Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Принцип действия и тюнинг карбюратора Солекс 21073 на Ниве

Карбюратор Солекс 21073 — популярное решение для автомобилей Нива, обеспечивающее надежную работу двигателя и оптимальное топливопотребление. В статье рассмотрим принцип действия карбюратора, а также рекомендации по установке и регулировке. Знание особенностей работы и возможностей тюнинга Солекса поможет улучшить характеристики автомобиля и самостоятельно выполнять ремонт и настройку, что снизит затраты на обслуживание.

Устройство и принцип действия

Основные принципы смешивания топлива и воздуха, представленные в упрощенной схеме, можно увидеть на рисунке.

Когда поршень опускается из верхней мертвой точки, открывается впускной клапан, что позволяет всасывать воздушно-топливную смесь из карбюратора. В этот момент в диффузоре 6 смесительной камеры 8 происходит объединение топлива, поступающего из распылителя 4 через жиклер 9, который контролирует его расход, с воздухом, который поступает через воздушную заслонку 5. Дроссельная заслонка 7, соединенная с педалью газа, регулирует количество воздушно-топливной смеси.

Ключевым элементом конструкции карбюратора является поплавковая камера 11. Эффективность работы двигателя во многом зависит от ее правильной настройки. Уровень топлива в поплавковой камере контролируется положением поплавков 10 – в карбюраторе Солекс их два. Когда бензин поступает в камеру 11 из топливопровода 1, поплавки поднимаются и закрывают подачу топлива с помощью игольчатого клапана 2. В это время воздух, вытесняемый из поплавковой камеры, уходит через технологическое отверстие 3.

Распылитель 4 спроектирован так, чтобы его верхний срез был немного выше уровня топлива в поплавковой камере. Когда воздушный поток проходит через диффузор, происходит засасывание бензина и его смешение с воздухом. Если уровень топлива в поплавковой камере слишком высок, оно может начать вытекать. Избыточное количество бензина в смеси может привести к следующим негативным последствиям:

  • заливанию свечей;
  • неполному сгоранию топлива;
  • увеличенному расходу топлива;
  • снижению мощности двигателя;
  • повышению объема вредных выбросов.

При недостаточном уровне бензина в поплавковой камере его засасывание затрудняется. Воздушно-топливная смесь становится бедной, что вызывает нестабильную работу двигателя и рывки при движении автомобиля. Поэтому важно следить за уровнем топлива в поплавковой камере и состоянием игольчатого клапана.

Схема устройства

Эксперты отмечают, что карбюратор Солекс 21073, установленный на Ниву, работает по принципу смешивания воздуха и топлива для обеспечения оптимальной работы двигателя. Его конструкция позволяет добиться хорошей производительности и экономии топлива. Однако, как показывает практика, многие владельцы автомобилей стремятся улучшить характеристики своего транспортного средства через тюнинг карбюратора.

Специалисты рекомендуют обратить внимание на настройку жиклеров, что может значительно повысить мощность двигателя и улучшить его отклик на педаль акселератора. Также важным аспектом является правильная регулировка уровня топлива в поплавковой камере, что влияет на стабильность работы двигателя на разных режимах.

Кроме того, эксперты советуют использовать качественные фильтры и регулярно проводить обслуживание карбюратора, чтобы избежать проблем с его работой. В результате грамотного тюнинга и ухода за карбюратором Солекс 21073 можно добиться заметного улучшения динамики и экономичности Нивы.

Установка карбюратора на Ниву

До 1994 года Нива 2121 комплектовалась карбюраторами Озон, которые успешно работают и по настоящее время. Оценивая все положительные и отрицательные стороны существующих конструкций, «АвтоВАЗ» стал ставить карбюраторы Солекс 21073 на Ниву. По оценкам многочисленных автолюбителей, этот механизм по сравнению с Озоном более экономичен. Двигатель характеризуется лучшей работоспособностью, но становится сложнее в настройках, капризнее к качеству бензина и парам масла, проникающим из картера.

