Вентилятор охлаждения — ключевой элемент системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем, поддерживающий оптимальную температуру двигателя. Неисправность вентилятора может привести к перегреву и серьезным повреждениям. В статье рассмотрим основные причины выхода вентилятора из строя, его функции, а также рекомендации по диагностике, демонтажу и ремонту, что поможет владельцам избежать неприятностей и продлить срок службы автомобиля.
Система охлаждения ВАЗ 2109
Система жидкостного охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2109 с инжектором представляет собой замкнутый контур с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ). Она включает в себя следующие компоненты:
- водяной насос с крыльчаткой, который приводится в движение ремнем газораспределительного механизма;
- термостат, который регулирует поток ОЖ по малому или большому кругу в зависимости от температуры двигателя;
- радиатор, состоящий из двух пластиковых резервуаров для ОЖ и алюминиевых трубок для рассеивания тепла, установленный в передней части моторного отсека для оптимального доступа воздуха;
- расширительный бачок, оборудованный впускными и выпускными клапанами для поддержания необходимого давления в системе;
- вентилятор охлаждения радиатора, расположенный перед радиатором для эффективного отвода тепла.
Работа вентилятора имеет особое значение в жаркие дни, особенно при движении в пробках. В таких условиях возрастает риск перегрева двигателя, что делает надежное функционирование вентилятора крайне важным. Охлаждающий поток воздуха должен постоянно поступать на радиатор. Если вентилятор охлаждения ВАЗ 2109 с инжектором не работает, это может привести к «закипанию» системы охлаждения.
Если вентилятор охлаждения на ВАЗ 2109 инжектор не работает, это может привести к серьезным проблемам с перегревом двигателя. Эксперты рекомендуют в первую очередь проверить предохранители и реле, так как именно они часто становятся причиной неисправности. Также стоит обратить внимание на проводку и соединения, которые могут быть повреждены или окислены.
Если с электрической частью все в порядке, следует проверить сам вентилятор на работоспособность. Иногда проблема заключается в заклинивании мотора вентилятора или его механических повреждениях. В случае необходимости, замена вентилятора может решить проблему.
Кроме того, стоит проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, который отвечает за включение вентилятора. Если он неисправен, вентилятор может не включаться даже при высоких температурах. Регулярное техническое обслуживание и диагностика помогут избежать подобных ситуаций и продлить срок службы автомобиля.

Управление вентилятором
Если в автомобиле ВАЗ 2109 стоит двигатель с распределённым впрыском и инжектор, то привычного для владельцев карбюраторной модели датчика-выключателя на нём нет вообще. Включает и выключает вентилятор контроллер электронного блока управления мотором. Этот контроллер получает информацию с датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), который установлен в выпускном патрубке между термостатом и головкой блока цилиндров. Датчик используется для управления не только работой вентилятора, но и двигателя. В том числе обеспечиваются:
- оптимизация степени обогащения топливовоздушной смеси: в холодном двигателе смесь переобогащена, по мере прогрева она обедняется;
- повышение скорости вращения коленвала при запуске двигателя, чтобы мотор не глох сразу после запуска;
- установка угла опережения зажигания для обеспечения экономии топлива;
- удержание рециркуляционного клапана в закрытом положении до выхода мотора в рабочий режим.
Для определения температуры ДТОЖ ВАЗ 2109 инжектор использует термистор — резистор, сопротивление которого зависит от температуры. На ВАЗ 2109 применяется термистор с отрицательным температурным коэффициентом. Это означает, что с ростом температуры его сопротивление падает.
На термистор подаётся напряжение, по его изменению датчик определяет температуру охлаждающей жидкости и передаёт её в ЭБУ. А уже этот блок включает и выключает вентилятор радиатора.
