Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Устройство сцепления Лады Ларгус и диагностика неисправностей механизма

Сцепление — ключевой элемент трансмиссии автомобиля, и его исправная работа важна для безопасного и комфортного вождения. В статье рассмотрим устройство сцепления на Ладе Ларгус и его принцип работы, что поможет владельцам лучше понять этот механизм. Узнаете о распространенных неисправностях, способах их диагностики, а также получите пошаговую инструкцию по прокачке и замене сцепления своими руками. Эта информация будет полезна как опытным автолюбителям, так и новичкам, стремящимся обслуживать свой автомобиль самостоятельно.

Устройство и принцип работы сцепления

Нажимной диск располагается в металлическом кожухе, который с помощью болтов фиксируется к маховику силового агрегата. Фрикционный диск устанавливается на шлицы первичного вала коробки передач и зажимается диафрагменной пружиной между нажимным диском и маховиком. Направляющая втулка представляет собой неразборный узел, включающий в себя подшипник первичного вала и сальник.

Перемещение подшипника осуществляется с помощью вилки, установленной на шаровой опоре в картере сцепления. Вилка вставляется в пазы муфты подшипника без дополнительных креплений. На плече этого рычага выключения закреплён привод (трос), второй конец которого соединяется с педалью в салоне.

По мере эксплуатации и износа фрикционного диска регулировка хода педали сцепления осуществляется с помощью регулировочной гайки, расположенной на наконечнике троса.

Гидравлический привод сцепления автомобиля Лада Ларгус с коробкой передач JR5 состоит из следующих компонентов:

  • главный цилиндр, установленный в подкапотном пространстве,
  • рабочий цилиндр в картере сцепления,
  • подшипник выключения,
  • трубопровод с трубками и шлангами,
  • педаль.

Педаль сцепления соединяется с толкателем главного цилиндра через фиксатор наконечника. Она расположена на одной оси с педалью тормоза и прикрепляется к кузову с помощью кронштейна. Педаль оснащена пружиной, обеспечивающей возврат в исходное положение.

Главный цилиндр соединён с бачком, в котором находится тормозная жидкость. Этот резервуар также служит для соединения с тормозным цилиндром. Рабочий цилиндр соединён с подшипником выключения сцепления, крепится изнутри к картеру и оказывает давление на подшипник через диафрагменную пружину. Гидропривод функционирует благодаря тормозной жидкости и не требует регулировки на протяжении всего срока службы.

На коленчатом валу двигателя Ларгуса установлен маховик, который вращается во время работы силового агрегата. В маховике размещён первичный вал, на шлицах которого находится диск сцепления. Диск может перемещаться по этим шлицам в обе стороны на несколько сантиметров. Первичный вал соединён с вторичным валом через шестерню, которая передаёт крутящий момент на полуоси.

При нажатии и отпускании педали сцепления водитель регулирует давление диска от маховика двигателя. Когда рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, шестерни вторичного вала не взаимодействуют с шестерней первичного. То же самое происходит и при нажатии педали: водитель выбирает нужную передачу и, плавно отпуская сцепление, увеличивает обороты. В этот момент шестерни постепенно входят в зацепление. Диск прижимается к маховику через шлицы, передавая крутящий момент на коробку передач.

16-клапанные двигатели обладают большей мощностью, поэтому для них применяется сцепление с более жёсткой нажимной пружиной и демпфером фрикционного диска. Отличить диски можно по прорезям лепестков пружины и пружинам демпфера, так как они имеют маркировку краской. Размеры используемых дисков остаются одинаковыми.

Диск от 16-клапанного мотора Ларгуса можно установить на 8-клапанный, но обратная замена невозможна.

Гидравлика авто

Эксперты отмечают, что устройство сцепления Лады Ларгус играет ключевую роль в обеспечении плавности и надежности работы трансмиссии. Сцепление состоит из нескольких основных компонентов: диска сцепления, корзины и выжимного подшипника. При правильной эксплуатации эти элементы могут служить долго, однако со временем могут возникать неисправности.

