Правильная прокачка тормозов ВАЗ 2109 — важный этап для безопасности на дороге. Воздух в тормозной системе снижает эффективность торможения и увеличивает тормозной путь, что создает опасные ситуации. В этой статье рассмотрим процесс принудительной прокачки тормозов и важность соблюдения последовательности действий для надежности тормозной системы вашего автомобиля.
Воздух в тормозной системе — это опасно
Внутри главного тормозного цилиндра располагается поршень. Тормозная жидкость поступает к колесным цилиндрам через тормозные шланги. Таким образом, основная система торможения включает в себя:
- главный тормозной цилиндр;
- тормозные шланги;
- колесные тормозные цилиндры.
Когда водитель нажимает на тормозную педаль, шток перемещает поршень. Под давлением тормозная жидкость направляется к каждому из четырех колесных цилиндров. В этот момент поршни в цилиндрах раздвигаются. В результате колодки расходятся в стороны и прижимаются к диску или барабану, создавая силу трения, которая мгновенно снижает скорость вращения колеса.
Если в систему попадает воздух, эффективность тормозов ВАЗ резко снижается. Это происходит из-за падения давления, что приводит к ухудшению прижатия колодок к диску или барабану. Об этом можно судить по тому, что при нажатии на педаль она может проваливаться, а тормозной путь (расстояние от момента нажатия до полной остановки) значительно увеличивается. В таком случае не следует продолжать эксплуатацию автомобиля, пока тормоза не будут прокачаны.
Еще более серьезной проблемой является попадание воздуха в большом количестве в область одного из колес. В этом случае давление в колесных цилиндрах левого и правого колес будет различаться, что приведет к неравномерному прижатию колодок к диску или барабану. При нажатии на педаль может возникнуть боковой занос автомобиля из-за физических законов.
Воздух может попасть в тормозные каналы в результате ремонта тормозной системы, замены старой тормозной жидкости, а также при замене цилиндров, колодок или вакуумного усилителя.
Правильная прокачка тормозов ВАЗ 2109 является важным аспектом обеспечения безопасности на дороге. Эксперты подчеркивают, что система тормозов — это один из ключевых элементов автомобиля, и ее исправная работа напрямую влияет на управляемость и эффективность торможения. Неправильная прокачка может привести к образованию воздушных пробок в тормозной системе, что значительно снижает эффективность торможения и увеличивает тормозной путь.
Специалисты рекомендуют проводить прокачку тормозов регулярно, особенно после замены тормозной жидкости или ремонта системы. Важно следовать установленным процедурам и использовать качественные материалы. Также стоит учитывать, что состояние тормозных колодок и дисков влияет на общую производительность тормозов. Забота о тормозной системе — это не только вопрос комфорта, но и залог безопасности всех участников дорожного движения.

Подготовка к прокачке и последовательность работ
Если тормоза перестали работать сразу же после проведения ремонтных работ, возможно, прокачивать всю систему и не потребуется. Ведь тормозная система состоит из двух контуров: переднего и заднего. Если вы ремонтировали тормоза лишь на переднем или заднем контуре, второй контур трогать не следует. Только в этом случае мы пренебрегаем вторым контуром.
В других ситуациях, если вы снимали главный тормозной цилиндр или заменяли трубки, обязательная процедура — прокачка по полному контуру. Руководство по эксплуатации и ремонту 2109 прописывает, как правильно прокачать тормоза на ВАЗ 2109. Работу можно выполнять только в определённой последовательности.
Схема прокачки.
- Правое заднее колесо.
- Переднее левое.
- Заднее левое.
- Переднее правое.
Перед данной процедурой необходимо подготовиться. Подготовка начинается с проверки уровня тормозной жидкости в расширительном бачке. Если уровень ниже отметки MAX, доливаем недостающее количество. Далее нужно подготовить небольшую пластиковую ёмкость и залить туда немного тормозной жидкости. Заливать необходимо для того, чтобы при проверке идентифицировать воздух по наличию пузырьков. Затем подбираем шланг таким образом, чтобы он был длинным и имел диаметр, равный диаметру выходного штуцера на тормозном цилиндре.
Если вы намерены проводить работу при помощи подъёмника, и задние колёса будут висеть в воздухе, необходимо заблокировать регулятор давления, потому что при прокачке принудительно будет создаваться большое давление. Блокировка регулятора выполняется следующим образом: найдите под машиной тормозной поршень, который прилегает к пластине. Между пластиной и поршнем вставляем плоскую отвертку.
