В статье рассмотрим замену цепи ГРМ на ВАЗ 2106, включая разборку двигателя и установку натяжителя с успокоителем. Правильная работа системы газораспределения важна для надежности двигателя, поэтому своевременная замена цепи и ее компонентов поможет избежать поломок и дорогого ремонта. Следуя пошаговой инструкции, вы сможете выполнить эту процедуру самостоятельно, сэкономив средства и лучше понимая устройство автомобиля.
Подготовка к работе
Во время значительного пробега двигателя классической модели, подвержены износу не только цепь, но и сопутствующие ей компоненты. Процесс замены достаточно прост, но требует времени и усилий, так как необходимо открутить множество болтов и гаек, а также демонтировать некоторые узлы и детали. Поэтому рекомендуется обновлять комплект ГРМ для ВАЗ 06, который включает в себя следующие ключевые и дополнительные элементы:
- новая цепь ГРМ;
- три шестерни;
- башмак натяжителя цепи;
- успокоитель цепи;
- передний сальник коленчатого вала;
- прокладка передней крышки блока цилиндров;
- шпонка шкива коленчатого вала.
Часто, когда снимается шестерня коленвала, шпонка может выпасть и потеряться, особенно если на дне смотровой ямы есть мусор или земля. Без этой детали установка шестерни и последующая сборка невозможны, поэтому, учитывая ее невысокую стоимость, лучше иметь ее в запасе.
Для выполнения работы потребуется смотровая яма и набор инструментов, включая ключи. Обязательно нужен ключ или накидная головка на 38 мм для откручивания храповика. Если смотровой ямы нет, можно провести операцию и без нее, но для удобства рекомендуется снять капот автомобиля, открутив четыре болта с помощью ключа на 13 мм.
Эксперты отмечают, что разборка ГРМ и замена цепи на ВАЗ 2106 — это важная процедура, требующая внимательности и аккуратности. При выполнении этой работы необходимо учитывать, что неправильная установка может привести к серьезным повреждениям двигателя. Специалисты рекомендуют заранее подготовить все необходимые инструменты и запчасти, а также ознакомиться с технической документацией.
Кроме того, важно следить за состоянием цепи и натяжителя, так как их износ может негативно сказаться на работе двигателя. Регулярная проверка и замена этих компонентов помогут избежать дорогостоящего ремонта в будущем. В целом, при соблюдении всех рекомендаций и правил, процесс замены цепи может быть выполнен без особых трудностей, что позволит владельцам автомобилей ВАЗ 2106 продлить срок службы своего транспортного средства.

Инструкция по разборке механизма
Первое, что нужно сделать, снять клапанную крышку двигателя. Здесь можно будет увидеть часть признаков износа, например, болтающуюся на шестерне распредвала цепь или оторванный успокоитель (точнее, его отсутствие). Бывает даже, что в месте, где он стоял, цепью выбрана канавка в материале самой головки. Для удобства лучше сразу совместить круглую метку на шестерне привода распредвала с выступом на его постели.
Это делается вращением коленвала ключом на 38. Для дальнейшей разборки лучше снять радиатор, предварительно слив из него тосол. Есть умельцы, которые производят замену цепи ВАЗ 2106, не снимая радиатора, но это очень усложняет доступ к механизму ГРМ, что заберет лишнее время. Лучше его потратить на демонтаж и установку радиатора, создав себе условия для нормальной работы.
Когда доступ к передней части мотора открыт, нужно ослабить и снять ремень привода генератора. Затем ключом на 38 ослабить гайку шкива таким образом: включить 4-ю передачу, а помощника попросить нажать на тормоз, после чего откручивать храповик. Такой способ избавит вас от необходимости вставлять в мотор разные железки, чтобы застопорить вращение коленвала. Дальнейшая разборка выполняется по такой схеме.
- Снять шкив с коленвала, очистить от грязи болты под ключ на 10 передней крышки блока цилиндров, открутить их. Три из них расположены внизу и соединяют крышку с поддоном масляного картера. Снять ее, очистить от остатков прокладки, как и ответный фланец на блоке цилиндров.
- Расконтрить болты двух шестерен, ослабить их и открутить. Снять эти шестерни, затем ключом на 10 отвернуть ограничитель хода (находится левее оси коленвала), после чего извлечь старую цепь. В последнюю очередь снимается шестерня коленчатого вала, не потеряйте при этом шпонку.
