Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Как работает система охлаждения ВАЗ 2109

Система охлаждения ВАЗ 2109 обеспечивает надежную работу двигателя, предотвращая перегрев и поддерживая оптимальную температуру. Знание принципов работы и основных компонентов системы поможет владельцам автомобилей выявлять и устранять неисправности, а также проводить профилактику. В статье рассмотрим конструкцию системы охлаждения ВАЗ 2109, что упростит ремонт и замену ее элементов.

Работа системы

Система охлаждения двигателя ВАЗ с инжектором необходима для поддержания оптимальных условий работы внутри узла. При перегреве мотора и соседних компонентов существует риск их частичного разрушения, и именно охлаждение помогает избежать этого. Хотя система не может гарантировать значительное снижение температуры внутри узла, ее ресурс вполне достаточен для обеспечения надежной работы «девятки». Схема охлаждения ВАЗ 2109 функционирует благодаря циркуляции специальной жидкости по трубопроводам, расположенным между деталями автомобиля. Проходя через горячие участки, жидкость частично снижает температуру компонентов, а затем сама нагревается. Нагретая жидкость охлаждается, и цикл повторяется. Рассмотрим подробнее конструкцию системы охлаждения:

  • патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109, соединяющие бачок для хранения охлаждающей жидкости (ОЖ), двигатель и радиатор;
  • радиатор — устройство, в котором происходит охлаждение теплоносителя;
  • бачок для хранения жидкости;
  • насос — обеспечивает циркуляцию ОЖ внутри системы;
  • термостат, который разделяет систему на два отдельных контура.

Кроме того, имеются несколько мелких трубок, соединяющих различные детали, датчики работы и различные клапаны. Вот как функционирует система:

  1. Охлаждение двигателя начинается, когда температура узла достигает 93ºС. Датчик внутри блока цилиндров измеряет температуру и подает сигнал, когда она достигает критических значений.
  2. Насос активируется, заставляя жидкость двигаться по магистралям. Сначала жидкость покидает рубашку блока цилиндров и, уже нагретая, направляется к радиатору.
  3. Попадая в радиатор, ОЖ распределяется на несколько потоков, заполняя тонкие трубочки радиатора (такая конструкция ускоряет процесс охлаждения).
  4. Включается вентилятор, и потоки воздуха охлаждают теплоноситель, после чего он покидает систему через другой канал и снова направляется к рубашке блока цилиндров.
  5. Цикл повторяется.
  6. При прогреве мотора используется малый контур, в который встроен термостат; принцип работы тот же, но процесс происходит значительно быстрее.

Объем бачка системы составляет 7,8 литра. Если требуется ремонт какого-либо элемента охлаждения, бак необходимо опустошить. Регулярное обслуживание и замена жидкости должны проводиться каждые три месяца. В качестве ОЖ рекомендуется использовать тосол или антифриз других марок.

Система охлаждения ВАЗ 2109 представляет собой важный элемент, обеспечивающий оптимальную работу двигателя. Эксперты отмечают, что основная задача этой системы заключается в поддержании температуры двигателя в пределах, необходимых для его эффективной работы. В системе используется жидкость, которая циркулирует через радиатор, термостат и водяную помпу.

При нагреве двигателя термостат открывает поток охлаждающей жидкости, позволяя ей проходить через радиатор, где происходит теплообмен с окружающим воздухом. Это предотвращает перегрев и способствует стабильной работе мотора. Специалисты подчеркивают, что регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости и состояния радиатора является залогом надежной работы системы. Неправильная эксплуатация или игнорирование обслуживания могут привести к серьезным поломкам, что делает понимание работы системы охлаждения особенно важным для владельцев ВАЗ 2109.

Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.

