Печка в автомобиле — это необходимость, особенно зимой. Если печка на Ладе Калине не греет, дует холодным воздухом или работает неэффективно, это ухудшает комфорт в поездках. В статье рассмотрим основные неисправности системы отопления, причины их возникновения и предложим советы по ремонту и замене узлов отопительной системы своими руками. Эти знания помогут быстро решить проблему и обеспечить тепло в автомобиле.
Устройство системы отопления Лады Калина
Печка в автомобиле обеспечивает передачу тепла от двигателя в салон. Без обогрева стекла быстро запотевают, а зимой могут покрываться инеем. В модели Калина предусмотрено расположение печки, позволяющее интегрировать кондиционер. Конструкция системы проста и понятна, она одинакова для всех моделей, независимо от типа кузова – универсал, седан или хэтчбек. Схема работы системы представлена на изображении.
- Выход воздуховода слева.
- Воздуховод слева.
- Воздуховоды для лобового стекла.
- Распределительный корпус воздуховодов.
- Отопитель.
- Воздуховод вентиляции справа.
- Выход воздуховода справа.
- Воздуховод для обогрева ног.
- Воздуховод для обогрева салона.
- Выход воздуховода по центру.
В конструкции используется принцип приточно-вытяжной циркуляции. В салон поступает воздух, который нагревается от охлаждающей жидкости, одновременно отводящей излишнее тепло от двигателя. Печка функционирует благодаря нагреву охлаждающей жидкости в радиаторе. Затем с помощью вентилятора горячий воздух распределяется по воздуховодам и поступает в салон автомобиля.
Система отопления управляется электроникой. Объем воздуха, который прогревается в радиаторе отопителя, регулируется заслонкой. На центральной консоли находится блок управления климатической системой, который контролирует положение заслонки и скорость работы электровентилятора.
Блок управления отопителем включает следующие элементы:
- Регулятор температуры. Поворачивая ручку, можно изменять температуру воздуха, поступающего в салон. Поворот в синюю зону добавляет холодный воздух, а в красную – горячий.
- Переключатель скорости вентилятора. С его помощью регулируется скорость подачи воздуха в салон.
- Переключатель направлений воздушных потоков – на лобовое стекло и вниз, только вниз на ноги, в верхнюю часть салона, на лобовые и боковые окна.
- Ручка рециркуляции. Включает циркуляцию воздуха в салоне, при этом воздух снаружи не поступает. Рекомендуется использовать ее недолго, так как это может привести к запотеванию окон.
- Обогреватель заднего стекла.
К системе управления также относятся дефлекторы воздуховодов. Их можно открывать и закрывать, а также регулировать направление потока воздуха.
Эксперты отмечают, что проблема с отоплением в Ладе Калине может быть вызвана несколькими факторами. В первую очередь, стоит проверить уровень охлаждающей жидкости в системе. Низкий уровень может привести к недостаточному прогреву печки. Также стоит обратить внимание на состояние термостата: если он заедает в открытом положении, двигатель не будет достигать рабочей температуры, что негативно скажется на работе печки.
Другой распространенной причиной является засорение радиатора отопителя. В этом случае рекомендуется провести его промывку. Не стоит забывать и о состоянии воздушных фильтров, которые могут препятствовать нормальному потоку воздуха. Если все вышеперечисленные меры не помогли, стоит обратиться к специалистам для более детальной диагностики системы отопления.
Неисправности системы отопления Калины
Самые распространенные неполадки работы печки – дует слабый поток воздуха, поступает только холодный воздух или не поступает вовсе. Среди причин, по которым не греет печка на Ладе Калине:
- Износ патрубков системы охлаждения двигателя. Течь антифриза из-за изношенности шлангов приводит к снижению его уровня в системе, а значит, и к недостаточному обогреву радиатора отопителя.
- Кран печки вышел из строя. Определить эту неисправность можно по появившимся на полу, под передними ковриками, лужицам охлаждающей жидкости.
- Неисправен блок управления отоплением. Для начала следует проверить питание от бортовой сети. Если оно поступает – проблемы в климатической установке. Ремонт блока лучше доверить специалистам.
