Карбюратор Солекс 21053 — популярное решение для автомобилей ВАЗ благодаря надежности и простоте эксплуатации. В статье рассмотрим устройство и особенности этого карбюратора, а также его отличия от других моделей для ВАЗ. Узнаете, как правильно установить Солекс 21053 и какие шаги предпринять для оптимальной работы двигателя. Информация будет полезна как опытным автолюбителям, так и новичкам, стремящимся улучшить производительность автомобиля.
Виды карбюраторов
Карбюраторы, используемые на автомобилях ВАЗ, представлены всего тремя основными типами: Вебер, Солекс и Озон. Все они успешно применяются в отечественном автопроме, так как были разработаны с учетом специфики российских автомобилей. Исключение составляет карбюратор Вебер, который имеет итальянские корни. Его история начинается в Италии, и он отлично подходит для некоторых российских моделей, благодаря чему итальянский карбюратор демонстрирует высокую эффективность. Создателем этого устройства является Эдуард Вебер, который внес значительный вклад в улучшение динамических характеристик автомобилей и снижение расхода топлива.
Следующий в нашем списке — карбюратор Озон. При его разработке основное внимание уделялось снижению расхода топлива. На сегодняшний день Озон все еще можно встретить на многих автомобилях, хотя его распространенность постепенно уменьшается. Это связано с тем, что карбюратор часто подвержен поломкам. Тем не менее, его нельзя считать совершенно бесполезным, так как он успешно справляется с задачей уменьшения расхода топлива по сравнению с Вебером. При правильной настройке Озон также может продемонстрировать неплохие динамические характеристики.
Третий тип карбюраторов — Солекс 21053 1107010. Это карбюратор пятой модификации, который был разработан французской компанией Солекс, прекратившей выпуск своей продукции. В настоящее время производство этих карбюраторов продолжается на ДААЗ (Димитровском Автоагрегатном Заводе). Основное отличие Солекса от Озона заключается в его надежности — он менее подвержен поломкам. Показатели Солекса также достаточно хорошие, и их можно улучшить при правильной настройке. Однако процесс настройки карбюратора может быть сложным, поэтому стоит отметить, что модификация 21053 1107010 20 уже имеет оптимальные настройки, и от владельца требуется лишь корректная установка. При этом также возможно внести небольшие изменения в характеристики устройства.
Настройка карбюратора Солекс 21053 является важным этапом для обеспечения оптимальной работы двигателя. Эксперты отмечают, что правильная регулировка смеси воздуха и топлива напрямую влияет на мощность и экономичность автомобиля. В процессе настройки необходимо уделить внимание таким параметрам, как уровень топлива в поплавковой камере и состояние жиклеров. Специалисты рекомендуют использовать манометр для точной настройки давления в системе. Также важно учитывать климатические условия и тип топлива, так как они могут существенно влиять на работу карбюратора. Регулярная проверка и корректировка настроек помогут избежать проблем с запуском и увеличат срок службы двигателя.

Описание устройства
Устройство карбюратора довольно простое, если не вникать в дополнительные детали. Сверху находятся две сквозные камеры. Их главная задача — это всасывание воздуха в аппарат для дальнейшего смешивания его с бензином. Впрыск бензина осуществляют жиклеры, а с воздухом он смешивается через диффузоры. Те, в свою очередь, располагаются прямо по центру камер Солекса. Они создают необходимое разряжение в давлении, чтобы происходило втягивание топлива. Топливо поступает из расположенной справа от диффузоров поплавковой камеры. Уровень бензина в них должен соответствовать норме, о которой будет рассказано ниже. Регулируется он при помощи специального поплавка и запорной иглы.