Наиболее распространенные проблемы включают проскальзывание сцепления, трудности с переключением передач и посторонние шумы. Диагностика неисправностей начинается с визуального осмотра и проверки уровня жидкости в системе. Также важно обратить внимание на состояние педали сцепления и ее ход. При наличии подозрений на неисправность рекомендуется проводить тестирование на стенде, что позволит точно определить источник проблемы. Профессиональный подход к диагностике и ремонту сцепления поможет избежать серьезных поломок и продлить срок службы автомобиля.

Как простым методом проверить корзину сцепленияКак простым методом проверить корзину сцепления

Основные неисправности и методы их устранения

Самая очевидная причина выхода сцепления Лады Ларгус из строя – загрязнение маслом. Если это произошло, менять сцепление нельзя до тех пор, пока утечка не будет устранена. Источников течи может быть два: двигатель или КПП. Из мотора масло может попасть из-за изношенного сальника за маховиком. Менять его довольно сложно ввиду трудоемкости процесса демонтажа.

При попадании смазочного материала из КПП виной всему изношенный сальник, располагающийся спереди на коробке передач. Для замены узла понадобится слить масло из КПП и отделить картер конечной передачи от картера коробки. Процесс трудоемкий, но необходимый. Для снятия сальника также потребуется демонтаж маховика.

Прежде чем приступать к снятию и разбору сцепления, необходимо проверить надёжность фиксирующих элементов, которые притягивают узел к раме и двигателю Ларгуса. Если крепёж ослаблен либо резиновые втулки изношены, при нажатии на педаль водитель ощутит тряску и рывки при трогании с места.

Для описания характерных неполадок сцепления используют особые термины, например, схватывание. Это ситуация, когда при работе механизма ощущаются сильные вибрации, а при попытке тронуться начинаются резкие рывки. Когда сцепление ведёт, диск не отжимается от маховика, то есть фрикционная муфта не отключается, и невозможно включить передачу.

Если во время переключения передач или при трогании с места сцепление начинает визжать, то это говорит об изношенности выжимного подшипника. Износ может возникнуть как при естественных условиях после длительной эксплуатации, так и в результате действий самого водителя. Особенно это характерно для случаев, когда автомобиль стоит с запущенным двигателем и при этом выключена передача (в пробке, не светофорах).

Съемные детали

Элемент сцепления Признаки неисправности Возможные причины и диагностика
Ведомый диск Пробуксовка сцепления (обороты двигателя растут, а скорость автомобиля нет), рывки при трогании, затрудненное переключение передач. Износ фрикционных накладок (проверить толщину), замасливание диска (проверить сальники двигателя и КПП), ослабление демпферных пружин (визуальный осмотр).
Нажимной диск (корзина сцепления) Пробуксовка сцепления, неполное выключение сцепления (передачи включаются с трудом или хрустом), вибрация при работе сцепления, шум при нажатии на педаль. Износ или деформация диафрагменной пружины (визуальный осмотр, измерение высоты лепестков), ослабление или поломка креплений, перегрев (изменение цвета поверхности).
Выжимной подшипник Шум (скрежет, свист) при нажатии на педаль сцепления, исчезающий при отпускании педали. Износ подшипника (проверить люфт, плавность вращения), отсутствие смазки.
Маховик Вибрация при работе двигателя и сцепления, рывки при трогании, шум. Деформация или трещины (визуальный осмотр), износ зубчатого венца (для стартера), ослабление крепления.
Рабочий цилиндр сцепления Мягкая педаль сцепления, проваливание педали, утечка тормозной жидкости, неполное выключение сцепления. Износ манжет, утечка жидкости (визуальный осмотр, проверка уровня в бачке), завоздушивание системы (прокачка).
Главный цилиндр сцепления Аналогично рабочему цилиндру, но утечка может быть внутри салона, под педалью. Износ манжет, утечка жидкости (визуальный осмотр, проверка уровня в бачке), завоздушивание системы (прокачка).
Трос сцепления (для механического привода) Тугая педаль сцепления, неполное выключение сцепления, обрыв троса. Закисание троса в оболочке (проверить плавность хода), растяжение троса, обрыв (визуальный осмотр).
Педаль сцепления и ее механизм Люфт педали, заедание, неполное выключение/включение сцепления. Износ втулок, деформация рычагов, ослабление креплений.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о сцеплении Лады Ларгус и диагностике его неисправностей:

