Блок предохранителей ВАЗ 2109 обеспечивает надежную работу электрической системы, защищая компоненты от перегрузок и коротких замыканий. В статье рассмотрим ремонт и обслуживание этого элемента, а также источники возможных проблем в процессе эксплуатации. Обсудим различия в типах предохранителей до и после 1998 года, что поможет владельцам автомобилей в замене и обслуживании.
Где искать источник проблемы
Не будет новостью, что если возникают проблемы с электрической системой, то в 80% случаев причина кроется между источником питания и устройством. В такой ситуации полезно вспомнить о содержимом подкапотного пространства, схема которого должна быть у каждого автолюбителя на виду. Блок предохранителей ВАЗ 2109 расположен справа от вас, когда вы открываете капот, прямо перед местом водителя. Именно через этот «чёрный ящик» панель приборов автомобиля соединяется проводами с моторным отсеком. В этой же монтажной коробке находятся и многие вспомогательные реле.
Иногда это действительно неудобно. Монтажный блок с электрическими компонентами находится под самым лобовым стеклом — это, безусловно, заслуга инженеров за такое расположение. Контакты могут окисляться, предохранители перегорают, а менять их под проливным дождём — удовольствие сомнительное. В отличие от, скажем, модели 2110, где блок с предохранителями находится внутри салона слева — внизу от водителя.
На самом деле это имеет значение. Схема электрообеспечения автомобиля выполнена в однопроводном варианте, где «минус» источников и потребителей подключается к кузову и агрегатам автомобиля — «массе», которая выполняет роль второго провода. Если двигатель не работает, потребители получают питание от аккумулятора, а при его работе — через выпрямитель и регулятор напряжения — от генератора переменного тока.
Независимо от того, движется автомобиль или стоит, его бортовая электрическая сеть постоянно находится под напряжением постоянного тока в 12 В, что подчеркивает важность предохранителей.
Эксперты отмечают, что блок предохранителей автомобиля ВАЗ 2109 играет ключевую роль в обеспечении надежной работы электрической системы. Регулярное обслуживание этого элемента позволяет избежать многих проблем, связанных с короткими замыканиями и перегревом. Специалисты рекомендуют периодически проверять состояние предохранителей, очищать контакты от коррозии и загрязнений, а также заменять поврежденные элементы. Важно помнить, что использование предохранителей с неправильными характеристиками может привести к серьезным поломкам. При ремонте блока следует обращать внимание на целостность проводки и соединений, что поможет сохранить работоспособность всей электрической системы автомобиля. В случае возникновения сложностей, лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать дополнительных затрат на восстановление.

Виды предохранителей
Сами предохранители делятся на два принципиально разных вида: многоразовые и одноразовые. Т. е. первые после прерывания электрической цепи замене не подлежат, а вот вторые просто нужно поменять. Например, двигатели очистителей фар, заднего и ветрового стёкол «девятки» защищены предохранителями многоразового применения с биметаллическими пластинами, размыкающими цепь при нагревании.
Через реле подключаются электробензонасос, фары, стартер и другие мощные потребители, что позволяет регулировать подаваемое на них напряжение. При этом аккумуляторную цепь, цепи зажигания (если у вас карбюратор) и пуска двигателя разработчики решили оставить без защиты. Все остальные электрические цепи автомобиля защищены предохранителями с плавкими вставками, которые плавятся и разрушаются от критического нагревания при скачке напряжения или коротком замыкании и тем самым прерывают электрическую цепь.
ВАЗ 2109 условно делят на автомобили до и после 1998 года выпуска. Блоки предохранителей старых авто, т. е. «до», имели маркировку 17.3722. Автомобили с маркировкой 2114-3722010-60 — это уже «после». При этом инжектор на вашем авто или карбюратор (хотя многим больше по душе карбюратор), разницы не имеет, если мы говорим о монтажных блоках — они будут отличаться только годом изготовления. Кстати, и расположение у этих предохранительных блоков абсолютно одинаковое — справа от вас под лобовым стеклом при открытом капоте.
Но отличия между блоками всё-таки есть.
- Разная маркировка предохранительных блоков, что сразу указывает на период выпуска.
- Разный номинал предохранителей.
- Отсутствие реле мотора вентилятора системы охлаждения и времени в омывателе заднего стекла.
Кроме того, сама схема блока предохранителей нового образца устроена несколько иначе. И, поскольку эксплуатируемые сейчас «девятки» в массе своей модернизированы, такой монтажный блок на сегодня более актуален.