Все это верхняя часть карбюратора. Последней частью является крышка, расположенная прямо над поплавковой камерой. Ее необходимо снять при работах. Функция нижней части — обеспечение работы верхней. Все, что находится под уровнем поплавковой камеры, называется корпусом карбюратора. Его составные части — это нижние окончания первичной и вторичной камер (те самые, что служат для потока воздуха) и расположенные внутри них дроссельные заслонки, в задачу которых входит открывать и закрывать сквозное движение кислорода. Свою работу заслонки начинают поочередно, сначала открывая первичную, а затем и вторичную камеру.
| Параметр настройки | Описание | Рекомендуемое значение |
|---|---|---|
| Уровень топлива в поплавковой камере | Влияет на состав топливовоздушной смеси. | 21-23 мм от верхней кромки поплавковой камеры до уровня топлива. |
| Жиклер холостого хода (ХХ) | Определяет количество топлива, подаваемого на холостом ходу. | 40-42 (для 1.5-1.6 л), 39-41 (для 1.3 л) |
| Воздушный жиклер холостого хода (ВЖХХ) | Определяет количество воздуха, подаваемого на холостом ходу. | 150-160 |
| Главный топливный жиклер (ГТЖ) 1-й камеры | Определяет количество топлива при средних и высоких нагрузках в 1-й камере. | 107.5-110 |
| Главный воздушный жиклер (ГВЖ) 1-й камеры | Определяет количество воздуха при средних и высоких нагрузках в 1-й камере. | 150-165 |
| Главный топливный жиклер (ГТЖ) 2-й камеры | Определяет количество топлива при средних и высоких нагрузках во 2-й камере. | 115-120 |
| Главный воздушный жиклер (ГВЖ) 2-й камеры | Определяет количество воздуха при средних и высоких нагрузках во 2-й камере. | 135-145 |
| Диаметр распылителя ускорительного насоса | Влияет на количество топлива, подаваемого при резком нажатии на педаль газа. | 35-40 |
| Регулировка винта качества смеси ХХ | Определяет состав смеси на холостом ходу. | 1.5-2.5 оборота от полностью закрученного положения. |
| Регулировка винта количества ХХ | Определяет обороты холостого хода. | 800-900 об/мин (для прогретого двигателя). |
| Зазор между поплавком и крышкой | Влияет на уровень топлива в поплавковой камере. | 1 мм (при закрытом игольчатом клапане). |
| Зазор между поплавком и язычком | Влияет на работу игольчатого клапана. | 14-15 мм (при открытом игольчатом клапане). |
| Натяжение пружины диафрагмы ускорительного насоса | Влияет на производительность ускорительного насоса. | Должно обеспечивать равномерную струю топлива. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о настройке карбюратора Солекс 21053:
-
Уникальная система регулировки: Карбюратор Солекс 21053 имеет уникальную систему регулировки, которая позволяет точно настраивать соотношение воздуха и топлива. Это достигается благодаря наличию двух винтов: один отвечает за холостой ход, а другой — за основную подачу топлива. Правильная настройка этих винтов может значительно улучшить экономию топлива и динамику автомобиля.
-
Чувствительность к качеству топлива: Солекс 21053 очень чувствителен к качеству используемого топлива. Некачественное топливо может привести к засорению жиклеров и ухудшению работы карбюратора. Поэтому для достижения оптимальной работы рекомендуется использовать бензин с высоким октановым числом и регулярно очищать топливную систему.
-
Проблемы с холодным пуском: Одной из распространенных проблем при настройке Солекса 21053 является трудность холодного пуска. Это связано с особенностями конструкции карбюратора, который может не обеспечивать достаточное количество топлива при низких температурах. Для решения этой проблемы рекомендуется проверить работу обогревателя и, при необходимости, отрегулировать систему холостого хода.
Эти факты подчеркивают важность правильной настройки и обслуживания карбюратора для обеспечения надежной работы автомобиля.

Установка карбюратора Солекс 21053 на классику
Теперь мы можем перейти к замене стандартного карбюратора автомобиля на Солекс модели 21053 1107010 20. На автомобилях ВАЗ обычно устанавливается карбюратор Озон, который производится на базе ДААЗ. Основная проблема этого устройства заключается в его ненадежности. Кроме того, расход топлива на Озоне значительно выше, чем на Солексе. Именно поэтому многие владельцы автомобилей решают заменить один карбюратор на другой. Также важно правильно настроить Солекс 21053 перед установкой на классические модели.
Процесс установки карбюратора Солекс 21053 на классические автомобили не отличается от установки других моделей. Этот карбюратор легко подходит для любого заднеприводного двигателя ВАЗа. В первую очередь необходимо исключить возможность попадания посторонних частиц во впускной коллектор. Для этого следует очистить моторный отсек от грязи. Не обязательно добиваться идеальной чистоты, достаточно просто промыть его.
