Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Карбюратор Нивы: настраиваем и ремонтируем самостоятельно

Карбюратор Нивы 21213 — важный элемент системы питания, влияющий на работу двигателя и производительность автомобиля. В статье рассмотрим схему устройства карбюратора, а также этапы его регулировки и настройки. Вы узнаете, как выявить и устранить проблемы, такие как рывки и провалы при движении, что поможет поддерживать оптимальную работу автомобиля и избежать дорогостоящего ремонта.

Элементы устройства карбюратора на моделях Нивы

Схема карбюратора включает в себя следующие элементы: рычаг, который управляет ускорительным насосом, диафрагму, регулировочный винт, воздушный канал от пускового устройства, электромагнитный запорный клапан, воздушную заслонку, игольчатый клапан, штуцер для подачи топлива, экономайзер для режимов мощности, блок для подогрева карбюратора, а также штуцеры для вентиляции картера и подачи разрежения для вакуумного регулятора зажигания и другие компоненты.

В автомобиле Нива 2121 топливо проходит через карбюратор в следующем порядке. Сначала оно поступает из топливного бака в поплавковую камеру в строго определенном объеме. При этом поплавок поднимается или опускается в зависимости от уровня топлива.

Затем топливо проходит через жиклер в распылитель, который расположен в узкой части диффузора, одновременно с поступлением воздуха в карбюратор через наружную трубу. После этого дроссельные заслонки регулируют количество топлива, которое попадает в цилиндр двигателя через впускной коллектор, изготовленный из алюминиевых сплавов. Коллектор крепится к двигателю с помощью шпилек и термостойких прокладок.

Внедорожник отечественного производства

Эксперты отмечают, что самостоятельная настройка и ремонт карбюратора Нивы могут значительно повысить эффективность работы автомобиля. Правильная регулировка смеси воздуха и топлива, а также чистка жиклеров — ключевые моменты, которые влияют на динамику и расход топлива. Специалисты рекомендуют внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, чтобы избежать распространенных ошибок. Также важно иметь под рукой необходимые инструменты и запчасти. Многие владельцы Нивы делятся положительным опытом, утверждая, что после самостоятельной настройки карбюратор начинает работать более стабильно, а автомобиль демонстрирует лучшие характеристики. Однако эксперты предостерегают от чрезмерного увлечения, так как неправильные действия могут привести к серьезным поломкам.

Чего-таки хочет НИВА?! (О выборе карбюратора)Чего-таки хочет НИВА?! (О выборе карбюратора)

«Солекс» и «Озон»

На модель ВАЗ 2121 Нива можно поставить карбюратор типа «Озон» с серийным обозначением 2107-110-7010-10 или 2107-110-7010-20. Они отличаются друг от друга тем, что первый вариант имеет прерыватель старого образца, не имеет вакуумкорректора. Второй же карбюратор не обладает микропереключателем от экономайзера, который влияет на экологичность выбросов и оказывает некоторое влияние на расход топлива.

На Ниву 21213 ставят карбюраторы типа «Солекс» (модель 21073-110-7010). Их считают достаточно «капризными», что в первую очередь обуславливается халатностью самих владельцев. На некорректную работу устройства влияет в первую очередь некачественное топливо с большим количеством примесей, т. к. у этой модели забор топлива происходит через отверстия в дне поплавковых камер (у других моделей эти элементы подняты над дном).

Кроме того, проблемы возникают у тех «нивоводов», которые не меняют своевременно топливный или воздушный фильтр, а также не уделяют внимание надлежащей очистке карбюратора от выбросов масляной копоти через систему вентиляции.

Регулировка карбюратора ВАЗ обычно проводится в части поплавкового механизма или в системах пусковой системы и холостого хода. Это очень ответственные операции, которые лучше доверять мастерам.

Поплавковый механизм на машине Нива 2121 корректируется в части положения поплавков относительно друг друга и относительно стен поплавковой камеры. Кроме того, может потребоваться регулировка механизмов в положении открытого и закрытого игольчатого клапана. Чтобы не нарушать хорошую регулировку, автовладельцу нужно аккуратно обращаться с крышкой карбюратора при снятии, следить за уровнем изношенности запорного конуса от иглы (ее седла и язычка), а также оси кронштейна крепления.

