Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Специфические черты тормозной системы ВАЗ 2108

Тормозная система ВАЗ 2108 — ключевой элемент безопасности, обеспечивающий надежное замедление и остановку автомобиля. В статье рассмотрим устройство тормозной системы, ее особенности, типичные неисправности и способы их устранения. Также обсудим замену задних барабанных тормозов на дисковые, установку вакуумного усилителя и прокачку тормозов. Эта информация полезна владельцам ВАЗ 2108 и автолюбителям, желающим улучшить характеристики тормозной системы.

Схема тормозной системы ВАЗ 2108 и её особенности

На автомобиле ВАЗ 2108 предусмотрены две тормозные системы:

  • рабочая;
  • стояночная.

Рабочая система отвечает за замедление и остановку машины во время движения, в то время как стояночная фиксирует автомобиль на месте. В качестве рабочей системы на ВАЗ 2108 используется двухконтурная тормозная система. Один контур отвечает за торможение левого переднего и правого заднего колеса, а другой — за правое переднее и левое заднее колесо. Это решение обеспечивает высокую курсовую устойчивость автомобиля даже в случае отказа одного из контуров. Таким образом, ни одна из сторон не остается без тормозящего колеса, что является критически важным для безопасной эксплуатации ВАЗ 2108.

Тормозная система ВАЗ 2108 демонстрирует значительное преемство от тормозов заднеприводных моделей. Они зарекомендовали себя как надежные в условиях эксплуатации в России. Замена дисковых задних тормозов итальянского прототипа Fiat 124 на барабанные была признана оправданной, так как последние лучше подходят для отечественных условий. В отличие от первых моделей, тормоза ВАЗ 2108 оснащены вакуумным усилителем и регулятором давления в цилиндрах задних колес.

Принцип работы тормозов ВАЗ 2108 следующий:

  1. Для остановки автомобиля водитель нажимает на педаль тормоза правой ногой.
  2. Рычажная система передает усилие на вакуумный усилитель.
  3. Вакуумный усилитель, используя разреженный воздух из картере двигателя, передает усилие на главный тормозной цилиндр.
  4. Главный тормозной цилиндр распределяет давление между двумя диагональными гидроконтурными системами.

В каждом из диагональных контуров давление передается по трубопроводам на передние дисковые и задние барабанные тормоза. Давление на задние тормоза регулируется через двухконтурный регулятор давления, который увеличивает тормозное усилие при увеличении нагрузки на заднюю ось.

Стояночный тормоз ВАЗ 2108 работает на основе тросового привода и связан с тормозами задних колес. Он активируется с помощью рычага с фиксирующей трещоткой, который расположен под правой рукой водителя, рядом с его сиденьем.

Эксперты отмечают, что тормозная система ВАЗ 2108 обладает рядом специфических черт, которые делают её уникальной среди автомобилей своего класса. Во-первых, стоит выделить использование дисковых тормозов на передней оси, что обеспечивает более эффективное торможение и лучшую теплоотдачу по сравнению с барабанными системами. Это особенно важно при интенсивной эксплуатации автомобиля.

Кроме того, система оснащена вакуумным усилителем, что значительно облегчает усилие на педали тормоза, повышая комфорт водителя. Однако, как подчеркивают специалисты, конструкция тормозной системы ВАЗ 2108 требует регулярного обслуживания, так как износ компонентов может привести к снижению эффективности торможения.

Также стоит отметить, что система имеет свои особенности в настройках и регулировках, что может потребовать от механиков определенных знаний и навыков. В целом, тормозная система ВАЗ 2108 демонстрирует баланс между простотой конструкции и эффективностью, что делает её надежным выбором для владельцев данного автомобиля.

Основные неисправности и варианты ремонта тормозов

Самая лучшая починка — это профилактика. При эксплуатации ВАЗ 2108 необходимо строго соблюдать регламентные сроки обслуживания тормозной системы. Это касается фрикционных накладок передних дисковых и задних барабанных тормозов. Полный износ фрикционных накладок угрожает неожиданным отказом тормозов в экстремальной ситуации. Периодически проверяйте состояние накладок, контролируйте уровень их износа, заменяйте при необходимости.