- Ключом на 13 ослабить гайку натяжителя цепи, монтировкой аккуратно нажать на его башмак, чтобы плунжер вошел внутрь, после чего гайку снова затянуть. Это делается потому, что раньше натяжка цепи была больше, натяжитель не даст установить новую.
- Замена натяжителя цепи заключается в том, чтобы его рабочую часть (башмак) открутить и поменять на новую, что и делается на следующем этапе.
- Подобным же образом происходит замена успокоителя цепи. Нужно открутить 2 болта ключом на 10, снять старый элемент, а на его место установить новый и прикрутить.
| Этап работы | Необходимые инструменты | Важные нюансы |
|---|---|---|
| Подготовка к работе | Набор ключей (рожковые, накидные, торцевые), отвертки (плоская, крестовая), пассатижи, молоток, ветошь, емкость для слива масла, фиксатор коленвала (опционально), динамометрический ключ | Отключить аккумулятор, слить охлаждающую жидкость и моторное масло. Обеспечить доступ к передней части двигателя. Зафиксировать автомобиль на ровной поверхности. |
| Демонтаж навесного оборудования | Ключи соответствующих размеров | Снять ремни привода генератора, помпы, вентилятора. Отсоединить шланги радиатора, снять радиатор (при необходимости). Открутить крепления генератора, помпы. |
| Снятие крышки ГРМ | Ключи, отвертка | Открутить болты крепления крышки ГРМ. Аккуратно снять крышку, избегая повреждения прокладки (если планируется ее повторное использование). |
| Снятие цепи ГРМ | Ключи, съемник цепи (опционально) | Ослабить натяжитель цепи. Открутить болты крепления звездочек распредвала и коленвала. Снять цепь ГРМ. |
| Установка новой цепи ГРМ | Ключи, динамометрический ключ, фиксатор коленвала (опционально) | Установить новую цепь ГРМ, соблюдая метки на звездочках распредвала и коленвала. Затянуть болты крепления звездочек с требуемым моментом. Установить натяжитель цепи. |
| Сборка | Ключи, отвертки, динамометрический ключ | Установить крышку ГРМ с новой прокладкой. Затянуть болты крепления крышки с требуемым моментом. Установить навесное оборудование, подключить шланги. Залить охлаждающую жидкость и моторное масло. |
| Проверка и регулировка | Ключи, стробоскоп (опционально) | Проверить натяжение цепи. Запустить двигатель, проверить отсутствие посторонних шумов. При необходимости отрегулировать зажигание. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о разборке ГРМ и замене цепи на ВАЗ 2106:
-
Конструкция ГРМ: ВАЗ 2106 использует цепной привод ГРМ, который, в отличие от ременного, обладает большей долговечностью и надежностью. Однако, при износе цепи и натяжителей, может возникнуть риск обрыва, что приведет к серьезным повреждениям двигателя.
-
Регулировка натяжения: В процессе замены цепи ГРМ важно правильно отрегулировать натяжение цепи. Неправильная настройка может привести к шуму в работе двигателя или даже к его поломке. На ВАЗ 2106 используется автоматический натяжитель, который требует периодической проверки и замены.
-
Синхронизация валов: При разборке ГРМ необходимо следить за правильной синхронизацией распределительного и коленчатого валов. Неправильная установка может привести к нарушению работы двигателя, потере мощности и увеличению расхода топлива. На ВАЗ 2106 для этого предусмотрены специальные метки на шестернях, которые помогают правильно установить цепь.

Особенности сборки
Сборка механизма и установка новой цепи ГРМ осуществляется в обратном порядке. Сначала необходимо установить новую шестерню коленвала со шпонкой, при этом важно проверить, чтобы метки на корпусе блока цилиндров и на шестерне совпадали. Далее следует установить остальные шестерни, надев на них новую цепь, прикрепить ограничитель хода и надежно его затянуть. Учитывая, что в начале разборки метка на шестерне распределительного вала совпадала с выступом на его корпусе, это положение должно быть сохранено.
Метки в верхней и нижней части должны оставаться в совпадении. Если это не так, потребуется переставить цепь по шестерням на одно или два звена. Следующий шаг — натяжка цепи на ВАЗ 2106. Ослабив гайку натяжителя ключом на 13, нужно вращать его до появления характерного щелчка — это означает, что плунжер выскочит и надавит на башмак, который натянет цепь. После этого гайку следует затянуть. Теперь можно установить переднюю крышку блока цилиндров, предварительно заменив сальник.