| Причина неисправности | Возможные симптомы | Решение проблемы |
|---|---|---|
| Перегорел предохранитель вентилятора | Вентилятор не включается, даже при высокой температуре двигателя. | Проверить и заменить предохранитель (обычно F10 в монтажном блоке). |
| Неисправно реле включения вентилятора | Вентилятор не включается, предохранитель цел. | Проверить реле (можно поменять местами с аналогичным, например, реле звукового сигнала) и заменить при необходимости. |
| Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) | Вентилятор не включается, стрелка температуры на приборной панели может показывать неверные значения или не двигаться. | Проверить ДТОЖ (можно измерить сопротивление при разных температурах) и заменить при необходимости. |
| Обрыв проводки или плохой контакт | Вентилятор не включается, предохранитель и реле исправны. | Проверить целостность проводки от ДТОЖ до ЭБУ, от ЭБУ до реле, от реле до вентилятора. Очистить контакты. |
| Неисправен сам электродвигатель вентилятора | Вентилятор не включается, при подаче прямого напряжения на него он не работает. | Проверить электродвигатель (можно подать прямое напряжение от аккумулятора) и заменить при необходимости. |
| Неисправен блок управления двигателем (ЭБУ) | Все остальные элементы исправны, но вентилятор не включается. | Диагностика ЭБУ специализированным оборудованием. Ремонт или замена ЭБУ. |
| Залипание термостата в закрытом положении | Двигатель перегревается, но вентилятор не включается, так как ДТОЖ не получает сигнал о высокой температуре. | Проверить работу термостата (можно потрогать патрубки радиатора). Заменить термостат. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проблемах с вентилятором охлаждения на ВАЗ 2109 инжектор:
-
Система управления вентилятором: На ВАЗ 2109 инжектор вентилятор охлаждения управляется через термостат и датчик температуры. Если вентилятор не работает, это может быть связано с неисправностью датчика, который не подает сигнал на включение вентилятора при повышении температуры двигателя.
-
Проверка реле: Вентилятор охлаждения может не работать из-за неисправного реле. ВАЗ 2109 имеет реле, которое отвечает за включение вентилятора. Если реле вышло из строя, вентилятор не будет получать питание, даже если все остальные компоненты исправны.
-
Проблемы с проводкой: Часто причиной неработающего вентилятора становится повреждение проводки или коррозия контактов. В условиях эксплуатации, особенно в регионах с высокой влажностью, проводка может подвергаться коррозии, что приводит к плохому контакту и, как следствие, к отключению вентилятора.

Диагностика вентилятора
Чтобы проверить работоспособность вентилятора, вам потребуется провод длиной около полутора метров, желательно с зажимами «крокодил» на концах. Сначала отключите двигатель, затем соедините проводом клемму «плюс» аккумулятора с контактом вентилятора. Если агрегат исправен, он должен начать вращаться. Если этого не произошло, значит, вентилятор неисправен. В случае, если вентилятор не включается при перегреве двигателя, но диагностика показывает его исправность, необходимо проверить датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
Для проверки вам понадобится омметр, который измеряет сопротивление датчика. Омметр можно найти в любом, даже самом простом, портативном цифровом мультиметре. Следуйте этому порядку действий:
- При выключенном и холодном двигателе отсоедините провода от контактов ДТОЖ.
- Установите переключатель мультиметра в режим «измерение сопротивления».
- Измерьте сопротивление датчика. При комнатной температуре оно должно составлять примерно 2200–2800 Ом.
- Подключите провода датчика обратно.
- Запустите двигатель и дайте ему прогреться на холостом ходу до температуры около 80 градусов.
- Выключите двигатель и снова отсоедините провода от контактов датчика.
- Измерьте сопротивление датчика. При 80 градусах оно должно находиться в диапазоне 270–389 Ом.
Если сопротивление датчика не соответствует указанным значениям, его необходимо заменить. Если же оно в норме, но вентилятор все равно не включается, возможно, проблема кроется в электронном блоке управления двигателем. В таком случае рекомендуется обратиться в сервисный центр, так как для диагностики и перепрошивки ЭБУ потребуется специальное оборудование.
Снятие и ремонт вентилятора
Прежде чем снимать перегоревший вентилятор с автомобиля, обесточьте электросистему. Снимите клемму с отрицательного контакта аккумуляторной батареи. Далее следуйте инструкции:
- Откройте капот и снимите воздушный фильтр с двигателя для обеспечения удобного доступа.
- Отсоедините колодку проводов от её ответной части, закреплённой на кожухе вентилятора.
- Кожух крепится к левому бачку двумя винтами. Выкрутите их полностью.
- Отверните гайку, которая крепит нижнюю часть кожуха к кузову.
- Отверните гайку крепления кожуха к радиатору. Используйте накидную головку и удлинитель.
- Отверните две гайки крепления кронштейна и снимите его.
- Наклоните вентилятор в сторону двигателя и извлеките его из моторного отсека.