Тщательно следите за тормозами ВАЗ 2108 с точки зрения утечки жидкости сквозь изношенные прокладки и сальники. Сверхнормативный износ герметизирующих элементов чреват риском недостаточного усилия в тормозных цилиндрах, провалом педали при движении ВАЗ 2108, увеличением тормозного пути. Всё это создаёт очень серьёзные риски. Тормоза — одна из критически важных систем обеспечения безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

Характеристика Описание Особенности
Тип тормозной системы Двухконтурная, диагональная Обеспечивает сохранение частичной работоспособности при отказе одного контура.
Передние тормоза Дисковые, вентилируемые Улучшенное охлаждение, более эффективное торможение по сравнению с невентилируемыми.
Задние тормоза Барабанные Простота конструкции, низкая стоимость, достаточная эффективность для задней оси.
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) Двухсекционный Разделяет тормозную жидкость по контурам, повышая безопасность.
Вакуумный усилитель тормозов Есть Снижает усилие на педали тормоза, облегчая управление.
Регулятор давления задних тормозов («колдун») Есть Предотвращает преждевременную блокировку задних колес при интенсивном торможении, особенно при неполной загрузке.
Стояночный тормоз Механический, на задние колеса Приводится в действие тросом, блокирует задние колеса.
Тормозные магистрали Металлические и резиновые шланги Металлические для основной части, резиновые для подвижных соединений.
Тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4 Гигроскопична, требует периодической замены.
Особенности конструкции Отсутствие ABS (в большинстве модификаций) Требует от водителя навыков импульсного торможения для предотвращения блокировки колес.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о тормозной системе ВАЗ 2108:

  1. Дисковые тормоза спереди и барабанные сзади: ВАЗ 2108 был одним из первых автомобилей в СССР, который получил дисковые тормоза на передней оси. Это обеспечивало более эффективное торможение и лучшую управляемость по сравнению с традиционными барабанными тормозами, которые использовались на задней оси.

  2. Система антиблокировки (ABS): На некоторых модификациях ВАЗ 2108 устанавливалась система ABS, что было довольно редким явлением для автомобилей того времени. Эта система предотвращала блокировку колес при торможении, что повышало безопасность и устойчивость автомобиля на скользких дорогах.

  3. Регулировка тормозного усилия: В тормозной системе ВАЗ 2108 использовалась возможность регулировки тормозного усилия на задних колесах. Это позволяло адаптировать работу тормозов в зависимости от нагрузки автомобиля, что улучшало его тормозные характеристики и увеличивало срок службы тормозных компонентов.

Замена тормозных трубок

Трубопроводы тормозной системы ВАЗ 2108 состоят из двух основных компонентов:

  • армированные резиновые шланги;
  • металлические трубки.

Оба типа элементов не подлежат ремонту и требуют замены в случае неисправности. Если трубопровод начинает течь во время движения, его можно временно заизолировать несколькими слоями изоленты, но это лишь для того, чтобы доехать до сервиса и заменить поврежденный элемент. Будьте осторожны при покупке шлангов у ненадежных продавцов, так как на рынке встречается множество некачественных подделок. Рекомендуется приобретать запасные части в официальных магазинах и автосервисах.

Некоторые владельцы ВАЗ 2108 предпочитают заменять подверженные коррозии стальные трубки на более надежные медные. Для этого отрезают медную трубку нужной длины, развальцовывают концы и устанавливают на место оригинальных. Коррозионная стойкость такого трубопровода значительно увеличивается, однако целесообразность таких затрат остается предметом обсуждения.

Замена тормозных дисков

При торможении ВАЗ 2108 происходит трение фрикционных накладок о тормозной диск переднего колеса. Температура в пятне контакта может достигать 800 градусов Цельсия. При этом интенсивно изнашиваются не только накладки, но и сам диск. Время от времени его приходится менять.

Минимальное нормативное значение толщины тормозного диска ВАЗ 2108 составляет 10,8 мм. Замер производится при помощи штангенциркуля при снятом колесе. Замерять толщину диска следует в трёх — четырёх местах, проворачивая ступицу вокруг своей оси. Минимальное значение толщины должно превышать нормативное значение. Если диск ВАЗ 2108 тоньше, чем должен быть, замените его.

Порядок выполнения работ следующий.

  1. Открутите два винта крепления тормозного суппорта к поворотному кулаку.
  2. Не отсоединяя шланг, зафиксируйте суппорт, подвесив его при помощи подходящего куска проволоки к пружине амортизаторной стойки.
  3. Сбрызните жидкостью WD-40 штифты крепления тормозного диска к ступице.
  4. Дайте постоять 15 минут и отверните штифты.
  5. Осторожно поколачивая диск киянкой изнутри наружу, демонтируйте его.

Новый диск устанавливается на ВАЗ 2108 в порядке, строго обратном описанному.