Далее отключите карбюратор Озон от всех соединений. Будьте осторожны при отсоединении шлангов системы подогрева и топливных шлангов. После этого снимите трос от воздушной заслонки, который крепится на скобе — ее нужно сначала извлечь. Теперь можно удалить старый карбюратор. Также, как и при очистке моторного отсека, следует привести в порядок поверхность, на которой стоял Озон. Если вы заметите трещины или неровности, обязательно замажьте их герметиком.
Теперь пришло время создать теплоизоляцию для Солекса 21053 1107010 20. Для этого используйте утеплительные прокладки, которые нужно укладывать друг на друга, чередуя тонкие и более плотные. Затем установите карбюратор 21053 1107010 20 сверху. Для удобства в будущем рекомендуется устанавливать Солекс 21053 без верхней крышки. При этом привод дроссельной заслонки должен находиться спереди. С верхней части головки блока разместите кулису тяги привода для первичной и вторичной камеры, которая будет регулировать дроссельную заслонку. На старом Озоне вы найдете пластиковые наконечники от тяги, которые можно снять и установить на Солексе.
Теперь необходимо отрегулировать длину троса от привода дроссельной заслонки. Если он длиннее, чем требуется, его нужно укоротить. После внесения изменений закройте крышку карбюратора, не используя старую прокладку. Закрыв карбюратор, начните подключение всех отсоединенных ранее элементов. Подведите к тройнику карбюратора соединение с системой охлаждения. Затем подключите шланги от раздатчика системы зажигания. Установите тройник у фильтра тонкой очистки на топливопровод. К тройнику подсоедините провод, который ведет к поплавковой камере карбюратора, используя обратный клапан. В завершение прикрепите возвратную пружину, а для дополнительной безопасности можно установить еще одну, прикрепив ее к верхней части блока.
Электрический клапан подключите к реле света, затем установите основание воздушного фильтра и сам фильтр, подсоединив их к системе выпуска газов. Карбюратор Солекс 21053 на классические автомобили установлен. Модель 21053 1107010 20 будет служить долго, если вы будете следовать рекомендациям по ее настройке и периодически проводить чистку.
Настройка
После того как вы установили Солекс 21053 на классику, нужно настроить его. Делается это для того, чтобы получить лучшие показатели в скорости езды автомобиля и уменьшить его расход топлива. Итак, первое, с чего следует начать, — настройка уровня топлива в поплавковой камере. Настраивать его можно при помощи специального шаблона. Однако, поскольку бензонасосы на машинах не всегда одинаковые, делать так не стоит.
Настраивать уровень нужно следующим путем:
- На пять минут заведите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах. Надо сказать, что заведется он, даже если Солекс совсем слабый и жиклеры давно пора сменить.
- Дав отработать указанное время, заглушите мотор.
- Снимите топливопроводный шланг. Если этого не произвести, то бензин может политься по нему и изменить показания. Отверните винты, крепящие крышку Солекса, и вытащите трос подсоса.
- Снимая крышку, будьте предельно осторожны, если сделать это неправильно, можно повредить поплавки.
- Любым приспособлением для измерения расстояния определите количество сантиметров от уровня топлива до того места, где раньше была крышка.
В обеих камерах будет различное расстояние, однако нужны показатели от 23 до 25 см. Подровнять уровень топлива можно, искривив поплавки и слив все лишнее. Теперь можно поставить назад все, что вы сняли с карбюратора в процессе. Заведите двигатель и следите за обеими камерами Солекса. Если с них капает бензин, то нужно еще немного уменьшить количество топлива.
Если мотор барахлит, значит, нужно его увеличить. Затем снова посмотрите уровень жидкости в топливном бочке. Скорее всего, до успеха вы сделаете 3-4 попытки. Сократить количество времени, которое вы потратите на работу, можно, подкачивая бензин рукой.

Настраиваем холостой ход
После того как вы разобрались с предыдущим этапом, переходите к настройке холостого хода. Это не ускорит движение, но поможет снизить расход топлива.
- Найдите болт, который отвечает за качество топливной смеси.
