Замена сцепления на ВАЗ-2109 — важная процедура для каждого владельца этого автомобиля. Сцепление критично для работы трансмиссии, и его неисправность может вызвать серьезные проблемы в управлении. В статье рассмотрим процесс замены сцепления с пошаговыми инструкциями и полезными советами, что позволит вам выполнить эту задачу самостоятельно и сэкономить на услугах автосервиса.
О свойствах конструкции
Перед тем как полностью разобрать все компоненты, важно понять, как система работает в собранном виде. Сцепление выполняет две ключевые функции:
- Временное отсоединение двигателя от трансмиссии.
- Плавное соединение двигателя с трансмиссией при переключении передач.
Система сцепления на ВАЗ-2109 также служит защитой трансмиссии от повреждений и перегрузок в процессе эксплуатации, поэтому необходимо следить за её состоянием и заменять изношенные детали сразу после обнаружения неисправностей.
На «девятке» установлена простая фрикционная однодисковая система, которая функционирует следующим образом:
- Когда педаль не нажата, ведомый диск сжимается пружинным механизмом между маховиком и ведущим (нажимным) диском. В этом положении сцепление включено, и обороты передаются через систему на коробку передач.
- При нажатии на педаль срабатывает механизм, который отсоединяет ведущий диск от ведомого, в результате чего связь между элементами системы разрывается, и крутящий момент перестает передаваться.
В этой системе нас интересуют несколько ключевых деталей:
- Ведомый и ведущий диски, которые часто быстро изнашиваются, теряя свои эксплуатационные характеристики.
- Привод — механизм, который активирует узел при нажатии на педаль. Если он неисправен, вы можете ощутить рывки и вибрации при попытке переключить передачу.
- Тросик сцепления — соединяет педаль с системой. Со временем его натяжение может ослабевать, что приводит к неполному включению механизма.
Замена сцепления на ВАЗ-2109 — задача, требующая внимательности и определенных навыков. Эксперты рекомендуют начать с подготовки рабочего места и необходимых инструментов. Важно обеспечить доступ к трансмиссии, что может потребовать снятия защитных элементов и подъем автомобиля на подъемнике или домкратах.
После этого следует отсоединить коробку передач от двигателя, аккуратно снимая все крепления. При замене сцепления важно внимательно осмотреть выжимной подшипник и маховик на наличие износа. Установка нового сцепления должна производиться с соблюдением всех рекомендаций производителя, чтобы избежать дальнейших проблем.
После завершения работы необходимо провести тест-драйв, чтобы убедиться в правильности установки и отсутствии посторонних звуков. Эксперты подчеркивают, что при отсутствии опыта лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать ошибок и обеспечить безопасность на дороге.
Неисправности
Замена сцепления на ВАЗ 2109 — это не самое простое занятие, поэтому следует правильно определять момент, когда стоит что-то полностью демонтировать, а когда достаточно ремонта нескольких деталей.
В «девятке» наблюдается 4 распространенные проблемы, которые предшествуют замене или ремонту элементов сцепления:
- Неполное переключение передачи, сцепление ведет.
- Неполное включение системы, возникает буксировка в системе.
- Рывки с вибрацией при попытке сменить передачу и отключить сцепление.
- Шум из-под машины во время смены передач.
Если возникают проблемы из первого пункта, сделайте вот что:
- проверьте ход рычага вилки, он может быть слишком малым, из-за чего система работает некорректно;
- проверьте тросик, при повреждениях понадобится замена троса сцепления ВАЗ-2109 с последующей корректировкой;
- почистите шлицы, чтобы ступица ведомого диска работала нормально;
- возможно, нужно заменить сам кожух сцепления с пружинами, а также может понадобиться замена нажимного диска.
При неполном включении сцепления:
- проверьте диски (ведомый и ведущий), замена диска сцепления на ВАЗ-2109 выполняется, если он поврежден либо его элементы стерлись;
- замените сальники и почистите детали системы;
- проверьте состояние привода;
- проверьте вилку выключения системы.
При рывках чаще всего приходится менять и ремонтировать диски либо привод сцепления. Шум возникает, когда неисправен именно ведомый диск, его понадобится демонтировать в сборе. Также гул может быть из-за подшипников.
