Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Как самостоятельно отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2109?

Регулировка карбюратора на ВАЗ 2109 — важная процедура для восстановления работы двигателя и улучшения его производительности. Владельцы девятки часто сталкиваются с проблемами из-за неправильной настройки карбюратора, что приводит к увеличению расхода топлива, потере мощности и нестабильной работе. В этой статье мы рассмотрим, как самостоятельно отрегулировать карбюратор, чтобы вернуть автомобилю динамику и экономичность.

Особенности карбюратора на ВАЗ 2109

Карбюратор Солекс для ВАЗ 2109 — это один из самых надежных компонентов автомобиля. Благодаря своей конструкции, девятка демонстрирует хорошую экономию топлива. Кроме того, карбюратор способствует достойным скоростным характеристикам ВАЗа 2109, при этом обеспечивая умеренный расход бензина. Различные версии Солекса также используются в модели ВАЗ 21093.

Солекс обладает внушительным сроком службы — до десяти лет, поэтому его замена требуется довольно редко. Тем не менее, регулярный уход за ним необходим. Периодически стоит очищать корпус от остатков сгорания топлива и настраивать механизмы, которые могут выходить из строя. Если следовать этим простым рекомендациям, девятка будет надежно работать в любых условиях.

Среди наиболее распространенных проблем карбюратора можно выделить:

  1. Плохо закрывающаяся дроссельная заслонка, что приводит к неправильному обогащению горючей смеси.
  2. Неправильный уровень топлива в камерах, что увеличивает расход бензина.
  3. Засоренные жиклеры.

Первоначальные признаки, указывающие на необходимость проверки карбюратора, включают:

  1. Нестабильную работу двигателя.
  2. Увеличение расхода топлива.
  3. Значительное снижение оборотов.
  4. Проблемы с запуском двигателя.

Как только вы заметили одну из этих проблем, рекомендуется произвести настройку карбюратора.

Ремонт и настройка карбюратора Солекс 2108 на ВАЗ 2109 1300Ремонт и настройка карбюратора Солекс 2108 на ВАЗ 2109 1300

Предварительные работы

Хотя наша первостепенная задача — регулировка карбюратора ВАЗ 2109, заняться необходимо очисткой узла от нагаров и грязи. Нередко именно налет является причиной неисправности, поэтому понадобится хорошее чистящее средство. В магазине товаров для авто можно найти различную химию для таких нужд; спрашивать нужно именно для карбюратора. Не подойдет для чистки WD 40 — из-за обилия масла в составе.

Помимо химии вам также пригодятся следующие предметы:

  1. Маленькая жесткая щетка. На крайний случай подойдет и зубная или даже зубочистки.
  2. Резиновые и тканевые перчатки. Резиновых можно взять две пары — на всякий случай, ведь средства для очистки очень агрессивны.
  3. Набор ключей и отверток.
  4. Руководство пользователя для ВАЗ 2109 со схемой Солекса.
  5. Баллончик со сжатым воздухом для продувки деталей.

Для чего баллончик? Дело в том, что каналы жиклеров очень узкие, из-за чего механическая чистка при помощи узких инструментов будет бесполезна, а вот мощная направленная струя воздуха подходит для такой задачи.

Нужно аккуратно очистить как внешнюю, так и внутреннюю часть карбюратора. Крепления — винты и болтики, отложите в отдельные коробочки, их тоже стоит обработать и продуть в конце.

Не забудьте извлечь из узла все резиновые детали, иначе химикат их попросту растворит. Также следует поступить и с пластиком.
Обрабатывать очистителем нужно только металлические детали. Делается это в два этапа:

  1. Наносится химикат, после чего необходимо подождать 10 минут.
  2. Когда налет частично растворился, нужно промыть детали и корпусы под струей воды.

Если какие-либо отложения остались, их можно запросто снять зубочисткой, палочкой либо щеткой. Последний этап очистки — просушивание.

