Тормозные колодки — ключевой элемент системы безопасности автомобиля, и их состояние влияет на эффективность торможения. В этой статье рассмотрим характеристики штатных тормозных колодок Лады Весты и признаки, указывающие на необходимость замены. Вы узнаете о вариантах замены передних и задних колодок, а также о процессе регулировки ручного тормоза. Эта информация поможет выбрать качественные расходные материалы и обеспечить безопасность на дороге, заботясь о техническом состоянии автомобиля.
Характеристики штатных тормозных колодок Весты
С завода модель Веста комплектуется спереди вентилируемыми дисковыми тормозами, а сзади – барабанными. Артикул оригинальных передних тормозных колодок – 8200 432 336 TRW, они были заимствованы у Рено Логан. Передние и задние элементы тормозной системы представляют собой металлические пластины, покрытые специальным материалом, который обеспечивает оптимальное трение о диск или барабан, что делает торможение максимально эффективным.
Обычно для создания этого материала используется каучук с добавлением смол, органических волокон и других наполнителей. Химический состав колодок для Лады Весты достаточно сложен, что обусловлено необходимостью выдерживать высокие температуры, возникающие при трении о металл.
Что касается задних тормозов Лады Весты, то «АвтоВАЗ» предлагает дисковую систему только в спортивной версии. Спортивные автомобили не оборудованы антиблокировочной системой, а дисковые тормоза обеспечивают более эффективное управление в условиях заноса. В то же время, задние барабанные тормоза отличаются долговечностью и для стандартной версии автомобиля показывают хорошую эффективность, не вызывая нареканий.
Эксперты отмечают, что замена тормозных колодок на Ладе Весте — это важная процедура, обеспечивающая безопасность на дороге. Основные характеристики колодок включают их материал, который может быть органическим, полуметаллическим или керамическим. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки, влияющие на эффективность торможения и износостойкость.
Процесс замены колодок включает несколько этапов: сначала необходимо поднять автомобиль и снять колесо, затем открутить крепления суппорта и извлечь старые колодки. Важно также проверить состояние тормозного диска и, при необходимости, произвести его шлифовку или замену. После установки новых колодок следует прокачать тормоза, чтобы удалить воздух из системы. Эксперты рекомендуют проводить замену колодок каждые 20-30 тысяч километров пробега, в зависимости от стиля вождения и условий эксплуатации автомобиля.

Причины и признаки изношенных колодок
Определить необходимость замены или профилактического осмотра колодок можно по ряду характерных признаков. Неисправности заключаются либо в некачественных комплектующих, вызывающих разрушение фрикционного материала, либо в естественном износе.
| Характеристика | Передние тормозные колодки | Задние тормозные колодки |
|---|---|---|
| Тип тормозной системы | Дисковая | Барабанная (для большинства комплектаций) / Дисковая (для некоторых комплектаций) |
| Рекомендуемый интервал замены | 30 000 — 50 000 км (зависит от стиля вождения) | 60 000 — 80 000 км (зависит от стиля вождения) |
| Признаки износа | Скрип, визг при торможении; увеличение тормозного пути; биение руля при торможении; уменьшение уровня тормозной жидкости; индикатор износа на приборной панели (если есть) | Скрип, визг при торможении; увеличение тормозного пути; неравномерное торможение задних колес; уменьшение уровня тормозной жидкости |
| Необходимые инструменты для замены | Домкрат, баллонный ключ, ключ для суппорта, отвертка, щетка по металлу, смазка для направляющих суппорта, съемник поршня суппорта (опционально) | Домкрат, баллонный ключ, отвертка, плоскогубцы, ключ для регулировки ручника (для барабанных), смазка для ступицы |
| Особенности выбора | Выбирать колодки, соответствующие VIN-коду автомобиля. Предпочтение отдавать проверенным производителям (оригинальные, Bosch, TRW, Ferodo, ATE и др.) | Выбирать колодки, соответствующие VIN-коду автомобиля. Предпочтение отдавать проверенным производителям (оригинальные, Bosch, TRW, Ferodo, ATE и др.) |
| Сложность замены | Средняя (требует определенных навыков и инструментов) | Средняя (для барабанных сложнее, чем для дисковых) |
| Рекомендации после замены | Прокачать тормозную систему (при необходимости); первые 200-300 км избегать резких торможений для приработки колодок | Прокачать тормозную систему (при необходимости); первые 200-300 км избегать резких торможений для приработки колодок; отрегулировать стояночный тормоз (для барабанных) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о характеристиках и порядке замены тормозных колодок на Ладе Весте:
-
Материалы тормозных колодок: Тормозные колодки на Ладе Весте могут быть выполнены из различных материалов, таких как органические, полуметаллические и керамические. Каждый из этих типов имеет свои преимущества: органические колодки обеспечивают тихую работу и меньший износ дисков, в то время как полуметаллические обладают высокой термостойкостью и эффективностью торможения.
