Тормозная система ВАЗ 2109 — ключевой элемент безопасности, обеспечивающий надежное замедление и остановку автомобиля. В статье рассмотрим принцип работы тормозной системы, её основные элементы и рекомендации по эксплуатации, а также выявление типичных неисправностей. Эти знания помогут владельцам ВАЗ 2109 лучше понять устройство автомобиля и своевременно устранять проблемы, что повысит безопасность на дороге.
Принцип работы тормозов ВАЗ 2109
Модель 2109 оснащена гидравлической системой торможения. Основной принцип работы гидравлических тормозов достаточно прост.
- Усилие, приложенное к педали, передается механически на главный тормозной цилиндр.
- Цилиндр создает давление, которое заставляет тормозную жидкость двигаться по магистралям.
- Давление передается к исполнительным механизмам на передних и задних колесах.
- Тормозные колодки прижимаются к вращающимся частям колес, что приводит к торможению.
Для передачи усилий по магистралям используется специальная тормозная жидкость. В автомобилях 90-х годов обычно применялись пять различных жидкостей. Два из них были масляными (моторное и трансмиссионное масло), а три — водно-спиртовыми (охлаждающая жидкость двигателя, тормозная и сцепления, а также жидкость для омывателя стекол).
Тормозная жидкость, или «жидкость для тормозов», представляет собой слабо окрашенную желто-зеленую субстанцию, основанную на двухатомном спирте этиленгликоле и полиэфирах. Она начинает кипеть при температуре выше 150 градусов, а специальные добавки обеспечивают ее антикоррозионные и антифрикционные свойства. Производители рекомендуют использовать жидкости класса DOT 4 и избегать смешивания разных марок при доливке. Следует помнить, что эта жидкость токсична. Если она попала на кожу или, особенно, в глаза, необходимо тщательно промыть пораженный участок теплой чистой водой. В случае серьезного поражения следует обратиться за медицинской помощью.
Будьте осторожны, чтобы жидкость не попала на лакокрасочное покрытие кузова вашей «девятки», так как она может его повредить.
Эксперты отмечают, что тормозная система ВАЗ 2109 представляет собой надежное и простое в обслуживании решение, которое обеспечивает достаточную эффективность торможения для данного автомобиля. Основной элемент системы — дисковые тормоза на передних колесах и барабанные на задних, что позволяет достичь хорошего баланса между стоимостью и производительностью. Специалисты подчеркивают важность регулярной проверки состояния тормозных колодок и дисков, так как износ этих компонентов может значительно снизить эффективность торможения. Также рекомендуется следить за уровнем тормозной жидкости и состоянием трубопроводов, чтобы избежать утечек и обеспечить надежную работу системы. В целом, правильное обслуживание тормозной системы ВАЗ 2109 гарантирует безопасность и комфорт при вождении.

Элементы тормозной системы
https://youtube.com/watch?v=mhvhM1ySvUM
В соответствии с базовым принципом работы схема тормозной системы ВАЗ 2109 включает следующие основные элементы:
- главный тормозной цилиндр (ГТЦ),
- передние механизмы,
- задние механизмы.
ГТЦ автомобиля ВАЗ 2109 конструктивно объединён с расширительным бачком и состоит из двух цилиндрических камер с поршнями и резиновыми уплотнителями. Поршни снабжены возвратными пружинами для обеспечения обратного хода поршня при снятии давления. Каждая из камер обслуживает свой отдельный контур. Это отличает переднеприводные автомобили от первых моделей АвтоВАЗа.