Прокачку удобнее осуществлять вдвоём. Один человек нагнетает давление в системе (нажимает на педаль), а второй со шлангом и бутылкой находится возле штуцера. Перед началом работы ослабляем штуцера.
| Этап прокачки | Действия | Важные нюансы |
|---|---|---|
| Подготовка | 1. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке. 2. Долить до максимума при необходимости. 3. Подготовить ключ для штуцеров, шланг, емкость для отработанной жидкости. 4. Убедиться в отсутствии утечек в системе. |
Используйте только рекомендованную тормозную жидкость. Не допускайте попадания грязи в бачок. |
| Порядок прокачки | 1. Заднее правое колесо. 2. Заднее левое колесо. 3. Переднее правое колесо. 4. Переднее левое колесо. |
Начинайте с самого дальнего колеса от главного тормозного цилиндра. Соблюдайте строгую последовательность. |
| Процесс прокачки (для каждого колеса) | 1. Один человек нажимает на педаль тормоза 3-5 раз и удерживает ее. 2. Второй человек ослабляет штуцер прокачки на 1/2 оборота, пока не пойдет жидкость без пузырьков. 3. Затягивает штуцер. 4. Первый человек отпускает педаль. 5. Повторять до полного удаления воздуха. |
Следите за уровнем тормозной жидкости в бачке, не допуская его падения ниже минимума. Не отпускайте педаль тормоза, пока штуцер не будет затянут. Используйте прозрачный шланг для контроля выхода пузырьков. |
| Завершение | 1. Проверить уровень тормозной жидкости и долить до нормы. 2. Проверить герметичность всех соединений. 3. Проверить работу тормозов на небольшой скорости. |
Педаль тормоза должна быть упругой и не «проваливаться». При малейших сомнениях повторите прокачку или обратитесь к специалистам. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о правильной прокачке тормозов на ВАЗ 2109 и их важности для безопасности:
-
Воздушные пробки: При замене тормозной жидкости или ремонте тормозной системы в ней могут образовываться воздушные пробки. Это приводит к снижению эффективности торможения. Правильная прокачка тормозов позволяет удалить воздух из системы, обеспечивая надежное торможение и предотвращая возможные аварийные ситуации.
-
Регулярная замена жидкости: Тормозная жидкость со временем теряет свои свойства из-за поглощения влаги и загрязнений. Это может привести к коррозии компонентов тормозной системы и снижению ее эффективности. Правильная прокачка тормозов включает в себя не только удаление воздуха, но и замену старой жидкости на свежую, что существенно повышает безопасность автомобиля.
-
Тестирование на дороге: После прокачки тормозов важно провести тестирование на дороге. Даже если прокачка была выполнена правильно, необходимо убедиться, что тормоза реагируют адекватно. Это особенно важно перед длительными поездками или в условиях сложной дорожной обстановки, где надежность тормозной системы критически важна для безопасности водителя и пассажиров.
Прокачиваем тормоза с напарником
Предположим, у вас есть помощник. Как правильно прокачать тормоза? Один человек садится за руль, а второй перемещается под автомобиль. Попросите напарника нажать на тормоза примерно девять раз, чтобы в системе образовалось необходимое давление. После девятого нажатия нужно удерживать педаль в нажатом положении до завершения всей процедуры.
В это время человек под машиной надевает шланг на штуцер правого заднего тормозного цилиндра. Затем аккуратно ослабляем затяжку штуцера, что позволит жидкости и воздуху выйти из системы. Шланг должен быть помещен в бутылку, опущенную в жидкость. Теперь следим за бутылкой и наблюдаем за образованием пузырьков, указывающих на наличие воздуха. Как только пузырьки перестанут появляться, затягиваем штуцер, и в этот момент напарник может отпустить педаль.
После этого переходим к следующему колесу и повторяем процесс. Помощник снова должен несколько раз нажать на тормоза, чтобы вновь создать высокое давление в системе.
Во время прокачки уровень жидкости в бачке будет постепенно снижаться. Важно следить за этим и добавлять новую жидкость по мере необходимости. Поддержание максимального уровня жидкости критично для обеспечения необходимого давления. Не следует добавлять жидкость из той бутылки, в которую сливалась старая, так как в ней может находиться воздух.
После прокачки правого заднего колеса, последовательно выполняем ту же процедуру на левом переднем, левом заднем и правом переднем колесах. Завершив прокачку всей системы, убедитесь, что все штуцеры на колесах надежно затянуты для обеспечения герметичности. Не забудьте установить колпачки на штуцеры.
Как прокачать систему самому и проверить результат
Если нет возможности привлечь второго человека, а прокачку необходимо срочно выполнить, это можно сделать и самому. Для самостоятельного удаления воздуха из магистрали понадобится специальное приспособление — аэратор. Он состоит из крышки, которая накручивается на бачок, и шланга, что заканчивается переходником для компрессора либо колёсного золотника. Стоимость такого прибора в любом автомагазине не превышает 150 рублей.
| Ваши действия | Что это даст |
| Надеваем переходник аэратора на компрессор, насос или накачанное колесо. | Это будет источник давления, таким образом, не нужно нажимать на педаль. |
| Далее следуем приподнять ВАЗ 2109. | Делаем это при помощи домкрата. |
| Снимаем колесо. | Добираемся до штуцера тормозного цилиндра. |
| Откручиваем крышку бачка с жидкостью и навинчиваем вместо неё крышку аэратора. | Можно удалять воздух из магистрали. |
| Ослабляем затяжку штуцера. | Выкачиваем воздух по аналогии. |
После прокачки тормозов сразу выезжать на дорогу с интенсивным движением нельзя, нужно проверить работоспособность тормозов. Для этого выезжаем на сухую дорогу, где нет машин. Далее разгоняемся до скорости 40 км/ч и нажимаем на педаль тормоза. Удерживать ногу на педали необходимо до тех пор, пока автомобиль полностью не остановится. Выходим из машины и рулеткой замеряем длину тормозного пути. Показатель не должен превышать 12,2 м.