- Неполадки с проводкой. На блок управления отоплением не поступает напряжение. Чтобы проверить это, придется «прозвонить» все участки цепи.
- Неисправность дополнительного резистора, используемого для управления электровентилятором.
- Сломан регулятор отопителя. В этом случае будет невозможно установить комфортную температуру воздуха в салоне.
- Неисправен радиатор. Одна из самых распространенных проблем – плохо греет печка Лада Калина. При поломке характерны подтекания охлаждающей жидкости. Ремонту деталь не подлежит.
Если проблема не в отоплении, причина в неисправности какого-либо узла системы охлаждения. Эти две системы взаимосвязаны, и неполадки одной негативно сказываются на другой.
| Проблема | Возможная причина | Решение |
|---|---|---|
| Печка совсем не греет | Низкий уровень охлаждающей жидкости | Проверить уровень, долить до нормы. Осмотреть систему на предмет утечек. |
| Завоздушивание системы охлаждения | Прогреть двигатель до рабочей температуры, открыть крышку расширительного бачка, «прогазовать» двигатель, чтобы выгнать воздух. | |
| Неисправность термостата | Заменить термостат. | |
| Забитый радиатор отопителя | Промыть радиатор отопителя специальным средством или заменить его. | |
| Неисправность помпы (водяного насоса) | Заменить помпу. | |
| Печка греет слабо или только на высоких оборотах | Забитый салонный фильтр | Заменить салонный фильтр. |
| Неисправность заслонки отопителя | Проверить работу заслонки, возможно, она заклинила или сломался привод. Отремонтировать или заменить. | |
| Недостаточная циркуляция охлаждающей жидкости | Проверить помпу, термостат, отсутствие воздушных пробок. | |
| Печка греет только с одной стороны | Неисправность заслонки смешивания воздуха | Проверить работу заслонки, возможно, она заклинила. Отремонтировать или заменить. |
| Забитый радиатор отопителя (частично) | Промыть радиатор отопителя. | |
| Из печки дует холодный воздух при включенном отоплении | Неисправность блока управления отопителем | Проверить электрические соединения, возможно, потребуется диагностика и ремонт блока. |
| Обрыв тросика или тяги управления заслонкой | Проверить целостность тросиков/тяг, восстановить или заменить. | |
| Постоянно дует горячий воздух, невозможно регулировать температуру | Залипание заслонки смешивания воздуха в положении «горячий» | Проверить работу заслонки, возможно, она заклинила. Отремонтировать или заменить. |
| Неисправность датчика температуры салона | Проверить датчик, возможно, потребуется замена. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с проблемой неработающей печки на Ладе Калине:
-
Система охлаждения: Печка в автомобиле работает за счет теплообменника, который использует горячую охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя. Если печка не греет, это может указывать на проблемы с циркуляцией жидкости, например, из-за воздушной пробки в системе или недостатка антифриза.
-
Фильтр салона: Загрязненный фильтр салона может существенно снизить эффективность работы печки. Если воздух плохо проходит через фильтр, это может привести к тому, что печка будет плохо греть. Регулярная замена фильтра может решить эту проблему.
-
Электронные компоненты: В современных автомобилях, включая Ладу Калину, печка может управляться через электронные системы. Проблемы с электроникой, такие как неисправный датчик температуры или проблемы с блоком управления, могут также привести к тому, что печка не будет работать должным образом. Проверка этих компонентов может помочь выявить причину неисправности.
Определение неисправности в системе охлаждения
Первым сигналом о возможных проблемах с системой охлаждения является уменьшение уровня антифриза в расширительном бачке. Важно регулярно следить за количеством охлаждающей жидкости. В исправной системе уровень должен находиться между минимальной и максимальной отметками. Если антифриз начинает исчезать, это может привести к более быстрому нагреву двигателя и увеличивает риск его перегрева.
На автомобиле Калина отсутствует индикатор температуры двигателя, вместо этого имеется лампочка на приборной панели, которая предупреждает о критической температуре охлаждающей жидкости. Если вам часто приходится добавлять антифриз, стоит проверить наличие утечек. Если шланги повреждены, их можно заменить, как и хомуты.