-
Сигнализатор износа: Лада Веста оснащена системой сигнализации износа тормозных колодок. Когда колодки достигают критического уровня износа, специальный датчик подает сигнал, что позволяет водителю своевременно заменить колодки и избежать повреждения тормозного диска.
-
Порядок замены: Замена тормозных колодок на Ладе Весте включает несколько этапов: сначала необходимо поднять автомобиль и снять колесо, затем открутить крепления суппорта и аккуратно снять его. После этого старые колодки извлекаются, а новые устанавливаются с учетом правильной ориентации. Важно также проверить состояние тормозных дисков и, при необходимости, произвести их шлифовку или замену. После завершения замены рекомендуется прокачать тормоза для удаления воздуха из системы.
Эти факты подчеркивают важность правильного выбора и замены тормозных колодок для обеспечения безопасности и эффективности тормозной системы автомобиля.

Увеличенный ход стояночного тормоза
Поскольку Lada Vesta оборудована барабанными тормозами на задней оси, этот аспект имеет для нее особое значение. В идеале ручной тормоз должен подниматься на 3 или 4 щелчка. Если он поднимается на 5-7 щелчков, это может свидетельствовать о его износе. Если автомобиль начинает катиться на подъеме, даже с поднятым ручным тормозом, значит, он не выполняет свою функцию. Причиной этого может быть растянутый трос, однако стоит также проверить состояние тормозных колодок.
Датчик износа подаёт сигнал
На Весту в максимальной комплектации устанавливается датчик износа тормозных колодок. Когда накладка из фрикционного материала истончается до критического уровня, датчик при каждом торможении начнет издавать характерный звук. На некоторых автомобилях устанавливается датчик электронного типа, он сигнализирует об износе сигнальной лампой на панели приборов.

Снижается уровень тормозной жидкости
Когда ключевой компонент тормозной системы изношен, цилиндры вынуждены прикладывать больше усилий для надежного прижатия к диску или барабану суппорта, что требует увеличенного объема тормозной жидкости. В результате этого можно заметить снижение уровня жидкости. Уменьшение объема тормозной жидкости может происходить из-за неисправностей в цилиндрах, а также из-за повреждений шлангов или трубопроводов.
Педаль тормоза с увеличенным ходом
Как и в предыдущем случае – если колодки достаточно изношенные, то для их прижатия нужны большие усилия, соответственно, ход педали увеличивается.
Повреждения колодок
На дисковых тормозах механические дефекты, такие как отслаивания, сколы и трещины, легко заметить без специального оборудования. Эти повреждения могут быть обнаружены и на самих тормозных дисках.
Неравномерно изношенные колодки
Если на одной из сторон наблюдается увеличенный износ фрикционного материала по отношению к другому, то это может свидетельствовать о выходе из строя (заклинивании) одного из суппортов. Если его не поменять, то замена комплекта колодок ничего не даст – износ будет такой же неравномерный, а торможение неэффективным и даже опасным, так как машину будет уводить в сторону.
Увеличенный тормозной путь
Срочная замена деталей тормозной системы необходима, если вы заметили, что тормозной путь вашего автомобиля значительно увеличился. Пониженная эффективность торможения может указывать на значительный износ передних тормозных колодок, которые изнашиваются быстрее задних из-за большей нагрузки. Также причиной могут быть неисправности суппорта, утечки в системе или недостаточный уровень тормозной жидкости.
