В статье рассмотрим основные неисправности карбюратора ВАЗ 2108 и предложим советы по ремонту без демонтажа. Карбюратор ДААЗ 21083 «Солекс» — ключевой элемент системы питания, и его работа влияет на производительность и экономичность автомобиля. Знание признаков неисправности и методов их устранения поможет автовладельцам самостоятельно решать проблемы, экономя время и деньги на сервис.
Схема устройства карбюраторов «Солекс»
Карбюратор «Солекс» состоит из следующих элементов:
- Система подогрева устройства.
- Дроссельная заслонка (ДЗ) первой камеры.
- Патрубок для подключения шланга вентиляции картера двигателя.
- Рычаг привода насоса-ускорителя.
- Кулачок привода этого же насоса.
- Мембрана насоса.
- Топливный жиклер экономайзера для режимов мощности.
- Корпус насоса-ускорителя.
- Мембрана экономайзера для режимов мощности.
- Электромагнитный клапан.
- Топливный жиклер для холостого хода (ХХ).
- Крышка устройства.
- Воздушный жиклер первой камеры.
- Воздушная заслонка.
- Распылители ускорительного насоса и клапан топливоподачи.
- Мембрана пускового устройства.
- Винт, регулирующий работу пускового устройства.
- Винт, позволяющий настраивать количество смеси.
- Рычажок, блокирующий вторую камеру.
- Патрубок для подключения шланга от вакуумного регулятора опережения зажигания.
- Винт, регулирующий качество смеси.
- Блок управления ДЗ обеих камер.
- Рычажок привода ДЗ обеих камер.
- Винт, регулирующий открытие ДЗ первой камеры.
- Рычажок, управляющий воздушной заслонкой.
- Шток пускового устройства.
- Электропровод выключателя экономайзера принудительного холостого хода.
- Рычажок воздушной заслонки.
- Воздушный жиклер второй камеры.
- Эмульсионная трубка.
- Распылитель второй камеры.
- Патрубок для подключения шланга от бензонасоса.
- Патрубок для обратного потока.
- Бензофильтр.
- Игольчатый клапан.
- ДЗ второй камеры.
- Рычажок ДЗ второй камеры.
- Топливный жиклер второй камеры.
- Рычажок привода ДЗ второй камеры.
- Поплавок.
Как видно из представленной схемы, конструкция карбюратора ДААЗ 21083 достаточно проста. Устройство оснащено механическим приводом для открытия дроссельной заслонки второй камеры, что является его преимуществом по сравнению с карбюраторами марки «ОЗОН».
Карбюратор ВАЗ 2108 имеет специальный патрубок для слива избыточного бензина обратно в топливный бак. Это позволяет установить в систему питания данного автомобиля электробензонасос.

Симптомы неисправности карбюратора
Многие автолюбители думают, что если машина не заводится, то виноват в этом, конечно же, засоренный карбюратор. Однако это вроде бы неоспоримое утверждение очень далеко от истины. Чаще всего автомобиль не заводится из-за неисправностей электропроводки в целом и системы зажигания в частности. Если искра есть, стартер проворачивает коленвал, но мотор упорно не желает работать, скорее всего, неисправен бензонасос либо топливопроводы забиты воздушными или грязевыми пробками. В этом случае не стоит сразу грешить на карбюратор. Если же данный агрегат действительно неисправен, свидетельствовать о проблеме будут следующие симптомы:
- слишком малое количество оборотов коленвала при работе двигателя на нейтральной передаче — мотор как будто вот-вот заглохнет;
- на всех передачах двигатель глохнет, как только отпускаешь педаль газа;
- слишком большой расход бензина: больше 12 литров на 100 км пробега при городской езде в зимнее время года и больше 9 литров при поездках летом;
- неожиданные перебои в работе силового агрегата: количество оборотов коленвала при нажатии на педаль акселератора внезапно уменьшается почти до полной остановки мотора на 2-10 секунд, а потом вновь резко набирается до необходимого значения.