Следующим этапом проверки является анализ циркуляции охлаждающей жидкости в системе. После запуска двигателя обратите внимание на расширительный бачок. Проблемы с циркуляцией могут быть вызваны неисправностью водяного насоса (который не подлежит ремонту) или засорением системы охлаждения, что требует ее очистки.
Для диагностики термостата необходимо запустить двигатель и прогреть его до 70-75 °С, после чего прикоснуться к нижнему патрубку радиатора. Если он остается холодным, это указывает на то, что охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру из-за заклинившего клапана термостата. В этом случае термостат следует заменить.
Если после тщательной проверки не удается выявить неисправность, причиной проблем с отопителем может быть воздушная пробка. Устранение лишнего воздуха позволит нормализовать работу системы отопления.
Проверка элементов системы отопления
Если не работает печка на Ладе Калине – дует холодным воздухом, – лучше искать причину, начиная с самого простого. Не стоит сразу разбирать сложные узлы. Обычно большинство проблем возникает из-за незначительных неполадок.
Датчик температуры
Когда из воздуховодов поступает только горячий или исключительно холодный воздух, независимо от положения заслонки, это указывает на неисправность датчика температуры в салоне. Этот датчик расположен в потолочной части, в осветительном плафоне. Для устранения проблемы необходимо заменить датчик.
Вентилятор отопления
Если переключение режимов и скорости потока воздуха ничего не даёт (слышен свист или треск, вентилятор начинает шуметь), неисправность связана с электровентилятором. Чтобы это проверить, нужно выполнить следующие действия:
- Установите ручку регулятора температуры в крайнее положение синей зоны.
- После этого начните переключателем менять скорости вентилятора с первой по четвертую.
Поток воздуха должен становиться сильнее с повышением скорости. Если этого не произойдет, значит, вентилятор неисправен. Если он работает, но не во всех режимах, или скорость меняется непропорционально, то причина поломки в вышедшем из строя вспомогательном резисторе. Источником проблемы может быть сгоревший предохранитель F5 в монтажном блоке из-за обрыва в цепи питания.
Заслонка отопителя
Чтобы проверить работу заслонки отопителя на Ладе Калине, необходимо установить ручку регулировки температуры в крайнее левое положение, находящееся в синей зоне, а переключатель скорости вентилятора – на максимальную мощность. Далее следует поворачивать ручку управления заслонками и одновременно наблюдать за изменением направления воздушных потоков. Если изменений не происходит, это может свидетельствовать о неисправности регулятора заслонок или о том, что заслонка застряла в одном положении (возможно, тросик тяги слетел).
Ремонт отопительной системы своими руками
Чтобы поменять ту или иную деталь системы отопления, совсем необязательно обращаться за помощью к специалистам. Это поможет сэкономить время, но не финансы. Если следовать рекомендациям, можно заменить некоторые узлы системы самостоятельно.
Вентилятор отопителя
Замена вентилятора отопителя на Калина доступна даже для начинающих мастеров. Главная трудность заключается в его расположении. Именно поэтому основное время уходит не на установку новой детали, а на ее снятие.
Замена вентилятора со снятием панели
Способ рекомендован инженерами «АвтоВАЗа», но он не самый простой. Далеко не все решаются им воспользоваться в условиях обычного гаража. При выполнении работ нужно следовать инструкции:
- Сначала следует обесточить бортовую сеть, отсоединив клеммы аккумулятора.
- Слить всю охлаждающую жидкость, извлечь салонный фильтр.
- Открутив гайки крепления, опустить рулевую колонку в крайнее нижнее положение.
- Выключатель стоп-сигналов освободить от проводов, отщелкнув фиксаторы, снять обивку со стоек.
- Открутить саморезы и убрать переднюю панель (облицовку), далее снять торпедо вместе с дефлекторами.
- Теперь можно приступать к демонтажу вентилятора. Для этого нужно отсоединить от него клемму с проводами, снять шланг вентиляции, открутить крепёжные гайки.
После установки нового вентилятора все дальнейшие действия осуществляются в порядке, обратном демонтажу. Процедура требует внимания и аккуратности, занимает немало времени. В некоторых моментах потребуется помощь второго человека.