Определить степень износа можно самостоятельно, и это займет не более часа. Для этого нужно снять колеса и внимательно осмотреть фрикционный материал. Если у вас барабанные тормоза, сначала необходимо снять барабаны. При этом стоит оценить состояние барабанов и дисков на предмет износа, трещин и других механических повреждений.
В самых критических ситуациях признаком серьезного износа колодок станет скрежет при торможении. Это происходит, когда накладка стирается до металлической основы, и металлические пластины колодок начинают соприкасаться с дисками или барабанами. Продолжение эксплуатации автомобиля в таком состоянии строго запрещено, так как это может привести к заклиниванию барабанов и серьезным повреждениям дисков, что в конечном итоге потребует их полной замены.
Как выбрать тормозные колодки
Автолюбители считают, что оригинальные колодки гораздо эффективнее и долговечнее, чем их многочисленные аналоги. Штатные запчасти, рекомендованные заводом-изготовителем, производятся без применения асбеста в составе, опасность для окружающей среды которого доказана. Но многие автовладельцы рассматривают вариант покупки неоригинальных запчастей. Главный критерий такого выбора заключается в низкой стоимости аналогов. На рынке автомобильных запчастей можно найти неоригинальные тормозные колодки довольно высокого качества, не уступающие оригиналу. Но есть немало откровенных подделок – чтобы избежать их покупки, следует приобретать запчасти и расходные материалы в проверенных местах или же напрямую у официального дилера «Лада».
Замена передних колодок на Весте
Согласно регламенту, осмотр тормозных колодок следует проводить не реже одного раза на каждые 15 тысяч километров пробега. Замена расходного материала требуется в следующих случаях:
- толщина фрикционного материала составляет менее 1,5 мм;
- на поверхности фрикционной накладки имеются трещины, царапины или следы масла;
- фрикционная накладка начинает отслаиваться от основания;
- износ колодок с разных сторон неравномерный и отличается по толщине.
Конструкция суппорта предполагает, что давление оказывается на центр колодки, а не на всю её площадь, что приводит к неравномерному износу накладок, придавая им клиновидную форму. Сторона с наибольшим износом не видна без извлечения колодки, поэтому рекомендуется снять их из суппортов для более точной оценки состояния.
Автомобиль следует установить на ровной поверхности и зафиксировать стояночным тормозом. При снятии задних колодок ручник не должен удерживать машину, а его трос должен быть максимально ослаблен. Затем необходимо проверить уровень тормозной жидкости. Если он в норме, следует откачать её до минимального уровня. Под задние колеса ставятся противооткатные упоры. С помощью баллонного ключа ослабляются гайки колес, и автомобиль поднимается на домкрате. Как только колесо оторвется от земли, подъем прекращается, а под днище рядом с домкратом устанавливается надежный упор для страховки. Болты колес отворачиваются полностью, и колеса снимаются.
Ступицу с нужным диском нужно повернуть из-под арки колеса наружу, для этого руль выворачивается до упора вправо или влево. С помощью отвёртки или монтажной лопатки с плоским концом поршень суппорта утапливается до конца. Для этого отвёртку нужно вставить между поршнем и колодкой с внутренней стороны, при этом важно не повредить резиновый пыльник.
Болт крепления скобы к направляющей откручивается с помощью гаечного ключа на 13 мм, при этом направляющая удерживается другим ключом на 15 мм.
После этого скоба откидывается вместе с тормозным шлангом в сторону, а старые колодки с пружинными скобами извлекаются из направляющих гнезд.
Необходимо оценить состояние фрикционных накладок, проверить механизм суппорта и, при необходимости, подготовить новый комплект колодок к установке. Скобы и направляющие гнезда очищаются от грязи и ржавчины с помощью металлической щетки. Пыльники проверяются на наличие повреждений и, если требуется, заменяются. Новые колодки также осматриваются и устанавливаются в направляющие гнезда. Затем узел собирается в обратном порядке, после чего можно переходить к замене колодок на другой стороне.