Установить или заменить карбюратор можно своими руками с помощью штатного инструмента. Сначала необходимо демонтировать воздушный фильтр, освободить хомут топливопровода и аккуратно снять его со штуцера, слив бензин, находящийся в топливопроводе в подготовленную емкость. Затем следует ослабить хомуты и снять все патрубки, соединяющиеся с карбюратором:

  • слива топлива в топливный бак;
  • блока подогрева карбюратора;
  • вакуумного регулятора распределителя зажигания;
  • системы рециркуляции отработавших газов;
  • отсоса картерных газов.

Светлов динамика + экономия карбюратора 21073 Солекс - 1 частьСветлов динамика + экономия карбюратора 21073 Солекс — 1 часть

Сняв все электрические разъёмы, можно убрать тяги дроссельной заслонки и тросик управления воздушной заслонкой. Отсоединив все внешние коммуникации от карбюратора, необходимо отвинтить гайки его крепления к впускному коллектору. Затем можно осторожно демонтировать механизм. Установка нового карбюратора выполняется в обратном порядке.

Элемент карбюратора / Параметр Принцип действия (стандарт) Тюнинг (цель / метод)
Главные дозирующие системы (ГДС) Подача основной порции топлива при средних и высоких оборотах. Состоит из главного топливного жиклера (ГТЖ) и главного воздушного жиклера (ГВЖ). Увеличение мощности / Улучшение динамики: Установка ГТЖ большего диаметра (например, 115-120 вместо 107.5-110) и ГВЖ меньшего диаметра (например, 140-145 вместо 150-160) для обогащения смеси.
Система холостого хода (СХХ) Обеспечение стабильной работы двигателя на холостом ходу. Включает жиклер холостого хода (ЖХХ) и винт качества. Стабилизация ХХ / Экономия топлива: Подбор оптимального ЖХХ (например, 40-42 вместо 39) и точная регулировка винта качества по газоанализатору.
Ускорительный насос (УН) Впрыск дополнительной порции топлива при резком открытии дроссельной заслонки для предотвращения «провала». Устранение «провалов» / Улучшение отклика: Установка распылителя УН с большим диаметром отверстий (например, 40-45 вместо 35) или двух распылителей.
Эконостат Дополнительное обогащение смеси при максимальных нагрузках и оборотах. Максимальная мощность: Установка жиклера эконостата большего диаметра (например, 150-160 вместо 130-140).
Диффузоры Создание разрежения для засасывания топлива из поплавковой камеры. Увеличение пропускной способности / Мощности: Расточка диффузоров (например, до 23/25 мм вместо 21/23 мм) для увеличения потока воздуха. Требует тщательной настройки ГДС.
Поплавковая камера Поддержание постоянного уровня топлива. Стабильность работы: Регулировка уровня топлива (обычно 22.5 мм от верхней кромки) для оптимального смесеобразования.
Игольчатый клапан Регулировка подачи топлива в поплавковую камеру. Предотвращение перелива / Недолива: Установка качественного игольчатого клапана (например, «Уникар») для стабильного уровня топлива.
Дроссельные заслонки Регулировка количества поступающего воздуха. Улучшение отклика / Мощности: Полировка заслонок и стенок диффузоров для уменьшения сопротивления потоку воздуха.
Электромагнитный клапан (ЭМК) Отключение подачи топлива на холостом ходу при выключении зажигания. Стабильность ХХ / Экономия: Проверка работоспособности ЭМК и его правильное подключение.
Воздушная заслонка (подсос) Обогащение смеси при холодном пуске. Легкий пуск: Правильная регулировка привода воздушной заслонки.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о карбюраторе Солекс 21073 и его тюнинге на Ниве:

  1. Принцип работы: Карбюратор Солекс 21073 работает по принципу вакуумного управления, где поток воздуха создает разряжение, которое поднимает топливо из камеры. Это обеспечивает оптимальную смесь воздуха и топлива для сгорания, что особенно важно для внедорожников, таких как Нива, которые могут сталкиваться с различными условиями эксплуатации.

  2. Тюнинг для повышения мощности: Один из популярных методов тюнинга карбюратора Солекс 21073 — это установка более производительных жиклеров и доработка воздушного фильтра. Это позволяет увеличить подачу топлива и воздуха, что может значительно повысить мощность двигателя, особенно в условиях повышенных нагрузок, таких как в off-road.