Замена вентилятора без снятия панели
Снимать всю приборную панель только ради замены вентилятора печки нецелесообразно. Установить новое устройство можно и без демонтажа торпедо – достаточно лишь приподнять его правую часть. Затем нужно подготовить нож и фонарик и заглянуть под панель. Отрезается шумоизоляция, откручиваются крепежные элементы, и процесс замены моторчика печки Калина становится значительно проще. Этот метод позволяет существенно сэкономить время и нервы, хотя может вызвать некоторые неудобства.
Прежде чем начинать замену электровентилятора, важно убедиться, что именно это устройство является причиной неисправности.
Замена регулятора температуры
Для демонтажа детали и ее замены необходимо снять блок управления в сборе. Процедура выглядит следующим образом:
- бортовая сеть обесточивается путем снятия «минусовой» клеммы с аккумулятора;
- магнитола (если есть) извлекается, и от нее отцепляется клеммная колодка проводов;
- рычаг управления заслонкой снимается;
- далее демонтируется ручка регулятора температуры и направления воздушных потоков;
- в нижней части блока управления расположены заглушки – их нужно снять и открутить под ними крепёжные винты;
- центральную консоль следует аккуратно потянуть на себя;
- после снятия консоли отсоедините клеммные колодки от переключателей.
После замены все собирается в обратной последовательности. Эта операция проста, и для работы понадобится только пара разных отвёрток.
Замена радиатора отопителя без снятия панели
Замена радиатора отопителя на Ладе Калине, как и на других переднеприводных автомобилях ВАЗ, представляет собой довольно сложную задачу. Для этого потребуется разобрать значительную часть передней панели. Вам понадобятся новый радиатор, шланги, хомуты, болгарка и стандартный набор инструментов. Первоначально необходимо выполнить несколько действий в подкапотном пространстве:
- слить антифриз из системы охлаждения;
- демонтировать аккумулятор и корпус воздушного фильтра, чтобы обеспечить свободный доступ к патрубкам отопителя;
- отсоединить все резиновые патрубки от печки в подкапотном пространстве, открутить гайку, фиксирующую металлический щиток, который защищает шланги, ведущие к печке в салон.
После этого следует перейти в салон и выполнить следующие шаги:
- открутить три гайки крепления и снять педаль газа;
- отвести педаль тормоза как можно дальше в сторону;
- сделать надрез на металлическом щитке и с помощью ножа отрезать патрубки радиатора;
- выкрутить крепежные винты и аккуратно извлечь радиатор отопителя в сторону педалей.
Извлечение радиатора, не снимая панель, – это лишь половина задачи. Установка нового радиатора также может вызвать трудности. Перед этим рекомендуется тщательно обработать патрубки, удалив заусенцы и шероховатости с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
На верхний отвод радиатора устанавливается шланг с более широким концом, а на нижний – с более узким. Остальные концы шлангов следует подключить на свои места, не перепутав. Место, где шланги выходят из салона в подкапотное пространство, желательно обработать шумоизоляционным материалом.
Замена радиатора отопителя поможет устранить проблему недостаточного обогрева. Из-за сложности большинства работ по ремонту системы отопления стоимость таких услуг на специализированных СТО может показаться довольно высокой. Поэтому не удивительно, что существует множество «народных» методов ремонта.
Доработки системы отопления
Каждый владелец Лады Калины сталкивается с необходимостью доработки печки. Улучшение обычно предполагает установку нового термостата на 6 отверстий, фильтрующего элемента для очистки охлаждающей жидкости и другого крана отопителя. Многие, учитывая посредственную работу помпы, устанавливают дополнительный водяной насос. Существует немало способов незначительного тюнинга, при помощи которого удается достичь улучшений для большего комфорта.
https://youtube.com/watch?v=7OUuphinDvo
Увеличение рабочей температуры
Этот метод подходит для автомобилей Лада Калина, оснащённых электронной педалью газа. Ранее управление дроссельной заслонкой осуществлялось с помощью тросикового привода, который обогревался от общей системы охлаждения. После установки электронной системы шланг, предназначенный для обогрева, был замкнут в контуре охлаждения.
