Стартер — ключевой элемент системы запуска автомобиля ВАЗ 2106, обеспечивающий включение двигателя. В статье рассмотрим устройство стартера, его принцип работы и основные причины неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации. Также вы узнаете о методах диагностики, разборки и ремонта стартера, а также о том, как самостоятельно заменить этот агрегат, что поможет сэкономить время и деньги на обслуживании автомобиля.
Устройство стартера ВАЗ 2106 и принцип его работы
На заводе легендарные «шестерки» были оборудованы стартером с индексом 35.3708, в то время как первые модели СТ-221 имели редукторный тип. Экспортные версии использовали компоненты, произведенные в Германии. Схема этого силового электродвигателя представлена на изображении.
- Приводной вал.
- Втулка крышки.
- Ограничительное кольцо.
- Шестеренка с муфтой обгона.
- Ролик муфты обгона.
- Опора с вкладышем.
- Ось шестерни.
- Прокладка.
- Кронштейн приводного рычага.
- Рычаг.
- Передняя крышка.
- Ротор тягового реле.
- Статор.
- Статор втягивающего.
- Реле тяги.
- Шток реле.
- Сердечник реле.
- Контактная пластина.
- Крышка.
- Болты для контактов.
- Вывод щеточного узла.
- Скоба.
- Держатель щеток.
- Плюсовая щетка.
- Вал ротора.
- Шпилька для стяжки.
- Задняя крышка.
- Коллектор.
- Алюминиевый корпус.
- Магнит с постоянным полем.
- Сердечник ротора.
- Опора вала ротора.
- Шестерня планетарного типа.
- Ведущая шестерня.
- Водило.
- Шестерня с внутренними зубьями.
- Кольцо отвода.
- Ступица.
Номинальная мощность составляет 1,3 кВт, а сила тока равна 500 Ампер для СТ-221 и 550 А для модели 35.3708.
Стартер представляет собой алюминиевый корпус, внутри которого находятся медная обмотка статора, ротор, две крышки (спереди и сзади) и электромагнитное реле, расположенное сверху. Корпус соединяется с крышками при помощи шпилек. Статор включает три последовательных полюса обмотки (которые подключаются последовательно с обмоткой ротора) и одну шунтовую обмотку, работающую параллельно.
Якорь состоит из сердечника на валу, медной обмотки и площадки для графитовых щеток, известной как коллектор. Муфта предназначена для передачи крутящего момента от бендикса к маховику, что приводит в движение коленчатый вал и запускает двигатель. После запуска она также разрывает связь между маховиком и бендиксом. Тяговое реле состоит из двух обмоток и сердечника.
Эксперты отмечают, что стартер на автомобиле ВАЗ 2106 играет ключевую роль в запуске двигателя. Он должен обеспечивать надежное и быстрое вращение коленчатого вала, что особенно важно в условиях холодного климата. Качество стартера напрямую влияет на общую работоспособность автомобиля, поэтому выбор надежного производителя имеет значение. Специалисты рекомендуют обращать внимание на такие параметры, как мощность и устойчивость к перегреву. Также стоит учитывать, что регулярное техническое обслуживание и проверка электрических соединений могут значительно продлить срок службы стартера. В случае неисправности, замена детали должна проводиться с учетом всех технических характеристик, чтобы избежать проблем в будущем.
Принцип работы стартера
Когда ключ в замке зажигания поворачивается в положение «пуск» на тяговое реле поступает питание, после чего внутрь втягивается сердечник. При втягивании посредством вилки он передвигает шестеренчатый привод до зубьев маховика двигателя, в результате чего происходит зацепление стартера с силовой установкой. Параллельно с этим сердечником замыкаются контакты тягового реле, которые в свою очередь передают силовое напряжение на статорные обмотки.
Автомобильный стартер – это электродвигатель, рассчитанный на непродолжительную работу. При запуске силового агрегата ключ в замке зажигания в положении «пуск» не рекомендуется держать более 15 секунд. Между попытками завести двигатель работа стартера должна прерываться на 30–40 секунд (в зимний период не менее минуты). Работа устройства длительное время приведет перегреву ротора и статора, в результате чего лак обмоток начнёт плавиться и, как следствие, произойдет межвитковое замыкание или обмотки перегорят.
Если двигатель не запускается с трёх и более попыток, то, возможно, есть неисправности систем (зажигания, питания и т. д.), задействованных в пуске мотора. Не стоит повторять раз за разом попытки запуска и работу стартера, так как это сокращает срок его службы. После того, как двигатель запустится, ключ зажигания нужно сразу отпустить, для его возвращения из положения «пуск».
Передвигаться на автомобиле с помощью крутящего момента от стартера недопустимо, устройство быстро придет в негодность.
| Характеристика | Описание | Важность для ВАЗ 2106 |
|---|---|---|
| Тип стартера | Редукторный / Безредукторный | Редукторный предпочтительнее для ВАЗ 2106 из-за большей мощности и меньшего потребления тока, особенно зимой. |
| Мощность | От 1.2 кВт до 1.7 кВт | Чем выше мощность, тем легче стартер проворачивает двигатель, особенно при низких температурах и изношенном двигателе. |
| Производитель | КЗАТЭ, БАТЭ, Прамо, СтартВОЛЬТ, Fenox | Выбор проверенных производителей гарантирует надежность и долговечность. |
| Напряжение | 12 В | Стандартное напряжение для бортовой сети ВАЗ 2106. |
| Количество зубьев бендикса | 11 зубьев | Стандартное количество зубьев для ВАЗ 2106. Неправильное количество приведет к несовместимости. |
| Потребляемый ток | От 100 А до 200 А (при запуске) | Меньший ток потребления снижает нагрузку на аккумулятор и проводку. |
| Масса | От 3 кг до 5 кг | Более легкие стартеры (часто редукторные) удобнее в установке и обслуживании. |
| Наличие втягивающего реле | Встроенное | Все современные стартеры для ВАЗ 2106 имеют встроенное втягивающее реле. |
| Совместимость с двигателем | ВАЗ 2101, 2103, 2106, 2121 | Убедитесь, что стартер предназначен именно для классических моделей ВАЗ. |
| Цена | От 3000 до 7000 рублей | Цена зависит от производителя, типа и мощности. Не стоит экономить на качестве. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о стартере на автомобиле ВАЗ 2106:
-
Универсальность конструкции: Стартер на ВАЗ 2106 имеет схожую конструкцию с другими моделями автомобилей ВАЗ, что делает его замену и обслуживание более доступными. Это позволяет владельцам легко находить запчасти и проводить ремонт, даже если у них нет специализированного оборудования.
-
Электрический двигатель: Стартер ВАЗ 2106 работает на основе электродвигателя постоянного тока, который обеспечивает высокую мощность для запуска двигателя. Это позволяет стартеру эффективно работать даже в условиях низких температур, что особенно важно для автомобилей, эксплуатируемых в холодных климатах.
-
Система защиты: В стартере ВАЗ 2106 предусмотрена система защиты от перегрева. При длительном использовании или при попытке запустить двигатель с разряженным аккумулятором стартер автоматически отключается, что предотвращает его повреждение и увеличивает срок службы устройства.
Неисправности стартера и их возможные причины
Проблемы в работе часто возникают из-за усложнений или невозможности запуска двигателя. Это устройство функционирует исключительно в связке с другими системами запуска и зарядки. Следовательно, причиной неисправностей могут быть как электрические, так и механические повреждения, каждая из которых имеет свои характерные черты.
Электрические неполадки
Зачастую сбои в работе вызваны неисправностями электроцепи, которая начинается с АКБ. Основной признак в медленном вращении коленчатого вала в момент запуска двигателя или его отсутствие. Сначала необходимо проверить следующее:
- заряд аккумулятора;
- надёжность «массы» и контактов;
- силовой провод к тяговому реле на предмет повреждений;
- исправность замка зажигания и его контактов.
Если в положении «пуск» не срабатывает реле и ротор не продает признаков жизни, то, возможно, произошло межвитковое замыкание, короткое замыкание на «массу» или обрыв соединения на «массу». Если маховик медленно раскручивается, это также косвенно указывает на электрические неисправности (исключением является зимний период, когда в сильные морозы стартеру трудно крутить промерзший двигатель с загустевшим маслом). Когда стартер начинает характерно щелкать, это может свидетельствовать о неисправности реле, либо разряжен аккумулятор. Если визуально проблемы не выявлены, то устройство необходимо демонтировать для разборки и выявления причин поломки.
Нередко проблема возникает из-за замкнутых пластин контактов, пригорания коллектора, но чаще всего изнашиваются щётки. Поэтому нужно обращать внимание на щёточный узел, выход из строя втягивающего реле и изношенный коллектор ротора.
Механические неполадки
Неисправности могут возникать и по механическим причинам. Обычно такие поломки можно распознать по характерным признакам: двигатель не запускается, коленвал не вращается, хотя стартер функционирует. Это может быть связано с поломкой обгонной муфты (или бендикса), венца маховика или износом шестерни привода.
Основные признаки неисправностей
| Неисправность | Причины |
| Стартер работает, но коленвал не вращается. | Муфта пробуксовывает; сломан рычаг отключения или он соскакивает; сломана буферная пружина; кольцо муфты сильно изношено. |
| При запуске двигателя слышен скрежет и другие посторонние звуки от стартера. | Повреждены зубья шестерен; ослабли крепежные болты; изношены подшипники или их посадочные места на роторе; ослаблено крепление внутри стартера, из-за чего статор и ротор соприкасаются; изношены зубья маховика или шестерни стартера. |
| Двигатель запустился, но стартер продолжает работать. | Изношена пружина муфты, что не позволяет шестерне привода вернуться на место; закисли контакты реле; реле вышло из строя; привод заклинило. |
| Аккумулятор заряжен, но стартер с трудом раскручивает двигатель. | Изношены щетки или подшипник. |
| Механизм не сразу выходит из зацепления с маховиком. | На бендиксе изношены зубья шестерни. |
На последние два пункта стоит обратить внимание, если предыдущие причины не подходят, а стартер продолжает работать ненадлежащим образом. Все эти признаки помогут быстро выявить и устранить неисправность устройства. В большинстве случаев детали подлежат замене, а при серьезных поломках, таких как межвитковое замыкание или повреждение обмотки, рекомендуется приобрести новый агрегат.
Замена стартера на ВАЗ 2106 своими руками
В некоторых случаях ремонт уже нецелесообразен, поэтому его необходимо сменить на новый, а для этого его нужно снять с автомобиля. Сделать это несложно, к тому же понадобится всего один ключ на 13. Болтов крепления всего два.
- После откручивания болтов стартер нужно сдвинуть вправо, потянув его в эту сторону. Так он сместится относительно своего положения, после этого его можно сдвинуть в правую сторону ещё больше.
- После этого стартер нужно повернуть торцевой частью приподняв за левую сторону и извлечь на себя вверх.
- Поднять его нужно так, чтобы силовые провода на контактах вывода обмоток не стали доступны и их можно было бы отсоединить.
- Проводов на стартере два, для отсоединения одного нужно открутить гайку.
- Второй соединяется с помощью клемм «папа-мама» его можно просто отсоединить, потянув за штекер.
Теперь стартер можно полностью извлечь, чтобы заменить или отремонтировать. Установка осуществляется в обратном порядке.
Ремонт стартера: как устранить неисправности
Для выполнения работ потребуется следующий набор инструментов:
- накидные и торцевые ключи (8, 10 и 13);
- отвертки;
- штангенциркуль;
- мультиметр;
- плоскогубцы;
- молоток;
- оправка для установки подшипников;
- смазочные вещества;
- абразивные материалы (наждачная бумага).

В конструкции стартера присутствует множество мелких деталей, поэтому при разборке необходимо быть внимательным, чтобы ничего не потерять.
Чтобы устранить причины неисправностей механизма, его следует разобрать. Процесс выглядит следующим образом:
- в первую очередь необходимо снять тяговое реле, отсоединив провода (открутить гайку ключом на 13) от вывода обмоток;
- снизу откручиваются три крепежных винта реле;
- реле вытягивается, и можно извлечь ротор, сняв пружину;
- теперь можно демонтировать верхнюю защиту стартера, открутив винты крепления кожуха;
- с помощью отверток нужно поддеть стопорное кольцо и снять его вместе с прижимной шайбой;
- ключом на 10 откручиваются два болта, фиксирующих крышку;
- отверткой откручиваются крепежные винты соединительного провода;
- крышка отделяется от корпуса;
- щетки снимаются вместе с пружинами;
- с помощью оправки необходимо выпрессовать задний подшипник, при этом следует быть осторожным, чтобы не повредить корпус;
- плоскогубцами извлекается шплинт;
- снимается заглушка и ротор с вилкой;
- оправкой выпрессовывается подшипник спереди;
- бендикс можно демонтировать (отодвинуть шайбу и с помощью отверток снять стопорное кольцо); в этом процессе нужно быть особенно внимательным, так как кольцо может неожиданно вылететь.

На этом разборка стартера завершена. Далее можно переходить к выявлению повреждений для их устранения. После этого проводится так называемая дефектовка, проще говоря, осмотр каждого элемента механизма.
Дефектовка – визуальный контроль
Когда все детали находятся перед глазами, можно путем осмотра узнать, какая из них подлежит замене.
- Штангенциркулем измеряется высота щёток. Если показатели менее 12 мм, то щётки необходимо заменить.
- Обмотки не должны иметь признаков подгорания, следов повреждений изоляции и других повреждений механического характера.
- Посадка вала якоря без большого люфта. В противном случае потребуется замена всех изношенных элементов.
- Если есть следы пригорания на якоре, их можно удалить мелкозернистой наждачной бумагой.
- Возьмитесь за внутреннюю и наружную обойму подшипника. Так проверяется наличие люфта. При его обнаружении подшипник нужно заменить.
- Зубья на шестерне бендикса без признаков износа, шестерня не должна вращаться в обе стороны, в противном случае деталь нуждается в замене.
- Вилка втягивающего реле без механических повреждений.
При выявлении испорченных деталей ремонту они не подлежат. Потребуется замена на новые комплектующие. Стоят они недорого, а при установке не возникнет трудностей.
Сборка устройства
После того как вы обнаружили и устранили неисправности, заменив изношенные или поврежденные детали на новые, можно приступать к сборке стартера. Обычно порядок сборки является обратным порядку разборки и не вызывает затруднений. Тем не менее, стоит учесть несколько важных моментов:
- обязательно смазывайте подшипники, шестерни и вал ротора;
- после завершения сборки не должно оставаться лишних деталей — это критично;
- щётки должны быть установлены корректно;
- не следует применять чрезмерное усилие при затягивании крепежных элементов.
Когда стартер будет собран, его можно устанавливать на автомобиль. Установка осуществляется в обратном порядке по сравнению с демонтажом. После того как крепёжные гайки будут затянуты, подключите силовые провода, установите воздушный фильтр и подсоедините клеммы к аккумулятору.
В среднем стартер может прослужить до 200 тысяч километров пробега, хотя это довольно редкое явление. Обычно его ресурс составляет около 100 тысяч километров, не более. Тем не менее, срок службы можно увеличить, если регулярно проводить диагностику и своевременно устранять даже незначительные неисправности.
Рекомендуется тщательно изучить технические характеристики стартера, чтобы иметь возможность самостоятельно проводить проверки, выявлять неисправности и выполнять хотя бы минимальные ремонтные работы.
Советы по выбору нового стартера для ВАЗ 2106
Выбор нового стартера для автомобиля ВАЗ 2106 — это важный этап, который требует внимательного подхода. Стартер является ключевым элементом системы запуска двигателя, и его правильный выбор может существенно повлиять на надежность и долговечность автомобиля. Ниже приведены основные аспекты, на которые стоит обратить внимание при покупке стартера.
1. Совместимость с автомобилем
Первое, на что следует обратить внимание, — это совместимость стартера с моделью вашего автомобиля. Для ВАЗ 2106 подходят только определенные модели стартеров, поэтому перед покупкой обязательно проверьте информацию о совместимости. Лучше всего выбирать стартеры, рекомендованные производителем или проверенные другими владельцами данной модели.
2. Тип стартера
Существуют разные типы стартеров, такие как редукторные и обычные. Редукторные стартеры более компактны и эффективны, однако они могут быть дороже. Обычные стартеры проще в конструкции и дешевле, но могут иметь меньшую мощность. Выбор типа стартера зависит от ваших предпочтений и бюджета.
3. Производитель и качество
При выборе стартера важно учитывать производителя. Известные бренды, такие как Bosch, Valeo или другие, обычно предлагают более надежные и качественные продукты. Не стоит экономить на качестве, так как это может привести к частым поломкам и дополнительным расходам на ремонт.
4. Технические характеристики
Обратите внимание на технические характеристики стартера, такие как мощность, напряжение и крутящий момент. Для ВАЗ 2106 стандартный стартер имеет напряжение 12 В и мощность около 1,1 кВт. Убедитесь, что выбранный вами стартер соответствует этим параметрам, чтобы избежать проблем с запуском двигателя.
5. Гарантия и возврат
Перед покупкой уточните условия гарантии на стартер. Надежные производители обычно предлагают гарантию на свои изделия, что свидетельствует о высоком качестве продукции. Также важно узнать условия возврата, если стартер не подойдет или окажется неисправным.
6. Отзывы и рекомендации
Не забывайте изучать отзывы других владельцев ВАЗ 2106 о различных моделях стартера. Это поможет вам получить представление о реальном опыте эксплуатации и выявить возможные недостатки. Рекомендации от знакомых или механиков также могут оказаться полезными при выборе.
В заключение, выбор стартера для ВАЗ 2106 — это ответственный процесс, который требует внимания к деталям. Учитывая все вышеперечисленные аспекты, вы сможете выбрать качественный и надежный стартер, который прослужит вам долго и обеспечит бесперебойную работу вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Какой стартер подходит для ВАЗ 2106?
Стартер 5722. 3708 применяется на авто: ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 21073, 21074, 2121, 2123, Chevrolet Niva. ЗАМЕНЯЕТ с явным превосходством аналогичные изделия той же применяемости и назначения: 2107, 3708-01, 5172, 3708, 35, 3708, 426, 3708.
Какой стартер лучше с редуктором или без?
Давайте подведем итог: редукторный стартер не требует никаких действий по уходу, имеет более высокую мощность по сравнению с обычным, пусковой момент в разы больше, увеличенные характеристики, в том числе и в плане безопасности, а также общий вес данного агрегата в среднем меньше на 48%.
Сколько в среднем стоит ВАЗ 2106?
Сколько стоит ВАЗ (LADA) 2106 во всех регионах? Вы сможете купить ВАЗ (LADA) 2106 во всех регионах от 35 000 до 499 900 ₽. Цена зависит от комплектации и состояния.
Советы
СОВЕТ №1
Перед заменой стартера на ВАЗ 2106 обязательно проверьте аккумулятор. Убедитесь, что он полностью заряжен и исправен, так как слабый аккумулятор может быть причиной проблем со стартером.
СОВЕТ №2
При установке нового стартера используйте качественные крепежные элементы и не забывайте про прокладки. Это поможет избежать попадания грязи и влаги, что продлит срок службы устройства.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте состояние проводов и соединений, ведущих к стартеру. Коррозия или повреждения могут привести к плохому контакту и, как следствие, к сбоям в работе стартера.
СОВЕТ №4
Если стартер не срабатывает, попробуйте постучать по нему легким ударом. Иногда это помогает восстановить контакт в случае заедания щеток. Однако, если проблема повторяется, лучше обратиться к специалисту.



