В статье рассмотрим устройство печи автомобиля Лада Калина, а также аспекты её ремонта и обслуживания. Несмотря на простоту конструкции, печь может иметь проблемы, влияющие на комфорт в салоне и работоспособность автомобиля. Обсудим причины поломок радиатора, их последствия и эффективные способы устранения неполадок. Эта информация будет полезна владельцам Лады Калины и автолюбителям, стремящимся поддерживать свои автомобили в исправном состоянии.
Техническое устройство системы отопления
Функции отопительной системы автомобиля заключаются в поддержании комфортной температуры в салоне, а также в обогреве и охлаждении стекол с помощью теплого и холодного воздуха. Если вы заметили, что салон не прогревается должным образом, а стекла постоянно запотевают, стоит обратить внимание на работу печки.
На Ладе Калине используется стандартная приточно-вытяжная система, где нагрев воздуха происходит за счет жидкости в системе охлаждения, разогретой до 90°С. Эта жидкость циркулирует через печку, где происходит теплообмен между водой и воздухом, который затем направляется в салон через воздуховоды.
Отопительная система Лады Калины состоит из следующих компонентов:
- Радиатор с распределителем воздуха.
- Электрический вентилятор.
- Фильтр вентиляционной системы.
- Воздуховоды.
Вентилятор на Калине имеет четыре режима работы, а изменение скорости вращения достигается за счет использования дополнительных сопротивлений. При необходимости замены резисторов важно учитывать, что их сопротивление составляет 0,23 и 0,82 Ом.
Приток воздуха осуществляется через заборное устройство, расположенное перед лобовым стеклом. Перед тем как попасть в салон, воздух проходит очистку через салонный фильтр. Этот фильтрующий элемент изготовлен из синтетической ткани и требует замены каждые 15 тысяч километров.
Степень нагрева воздуха зависит от объема, проходящего через радиатор отопления. Затем горячий и холодный потоки смешиваются в воздуховоде и поступают в салон. Схемы, иллюстрации и фотографии отопительной системы можно найти в интернете.
Эксперты отмечают, что проверка печи в Ладе Калине является важной частью технического обслуживания автомобиля. Системы отопления и вентиляции играют ключевую роль в комфорте водителя и пассажиров, особенно в холодное время года. Специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние радиатора, термостата и отопителя, чтобы избежать перегрева двигателя и обеспечить эффективное обогревание салона. Также стоит обратить внимание на состояние фильтров, которые могут влиять на качество воздуха внутри автомобиля. Неправильная работа печи может привести к неприятным последствиям, таким как запотевание стекол и ухудшение видимости. Поэтому регулярная диагностика и профилактика помогут сохранить комфорт и безопасность на дороге.

Диагностика работы печки
Работу системы отопления следует периодически контролировать. Такую проверку можно провести следующим образом.
- При заведенном двигателе проверяем работу печки без нагрева воздуха во всех скоростных режимах вентилятора.
- Контролируем изменение направления потока воздуха при регулировке на переключателе направлений.
- При достижении двигателем рабочей температуры проверяем степень нагрева поступающего в салон воздуха, переведя регулятор в красную зону.
- Проверяем работу заслонок отопительной системы, периодически перемещая регулятор из красной зоны в синий сектор. Степень нагрева воздуха должна изменяться.
Понять, что течет печка, владелец машины может не сразу. Коврики в салоне не обязательно будут мокрыми и стойкий запах антифриза не всегда появляется. Это объясняется возможным скорым испарением вытекающей жидкости. Печка в Ладе Калина не имеет выведенных в салон патрубков, которые могли бы износиться.
Если было установлено, что виновником неэффективной работы системы отопления и протечки охлаждающей жидкости стал радиатор, настало время провести его ремонт. Иногда может потребоваться замена данного агрегата.
| Проверяемый элемент печки | Признаки неисправности | Способы проверки |
|---|---|---|
| Вентилятор отопителя | Слабый поток воздуха, шум, отсутствие работы | Включить вентилятор на разных скоростях, прислушаться к шуму, проверить предохранитель |
| Радиатор отопителя | Холодный воздух при прогретом двигателе, запах антифриза в салоне, утечка антифриза | Проверить уровень антифриза, осмотреть радиатор на предмет утечек, потрогать патрубки на входе/выходе |
| Термостат | Двигатель долго прогревается, температура двигателя нестабильна, печка плохо греет | Проверить температуру патрубков радиатора (верхний горячий, нижний холодный при закрытом термостате), заменить термостат при подозрении на неисправность |
| Заслонки воздуховодов | Воздух дует не туда, куда направлен, не переключаются режимы обдува | Проверить работу переключателя режимов обдува, убедиться в свободном перемещении заслонок |
| Электропривод заслонок | Заслонки не переключаются, слышен треск при попытке переключения | Проверить работу электропривода, возможно, потребуется диагностика или замена |
| Уровень антифриза | Низкий уровень антифриза, печка плохо греет | Проверить уровень антифриза в расширительном бачке, долить при необходимости |
| Воздушная пробка в системе охлаждения | Печка плохо греет, двигатель перегревается | Прогреть двигатель до рабочей температуры, открыть крышку расширительного бачка (осторожно!), дать воздуху выйти |
| Панель управления печкой | Не работают кнопки, переключатели, индикаторы | Проверить предохранители, осмотреть панель на предмет повреждений, возможно, потребуется замена |
| Фильтр салона | Слабый поток воздуха, неприятный запах из воздуховодов | Осмотреть фильтр салона, заменить при загрязнении |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о ТО (техническом обслуживании) Лады Калины, особенно в контексте проверки печки:
-
Система отопления и вентиляции: Печка Лады Калины использует систему, которая обеспечивает не только обогрев салона, но и его вентиляцию. При проверке печки важно не только проверить работу радиатора отопителя, но и убедиться в исправности вентиляторов и воздуховодов, чтобы обеспечить равномерное распределение тепла.