  1. Конструкция сцепления: Сцепление Лады Ларгус имеет однодисковую конструкцию с гидравлическим приводом. Это обеспечивает более плавное и точное управление, а также снижает усилие на педали сцепления, что делает вождение более комфортным, особенно в городских условиях.

  2. Диагностика по звуку: Одним из простых способов диагностики неисправностей сцепления является прослушивание звуков, возникающих при работе. Например, характерный скрип или стук при нажатии на педаль может указывать на износ подшипника выжимного механизма или повреждение диска сцепления.

  3. Проблемы с выжимным подшипником: Часто причиной неисправностей сцепления является именно выжимной подшипник. Если он начинает издавать шум или заедает, это может привести к неправильной работе сцепления и, в конечном итоге, к его поломке. Регулярная диагностика и замена подшипника при первых признаках износа могут предотвратить более серьезные проблемы.

Пробуксовка

Коленчатый вал двигателя вращает маховик быстрее, чем он передает вращение на нажимной диск. Определить проблему достаточно просто, так как при увеличении оборотов автомобиль не может ускориться. Это особенно заметно на крутых подъемах и при значительной нагрузке. Чтобы проверить это, следует поставить автомобиль на ровную поверхность. Стояночный тормоз необходимо поднять максимально вверх, после чего запускается двигатель. Затем нужно выжать сцепление, включить пятую передачу, немного увеличить обороты и сильно нажать на тормоза, одновременно отпуская сцепление. Если сцепление работает исправно, двигатель должен заглохнуть. Если этого не произошло, значит, фрикционная муфта буксует. Рекомендуется проводить тестирование на прогретом двигателе.

Рывки при включении

Если при попытке включить сцепление происходят резкие рывки, возможно, ослаблены крепления двигателя или КПП. Также подобное наблюдается при попадании масла на фрикционный диск и при неправильной регулировке нажимного диска. В результате этого нажимной диск будет освобождаться от фрикционного не плавно, а резкими рывками. Обычно рывки проявляются во время движения на первой передаче с отпущенной педалью либо при движении задним ходом.

Сцепление проскальзывает

Проскальзывание сцепления свидетельствует о том, что фрикционные накладки ведомого диска изношены, нажимной диск вышел из строя или его поверхность загрязнена маслом. Эта неисправность проявляется в недостаточном прижатии нажимного диска или слабом трении фрикционных накладок. Небольшое количество масла, попадающее между дисками, не причиняет вреда, так как при высокой температуре оно сгорает. Об этом можно судить по темному цвету накладок. Однако, если масла становится слишком много, оно оставляет угольный налет на накладках. В результате прижатие оказывается недостаточным, и диск начинает проскальзывать. Для диагностики неисправности можно использовать два метода:

  1. На пятой передаче аккуратно нажмите на педаль акселератора. Если сцепление проскальзывает, обороты двигателя возрастут, но ускорения не произойдет.
  2. Если проскальзывание вызвано маслом или грязью на дисках, временно решить проблему может впрыскивание четыреххлористого углерода.

Залипание

Возникает из-за каких-либо препятствий в фрикционной муфте или на шлицах первичного вала. Результатом неисправности становится невозможность выхода нажимного диска из зацепления, даже если педаль выжата полностью. В случае с гидравлическим приводом залипание может возникнуть из-за воздушной пробки в системе. Диагностировать неполадку можно по плохо включающейся первой передаче при трогании с места. Также имеется неисправность, если на ходу передачи включаются с трудом, при включении сцепления схватывание происходит слишком рано, когда педаль только начинает отпускаться. Для устранения проблемы необходимо демонтировать фрикционную муфту, чтобы заменить повреждённые и изношенные детали.