- Осторожно закрутите его до упора, но будьте внимательны, чтобы не повредить резьбу.
- Когда закручивать станет сложно, сделайте 5-6 оборотов в обратном направлении — не больше.
- Включите зажигание и запустите двигатель. Теперь необходимо найти оптимальное соотношение между положением винта качества и состоянием в вакуумном штуцере. Для этого полностью уберите подсос и установите обороты двигателя в диапазон 500-1200.
- Постепенно поворачивайте болт качества до тех пор, пока двигатель не начнет немного дергаться. Не дайте ему заглохнуть, а затем аккуратно открутите его обратно до момента, когда мотор заработает стабильно.
- Найдите болт, отвечающий за количество оборотов, и установите их на уровне 850-900. Скорее всего, после этого двигатель может начать глохнуть, поэтому потребуется немного подкорректировать его с помощью винта качества. Не ожидайте, что все получится с первого раза. Продолжайте выполнять указанные действия до тех пор, пока автомобиль не начнет работать на заданных оборотах при минимальном положении винта качества.
Замена жиклеров
Нельзя просто поменять жиклеры. вы обязательно должны понимать, зачем и как это делается. А потому следует ознакомиться с тем, с чем вам предстоит работать. Топливные жиклеры подают в двигатель некоторое количество бензина, которое втягивается туда благодаря диффузорам. Количество втянутого через жиклеры бензина напрямую зависит от объема двигателя. Отсюда следует, что для правильного расхода топлива нужно устанавливать меньшие жиклеры на больший объем двигателя.
Выбирают жиклеры сначала для топлива, а затем уже для воздуха. Не трогайте вторичную камеру Солекса до тех пор, пока не подберете жиклеры для первой. Самым простым путем было бы отыскать заводской Солекс, который уже имеет искомые жиклеры, рассчитанные на подобный объем двигателя. Однако не забывайте, что не все Солексы подходят на моторы ВАЗа.
У некоторых Солексы заработают сразу, а у других не будут работать вовсе. Поэтому не нужно думать, что можно взять для своего Солекса жиклеры от любого другого карбюратора подобного объема. Отыщите тот, который приспособлен для жигулей, и приобретите такие жиклеры, как на нем. Итак, Солекс 21053 на классику установлен и настроен. Не забывайте регулярно прочищать его для качественной работы.
Как мыть карбюратор?
Поверхность карбюратора Солекс можно очистить с помощью спирта или аналогичных средств. После протирки рекомендуется продуть карбюратор теплым воздухом. Как это сделать? Можно использовать компрессор, а если его нет, подойдет и автомобильный компрессор. Убедитесь, что воздухоочиститель снят, и внимательно следите за тем, чтобы посторонние частицы не попали внутрь Солекса.
Чистку сетчатого фильтра можно проводить примерно раз в полтора года. Просто снимите его и промойте, удаляя все накопившиеся загрязнения. Обратите внимание, что неметаллические элементы карбюратора следует мыть отдельно! Это важно, так как жидкости, предназначенные для металлов, могут повредить их.
В поплавковой камере необходимо разобрать воздушный фильтр и открутить хомут. Поскольку поплавок уже отрегулирован, будьте осторожны, чтобы не погнуть или не сломать его. При установке крышки карбюратора старайтесь не опустить поплавок вниз. Топливо из камеры можно удалить с помощью шприца или резиновой груши. Затем аккуратно очистите камеру, не повредив ее поверхность, и верните топливо обратно. Топливные жиклеры очищаются с помощью металлической или медной проволоки. Если загрязнение незначительное, их можно просто продуть. Следуйте этим рекомендациям раз в год, чтобы избежать поломок и сохранить качество работы карбюратора.
Проверка и регулировка смеси
Правильная настройка смеси топлива и воздуха является ключевым аспектом для обеспечения оптимальной работы карбюратора Солекс 21053. Неправильное соотношение может привести к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива и повышенному износу деталей. В этой части статьи мы рассмотрим, как проверить и отрегулировать смесь на карбюраторе Солекс 21053.
Для начала, необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы. Вам понадобятся:
- Динамометрический ключ
- Термометр
- Устройство для измерения угла опережения зажигания
- Ключи и отвертки для регулировки
- Топливо, соответствующее рекомендациям производителя
Перед началом регулировки убедитесь, что двигатель прогрет до рабочей температуры. Это важно, так как холодный двигатель может давать неверные показания при настройке смеси.