  3. Устойчивость к загрязнениям: Карбюраторы Солекс, в отличие от некоторых других моделей, имеют конструкцию, которая делает их менее чувствительными к качеству топлива и загрязнениям. Это особенно важно для Нивы, которая часто используется в условиях, где доступ к высококачественному топливу ограничен. Тюнинг и регулярное обслуживание карбюратора могут дополнительно улучшить его работу и надежность.

Инструкция по регулировке карбюратора

Солекс – это довольно надежное устройство, однако рекомендуется каждые полгода эксплуатации автомобиля проводить необходимые настройки для оптимизации работы двигателя и снижения расхода топлива. К таким настройкам относятся: регулировка качества топливной смеси, уровня топлива в поплавковой камере и числа оборотов на холостом ходу.

Перед тем как приступить к калибровке и устранению возможных неисправностей, желательно очистить карбюратор от пыли, масла и других загрязнений. Это будет проще сделать, сняв воздушный фильтр.

При регулировке карбюратора Солекс, установленного на Ниве, необходимо перевести ручку коробки передач в нейтральное положение, завести двигатель и дать ему поработать около пяти минут. Это позволит бензонасосу заполнить камеру. Затем следует отключить зажигание и снять топливный шланг с карбюратора. Чтобы избежать вытекания оставшегося бензина на двигатель, заранее подготовьте емкость для его слива. После этого демонтируйте тросик управления воздушной заслонкой и открутите винты, крепящие крышку карбюратора к корпусу. При снятии крышки будьте осторожны, чтобы не повредить прокладку и крепления поплавков.

Получив доступ к поплавковой камере, необходимо измерить уровень топлива. Это удобно делать с помощью штангенциркуля с глубиномером. Расстояние от края камеры до поверхности топлива должно составлять 24-25 миллиметров. Если уровень не соответствует этим значениям, подогните язычок на оси поплавков в нужную сторону, установите крышку обратно, запустите двигатель и повторите процедуру снятия крышки и измерения уровня топлива.

Настройка холостого хода выполняется на прогретом двигателе. Сначала закрутите плоской отверткой до упора винт качества смеси, расположенный на основании карбюратора. У него левая резьба, поэтому закручивать его нужно против часовой стрелки. Затем открутите его на пять оборотов и заведите двигатель. Убрав подсос (воздушную заслонку), добейтесь минимальных, но устойчивых оборотов мотора, вращая винт подачи топлива. Затем, медленно закручивая винт качества, добейтесь неустойчивой работы двигателя, после чего открутите винт качества на полтора оборота. Этого будет достаточно для восстановления стабильной работы. Установить рекомендованное число оборотов в минуту (850-900) можно с помощью винта подачи топлива.

Основные неисправности Солекс и методы их устранения

Прежде чем искать неполадки в устройстве, необходимо убедиться в безупречной работе системы зажигания и ее корректной регулировке. Также нужно проверить, правильно ли функционирует ГРМ, так как нарушения в работе этого механизма тоже могут быть причиной возникновения неисправностей в карбюраторе.

Теория ДВС: Мотор 1.2 + Солекс 21073Теория ДВС: Мотор 1.2 + Солекс 21073

Таблица 1. Классификация возможных неисправностей карбюратора и методы их устранения.

Неисправности Причины

Методы устранения

Затрудненный пуск холодного двигателя. Неполное закрытие воздушной заслонки вследствие поломки пружины или возникновения других механических препятствий. Заменить пружину и устранить неисправности, препятствующие закрытию воздушной заслонки.
Затрудненный пуск горячего двигателя. Высокий уровень топлива в поплавковой камере. Отрегулировать уровень топлива.
Чрезмерный расход топлива. Неполное открытие дроссельных заслонок, пониженный уровень топлива в поплавковой камере, засорение топливного жиклера. Отрегулировать заслонку и уровень топлива в камере.
Неустойчивая работа двигателя. Чрезмерное обогащение или обеднение смеси, вызванные неисправностью узлов карбюратора, износом игольчатого клапана, неправильной регулировкой уровня топлива. Поменять игольчатый клапан, отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере.
Перебои в работе двигателя. Нарушение работы дозирующей системы или подсос воздуха в соединениях корпуса карбюратора. Прочистить топливную систему, устранить подсос воздуха в корпусе карбюратора.
Потеря мощности двигателя. Нарушение работы привода механизма дроссельной заслонки вторичной камеры, понижение уровня топлива в поплавковой камере, засорение топливного жиклера. Отрегулировать привод дроссельной заслонки и уровень топлива в поплавковой камере, очистить топливный жиклер.
Провалы при работе двигателя. Повреждение диафрагмы, насоса ускорителя, заедание рычага привода распылителей, засорение топливного жиклера холостого хода, неправильная установка малых диффузоров. Заменить диафрагму, устранить заедание рычага привода, очистить жиклер, правильно установить диффузор.