По завершении всех работ следует несколько раз до упора нажать на педаль тормоза, пока не появится сопротивление — это указывает на то, что поршни заняли своё место и находятся в рабочем положении. Затем необходимо долить тормозную жидкость до отметки «максимум».
Замена задних колодок
Чтобы заменить задние колодки своими руками, не прибегая к помощи специалистов, понадобится около двух часов свободного времени и минимальный набор инструментов: молоток, отвёртка, плоскогубцы и торцевая головка на 36 мм. Все действия выполняются в следующем порядке:
- с помощью домкрата поднимается задняя часть автомобиля – предварительно ослабляются колёсные болты, а под переднее колесо подкладывается упор – и снимается колесо;
- если автомобиль находится в устойчивом положении, ручник опускается до крайнего положения вниз – понадобится ослабить трос ручника;
- воспользовавшись отвёрткой и молотком, необходимо снять колпачок, закрывающий гайку ступицы;
- ключом или головкой на 36 мм отворачивается гайка ступицы;
- снимается тормозной барабан;
- воспользовавшись отверткой, снимите с рычага колодок трос привода ручного тормоза;
- отсоединяются пружины;
- с помощью плоскогубцев снимается пружинная скоба;
- таким же образом снимается опора с противоположной запчасти;
- извлекается планка для распора и колодка спереди;
- извлекается задняя колодка;
- отсоединяется наконечник тросика стояночного тормоза, который крепится к рычагу с задней стороны;
- посредством вывода из зацепления снимается механизм регулировки.
Перед тем как собирать узел в обратной последовательности, необходимо тщательно прочистить все детали от пыли и ржавчины и смазать барабан специальной смазкой.
Регулировка тормозов на Лада Веста
Тормозная система автомобиля не требует регулярной настройки или регулировки, за исключением случаев с ручным тормозом. Трос стояночного тормоза следует подтягивать каждые 30 тысяч километров пробега. В зависимости от манеры вождения, подтяжка может потребоваться и раньше, если трос ослабнет.
На модели Лада Веста больше нет необходимости залезать под автомобиль для выполнения этих операций. Подтянуть трос ручного тормоза можно прямо из салона.
Перед началом регулировки рекомендуется поднять и опустить рычаг стояночного тормоза около пяти раз, чтобы привести тросы в рабочее состояние.
Для выполнения регулировки необходимо:
- снять пластиковую накладку, расположенную под рычагом стояночного тормоза;
- удалить резиновый колпачок, чтобы получить доступ к регулировочной гайке.
Процесс регулировки выполняется следующим образом:
- с помощью ключа на 10 мм ослабьте регулировочную гайку;
- поднимите рычаг стояночного тормоза на один щелчок, чтобы он занял второе положение зубчатого сектора;
- начните подтягивать регулировочную гайку до тех пор, пока задние колеса не перестанут вращаться от руки;
- поднимите и опустите рычаг стояночного тормоза до упора в нижнее и верхнее положение;
- опустите рычаг и попробуйте прокрутить задние колеса;
- если колеса вращаются с трудом или не вращаются вовсе, ослабьте регулировочную гайку, допускается небольшое касание рабочей поверхности барабана, но он не должен нагреваться.
Если тормозные колодки устанавливаются на уже использованные барабаны или диски, следует учитывать, что их рабочие поверхности будут отличаться от гладких новых деталей. Поэтому первые 100 километров торможение может быть менее эффективным. Важно заранее учитывать увеличенный тормозной путь – возможно, диски будут нагреваться, и запах гари также может появиться.
Не рекомендуется менять колодки только с одной стороны; замена должна производиться на всей оси, а в идеале – как спереди, так и сзади. Осмотр тормозной системы можно совместить с сезонной заменой шин – это отличная возможность проверить состояние дисков или барабанов. При обнаружении дефектов их следует заменить своевременно. Не стоит игнорировать тормозную систему и откладывать замену колодок, ведь от этой, казалось бы, незначительной детали зависит безопасность как водителя, так и пассажиров.
