Сцепление — ключевой элемент трансмиссии автомобиля, влияющий на безопасность и комфорт вождения. В статье рассмотрим устройство сцепления Лады Гранты, его характеристики, возможные неисправности фрикционной муфты и методы их устранения. Также обсудим замену и регулировку троса сцепления, что поможет владельцам лучше понимать и поддерживать исправность этой системы. Информация будет полезна как опытным автомобилистам, так и новичкам, стремящимся самостоятельно решать проблемы со сцеплением.
Устройство фрикционной муфты
На автомобиле Лада Гранта используется сцепление, аналогичное тому, что устанавливается на Ладу Калину. Этот механизм состоит из маховика, на котором закреплена корзина. Основная функция корзины – постоянно прижимать диск с фрикционными накладками, что обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Сцепление тросикового типа подразумевает, что при нажатии на педаль сцепления трос, соединённый с вилкой, натягивается, в результате чего лепестки перестают прижимать диск, и крутящий момент от двигателя не поступает в коробку передач.
Сцепление на Гранте имеет один фрикционный диск с центральной пружиной в форме диафрагмы. Оно размещается в специальном алюминиевом картере и объединено с коробкой передач в одном корпусе, который крепится непосредственно к блоку цилиндров. Для более детального понимания устройства можно ознакомиться с иллюстрацией.
- Трос привода.
- Наружная оплётка троса.
- Нижний наконечник оплётки троса.
- Чехол-пыльник.
- Металлический поводок.
- Кронштейн вилки.
- Втулка подшипника.
- Выжимной подшипник.
- Кожух.
- Диафрагменная пружина.
- Ведущий диск.
- Маховик.
- Фрикционные накладки на диске.
- Ведомый диск.
- Демпферная пружина.
- Демпфер колебаний вращения.
- Ступица ведомого диска.
- Центральная пружина.
- Наконечник троса.
- Корпус автоматического натяжителя троса.
- Втулка.
- Крепление оплётки троса.
- Поддон (картер).
- Первичный вал коробки передач.

В руководстве по эксплуатации Лады Гранты указано, что сцепление не требует дополнительной регулировки на протяжении всего срока службы.

Возможные неисправности
| Причина неисправности |
Как устранить |
| Сцепление ведёт (скорости переключаются с трудом) | |
| Не хватает хода педали | Отрегулировать натяжение тросика |
| Повреждение (искривление) ведомого диска | Заменить ведомый диск |
| Ступица диска сцепления клинит на первичном валу | Очистка шлицов, при сильном износе заменить первичный вал и ведомый диск |
| Искривление нажимного диска | Замена нажимного диска корзины |
| Повреждения фрикционных накладок ведомого диска | Заменить диск и проверить наличие торцевого биения |
| Неисправность механизма натяжения тросика | Заменить тросик |
| Пробуксовка сцепления (автомобиль не двигается при повышении оборотов и включенной передаче) | |
| Пригорание или частичный (полный) износ трущихся накладок | Заменить диск |
| Замасленные фрикционные накладки | Очистить накладки, заменить изношенные детали, ликвидировать причину подтекания масла |
| Заклинил привод | Заменить неисправные элементы |
| Резкие рывки при включении передачи | |
| Накладки диска замасленные | Очистить накладки, заменить изношенные детали, ликвидировать причину подтекания масла |
| Клинит привод | Сменить изношенные детали |
| Искривление или повреждение нажимного диска | Замена корзины |
| Посторонние звуки при включении скорости | |
| Износ или повреждение пружин демпфера диска | Замена диска |
| Свист при включении скорости | |
| Изношен или поврежден выжимной подшипник | Замена детали |
Перечислены только основные причины неисправности механизма, следует также учитывать множество косвенных факторов, указывающих на те же узлы и агрегаты.
