдвинув саму облицовку назад, снимаем её. Далее следует демонтаж воздуховода внутренней вентиляции и отсоединение его от корпуса печки. Разъединяем проводку электродвижка, провода, которыми подсоединяется дополнительный резистор.
Справа осталось отвернуть гайки крепления печки. Отвернув их ключом, демонтируем непосредственно отопитель. Теперь печка изъята, можно выполнять ремонтные работы или тюнинг печки.

Проверка и замена радиатора печки
Радиатор печки в автомобиле ВАЗ 2109 играет ключевую роль в системе отопления салона. Он отвечает за передачу тепла от охлаждающей жидкости к воздуху, который затем поступает в салон. Если радиатор выходит из строя, это может привести к недостаточному обогреву или даже к утечкам антифриза в салон. Поэтому важно регулярно проверять его состояние и при необходимости производить замену.
Проверка радиатора печки
Перед началом проверки радиатора печки необходимо убедиться, что двигатель остыл, чтобы избежать ожогов. Далее, следуйте следующим шагам:
- Визуальный осмотр: Проверьте радиатор на наличие видимых повреждений, коррозии или утечек. Обратите внимание на соединения и патрубки, которые могут быть источником утечек.
- Проверка уровня охлаждающей жидкости: Убедитесь, что уровень антифриза в расширительном бачке находится в пределах нормы. Низкий уровень может указывать на утечку в системе.
- Проверка работы печки: Запустите двигатель и включите печку на максимальную мощность. Если воздух, поступающий из вентиляционных отверстий, холодный или теплый, но недостаточно горячий, это может свидетельствовать о проблемах с радиатором.
- Проверка температуры: Используйте инфракрасный термометр для измерения температуры на выходе из радиатора. Если температура значительно ниже ожидаемой, это может указывать на засорение радиатора.
Замена радиатора печки
Если в ходе проверки было установлено, что радиатор печки требует замены, выполните следующие шаги:
- Подготовка: Сначала отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания. Затем слейте охлаждающую жидкость из системы, открыв кран на радиаторе и используя специальную емкость для сбора жидкости.
- Демонтаж старого радиатора: Снимите обшивку салона, чтобы получить доступ к радиатору. Отсоедините патрубки, ведущие к радиатору, и аккуратно извлеките его из корпуса.
- Установка нового радиатора: Установите новый радиатор на место старого, убедившись, что все соединения надежно закреплены. Подсоедините патрубки и проверьте их на герметичность.
- Заполнение системы: Заполните систему охлаждающей жидкости новым антифризом, следуя рекомендациям производителя. Убедитесь, что нет утечек.
- Тестирование: Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу. Проверьте работу печки и убедитесь, что температура воздуха в салоне соответствует норме.
Регулярная проверка и замена радиатора печки помогут поддерживать комфортные условия в салоне вашего автомобиля, а также предотвратить более серьезные проблемы с системой охлаждения. Не забывайте о важности своевременного обслуживания и диагностики!
Вопрос-ответ
Как ведет себя печка при неисправном термостате?
Заклинивание термостата. В случае закрытого состояния (малый круг) печка-то работать будет, только двигатель начнет перегреваться, вплоть до выхода из строя, так что эту поломку вы диагностируете довольно быстро.
Что чаще всего ломается в ВАЗ 2109?
Наиболее подверженными коррозии оказались укромные уголки — отбортовки крыльев, низ дверей, багажная дверь и рамка лобового стекла, где ржавчина вылезала из-под резиновых уплотнителей.
Почему из печки дует еле теплый воздух?
Есть несколько основных причин плохой работы печки: это загрязнение радиатора печки и всей системы охлаждения, неисправный термостат, завоздушивание радиатора печки, забит салонный фильтр, плохая работа помпы системы охлаждения. Причина №1: это загрязнение радиатора печки и всей системы охлаждения.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки и ремонта печки ВА3 2109 обязательно отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания и других электрических проблем. Это обеспечит вашу безопасность и защитит электронику автомобиля.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в системе отопления. Низкий уровень может привести к перегреву печки и ее выходу из строя. Если уровень жидкости низкий, проверьте на наличие утечек и долейте необходимое количество антифриза.
СОВЕТ №3
При ремонте печки уделите внимание фильтру салона. Загрязненный фильтр может значительно ухудшить эффективность работы печки и качество воздуха в салоне. Рекомендуется заменять фильтр не реже одного раза в год.
СОВЕТ №4
Если вы заметили, что печка плохо греет или не работает вовсе, проверьте термостат и радиатор. Эти компоненты могут быть причиной проблем с отоплением. При необходимости замените их на новые, чтобы восстановить нормальную работу системы.