Вот эта деталь машины

Проблема Возможная причина Способ устранения
Двигатель не заводится или плохо заводится Засорение топливного фильтра Замена топливного фильтра
Засорение жиклеров карбюратора Прочистка жиклеров сжатым воздухом или специальной жидкостью
Неправильная регулировка уровня топлива в поплавковой камере Регулировка уровня топлива путем подгибания язычка поплавка
Неисправность пускового устройства (воздушной заслонки) Проверка и регулировка привода воздушной заслонки
Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу Засорение жиклера холостого хода Прочистка жиклера холостого хода
Подсос воздуха через прокладки или шланги Замена поврежденных прокладок и шлангов
Неправильная регулировка винта качества смеси холостого хода Регулировка винта качества смеси до достижения устойчивых оборотов
Неправильная регулировка винта количества смеси холостого хода Регулировка винта количества смеси для установки желаемых оборотов холостого хода
Провалы при нажатии на педаль газа Засорение ускорительного насоса Прочистка ускорительного насоса
Неправильная регулировка привода ускорительного насоса Регулировка привода ускорительного насоса
Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере Регулировка уровня топлива
Повышенный расход топлива Засорение воздушного фильтра Замена воздушного фильтра
Неправильная регулировка уровня топлива Регулировка уровня топлива
Неправильная регулировка винтов качества и количества смеси Регулировка винтов качества и количества смеси
Износ иглы или седла поплавкового клапана Замена иглы и седла поплавкового клапана
Черный дым из выхлопной трубы Переобогащенная топливная смесь Регулировка винта качества смеси, проверка уровня топлива
Засорение воздушного фильтра Замена воздушного фильтра
Белый дым из выхлопной трубы Попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания (не связано с карбюратором) Диагностика двигателя
Синий дым из выхлопной трубы Сгорание масла (не связано с карбюратором) Диагностика двигателя
Запах бензина Утечка топлива из карбюратора или топливных шлангов Проверка герметичности соединений, замена поврежденных деталей
Перелив топлива из поплавковой камеры Регулировка уровня топлива, проверка иглы и седла поплавкового клапана

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о карбюраторе Нивы и его настройке и ремонте:

  1. Простота конструкции: Карбюратор Нивы (обычно это карбюратор К-126) имеет довольно простую конструкцию, что делает его доступным для самостоятельного ремонта и настройки. Это позволяет многим владельцам автомобилей Нива самостоятельно проводить диагностику и устранять неполадки, не прибегая к помощи специалистов.

  2. Регулировка смеси: Одним из ключевых аспектов настройки карбюратора является правильная регулировка воздушно-топливной смеси. Для достижения оптимальной работы двигателя важно учитывать высоту над уровнем моря и климатические условия, так как они влияют на плотность воздуха и, соответственно, на соотношение топлива и воздуха.

  3. Чувствительность к загрязнениям: Карбюраторы, особенно старых моделей, могут быть очень чувствительны к качеству топлива и загрязнениям. Наличие грязи или воды в топливе может привести к засорению жиклеров и другим проблемам. Регулярная чистка и замена фильтров помогут избежать многих проблем и продлить срок службы карбюратора.

ВСЕ ЭТАПЫ РЕМОНТА КАРБЮРАТОРА СОЛЕКС.ВСЕ ЭТАПЫ РЕМОНТА КАРБЮРАТОРА СОЛЕКС.

Проводим регулировку своими силами

Нива 21213 может быть настроена в части пусковой системы, изменяя зазор у кромок заслонок, если карбюратор снят, или по частоте вращения коленчатого вала прямо на автомобиле. В первом случае зазор в области нижней кромки (в направлении потока воздуха) от дроссельной заслонки устанавливается на уровне 1,1 мм. Регулировка осуществляется с помощью винта, который имеет шестигранник размером 0,7 см на головке и шлицевую часть. Данная операция выполняется при повороте рычага кулачка управления пусковой системой против часовой стрелки до упора. В таком же положении зазор у нижней кромки от воздушной заслонки устанавливается на 3 мм с помощью винта, расположенного в крышке диафрагменного механизма пусковой системы (при этом необходимо ослабить контргайку). Шток диафрагмы должен быть полностью утоплен в регулировочный винт. После завершения регулировки винт фиксируется контргайкой.

