Система охлаждения ВАЗ 2110 обеспечивает надежную работу двигателя, предотвращая перегрев и обеспечивая теплообмен. В статье рассмотрим устройство системы, основные неисправности и методы их устранения. Вы узнаете о замене элементов, промывке и возможностях тюнинга, что поможет поддерживать автомобиль в исправном состоянии и продлить срок службы.
Устройство и принцип работы СОД ВАЗ 2110
Система охлаждения, применяемая на ВАЗ 2110, представляет собой стандартное решение для инжекторных автомобилей. В её состав входят основные компоненты: радиатор, отопитель, водяной насос, термостат, расширительный бачок, вентилятор для принудительного охлаждения, датчик температуры, электронный блок управления (ЭБУ) и несколько соединительных трубок.
Система охлаждения ВАЗ 2110 состоит из радиатора, водяного насоса, термостата, шлангов и расширительного бачка. Основной задачей этой системы является поддержание оптимальной температуры двигателя, предотвращая его перегрев. Эксперты отмечают, что частыми неисправностями являются утечки охлаждающей жидкости, засоры радиатора и неисправности термостата. Для устранения утечек рекомендуется регулярно проверять шланги и соединения на наличие трещин и коррозии. Засоры можно устранить промывкой радиатора специальными средствами. Если термостат не открывается, его следует заменить, чтобы обеспечить нормальный поток охлаждающей жидкости. Регулярное обслуживание системы охлаждения, включая замену жидкости и проверку компонентов, поможет избежать серьезных проблем и продлить срок службы автомобиля.
Радиатор
Радиатор на ВАЗ 2110 применяется в системе только во время движения антифриза по большому конуру – проходя через него, рабочая жидкость охлаждается. Обычно это алюминиевый корпус с трубками внутри и пластинами снаружи, также их называют сотами. Оснащается двумя пластиковыми бачками, разделенными стенками, через которые движется тосол. Когда открывается большой круг, ОЖ заходит в радиатор через верхний отвод, а выходом служит нижний.
| Элемент системы охлаждения | Возможные неисправности | Методы устранения неисправностей |
|---|---|---|
| Радиатор охлаждения | Засорение сот, течь (трещины, пробоины), повреждение бачков | Промывка радиатора, пайка или замена радиатора, замена бачков |
| Расширительный бачок | Трещины, течь, повреждение крышки (не держит давление) | Замена бачка, замена крышки расширительного бачка |
| Термостат | Залипание в открытом или закрытом положении, неполное открытие/закрытие | Замена термостата |
| Водяной насос (помпа) | Износ подшипника (шум, люфт), течь сальника, повреждение крыльчатки | Замена водяного насоса |
| Вентилятор охлаждения | Не включается, постоянно работает, шум при работе, повреждение лопастей | Проверка предохранителя, реле, датчика включения вентилятора; замена вентилятора |
| Датчик температуры охлаждающей жидкости | Неправильные показания, отсутствие показаний, не включает вентилятор | Проверка проводки, замена датчика |
| Патрубки и шланги | Трещины, разрывы, ослабление хомутов, течь | Замена патрубков/шлангов, затяжка хомутов |
| Охлаждающая жидкость (антифриз) | Низкий уровень, старая жидкость (потеря свойств), несоответствующий тип | Долив или замена антифриза, использование рекомендованного типа |
| Радиатор отопителя (печки) | Засорение, течь | Промывка радиатора отопителя, замена радиатора отопителя |
| Пробка радиатора (если есть) | Не держит давление, повреждение клапана | Замена пробки радиатора |
| Пробка расширительного бачка | Не держит давление, повреждение клапана | Замена пробки расширительного бачка |
| Датчик уровня охлаждающей жидкости (если есть) | Неправильные показания, неисправность | Проверка проводки, замена датчика |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о системе охлаждения ВАЗ 2110 и методах устранения неисправностей:
-
Компоненты системы охлаждения: Система охлаждения ВАЗ 2110 состоит из радиатора, водяного насоса, термостата, патрубков и расширительного бачка. Интересно, что термостат играет ключевую роль в поддержании оптимальной рабочей температуры двигателя, открывая и закрывая поток охлаждающей жидкости в зависимости от температуры.