Все вышеуказанные симптомы свидетельствуют о том, что необходим ремонт карбюратора ВАЗ «Спутник-Самара». Чаще всего неправильная работа этого важного устройства связана с подсосом лишнего воздуха через негерметичные соединения и топливопроводы. На втором месте — загрязненные жиклеры. Реже причиной поломки становятся разорванные мембраны, пружины и рычажки.
| Признак неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
|---|---|---|
| Двигатель не запускается или запускается с трудом | Засорение топливного жиклера холостого хода | Прочистка жиклера сжатым воздухом или тонкой проволокой |
| Засорение воздушного жиклера холостого хода | Прочистка жиклера сжатым воздухом | |
| Неисправность электромагнитного клапана холостого хода | Проверка клапана, при необходимости замена | |
| Неправильная регулировка уровня топлива в поплавковой камере | Регулировка уровня топлива | |
| Засорение топливного фильтра | Замена топливного фильтра | |
| Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу | Засорение жиклеров холостого хода | Прочистка жиклеров |
| Подсос воздуха через прокладки карбюратора или впускного коллектора | Замена прокладок, проверка герметичности | |
| Неисправность диафрагмы ускорительного насоса | Замена диафрагмы | |
| Неправильная регулировка винта качества смеси | Регулировка винта качества смеси | |
| Провалы при нажатии на педаль газа | Засорение распылителя ускорительного насоса | Прочистка распылителя |
| Неисправность диафрагмы ускорительного насоса | Замена диафрагмы | |
| Неправильная регулировка привода ускорительного насоса | Регулировка привода | |
| Засорение главного топливного жиклера | Прочистка жиклера | |
| Повышенный расход топлива | Засорение воздушного фильтра | Замена воздушного фильтра |
| Неправильная регулировка уровня топлива в поплавковой камере | Регулировка уровня топлива | |
| Засорение главного топливного жиклера | Прочистка жиклера | |
| Неисправность экономайзера мощностных режимов | Проверка и замена экономайзера | |
| Неправильная регулировка винта качества смеси | Регулировка винта качества смеси | |
| Двигатель глохнет при сбросе газа | Засорение жиклеров холостого хода | Прочистка жиклеров |
| Неисправность электромагнитного клапана холостого хода | Проверка клапана, при необходимости замена | |
| Неправильная регулировка винта количества смеси | Регулировка винта количества смеси | |
| Черный дым из выхлопной трубы | Переобогащенная топливная смесь | Регулировка карбюратора, проверка воздушного фильтра |
| Неисправность воздушной заслонки | Проверка и ремонт воздушной заслонки | |
| Белый дым из выхлопной трубы | Попадание воды в топливо | Слив воды из топливного бака, замена топливного фильтра |
| Неисправность прокладки головки блока цилиндров (не относится к карбюратору, но может быть ошибочно принята за его неисправность) | Диагностика двигателя, замена прокладки | |
| Запах бензина | Утечка топлива из карбюратора или топливопровода | Проверка герметичности соединений, замена прокладок или шлангов |
| Перелив топлива в поплавковой камере | Регулировка уровня топлива, проверка игольчатого клапана |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о неисправностях карбюратора автомобиля ВАЗ 2108:
-
Чувствительность к качеству топлива: Карбюратор ВАЗ 2108 очень чувствителен к качеству бензина. Использование некачественного топлива может привести к образованию отложений и засорению жиклеров, что, в свою очередь, вызывает проблемы с запуском двигателя и его работой на холостом ходу.
-
Регулировка смеси: Одной из распространенных неисправностей карбюратора является неправильная настройка воздушно-топливной смеси. Если смесь слишком бедная или слишком богатая, это может привести к ухудшению динамики автомобиля, увеличению расхода топлива и даже к повреждению двигателя.
-
Проблемы с холостым ходом: Часто владельцы ВАЗ 2108 сталкиваются с проблемами на холостом ходу, такими как нестабильная работа двигателя или его глохание. Это может быть связано с загрязнением системы холостого хода, износом дроссельной заслонки или неправильной регулировкой. Важно регулярно проверять и чистить карбюратор, чтобы избежать таких проблем.

Ремонт карбюратора «Солекс»
Перед тем как приступить к работе, необходимо снять агрегат с автомобиля. Это не представляет особой сложности и доступно каждому автолюбителю, даже тем, кто имеет лишь базовые навыки в ремонте автомобилей. В первую очередь следует демонтировать корпус воздушного фильтра и отсоединить все патрубки. Затем необходимо отсоединить трос газа и подсоса. После этого можно открутить гайки, которые крепят карбюратор и впускной коллектор.
Следующий шаг — полная разборка узла на составные элементы. Процесс выглядит следующим образом:
- Снять электромагнитный клапан вместе с топливным жиклёром.
- Открутить верхнюю крышку карбюратора, используя отвертку для пяти винтов. Важно выполнять эту операцию аккуратно, чтобы не повредить поплавок.
- Извлечь поплавок (для упрощения задачи можно выдавить стержень оси подходящим предметом меньшего диаметра).