Регулировка пусковой системы Нивы непосредственно на автомобиле позволяет существенно сэкономить время:

  • С двигателя необходимо снять воздушный фильтр, вытащить манетку управления от воздушной заслонки и запустить двигатель.
  • При принудительном открытии воздушной заслонки (путем легкого нажатия плоской отверткой на треть ее полного угла поворота) с помощью винта (расположенного рядом с рычагом на оси дроссельной заслонки первой камеры) устанавливается исходная частота вращения на уровне 2,08 тыс. оборотов в минуту (на прогретом двигателе).
  • Убирается отвертка, опускается воздушная заслонка, и с помощью упора винта (рядом с диафрагмой) устанавливается частота, которая должна быть на 100 оборотов в минуту ниже исходной (необходимо подобрать соответствующее положение воздушной заслонки).
  • После этого винт фиксируется контргайкой.

Если у вас есть газоанализатор, настройка карбюратора в части пусковой системы может быть выполнена с учетом содержания оксида углерода (СО) в отработанных газах. Если при полностью вытянутой манетке от управления воздушной заслонкой уровень газа составляет 8%, то все в порядке. Если значение ниже, то винт на крышке диафрагменного механизма закручивается, если выше — раскручивается, и проводятся повторные замеры.

Регулировка холостого хода у автомобиля Нива 2121 необходима для снижения содержания оксида углерода в отработанных газах и обеспечения стабильной работы двигателя. На станциях технического обслуживания такие работы выполняются с использованием газоанализаторов. В гаражных условиях регулировку можно провести с помощью тахометра.

Для этого на прогретом двигателе отверткой прокалывается заглушка из пластика, затем винт качества вращается в разные стороны, пока не будут достигнуты максимальные обороты на холостом ходу. После этого с помощью винта количества (с ребристой пластиковой ручкой) устанавливается повышенное число оборотов (на 50-70 об/мин больше, чем стандартный холостой ход). Операции с винтами необходимо повторить еще два раза. Затем на моделях 2121 или 21213 на холостом ходу, при повышенных на 50-70 об/мин оборотах, заворачивается винт качества, при этом обороты должны снизиться до нормальных (т.е. уменьшиться на 50-70 оборотов).

Способ питания карбюраторного двигателя

Ремонт карбюратора при провалах и рывках

Ремонт карбюратора может понадобиться, если двигатель дает неустойчивую работу на холостом ходу, при этом не всегда помогает регулировка винтами количества и качества. Часто причина кроется в переобогащении смеси, которое может быть следствием неправильной регулировки системы поплавков или неисправностями в системе вакуумного экономайзера для мощностных режимов. В последнем случае может потребоваться замена разорванной диафрагмы или ремонт клапана экономайзера, через который просачивается топливо.

Модель 2121 может давать при движении рывки, раскачивания или провалы. В этом случае может быть несколько причин их возникновения, для устранения которых, возможно, потребуется ремонт карбюратора. Провалы, появляющиеся при медленном открытии заслонки дросселя, часто связаны с забиванием жиклера от холостого хода. Здесь необходимо провести регулировку уровня топлива и проверить уровень засоренности в главных топливных жиклерах.

Карбюратор солекс (чистка и обслуживание)Карбюратор солекс (чистка и обслуживание)

Если автомобиль дает глубокий провал при попытках открытия первой или второй дроссельных камер, то помимо засорения жиклеров, причина может быть в плохой установке малых диффузоров в соответствующие гнезда.

Когда Нива 21213 дает небольшие подергивания на малой и средней скоростях, вяло разгоняется, то дело может быть в плохой дозировке топлива со стороны запорного клапана из-за его износа. В этом случае нужен ремонт в части замены запорного клапана с запорной иглой из металла, на клапан, имеющий эту иглу из другого материала.

Машины серии 2121 иногда дают провалы при любом открытии дроссельных заслонок резкого типа, которые потом в течение 5 секунд исчезают при работе двигателя в том же темпе. Часто такие проблемы связаны с неисправностью ускорительного насоса, которая влечет отсутствие или неправильное падение бензиновых потоков. К подобной ситуации приводит разрыв диафрагмы, разрушение уплотнительного кольца из резины на держателе от распылителя или разрушение нижней части клапана.

Советы по профилактике и обслуживанию карбюратора

Карбюратор является одним из ключевых элементов системы питания автомобиля, и его правильная работа напрямую влияет на производительность двигателя. Чтобы избежать серьезных проблем и продлить срок службы карбюратора, необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия и обслуживание. Вот несколько советов, которые помогут вам в этом.