-
Проблемы с перегревом: Одной из распространенных неисправностей системы охлаждения является перегрев двигателя. Это может быть вызвано недостатком охлаждающей жидкости, засорением радиатора или неисправностью термостата. Для диагностики можно использовать метод «на ощупь»: если верхняя часть радиатора горячая, а нижняя холодная, это может указывать на забитый радиатор или неисправный термостат.
-
Методы устранения неисправностей: Для устранения неисправностей в системе охлаждения ВАЗ 2110 важно регулярно проверять уровень и состояние охлаждающей жидкости, а также проводить профилактическую очистку радиатора. Если обнаружены утечки, их можно устранить с помощью специальных герметиков, однако в случае серьезных повреждений лучше заменить поврежденные компоненты.
Расширительный бачок
Изготавливается из термостойкого пластика и предназначен для заливки охлаждающей жидкости (ОЖ) и контроля ее уровня. На стенке бачка расположены отметки «минимум» и «максимум», и в нормальных условиях уровень жидкости должен находиться на средней отметке. Бачок оборудован двумя патрубками: один предназначен для отвода пара от основного радиатора, а другой – для удаления излишков тепла от радиатора отопителя.
На расширительном бачке автомобиля ВАЗ 2110 устанавливается специальная крышка с клапаном, которая обеспечивает герметичность всей системы. Она состоит из впускного и выпускного клапанов.
По мере нагрева антифриза в системе охлаждения давление увеличивается, и излишки стравливаются через выпускной клапан. Когда двигатель остывает, давление снижается, и воздух поступает через впускной клапан.
Термостат
Термостат по своему назначению является перепускным механизмом, он перераспределяет поток тосола с малого на большой круг циркуляции. Когда запускается холодный мотор, жидкость начинает двигаться по малому контуру, не попадая в радиатор – по рубашке блока цилиндров, радиатору отопителя и подогреву дроссельного узла. При достижении температуры 87-90 градусов клапан термостата приоткрывается. Когда температура достигает 102 градусов, клапан открывается полностью, пропуская поток антифриза через радиатор перед двигателем.
Водяной насос
Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляется с помощью водяного насоса, который работает от общего привода с механизмом газораспределения. Одной из распространенных причин обрыва ремня ГРМ является заклинивание помпы. Обычно корпус насоса изготавливается из алюминия. С одной стороны насоса жестко установлен приводной зубчатый шкив, а с другой – крыльчатка, выполненная из пластика или алюминия.
На автомобилях ВАЗ 2110 устанавливались различные двигатели. Владельцы моделей с легендарным 124-м мотором могут не переживать о возможном столкновении клапанов с поршнями в случае обрыва ремня ГРМ, так как это не произойдет. Однако владельцам двигателей 21120 следует быть осторожными, так как в их случае клапана могут погнуться. Рекомендуется регулярно проверять состояние помпы и при обнаружении любых неисправностей незамедлительно производить её замену, так как этот элемент не подлежит ремонту.
Вентилятор радиатора
Регулятором температуры охлаждающей жидкости служит не только радиатор и термостат, но и электровентилятор. Он имеет 4 лопасти из пластика и электродвигатель. Когда температура рабочей жидкости достигает 110 градусов, датчик включения вентилятора на ВАЗ 2110 посылает сигнал на электронный блок управления двигателем, который передает показания на реле – электроцепь замыкается, и включается электровентилятор. Он будет обдувать радиатор до тех пор, пока температура не опустится до 90-95 градусов.