Замена регулятора давления

Поломка регулятора давления задних тормозов на ВАЗ 2108 проявляется в повышенной склонности автомобиля к заносу при торможении на ровной сухой дороге. В случае неисправности регулятора рекомендуется произвести его замену целиком. Ремонт данного устройства в условиях домашнего гаража может быть весьма сложным, а тормоза играют ключевую роль в обеспечении безопасности. Если вы решили заняться ремонтом тормозной системы самостоятельно, но не обладаете достаточным опытом и квалификацией, лучше всего заменить регулятор на новый. Не стоит разбирать его, чтобы избежать проблем с тормозами.

Замена регулятора может быть выполнена на яме или эстакаде. Следуйте приведённой ниже инструкции:

  1. С помощью отвертки приподнимите скобу серьги рычага привода регулятора, извлеките рычаг из отверстия и снимите скобу с рычага.
  2. Открутите штуцеры шлангов гидропривода от корпуса регулятора и снимите шланги.
  3. Закройте штуцеры трубопроводов, чтобы предотвратить вытекание жидкости.
  4. Открутите два винта, крепящих регулятор к кронштейну.
  5. Снимите регулятор.

Установите новый регулятор в обратном порядке.

Установка задних дисковых тормозов

Со времён ВАЗ 2101 «копейка» передние тормоза Жигулей дисковые, а задние — барабанные. Решение об использовании такой комбинации объясняется особенностями отечественных дорог и бездорожья. Более привычные для нашего автолюбителя барабанные тормоза во второй половине шестидесятых, когда разрабатывались первые модели Жигулей, демонстрировали значительно большую ходимость, чем принятые в Европе дисковые. С тех пор технологии ушли далеко вперёд, и ресурс дисковых тормозов существенно вырос. А преимущества по эффективности торможения за ними осталось. Если вас не смущает перспектива чаще менять фрикционные накладки и тормозные диски, тюнинг тормозов ВАЗ 2108, состоящий в замене барабанов на диски, имеет свой смысл.

Если у вас есть надлежащий опыт и соответствующее оборудование, такую замену вы можете выполнить своими руками на собственный страх и риск. Имейте в виду, что техосмотр без взятки вам пройти не удастся. Такая модернизация не предусмотрена конструкцией ВАЗ 2108 и, соответственно, запрещена. Что нельзя, то нельзя — это вопрос безопасности, и не только вашей.

Если вы всё же решились на замену, имейте в виду, что диаметр дисков задних тормозов следует выбирать на 2–3 см меньше, чем диаметр передних. Если передние тормоза имеют диск диаметром 13 дюймов, то для задних надлежит использовать диск диаметром 12 дюймов. В противном случае ВАЗ 2108 приобретает склонность к заносу при торможении даже на сухой дороге с твёрдым покрытием. Особенно при мало нагруженной задней оси.

Не пытайтесь выточить тормозной диск самостоятельно. Даже если вы токарь-станочник, в частном гараже вы не найдёте профессионального оборудования неразрушающего контроля. Речь идёт о безопасности, лучше не рискуйте. В автомобильных магазинах можно купить готовые к установке комплекты дисков для ВАЗ 2108, включающие новый фланец и специальную проставку, для согласования размеров ступицы, диска из суппорта.

Замена дисковых тормозов на ВАЗ 2108 R13 на R14Замена дисковых тормозов на ВАЗ 2108 R13 на R14

Демонтаж барабанного тормоза выполняется при снятом колесе.

Порядок действий Тонкости
Открутите гайку крепления троса привода стояночного тормоза, выверните болты крепления барабана. Если барабан прикипел и не снимается, обстучите его лёгкими ударами со всех сторон, и снимите.
Отсоедините две направляющие и одну стяжную пружины. Снимите колодки и корпус старого тормоза, затем шланг и заглушите его. Демонтируйте тормозной цилиндр. Снимите ступицу и фланец рычага подвески. Фланец не следует использовать повторно. Если в наборе с дисковыми тормозами он не был поставлен, приобретите его отдельно.
Монтаж дисковых тормозов ВАЗ 2108 начните с того, что установите на фланец ступицу с диском. Для этого вам понадобятся болты на 5 мм длиннее прежних.

Установите тормозные колодки. Выньте заглушку, подсоедините шланг гидропривода. Зафиксируйте трос стояночного тормоза в соответствующем кронштейне.

После завершения монтажа тормозов на оба задних колеса прокачайте тормозную систему для удаления запущенного в неё при выполнении работ воздуха.