Когда требуется замена деталей

Когда же требуется замена охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 и элементов системы охлаждения? Менять жидкость требуется регулярно после определенного периода ее использования. Детали меняются не периодично, а только после поломки. Одной из причин поломок является перегрев из-за неисправности какого-то элемента в системе охлаждения. Можно наблюдать следующие признаки перегрева двигателя:

  • температура ОЖ выше нормы и может превышать 120ºС, об этом свидетельствует специальный датчик;
  • наблюдается резкое падение мощности движка;
  • изменяется звук работы мотора, появляется звонкий металлический стук;
  • увеличивается потребление масла;
  • значительно увеличивается расход жидкости охлаждения.

Как следствие перегрева, после того как вы откроете капот, то увидите деформированные детали — выгнутые ГБЦ, окантовка прокладки, прогар некоторых деталей. Ремонт деформированных деталей не имеет смысла, их нужно менять.

Элемент системы Функция Признаки неисправности
Радиатор охлаждения Охлаждает антифриз, рассеивая тепло в воздух. Перегрев двигателя, утечка антифриза, повреждение сот.
Вентилятор радиатора Усиливает поток воздуха через радиатор при низкой скорости или стоянке. Перегрев двигателя, не включается при высокой температуре, шум при работе.
Термостат Регулирует температуру двигателя, открывая или закрывая доступ антифриза к радиатору. Медленный прогрев двигателя, перегрев двигателя, заклинивание в открытом/закрытом положении.
Водяной насос (помпа) Обеспечивает циркуляцию антифриза по системе. Перегрев двигателя, шум (вой, скрежет) из-под капота, утечка антифриза.
Расширительный бачок Компенсирует изменение объема антифриза при нагреве/охлаждении, служит для долива. Низкий уровень антифриза, утечка, трещины в бачке.
Патрубки и шланги Соединяют элементы системы, обеспечивая герметичность. Утечка антифриза, трещины, разбухание, затвердевание.
Датчик температуры охлаждающей жидкости Измеряет температуру антифриза и передает данные на приборную панель/ЭБУ. Неправильные показания температуры, перегрев без индикации, не включается вентилятор.
Отопитель салона (радиатор печки) Использует тепло антифриза для обогрева салона. Холодный воздух из печки, утечка антифриза в салоне, запотевание стекол.
Антифриз (охлаждающая жидкость) Переносит тепло от двигателя к радиатору, предотвращает замерзание и коррозию. Перегрев двигателя, замерзание системы, коррозия элементов, изменение цвета.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о системе охлаждения ВАЗ 2109:

  1. Термостат и его роль: В системе охлаждения ВАЗ 2109 установлен термостат, который регулирует поток охлаждающей жидкости. Он открывается при достижении определенной температуры, позволяя жидкости циркулировать через радиатор для охлаждения. Это помогает поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя и предотвращает его перегрев.

  2. Принцип работы водяного насоса: Водяной насос (или помпа) в системе охлаждения ВАЗ 2109 обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по замкнутому контуру. Он работает за счет вращения крыльчатки, которая создаёт разряжение и заставляет жидкость двигаться от двигателя к радиатору и обратно. Это обеспечивает эффективное охлаждение и предотвращает локальные перегревы.

  3. Эффект «термоса»: Система охлаждения ВАЗ 2109 использует принцип термоса, где охлаждающая жидкость, нагреваясь в двигателе, передает тепло радиатору, а затем охлаждается потоком воздуха. Это позволяет поддерживать стабильную температуру двигателя даже в условиях высоких нагрузок, что особенно важно для надежности и долговечности автомобиля.

Причины перегрева двигателя ВАЗ 2109Причины перегрева двигателя ВАЗ 2109

Причины перегрева

Перегрев двигателя может быть вызван неисправностью одного или нескольких компонентов системы охлаждения. Наиболее распространенные причины включают недостаток охлаждающей жидкости в бачке или неисправный термостат. Многие водители часто забывают проверить эти важные детали. В автомобилях, таких как ВАЗ 21093, могут возникать утечки, из-за которых антифриз или тосол постоянно исчезают. Эти проблемы нередко проявляются в результате длительной эксплуатации.

В термостате могут скапливаться частицы, которые мешают движению подвижного элемента, что приводит к его заклиниванию.

