Тормозная система — ключевой элемент безопасности автомобиля, особенно в модели Лада Калина. В статье рассмотрим функционирование тормозной системы, основные комплектующие и особенности тормозов на передних и задних колесах. Также обсудим отличия в версии Лада Калина Спорт. Эта информация полезна владельцам и потенциальным покупателям, так как знание работы тормозной системы способствует безопасности на дороге и позволяет своевременно выявлять неисправности.
Общие сведения о тормозной системе
В автомобилях марки Лада Калина применяется рабочий гидравлический механизм двухконтурной тормозной системы с диагональным разделением и вакуумным усилителем. Такое распределение контуров способствует созданию более безопасных условий для вождения. Давление в гидроприводе задних колес регулируется автоматически. На панели приборов имеется индикатор, который сигнализирует о низком уровне тормозной жидкости, получая информацию от датчика, установленного в бачке.
При корректной работе системы во время торможения оба контура выполняют свои функции. Каждый из них включает в себя специальные механизмы колес, работающие в паре: переднее правое колесо связано с левым задним, и наоборот. Если один из контуров выходит из строя, второй берет на себя всю ответственность за остановку автомобиля. Однако в этом случае эффективность торможения снижается.
Некоторые модели Лада Калина оснащены системой антиблокировки колес (ABS). Например, такая система была внедрена разработчиками в модель Калина Спорт. На сегодняшний день такие тормоза считаются наиболее эффективными.
Эксперты в области автомобильной безопасности отмечают, что тормозная система Лады Калини является одним из ключевых элементов, обеспечивающих безопасность на дороге. Они подчеркивают, что эффективность тормозов зависит не только от их конструкции, но и от регулярного обслуживания. Важно следить за состоянием тормозных колодок и дисков, а также за уровнем тормозной жидкости.
Специалисты рекомендуют проводить диагностику тормозной системы не реже одного раза в год, особенно перед длительными поездками. Кроме того, они акцентируют внимание на необходимости использования качественных запчастей при ремонте. Это не только увеличивает срок службы тормозов, но и значительно повышает безопасность водителя и пассажиров. В целом, грамотный подход к обслуживанию тормозной системы Лады Калини позволяет уверенно управлять автомобилем в любых условиях.

Комплектация системы тормозов
- Педаль тормоза. Это деталь подвешенного типа. Имеется пружинный возвращающий механизм. Чуть выше педальной детали разработчики расположили сигнальный коммутатор торможения.
- Вакуумное усиление — деталь диафрагменной структуры. Оно предназначено для снижения силы, прикладываемой водителем при надавливании на педаль тормоза. Функционирует за счет разницы давлений в вакуумной и атмосферной емкостях.
- Регулятор давления жидкости. Установлен в системах без антиблокировки колес. Служит ограничителем притока жидкости в сторону задних тормозов при частичной загруженности автомобиля. Данный элемент не дает колесам заблокироваться и предупреждает занос задней части транспортного средства.
- Датчик высоты тормозной жидкости. Показывает снижение высоты жидкости ниже минимального значения. Располагается в пластмассовом бачке, крепящемся через верхние проходы цилиндра с помощью втулок из резины. После снижения уровня тормозной жидкости ниже допустимого датчик передает сигнал к лампочке на панели приборов.
- Коммутаторы сигналов торможения. Их функционирование заключается в следующем: после надавливания педали электроконтакты замыкаются.
- Основной тормозной цилиндр. Прикрепляется двумя шпильками к вакуумному усилителю. У основания тормозного цилиндра крепится емкость для тормозной жидкости.
- Трубопроводы.
- Рычаг регуляторного привода.
- Упругие армированные шланги из резины.
- Тройники.
- Хомуты закрепления.
| Элемент тормозной системы | Функция | Признаки неисправности |
|---|---|---|
| Тормозные колодки | Создают трение с тормозным диском/барабаном для замедления автомобиля. | Скрип, визг при торможении; увеличение тормозного пути; биение в педали тормоза; износ колодок менее 2-3 мм. |
| Тормозные диски/барабаны | Поверхность, с которой контактируют колодки для создания тормозного усилия. | Биение в руле или педали тормоза при торможении; пульсация педали; глубокие борозды, трещины, неравномерный износ; перегрев (синий оттенок). |
| Тормозная жидкость | Передает усилие от педали тормоза к тормозным механизмам. | Увеличение хода педали тормоза; «ватная» педаль; утечки жидкости; снижение уровня в бачке; потемнение жидкости. |
| Тормозные шланги и трубки | Каналы для подачи тормозной жидкости к суппортам/цилиндрам. | Утечки тормозной жидкости; трещины, потертости, вздутия на шлангах; коррозия на трубках. |
| Главный тормозной цилиндр | Создает давление в тормозной системе при нажатии на педаль. | Увеличение хода педали тормоза; «проваливание» педали; утечки жидкости из-под манжет. |
| Вакуумный усилитель тормозов | Увеличивает усилие, прикладываемое к педали тормоза, облегчая торможение. | Жесткая педаль тормоза, требующая большого усилия; шипение при нажатии на педаль (утечка вакуума). |
| Суппорты/Тормозные цилиндры | Прижимают колодки к дискам/барабанам. | Заедание суппорта (перегрев колеса, неравномерный износ колодок); утечки тормозной жидкости; стук при торможении. |
| Стояночный тормоз (ручник) | Удерживает автомобиль на месте. | Недостаточное удержание автомобиля; слишком большой или слишком маленький ход рычага; заедание троса. |
| Датчики ABS (при наличии) | Отслеживают скорость вращения колес для предотвращения блокировки. | Загорание лампочки ABS на приборной панели; отсутствие срабатывания ABS при экстренном торможении. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тормозной системе, которые могут быть связаны с автомобилем Лада Калина:
-
ABS и безопасность: Лада Калина может быть оснащена системой антиблокировки тормозов (ABS), которая предотвращает блокировку колес при резком торможении. Это особенно важно для поддержания управляемости автомобиля на скользкой дороге, что может значительно снизить риск аварий.