НИВА 21213 Провалы при движенииНИВА 21213 Провалы при движении

Достоинства и недостатки тюнинга

Карбюратор Солекс состоит из стандартных компонентов и узлов, произведенных различными компаниями, и не требует индивидуальной настройки. Однако его литой корпус, изготовленный из алюминиевого сплава, диффузоры, жиклеры заслонки и крепежные элементы могут иметь необработанные заусенцы, выступы и шероховатости. Основная цель тюнинга заключается в устранении всех препятствий для свободного движения воздушно-топливной смеси. Это достигается путем шлифовки и полировки каналов, а также деталей, с которыми контактирует топливный поток, и доработки диффузоров с подгонкой жиклеров под индивидуальные предпочтения водителя.

Для выполнения этих работ необходимо снять карбюратор с впускного коллектора двигателя и открыть крышку. Важно добиться точного совмещения всех отверстий в соединяемых частях. Это можно сделать с помощью шабера или напильника.

Далее следует демонтировать воздушную заслонку и заменить винты ее крепления с круглой шляпкой на винты с плоской шляпкой. Затем немного рассверлите отверстия, чтобы «утопить» выступающие части креплений. Это поможет снизить гидродинамическое сопротивление при прохождении воздушно-топливной смеси. Рекомендуется также заменить игольчатый клапан на модель с резиновым наконечником, чтобы избежать перелива бензина.

Все диффузоры карбюратора нужно отполировать, убрать технологические отливы на мостиках и придать им более обтекаемую форму. Скорость потока топливной смеси в смесительной камере может достигать 120 метров в секунду, и любые шероховатости будут мешать поступлению воздуха.

Для улучшения динамики разгона можно заменить кулачок привода насоса ускорителя с номера 7 на номер 4. Эти детали доступны в наборах ремкомплекта для карбюраторов.

Тюнинг карбюратора не только способствует повышению отзывчивости мотора и увеличению его мощности, но и может значительно увеличить расход топлива. Прежде чем собрать механизм после доработки, рекомендуется тщательно промыть все его детали специальной очистительной жидкостью для карбюраторов, а затем продуть отверстия сжатым воздухом.

Карбюратор Солекс является одной из лучших инженерных разработок, которые успешно используются на российских внедорожниках Нива. Карбюраторные двигатели отличаются ремонтопригодностью, простотой в обслуживании и надежностью. Проведение тюнинга позволяет значительно улучшить работу двигателя и повысить его экономичность.

Советы по выбору запчастей и аксессуаров для тюнинга

Тюнинг карбюратора Солекс 21073 на Ниве требует внимательного подхода к выбору запчастей и аксессуаров. Правильный выбор компонентов может значительно улучшить производительность двигателя, повысить его экономичность и обеспечить стабильную работу в различных условиях. Ниже приведены рекомендации, которые помогут вам сделать правильный выбор.

1. Оригинальные запчасти против аналогов

При выборе запчастей для карбюратора стоит обратить внимание на оригинальные детали, так как они гарантируют совместимость и надежность. Однако на рынке также присутствуют качественные аналоги, которые могут быть более доступными по цене. Важно изучить отзывы и репутацию производителя, чтобы избежать покупки некачественных компонентов.

2. Учитывайте спецификации вашего автомобиля

Перед покупкой запчастей обязательно ознакомьтесь с техническими характеристиками вашего автомобиля. Некоторые детали могут отличаться в зависимости от года выпуска и модификации Нивы. Убедитесь, что выбранные вами запчасти подходят именно для вашей модели.