| Этап | Действия | Инструменты и материалы |
|---|---|---|
| Подготовка | 1. Загнать автомобиль на яму или подъемник. 2. Отключить аккумулятор. 3. Слить масло из коробки передач. |
Ключи рожковые и накидные, отвертки, емкость для слива масла, ветошь. |
| Демонтаж КПП | 1. Отсоединить тяги кулисы КПП. 2. Отсоединить трос сцепления. 3. Отсоединить провода от датчиков КПП. 4. Открутить болты крепления КПП к двигателю. 5. Снять КПП. |
Набор ключей, отвертки, монтажка. |
| Замена сцепления | 1. Открутить болты крепления корзины сцепления. 2. Снять корзину и диск сцепления. 3. Осмотреть маховик на предмет износа. 4. Установить новый выжимной подшипник. 5. Установить новый диск сцепления (центрируя его). 6. Установить новую корзину сцепления и затянуть болты. |
Ключи, центрирующая оправка для диска сцепления, динамометрический ключ. |
| Сборка | 1. Установить КПП на место и затянуть болты крепления. 2. Подсоединить провода к датчикам КПП. 3. Подсоединить трос сцепления. 4. Подсоединить тяги кулисы КПП. 5. Залить масло в КПП. 6. Подключить аккумулятор. |
Набор ключей, отвертки, воронка для масла. |
| Проверка | 1. Проверить работу сцепления (плавность включения, отсутствие пробуксовки). 2. Проверить отсутствие течей масла. |
— |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене сцепления на ВАЗ-2109:
-
Специфика конструкции: ВАЗ-2109 оснащен сцеплением с гидравлическим приводом, что делает процесс замены более сложным, чем у автомобилей с механическим приводом. Это требует особого внимания к системе гидравлики, чтобы избежать утечек и обеспечить правильную работу после замены.
-
Необходимость проверки других компонентов: При замене сцепления рекомендуется одновременно проверять состояние других связанных компонентов, таких как выжимной подшипник и маховик. Это связано с тем, что износ этих деталей может привести к повторным проблемам с сцеплением в будущем.
-
Правильная установка: Важно правильно установить сцепление, соблюдая моменты затяжки болтов и выравнивание диска. Неправильная установка может привести к вибрациям и преждевременному износу, что в итоге потребует повторной замены сцепления.
Как добраться до нужного узла?
Теперь давайте рассмотрим, как правильно заменить сцепление. Чтобы добраться до этого элемента, потребуется снять коробку передач и несколько других деталей. Вам обязательно понадобятся домкрат, смотровая яма или эстакада. При необходимости можно соорудить самодельную эстакаду. Без этих инструментов не обойтись, так как замена сцепления на ВАЗ потребует провести под автомобилем почти целый день.
Когда вы сможете комфортно работать под машиной, начните с демонтажа коробки передач поэтапно. Процесс выглядит следующим образом:
- Отсоедините стартер — отключите все провода, затем открутите три винта и снимите устройство.
- Далее займитесь приводом переключения передач. Ослабьте хомут и извлеките его.
- Отключите трос от спидометра и провода заднего хода.
- Затем обратите внимание на растяжки к рычагам подвески. Ослабьте их крепления и отведите в стороны.
- Снимите шаровые опоры с поворотных рычагов.
- Извлеките наконечник ШРУС и сразу закройте его заглушкой, чтобы избежать утечки масла.
- Демонтируйте нижнюю защиту картера сцепления, там всего три болта.
- Чтобы предотвратить падение двигателя и коробки передач, установите под них опоры.
- После этого открутите оставшиеся опоры и аккуратно извлеките узел коробки передач.
Как снять сцепление?
Теперь осталось всего несколько шагов, прежде чем получится извлечь сцепление из его посадочного места.
Понадобится открутить несколько болтовых креплений. Не забудьте как-нибудь зафиксировать ведомый диск, иначе он упадет, как только вы попробуете пошевелить узел сцепления.
Аккуратно вытаскиваем всю систему в сборе, проводим осмотр и меняем поврежденные детали.
Как поменять диск сцепления? Сами детали у вас на виду, вам необходимо проверить их работоспособность. Проверьте пружины, само состояние всего устройства. Если выявлены какие-либо повреждения, демонтируем деталь согласно руководству пользователя. Менять лучше на такую же запчасть.
Если хотите поставить диск сцепления, то лучше замените все детали в сборе, то есть и ведущий, и ведомый элементы вместе с выжимным подшипником. В продаже как раз есть наборы из всех деталей.
Замена тросика сцепления ВАЗ-2109 производится, если он поврежден либо сильно изношен. После замены необходимо провести регулировку. Подтяните трос так, чтобы ход педали не превышал 160 мм. Для этого подтягивайте гайку крепления троса к рычагу, замеряйте расстояние, затем опять корректируйте натяжение, если это необходимо.
По окончании работ установка сцепления производится в обратном порядке. Некоторые особенности монтажа и демонтажа могут меняться в зависимости от модификаций «девятки», вы можете узнать подробности, взглянув в инструкцию пользователя для своего автомобиля.
Если у вас нет достаточно свободного времени, подгоните свой автомобиль в СТО, там всю работу выполнят за несколько часов, правда, за это придется отдать немалую сумму.
