В статье рассмотрим устройство радиатора системы охлаждения Лады Калины, его конструктивные особенности и распространенные неисправности. Понимание работы теплообменника поможет владельцам автомобилей своевременно выявлять и устранять проблемы, увеличивая срок службы радиатора и эффективность системы охлаждения. Также предложим пошаговую инструкцию по снятию и замене радиатора и обсудим методы его модернизации, что позволит оптимизировать работу автомобиля и избежать дорогостоящих ремонтов.
Устройство СОД Лады Калины
На автомобилях Калина 1 и Калина 2 применяется система охлаждения на основе жидкости. Эта система включает в себя такие элементы, как рубашка двигателя, радиатор, электровентилятор, водяной насос (помпу), расширительный бачок, термостат и соединительные шланги. Охлаждающая жидкость движется по двум контурам циркуляции. В малом круге антифриз проходит только через рубашку двигателя, в то время как в большом круге он циркулирует через радиатор.
Эксперты отмечают, что радиатор системы охлаждения Лады Калины играет ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Его конструкция, как правило, включает алюминиевый корпус с медными трубками, что обеспечивает хорошую теплопроводность. Однако, с течением времени, эффективность радиатора может снижаться из-за коррозии или засорения.
Для повышения производительности многие владельцы автомобилей рассматривают модернизацию радиатора. Одним из популярных методов является установка радиатора с увеличенной площадью теплообмена, что позволяет улучшить охлаждение в условиях высоких нагрузок. Также рекомендуется использовать качественные охлаждающие жидкости, которые предотвращают образование отложений и коррозии.
Кроме того, эксперты советуют регулярно проверять состояние радиатора и системы охлаждения в целом, чтобы избежать перегрева двигателя и продлить срок службы автомобиля. Модернизация радиатора может стать эффективным решением для повышения надежности и производительности Лады Калины.
Расширительный бачок
Используется для заливания жидкости в систему. Изготавливается из термостойкого пластика полупрозрачного цвета для возможности контроля уровня антифриза. На верхней части предусмотрен специальный патрубок, через который бачок соединяется с пароотводом радиатора.
Герметичность всей системы обеспечивается клапанной крышкой, имеющей впускной и выпускной клапаны. Последний предназначен для поддержания в СОД давления выше атмосферного. Благодаря этому потери в виде пара снижаются, а температура кипения рабочей жидкости увеличивается. Выпускной клапан крышки открывается при повышении давления до 1,1 бар, а впускной – когда давление снижается до 0,13 бар, и двигатель остывает.
| Элемент радиатора | Назначение | Методы модернизации |
|---|---|---|
| Сердцевина (соты) | Теплообмен между охлаждающей жидкостью и воздухом | Установка радиатора с увеличенной площадью сот (например, двухрядного или трехрядного), использование радиаторов с более эффективными материалами (алюминий вместо меди/латуни), применение радиаторов с улучшенной геометрией сот для лучшего воздушного потока. |
| Бачки (верхний и нижний) | Накопление и распределение охлаждающей жидкости | Замена пластиковых бачков на металлические (алюминиевые) для повышения прочности и долговечности, установка бачков увеличенного объема для большего запаса охлаждающей жидкости. |
| Патрубки | Соединение радиатора с двигателем и расширительным бачком | Замена штатных резиновых патрубков на силиконовые для повышения термостойкости и долговечности, использование патрубков с большим внутренним диаметром для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости. |
| Вентилятор охлаждения | Принудительный обдув радиатора при низкой скорости движения или в пробках | Установка более мощного вентилятора или двух вентиляторов для увеличения воздушного потока, применение вентиляторов с улучшенной аэродинамикой лопастей, установка контроллера вентилятора с возможностью регулировки скорости вращения. |
| Термостат | Регулировка температуры охлаждающей жидкости | Установка термостата с более низкой температурой открытия для более раннего начала циркуляции по большому кругу, что способствует более эффективному охлаждению. |
| Расширительный бачок | Компенсация изменения объема охлаждающей жидкости при нагреве/охлаждении | Установка бачка увеличенного объема для большего запаса охлаждающей жидкости и лучшей компенсации расширения, замена пластикового бачка на металлический для повышения надежности. |
| Заливная горловина и пробка | Заливка охлаждающей жидкости и поддержание давления в системе | Установка пробки радиатора с более высоким давлением открытия клапана для повышения температуры кипения охлаждающей жидкости и предотвращения ее закипания. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о радиаторе системы охлаждения Лады Калины и методах его модернизации:
-
Конструкция радиатора: Радиатор системы охлаждения Лады Калины выполнен по традиционной схеме с использованием алюминиевых трубок и пластин. Это обеспечивает легкость конструкции и хорошую теплопроводность. Однако, в отличие от более современных моделей, радиатор Калины может иметь ограниченную эффективность при высоких нагрузках, что делает его объектом для модернизации.