-
Проблемы с печкой: Одной из распространенных проблем с печкой Лады Калины является засорение радиатора отопителя. Это может привести к плохому обогреву салона. Регулярная проверка и промывка системы охлаждения могут предотвратить такие проблемы и продлить срок службы печки.
-
Эффективность работы: Эффективность работы печки может зависеть от состояния термостата и уровня охлаждающей жидкости. Если термостат заедает в открытом положении, двигатель может не достигать рабочей температуры, что негативно скажется на обогреве салона. Поэтому важно следить за состоянием этих компонентов во время ТО.

Рекомендованный способ ремонта
Лада Калина отличается не самым удобным расположением радиатора отопителя, что делает его замену достаточно трудоемким процессом.
Автовладельцы Лады Калины могут воспользоваться одним из двух методов для самостоятельной замены печки. Первый метод описан в руководстве по ремонту и чаще всего применяется на сервисных станциях. Этот способ требует внимательного и последовательного выполнения всех шагов, так как включает демонтаж множества деталей автомобиля, что может вызвать определенные трудности при самостоятельной замене.
Если вы решили воспользоваться именно этим методом, вам предстоит выполнить следующие действия:
- Сначала необходимо открутить болты крепления передней панели. Для этого нужно снять винты, расположенные по краям у дверей, в верхних углах передних стоек, в бардачке и вдоль кромки лобового стекла.
- Далее освободите пластиковый кожух центрального тоннеля, находящийся у стояночного тормоза.
- Извлеките блок приборов, а также все наружные тумблеры и кнопки.
- Постепенно поднимайте пластиковый корпус, следя за состоянием электрических проводов и разъемов.
Эта работа не может быть выполнена в одиночку, поэтому потребуется помощь 2-3 человек, так как контролировать правильность демонтажа в одиночку довольно сложно. Рекомендуется полностью снять центральную панель, но если есть возможность надежно ее зафиксировать, можно оставить в слегка приподнятом состоянии. Главное — обеспечить свободный доступ к радиатору отопительной системы.
Важно строго следовать порядку выполнения действий и аккуратно складывать все демонтированные детали и крепеж. В противном случае вам будет сложно собрать все обратно и правильно подключить необходимое оборудование.
Альтернативный метод замены радиатора
Второй способ требует некоторого дополнительного вмешательства, но его вполне можно освоить и получить бесценный опыт. На 1 этапе сливают охлаждающую жидкость из системы. Далее следует демонтировать аккумуляторную батарею. Клеммы снимаем так: сначала «минус», затем «плюс». Аккуратно отводят в их сторону. Потребуется снять и подставку под аккумулятор, которая установлена на 4 болтах.
Снимаем и убираем корпус воздушного фильтра автомобиля, предварительно демонтировав и воздуховод, который идет к двигателю. Это позволит обеспечить доступ к нужным деталям.
В салоне потребуется демонтировать водительское сиденье. Обязательным подготовительным этапом перед снятием печки является освобождение педалей газа и тормоза, чтобы их можно было отвести в сторону. Педаль газа прикручена 3 гайками на 10.
Для освобождения дополнительного пространства потребуется демонтировать и электроусилитель руля. Отсоединить трубки от радиатора отопителя можно, получив необходимый доступ со стороны капота. При помощи крестовой отвертки освобождают хомуты на патрубках.
Для извлечения со стороны водителя радиатора потребуется не только открутить 3 винта крепления, но и дополнительно несколько расширить пространство, чтобы могли выйти трубки радиатора. В противном случае придется разбирать еще и всю центральную консоль.
Далее через подготовленное и немного расширенное за счет надреза отверстие вставляется новый радиатор системы отопления автомобиля. Снаружи к штуцерам прикручиваются шланги, проводится монтаж деталей, которые были сняты или ослаблены.
Как показывает практика, выполнение работ занимает не более 2 часов. Не стоит переживать о незначительном надрезе на боковой стороне центральной консоли, поскольку ее полный демонтаж может привести к определенным повреждениям и при этом займет гораздо больше времени.

Несколько полезных советов
Каждый владелец автомобиля, сталкивающийся с необходимостью замены или ремонта радиатора системы отопления, неизбежно задается вопросом о причинах его неисправности. Существует два ключевых аспекта, которые помогут продлить срок службы этого устройства.