- Убрать прокладку (все снятые прокладки обязательно заменяются на новые, так как это расходный материал, и экономить на этом не стоит).
- Снять топливный клапан.
- Демонтировать топливный фильтр, расположенный в боковой части узла.
- Извлечь распылители ускорительного насоса (при необходимости их следует заменить).
Далее необходимо демонтировать диафрагму помпы (ее также лучше заменить, если вы решили заняться ремонтом карбюратора) и две эмульсионные трубки. Жиклёр, находящийся ниже, также извлекается, а на завершающем этапе выкручиваются винты, отвечающие за регулировку качества и количества топлива.
Чистка карбюратора
Перед тем как приступать к ремонту и разборке, необходимо заранее купить ремкомплект. Для промывки деталей можно воспользоваться специальной жидкостью, которая продается в любом магазине автозапчастей. Или народным средством: керосином либо ацетоном.
После разборки следует промыть и очистить:
- жиклёры;
- распылители;
- эмульсионные трубки;
- топливный клапан;
- крышку насоса.
После промывки нужно просушить все детали и продуть сжатым воздухом. Если для этих целей будет использоваться компрессор, важно не потерять мелкие элементы. Сборка всех деталей осуществляется в обратной последовательности.
Установить карбюратор на место несложно, однако следует учитывать некоторые особенности. Когда узел будет монтироваться на впускной коллектор, следует удостовериться, что корпус имеет ровную поверхность. Нередко он оказывается с некоторыми деформациями. Если есть такие неровности, следует выровнять поверхность наждачной бумагой. Далее карбюратор закрепляется гайками, устанавливается трос подсоса и тяга акселератора, топливный шланги и т. д. В последнюю очередь – воздушный фильтр.
Способы устранения подсоса воздуха
Для устранения подсоса воздуха необходимо заменить старые топливные шланги и тщательно герметизировать соединения. Чистка карбюратора ВАЗ 21083 может быть выполнена без его демонтажа. Вот список инструментов и чистящих средств, которые вам понадобятся:
- ключ на 10;
- крестовая отвертка;
- плоская отвертка;
- шприц;
- 200 мл ацетона;
- аэрозоль для очистки карбюраторов;
- ремонтный комплект.
Порядок действий:
- Снимите воздушный фильтр вместе с фильтрующим элементом.
- Запустите двигатель.
- Направьте аэрозоль в все доступные отверстия карбюратора, одновременно увеличивая обороты двигателя.
- Когда видимые загрязнения будут удалены, вытяните подсос, поддерживая обороты коленвала в диапазоне 2500-3000.
- Открутите электромагнитный клапан и обработайте образовавшееся отверстие спреем, при этом газуйте и продувайте отверстие с помощью насоса или компрессора.
- Заглушите двигатель и закрутите клапан обратно.
- Снимите крышку карбюратора, открутив несколько винтов.
- С помощью шприца извлеките весь бензин из поплавковых камер.
- Заполните камеры ацетоном и оставьте на 30 минут.
- Выкрутите все жиклеры, запомнив их расположение, и поместите их в оставшийся ацетон.
- По истечении 30 минут удалите ацетон из камер с помощью шприца и очистите нерастворившуюся грязь плоской отверткой, обернутой тряпкой.
- Извлеките жиклеры из растворителя и продуйте их насосом, затем установите на прежние места.
- Отсоедините шланг подачи топлива, снимите пробку, уплотнительное кольцо и замените топливный фильтр. После этого соберите все обратно.
- Заполните поплавковую камеру бензином на 3 см, установите крышку карбюратора и снова запустите автомобиль.
После очистки карбюратора двигатель должен работать без глохновения при отпускании педали акселератора. Если все еще наблюдаются провалы в работе, необходимо заменить детали ускорительного насоса.
- Повторите операции, описанные в пунктах 1-12.
- С помощью плоской отвертки извлеките распылитель насоса-ускорителя.
- Заполните поплавковую камеру бензином и поверните рычажок ДЗ 1 камеры. Если из отверстия, где находился распылитель, бьет сильная струя, замените только его.
- Если струя слабая, снимите крышку насоса-ускорителя и замените все внутренние компоненты.
- Соберите агрегат обратно.
На этом ремонт завершен. Желаем вам удачи и бесперебойной работы вашего автомобиля!