Карбюратор расход ВАЗ2109 карбюраторКарбюратор расход ВАЗ2109 карбюратор

Этап регулировки Действия Примечания
Подготовка Прогреть двигатель до рабочей температуры. Важно для точной регулировки.
Проверить уровень топлива в поплавковой камере. Должен быть в пределах нормы.
Убедиться в отсутствии подсоса воздуха. Проверить все шланги и прокладки.
Регулировка холостого хода Запустить двигатель.
Найти винт качества смеси (обычно сбоку карбюратора). Медленно вращать его, добиваясь максимальных оборотов.
Найти винт количества смеси (обычно сверху карбюратора). Установить обороты холостого хода в пределах 800-900 об/мин.
Повторно отрегулировать винт качества, добиваясь стабильной работы двигателя. Двигатель должен работать ровно, без провалов.
Регулировка ускорительного насоса Нажать на педаль газа. Должен быть виден четкий впрыск топлива.
При необходимости отрегулировать тягу привода. Впрыск должен быть без задержек.
Проверка и доводка Проехать на автомобиле. Оценить динамику разгона и отсутствие провалов.
При необходимости повторить регулировку. Добиться оптимальной работы двигателя.
Проверить свечи зажигания. Цвет нагара должен быть светло-коричневым.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о регулировке карбюратора на ВАЗ 2109:

  1. Регулировка смеси: Один из ключевых моментов при настройке карбюратора — это правильная регулировка воздушно-топливной смеси. Для этого используется винт качества смеси, который позволяет добиться оптимального соотношения воздуха и топлива. Неправильная настройка может привести к увеличению расхода топлива и ухудшению работы двигателя.

  2. Значение уровня топлива: Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора также играет важную роль. Если уровень слишком низкий, двигатель может «задушиться» из-за недостатка топлива, а если слишком высокий — это может привести к переливу и образованию угарного газа. Правильная регулировка уровня достигается с помощью настройки поплавка.

  3. Тестирование на ходу: После всех регулировок рекомендуется провести тест-драйв автомобиля. Это поможет оценить, как карбюратор работает в различных режимах — на холостом ходу, при ускорении и на высоких оборотах. Важно обращать внимание на поведение двигателя и при необходимости вносить дополнительные коррективы в настройки.

Регулировка и настройка карбюратора СОЛЕКС ВАЗ вслепую без приборовРегулировка и настройка карбюратора СОЛЕКС ВАЗ вслепую без приборов

Процесс разборки карбюратора

Перед началом работы необходимо подготовить не только набор гаечных ключей и отверток, но и ацетон с чистой ветошью. Для удобства все инструменты лучше расположить на столе. Сначала нужно выкрутить электромагнитный клапан, затем извлечь топливный жиклёр из корпуса и промыть его в ацетоне (можно использовать керосин), а после этого продуть воздухом (подойдет обычный компрессор для накачки шин). Далее откручиваем пять винтов, которые удерживают крышку, и аккуратно снимаем её, чтобы не повредить поплавок.

Алгоритм дальнейшей разборки выглядит следующим образом:

  1. Снять поплавок, выдавив его ось из посадочных мест с помощью тонкого предмета.
  2. Убрать уплотнительную прокладку (если она сильно изношена, её нужно заменить).
  3. После снятия прокладки осмотрите след от прижатия крышки к корпусу. Если он неровный и в некоторых местах прерывается, это указывает на нарушение плоскости. В таком случае потребуется шлифовка поверхности крышки и корпуса для лучшего прилегания деталей.
  4. Открутить топливный кран и проверить его работоспособность. Игла должна двигаться плавно, без заеданий, люфт недопустим. В случае обнаружения неисправностей топливный клапан следует заменить.
  5. Открутить четыре винта, крепящие крышку пускового устройства, и снять диафрагму. Её поверхность должна быть ровной и эластичной, без повреждений, пружина не должна быть критически вытянута. Если у вас есть ремкомплект карбюратора, замените все детали, независимо от их состояния.
  6. В боковой части крышки расположен топливный фильтр, который также нужно демонтировать, замочить в ацетоне на некоторое время, затем продуть воздухом и установить обратно.
  7. Для снятия механизма управления дроссельными заслонками необходимо выкрутить крепежную гайку, извлечь стопор с пружиной и демонтировать рычаг.
  8. С помощью тонкой плоской отвертки подденьте распылители насоса и извлеките их. Осмотрите резиновые уплотнители и при наличии износа замените. Если распылители не подлежат замене, их следует замочить в ацетоне, затем продуть воздухом и установить обратно.
  9. Разберите насос ускорения и замените диафрагму. Для этого открутите четыре винта, крепящие крышку, и снимите диафрагму с пружиной. Все детали промойте в ацетоне и установите на место.