| Элемент сцепления | Назначение | Способы регулировки |
|---|---|---|
| Корзина сцепления | Прижимает ведомый диск к маховику, передавая крутящий момент. | Не регулируется, меняется в сборе. |
| Ведомый диск | Принимает крутящий момент от маховика и передает его на первичный вал КПП. | Не регулируется, меняется при износе. |
| Выжимной подшипник | Отжимает лепестки диафрагменной пружины корзины сцепления при выключении сцепления. | Не регулируется, меняется при износе. |
| Вилка выключения сцепления | Передает усилие от рабочего цилиндра на выжимной подшипник. | Не регулируется, меняется при деформации. |
| Рабочий цилиндр сцепления | Преобразует гидравлическое давление от главного цилиндра в механическое усилие на вилку. | Не регулируется, меняется при неисправности. |
| Главный цилиндр сцепления | Создает гидравлическое давление при нажатии на педаль сцепления. | Не регулируется, меняется при неисправности. |
| Педаль сцепления | Приводит в действие главный цилиндр сцепления. | Свободный ход педали: регулируется изменением длины штока главного цилиндра или положения упора педали. |
| Трос сцепления (для механического привода) | Передает усилие от педали к вилке выключения сцепления (на некоторых модификациях Гранты). | Натяжение троса: регулируется гайками на конце троса, обеспечивая необходимый свободный ход педали. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о устройстве и способах регулировки сцепления на Ладе Гранте:
-
Гидравлическая система сцепления: Лада Гранта использует гидравлическую систему сцепления, что обеспечивает более плавное и точное управление. В отличие от механических систем, гидравлические позволяют уменьшить усилие на педали сцепления и обеспечивают более равномерное распределение давления, что способствует увеличению срока службы сцепления.
-
Регулировка свободного хода: Важным аспектом обслуживания сцепления является регулировка свободного хода педали. На Ладе Гранте свободный ход педали сцепления должен составлять 15-25 мм. Неправильная регулировка может привести к преждевременному износу диска сцепления или к его пробуксовке, что негативно сказывается на динамике автомобиля.
-
Использование качественных материалов: В конструкции сцепления Лады Гранты используются высококачественные материалы, такие как композитные фрикционные накладки, которые обеспечивают хорошее сцепление и долговечность. Это позволяет автомобилю сохранять стабильные характеристики даже при интенсивной эксплуатации, что особенно важно для водителей, часто использующих автомобиль в городских условиях или на загородных трассах.
Способы регулировки сцепления
Все процедуры по диагностике и настройке выполняются исключительно при выключенном двигателе. Чтобы определить, требуется ли корректировка фрикционной муфты, необходимо провести несколько простых шагов. Сначала следует нажать на педаль сцепления два-три раза – при этом не должно быть слышно никаких стуков, скрипов или других посторонних звуков. Педаль должна перемещаться свободно, без заеданий. Если есть подозрения на подклинивание, даже если визуально всё выглядит нормально, нужно выполнить следующие действия:
- полностью выжать педаль рукой;
- отпустить педаль, при этом оставив руку на ней, чтобы ощущать её движение, но не препятствовать её ходу.
Таким образом, рукой можно уловить даже незначительные заедания или рывки при возврате педали в исходное положение. Если заметны характерные подёргивания, потребуется провести регулировку.
Для измерения расстояния от пола до выступающей части педали используйте линейку. Нажмите на педаль до упора, чтобы она коснулась пола, затем отпустите её. Сделайте повторный замер. Если на линейке будет показано более 145 мм, необходимо отрегулировать свободный ход педали до нормальных значений.
Полный ход педали не должен превышать 146 мм, допускается и меньшее значение. Провод тросика должен перемещаться относительно рычага вилки не более чем на 27 мм. В норме биение фрикционных накладок диска не должно превышать 0,5 мм. Расстояние между заклёпкой, удерживающей накладку, и самой накладкой должно составлять не менее 0,2 мм; меньшее значение недопустимо.
