Стартер ВАЗ 2105 — важный элемент системы запуска автомобиля. Его поломка может вызвать серьезные проблемы с эксплуатацией. В статье рассмотрим основные причины неисправностей стартера и предоставим пошаговые инструкции по его замене и ремонту. Эти знания помогут владельцам ВАЗ 2105 сэкономить на ремонте и самостоятельно решать возникающие проблемы.
Причины неисправности агрегата
Ремонт стартера ВАЗ 21053 можно выполнить самостоятельно или обратиться к специалистам, если возникают проблемы с различными компонентами. Реле включения может не срабатывать (в результате стартер не крутит) по следующим причинам:
- разряженный аккумулятор,
- окисление проводов или слабое соединение наконечников,
- короткое замыкание в обмотке реле стартера ВАЗ,
- разрыв электрической цепи,
- заедание якоря.
Частое срабатывание стартера ВАЗ 2105 и его отключение могут быть вызваны следующими факторами:
- разряженный аккумулятор,
- сильное окисление проводов,
- обрыв или короткое замыкание в обмотке.
Если стартер не вращается, необходимо его разобрать. Ключевым моментом является проверка реле включения ВАЗ 21053. Для этого нужно установить прокладку между кольцом и шестерней толщиной 12,8 мм. После этого включается реле стартера. Нормальным значением напряжения считается 9 В при температуре (20±5) °С. Если измеренные значения не соответствуют норме, реле стартера ВАЗ 2105 следует заменить на новое.
Если ваш автомобиль оборудован стартером СТ-221 с однообмоточным тяговым реле, необходимо проверить силу потребляемого тока. Этот показатель не должен превышать 23 А.
Если стартер не вращается или его механические характеристики отклоняются от нормы, возможно, сломалось реле включения ВАЗ 21053 или вышел из строя якорь — все это указывает на необходимость ремонта. При проверке механических характеристик следует выполнить следующие действия.
- С помощью динамометра измерьте давление пружин на щетки. Для новых агрегатов этот показатель должен составлять 9,8±0,98 Н. Если для изношенных деталей он достигает 12 мм, их следует заменить новыми.
- Проверьте, насколько свободно перемещается привод стартера ВАЗ 2105 по шлицевому концу. Важно, чтобы он четко возвращался из рабочего положения в исходное под воздействием пружины якоря реле включения.
- При повороте шестерни к якорю последний элемент должен оставаться на своем месте.
Эксперты отмечают, что поломка стартера на ВАЗ 2105 является одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются владельцы данного автомобиля. Основными признаками неисправности являются трудности с запуском двигателя, щелчки при повороте ключа зажигания и отсутствие реакции на команды. Часто причиной сбоя служат износ щеток, повреждение обмотки или проблемы с аккумулятором. Специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние стартера и его компонентов, а также следить за уровнем заряда аккумулятора. При первых признаках неисправности лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать более серьезных поломок и обеспечить надежную работу автомобиля в будущем.

Правила замены стартера
Когда не крутит стартер либо реле стартера вышло из строя, потребуется заменить данные детали. Процесс замены стартера проводится с помощью ключа на «10». Им отворачивается нижний болт, который крепит теплозащитный щиток. Ключом на «13» скручивают гайки крепления щитка, после чего он снимается. С помощью этого же ключа откручиваются болты фиксации стартера. Стартер ВАЗ 2105 сдвигается вперед. Далее колодка отсоединяется от вывода реле тяги. После отключения проводов от последнего агрегата к аккумулятору демонтируется основная деталь.
Новое оборудование монтируется в обратном порядке. При установке большое внимание нужно уделить надежной фиксации провода питания реле стартера ВАЗ 21053. Сложным процессом считается разборка данного агрегата. Для этого потребуются ключи на «13» и на «10». После отворота 3 винтов снимается реле стартера. Из корпуса детали вытаскиваются шток и пружина. Для последующей разборки стартера применяется крестообразная отвертка. С ее помощью отворачиваются винты и снимается крышка. Состояние щеток можно проверить после их демонтажа.
При разборе рассматриваемой детали особое внимание уделяется изоляции свободных выводов обмотки. После снятия стопорного кольца потребуется демонтировать изоляционные трубки. Одновременно визуально проверяется состояние всех обмоток и коллектора ВАЗ 2105. Если последний элемент незначительно нагревается, пластины зачищаются с помощью шлифовальной шкурки. В случае сильного нагревания заменяется якорь.
Следующий шаг заключается в демонтаже резинового уплотнителя и снятии регулировочной шайбы. Сборочный процесс предусматривает установку этого элемента на его место. Якорь снимается вместе с приводом. При снятии рычага нужно учесть, что шестерня должна свободно вращаться в определенную сторону. Изношенная деталь заменяется новой.
Сборка узла осуществляется в обратной последовательности. Ограничитель надевается на вал в сторону кольца стопора. Для этого используются молоток и ключ на «14». Важным моментом является выдувание пыли из стартера ВАЗ 21053. Для смазки деталей применяется «Литол-24» либо смазка №158. Моторным маслом смазываются следующие детали:
- подшипник,
- втулка,
- шлицы якоря,
- ступица.