Датчик ОЖ и радиатор печки
Датчик охлаждающей жидкости предназначен для мониторинга температуры антифриза в двигателе. Он располагается на блоке цилиндров и передает данные на электронный блок управления (ЭБУ). Не стоит путать его с датчиком температуры, который отправляет сигналы на приборную панель. Радиатор отопителя используется для подачи теплого воздуха в салон автомобиля. Он соединен с системой охлаждения через специальные шланги. Антифриз постоянно циркулирует через радиатор, так как он входит в малый круг циркуляции. Дроссельный узел включает два патрубка: один предназначен для отвода избыточной рабочей жидкости, а через другой подводится антифриз. В одном из патрубков также установлен датчик, который следит за температурой и уровнем охлаждающей жидкости.
В более современных версиях ВАЗ 2110 датчик интегрирован в алюминиевый корпус дроссельного узла, а объем расширительного бачка значительно увеличен.
Принцип работы СОД
Система охлаждения замкнута и работает всегда, никаких настроек не требуется. Антифриз заливается в расширительный бачок. Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости используется тосол или другая ОЖ. Это раствор воды с этиленгликолем, благодаря которому жидкость не замерзает при отрицательных температурах. В системе охлаждения 10-ого семейства используется около 8 литров ОЖ, при необходимости ее нужно доливать. После достижения пробега в 75 000 км рекомендуется промывать систему и менять ОЖ. Принцип работы СОД условно можно разделить на несколько стадий:
- Циркуляция рабочей жидкости осуществляется благодаря центробежному насосу (помпе). Он интегрирован в блок цилиндров и приводится в действие ремнем привода ГРМ.
- Циркулируя по рубашке блока цилиндров, антифриз начинает греться от раскаленных в результате работы ДВС деталей. В это время расположенный тут же датчик измеряет температуру охлаждающей жидкости, которая движется только по малому контуру. Когда тосол нагревается до 90 градусов, клапан термостата приоткрывается, пропуская жидкость циркулировать по большому контуру. Это значит, что ОЖ начинает проходить через основной радиатор, где охлаждается и возвращается в систему – так происходит теплоотвод. Малый и большой контуры работают параллельно. После повышения температуры до 102 градусов циркуляция осуществляется только по большому кругу.
Жидкость в радиаторе охлаждается за счёт встречного потока воздуха во время движения автомобиля, но так происходит не всегда. Например, в пробках нет возможности охладить ОЖ потоком воздуха навстречу. В этом случае при нагреве тосола более 102 градусов датчик температуры отслеживает превышение рабочих значений и передает информацию контроллеру, который посылает сигнал на реле электровентилятора для запуска принудительного охлаждения.
Нагреваясь, жидкость увеличивается в объеме. Лишний антифриз возвращается через пароотводящий патрубок в расширительный бачок, а после остывания подается в систему.
Неисправности системы охлаждения и способы их устранения
Системы охлаждения могут сталкиваться с множеством проблем. Чаще всего это связано не столько с надежностью самой системы, сколько с низким качеством используемых компонентов. Наиболее распространенные неисправности включают:
- недостаточный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, что может быть вызвано нарушением герметичности соединений шлангов или повреждением самого бачка;
- отсутствие давления в системе, что может быть следствием поломки водяного насоса;
- перегрев жидкости из-за некорректной работы электровентилятора – возможные неисправности включают сам вентилятор, реле или датчик температуры;
- неисправность термостата – ее можно определить по двум основным признакам: охлаждающая жидкость циркулирует только по большому кругу или только по малому, что приводит к тому, что двигатель либо не нагревается, либо перегревается.
Рекомендуется регулярно использовать режим самодиагностики для своевременного обнаружения отклонений в температурном режиме, а также следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Утечка антифриза
Сначала следует проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Если он низкий, нужно осмотреть подкапотное пространство на предмет наличия подтёков. Обычно причина их появления в слабом соединении хомутов, повреждении радиатора или радиатора печки. Во всех случаях потребуется замена элементов.