На автомобиле Лада Гранта используется стандартный трос сцепления, который ничем не отличается от троса, применяемого на предыдущих моделях ВАЗ. Единственное отличие заключается в том, что на современных автомобилях трос оснащён наконечником для автоматической регулировки натяжения. Этот механизм удобен тем, что по мере износа деталей сцепления и вытягивания троса он автоматически настраивает натяжение.
Регулировка тросика сцепления
Регулировка сцепления Лады Гранты начинается нужно с вытягивания наконечника троса по направлению его движения, учитывая тот факт, что пружина будет создавать усилие. Следует зафиксировать трос в таком положении и начинать измерение от переднего края пластикового поводка до рычага вилки сцепления. Должно получиться не более 2,7 см. Так как под капотом не так много места, следует заранее подготовить кусок проволоки нужной длины (27 мм) и мерить расстояние с ее помощью.
Для настройки натяжения вращается поводок. После того как трос сцепления будет отпущен, нужно устранить зазоры между поводком и рычагом вилки. Далее педаль фрикционной муфты выжимается несколько раз – так механизм авторегулировки занимает рабочее положение – педаль не должна быть тугой или проваливаться.
Судя по отзывам владельцев Лады Гранты, данный механизм далек от идеала и издает различные посторонние звуки при нажатии на педаль – начинает хрустеть или щелкать. Можно попробовать избавиться от них путем увеличения или уменьшения расстояния в 27 мм. Подбирать размер нужно в каждом конкретном случае индивидуально.
Замена троса
Для замены троса необходимо выполнить несколько простых шагов:
-
в салоне автомобиля, под панелью, открутите гайку, фиксирующую трос к педальному узлу;
-
снимите стопор оплётки со шпильки;
-
с помощью плоскогубцев удалите стопорную скобу;
- извлеките ось педали;
- демонтируйте пружину кронштейна педали;
- плоскогубцами аккуратно вытяните упор наконечника;
- освободите педаль от наконечника тросика;
-
извлеките уплотнитель оплётки троса в моторном отсеке;
-
потяните наконечник тросика, соединённый с вилкой, вперед и извлеките его из паза;
- снимите поводок наконечника;
- демонтируйте направляющую втулку;
- протяните трос сцепления Лада Гранта через отверстие между моторным отсеком и салоном автомобиля.
Перед установкой нового троса его следует смазать. Для этого между тросом и его оболочкой нужно влить немного моторного масла. Установка нового троса осуществляется в обратном порядке. Важно обратить внимание на возможные недостатки механизма натяжения троса. Скрип может быть вызван:
- пластиковыми втулками на педали;
- пластиковым поводком;
- тросом (трос и его оболочка);
- первичным валом КПП.
Большинство причин можно устранить довольно легко – достаточно смазать трущиеся детали, например, литолом. То же самое касается и первичного вала – скрип возникает из-за недостатка смазки в подшипнике. Чтобы смазать его, нужно добраться до пыльника вилки, оттянуть его и обильно закачать внутрь графитовую смазку.
Сцепление Лада Гранта остается таким же, как и у предыдущих моделей – Приоры, Калини первого поколения, ВАЗ 2110, 2109 и 2108. Завод лишь частично доработал конструкцию, улучшив качество деталей. Появился автоматический натяжитель троса, который сам по себе может стать источником неисправностей. Это довольно старая разработка, и за время ее эксплуатации не были предприняты меры по устранению наиболее распространенных проблем. Напротив, инженеры усложнили конструкцию, добавив дополнительные элементы. С другой стороны, сцепление Лада Гранта отличается невысокой стоимостью обслуживания, и все необходимые запчасти можно легко найти в любом автомагазине. Каждый автовладелец может самостоятельно заменить сцепление Лада Гранта. Доступность и простота конструкции остаются приоритетом «АвтоВАЗа», хотя качество при этом не всегда на первом месте.