  1. Замена патрубков и термостата может решить проблему перегрева. Однако если перегрев происходит по этим причинам, это может свидетельствовать о том, что срок службы одного из элементов истек. Важно также учитывать неправильную эксплуатацию.
  2. Двигатель не предназначен для работы в условиях перегрузки, например, при буксировке или на холостом ходу. В таких ситуациях температура поднимается очень быстро, превышая допустимые нормы. Ресурса системы охлаждения может не хватить, что приводит к перегреву мотора.
  3. Неправильная настройка системы впрыска и зажигания на заводе или после ремонта может нарушить процесс сгорания топливной смеси. В результате отработанные газы выходят горячее, чем необходимо, что повышает температуру узла. Это негативно сказывается не только на двигателе, но и на карбюраторе.

Слишком горячие газы, выходящие из камер сгорания, могут привести к прогоранию выпускного клапана, что также способствует перегреву.

Как бороться с неисправностями системы охлаждения

Ремонт в большинстве случаев состоит в замене деталей. Находим причину поломки, после чего заменяем неисправную деталь.

  1. Постоянное понижение уровня ОЖ в бачке. Если протекает тосол, нужно провести проверку патрубков системы охлаждения и термостат, какая-то из этих деталей имеет повреждения, замените неисправную на новую.
  2. Возможно, из строя вышел датчик температуры возле блока цилиндров, проверьте его контакты, переподключите. Если не помогло — замените датчик.
  3. Иногда в радиаторе образуется воздушная пробка, которая не дает ОЖ передвигаться по каналам. Как выгнать воздух из системы охлаждения? Прогрейте радиатор и прощупайте рукой в перчатке его тело. Если в каких-то местах он холодный, значит там пробка. Нам понадобится верхний патрубок (шланг), который ведет к радиатору. Заливаем полный бачок тосола, включаем двигатель. Патрубок нужно слегка отгибать, воздух понемногу будет выходить сам. Чтобы воздушная пробка в системе охлаждения пропала, потребуется очень аккуратно проделывать эту процедуру. Воздух выйдет, когда из патрубка польется тосол, а сама трубка нагреется.
  4. Если причина в прокладке головок блока цилиндров, вы можете не сразу обнаружить неисправность. Количество ОЖ в бачке будет постепенно уменьшаться, что практически незаметно. Одним из признаков этой неисправности будет мутный цвет масла, который возникает после того, как тосол попадает в поддон картера.

Кипит двигатель, что нужно делать. Доработка охлаждающей системы.Кипит двигатель, что нужно делать. Доработка охлаждающей системы.

Отремонтировать подобную неисправность можно таким образом:

  • найдите карбюратор, от которого следует отключить контакты и тросики газа;
  • отключается тросик воздушной заслонки;
  • извлекаются патрубки;
  • снимается трамблер;
  • откручиваются 3 болтовых крепления распределителя ГБЦ;
  • сливается жидкость охлаждения;
  • снимаем все, что мешает добраться до прокладки;
  • крышка снимается после того, как вы открутите 2 гайки и головку;
  • демонтируется старая прокладка, затем устанавливается новая, после чего производится сборка в обратном порядке.

Это самые простые варианты борьбы с неисправностями, которые приводят к перегреву движка ВАЗ 2109. Более сложный ремонт лучше проводить на СТО. Если вы на ходу заметили, что температура ОЖ возросла до 120ºС, единственный способ охладить двигатель — свернуть на обочину и выключить движок при первой же возможности.

Обслуживание системы охлаждения

Автомобиля ВАЗ 2109 является важной частью общего ухода за автомобилем, так как от исправности этой системы зависит не только работоспособность двигателя, но и его долговечность. Система охлаждения отвечает за поддержание оптимальной температуры двигателя, предотвращая его перегрев и обеспечивая эффективную работу.

Первым шагом в обслуживании является регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости. Для этого необходимо открыть капот и осмотреть расширительный бачок. Уровень жидкости должен находиться между отметками «MIN» и «MAX». Если уровень ниже минимальной отметки, это может свидетельствовать о наличии утечек или о необходимости долива. Важно использовать только рекомендованные производителем охлаждающие жидкости, чтобы избежать коррозии и других повреждений системы.