-
Методы модернизации: Одним из популярных методов улучшения работы радиатора является установка более производительного радиатора от других моделей автомобилей, таких как ВАЗ-2110 или даже радиаторы от иномарок. Это позволяет увеличить площадь теплообмена и улучшить охлаждение двигателя, особенно при установке более мощных моторов или в условиях жаркого климата.
-
Дополнительные системы охлаждения: Для повышения эффективности системы охлаждения владельцы Лады Калины могут устанавливать дополнительные вентиляторы или системы охлаждения, такие как масляные радиаторы. Это особенно актуально для автомобилей, которые используются в условиях повышенных нагрузок, например, при частых поездках по городу или в условиях гонок. Установка таких систем может значительно снизить риск перегрева двигателя и продлить его срок службы.
Помпа
Это насос центробежного типа с лопастями. Он оснащён ремённым приводом, который соединён с шкивом коленчатого вала и интегрирован в систему газораспределения. Данная помпа выполнена из алюминия. Этот компонент не подлежит ремонту – в случае неисправности его необходимо заменить. Вращение осуществляется благодаря двухрядному неразборному подшипнику, который смазан высокотемпературной смазкой, рассчитанной на весь срок службы устройства. Спереди расположен зубчатый шкив, а сзади – крыльчатка.
Термостат
Предназначен для перераспределения потоков охлаждающей жидкости, имеет в своем составе чувствительный к температурам элемент и два клапана. Когда двигатель остывает, один из клапанов термостата находится в закрытом положении, и жидкость циркулирует по рубашке мотора – используется только малый контур. По мере достижения температуры в 85 градусов второй клапан начинает приоткрываться, пропуская антифриз в радиатор и перекрывая при этом байпасный канал. Полное открытие происходит при температуре от 100 градусов. В этом случае вся жидкость начинает проходить через охладитель.
Радиатор двигателя
Теплообменники бывают различных типов: монолитные алюминиевые, трубчатые и пластинчатые. В их конструкции предусмотрены два пластиковых резервуара, соединённых трубками. Верхний резервуар выполняет функцию впускного, а нижний – выпускного, через который охлаждённая жидкость возвращается к двигателю. Рядом с первым бачком находится пароотвод, который соединён с расширительным бачком. Радиатор на автомобиле Калина дополнен электровентилятором. В нижней части выпускного бачка имеется сливная пробка.
Электровентилятор обеспечивает принудительное охлаждение жидкости. Он активируется через реле по сигналу от ЭБУ, когда температура достигает критических значений.
Система охлаждения также включает радиатор печки, который встроен в систему охлаждения двигателя (СОД) и служит для обогрева воздуха в салоне, так как через него проходит горячий антифриз. Контроллер отслеживает температуру охлаждающей жидкости с помощью датчика, установленного в головке блока цилиндров, который передаёт данные на панель приборов. Для передачи сигнала на контроллер используется датчик, расположенный на выпускном патрубке, рядом с термостатом.
Отличия модификации с кондиционером
Некоторые комплектации Лады Калины дополняются кондиционером, который является частью климатической установки и используется для охлаждения воздуха в салоне. Устройство не может работать, если температура на улице ниже 5 градусов, двигатель не запущен или когда включен вентилятор печки. Компрессор кондиционера работает от привода двигателя, и это главный минус установки.