Прокачка сцепления Лады Ларгус

Прокачка сцепления актуальна исключительно для гидравлического привода на коробке передач JR5. Эта процедура необходима в случае, если в гидросистему попал воздух, что привело к образованию воздушной пробки. Признаки проблемы включают в себя нестабильную работу сцепления, а также неполное выключение фрикционной муфты при полном нажатии на педаль. При переключении на любую передачу можно услышать характерный скрежет шестерён, а управление рычагом становится затруднительным.

Для прокачки сцепления сначала следует заменить тормозную жидкость и восстановить герметичность систем тормозов и сцепления. В противном случае педаль может просто проваливаться. Для выполнения работы понадобятся плоская отвёртка, новая тормозная жидкость, подходящая ёмкость и шланг, соответствующий диаметру штуцера. Процесс прокачки включает следующие шаги:

  1. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долейте до максимальной отметки.
  2. Снимите защитный колпачок со штуцера рабочего цилиндра сцепления и наденьте подходящий шланг (например, от капельницы). Второй конец шланга опустите в ёмкость для сбора тормозной жидкости.
  3. Вам понадобится помощник, который должен нажать на педаль сцепления не менее 10 раз с небольшими интервалами.
  4. Ослабьте штуцер ключом на 8 мм, подденьте пружинный фиксатор отвёрткой и поднимите его до щелчка. Наконечник патрубка цилиндра сместится на 1 см.
  5. Помощник выжимает сцепление и удерживает педаль, в это время жидкость из цилиндра начнёт вытекать по шлангу в ёмкость.
  6. Как только жидкость перестанет течь, закрутите штуцер, верните наконечник патрубка цилиндра на место и зафиксируйте его пружинным фиксатором.
  7. После этого отпустите педаль и через 5-10 секунд повторите процедуру.

Продолжайте прокачку до тех пор, пока из шланга не начнёт вытекать только чистая жидкость без пузырьков воздуха. По завершении процедуры обязательно наденьте защитный колпачок на штуцер.

Важно следить за уровнем жидкости в бачке во время прокачки. Не допускайте его падения ниже минимальной отметки, так как это может привести к повторному попаданию воздуха в систему, что сделает все ваши усилия бесполезными. Регулярно подливайте тормозную жидкость по мере необходимости.

Замена фрикционной муфты

Ремонт сцепления Ларугса, как и любого другого автомобиля, не имеет смысла, все изношенные детали подлежат обязательной замене. Для работы понадобится стандартный набор инструментов, усилители, молоток и новый комплект запчастей. Сначала автомобиль нужно установить на подъемник или поднять его переднюю часть на домкратах над смотровой ямой. Передние колеса и защита двигателя демонтируются. Открутив саморезы, нужно снять левый щиток под бампером. Откроется доступ к крепежам щитка в арке колеса, который также подлежит снятию.

Масло из КПП сливается в подходящую ёмкость, для этого откручивается сначала пластиковая, а затем металлическая пробка. Резервуар не убирайте, пока не сольётся максимум масла. Тормозной суппорт демонтируйте и уберите в сторону вместе с колодками.

Демонтаж поворотного кулака

Снятие осуществляется по следующему алгоритму:

  • отсоедините датчик АБС;
  • с помощью ключа на 16 мм открутите гайку на винте для стяжки, затем отверткой разожмите две стороны кулака и выдавите стержень шаровой опоры;
  • на шпильке рулевого наконечника открутите гайку ключом на 16 мм и выдавите шпильку;
  • двумя ключами на 18 мм открутите крепёжные гайки, которые фиксируют кулак к стойке. После этого можно снять поворотный кулак и демонтировать шрус от коробки передач (при этом ролики, скорее всего, выпадут).

Заменить сцепление на Ларгусе невозможно без слива масла, так как внутренние механизмы привода (шрус) нельзя открутить, если в коробке передач присутствует смазочный материал.