Установка нового сцепления
После того как вы сняли старое сцепление, необходимо установить новое. Этот процесс требует внимательности и аккуратности, чтобы избежать ошибок, которые могут привести к неправильной работе трансмиссии.
1. Подготовка к установке
Перед тем как установить новое сцепление, убедитесь, что все детали чистые и в хорошем состоянии. Проверьте маховик на наличие повреждений и износа. Если маховик имеет значительные дефекты, его следует отшлифовать или заменить. Также проверьте, нет ли на поверхности маховика грязи или масла, которые могут помешать правильной работе сцепления.
2. Установка диска сцепления
Начните с установки диска сцепления. Убедитесь, что вы используете диск, соответствующий модели вашего автомобиля. Установите диск на маховик, совместив его с центровочным штифтом, если он имеется. Это поможет правильно расположить диск относительно маховика. При установке диска убедитесь, что его рабочая поверхность направлена к коробке передач.
3. Установка нажимного диска
После установки диска сцепления необходимо установить нажимной диск. Для этого аккуратно разместите нажимной диск на диске сцепления, совместив его отверстия с отверстиями на маховике. Используйте новые болты для крепления нажимного диска, так как старые могут быть повреждены или потерять свои свойства. Затягивайте болты равномерно, чтобы избежать перекоса нажимного диска. Рекомендуется использовать динамометрический ключ для достижения необходимого момента затяжки, который обычно составляет 20-25 Нм.
4. Установка выжимного подшипника
После установки нажимного диска установите выжимной подшипник. Убедитесь, что он правильно установлен на вилке сцепления. Проверьте, чтобы подшипник свободно вращался и не имел заеданий. Если выжимной подшипник старый или имеет признаки износа, лучше заменить его на новый.
5. Сборка трансмиссии
После установки всех компонентов сцепления можно приступать к сборке трансмиссии. Установите коробку передач на место, убедившись, что все шлицы и соединения правильно совмещены. Затяните крепежные болты, следуя рекомендациям производителя по моменту затяжки.
6. Проверка работы сцепления
После завершения установки сцепления и сборки трансмиссии, проведите проверку работы сцепления. Запустите двигатель и проверьте, как сцепление реагирует на нажатие педали. Убедитесь, что передачи включаются плавно, без заеданий и посторонних звуков. Если вы заметили какие-либо проблемы, проверьте правильность установки всех компонентов.
Следуя этим шагам, вы сможете успешно установить новое сцепление на ВАЗ-2109 и обеспечить надежную работу трансмиссии вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Могу ли я заменить сцепление самостоятельно?
Замену сцепления можно выполнить дома, используя автомобильные стенды для подъёма автомобиля и подкатной домкрат для снятия коробки передач. Настоятельно рекомендуется использовать инструмент для выравнивания сцепления, иначе вам придётся потратить много времени, пытаясь выровнять ведомый диск сцепления и шлицы первичного вала.
Как ведет себя машина с неисправным сцеплением?
Машина с неисправным сцеплением может проявлять различные проблемы, такие как трудности при переключении передач, проскальзывание сцепления, когда двигатель работает, но колеса не вращаются с нужной мощностью, или же заедание передачи. Водитель может заметить, что педаль сцепления становится слишком жесткой или, наоборот, слишком мягкой, а также может возникнуть посторонний шум при нажатии на педаль. Эти симптомы могут привести к ухудшению управляемости автомобиля и увеличению риска аварийной ситуации.
Какой стороной ставится диск сцепления ВАЗ 2109?
Возникает вопрос: какой стороной ставить диск сцепления? Элемент устанавливается таким образом, чтобы выступающая сторона и корзина смотрели друг на друга. Перед этим на кожух и маховик наносятся метки. В дальнейшем они будут совмещены — это обеспечит правильную установку сцепления.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом замены сцепления убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и запчасти. Вам понадобятся: ключи, отвертки, домкрат, подставки под автомобиль и, конечно, новое сцепление. Подготовьте рабочее место, чтобы избежать лишних затрат времени на поиск инструментов в процессе работы.
СОВЕТ №2
Обязательно ознакомьтесь с инструкцией по замене сцепления для вашей модели ВАЗ-2109. Это поможет вам понять последовательность действий и избежать ошибок. Если у вас нет инструкции, найдите видеоуроки или форумы, где опытные автолюбители делятся своим опытом.
СОВЕТ №3
При снятии старого сцепления обращайте внимание на состояние других компонентов, таких как маховик и выжимной подшипник. Если они изношены, лучше заменить их сразу, чтобы избежать повторного разбора в будущем. Это сэкономит ваше время и деньги.
СОВЕТ №4
После установки нового сцепления обязательно проведите тест-драйв. Проверьте, как сцепление работает в различных режимах: при трогании с места, переключении передач и на высоких оборотах. Это поможет убедиться, что все установлено правильно и нет посторонних шумов.