Первый контур обслуживает левое переднее и правое заднее колесо, а второй контур — правое переднее и левое заднее. Такое устройство тормозной системы ВАЗ 2109 обеспечивает приемлемое замедление автомобиля даже при выходе из строя одного из контуров. Если проваливается педаль тормоза, значит, вышли из строя оба контура, и дальнейшая езда невозможна. Это не означает безопасности движения с одним исправным контуром. В этом случае следует со всей возможной осторожностью незамедлительно двигаться на ремонт.
| Устройства | Описание |
| На ВАЗ 2109 устанавливают передние тормоза дискового типа. | Со ступицей колеса жёстко связан диск из высокопрочного материала. В верхней части диск проходит через суппорт, тормозные колодки которого зажимают диск под действием усилия, развиваемого приводным гидроцилиндром. |
| Задние тормоза — в отличие от прототипа FIAT 124, они барабанного типа. | Этот выбор конструкторов объясняется большей устойчивостью такой конструкции к отечественным условиям эксплуатации. Тормозной барабан ВАЗ 2109 и колодки, расположенные внутри него, обеспечивают эффективное замедление автомобиля. Стояночный тормоз не имеет гидравлического привода. Фиксация автомобиля на стоянке обеспечивается механическим тросовым приводом на механизмы задних колёс. |
В состав тормозной системы «девятки» входит вакуумный усилитель, обеспечивающий уменьшение необходимого усилия на педали тормоза, и регулятор давления, предназначенный для корректировки тормозного усилия в зависимости от нагрузки на заднюю ось.
| Элемент тормозной системы | Функция | Возможные неисправности |
|---|---|---|
| Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) | Преобразует усилие от педали тормоза в гидравлическое давление | Утечка тормозной жидкости, износ манжет, заклинивание поршня |
| Вакуумный усилитель тормозов | Увеличивает усилие на педали тормоза, облегчая торможение | Нарушение герметичности, повреждение диафрагмы, неисправность обратного клапана |
| Тормозные диски (передние) | Создают трение с тормозными колодками для замедления вращения колеса | Износ, деформация, трещины, коррозия |
| Тормозные колодки (передние) | Прижимаются к тормозным дискам, создавая трение | Износ фрикционного материала, отслоение накладки, неравномерный износ |
| Тормозные барабаны (задние) | Создают трение с тормозными колодками для замедления вращения колеса | Износ, деформация, трещины, коррозия |
| Тормозные колодки (задние) | Прижимаются к тормозным барабанам, создавая трение | Износ фрикционного материала, отслоение накладки, неравномерный износ |
| Тормозные суппорты (передние) | Содержат поршни, которые прижимают колодки к диску | Заклинивание поршня, утечка тормозной жидкости, износ направляющих |
| Рабочие тормозные цилиндры (задние) | Содержат поршни, которые раздвигают колодки внутри барабана | Утечка тормозной жидкости, заклинивание поршня, износ манжет |
| Тормозные шланги | Передают тормозную жидкость от ГТЦ к рабочим цилиндрам/суппортам | Трещины, разрывы, вздутия, утечки |
| Тормозные трубки | Жесткие металлические трубки для передачи тормозной жидкости | Коррозия, деформация, утечки |
| Регулятор давления задних тормозов («колдун») | Распределяет тормозное усилие между передними и задними колесами в зависимости от загрузки | Заклинивание, утечка, неправильная регулировка |
| Стояночный тормоз (ручник) | Механически блокирует задние колеса для удержания автомобиля на месте | Растяжение троса, заклинивание механизмов, износ колодок |
| Тормозная жидкость | Передает гидравлическое давление в системе | Низкий уровень, загрязнение, потеря свойств (закипание) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тормозной системе ВАЗ 2109:
-
Гидравлическая система: Тормозная система ВАЗ 2109 использует гидравлический принцип действия, что обеспечивает более эффективное торможение. При нажатии на тормоз педаль передает усилие на главный тормозной цилиндр, который, в свою очередь, создает давление в тормозной жидкости, заставляя тормозные колодки прижиматься к дискам.
-
Дисковые и барабанные тормоза: ВАЗ 2109 оснащен дисковыми тормозами на передних колесах и барабанными на задних. Дисковые тормоза обеспечивают более эффективное охлаждение и лучшее торможение, особенно при высоких нагрузках, тогда как барабанные тормоза проще в конструкции и дешевле в производстве.