Работа в моторном отсеке

Сначала нужно отсоединить «минусовую» клемму аккумулятора и снять тросик. Для этого противовес вытягивается вперёд, снимается через прорезь, после чего через нее же выводят резиновую муфту. Держатель жгута двигателя крепится к корпусу КПП. Чтобы его снять, достаточно разжать крепление. Теперь нужно отсоединить все клеммы проводов:

  • открутив два крепежных винта, снять клемму с датчика ВМТ;
  • на КПП отключить датчик заднего хода;
  • отсоединить клемму датчика скорости;
  • датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) тоже отсоединяется.

Шланг сапуна нужно ослабить и отвести в сторону от коробки, открутить два провода на «массу». Далее найдите тягу ручки КПП, ослабьте крепление и вытащите стержень.

На хомуте крепления с помощью краски оставляется метка, чтобы при монтаже поставить стержень правильно.

Снятие коробки передач

Заменить сцепление на Ладе Ларгус без снятия коробки передач невозможно. В первую очередь необходимо демонтировать подрамник, открутив три болта, которые его крепят к бамперу. Далее следует снять кронштейн задней опоры, а также открутить болты, фиксирующие рулевое управление, и крепежный болт гидроусилителя руля, расположенный слева на подрамнике. Выхлопная труба отсоединяется от выпускного коллектора и снимается с резинок, на которых она держится. Подрамник прикреплен к кузову четырьмя болтами, которые также нужно открутить. В дополнение к этому потребуется снять стартер.

Затем необходимо убрать два винта сверху, которые соединяют коробку передач с двигателем, и четыре болта, фиксирующих картер сцепления к масляному картеру. Перед этим под двигатель и коробку передач устанавливаются соответствующие опоры. В завершение демонтаж кронштейна левой опоры двигателя, после чего откручиваются гайки на нижних шпильках.

Замена механизма

Для снятия корзины выполняются следующие операции:

  • ключом на 11 мм откручиваются 6 болтов, которые удерживают корзину, фиксируя ее на маховике – по одному витку, последовательно;
  • придерживая фрикционный диск, снимают корзину.

После замены всех изношенных элементов узел собирается, при этом действия выполняются в обратном порядке. Для монтажа понадобится использовать термостойкую смазку и центровочную оправку.

РЕМОНТ МКПП РЕНО JR5 (ЛАРГУС, АЛЬМЕРА, ЛОГАН2 И Т.Д.) РАЗБОР КОРОБКИ И ДЕФЕКТОВКА #ВИДЕОЛЕКЦИЯРЕМОНТ МКПП РЕНО JR5 (ЛАРГУС, АЛЬМЕРА, ЛОГАН2 И Т.Д.) РАЗБОР КОРОБКИ И ДЕФЕКТОВКА #ВИДЕОЛЕКЦИЯ

Регулировка сцепления

Отцентровать и сбалансировать фрикционную муфту самостоятельно может быть сложно, но это вполне осуществимо. Для того чтобы отрегулировать натяжение своими руками, необходимо выполнить несколько шагов:

  • найти регулировочные гайки для сцепления (они находятся под бачком гидроусилителя руля);
  • полностью открутить внешнюю гайку до конца шпильки;
  • с помощью внутренней гайки отрегулировать ход педали сцепления до необходимого натяжения троса;
  • затем зафиксировать крепление внешней гайкой, чтобы предотвратить его ослабление и срыв троса.

Если сцепление автомобиля Ларгус настроено правильно, первая передача будет включаться без усилий. При работающем двигателе и полностью выжатой педали сцепления не должно быть никаких посторонних звуков, таких как хруст или треск, а также самопроизвольного изменения оборотов.

Отзывы о самостоятельной замене фрикционной муфты

Renault Logan – замена сцепленияRenault Logan – замена сцепления

Владельцы Ларгуса, которые самостоятельно меняли сцепление, отмечают следующее:

  • Выполнять работы самостоятельно сложно, без наличия навыков, условий, инструмента и знаний лучше не пытаться.
  • Без помощников не обойтись. Но и в этом случае на замену может уйти весь день.
  • Пока сцепление работает и не вызывает озабоченности, менять его нет смысла.