Циркуляция тосола в системе
Для проверки давления в системе необходимо открыть крышку расширительного бачка и наблюдать за поступлением тосола. Если циркуляция нарушена, это может быть связано с загрязнением системы охлаждения, и в таком случае потребуется ее промывка. Еще одной причиной может стать неисправность водяного насоса, при этом обязательно произойдет обрыв ремня ГРМ, что приведет к дорогостоящему ремонту загнутых клапанов.
Двигатель перегревается
Причиной в большинстве случаев становится неисправный термостат. Для проверки нужно потрогать рукой нижний и верхний патрубки радиатора. Если верхний при рабочей температуре двигателя будет горячий, а нижний остаётся холодным, значит, термостат заклинил в закрытом положении.
Если он заклинит в открытом виде, двигатель будет долго прогреваться. Летом это не страшно, а зимой принесет массу неудобств. В обоих случаях термостат подлежит замене. Двигатель может перегреваться, если в системе есть воздушная пробка, или не работает электровентилятор. Также надо проверить радиатор – возможно, его соты забиты грязью.
Замена водяного насоса
Для удобства рекомендуется снять адсорбер и отложить его в сторону, не отсоединяя шланги. Также необходимо убрать пластиковую накладку с верхней части двигателя и защитный кожух привода ГРМ. Далее следуйте следующему алгоритму:
- Поднимите правую переднюю часть автомобиля с помощью домкрата, чтобы вывесить колесо. Это понадобится для установки меток.
- Снимите колесо, открутите гайку, которая крепит шкив коленчатого вала, и извлеките шкив.
- Ослабьте гайки, которые фиксируют ролики-натяжители, и снимите ремень газораспределительного механизма.
- Вставьте подходящий деревянный брусок между шестернями распредвалов, чтобы предотвратить их вращение.
- Открутите три болта, которые крепят помпу, и снимите насос.
Новая помпа устанавливается в обратном порядке, при этом рекомендуется нанести небольшой слой силиконового герметика на места соприкосновения с блоком.
После завершения всех работ не забудьте долить охлаждающую жидкость и проверить работоспособность системы.
Замена радиатора
Следует сначала слить антифриз из системы, открутив сливную пробку в нижней части радиатора, предварительно подставив подходящую ёмкость. Далее нужно слить охлаждающую жидкость с рубашки блока. Дальнейшая работа проводится следующим образом:
- Снятие фишки проводов и отключение электровентилятора.
- Открутить два болта с левой стороны.
- Открутить две гайки сверху и болт внизу.
- Теперь можно снять радиатор вместе с электровентилятором, отсоединив предварительно нижний и верхний патрубок.
Новый радиатор устанавливается в обратной последовательности, рекомендуется поменять охлаждающую жидкость.
Замена термостата
Перед тем как заменить термостат, необходимо слить охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров. Затем следует ослабить хомуты на патрубках, которые подключены к термостату, и снять его. Установка нового устройства выполняется в обратном порядке, и рекомендуется также заменить хомуты.
Все эти процедуры, включая замену соединительных шлангов или радиатора отопителя, можно выполнить в условиях гаража. Обращение в автосервис не является обязательным. Замена помпы обойдется примерно в 800 рублей, термостата – от 400 до 500 рублей, а радиатора – от 300 до 400 рублей. Эти суммы не столь велики, и сама работа не требует особых навыков. Каждый может решить, делать это самостоятельно или воспользоваться услугами СТО.
Промывка системы охлаждения
В современных автомобилях в качестве охлаждающей жидкости используется антифриз или тосол. ОЖ рано или поздно начинает выкипать, а значит, в бачке снижается ее уровень. Раньше автолюбители доливали в систему дистиллированную воду, сейчас – антифриз той же марки. Охлаждающая жидкость отводит тепло от мотора и, проходя через радиатор, охлаждается для дальнейшей циркуляции. Тосол частично смазывает элементы и узлы системы охлаждения, защищая их от коррозии.