Регулярная чистка карбюратора

Чистка карбюратора должна проводиться не реже одного раза в год, а также после длительных поездок по пыльным или грязным дорогам. Для этого:

  • Снимите карбюратор с двигателя, предварительно отключив все соединения и провода.
  • Разберите карбюратор, отделив его основные компоненты: корпус, дроссельные заслонки, жиклеры и поплавковую камеру.
  • Используйте специальные чистящие средства для карбюраторов, чтобы удалить отложения и загрязнения. Не забудьте тщательно промыть все детали.
  • Проверьте состояние прокладок и при необходимости замените их.

Проверка уровня топлива в поплавковой камере

Неправильный уровень топлива может привести к плохой работе двигателя. Чтобы проверить уровень:

  • Снимите крышку поплавковой камеры.
  • Убедитесь, что уровень топлива находится на отметке, указанной в инструкции по эксплуатации.
  • Если уровень слишком низкий или высокий, отрегулируйте его с помощью винта регулировки поплавка.

Проверка и замена жиклеров

Жиклеры отвечают за подачу топлива в карбюратор, и их засорение может привести к проблемам с работой двигателя. Рекомендуется:

  • Регулярно проверять жиклеры на наличие загрязнений.
  • При необходимости очищать их с помощью иглы или специального очистителя.
  • Если жиклеры сильно повреждены или изношены, замените их на новые.

Контроль за состоянием воздушного фильтра

Чистый воздушный фильтр обеспечивает правильное соотношение воздуха и топлива, что критично для работы карбюратора. Рекомендуется:

  • Проверять фильтр каждые 5-10 тысяч километров пробега.
  • При необходимости очищать или заменять фильтр.

Регулировка смеси воздуха и топлива

Правильная настройка смеси воздуха и топлива влияет на экономию топлива и мощность двигателя. Для регулировки:

  • Запустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры.
  • Используя винты регулировки, настройте смесь до достижения оптимальной работы двигателя (обычно это достигается при максимальных оборотах).

Проверка состояния уплотнителей и прокладок

Уплотнители и прокладки карбюратора со временем могут терять свои свойства, что приводит к утечкам топлива и нарушению работы. Рекомендуется:

  • Регулярно проверять состояние уплотнителей и прокладок.
  • При наличии трещин или износа заменять их на новые.

Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете поддерживать карбюратор Нивы в хорошем состоянии, что обеспечит надежную и эффективную работу вашего автомобиля на протяжении долгого времени.

Вопрос-ответ

Можно ли почистить карбюратор, не снимая его?

Почистить карбюратор, не снимая его, может оказаться затруднительно, так как у большинства карбюраторов нет отверстий для очистки. Поэтому придётся хотя бы снять крышку.

Какой карбюратор лучше для нивы?

На ВАЗ 21213 НИВУ с двигателем объема 1.7 литра лучше всего подходит штатный (устанавливался с завода) карбюратор модели Солекс с серийным номером 21073-110-7010. По отзывам опытных автомехаников карбюратор этой модели отличается высоким уровнем надежности, так как легко поддается регулировке.

Как самому настроить карбюратор?

Самая простая методика регулировки холостого хода карбюратора — постепенно уменьшать обороты двигателя винтом количества и увеличивать, крутя «качество». Так в несколько итераций можно подобрать оптимальный состав смеси, а в конце выставить необходимое для устойчивой работы двигателя количество оборотов.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом настройки или ремонта карбюратора обязательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации вашего автомобиля. Это поможет вам понять основные принципы работы карбюратора и избежать ошибок при его регулировке.

СОВЕТ №2

Используйте качественные инструменты и запчасти. Некачественные детали могут привести к неправильной работе карбюратора и даже к повреждению двигателя. Обратите внимание на оригинальные запчасти или проверенные аналоги.

СОВЕТ №3

При настройке карбюратора уделите внимание всем параметрам: смеси воздуха и топлива, холостому ходу и ускорительному насосу. Неправильная настройка хотя бы одного из этих параметров может значительно ухудшить работу двигателя.

СОВЕТ №4

Не забывайте о регулярной профилактике. Чистка карбюратора и проверка его состояния должны стать частью вашего обслуживания автомобиля. Это поможет избежать серьезных поломок и продлить срок службы карбюратора.

Ссылка на основную публикацию
Похожее