Судя по отзывам, замену сцепления лучше доверить специалистам, тем более что цена вопроса не так высока. Добросовестные мастера дают гарантию на свою работу и несут за нее материальную ответственность. При самостоятельной замене все действия выполняются на свой страх и риск.

Советы по профилактическому обслуживанию сцепления

Профилактическое обслуживание сцепления автомобиля Лада Ларгус является важной частью его эксплуатации, так как от состояния этого механизма зависит не только комфорт, но и безопасность вождения. Правильный уход за сцеплением поможет избежать серьезных поломок и продлить срок службы автомобиля.

Первым шагом в профилактическом обслуживании сцепления является регулярная проверка уровня и состояния сцепления жидкости. Важно следить за тем, чтобы жидкость не была загрязненной и не имела посторонних примесей. Рекомендуется менять сцепление жидкость каждые 30-40 тысяч километров пробега или по мере необходимости, если вы заметили изменения в ее цвете или консистенции.

Также стоит обратить внимание на состояние педали сцепления. Если педаль начинает «проваливаться» или, наоборот, заедает, это может свидетельствовать о проблемах с гидравлической системой. В таком случае необходимо провести диагностику и, при необходимости, заменить поврежденные компоненты.

Не менее важным аспектом является проверка состояния диска сцепления и корзины. При наличии посторонних звуков при переключении передач или при пробуксовке сцепления, стоит обратиться к специалистам для диагностики. Рекомендуется также периодически проверять зазоры между диском и корзиной, так как неправильные зазоры могут привести к преждевременному износу.

Кроме того, стоит учитывать стиль вождения. Резкие старты и частые переключения передач могут негативно сказаться на состоянии сцепления. Рекомендуется избегать перегрузок и резких маневров, что поможет снизить нагрузку на сцепление и продлить его срок службы.

Наконец, важно помнить о необходимости регулярного технического обслуживания всего автомобиля. Профилактика других систем, таких как трансмиссия и подвеска, также влияет на работу сцепления. Поэтому рекомендуется проводить комплексные проверки и обслуживать автомобиль в специализированных сервисах.

Вопрос-ответ

Каковы 3 неисправности сцепления?

Пробуксовка, заедание, жёсткая педаль, скрежет и шум — вот пять основных проблем со сцеплением. Профессиональные мастерские быстро диагностируют и устраняют эти проблемы, часто с помощью замены дисков сцепления, нажимных дисков или ремонта гидравлики.

Сколько служит сцепление на Ларгусе?

Ресурс сцепления очень сильно зависит от стиля езды водителя и в среднем составляет 150-200 тысяч км.

Как делают диагностику сцепления?

Диагностику сцепления проводят с помощью различных методов, включая визуальный осмотр, тесты на трение, а также использование специализированных приборов, таких как динамометры и тестеры сцепления. В процессе диагностики оценивают состояние поверхности сцепления, наличие загрязнений, износа или повреждений, а также проводят испытания на сцепление в различных условиях, чтобы определить эффективность взаимодействия между контактирующими поверхностями.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте уровень жидкости в системе сцепления. Низкий уровень может привести к проблемам с переключением передач и даже к поломке механизма. Убедитесь, что в системе нет утечек, и при необходимости доливайте жидкость.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на звуки при работе сцепления. Если вы слышите скрежет или посторонние шумы при нажатии на педаль, это может указывать на износ подшипника или других компонентов. Не откладывайте диагностику, чтобы избежать серьезных повреждений.

СОВЕТ №3

Проверяйте состояние педали сцепления. Если она начинает «проваливаться» или заедает, это может быть признаком неисправности в системе. Регулярная проверка и смазка механизмов помогут предотвратить более серьезные проблемы.

СОВЕТ №4

При замене сцепления используйте только качественные запчасти. Некачественные компоненты могут привести к быстрому износу и необходимости повторной замены. Обращайтесь к проверенным производителям и специалистам для установки.

Ссылка на основную публикацию
Похожее