По аналогичному принципу разбирается и очищается экономайзер мощности. На некоторых моделях карбюраторов под крышкой экономайзера может находиться пластиковая заглушка, которую можно удалить, а устанавливать обратно не обязательно. Затем снимите эмульсионные трубки и выкрутите топливные жиклёры, расположенные под ними. После этого переверните карбюратор и вытряхните жиклёры, их можно поддеть. Жиклёры и эмульсионные трубки промываются и очищаются, при необходимости заменяются на новые и устанавливаются в обратном порядке. В завершение выкручиваются винты регулировки качества и количества топлива. Теперь можно переходить к следующему этапу.

Чистка карбюратора

На работе агрегата негативно сказывается в первую очередь низкокачественный бензин на АЗС. Карбюратор чувствителен к качеству топлива и начинает работать с перебоями, что сразу же отражается на функциональности силовой установки.

Понадобится специальный анализатор для определения в составе смеси выхлопных газов концентрации углекислого газа, кислорода и углеводорода. О качестве топлива могут наглядно рассказать свечи зажигания, а точнее, нагар на них. В идеале он должен быть коричневый или песочного цвета, черный означает обогащенное топливо, белесый налёт говорит о слишком бедной смеси, где преобладает воздух.

Карбюратор автомобиля следует предварительно осмотреть. Он не должен быть чрезмерно загрязнен. Если это не так, потребуется тщательно очистить поверхности от грязи и нагара с помощью ацетона. Понадобится много ветоши, а также компрессор для возможности продувки сжатым воздухом. Вместо ацетона можно использовать любой очиститель карбюратора, в широком ассортименте они представлены в магазинах автозапчастей. После того как карбюратор демонтирован и разобран по приведенной инструкции, следует промыть и прочистить все имеющиеся элементы. Наилучшим способом будет замачивание металлических деталей в растворителе на несколько часов, после чего их можно очистить, продуть воздухом и протереть сухой ветошью.

Во входные отверстия карбюратора и топливных клапанов не нужно ничего вставлять. Малейший засор станет причиной невозможности прохождения топливно-воздушной смеси. Все углубления и ниши продуваются струёй сжатого воздуха. По окончании чистки детали следует просушить и собрать карбюратор в обратной последовательности. После установки на автомобиль потребуется произвести настройку карбюратора.

Чтобы защитить карбюратор в дальнейшем от загрязнений, необходимо своевременно менять воздушный и топливный фильтры. Промывать следует и сетчатый фильтр под пробкой топливного фильтра. Он также промывается и продувается компрессором. Если чистка, замена изношенных деталей и регулировка не помогли, и карбюратор работает с перебоями, возможно, понадобится заменить узел.

Особенности сборки карбюратора ВАЗ 2109

Процесс не представляет сложности, если соблюдается правильная последовательность разборки. После того как все детали были промыты, очищены и высушены, необходимо вернуть на место топливный фильтр и закрутить пробку. Затем следует проверить герметичность и отсутствие повреждений, после чего устанавливается поплавок.

Проверить его довольно просто: достаточно опустить поплавок в бензин на несколько минут. Если топливо попадет внутрь, поплавок нужно будет заменить. При установке поплавка важно обратить внимание на боковые грани. Если на них имеются следы износа, это может означать, что поплавок касается стенок камеры, и в таком случае потребуется подогнуть рычаг для устранения проблемы.

Далее собираются крышки экономайзера, ускорительного и топливного насосов. При монтаже ускорительного насоса не следует затягивать винты крепления крышки до упора. Сначала нужно утопить рычаг насоса в крайнее положение, а затем окончательно затянуть винты.