Автомеханики рекомендуют перед сборочным процессом вставить болты в нужные отверстия. При изоляции первого болта соответствующая труба надевается на тот элемент, который касается медной шины. Проблему, из-за которой не крутит стартер, рекомендуется решать в кротчайшие сроки.
| Признак неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
|---|---|---|
| Стартер не крутит или крутит медленно | Разряжен аккумулятор | Зарядить аккумулятор, проверить генератор |
| Стартер щелкает, но не крутит | Неисправно втягивающее реле | Заменить втягивающее реле |
| Стартер крутит, но двигатель не заводится | Неисправен бендикс | Заменить бендикс |
| Стартер крутит, но слышен скрежет | Износ зубьев маховика или бендикса | Заменить маховик или бендикс |
| Стартер крутит, но сильно греется | Короткое замыкание в обмотках стартера | Заменить стартер |
| Стартер не отключается после запуска двигателя | Залипание контактов втягивающего реле | Заменить втягивающее реле |
| Стартер издает посторонние шумы (скрежет, стук) | Износ подшипников, втулок, шестерен | Перебрать стартер, заменить изношенные детали |
| Стартер не реагирует на поворот ключа | Обрыв цепи питания стартера, неисправность замка зажигания | Проверить проводку, замок зажигания |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о поломке стартера на ВАЗ 2105:
-
Типичные причины поломки: Одной из самых распространенных причин поломки стартера на ВАЗ 2105 является износ щеток и коллекторов. Эти детали подвержены значительному трению и нагреву, что может привести к их быстрому выходу из строя. Регулярная проверка и замена этих компонентов могут значительно продлить срок службы стартера.
-
Электрические проблемы: Поломка стартера может быть связана не только с самим устройством, но и с электрической системой автомобиля. Плохие контакты, коррозия на клеммах или проблемы с аккумулятором могут привести к тому, что стартер не будет получать достаточное напряжение для запуска двигателя. Это подчеркивает важность регулярного обслуживания электрической системы.
-
Самостоятельный ремонт: Многие владельцы ВАЗ 2105 предпочитают самостоятельно ремонтировать стартер, так как его конструкция достаточно проста и доступна для понимания. Существуют множество руководств и видеоуроков, которые помогают в диагностике и ремонте, что делает этот процесс доступным даже для начинающих автолюбителей.

Диагностика неисправностей стартера
Диагностика неисправностей стартера автомобиля ВАЗ 2105 является важным этапом в процессе обслуживания и ремонта. Стартер – это устройство, отвечающее за запуск двигателя, и его неисправности могут привести к серьезным проблемам с эксплуатацией автомобиля. Для того чтобы правильно определить причину поломки, необходимо учитывать несколько факторов.
Первым шагом в диагностике является визуальный осмотр стартера и его соединений. Необходимо проверить наличие коррозии на клеммах, повреждений проводов и креплений. Часто причиной неисправности может стать плохой контакт, который можно устранить, очистив клеммы и затянув соединения.
Следующим этапом является проверка аккумулятора. Низкий уровень заряда или неисправный аккумулятор могут привести к тому, что стартер не будет получать достаточное напряжение для работы. Для проверки аккумулятора можно использовать мультиметр, измерив напряжение на клеммах. В норме оно должно составлять около 12.6 В при выключенном двигателе и 13.7-14.7 В при работающем.
Если с аккумулятором все в порядке, следует проверить реле стартера. Это устройство отвечает за подачу напряжения на стартер. Для проверки реле можно использовать тестер, который поможет определить, срабатывает ли оно при попытке запуска двигателя. Если реле не срабатывает, его необходимо заменить.
Далее стоит проверить сам стартер. Для этого можно выполнить его демонтаж и провести тестирование на bench-тестере. Это позволит определить, работает ли стартер должным образом, и выявить возможные внутренние неисправности, такие как износ щеток, повреждение обмоток или заклинивание якоря.
Кроме того, стоит обратить внимание на механическую часть стартера. Иногда причиной неисправности может стать заклинивание втягивающего реле или повреждение шестерни. В этом случае необходимо произвести очистку и смазку механизма, а также заменить поврежденные детали.
Важно помнить, что диагностика стартера должна проводиться последовательно, начиная с простых проверок и заканчивая более сложными. Это поможет избежать ненужных затрат на замену исправных деталей и ускорит процесс выявления настоящей причины поломки. При отсутствии опыта в диагностике и ремонте лучше обратиться к специалистам, которые смогут быстро и качественно решить проблему с стартером вашего автомобиля ВАЗ 2105.
Вопрос-ответ
Почему стартер щелкает, но не крутит ВАЗ 2105?
Подгорели контакты втягивающего реле. Характерный симптом — слышен щелчок, но стартер не крутит. Это значит, что якорь втягивается, но силовые контакты, подающие ток, не замыкаются или замыкаются слабо. Это может быть подгар контактов из-за искрения.
Как понять, что умерли щетки стартера?
Как понять, что пора менять щетки стартера? Есть целый ряд признаков неисправности щеток: запах гари, слабые обороты, механизм не вращается после поворота ключа, во время работы появилось потрескивание, хруст и т. д.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как приступать к диагностике стартера, убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен. Низкое напряжение может привести к неправильной работе стартера, что может создать ложное впечатление о его поломке.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние проводов и соединений, идущих к стартеру. Коррозия или ослабленные контакты могут стать причиной проблем с запуском. Если вы заметили повреждения, замените провода или подтяните соединения.
СОВЕТ №3
Если стартер не срабатывает, попробуйте постучать по нему легким ударом. Иногда это помогает восстановить контакт внутри устройства. Однако, если проблема повторяется, лучше обратиться к специалисту для более глубокой диагностики.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулярном обслуживании автомобиля. Замена масла и фильтров, а также проверка электрической системы помогут избежать проблем со стартером и другими компонентами автомобиля в будущем.