Сразу после удаления воздуха из магистрали вливаться в поток с интенсивным движением нельзя! Требуется испытание. Если после проверки работоспособности тормозов величина тормозного пути в норме — система исправна, смело выезжайте на дорогу.
https://youtube.com/watch?v=mhvhM1ySvUM
Регулярная проверка и обслуживание тормозной системы
Первым шагом в проверке тормозной системы является визуальный осмотр. Необходимо обратить внимание на состояние тормозных колодок и дисков. Износ колодок может привести к снижению эффективности торможения, поэтому их следует заменять при достижении минимальной толщины. Также стоит проверить наличие трещин или других повреждений на тормозных дисках, которые могут негативно сказаться на работе системы.
Следующим этапом является проверка уровня тормозной жидкости. Тормозная жидкость должна находиться на уровне, указанном в инструкции по эксплуатации автомобиля. Низкий уровень жидкости может указывать на утечку, что требует немедленного внимания. Также стоит обратить внимание на состояние самой жидкости: она должна быть прозрачной и не содержать примесей. Если жидкость потемнела или имеет осадок, ее необходимо заменить.
Не менее важным аспектом является проверка тормозных шлангов и трубок на наличие трещин, изломов или коррозии. Поврежденные шланги могут привести к утечке тормозной жидкости и, как следствие, к потере тормозной способности. При обнаружении любых дефектов следует немедленно заменить поврежденные элементы.
Регулярная проверка работы тормозов также включает в себя тестирование их эффективности. Это можно сделать, проехав на небольшой скорости и резко нажав на тормоза. Если автомобиль не останавливается должным образом или возникает скрип, это может указывать на необходимость замены колодок или дисков, а также на возможные проблемы с тормозным цилиндром.
Кроме того, стоит помнить о необходимости периодической замены тормозной жидкости. Рекомендуется проводить эту процедуру каждые два года, так как со временем жидкость может поглощать влагу, что снижает ее эффективность и может привести к коррозии внутренних компонентов тормозной системы.
Наконец, не забывайте о профессиональном обслуживании тормозной системы. Если вы не уверены в своих силах или не имеете достаточного опыта, лучше обратиться к специалистам. Они смогут провести полную диагностику и выявить возможные проблемы, которые могут быть незаметны при визуальном осмотре.
Таким образом, регулярная проверка и обслуживание тормозной системы автомобиля ВАЗ 2109 — это не только вопрос комфорта, но и залог вашей безопасности на дороге. Не пренебрегайте этими рекомендациями, и ваш автомобиль будет служить вам верой и правдой.
Вопрос-ответ
В каком порядке нужно прокачать тормоза на ВАЗ 2109?
У ВАЗ 2109 диагональная схема тормозов, поэтому колёса прокачиваются в определённом порядке. Сначала правое заднее, потом левое переднее, затем левое заднее и в конце правое переднее. Это важно, иначе можно оставить воздух в контуре.
По какому порядку прокачивать тормоза?
Следуя ее рекомендациям, начинать процесс необходимо с заднего правого колеса, потом заднего левого, следом переднего правого и переднего левого.
Как понять, что в системе тормозов есть воздух?
Признаками появления воздуха в тормозной системе может быть снижение эффективности торможения. При закипании в тормозной жидкости образуются пузырьки воздуха, и при нажатии на педаль тормоза часть жидкости переливается в резервный бачок, а оставшаяся не может создать достаточного давления. В результате тормозная педаль.
Правильная затяжка гбц ваз 2109?
Первая стадия: затягиваем в строгом порядке (схема ниже) с моментом 20 Н·м. Это нужно, чтобы головка «села» равномерно. Вторая стадия: докручиваем до 69–75 Н·м (ВАЗ рекомендует 69, но многие мастера дают 75 для надёжности). Я обычно ориентируюсь на 72 Н·м, чтобы не перегрузить резьбу.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом прокачки тормозов обязательно проверьте уровень тормозной жидкости в бачке. Если уровень низкий, долейте жидкость, чтобы избежать попадания воздуха в систему, что может привести к ухудшению тормозов.
СОВЕТ №2
Используйте качественную тормозную жидкость, соответствующую рекомендациям производителя вашего автомобиля. Это обеспечит надежную работу тормозов и продлит срок службы тормозной системы.
СОВЕТ №3
При прокачке тормозов следуйте правильной последовательности: начинайте с задних колес и двигайтесь к передним. Это поможет избежать образования воздушных пробок и обеспечит более эффективное прокачивание системы.
СОВЕТ №4
После завершения прокачки тормозов проведите тест-драйв на безопасной площадке, чтобы убедиться в правильной работе тормозной системы. Обратите внимание на любые необычные звуки или изменения в поведении автомобиля при торможении.