-
Тормозные колодки и их материалы: В тормозной системе Лады Калины используются различные материалы для тормозных колодок, включая органические, полуметаллические и керамические. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки, такие как уровень износа, шум и эффективность при различных температурах.
-
Тестирование тормозов: Перед тем как попасть на рынок, тормозные системы автомобилей, включая Ладу Калину, проходят строгие испытания. Это включает в себя тестирование на различных типах дорог и в разных климатических условиях, чтобы гарантировать, что тормоза будут работать эффективно и надежно в любых ситуациях.
Эти факты подчеркивают важность тормозной системы для безопасности и производительности автомобиля.

Особенности тормозов переднего и заднего колес
Передний тормозной механизм представлен в виде вентилируемых дисков с однопоршневым плавающим зажимом. Этот зажим состоит из суппорта и колесного цилиндра, которые соединены между собой с помощью винтов. Цилиндр фиксируется к направляющим пальцам при помощи двух болтов.
Болты располагаются в проходах направляющих колодок, которые удерживаются сжатыми направляющими пружинами. Внутри цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом прямоугольного сечения. Это кольцо обеспечивает оптимальное расстояние между диском и тормозными колодками. Такая конструкция тормозной системы Калины способствует ее высокой эффективности.
Задние тормоза имеют барабанную конструкцию. В их состав входят двухпоршневый гидравлический колесный цилиндр, барабан, колодки, стяжные пружины, защитный диск, распорки колодок и автоматический регулятор расстояния между барабаном и колодками.
Кроме основной тормозной системы, разработчики оснастили Ладу стояночным механическим тормозом, который управляет тормозными механизмами задних колес.
В состав стояночной тормозной системы входят:
- регулировочная тяга;
- рычаг;
- два троса;
- уравнитель;
- распорные планки;
- рычаги привода колодок.
Тормозная система Лада Калина стояночного типа предназначена для предотвращения случайного смещения автомобиля на уклонах от 19 до 23% в зависимости от загрузки транспортного средства.
Принцип работы
Главный критерий — все элементы устройства тормозной системы Лада Калина должны четко функционировать, чем гарантируется безопасность и надежное торможение хода машины.
Принцип работы тормозной системы Лада такой. После надавливания на педаль тормоза в цилиндре начинает передвигаться поршень. Жидкость из основного выпускного клапана попадает в тормозную систему Калины по гидромеханическим шлангам. Затем жидкость направляется в сторону главного механизма колес через трубопроводы, создавая необходимые условия для передвижения колодок к дискам передних колес и к барабанам задних. Возникает контакт и происходит торможение.
При обнаружении следующих неполадок рекомендуется срочно обратиться в автосервис для их устранения.
- Наличие воздуха в системе. Решить возникшую проблему можно не только при сервисном обслуживании, но и самостоятельно. Для этого необходимо прокачать тормоза.
- Вытекание тормозной жидкости. Данная ситуация свидетельствует о неисправности трубопроводов и резиновых шлангов.
- Увеличение рабочего хода педали. Возникшая проблема указывает на неполадки в вакуумном усилителе. Рекомендуется заменить шланг и проверить места его крепления.
- Понижение эффективности торможения. В этом случае причина может быть в замасленных тормозных накладках, заклинивании поршней цилиндра, нарушении целостности прокладок, дефективной корректировке регулятором.
- Писк или вибрация при торможении. Возможно, ослаблена стяжная пружина, вышли из строя накладки или замаслились трущиеся накладки.

Отличия тормозной системы Лада Калина Спорт
Калина Спорт является улучшенной версией модели Лада Калина. Эта модификация демонстрирует значительно более высокие скоростные показатели. В процессе модернизации тормозная система Калина Спорт также была обновлена. Задние барабанные тормоза заменены на дисковые, что улучшает эффективность торможения. На Лада Калина Спорт устанавливается тормозная система с антиблокировкой колес, что минимизирует риск заноса автомобиля.