Использование охладителя повышает расход топлива и отрицательно влияет на динамические характеристики. Регулировка температуры осуществляется с помощью ручки на блоке управления климатом в салоне. В автомобиле с кондиционером воздух попадает сначала на испаритель, а потом на радиатор отопителя.
Основные неисправности радиатора
Неполадки в системе охлаждения автомобиля Калина встречаются не так часто и, как правило, являются результатом естественного износа или небрежного обращения со стороны владельца. Существует два основных типа проблем, которые могут возникнуть:
- утечка охлаждающей жидкости;
- закоксовка внутренних полостей радиатора.
Утечки представляют собой серьезную угрозу, так как снижение уровня охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может вызвать заклинивание мотора. Кроме того, утечка горячего антифриза может быть опасной для здоровья. Жидкость в системе находится под давлением, и при образовании течи может возникнуть фонтан, а контакт горячего антифриза с кожей приведет к ожогам.
Закоксовка нарушает нормальную циркуляцию антифриза. В результате нижняя часть радиатора начинает остывать, что в конечном итоге приводит к перегреву всего теплообменника. Жидкость не будет охлаждаться, что может вызвать перегрев двигателя. Чаще всего закоксовка происходит из-за образования накипи, что случается при использовании водопроводной воды в системе охлаждения. Реже засор возникает из-за смешивания масла и антифриза, что связано с потерей герметичности прокладки головки блока цилиндров.
На начальных этапах закоксовку сложно выявить. В запущенных случаях смешивание масла и антифриза приводит к образованию вязкой массы, напоминающей кисель, что делает трубки теплообменника труднопроходимыми или полностью забитыми.
Замена радиатора на Калине
На рынке автомобильных запчастей представлены две марки теплообменников:
- ДААЗ – штатный радиатор, стоимость начинается от 1700 рублей.
- LUZAR – второй по популярности после заводского. Стоит около 1800 рублей.
Зарубежные производители также могут предложить неплохие варианты по низким ценам: например, Hofer.
Замена радиатора охлаждения на Калине начинается с подготовки инструмента:
- набор торцевых головок;
- трещоточный вороток;
- удлинитель;
- отвёртки фигурные и с плоским лезвием;
- пассатижи.
Перед тем как начинать демонтаж радиатора своими руками, нужно слить в подходящую ёмкость весь антифриз из системы. Перед любыми манипуляциями должна быть обесточена бортовая сеть, для этого отсоединяется «минусовая» клемма от аккумулятора. Процесс снятия выглядит следующим образом:
- Автомобиль устанавливается на ровную площадку.
- Снимается защита двигателя снизу. Так облегчается слив охлаждающей жидкости, в противном случае она разольётся по металлическому листу.
- После того как двигатель остыл, можно приступать к сливу антифриза.
- Снимается короб воздушного фильтра.
- Демонтируется катушка зажигания для облегчения доступа к сливной пробке на блоке цилиндров. Высоковольтные провода рекомендуется отсоединить.
- Ключом на 13 мм откручивается сливная пробка на блоке. Под место слива подставляется ёмкость.
- Демонтируется нижний шланг радиатора. Крышку расширительного бачка нужно открутить – система разгерметизируется, и охлаждающая жидкость сольётся быстрее.
- После того как вся жидкость выльется, сливная пробка закручивается обратно.
- Отвёрткой снимается хомут с патрубком подогрева дроссельной заслонки.
- От вентилятора отключается разъем.
- Откручиваются 4 болта рамки, которые удерживают вентилятор на радиаторе. Чтобы извлечь узел, нужно потянуть его вверх.
- Со штуцеров радиатора следует снять все патрубки, для чего ослабляют хомуты.
- Откручиваются ключом на 10 мм оставшиеся 2 гайки, с помощью которых теплообменник крепится к кузову.
- Наклонить радиатор к двигателю и, потянув вверх, извлечь.