Перед установкой электромагнитного клапана его необходимо протестировать. Для этого контактный выход клапана подключается к положительной клемме аккумулятора, а отрицательная клемма соединяется с корпусом клапана. Если устройство работает исправно, игла должна войти в корпус. Если игла не движется при замыкании цепи, электромагнитный клапан нужно заменить. На этом сборка завершена. Останется установить все оставшиеся детали на место и закрепить карбюратор на двигателе, после чего нужно будет отрегулировать качество и количество топлива.

Последовательность настройки

Настройка карбюратора ВАЗ 2109 и ВАЗ 21093 своими руками должна начаться только после того, как узел будет установлен обратно на свое место. Прогреваем автомобиль на холостых оборотах двигателя до рабочих температур. Далее проверяем рабочее состояние следующих элементов:

  1. Трос заслонки карбюратора. Проверьте трос устройства на предмет того, как он натянут и расположен. Если он не провисает, и заслонка не заклинивает в процессе работы, все в порядке.
  2. Если же нужно ослабить либо подтянуть тросик, вооружаемся ключом на 13 и подкручиваем гайку крепления.
  3. Следующий элемент на очереди — сама заслонка. Необходимо снять воздушный фильтр, чтобы посмотреть на положение клапана в крайнем положении рычага заслонки.
  4. Проверьте поплавковую камеру, измените положение поплавка, если хотите изменить количество бензина.
  5. Далее проверьте холостой ход и систему подачи топлива.

Как правильно настроить холостой ход?

Найдите винт, отвечающий за качество топлива. Для выполнения дальнейших действий вам потребуется плоская отвертка.

Закрутите винт до упора, а затем постепенно откручивайте его, совершая 4-5 оборотов. После каждых 5 оборотов запускайте двигатель и наблюдайте за показаниями тахометра. Когда значение достигнет диапазона 750-900, вы можете завершить настройку.

Если вы заметили отклонения, поверните винт на 1-2 оборота и снова проверьте тахометр. Продолжайте этот процесс до достижения нужного результата.

Вторым шагом можно отрегулировать винт, отвечающий за количество топлива. Здесь также потребуется выполнить аналогичную настройку, как в предыдущем пункте. Показатели могут варьироваться, поэтому для получения более точной информации обратитесь к руководству вашего автомобиля.

Количество бензина

Если хотите изменить количество бензина для создания горючей смеси, откройте поплавковую камеру карбюратора Солекс. Вам придется снять верхнюю часть корпуса Солекса. Расстояние от поплавка до верхней крышки должно составлять 25 мм. Минимальное значение — 23 мм; если уровень поплавка ниже, то аккуратно его подогните выше. Проверьте на холостых оборотах.

Если это значение будет некорректным, может увеличиться количество потребляемого топлива, а мощность двигателя, наоборот, снизится.Рекомендуется проводить настройку карбюратора своими руками сразу после выявления нестабильной работы двигателя. Если вовремя не выполнить эту процедуру, возможны очень серьезные поломки внутри узла.

Информацию о том, как правильно настроить именно вашу модель Солекса вы найдете в руководстве к своему автомобилю. Например, значения, приведенные выше для модели 2109 ВАЗ, могут отличаться в зависимости от модификаций конструкции. В инструкции должна быть также указана поэтапная настройка всех механических элементов узла. Если же у вас нет времени заниматься самостоятельно корректировкой работы карбюратора, то отвезите машину в СТО.

Мнение эксперта

! Совет специалиста
Задать вопрос
Профиль в VK
Руслан Константинов
Узнать больше об эксперте

Руслан Константинов – профессионал в области автомобильного ремонта с десятилетним стажем. Он завершил обучение в Ижевском государственном техническом университете имени М.Т. Калашникова, получив диплом по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Его опыт охватывает широкий спектр работ, включая диагностику и ремонт двигателей и трансмиссий, а также консультации по выбору расходных материалов. Руслан также имеет навыки в ремонте электронных компонентов.