При значительном пробеге (более 75 000 км) без замены ОЖ она практически теряет все свои свойства, постепенно темнеет, изменяется ее запах. Такие симптомы свидетельствуют и о загрязнении СОД. В любом случае потребуется замена антифриза с предварительной промывкой. Если этого не сделать, свежая жидкость быстро загрязнится, и придется повторить процедуру.
Чистка или промывка системы охлаждения состоит из двух основных этапов. Сначала нужно снять радиатор и вручную очистить его соты в виде решетки от грязи и насекомых. Лучшим для этого инструментом будет автомобильная мойка высокого давления – направленная струя быстро выбьет из сот всю грязь. При этом чтобы не повредить мягкие алюминиевые пластины, нужно обрабатывать радиатор с расстояния не менее одного метра.
На следующем этапе можно приступить к промывке системы. Так не только очищают СОД от грязи, но и удаляют ржавчину и накипь (особенно, если использовалась вода). Промывание понадобится и после решения некоторых проблем с двигателем, когда в систему охлаждения попадают моторное масло и газы из камер сгорания, что также оказывает негативное воздействие на СОД. Для очистки используются специальные средства или обычная дистиллированная вода.
Перед началом процедуры следует слить весь старый антифриз с радиатора и с блока цилиндров. Чтобы ускорить процесс, открутите крышку расширительного бачка. При этом двигатель должен быть остывшим. Промывка проводится в несколько простых шагов:
- Закрутить все сливные пробки и залить в расширительный бачок дистиллированную воду или специальный раствор для промывки.
- Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 15-20 минут, пока температура не поднимется до рабочих значений вплоть до запуска принудительного охлаждения электровентилятором. Во время работы двигателя отопитель должен работать на обогрев с максимальными оборотами.
Если температура поднимается слишком быстро, или есть другие отклонения, это может свидетельствовать о наличии воздуха в системе. В этом случае нужно избавиться от воздушной пробки любым доступным способом. Потом можно заглушить двигатель и дать ему остыть, затем слить жидкость из системы.
При сильном загрязнении следует процедуру промывки повторить и продолжить до тех пор, пока не начнет сливаться чистая жидкость. После этого можно заливать антифриз.
Способы доработки СОД
Ни один автомобиль, произведенный в нашей стране, не может похвастаться идеальными техническими характеристиками, и ВАЗ 2110 – не исключение. Однако, улучшить работу системы охлаждения вполне возможно, если провести некоторые доработки:
- Установка термостата с шестью отверстиями – это поможет поддерживать стабильную температуру охлаждающей жидкости.
- Замена на систему охлаждения от Лады Калина – это ускорит прогрев антифриза в холодную погоду и снизит давление в системе.
- Установка более мощного водяного насоса или дополнительной помпы – это увеличит скорость циркуляции антифриза.
- Замена электровентилятора на более производительный и тихий – это обеспечит более быстрое охлаждение и возможность регулировки его запуска.
- Установка альтернативной прошивки блока управления двигателем – это позволит активировать электровентилятор при более низкой температуре.
Важно также использовать только качественные и проверенные антифризы или тосол, так как это напрямую влияет на эффективность и надежность работы системы охлаждения. Хотя система охлаждения ВАЗ 2110 не является идеальной, она отличается простотой и надежностью, и проблемы с ней возникают довольно редко. Если регулярно менять расходные материалы, следить за уровнем антифриза и проверять систему на наличие неисправностей, можно рассчитывать на длительный срок службы. Большинство работ по ремонту и замене можно выполнить самостоятельно, так как это не представляет особой сложности. Исключение составит только замена помпы, так как в этом случае потребуется работа с приводом ГРМ.
Проверка и замена охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость (ОЖ) играет ключевую роль в системе охлаждения автомобиля ВАЗ 2110, обеспечивая эффективное отведение тепла от двигателя и предотвращая его перегрев. Регулярная проверка и замена ОЖ являются важными процедурами, которые способствуют долговечности двигателя и надежной работе всей системы охлаждения.