На этом демонтаж теплообменника завершен. Если причина неисправности не установлена, то нужно проверить радиатор. Для этого в отводы устанавливаются заглушки, а теплообменник погружается в воду. Через малый штуцер автомобильным компрессором в радиатор нагнетается воздух. Если обнаруживаются свищи, значит, узел пробит и подлежит замене. Если утечки небольшие, то можно попытаться запаять трещины, но для этого придется обращаться в автосервис.
Радиатор устанавливается в порядке, обратном снятию. При монтаже лучше использовать новые хомуты и внимательно осмотреть патрубки. При наличии трещин эти детали тоже нужно заменить.
После установки радиатора, вентилятора и всех патрубков можно заливать антифриз до тех пор, пока из патрубка подогрева дроссельной заслонки не потечёт охлаждающая жидкость. Если радиатор снимается не для замены на новый, то рекомендуется обязательно его прочистить. Для демонтажа узла, оснащённого установкой для кондиционирования, потребуется дополнительно снять некоторые детали, закрепленные на радиаторе. Для этих работ нужен набор торцевых ключей (звездочек).
Модернизация системы охлаждения
Основной проблемой системы охлаждения (СОД) Лады Калины является образование воздушных пробок, что может привести к перегреву и поломке двигателя. Чтобы избежать таких неприятностей, многие владельцы автомобилей принимают решение самостоятельно модернизировать систему охлаждения. Существует несколько методов для улучшения ее работы:
- установка термостата с шестью отверстиями;
- добавление фильтра для охлаждающей жидкости;
- установка запорного крана на патрубок, через который антифриз поступает в отопитель.
Кроме того, можно оснастить систему кнопкой для принудительного включения вентилятора охлаждения двигателя и добавить трубки для отвода пара.
Некоторые автолюбители советуют удалить клапан из крышки клапанов для предотвращения образования воздушных пробок. Однако это может привести к перегреву и заклиниванию двигателя. Альтернативным решением является изменение программного обеспечения, что позволит снизить температуру закипания до 98 градусов.
Наиболее эффективным методом модернизации СОД считается доработка пароотвода. Для этого в патрубок расширительного бачка, который соединяет его с основным контуром, устанавливается заглушка. Штуцер освобождается и соединяется с нижним шлангом печки через тройник. Тонкий шланг от дроссельной заслонки глушится, а штуцер соединяется с расширительным бачком, в верхнюю часть которого врезается дополнительный сосок. В качестве альтернативы можно использовать тройник. В результате отвод пара перенаправляется на малый круг.
Установка термостата с шестью отверстиями помогает поддерживать стабильную температуру в системе и улучшает работу отопителя в салоне. Для предотвращения засоров в системе охлаждения рекомендуется использовать фильтр для охлаждающей жидкости. Летом полезно установить дополнительный краник на печку. Некоторые автолюбители также устанавливают дополнительную помпу, что способствует более быстрой циркуляции жидкости, ускоряет прогрев двигателя и снижает риск перегрева силового агрегата.
Отзывы владельцев Лады Калины о радиаторе
Мнения автолюбителей о качестве СОД машины в основном совпадают:
- Штатный теплообменник ничем не хуже аналогов.
- Замена занимает всего нескольких часов, выполнить работы можно самостоятельно.
- В вопросе выбора алюминиевого или медного радиатора предпочтение отдается алюминию. Этот вариант дешевле, а по характеристикам не уступает медному.
- Модернизация реальна, если ставить более дорогой двухрядный теплообменник, но требуется доработка кузова для установки креплений.
Улучшать систему охлаждения или оставить все как есть, каждый решает самостоятельно. При своевременной замене изношенных деталей СОД работает без каких-либо нареканий. Периодическое техническое обслуживание также позволяет продлить бесперебойную работу системы охлаждения двигателя.
Советы по уходу и обслуживанию радиатора
Уход за радиатором системы охлаждения Лады Калины является важным аспектом, который напрямую влияет на эффективность работы двигателя и его долговечность. Правильное обслуживание радиатора позволяет предотвратить перегрев, что может привести к серьезным поломкам. Ниже приведены основные советы по уходу и обслуживанию радиатора.
Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости: Один из первых шагов в уходе за радиатором — это регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости. Убедитесь, что уровень жидкости находится между минимальной и максимальной отметками на бачке. Низкий уровень может указывать на утечку, что требует немедленного внимания.
Очистка радиатора от загрязнений: Со временем радиатор может забиваться грязью, пылью и другими загрязнениями, что ухудшает его теплоотвод. Рекомендуется периодически очищать радиатор с помощью сжатого воздуха или воды. При этом важно избегать механических повреждений, которые могут привести к утечкам.
Проверка на наличие утечек: Утечки охлаждающей жидкости могут возникать из-за повреждений радиатора или соединительных шлангов. Регулярно осматривайте радиатор на наличие следов жидкости, коррозии или трещин. Если вы заметили утечку, необходимо заменить поврежденные детали.
Замена охлаждающей жидкости: Охлаждающая жидкость со временем теряет свои свойства, поэтому рекомендуется менять ее каждые 2-3 года или согласно рекомендациям производителя. При замене жидкости важно использовать только те составы, которые рекомендованы для Лады Калины, чтобы избежать повреждений системы охлаждения.
Проверка термостата: Термостат играет ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Регулярно проверяйте его работоспособность, так как неисправный термостат может привести к перегреву или недостаточному прогреву двигателя. Если термостат не открывается или не закрывается должным образом, его следует заменить.
Контроль работы вентилятора: Вентилятор радиатора должен включаться при повышении температуры охлаждающей жидкости. Проверьте его работоспособность, особенно в жаркую погоду или при длительных поездках в пробках. Если вентилятор не работает, это может привести к перегреву двигателя.
Проверка креплений и шлангов: Убедитесь, что все крепления радиатора и шланги находятся в хорошем состоянии. Ослабленные или поврежденные крепления могут привести к вибрациям и утечкам, а старые шланги могут трескаться и терять герметичность. При необходимости замените их на новые.
Профессиональное обслуживание: Если вы не уверены в своих силах или заметили серьезные проблемы с радиатором, рекомендуется обратиться к профессионалам. Квалифицированные механики смогут провести полную диагностику системы охлаждения и предложить необходимые меры по ремонту или модернизации.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы радиатора системы охлаждения Лады Калины и обеспечить надежную работу двигателя в любых условиях.
Вопрос-ответ
Как работает система охлаждения Калина 1?
Помпа (водяной насос) — качает антифриз по всей системе. Термостат — переключает поток между малым кругом (двигатель и печка) и большим (через радиатор). Радиатор и вентилятор — охлаждают жидкость при движении или на стоянке. Отопитель салона (печка) — включён в малый круг, греет салон за счёт циркуляции горячей ОЖ.
Какой радиатор охлаждения подходит для Калины?
Ответ: Если Калина первого поколения, то вам подойдет радиатор 11180-1301012-60.
Сколько патрубков в системе охлаждения Калина?
Комплект армированных силиконовых патрубков для основного радиатора системы охлаждения для автомобилей Lada Kalina первого поколения, оснащенных 16-клапанным двигателем ВАЗ 21126 или его модификациями. В комплект входит три патрубка.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом модернизации радиатора системы охлаждения, внимательно изучите его конструкцию и материалы. Это поможет вам понять, какие изменения могут быть полезными и не повредят системе в целом.
СОВЕТ №2
Рассмотрите возможность установки более производительного радиатора, который обеспечит лучшую теплоотдачу. Это особенно актуально для автомобилей, которые часто эксплуатируются в условиях высоких температур или при повышенных нагрузках.
СОВЕТ №3
Не забывайте о регулярной очистке радиатора от загрязнений и отложений. Это поможет поддерживать его эффективность и предотвратить перегрев двигателя.
СОВЕТ №4
При модернизации системы охлаждения, обратите внимание на совместимость новых компонентов с существующими. Использование деталей, рекомендованных производителем, обеспечит надежность и долговечность работы системы.