Советы по уходу за тормозными колодками
Правильный уход за тормозными колодками является ключевым фактором для обеспечения безопасности и долговечности тормозной системы вашего автомобиля. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам поддерживать тормозные колодки в хорошем состоянии:
- Регулярная проверка состояния колодок: Периодически осматривайте тормозные колодки на наличие износа. Если толщина колодок меньше 3 мм, их необходимо заменить. Также обращайте внимание на наличие трещин, сколов или других повреждений.
- Соблюдение режима эксплуатации: Избегайте резкого торможения и частых экстренных остановок, так как это приводит к быстрому износу колодок. Постарайтесь поддерживать плавный стиль вождения, что поможет продлить срок службы тормозной системы.
- Чистка тормозной системы: Периодически очищайте тормозные колодки и диски от пыли и грязи. Это можно сделать с помощью специального очистителя для тормозов. Чистота тормозной системы способствует лучшему сцеплению и уменьшает вероятность появления скрипов.
- Использование качественных материалов: При замене тормозных колодок выбирайте только проверенные и качественные бренды. Некачественные колодки могут привести к ухудшению тормозных характеристик и даже к повреждению тормозного диска.
- Проверка тормозной жидкости: Убедитесь, что уровень тормозной жидкости находится в пределах нормы. Низкий уровень жидкости может негативно сказаться на работе тормозной системы и привести к преждевременному износу колодок.
- Своевременная замена: Не откладывайте замену тормозных колодок, если заметили признаки их износа. Задержка может привести к более серьезным повреждениям тормозной системы и увеличению затрат на ремонт.
- Профессиональная диагностика: Регулярно проходите диагностику тормозной системы у профессионалов. Специалисты смогут выявить скрытые проблемы и предложить решения, которые помогут избежать серьезных поломок.
Следуя этим простым советам, вы сможете значительно продлить срок службы тормозных колодок на вашей Ладе Весте и обеспечить безопасность на дороге. Помните, что тормоза — это одна из самых важных систем автомобиля, и их исправное состояние должно быть в приоритете для каждого водителя.
Вопрос-ответ
Когда менять передние колодки на Лада Веста?
По регламенту АвтоВАЗа состояние тормозных колодок нужно проверять каждые 15 тыс. км пробега. При этом средний рабочий ресурс передних тормозов составляет 20-25 тыс. км, а задние служат 100-120 тыс. км.
Порядок замены тормозной колодки?
Для замены тормозной колодки необходимо выполнить следующие шаги: сначала поднимите автомобиль и снимите колесо, затем открутите тормозной суппорт и аккуратно снимите его, не повреждая тормозной шланг. После этого извлеките старые колодки, установите новые, убедившись в правильной ориентации, и соберите все в обратном порядке. Не забудьте прокачать тормоза и проверить уровень тормозной жидкости перед тем, как опустить автомобиль на землю.
Нужно ли менять передние и задние колодки одновременно?
Передние колодки на автомобиле необходимо менять только парами, т. е. одновременно на левом и правом колесе. Если этому правилу не следовать, то возникнут неравномерные тормозные усилия: при торможении машину начнёт «уводить», либо одно из колёс и вовсе заблокируется.
Советы
СОВЕТ №1
Перед заменой тормозных колодок обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем указаны рекомендации производителя по выбору колодок и их замене, что поможет избежать ошибок и продлить срок службы тормозной системы.
СОВЕТ №2
При замене тормозных колодок используйте только качественные запчасти, соответствующие стандартам вашего автомобиля. Это обеспечит надежность торможения и безопасность на дороге.
СОВЕТ №3
Не забывайте проверять состояние тормозных дисков при замене колодок. Если на дисках есть глубокие царапины или значительный износ, их также следует заменить или отшлифовать для обеспечения эффективной работы тормозной системы.
СОВЕТ №4
После замены колодок обязательно проведите обкатку тормозов. Это поможет правильно распределить нагрузку на новые колодки и диски, что улучшит их эффективность и продлит срок службы.