Причиной, почему не работает вентилятор, как правило, является выход из строя его электродвигателя. Для замены отсоедините провода электропитания, открутите три винта крепления мотора к кожуху и гайку крепления крыльчатки к двигателю. Снимая крыльчатку, позаботьтесь о сохранности шпонки, предотвращающей проворачивание крыльчатки на оси. Она очень маленькая и легко теряется. После замены электродвигателя соберите агрегат в обратном порядке. Не забудьте хорошенько затянуть на оси вентилятора гайку, крепящую крыльчатку. Плохо затянутая гайка может привести к её отворачиванию, при этом начинаются биения и вибрации, появляются посторонние звуки.
Система включения вентилятора ВАЗ 2109 инжектор значительно надёжнее, чем у версии 2109 карбюратор. Поэтому обычно нет необходимости заниматься тюнингом, устанавливая второй вентилятор или монтируя в салоне кнопку, обеспечивающую принудительное включение вентилятора. Штатная конфигурация работает вполне удовлетворительно.
https://youtube.com/watch?v=9QrnSpPu8HE
Профилактика и обслуживание системы охлаждения
Система охлаждения автомобиля ВАЗ 2109 инжектор играет ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Если вентилятор охлаждения не работает, это может привести к перегреву двигателя и серьезным повреждениям. Поэтому важно не только уметь диагностировать проблему, но и проводить регулярное обслуживание системы охлаждения.
Первым шагом в профилактике является регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости. Низкий уровень жидкости может привести к недостаточному охлаждению и, как следствие, к перегреву. Рекомендуется проверять уровень охлаждающей жидкости не реже одного раза в месяц, а также перед длительными поездками.
Следующий аспект — это состояние радиатора. Необходимо следить за его чистотой и отсутствием повреждений. Загрязненный радиатор может значительно ухудшить теплоотвод, что также может стать причиной неработающего вентилятора. Для очистки радиатора можно использовать специальные средства или просто промыть его под струей воды.
Также стоит обратить внимание на состояние термостата. Он отвечает за регулирование потока охлаждающей жидкости и может выйти из строя, что приведет к неправильной работе системы охлаждения. Рекомендуется проверять термостат на работоспособность каждые 30 000 км пробега или при возникновении подозрений на его неисправность.
Не менее важным является состояние проводки и предохранителей, отвечающих за работу вентилятора. Порой причиной его неработоспособности может стать обрыв проводов или сгоревший предохранитель. Рекомендуется периодически проверять целостность проводки и заменять предохранители при необходимости.
Регулярная замена охлаждающей жидкости также является важной частью обслуживания. С течением времени жидкость теряет свои свойства, что может привести к коррозии и образованию отложений в системе. Рекомендуется менять охлаждающую жидкость каждые два года или по мере необходимости, в зависимости от состояния.
Наконец, стоит помнить о необходимости проверки работы вентилятора. Это можно сделать, запустив двигатель и дав ему поработать на холостом ходу. При достижении определенной температуры вентилятор должен включиться автоматически. Если этого не происходит, необходимо провести диагностику системы, чтобы выявить причину неисправности.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы системы охлаждения вашего автомобиля ВАЗ 2109 инжектор и избежать неприятных ситуаций, связанных с перегревом двигателя.
Вопрос-ответ
Какой датчик отвечает за включение вентилятора ВАЗ 2109 инжектор?
Описание: автомобильный датчик температуры включения электровентилятора предназначен для управления работой электровентилятора в системе охлаждения двигателя автомобиля.
Какой предохранитель отвечает за вентилятор охлаждения на ВАЗ 2109?
На инжекторе F1 (15 А) отвечает за вентилятор охлаждения.
Какой предохранитель идёт на включение вентилятора?
Предохранитель автомобильный 40 А для вентилятора.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте предохранители. Первым делом стоит осмотреть предохранители, отвечающие за работу вентилятора охлаждения. Если предохранитель перегорел, замените его на новый и проверьте, заработает ли вентилятор.
СОВЕТ №2
Проверьте реле вентилятора. Если предохранители в порядке, следующим шагом будет проверка реле. Оно может быть неисправным и не подавать сигнал на вентилятор. Попробуйте заменить реле или протестировать его на работоспособность.
СОВЕТ №3
Осмотрите проводку и соединения. Проверьте все электрические соединения и провода, ведущие к вентилятору. Иногда проблемы могут возникать из-за коррозии или повреждений проводки, что мешает нормальной работе вентилятора.
СОВЕТ №4
Проверьте датчик температуры. Если вентилятор не включается даже при высокой температуре двигателя, возможно, проблема в датчике температуры охлаждающей жидкости. Убедитесь, что он работает корректно и при необходимости замените его.