Целесообразность установки вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель значительно улучшает удобство управления автомобилем ВАЗ 2108. Он снижает усилие на тормозной педали, необходимое для остановки машины. Все современные автомобили, как отечественные, так и зарубежные, оснащены вакуумными усилителями. В настоящее время трудно представить автомобиль без этого важного компонента.

Усилитель соединён с главным тормозным цилиндром и устанавливается на щите, который разделяет моторный отсек и салон ВАЗ 2108. Он подключается к картеру двигателя с помощью гибкого шланга, который обеспечивает подачу разреженного воздуха, необходимого для его работы. Явным признаком неисправности усилителя является увеличение усилия на тормозной педали, что приводит к снижению эффективности торможения.

Продолжать движение с неисправным усилителем крайне опасно. Можно осторожно доехать до ближайшего автосервиса. Если шланг треснул, его можно временно замотать изолентой. Если замена повреждённого шланга и обратного клапана не помогла, потребуется замена всего агрегата.

Работы по демонтажу усилителя выполняются в следующем порядке:

  1. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора, чтобы обесточить электросистему.
  2. Отсоедините колодку проводов от крышки бачка гидросистемы, расположенной на корпусе главного тормозного цилиндра.
  3. Извлеките пассатижами палец толкателя усилителя со стороны салона и отсоедините толкатель.
  4. Отсоедините шланг, который идёт к картеру двигателя.
  5. Открутите две гайки, крепящие главный тормозной цилиндр.
  6. Отведите цилиндр от корпуса усилителя, оставив его висящим на металлических трубках гидросистемы.
  7. Выкрутите четыре гайки, фиксирующие кронштейн усилителя к моторному щиту, и аккуратно снимите усилитель.
  8. Открутите две гайки, фиксирующие усилитель на кронштейне, и разъедините кронштейн с усилителем.

Установите новый вакуумный усилитель ВАЗ 2108 в обратном порядке.

Последовательность прокачки тормозов

Удаление воздуха из гидросистемы тормозов автомобиля ВАЗ 2108 (так называемая прокачка) является необходимым завершающим этапом их ремонтных работ на гидросистеме тормозов. О наличие воздуха в системе гидропривода свидетельствует своеобразное поведение педали тормоза ВАЗ 2108. При первом нажатии педаль ведёт себя мягко, сопротивляется нажатию слабо, проваливается глубоко. При нескольких последовательных нажатиях она становится жёстче, её ход уменьшается. Такое поведение свидетельствует о необходимости прокачать гидросистему.

К работе привлеките помощника. Попросите его сесть на водительское место и по вашей команде последовательно нажимать педаль газа. Перед началом работ убедитесь, что количество жидкости в бачке гидросистемы находится на максимальной отметке. Если нет, долейте жидкость. Приготовьте прозрачную полуторалитровую бутылку до половины заполненную тормозной жидкостью и гибкий шланг длиной 70 см и диаметром, подходящим к штуцерам тормозных цилиндров автомобиля.

Последовательность ваших действий.

снятие и замена тормозного барабана ваз 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115снятие и замена тормозного барабана ваз 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115

  1. Наденьте шланг на штуцер цилиндра левого заднего колеса. Опустите шланг в бутылку с тормозной жидкостью.
  2. Попросите помощника накачать систему: последовательно нажимать на тормоз до фиксации педали.
  3. Немного открутите штуцер. Потихоньку выпускайте тормозную жидкость с пузырьками, пока помощник не даст знать, что педаль провалилась.
  4. Попросите его снова накачать систему.
  5. Снова немного открутить штуцер, выпускайте жидкость с пузырьками до провала педали.
  6. Повторяйте эти действия, пока в вытекающие из гидросистемы жидкости присутствуют пузырьки.

Гидросистема ВАЗ 2108 двухконтурная. Каждый контур входят два колеса, расположенные по диагонали автомобиля. Это специально сделано для обеспечения безопасной остановки, даже при отказе одного контура. Поэтому прокачивать гидросистему следует, переходя от колеса к колесу по диагонали.

Последовательно прокачайте гидросистему:

  • левого заднего;
  • правого переднего;
  • правого заднего;
  • левого переднего колеса.

При этом постоянно проверяйте достаточность количества тормозной жидкости в бачке гидросистемы. Если нужно — доливайте.