Мнение эксперта
! Совет эксперта
Задать вопрос
Профиль в VK
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
Регулировка сцепления – относительно сложная процедура, но при наличии подробной инструкции эту операцию выполнит и новичок. Несмотря на то, что сцепление может протянуть не одну тысячу километров, рекомендуется регулировка и осмотр не реже одного раза в 10 000 км (и это при условии, что производитель заявляет об отсутствии необходимости регулировки на весь срок эксплуатации). Однако ситуации могут быть разные. А учитывая качество запчастей в магазинах, нередко возникают ситуации, когда люди не только регулируют трос сцепления, но и меняют весь комплект по нескольку раз в месяц.
Советы по эксплуатации сцепления
Сцепление является одним из ключевых элементов трансмиссии автомобиля, и его правильная эксплуатация значительно влияет на долговечность и эффективность работы. Для обеспечения надежной работы сцепления Лады Гранты следует учитывать несколько важных аспектов.
1. Правильный стиль вождения: Один из основных факторов, влияющих на срок службы сцепления, — это стиль вождения. Резкое трогание с места и частые переключения передач могут привести к быстрому износу дисков сцепления. Рекомендуется плавно отпускать педаль сцепления и избегать «буксировки» сцепления, особенно при старте на наклонах.
2. Регулярная проверка уровня жидкости: Важно следить за уровнем жидкости в системе сцепления. Низкий уровень жидкости может привести к ухудшению работы сцепления и его преждевременному износу. Рекомендуется проверять уровень жидкости каждые 10 000 км пробега и при каждом техническом обслуживании.
3. Избегание перегрева: Перегрев сцепления может вызвать его повреждение. Чтобы избежать этого, не следует долго держать сцепление в нажатом состоянии, особенно в пробках или на светофорах. Лучше переключаться на нейтраль, чтобы снизить нагрузку на систему.
4. Своевременная замена: При появлении признаков неисправности, таких как скрип, пробуксовка или затрудненное переключение передач, необходимо незамедлительно обратиться в сервисный центр. Своевременная замена изношенных компонентов сцепления поможет избежать более серьезных поломок и дорогостоящего ремонта.
5. Использование качественных запчастей: При замене сцепления рекомендуется использовать оригинальные запчасти или качественные аналоги. Это обеспечит надежную работу системы и продлит срок службы сцепления.
6. Регулярное техническое обслуживание: Периодическое техническое обслуживание автомобиля, включая проверку и регулировку сцепления, поможет выявить потенциальные проблемы на ранних стадиях. Рекомендуется проводить такие проверки не реже одного раза в год.
Следуя этим простым советам, владельцы Лады Гранты смогут значительно продлить срок службы сцепления и обеспечить надежную работу своего автомобиля. Правильная эксплуатация и регулярное обслуживание — залог долгой и безотказной службы сцепления.
Вопрос-ответ
Как уменьшить свободный ход педали сцепления Гранта?
Для уменьшения или увеличения зазора регулировочную гайку поворачивают в одну или другую сторону до тех пор, пока разница показателей между крайним и средним положением педали не будет соответствовать норме. Проведите повторный замер любым из представленных способов, предварительно трижды надавив на педаль сцепления.
Где должна схватывать педаль сцепления?
Если сцепление работает корректно, схватывание происходит примерно в середине хода педали.
Какое сцепление у Гранты?
Сцепление KRAFTTECH 2190 в сборе W22200J. 8 522.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом регулировки сцепления обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические рекомендации и параметры, которые помогут вам избежать ошибок при настройке.
СОВЕТ №2
При регулировке сцепления используйте только качественные инструменты. Это обеспечит точность и безопасность работы, а также предотвратит повреждение деталей автомобиля.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте состояние сцепления и его компонентов. Если вы заметили признаки износа или проблемы с переключением передач, не откладывайте диагностику и ремонт, чтобы избежать более серьезных поломок.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих навыках регулировки сцепления, лучше обратиться к профессионалам. Неправильная настройка может привести к ухудшению работы автомобиля и даже к аварийным ситуациям на дороге.