Следующим этапом является проверка состояния радиатора. Необходимо осмотреть его на наличие видимых повреждений, коррозии или загрязнений. Если радиатор забит грязью или мусором, это может привести к перегреву двигателя. Для очистки радиатора можно использовать специальный очиститель или просто промыть его под струей воды. Также стоит обратить внимание на состояние патрубков и шлангов. Они не должны иметь трещин, изломов или признаков старения, таких как потеря эластичности.

Регулярная замена охлаждающей жидкости также является важной частью обслуживания. Обычно рекомендуется менять жидкость каждые 2-3 года или после пробега 60-80 тысяч километров, в зависимости от рекомендаций производителя. При замене жидкости необходимо также промыть систему, чтобы удалить остатки старой жидкости и возможные отложения.

Не менее важным аспектом является проверка термостата. Этот элемент отвечает за регулирование температуры охлаждающей жидкости, и его неисправность может привести к перегреву двигателя. Для проверки термостата его можно вынуть и протестировать в горячей воде: он должен открываться при определенной температуре. Если термостат не работает, его следует заменить.

Также стоит обратить внимание на работу водяного насоса, который обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Признаки неисправности насоса могут включать шумы, утечки жидкости или перегрев двигателя. В случае выявления проблем с насосом его необходимо заменить.

Наконец, важно следить за работой вентилятора. Он должен включаться при достижении определенной температуры и отключаться, когда температура падает. Если вентилятор не работает, это может привести к перегреву двигателя, и его следует проверить на наличие неисправностей в электропроводке или в самом моторе вентилятора.

Таким образом, регулярное и тщательное обслуживание автомобиля ВАЗ 2109 позволяет избежать серьезных поломок и продлить срок службы двигателя. Важно не забывать о профилактических мерах и своевременно реагировать на любые признаки неисправностей.

Вопрос-ответ

При какой температуре срабатывает вентилятор на ВАЗ 2109?

В норме при 100–102 °C включается вентилятор (в зависимости от датчика).

Как работает система охлаждения ВАЗ?

Принцип работы системы заключается в следующем: мотор начинает работу, и охлаждающая смесь находится в нижней части мотора. Водяной насос начинает циркуляцию жидкости через двигатель, где она аккумулирует тепло, создаваемое сгоранием топлива. Теплая охлаждающая жидкость покидает двигатель и поступает в радиатор.

Как понять, есть ли воздушная пробка в системе охлаждения?

Чтобы понять, есть ли воздушная пробка в системе охлаждения, обратите внимание на признаки, такие как перегрев двигателя, шумы в радиаторе или трубках, а также неравномерное движение охлаждающей жидкости. Также можно проверить уровень жидкости в расширительном бачке: если он низкий, это может указывать на наличие воздуха в системе. Для более точной диагностики рекомендуется провести прокачку системы охлаждения, чтобы удалить возможные воздушные карманы.

Как движется антифриз в системе охлаждения?

Антифриз движется по замкнутому кругу с помощью жидкостного насоса. Его приводят в движение ременной привод и коленчатый вал.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в системе. Это поможет избежать перегрева двигателя и продлит срок службы автомобиля. Убедитесь, что жидкость находится на нужном уровне и не содержит загрязнений.

СОВЕТ №2

Следите за состоянием радиатора и его вентиляторов. Чистите радиатор от грязи и насекомых, чтобы обеспечить хороший теплообмен. Также проверьте, работают ли вентиляторы, особенно в жаркую погоду.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на состояние термостата. Если он заедает или не открывается, это может привести к перегреву двигателя. Регулярно проверяйте его работоспособность и заменяйте при необходимости.

СОВЕТ №4

Не забывайте о замене охлаждающей жидкости согласно рекомендациям производителя. Используйте только качественные жидкости, подходящие для вашего автомобиля, чтобы избежать коррозии и повреждений системы охлаждения.

Ссылка на основную публикацию
Похожее