В случае выхода из строя какого-то электрооборудования вашей машины первым делом стоит проверить функциональность предохранителя, отвечающего за его работу. Вполне возможно, что придётся поменять весь монтажный блок, а может только 1–2 предохранителя или вообще лишь контакты почистить.
| Проблема | Возможная причина | Решение |
|---|---|---|
| Не работают фары | Перегорел предохранитель F1 (ближний свет) или F2 (дальний свет) | Заменить предохранитель на новый, соответствующего номинала (7.5А) |
| Не работает прикуриватель | Перегорел предохранитель F10 | Заменить предохранитель на новый (15А) |
| Не работает стеклоочиститель | Перегорел предохранитель F5 | Заменить предохранитель на новый (15А) |
| Не работает отопитель салона | Перегорел предохранитель F7 | Заменить предохранитель на новый (20А) |
| Не работает звуковой сигнал | Перегорел предохранитель F11 | Заменить предохранитель на новый (7.5А) |
| Не работает магнитола | Перегорел предохранитель F12 | Заменить предохранитель на новый (10А) |
| Не работают поворотники | Перегорел предохранитель F6 | Заменить предохранитель на новый (10А) |
| Не работает подсветка приборов | Перегорел предохранитель F9 | Заменить предохранитель на новый (7.5А) |
| Не работает стоп-сигнал | Перегорел предохранитель F3 | Заменить предохранитель на новый (7.5А) |
| Не работает аварийная сигнализация | Перегорел предохранитель F6 | Заменить предохранитель на новый (10А) |
| Постоянно перегорает один и тот же предохранитель | Короткое замыкание в цепи, которую защищает предохранитель | Найти и устранить короткое замыкание (проверить проводку, потребитель) |
| Окисление контактов в блоке предохранителей | Плохой контакт, нестабильная работа электрооборудования | Очистить контакты от окисления, при необходимости заменить блок |
| Повреждение корпуса блока предохранителей | Попадание влаги, механические повреждения | Заменить блок предохранителей |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о блоке предохранителей автомобиля ВАЗ 2109, связанных с его ремонтом и обслуживанием:
-
Универсальность предохранителей: ВАЗ 2109 использует предохранители различных типов, включая стеклянные и мини-предохранители. Это позволяет владельцам легко находить замену в случае перегоревания, так как такие предохранители широко доступны и используются в других моделях автомобилей.
-
Проблемы с коррозией: Одной из распространенных причин неисправностей блока предохранителей является коррозия контактов. Влага и грязь могут накапливаться в блоке, что приводит к плохому контакту и перегреву. Регулярная проверка и очистка контактов могут значительно продлить срок службы блока.
-
Схема подключения: ВАЗ 2109 имеет довольно простую схему подключения предохранителей, что облегчает диагностику и ремонт. На крышке блока предохранителей обычно имеется схема, показывающая, какие предохранители отвечают за какие системы автомобиля, что помогает быстро находить и устранять проблемы.

Практические рекомендации по замене предохранителя
Для выполнения работ по замене всего блока вам понадобятся:
- тщательно продуманная схема;
- торцевая головка на 10;
- вороток;
- удлинитель (не менее 10 см);
- пинцет.
Следуйте этой инструкции для замены предохранителя.
| Этапы | Особенности | |
| 1 | Поднимите капот и отсоедините клемму «минус» от аккумулятора. | Это обесточит автомобиль, что обеспечит безопасность при работе с предохранителями и электрооборудованием. |
| 2 | Отожмите пластиковые фиксаторы по бокам монтажного блока и снимите крышку. | Монтажный блок будет находиться справа от вас, под лобовым стеклом со стороны водителя. |
| 3 | После снятия крышки изучите её обратную сторону. | На ней должна быть схема электрической цепи с указанием мест расположения всех реле и предохранителей. |
| 4 | Проверьте визуально исправность всех компонентов. | Найдите элемент, который соединяет источник питания с неработающим оборудованием согласно схеме. |
| 5 | Удалите перегоревший предохранитель с помощью специальных щипцов. Если сгорело реле, также удалите его. | Щипцы должны находиться в монтажном блоке. Если их нет, используйте пинцет. |
| 6 | Установите новый предохранитель взамен перегоревшего. | Замена должна производиться на предохранитель с таким же или меньшим значением номинального тока. |

Иногда может случиться так, что у вас не окажется запасного предохранителя нужного номинала, и вы не сможете продолжить движение. В таком случае воспользуйтесь исправным предохранителем, извлекая его из другого гнезда монтажной коробки, и отключите то оборудование, без которого временно сможете обойтись, например, прикуриватель или аудиосистему.