Использование качественных запасных частей влияет на множество аспектов работы автомобиля. Рекомендуется применять оригинальные запчасти от производителя. Наладочные и ремонтные работы лучше доверять специализированным сервисным центрам. Эффективно работающие тормоза — это залог безопасности всех участников дорожного движения. Забота о тормозной системе продлевает ее срок службы. Это, в свою очередь, сказывается на общей эксплуатации автомобиля.
Уход и обслуживание тормозной системы
Тормозная система является одной из самых важных составляющих автомобиля, обеспечивающей безопасность на дороге. Правильное обслуживание поможет избежать серьезных поломок и обеспечит надежную работу тормозов.
Первым шагом в уходе за тормозной системой является регулярная проверка тормозной жидкости. Она должна быть чистой и находиться на уровне, указанном в руководстве пользователя. Тормозная жидкость со временем теряет свои свойства, поэтому рекомендуется менять ее каждые два года или по мере необходимости. При замене жидкости важно использовать только ту, которая рекомендована производителем, так как разные типы жидкости могут негативно сказаться на работе системы.
Следующим важным аспектом является проверка состояния тормозных колодок и дисков. Износ колодок можно определить по их толщине: если они стали тоньше 3-4 мм, их необходимо заменить. Также стоит обратить внимание на наличие сколов и трещин на тормозных дисках. Если поверхность дисков имеет значительные повреждения или коррозию, их также следует заменить. Регулярная проверка этих элементов поможет избежать ухудшения тормозных характеристик и продлит срок службы всей системы.
Не менее важным является состояние тормозных шлангов и трубок. Они должны быть целыми, без трещин и утечек. При обнаружении повреждений необходимо немедленно заменить шланги, так как утечка тормозной жидкости может привести к потере тормозов. Также стоит проверять крепления и соединения на наличие коррозии и ослабления.
Кроме того, стоит обратить внимание на работу тормозного механизма. При нажатии на тормоза не должно быть посторонних звуков, таких как скрип или стук. Если такие звуки присутствуют, это может указывать на необходимость регулировки или замены компонентов тормозной системы.
Важно помнить, что тормозная система требует комплексного подхода к обслуживанию. Регулярные проверки и замены изношенных деталей помогут не только сохранить работоспособность системы, но и обеспечить безопасность водителя и пассажиров. Рекомендуется проводить полное обслуживание тормозной системы как минимум раз в год или перед длительными поездками.
В заключение, уход за тормозной системой Лады Калини включает в себя регулярные проверки, замену тормозной жидкости, колодок, дисков и шлангов, а также контроль за состоянием механизма. Соблюдение этих рекомендаций поможет поддерживать тормоза в исправном состоянии и обеспечит безопасность на дороге.
Вопрос-ответ
Как понять, что тормозная система неисправна?
Неисправность тормозной системы можно заподозрить по нескольким признакам: появлению посторонних звуков при торможении (скрип, стук), увеличению тормозного пути, неравномерному торможению (машина уводит в сторону), утечкам тормозной жидкости, а также по ощущениям при нажатии на тормоза (мягкий или слишком жесткий педаль). Если вы заметили один или несколько из этих симптомов, рекомендуется немедленно обратиться к специалисту для диагностики.
Как решить проблему с тормозной системой?
Решение — заменить изношенные тормозные колодки новыми, а также проверить состояние поверхности тормозных дисков. Кроме того, потеря давления в тормозной системе может быть вызвана утечками тормозной жидкости, наличием воздуха в системе или проблемами с главным тормозным цилиндром.
Как устроена тормозная система Калина 1?
Тормозная система Лада Калина имеет два рабочих контура, расположенных диагонально. Правое переднее колесо связано с задним левым, а переднее левое, соответственно, с задним правым. Такая конструкция обеспечивает безопасность в ходе эксплуатации автомобиля, а также снижает вероятность выхода тормозов из строя.
Почему сняли с производства Lada Kalina?
Из-за дефекта литья картера рулевого механизма АвтоВАЗ отозвал 171 автомобиль модели LADA Kalina, которые были выпущены.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с тормозной системой обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем содержатся важные рекомендации и спецификации, которые помогут избежать ошибок при ремонте или замене деталей.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние тормозных колодок и дисков. Износ этих компонентов может значительно снизить эффективность торможения. Заменяйте их при первых признаках износа, чтобы обеспечить безопасность на дороге.
СОВЕТ №3
Не забывайте о важности тормозной жидкости. Проверяйте уровень и состояние тормозной жидкости, так как она может поглощать влагу, что приводит к снижению эффективности тормозов. Меняйте жидкость согласно рекомендациям производителя.
СОВЕТ №4
Если вы заметили необычные звуки или изменения в работе тормозов, не откладывайте диагностику. Обратитесь к специалистам, чтобы избежать серьезных проблем и обеспечить безопасность при вождении.