Мнение эксперта
! Совет эксперта
Задать вопрос
Профиль в VK
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
Если ранее вы никогда не сталкивались с ремонтом карбюратора, то, следуя инструкциям, сделать это не составит особого труда. Другое дело – регулировка качества и количества топлива. Тут без знаний уже никак не обойтись. В руководстве по эксплуатации описан весь процесс, но полагаться на эту инструкцию не рекомендуется. На деле оказывается множество дополнительных нюансов, о которых производитель скромно умалчивает. Например, что неправильная регулировка не только может стать причиной повышенного расхода, но и снижать ресурс двигателя. Поэтому если нет навыков регулировки, лучше подыскать грамотного карбюраторщика. Сразу стоит заметить, что найти квалифицированного рабочего не так-то просто. В эпоху инжекторных двигателей мастера по карбюраторам уже не так востребованы. А если вы владелец ВАЗ-2108 – в большинстве случаев найдете специалиста среди людей старшего поколения.
Профилактика и обслуживание карбюратора
Профилактика и обслуживание карбюратора автомобиля ВАЗ 2108 являются важными аспектами, которые помогают поддерживать его работоспособность и предотвращать возникновение серьезных неисправностей. Регулярное внимание к карбюратору позволяет не только улучшить характеристики автомобиля, но и продлить срок службы двигателя.
Первым шагом в профилактике является регулярная проверка состояния карбюратора. Это включает в себя осмотр на наличие утечек топлива, загрязнений и коррозии. Важно следить за состоянием уплотнительных колец и прокладок, так как их износ может привести к утечкам и нарушению работы системы питания.
Одной из основных причин неисправностей карбюратора является загрязнение его внутренних компонентов. Для предотвращения этого рекомендуется периодически очищать карбюратор от отложений и загрязнений. Для этого можно использовать специальные чистящие средства, которые помогут удалить нагар и другие отложения. Процесс очистки включает разборку карбюратора, что требует аккуратности и внимательности, чтобы не повредить его элементы.
Также стоит обратить внимание на настройку карбюратора. Неправильная регулировка может привести к ухудшению работы двигателя, повышенному расходу топлива и увеличению выбросов вредных веществ. Регулировка холостого хода и смеси топлива и воздуха должна проводиться в соответствии с рекомендациями производителя. Для этого потребуется специальное оборудование и навыки, поэтому, если у вас нет опыта, лучше обратиться к специалистам.
Не менее важным аспектом является проверка и замена фильтров. Воздушный фильтр должен быть чистым, так как его загрязнение может привести к недостатку воздуха в смеси, что негативно скажется на работе двигателя. Топливный фильтр также требует регулярной замены, так как он защищает карбюратор от загрязнений, поступающих с топливом.
Кроме того, стоит обратить внимание на состояние дроссельной заслонки и поплавковой камеры. Эти элементы должны свободно двигаться и не иметь заеданий. Если вы заметили, что дроссельная заслонка не открывается или закрывается плавно, это может указывать на необходимость замены или ремонта.
В заключение, регулярное обслуживание и профилактика карбюратора автомобиля ВАЗ 2108 помогут избежать многих проблем и обеспечат надежную работу двигателя. Следуя рекомендациям по уходу за карбюратором, вы сможете значительно повысить эффективность работы автомобиля и продлить его срок службы.
Вопрос-ответ
Как понять, что смесь бедная на карбюраторе?
Бедная топливная смесь. Если получается бедная смесь на карбюраторе, то это повод искать неисправность. Диагностировать такое состояние можно по троению двигателя на холостом ходу. Агрегат не выдает нормальную мощность и приемистость, может даже заглохнуть.
Как понять, что карбюратору не хватает воздуха?
Двигатель глохнет при резком нажатии на газ. Заметное падение тяги и мощности, увеличенный расход топлива при тех же условиях, хлопки в карбюратор или выхлопную систему.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте состояние воздушного фильтра. Загрязненный фильтр может привести к неправильной работе карбюратора, что в свою очередь повлияет на производительность двигателя. Заменяйте фильтр каждые 10-15 тысяч километров или по мере необходимости.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на уровень топлива в баке. Низкий уровень может вызвать проблемы с подачей топлива в карбюратор, что приведет к перебоям в работе двигателя. Убедитесь, что бак всегда заполнен хотя бы на четверть.
СОВЕТ №3
Периодически очищайте карбюратор от загрязнений. Накопление грязи и отложений может привести к засорению жиклеров и другим неисправностям. Используйте специальные очистители карбюраторов и следуйте инструкциям на упаковке.
СОВЕТ №4
Следите за состоянием прокладок и уплотнителей карбюратора. Износ или повреждение этих элементов может привести к утечкам воздуха и неправильной работе системы. При обнаружении трещин или других дефектов замените прокладки своевременно.