-
Система ABS: На некоторых модификациях ВАЗ 2109 устанавливалась система антиблокировочной тормозной системы (ABS), что значительно повышало безопасность автомобиля. ABS предотвращает блокировку колес при резком торможении, что позволяет водителю сохранять управляемость и контроль над автомобилем в критических ситуациях.
Уход за тормозной системой ВАЗ 2109
Тормоза автомобиля ВАЗ 2109 играют ключевую роль в обеспечении безопасности на дороге. Их регулярное обслуживание крайне важно для вашей «девятки». В отличие от предыдущих моделей, таких как «восьмёрка», «девятка» получила дополнительный удобный элемент — индикатор уровня тормозной жидкости.
Этот индикатор работает на основе поплавкового устройства, установленного в расширительном бачке тормозной жидкости ВАЗ 2109. Если уровень жидкости падает, это требует немедленного внимания. Необходимо проверить все компоненты системы, и только после устранения возможной утечки можно доливать жидкость.
К сожалению, визуально определить степень износа фрикционных накладок колодок довольно сложно. Через отверстия в колесных дисках невозможно увидеть, нуждаются ли они в замене. Это подчеркивает важность регулярного осмотра автомобиля на яме или эстакаде. Максимальный интервал между проверками, рекомендованный производителем, составляет 15 000 километров или один год.
Ранее сотрудники ГАИ уделяли особое внимание состоянию стояночного тормоза во время техосмотра. Согласно нормативам, полностью загруженный ВАЗ 2109 должен уверенно удерживаться на уклоне в 15 градусов, а автомобиль с одним водителем — на уклоне в 23 градуса. Хотя в настоящее время процедура не включает прямой контроль технического состояния транспортного средства со стороны сотрудников ГИБДД, следить за состоянием стояночного тормоза по-прежнему крайне важно.
Четыре щелчка при фиксации рычага парковочного тормоза обеспечивают соответствие нормативным требованиям к состоянию системы.
Неисправности тормозов «девятки»
У «девятки» достаточной надёжные тормоза. Тем не менее, неисправности случаются. К числу наиболее типичных относятся:
- ход тормозной педали увеличен;
- тормозной путь превышает норматив;
- все или некоторые колёса подтормаживают на ходу;
- автомобиль уводит в сторону при торможении;
- посторонние скрежет и вибрация при работе.
Тормоза автомобиля, в силу большой ответственности, особенно требовательны. Ремонт тормозной системы ВАЗ 2109 не рекомендуется делать своими руками. Максимальное самостоятельное вмешательство: долить жидкость до штатного уровня и с максимальной осторожностью ехать на сервис. При этом ехать рекомендуется на эвакуаторе, а не на буксирном тросе.
В высшей степени не рекомендуется производить тюнинг тормозной системы ВАЗ 2109. Переустройство тормозов требует обязательного утверждения проекта и освидетельствования автомобиля органами ГИБДД. Процедура эта сложная и результат её не гарантирован.
Прохождение этих мытарств целесообразно только в случае «вынужденного тюнинга», когда увеличение мощности двигателя требует модернизации тормозов. Но стоит ли выжимать последние соки из отечественного автомобиля возрастом в четверть века? Ну, заставите вы «старушку» разогнаться до сотни за 10 секунд. А она возьмёт и развалится на одиннадцатой секунде этой своей последней поездки. Пусть уж спокойно доживёт свой век с нефорсированным двигателем и штатной тормозной системой. Пожелайте ей здоровья и долголетия!
Буксировка при неисправной тормозной системе сопряжена с неконтролируемыми рисками.
Модификации тормозной системы ВАЗ 2109
Тормозная система ВАЗ 2109 представляет собой важный элемент безопасности автомобиля, обеспечивающий его эффективное замедление и остановку. В зависимости от года выпуска и комплектации, тормозная система может иметь различные модификации, которые влияют на ее характеристики и эксплуатационные качества.