Для выполнения модернизации вам понадобятся тройник, дополнительный шланг и хомуты. Второй воздуховод устанавливается как можно ближе к термостату – тройник монтируется в патрубок, по которому подаётся охлаждающая жидкость к радиатору. Другой конец воздуховода соединяется с отводом лишнего пара, расположенным рядом со штуцером расширительного бачка. Благодаря этой простой модернизации можно повысить рабочую температуру до 92-95 °С при прогреве печки до 50 °С и выше.
Установка гидравлического забора на водоотвод
В канал пароотводящей трубки вставляется обычная медицинская капельница, которая погружается в антифриз до дна расширительного бачка. По мере охлаждения жидкость, подчиняясь закону физики о сообщающихся сосудах, начнёт затягиваться в пароотвод, предотвращая возможное образование воздушных пробок – завоздушивание. Благодаря такому простому способу печка начнёт греть гораздо эффективнее, а значит, в салоне будет теплее.
Также можно поменять хомуты на более надёжные – самозатягивающиеся, а обычные резиновые шланги – на силиконовые. Для сокращения тепловых потерь стоит проклеить все места соединений воздуховодов, но для этого снова придется демонтировать панель. Удобнее всего это сделать при устранении какой-нибудь неисправности.
https://youtube.com/watch?v=S1E8IMSIB0U
Регулярное снятие и установка торпедо приведет к его разбалтыванию, появятся скрипы, стуки и другие посторонние звуки, исходящие из-под панели во время движения.
Регулировка заслонки печки
Чтобы получить доступ к заслонке отопителя, необходимо разобрать часть передней панели, открутив центральную консоль. Именно здесь находится блок управления отоплением. Для начала потребуется снять пепельницу и две заглушки, расположенные под кнопкой аварийной сигнализации. Под ними находятся два самореза, которые нужно открутить. Затем следует снять все ручки и переключатели с блока управления. Освободив фиксаторы, консоль нужно аккуратно выдвинуть на себя и отсоединить все провода, находящиеся за ней.
Часто причиной неисправности заслонки является износ или поломка крепления ее привода. Если замена детали невозможна, можно использовать эпоксидный клей для склеивания сломанного крепления. Оно может быть повреждено из-за того, что тросик привода работал слишком туго. В таком случае рекомендуется вручную разработать трос, что обычно помогает избежать подобных проблем в будущем.
Начать корректировку положения заслонки лучше всего с настройки крана отопителя. С его корпуса необходимо снять скобу, удерживающую оболочку троса. После этого можно отсоединить трос от крана. Рычажок крана следует повернуть в максимально открытое положение и убрать старый трос. На самом деле, кран отопителя можно и не закрывать в дальнейшем.
Если этот метод вас не устраивает, можно воспользоваться более сложным способом:
- Длина оболочки троса должна быть отрегулирована так, чтобы в крайнем правом положении переключателя на блоке управления кран был открыт на «максимум».
- С помощью скобы-защелки фиксируем трос в этом положении, после чего можно переходить к регулировке заслонки.
- Снимаем скобу, которая крепит оболочку троса на корпусе печки, и находим желтый рычажок, расположенный справа. Его нужно потянуть на себя до упора.
- Оболочку троса следует отрегулировать так, чтобы рычаг на блоке управления в крайнем правом положении полностью открывал заслонку.
- После этого трос можно зафиксировать скобой.
Один и тот же трос управляет как заслонкой, так и рычажком крана отопителя. Неисправность заслонки является одной из самых распространенных проблем в системе отопления не только Лады Калины, но и других моделей ВАЗ. Поэтому перед наступлением холодов рекомендуется обязательно отрегулировать эту деталь.
Если следить за состоянием системы отопления и периодически проводить техническое обслуживание, печка будет служить долго и без серьезных проблем.
Профилактика и обслуживание системы отопления
Система отопления в автомобиле играет ключевую роль в обеспечении комфорта водителя и пассажиров, особенно в холодное время года. Чтобы печка на Ладе Калине работала эффективно, необходимо регулярно проводить профилактику и обслуживание системы отопления. Это поможет избежать неприятных ситуаций, когда печка перестает греть.