3. Обратите внимание на качество материалов

Качество материалов, из которых изготовлены запчасти, играет ключевую роль в их долговечности и надежности. При выборе деталей обращайте внимание на такие характеристики, как устойчивость к коррозии, термостойкость и прочность. Это особенно важно для элементов, которые подвергаются высоким температурам и нагрузкам.

4. Используйте проверенные бренды

Существует множество производителей запчастей для карбюраторов, и не все из них могут гарантировать высокое качество. Рекомендуется выбирать продукцию известных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке. Это поможет избежать проблем с совместимостью и надежностью.

5. Не забывайте о дополнительных аксессуарах

При тюнинге карбюратора стоит также рассмотреть возможность установки дополнительных аксессуаров, таких как фильтры, дроссельные заслонки и регулировочные винты. Эти элементы могут существенно повлиять на работу карбюратора и общую производительность двигателя. Выбирайте аксессуары, которые соответствуют вашим целям и требованиям.

6. Консультируйтесь с профессионалами

Если у вас возникли сомнения по поводу выбора запчастей или аксессуаров, не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам. Опытные механики и тюнинг-специалисты могут дать полезные советы и рекомендации, основанные на их практике и знаниях.

7. Учитывайте стоимость и бюджет

Тюнинг может потребовать значительных финансовых вложений, поэтому важно заранее определить бюджет. Сравните цены на различные запчасти и аксессуары, чтобы найти оптимальные варианты, которые соответствуют вашим финансовым возможностям. Помните, что иногда стоит инвестировать больше в качественные детали, чтобы избежать дополнительных расходов на ремонт в будущем.

Следуя этим советам, вы сможете выбрать подходящие запчасти и аксессуары для тюнинга карбюратора Солекс 21073 на Ниве, что позволит вам добиться желаемых результатов и улучшить характеристики вашего автомобиля.

Вопрос-ответ

Как правильно крутить винт качества смеси на карбюраторе Солекс?

На передней части карбюратора два винта: ближе к тросу газа — винт количества, чуть глубже сбоку — винт качества смеси. Аккуратно, без усилия, закручиваем винт качества по часовой стрелке до упора, а потом выкручиваем его назад на два оборота — это базовая настройка.

Какой карбюратор лучше на ниву 21213?

На ВАЗ 21213 НИВУ с двигателем объема 1.7 литра лучше всего подходит штатный (устанавливался с завода) карбюратор модели Солекс с серийным номером 21073-110-7010.

Сколько оборотов выкручивать винт качества?

Закрутите винт качества до упора и затем отверните его на 1,5-2 оборота. Это называется регулировкой. Хочу поделиться простым и очень эффективным способом регулировки практически любых карбюраторных двигателей, от бензопилы до автомобиля.

Какие жиклёры стоят на карбюраторе Солекс 21073?

— главный воздушный жиклёр (ГВЖ): 150. Вторая камера (для обгонов и движения по трассе): — главный топливный жиклёр (ГТЖ): 115, — главный воздушный жиклёр (ГВЖ): 135.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом тюнинга карбюратора Солекс 21073, обязательно ознакомьтесь с его устройством и принципом работы. Это поможет вам лучше понять, какие изменения могут повлиять на производительность двигателя и как избежать ошибок в процессе настройки.

СОВЕТ №2

При настройке карбюратора уделите внимание качеству топлива. Использование бензина с высоким октановым числом может значительно улучшить работу двигателя и снизить риск детонации, особенно после тюнинга.

СОВЕТ №3

Не забывайте о регулярной чистке карбюратора. Загрязнения могут негативно сказаться на его работе, поэтому рекомендуется проводить профилактическую чистку каждые 10-15 тысяч километров пробега или по мере необходимости.

СОВЕТ №4

При внесении изменений в настройки карбюратора, обязательно проводите тест-драйвы. Это позволит вам оценить, как изменения повлияли на динамику автомобиля и выявить возможные проблемы, требующие дальнейшей настройки.

Ссылка на основную публикацию
Похожее