Основные модификации тормозной системы ВАЗ 2109 включают в себя как механические, так и гидравлические компоненты. В стандартной комплектации автомобиль оснащен дисковыми тормозами на передней оси и барабанными тормозами на задней оси. Данная конфигурация обеспечивает оптимальное сочетание стоимости, надежности и эффективности торможения.
С течением времени и с появлением новых моделей, производитель внедрил ряд усовершенствований. Например, на более поздних версиях ВАЗ 2109 стали устанавливать передние тормоза с увеличенным диаметром дисков, что позволило улучшить теплопередачу и снизить риск перегрева тормозной системы при интенсивном использовании.
Кроме того, в некоторых модификациях автомобиля применяются более современные тормозные колодки, которые обеспечивают лучшее сцепление с тормозными дисками и увеличивают срок службы тормозной системы. Важно отметить, что использование оригинальных запчастей и комплектующих, рекомендованных производителем, значительно влияет на безопасность и надежность тормозной системы.
Также стоит упомянуть о наличии различных систем ABS (антиблокировочная система тормозов) на некоторых версиях ВАЗ 2109. Эта система предотвращает блокировку колес при резком торможении, что значительно улучшает управляемость автомобиля и сокращает тормозной путь на скользких или мокрых дорогах.
В зависимости от модификации, тормозная система может также включать в себя различные датчики и электронные блоки управления, которые обеспечивают более точное распределение тормозных усилий между передними и задними колесами. Это особенно актуально для автомобилей, используемых в условиях повышенных нагрузок или в сложных дорожных условиях.
Таким образом, модификации тормозной системы ВАЗ 2109 играют ключевую роль в обеспечении безопасности и комфорта при эксплуатации автомобиля. Важно учитывать эти особенности при выборе запчастей для замены или при проведении технического обслуживания, чтобы гарантировать надежную работу тормозной системы на протяжении всего срока службы автомобиля.
Вопрос-ответ
Из чего состоят тормоза ВАЗ 2109?
Схема работы тормозного механизма ВАЗ-2109 основана на работе фрикционных механизмов, реализующих принцип трения деталей. Сами тормозные механизмы расположены в колесах и представляют собой конструкции из вращающейся части (диска или барабана) и неподвижной части (специальных колодок).
Как понять, что в системе тормозов есть воздух?
Признаками появления воздуха в тормозной системе может быть снижение эффективности торможения. При закипании в тормозной жидкости образуются пузырьки воздуха, и при нажатии на педаль тормоза часть жидкости переливается в резервный бачок, а оставшаяся не может создать достаточного давления. В результате тормозная педаль.
Из каких частей состоит тормозная система?
Состоит из цилиндров, вакуумного усилителя, повышающего давление на педаль, бачка, трубопроводов, шлангов (гидропривод), рычагов, системы тяг, различных тросиков, наконечников (у «механики»), воздухозаборника, компрессора, ресивера, дросселя, распределителя, пневматического мотора (пневмопривод).
Что будет, если убрать колдун ВАЗ 2109?
Основная функция регулятора тормозных усилий («колдуна») заключается в распределении передаваемого на тормоза усилия в пропорции примерно 70/30 процентов на переднюю и заднюю ось. Если регулятор удалить, все тормоза будут работать с одинаковым усилием. Отрицательный эффект отлично заметен на скользкой дороге – например, на льду.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с тормозной системой ВАЗ 2109 обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя и схемами устройства тормозов. Это поможет вам лучше понять, как функционирует система и какие детали могут потребовать замены или ремонта.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости и состояние тормозных колодок. Низкий уровень жидкости или изношенные колодки могут привести к ухудшению тормозной способности и увеличению тормозного пути.
СОВЕТ №3
При замене тормозных колодок или дисков используйте только качественные запчасти, соответствующие стандартам производителя. Это обеспечит надежность и безопасность тормозной системы вашего автомобиля.
СОВЕТ №4
Не забывайте о необходимости прокачки тормозов после замены жидкости или ремонта системы. Это поможет удалить воздух из тормозных магистралей и восстановить эффективность торможения.