- Важно регулярно менять воздушный фильтр системы. Загрязненный радиатор чаще выходит из строя. Существуют рекомендованные сроки для его замены, однако можно делать это и чаще, например, после зимнего и летнего сезонов.
- Не забывайте о своевременной замене охлаждающей жидкости. Эту процедуру следует выполнять каждые 60 тысяч километров пробега. Накапливающиеся продукты износа могут разрушать легкий металл радиатора, что приводит к потере герметичности. Многие автовладельцы полагают, что достаточно периодически доливать тосол, чтобы избежать замены агрегата. Однако коррозионные продукты продолжают накапливаться, негативно влияя не только на радиатор отопителя, но и на двигатель в целом.
Также стоит обратить внимание на качество используемого тосола. Рекомендуется приобретать его у надежных поставщиков и избегать использования воды в системе охлаждения.
Обслуживание автомобиля включает не только ремонт и уход за его основными системами, обеспечивающими движение, но и заботу о вспомогательных устройствах, которые играют важную роль в его работе. Если радиатор системы охлаждения выходит из строя, это не только нарушает комфорт в салоне, но и создает опасные условия для управления автомобилем из-за запотевания стекол.
Несмотря на сложность и объем работ, замену радиатора системы отопления можно выполнить самостоятельно. Следуя описанным рекомендациям, вы сможете сделать это с минимальными затратами времени и усилий.
Частые проблемы и их решения
При эксплуатации автомобиля Лада Калина владельцы могут столкнуться с различными проблемами, связанными с работой отопительной системы. Наиболее распространенные из них связаны с недостаточной эффективностью обогрева салона, посторонними звуками при работе печки и неприятными запахами. Рассмотрим эти проблемы подробнее и предложим возможные решения.
Недостаточный обогрев салона
Одной из наиболее частых проблем является недостаточный обогрев салона автомобиля. Это может быть вызвано несколькими факторами:
- Засорение радиатора печки: Со временем в радиаторе может накапливаться грязь и отложения, что препятствует нормальному теплообмену. Решение: необходимо провести промывку радиатора специальными средствами или заменить его.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости: Если уровень антифриза ниже нормы, это может привести к недостаточному обогреву. Решение: проверьте уровень жидкости и при необходимости долейте.
- Неисправность термостата: Если термостат заедает в открытом положении, двигатель не будет прогреваться до рабочей температуры, что также скажется на работе печки. Решение: замените термостат на новый.
Посторонние звуки при работе печки
При включении печки могут возникать посторонние звуки, такие как свист или гул. Это может быть связано с:
- Износ подшипников вентилятора: Если слышен гул, возможно, подшипники вентилятора требуют смазки или замены. Решение: проверьте состояние подшипников и при необходимости замените их.
- Неправильная установка вентилятора: Если вентилятор установлен неправильно, это может вызывать вибрации и шум. Решение: проверьте крепление вентилятора и исправьте установку.
Неприятные запахи из печки
Запахи, исходящие из печки, могут быть признаком различных проблем:
- Загрязнение фильтра салона: Если фильтр забит, это может привести к появлению неприятных запахов. Решение: замените фильтр салона на новый.
- Утечка охлаждающей жидкости: Если в салоне ощущается запах антифриза, это может указывать на утечку. Решение: проверьте систему охлаждения на наличие утечек и устраните их.
Регулярное обслуживание и диагностика отопительной системы помогут избежать многих проблем и обеспечат комфортные условия в салоне автомобиля Лада Калина в любое время года.
Вопрос-ответ
Как ведет себя печка при неисправном термостате?
Заклинивание термостата. В случае закрытого состояния (малый круг) печка-то работать будет, только двигатель начнет перегреваться, вплоть до выхода из строя, так что эту поломку вы диагностируете довольно быстро.
Как проверить радиатор печки на протечку?
Если при включении обогрева вы чувствуете сладковатый или резкий запах, это может свидетельствовать о протечке охлаждающей жидкости из радиатора печки. Запотевшие окна. Протечка радиатора приводит к тому, что охлаждающая жидкость испаряется и оседает на окнах, вызывая сильное запотевание.
Советы
СОВЕТ №1
Перед проверкой печки в Ладе Калине, убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности и двигатель прогрет до рабочей температуры. Это поможет избежать ошибок в диагностике и даст более точные результаты работы системы отопления.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние радиатора отопителя. Если вы заметили, что печка плохо греет, возможно, в радиаторе образовались отложения или засоры. Рекомендуется провести его промывку или замену, если это необходимо.
СОВЕТ №3
Проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе. Низкий уровень может привести к недостаточному прогреву печки. Убедитесь, что жидкость находится на нужном уровне и не имеет загрязнений.
СОВЕТ №4
Не забывайте о фильтре салона. Если он загрязнен, это может значительно ухудшить работу печки. Регулярно проверяйте и при необходимости меняйте фильтр, чтобы обеспечить хороший поток теплого воздуха в салон.