С каждым годом карбюраторы уходят в прошлое, и это, безусловно, положительный момент. В наше время сложно найти специалиста, который сможет быстро и качественно настроить этот элемент. В инструкциях все выглядит довольно просто, но на практике существует множество нюансов и тонкостей. Кроме того, каждая процедура снятия и очистки карбюратора требует обязательной регулировки после установки. Неправильная настройка карбюратора может негативно сказаться на работе двигателя, что в итоге может привести к его поломке.

С инжекторными двигателями ситуация значительно проще. Сегодня любой автовладелец может приобрести портативный сканер, который за считанные минуты поможет выявить неисправность. После замены датчика регулировка не требуется. Да, система инжектора более сложная, но и забот владельца о ней значительно меньше.

expert

Проверка и регулировка системы зажигания

Перед тем как приступить к регулировке карбюратора на ВАЗ 2109, необходимо убедиться, что система зажигания работает исправно. Неправильная работа зажигания может привести к неправильной настройке карбюратора и, как следствие, к ухудшению работы двигателя. Поэтому проверка и регулировка системы зажигания являются важными этапами подготовки к настройке карбюратора.

Первым шагом в проверке системы зажигания является осмотр свечей зажигания. Свечи должны быть чистыми, без нагара и следов масла. Если на свечах присутствует нагар, это может свидетельствовать о неправильной работе карбюратора или о проблемах с системой зажигания. В случае необходимости свечи следует заменить на новые, соответствующие спецификациям производителя.

Далее необходимо проверить зазор между электродами свечи. Для этого используется щуп, который позволяет установить необходимый зазор, обычно он составляет 0,7-0,9 мм для ВАЗ 2109. Если зазор слишком мал или велик, это может привести к проблемам с запуском двигателя и его работой на холостом ходу.

Следующим шагом является проверка работы катушки зажигания. Для этого нужно отсоединить высоковольтный провод от одной из свечей и, удерживая его на расстоянии 5-7 мм от массы, прокрутить стартер. Если искра яркая и стабильная, то катушка работает исправно. Если искра слабая или отсутствует, необходимо проверить проводку и заменить катушку, если это необходимо.

Также стоит обратить внимание на распределитель зажигания. Проверьте, чтобы контакты были чистыми и не имели окисления. При необходимости их можно почистить или заменить. Убедитесь, что угол опережения зажигания установлен правильно. Для этого можно использовать стробоскоп, который позволяет точно установить момент зажигания в соответствии с рекомендациями производителя.

После проверки всех компонентов системы зажигания можно переходить к регулировке карбюратора. Однако, если в процессе проверки были выявлены какие-либо неисправности, их следует устранить перед началом регулировки, чтобы избежать дальнейших проблем с работой двигателя.

Вопрос-ответ

Можно ли самому настроить карбюратор?

Самая простая методика регулировки холостого хода карбюратора — постепенно уменьшать обороты двигателя винтом количества и увеличивать, крутя «качество». Так в несколько итераций можно подобрать оптимальный состав смеси, а в конце выставить необходимое для устойчивой работы двигателя количество оборотов.

Куда крутить винт качества смеси на карбюраторе?

Закрутите винт качества по часовой стрелке, если горючая смесь бедная. Нужно добавить топлива. Открутите винт качества против часовой стрелки.

В каком положении должна стоять заслонка карбюратора?

При полностью выжатой рукоятке привода заслонка располагается строго вертикально, а при отпущенном приводе перекрывает сечение первой камеры карбюратора.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом регулировки карбюратора обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Это поможет вам понять основные параметры и настройки, которые необходимо учитывать при регулировке.

СОВЕТ №2

Убедитесь, что двигатель полностью прогрет перед началом работы. Это позволит вам получить более точные результаты при регулировке, так как холодный двигатель может вести себя иначе.

СОВЕТ №3

Используйте качественные инструменты и манометры для проверки давления и уровня топлива. Неправильные измерения могут привести к неверной настройке карбюратора и ухудшению работы двигателя.

СОВЕТ №4

После завершения регулировки обязательно проведите тест-драйв. Обратите внимание на работу двигателя на разных оборотах и условиях, чтобы убедиться, что все настройки выполнены правильно и автомобиль работает стабильно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее