В статье рассмотрим проблему, с которой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 — стартер не крутит. Разберём основные узлы стартера: бендикс, планетарный редуктор и втягивающее реле, которые могут вызывать неисправности. Читатели узнают, как диагностировать проблему, а также получат пошаговую инструкцию по снятию и ремонту стартера, что поможет избежать затрат на услуги автосервиса и самостоятельно справиться с неисправностью.
Основные узлы стартера ВАЗ 2110
Электростартер автомобиля ВАЗ 2110 представляет собой простой коллекторный двигатель постоянного тока, который получает питание от аккумулятора с высокой емкостью. Мощность этого двигателя остается значительной на любых оборотах. Это свойство коллекторных двигателей эффективно используется в электростартерах. При любой нагрузке на ротор мощность остается неизменной. Однако, если стартер ВАЗ не запускается, необходимо выполнить несколько шагов для выявления неисправности. Основные компоненты электростартера ВАЗ 2110:
- ротор с обмоткой и ламелями;
- статор с обмоткой;
- втулки в задней крышке;
- планетарный механизм, состоящий из трех одинаковых шестерен, которые приводятся в движение ротором электродвигателя;
- втягивающее реле;
- бендикс — механизм, который соединяет ось вращения стартера с венцом маховика двигателя внутреннего сгорания;
- корпус.
Все эти элементы отличаются высокой надежностью, но в случае поломки могут потребовать полной или частичной замены. Например, если стартер не срабатывает, причиной может быть износ щеток. На некоторых моделях электростартера щетки можно заменить, просто выкрутив старые и установив новые.
Однако у некоторых производителей существуют «одноразовые» узлы, что требует пайки. При этом использование олова для пайки крайне нежелательно из-за высокой температуры, которая возникает при работе щеток. Рекомендуется производить сварку медных проводов с помощью высокотокового воздействия.
Неисправности стартера на ВАЗ 2110 могут быть вызваны различными факторами, и эксперты отмечают, что важно проводить диагностику систематически. Первым делом стоит проверить аккумулятор: его заряд и состояние клемм. Часто причиной отказа стартера становится слабый ток, который не позволяет ему запуститься. Далее стоит обратить внимание на проводку и соединения, так как коррозия или повреждения могут привести к потере контакта.
Если с электрикой все в порядке, следует разобрать стартер. В процессе разборки специалисты рекомендуют осмотреть щетки и коллектор на наличие износа. Часто причиной неисправности является также заклинивание втягивающего реле. Важно помнить, что регулярное техническое обслуживание и своевременная замена изношенных деталей помогут избежать серьезных проблем и продлить срок службы стартера.

Бендикс и планетарный редуктор
Конструктивно ротор электрического двигателя постоянного тока отделен от ротора стартера планетарным механизмом, который состоит из солнечной шестерни, имеющей форму круга с зубьями на внутренней стороне. А еще 3 небольших шестерни, вращающиеся внутри солнечной и внутренними зубьями соединенные с последней шестерней, которая связана жестко с валом электродвигателя.
Но такие типы стартеров устанавливаются сравнительно недавно. Старые образцы выполнены без планетарного редуктора и имеют меньшее число оборотов. Это и есть их основной недостаток, несмотря на то, что надежность у них немного выше, так как планетарный механизм довольно быстро способен износиться.
Бендикс электростартера — это механизм, который состоит из 2 основных частей. Ими являются обгонная муфта и шестерня, установленная на ней. Причем обгонная муфта связана с валом стартера при помощи шлицев, завернутых по спирали. Именно по ним происходит передвижение устройства в момент запуска. Если не работает стартер ВАЗ, то нередко причина кроется именно в бендиксе.
Кроме того, на нем установлена вилка — две пластины из металла, которые крепятся на обгонной муфте с двух противоположных точек. Второй край пластин имеет прямоугольную форму. При повороте ключа зажигания втягивающее реле воздействует на эти пластины и перемещается шестерня по валу на спиралевидных шлицах, пока не произойдет сцепление с венцом маховика.
| Признак неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
|---|---|---|
| Стартер не крутит, но слышен щелчок втягивающего реле | Разряжен аккумулятор | Зарядить или заменить аккумулятор |
| Плохой контакт клемм аккумулятора | Очистить клеммы и надежно затянуть | |
| Обрыв или окисление силовых проводов стартера | Проверить провода, зачистить контакты, при необходимости заменить | |
| Неисправность втягивающего реле (подгорели контакты) | Заменить втягивающее реле | |
| Износ щеток стартера | Заменить щетки стартера | |
| Стартер не крутит, щелчков нет | Разряжен аккумулятор | Зарядить или заменить аккумулятор |
| Плохой контакт клемм аккумулятора | Очистить клеммы и надежно затянуть | |
| Обрыв или окисление управляющего провода стартера | Проверить провод, зачистить контакты, при необходимости заменить | |
| Неисправность замка зажигания | Проверить замок зажигания, при необходимости заменить контактную группу | |
| Неисправность втягивающего реле (обрыв обмотки) | Заменить втягивающее реле | |
| Неисправность стартера (обрыв обмотки якоря или статора) | Снять стартер, провести диагностику, при необходимости заменить стартер или его части | |
| Стартер крутит медленно, двигатель не запускается | Разряжен аккумулятор | Зарядить или заменить аккумулятор |
| Плохой контакт клемм аккумулятора | Очистить клеммы и надежно затянуть | |
| Густое моторное масло (в холодную погоду) | Использовать масло с соответствующей вязкостью | |
| Неисправность стартера (износ втулок, межвитковое замыкание) | Снять стартер, провести диагностику, при необходимости заменить втулки или стартер | |
| Стартер крутит, но слышен скрежет или визг | Износ зубьев бендикса или маховика | Заменить бендикс, при необходимости заменить маховик |
| Неисправность бендикса (не выходит из зацепления) | Заменить бендикс | |
| Неисправность втягивающего реле (не отключает бендикс) | Заменить втягивающее реле |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проблемах со стартером на ВАЗ 2110:
-
Частая причина неисправности: Одной из самых распространенных причин, по которой стартер не крутит, является износ щеток. В процессе эксплуатации щетки стартеров могут стираться, что приводит к плохому контакту и, как следствие, к невозможности запуска двигателя. Регулярная проверка и замена щеток могут значительно продлить срок службы стартера.
-
Проблемы с электрикой: Неисправности в проводке, такие как окисление контактов или повреждение проводов, также могут стать причиной того, что стартер не срабатывает. Важно проверять не только сам стартер, но и все соединения, чтобы исключить проблемы с электрической цепью.
-
Тестирование на стенде: Если стартер не крутит, его можно протестировать на специальном стенде. Это позволяет выявить неисправности, такие как короткое замыкание или проблемы с обмотками, которые могут быть не видны при визуальном осмотре. Тестирование на стенде может помочь сэкономить время и деньги на ненужный ремонт или замену.
Втягивающее реле
Втягивающее реле стартера представляет собой простой электромагнит, состоящий из следующих компонентов:
- корпус, выполненный из немагнитного материала;
- якорь, изготовленный из магнитного материала;
- обмотка, размещенная внутри корпуса реле;
- два медных контакта и пластина, соединяющая их.
Принцип функционирования этого устройства достаточно прост. К втягивающему реле подключаются два плюсовых провода: один от аккумулятора, другой — от замка зажигания. При этом напряжение на втором проводе появляется только в тот момент, когда ключ зажигания поворачивается по часовой стрелке до конца. Как только ключ отпускается, напряжение на управляющем проводе исчезает.
Когда напряжение появляется, срабатывает электромагнит, и обмотка внутри корпуса реле оказывается под постоянным напряжением. Это приводит к притяжению якоря из магнитного материала, который воздействует на небольшой шток в нижней части реле. Этот шток жестко соединен с перемычкой, которая при подаче напряжения на управляющий провод замыкает два силовых контакта электростартера.
В то же время происходит перемещение шестерни бендикса относительно вала стартера. В результате этого подается напряжение на обмотки электродвигателя, что приводит к вращению маховика и, соответственно, коленчатого вала двигателя. Таким образом, стартер ВАЗ 2110 функционирует в автомобиле.
Неисправности стартера
Диагностировать неисправность можно буквально по одной попытке запуска. Для этого нужно только повернуть ключ зажигания по часовой стрелке до упора. Прислушайтесь, есть ли какие-то изменения. Если электрический двигатель крутится, соответственно, втягивающее реле срабатывает, то неисправность кроется в планетарном редукторе или в обгонной муфте. Во второй чаще случается поломка. Для ее устранения необходимо произвести замену бендикса.
Если же проблема в планетарных шестернях, потребуется разборка электростартера и подбор аналогичных шестерен. Возможен еще такой случай, при котором после поворота ключа в замке зажигания не следует никаких изменений, даже щелчков втягивающего реле нет. Проверьте наличие напряжения на управляющем выводе реле. Можно даже установить автомобиль на стояночный тормоз, включить нейтральную передачу и, отключив от втягивающего провод управления, подать на него плюс от аккумулятора с помощью отрезка провода.
Если срабатывает электромагнит, то неисправность следует искать в замке зажигания, проводке, предохранителях. Если же нет щелчка, то обмотка электромагнитного реле повреждена. Лучший выход из такой ситуации — это замена втягивающего, хорошо что стоимость у него не очень большая. Еще один случай: срабатывает втягивающее, но стартер не крутится. Причины может быть 2: зависят от того, есть ли напряжение на силовом выводе реле, который соединен с обмоткой электростартера.
- Есть напряжение — неисправность кроется в щеточном узле или в обмотках ротора, статора.
- Нет напряжения — загрязнение контактов внутри втягивающего электромагнитного реле. Для ремонта достаточно будет разобрать его и наждачной бумагой зачистить контакты. Но так как необходимо паять, ремонт стартера усложняется и автовладельцу проще установить новое реле.
Вот так можно проверить стартер ВАЗ: быстро и без полного демонтажа узла. Но если неисправность внутри устройства, нужно будет его снимать и разбирать практически до винтика.
Снятие и разборка электростартера
Для демонтажа стартера вам понадобятся ключи на 13. Установка электростартера осуществляется с помощью трех гаек, которые накручиваются на шпильки. Однако не всегда удобно добраться до них с помощью обычного рожкового или накидного ключа. Если у вас карбюраторная «десятка», то никаких препятствий для снятия не возникнет. В случае инжекторной модели, для удобства лучше снять корпус воздушного фильтра, который крепится на трех резинках к кронштейнам кузова. Не забудьте отключить аккумуляторную батарею, чтобы избежать случайного замыкания стартера.
Перед тем как снять стартер, необходимо выкрутить силовой провод от втягивающего реле и извлечь тонкий управляющий провод. После этого можно приступать к демонтажу узла. Для этого открутите три гайки и потяните корпус стартера в сторону левого колеса. Теперь можно перейти к разборке. Сначала снимите втягивающее электромагнитное реле, открутив два болта, которые его фиксируют к корпусу стартера. Не забудьте отсоединить провод, который подает питание на обмотки; он крепится к контакту реле гайкой с гранями под ключ на 10.
Используя крестовую отвертку, открутите два болта, которые фиксируют щеточный узел к верхней крышке. Ключом на 10 открутите гайки, которые стягивают все части стартера. После этого вы сможете легко разделить все компоненты. Если электрический двигатель будет разобран, вы получите доступ к ротору, щеточному узлу и обмоткам статора. В таком состоянии вы сможете быстро выявить неисправные детали. И если стартер ВАЗ 2110 работает плохо, после капитального ремонта ситуация изменится.
Проверка и диагностика стартера на bench-тестере
Для диагностики стартера автомобиля ВАЗ 2110 одним из наиболее эффективных методов является использование bench-тестера. Этот прибор позволяет проверить работоспособность стартера вне автомобиля, что значительно упрощает процесс выявления неисправностей. Рассмотрим подробнее, как правильно провести проверку стартера на bench-тестере.
Подготовка к тестированию
Перед началом диагностики необходимо выполнить несколько подготовительных шагов:
- Снятие стартера: Для этого отключите аккумулятор, затем отсоедините стартер от креплений и проводов. Убедитесь, что все соединения аккуратно сняты, чтобы избежать повреждений.
- Очистка контактов: Проверьте состояние контактов стартера. Если они загрязнены или окислены, очистите их с помощью специального средства для контактов или наждачной бумаги.
- Подготовка тестера: Убедитесь, что bench-тестер исправен и правильно настроен. Проверьте наличие необходимых кабелей и адаптеров для подключения стартера.
Процедура тестирования
После подготовки можно переходить к тестированию. Процесс включает в себя следующие шаги:
- Подключение стартера: Подключите стартер к bench-тестеру согласно инструкции. Обычно требуется подключить провода к клеммам «+» и «-» стартера и к соответствующим выходам тестера.
- Проверка вращения: Включите тестер и запустите процесс проверки. Обратите внимание на скорость вращения ротора стартера. Нормальная скорость должна составлять около 2000-3000 об/мин. Если стартер вращается медленно или не вращается вовсе, это может указывать на проблемы с обмотками или механическими частями.
- Измерение тока: Во время тестирования также важно измерить ток, потребляемый стартером. Нормальный рабочий ток для стартера ВАЗ 2110 составляет около 100-150 А. Если ток значительно выше или ниже этого значения, это может свидетельствовать о коротком замыкании или обрыве в обмотках.
- Проверка реле и втягивающего: Если стартер не срабатывает, проверьте реле и втягивающее устройство. Для этого можно использовать отдельный тестер или проверить их работоспособность, подключив напрямую к источнику питания.
Анализ результатов
После завершения тестирования проанализируйте полученные результаты:
- Если стартер работает нормально: Это может указывать на проблемы в электрической цепи автомобиля, такие как плохие соединения или неисправный аккумулятор.
- Если стартер не работает: В этом случае необходимо провести дальнейшую диагностику, включая проверку обмоток, механических частей и других компонентов стартера.
Заключение
Проверка стартера на bench-тестере является важным этапом в диагностике неисправностей. Этот метод позволяет быстро и точно определить состояние стартера и выявить возможные проблемы, что в дальнейшем поможет избежать дорогостоящего ремонта и сэкономить время.
Вопрос-ответ
Почему не крутится стартер ВАЗ 2110?
Произойти это может по причине подгорания контактов (народное название которых — пятаки), заклинивания якоря по причине попадания грязи или возникновения коррозии, либо если пробита обмотка статора.
Почему не крутит стартер, хотя аккумулятор заряжен?
Это может быть обрыв основного провода, соединяющего аккумулятор со стартером, либо повреждение изоляции, например, по причине окисления или действия высоких температур. В таком случае даже заряженный аккумулятор не будет крутить стартер.
Где находится предохранитель стартера на ВАЗ 2110?
Где находится предохранитель стартера на ВАЗ 2110? Предохранитель стартера находится в монтажном блоке под капотом. Обычно он помечен как «F5» или «F6» в зависимости от года выпуска.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как приступить к разборке стартера, убедитесь, что аккумулятор отключен. Это предотвратит случайное замыкание и обеспечит вашу безопасность во время работы.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние проводов и соединений. Часто проблемы со стартером могут быть вызваны корродированными или ослабленными контактами. Проверьте все соединения и при необходимости очистите или затяните их.
СОВЕТ №3
При разборке стартера используйте качественные инструменты и следуйте инструкции по ремонту. Это поможет избежать повреждений деталей и упростит процесс сборки. Не забудьте сделать фотографии или заметки о порядке сборки.
СОВЕТ №4
После завершения ремонта обязательно протестируйте стартер перед установкой на автомобиль. Это позволит убедиться, что все неисправности устранены и стартер работает корректно.