Проверка уровня охлаждающей жидкости должна проводиться не реже одного раза в месяц, особенно в период активной эксплуатации автомобиля. Для этого необходимо:
- Убедиться, что двигатель остыл, чтобы избежать ожогов при открытии крышки радиатора или расширительного бачка.
- Открыть крышку расширительного бачка и проверить уровень жидкости. Он должен находиться между отметками «MIN» и «MAX».
- При необходимости долить охлаждающую жидкость, используя рекомендованный производителем тип ОЖ, чтобы избежать коррозии и образования отложений.
Если уровень охлаждающей жидкости постоянно снижается, это может указывать на наличие утечек в системе. В таком случае необходимо провести более детальную проверку всех компонентов системы охлаждения, включая радиатор, шланги, насос и термостат.
Замена охлаждающей жидкости должна производиться согласно регламенту технического обслуживания, но в среднем рекомендуется проводить эту процедуру каждые 2-3 года или после пробега 60-80 тысяч километров. Процесс замены включает следующие шаги:
- Подготовка автомобиля: установите его на ровной поверхности, заглушите двигатель и дайте ему остыть.
- Слив старой охлаждающей жидкости: откройте кран слива на радиаторе или открутите нижний шланг радиатора, чтобы слить старую ОЖ в подготовленную емкость.
- Промывка системы: для удаления остатков старой жидкости и отложений рекомендуется промыть систему чистой водой или специальным промывочным средством.
- Заполнение новой охлаждающей жидкостью: закройте сливной кран и заполните систему свежей ОЖ, следя за тем, чтобы не было пузырьков воздуха.
- Проверка на утечки: после заполнения запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут, затем проверьте все соединения на наличие утечек.
Важно помнить, что использование неподходящей или некачественной охлаждающей жидкости может привести к серьезным повреждениям двигателя и системы охлаждения. Поэтому всегда следует использовать ОЖ, соответствующую спецификациям, указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Регулярная проверка и замена охлаждающей жидкости не только обеспечивают надежную работу системы охлаждения, но и способствуют общему состоянию двигателя, предотвращая его перегрев и возможные поломки.
Вопрос-ответ
Из чего состоит система охлаждения ВАЗ 2110?
На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства.
Что входит в состав системы охлаждения?
Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения блока цилиндров, головки блока цилиндров, одного или нескольких радиаторов, вентилятора принудительного охлаждения радиатора, жидкостного насоса, термостата, расширительного бачка, соединительных патрубков и датчика температуры.
Какие неисправности бывают в системе охлаждения?
В системе охлаждения автомобиля могут возникать различные неисправности, такие как утечки охлаждающей жидкости, засоры радиатора или патрубков, неисправности термостата, поломка водяного насоса, а также проблемы с датчиками температуры и вентилятором. Эти неисправности могут привести к перегреву двигателя, снижению его эффективности и потенциальным повреждениям.
Что входит в ремонт системы охлаждения?
Ремонт системы охлаждения включает диагностику и устранение неисправностей, замену или ремонт компонентов, таких как радиатор, водяной насос, термостат, шланги и вентиляторы, а также проверку и доливку охлаждающей жидкости. Также может потребоваться очистка системы от загрязнений и коррозии.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в системе. Низкий уровень может привести к перегреву двигателя, что в свою очередь может вызвать серьезные повреждения. Убедитесь, что нет утечек, и при необходимости доливайте антифриз.
СОВЕТ №2
Следите за состоянием радиатора и его вентиляторов. Загрязненный радиатор может ухудшить теплоотвод, поэтому периодически очищайте его от грязи и пыли. Также проверьте, работают ли вентиляторы, особенно в жаркую погоду.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на термостат. Если он заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву двигателя. Регулярно проверяйте его работоспособность и заменяйте при первых признаках неисправности.
СОВЕТ №4
Не забывайте о замене охлаждающей жидкости согласно регламенту. С течением времени антифриз теряет свои свойства, что может привести к коррозии и образованию отложений в системе. Следите за сроками замены и используйте только рекомендованные производителем жидкости.