Не рекомендуется заменять перегоревший предохранитель на более мощный. Это может привести к повреждению всей электросистемы автомобиля. Также не следует использовать перемычки из проволоки или фольги, так как это может вызвать пожар.
Проверка и диагностика блока предохранителей
Проверка и диагностика блока предохранителей автомобиля ВАЗ 2109 является важной частью обслуживания электрической системы автомобиля. Блок предохранителей отвечает за защиту электрических цепей от коротких замыканий и перегрузок, поэтому его исправность критически важна для надежной работы всех электрических компонентов.
Первым шагом в проверке блока предохранителей является визуальный осмотр. Необходимо открыть крышку блока и внимательно осмотреть предохранители на наличие видимых повреждений, таких как трещины, обгоревшие участки или признаки коррозии. Если предохранитель выглядит поврежденным, его следует заменить на новый с аналогичными характеристиками.
Для более детальной диагностики необходимо использовать мультиметр. Сначала отключите аккумулятор, чтобы избежать случайного короткого замыкания. Затем, с помощью мультиметра, проверьте целостность каждого предохранителя. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления и подключите щупы к выводам предохранителя. Если мультиметр показывает бесконечное сопротивление, это означает, что предохранитель перегорел и требует замены.
Также стоит проверить контакты блока предохранителей. Со временем они могут окисляться или загрязняться, что приводит к плохому контакту и, как следствие, к сбоям в работе электрической системы. Для очистки контактов можно использовать специальный очиститель для электроники или изопропиловый спирт. Нанесите очиститель на ватный тампон и аккуратно протрите контакты, избегая попадания жидкости на другие компоненты.
После проверки предохранителей и контактов, рекомендуется протестировать работу электрических систем, которые защищены предохранителями. Включите зажигание и проверьте работу всех приборов, таких как фары, дворники, сигнал и другие электрические устройства. Если какое-либо устройство не работает, это может указывать на проблемы в проводке или самом устройстве, а не только в блоке предохранителей.
Если после всех проверок и замен предохранителей проблемы сохраняются, стоит обратиться к специалисту для более глубокой диагностики электрической системы автомобиля. Важно помнить, что регулярная проверка и обслуживание блока предохранителей помогут избежать серьезных проблем с электрической системой и обеспечат надежную работу автомобиля в целом.
Вопрос-ответ
Как понять, что неисправен блок предохранителей?
Неисправность блока предохранителей можно заподозрить, если в автомобиле или электрическом устройстве перестают работать определенные системы или приборы, несмотря на исправность остальных компонентов. Также стоит обратить внимание на видимые повреждения блока, такие как обгоревшие или расплавленные элементы, а также на запах гари. Если предохранители регулярно перегорают, это также может указывать на проблемы с блоком.
Сколько стоит блок предохранителей на девятку?
Блок предохранителей для ВАЗ 2109-21099, 2113-2114 карб без бренда 235276172 купить за 3082 ₽ в интернет-магазине Wildberries.
Что чаще всего ломается в ВАЗ 2109?
Наиболее подверженными коррозии оказались укромные уголки — отбортовки крыльев, низ дверей, багажная дверь и рамка лобового стекла, где ржавчина вылезала из-под резиновых уплотнителей.
Какие предохранители идут на ВАЗ 2109?
Доступ к нему простой: ✔ Карбюраторные модели – черный прямоугольный блок 17.3722 с керамическими предохранителями. ✔ Инжекторные модели – более современный блок 2114 с ножевыми предохранителями.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом ремонта блока предохранителей обязательно отключите аккумулятор. Это поможет избежать короткого замыкания и защитит вас от электрического удара.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние предохранителей. Если вы заметили, что некоторые из них перегорели, замените их на новые, соответствующие по характеристикам. Это поможет избежать проблем с электросистемой автомобиля.
СОВЕТ №3
При обслуживании блока предохранителей очищайте его от пыли и коррозии. Используйте специальный очиститель для контактов, чтобы обеспечить надежное соединение и предотвратить окисление.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих силах или столкнулись с серьезной неисправностью, лучше обратиться к профессионалам. Неправильный ремонт может привести к более серьезным проблемам с электросистемой автомобиля.