Процесс довольно прост: старый сальник аккуратно выбивается, а новый устанавливается с помощью круглой наставки. Крышку с прокладкой нужно временно прикрепить на болты, а затяжку начинать с трех нижних, предварительно смазав герметиком прокладку поддона картера. Замена цепи ГРМ завершается обратной сборкой, что обеспечит ровную и бесшумную работу двигателя.
Проверка и замена сопутствующих деталей
При разборке ГРМ (газораспределительного механизма) и замене цепи на ВАЗ 2106 важно не только заменить саму цепь, но и тщательно проверить состояние сопутствующих деталей. Это позволит избежать повторных ремонтов и продлить срок службы нового компонента. Рассмотрим основные детали, которые необходимо проверить и, при необходимости, заменить.

1. Звезды (шестерни) распредвала и коленвала
Звезды, на которые натягивается цепь, играют ключевую роль в работе ГРМ. При осмотре необходимо обратить внимание на:
- Износ зубьев: Если зубья шестерен имеют значительные повреждения или износ, это может привести к неправильной работе ГРМ и, как следствие, к повреждению двигателя.
- Проверка люфта: Необходимо проверить наличие люфта на шестернях. Если люфт превышает допустимые значения, шестерни следует заменить.
2. Натяжитель цепи
Натяжитель цепи отвечает за поддержание необходимого натяжения цепи. При его проверке стоит обратить внимание на:
- Состояние пружины: Пружина натяжителя должна быть в хорошем состоянии. Если она ослабла или повреждена, натяжитель не сможет выполнять свою функцию.
- Работа механизма: Натяжитель должен свободно перемещаться и не заедать. Если есть признаки заедания, его необходимо заменить.
3. Уплотнительные кольца и прокладки
При разборке ГРМ важно заменить все уплотнительные кольца и прокладки, так как старые могут потерять свои свойства и привести к утечкам масла. Обратите внимание на:
- Состояние прокладок: Если прокладки имеют трещины или деформации, их следует заменить.
- Уплотнительные кольца: Проверяйте кольца на наличие износа и повреждений. Замена уплотнительных элементов поможет избежать утечек масла и других жидкостей.
4. Цепь ГРМ
Хотя мы говорим о замене цепи, важно также проверить её состояние перед установкой новой. Обратите внимание на:
- Длина цепи: Измерьте длину цепи. Если она растянулась, это может привести к неправильной работе ГРМ.
- Состояние звеньев: Проверьте звенья на наличие трещин и других повреждений. Если есть сомнения, лучше заменить цепь на новую.
5. Подшипники
Подшипники, на которых установлены шестерни, также требуют проверки. Износ подшипников может привести к дополнительному люфту и шуму в работе двигателя. При проверке обратите внимание на:
- Шум при вращении: Если подшипники издают посторонние звуки, это признак их износа.
- Люфт: Проверяйте наличие люфта. Если он превышает допустимые значения, подшипники необходимо заменить.
В заключение, замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 — это не только замена самого компонента, но и комплексная проверка всех сопутствующих деталей. Это поможет избежать проблем в будущем и обеспечит надежную работу двигателя. Не забывайте о важности качественных запчастей и соблюдении всех рекомендаций по их установке.
Вопрос-ответ
Как ведет себя машина при растянутой цепи?
О растяжении цепи говорят такие видимые признаки, как снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива, появление густого выхлопного дыма, рывки автомобиля при движении.
Нужно ли снимать цепь ГРМ, чтобы снять головку блока цилиндров?
Если это двигатель с толкателем, то в нём нет кулачковой шестерни и ремня или цепи, соединяющих его с коленвалом, поэтому головку можно просто снять. Однако, если это двигатель с верхним распредвалом, ремень или цепь необходимо отсоединить. Если двигатель оснащен ремнём ГРМ, снимите крышку, снимите или ослабьте натяжитель и снимите ремень.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом разборки ГРМ обязательно ознакомьтесь с технической документацией на ваш автомобиль. Это поможет вам понять последовательность действий и избежать ошибок при разборке и сборке.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты и запчасти. При замене цепи ГРМ важно выбирать оригинальные или проверенные аналоги, чтобы избежать проблем с надежностью и долговечностью работы двигателя.
СОВЕТ №3
Обязательно отметьте положение распредвала и коленвала перед разборкой. Это поможет вам правильно установить их на место после замены цепи и избежать проблем с синхронизацией.
СОВЕТ №4
После завершения работы обязательно проверьте натяжение цепи ГРМ. Неправильное натяжение может привести к быстрому износу или даже поломке цепи, что может вызвать серьезные повреждения двигателя.