Первым шагом в профилактике является регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости. Низкий уровень жидкости может привести к недостаточному прогреву системы. Рекомендуется проверять уровень охлаждающей жидкости не реже одного раза в месяц, особенно перед началом зимнего сезона. Если уровень жидкости ниже нормы, необходимо долить антифриз, соответствующий рекомендациям производителя.
Следующий важный аспект — это состояние радиатора отопителя. Со временем в радиаторе могут накапливаться отложения и загрязнения, что препятствует нормальному теплообмену. Для профилактики рекомендуется периодически промывать радиатор отопителя специальными средствами, которые удаляют накипь и грязь. Это можно сделать самостоятельно или обратиться в сервисный центр.
Также стоит обратить внимание на состояние воздушных фильтров. Загрязненные фильтры могут ограничивать поток воздуха, что негативно сказывается на работе печки. Рекомендуется менять салонный фильтр не реже одного раза в год, а также проверять его состояние в межсезонье.
Не менее важным является проверка работы термостата. Если термостат заедает в открытом положении, двигатель не будет достигать рабочей температуры, что также скажется на эффективности отопления. Рекомендуется проверять термостат при каждом техническом обслуживании автомобиля.
Кроме того, стоит обратить внимание на состояние патрубков и соединений системы отопления. Трещины или протечки в патрубках могут привести к утечке охлаждающей жидкости, что негативно скажется на работе печки. Регулярная визуальная проверка поможет выявить проблемы на ранней стадии.
Наконец, не забывайте о необходимости проверки работы вентилятора печки. Если вентилятор не работает, даже при исправной системе отопления, тепло не будет поступать в салон. Проверка работы вентилятора должна проводиться при каждом запуске автомобиля, особенно в холодное время года.
Соблюдение этих простых рекомендаций поможет поддерживать систему отопления Лады Калини в исправном состоянии и обеспечит комфортные условия в салоне автомобиля в любое время года.
Вопрос-ответ
Почему печка работает, но не греет?
Есть несколько основных причин плохой работы печки: это загрязнение радиатора печки и всей системы охлаждения, неисправный термостат, завоздушивание радиатора печки, забит салонный фильтр, плохая работа помпы системы охлаждения.
Как определить, забит радиатор печки или нет?
Как понять, что забит радиатор печки? Основные признаки забивания – это когда холодный или еле теплый воздух заходит в салон, что сопровождается запотеванием стекол и появлением запаха охлаждающей жидкости в салоне. Если вы обнаружите эти признаки, рекомендуется проверить радиатор на забивание.
Почему печка стала дуть холодным воздухом?
Причиной холодного воздуха может быть недостаточно качественная циркуляция жидкости по каналам системы. Привести к такой проблеме может несколько факторов: неисправность насоса, проблемы с краником печки, засорение радиатора и так далее.
Почему на прогретую машину печка дует холодным?
Если после прогрева двигателя шланг не нагревается, а печка дует холодным воздухом, то можно сделать вывод о выходе термостата из строя и необходимости его замены. Еще одной причиной того, что печка дует холодным воздухом, может заключаться в неэффективной работе помпы – насоса, занимающегося перекачкой антифриза.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Низкий уровень жидкости может привести к недостаточному прогреву печки. Убедитесь, что в системе достаточно антифриза и при необходимости долейте его до нужного уровня.
СОВЕТ №2
Осмотрите радиатор печки на наличие засоров. Если радиатор забит грязью или отложениями, это может препятствовать нормальному теплообмену. В таком случае рекомендуется промыть радиатор специальными средствами или обратиться в сервис для профессиональной чистки.
СОВЕТ №3
Проверьте работу термостата. Если термостат заедает в открытом положении, двигатель может не достигать рабочей температуры, что также влияет на эффективность печки. Если вы подозреваете неисправность термостата, его следует заменить.
СОВЕТ №4
Убедитесь в исправности вентилятора печки. Если вентилятор не работает или работает слабо, это может привести к недостаточному прогреву воздуха. Проверьте предохранители и проводку, а также сам вентилятор на предмет повреждений.