Тормоза — одна из самых ответственных систем в автомобиле. Если вы не смогли разогнаться, ничего фатального не произойдёт. А вот если не сумели вовремя остановиться, последствия могут быть самыми плачевными. Можете пострадать вы сами, ваши пассажиры, водители и пассажиры других автомобилей, пешеходы. Будьте очень осторожны. Соблюдайте периодичность регламентных работ на ВАЗ 2108, следите за уровнем тормозной жидкости, периодически проводите осмотр элементов тормозов. И ваш ВАЗ 2108 вас не подведёт.

Установка задних дисковых тормозов на ВАЗ!Установка задних дисковых тормозов на ВАЗ!

Обслуживание и уход за тормозной системой ВАЗ 2108

Обслуживание тормозной системы ВАЗ 2108 является важной частью общего ухода за автомобилем, так как от ее состояния зависит безопасность как водителя, так и пассажиров. Регулярная проверка и замена компонентов тормозной системы помогут избежать серьезных неисправностей и продлить срок службы автомобиля.

Первым шагом в обслуживании тормозной системы является регулярная проверка уровня тормозной жидкости. Тормозная жидкость должна находиться на уровне, указанном на резервуаре. Если уровень жидкости низкий, это может указывать на утечку, что требует немедленного внимания. Рекомендуется использовать только ту тормозную жидкость, которая соответствует спецификациям производителя, чтобы избежать повреждения системы.

Следующим важным аспектом является проверка состояния тормозных колодок и дисков. Тормозные колодки должны быть заменены, если их толщина меньше 3 мм. Износ тормозных дисков также следует контролировать, так как их поверхность может стать неровной, что приведет к ухудшению тормозных характеристик. При необходимости тормозные диски можно отшлифовать или заменить.

Не менее важным является осмотр тормозных шлангов и трубок на наличие трещин, изломов или других повреждений. Поврежденные шланги могут привести к утечке тормозной жидкости и, как следствие, к потере тормозной эффективности. Все соединения должны быть надежными и не иметь коррозии.

Также стоит обратить внимание на состояние тормозного цилиндра. Если вы заметили утечки жидкости или изменения в работе тормозов, это может указывать на необходимость замены тормозного цилиндра. Регулярная проверка и, при необходимости, замена уплотнительных колец помогут избежать проблем с герметичностью системы.

Не забывайте о необходимости прокачки тормозов после замены тормозной жидкости или компонентов системы. Это поможет удалить воздух из системы и восстановить ее эффективность. Процесс прокачки можно выполнить самостоятельно, но для достижения наилучших результатов рекомендуется обратиться к специалистам.

В заключение, регулярное обслуживание тормозной системы ВАЗ 2108 включает в себя проверку уровня тормозной жидкости, состояния тормозных колодок и дисков, осмотр шлангов и цилиндров, а также прокачку системы. Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить надежную работу тормозов и безопасность на дороге.

Вопрос-ответ

Как понять, что в системе тормозов есть воздух?

Признаками появления воздуха в тормозной системе может быть снижение эффективности торможения. При закипании в тормозной жидкости образуются пузырьки воздуха, и при нажатии на педаль тормоза часть жидкости переливается в резервный бачок, а оставшаяся не может создать достаточного давления. В результате тормозная педаль.

Трубка тормозная Магистральная ваз 2108 длина?

Описание: трубка тормозная магистральная левая, используется на автомобилях ВАЗ 2108-09. Длина трубки составляет 334 см.

Из чего состоят задние тормоза ВАЗ 2108?

Он состоит из рычага, регулировочной тяги, уравнителя, двух тросов, рычага привода колодок и распорной планки. Ход рычага после регулировки должен составлять 4–5 зубцов сектора, в эксплуатации — не более 8.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом работы с тормозной системой ВАЗ 2108 обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации автомобиля. Это поможет вам лучше понять конструкцию и особенности тормозов, а также избежать ошибок при ремонте или обслуживании.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте состояние тормозной жидкости. Уровень жидкости должен быть в пределах нормы, а сама жидкость — чистой и прозрачной. Загрязненная или старая тормозная жидкость может привести к ухудшению работы тормозов.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на состояние тормозных колодок и дисков. Регулярно проверяйте их на износ и заменяйте при необходимости. Это не только повысит безопасность, но и улучшит эффективность торможения.

СОВЕТ №4

При замене компонентов тормозной системы используйте только качественные запчасти, рекомендованные производителем. Это обеспечит надежность и долговечность работы тормозов, а также снизит риск возникновения неисправностей.

Ссылка на основную публикацию
Похожее