Первым шагом является проверка состояния воздушного фильтра. Загрязненный фильтр может значительно ухудшить подачу воздуха, что повлияет на смесь. Если фильтр требует замены, сделайте это перед началом регулировки.
Далее, необходимо проверить уровень топлива в поплавковой камере. Для этого снимите крышку карбюратора и убедитесь, что уровень топлива находится на уровне, указанном в инструкции. Если уровень слишком низкий или высокий, отрегулируйте его с помощью винта, отвечающего за подачу топлива.
Теперь перейдем к регулировке смеси. На карбюраторе Солекс 21053 есть два основных винта: винт качества смеси и винт холостого хода. Винт качества смеси отвечает за соотношение топлива и воздуха при работе двигателя на средних и высоких оборотах, а винт холостого хода — на малых оборотах.
Для регулировки винта качества смеси выполните следующие шаги:
- Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
- Постепенно поворачивайте винт качества смеси по часовой стрелке до тех пор, пока двигатель не начнет работать ровно и без перебоев.
- Затем медленно поворачивайте винт против часовой стрелки, пока не услышите легкое снижение оборотов. После этого вернитесь к предыдущему положению, где двигатель работал наиболее стабильно.
После настройки винта качества смеси, перейдите к регулировке винта холостого хода. Для этого:
- Убедитесь, что двигатель работает на холостом ходу.
- Постепенно поворачивайте винт холостого хода, наблюдая за изменениями в оборотах двигателя. Цель — достичь стабильных и высоких оборотов на холостом ходу.
- После достижения оптимальных оборотов, зафиксируйте положение винта.
После завершения регулировки смеси рекомендуется провести тест-драйв автомобиля. Обратите внимание на поведение двигателя при различных режимах работы: на холостом ходу, при ускорении и на высоких оборотах. Если двигатель работает плавно и без перебоев, значит, настройка выполнена успешно.
В случае возникновения проблем, таких как провалы при ускорении или нестабильная работа на холостом ходу, возможно, потребуется повторная регулировка или диагностика других систем автомобиля. Регулярная проверка и корректировка смеси помогут поддерживать двигатель в хорошем состоянии и продлить срок его службы.
Вопрос-ответ
На сколько оборотов откручивать винт качества смеси?
Пошаговая инструкция по настройке винта качества смеси: Найдите винт качества смеси (обычно расположен сбоку карбюратора). Шаг 3. Полностью закрутите его (без чрезмерного усилия), затем открутите на 1,5–2 оборота.
На сколько выкручивать винт качества солекс?
Аккуратно, без усилия, закручиваем винт качества по часовой стрелке до упора, а потом выкручиваем его назад на два оборота — это базовая настройка. После этого винтом количества выставляем обороты в районе 850–900 об/мин.
Какой карбюратор стоит на ВАЗ 21053?
К178И. 21053-1107010-20 — карбюратор для а/м ВАЗ 2103, 21053, 2106, 21061.
Как настроить винт качества смеси на карбюраторе?
На карбюраторе имеются специальные винты качества смеси. Соотношение компонентов изменяется путем их вращения. Поочередно нужно крутить винты по часовой стрелке до того момента, пока двигатель не станет сбоить. Если продолжать дальше крутить винт, то мотор заглохнет.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом настройки карбюратора Солекс 21053, обязательно ознакомьтесь с его конструкцией и принципом работы. Это поможет вам лучше понять, как различные элементы влияют на производительность двигателя и какие настройки могут быть необходимы.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты для настройки карбюратора. Неправильные инструменты могут привести к повреждению деталей или неточным настройкам, что в свою очередь повлияет на работу двигателя.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на состояние воздушного фильтра и топливной системы перед настройкой. Забитый фильтр или загрязненное топливо могут исказить результаты настройки карбюратора и привести к его неправильной работе.
СОВЕТ №4
После завершения настройки обязательно проведите тест-драйв автомобиля. Это позволит вам оценить, насколько эффективно были выполнены настройки, и при необходимости внести дополнительные коррективы.





