Генератор ВАЗ 2108 — важный элемент электрооборудования, обеспечивающий зарядку аккумулятора и работу электрических систем. В статье рассмотрим процесс ремонта генератора: демонтаж, разборка, выявление неисправностей и сборка. Понимание работы устройства и умение проводить обслуживание помогут сэкономить на ремонте и продлить срок службы автомобиля.
Принцип работы устройства и его схема
Электрогенератор служит независимым источником энергии для любого автомобиля и обеспечивает постоянную подзарядку аккумулятора. В случае его неисправности или износа аккумулятор перестает получать необходимую энергию, что приводит к сбоям в работе всех систем автомобиля.
Когда заряд аккумулятора исчерпывается, машина останавливается. Запустить ее в таком состоянии бывает довольно сложно. Чтобы лучше понять, как функционирует электрогенератор, полезно ознакомиться с его схемой. Схема генератора ВАЗ 2108 представлена на рисунке, где все ключевые элементы, влияющие на работу устройства, пронумерованы.
- Электрогенератор.
- Минусовой диод.
- Запасной диод.
- Плюсовой диод.
- Индикатор разряда аккумулятора.
- Приборный блок.
- Вольтметр.
- Монтажный блок.
- Резервные резисторы по 100 Ом.
- Реле зажигания.
- Питание зажигания.
- Аккумулятор.
- Конденсатор.
- Роторная обмотка.
- Контроллер напряжения (применяется только в моделях, выпущенных до 1988 года).
Электрогенератор на ВАЗ 2108 установлен под капотом и работает с помощью специального ремня. Основные причины его неисправности включают:
- износ щеток;
- поломка реле зарядки;
- неисправность диодного моста;
- заклинивание подшипников роторного вала.
Эксперты отмечают, что ремонт генератора ВАЗ 2108 требует внимательного подхода и понимания устройства данного агрегата. Основной проблемой, с которой сталкиваются владельцы, является износ щеток и обмоток. При первых признаках неисправности, таких как снижение напряжения или посторонние звуки, рекомендуется провести диагностику. Специалисты советуют проверять не только сам генератор, но и аккумулятор, так как их работа взаимосвязана. Замена щеток и подшипников может значительно продлить срок службы устройства. Также важно использовать качественные запчасти, чтобы избежать повторных поломок. В целом, регулярное обслуживание и своевременный ремонт помогут поддерживать генератор в исправном состоянии и обеспечивать надежную работу автомобиля.

Ремонт генератора «восьмерки»
Прежде всего потребуется определить причину поломки. Это осуществляется по следующим признакам:
- наличие нехарактерных для работы автомобиля звуков (стопор подшипников);
- невысокая производительность устройства (ослаб ремень генератора ВАЗ 2108, износились щетки);
- нестабильное выходное напряжение (выход из строя диодного моста).
Чтобы диагностировать поломку, прежде всего необходимо при помощи вольтметра замерить уровень напряжения на аккумуляторе. Для этого надо освободить обе клеммы и подключить устройство. Если электрогенератор в работоспособном состоянии, напряжение будет находиться в диапазоне 13,8-14,5 В. После этого нужно запустить мотор и прикоснуться рукой к крышке генератора для выявления уровня вибрации.
В случае сильного износа подшипников роторного вала вибрация будет довольно ощутимой. При исправной работе ее практически нет. Затем нужно проверить уровень ослабления ремня. Для этого следует заглушить двигатель и надавить на ремень пальцами. Он считается исправным при прогибе не более 1-1,5 см.
После первичной диагностики и определения проблемы необходимо демонтировать, разобрать и отремонтировать устройство, а затем установить его обратно.
| Проблема | Возможная причина | Способ устранения |
|---|---|---|
| Генератор не дает зарядку | Обрыв приводного ремня | Заменить ремень |
| Генератор не дает зарядку | Износ щеток генератора | Заменить щетки |
| Генератор не дает зарядку | Неисправность реле-регулятора | Заменить реле-регулятор |
| Генератор не дает зарядку | Обрыв обмотки статора или ротора | Перемотать обмотку или заменить генератор |
| Генератор издает посторонние шумы | Износ подшипников | Заменить подшипники |
| Генератор издает посторонние шумы | Ослабление крепления генератора | Подтянуть крепления |
| Генератор перегревается | Загрязнение радиатора генератора | Очистить радиатор |
| Генератор перегревается | Перегрузка генератора | Проверить потребители электроэнергии |
| Нестабильное напряжение | Неисправность диодного моста | Заменить диодный мост |
| Нестабильное напряжение | Плохой контакт в цепи зарядки | Проверить и зачистить контакты |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о ремонте генератора ВАЗ 2108:
-
Уникальная конструкция: Генератор ВАЗ 2108 имеет щеточно-коллекторную систему, что делает его ремонт более доступным для домашних мастеров. Замена щеток и подшипников может быть выполнена без специального оборудования, что позволяет многим владельцам автомобилей самостоятельно решать проблемы с генератором.
-
Проблемы с зарядкой: Одной из распространенных причин неисправности генератора является износ щеток. Если вы заметили, что аккумулятор не заряжается, стоит первым делом проверить состояние щеток и коллекторов. Часто замена щеток решает проблему, и генератор начинает работать как новый.
-
Совместимость с другими моделями: Генератор от ВАЗ 2108 имеет много общего с генераторами других моделей ВАЗ, таких как ВАЗ 2109 и ВАЗ 2110. Это означает, что многие запчасти могут быть взаимозаменяемыми, что упрощает поиск необходимых деталей и делает ремонт более экономичным.

Демонтаж электрогенератора
Перед тем как снять генератор, необходимо заглушить двигатель, повернуть рулевую колонку вправо до упора и открыть капот. На модели 2108 генератор расположен в нижней части, слева от двигателя, рядом с радиатором охлаждения. После того как вы нашли генератор, обязательно отключите клеммы аккумулятора перед началом работы. Если есть подозрения на износ щеток, сначала следует снять зарядное реле, которое находится на задней стороне корпуса генератора.
Реле фиксируется двумя болтами. После их откручивания и отсоединения контактного штекера, стоит проверить состояние щеток. Если они изношены, потребуется приобрести новое зарядное реле. Это можно определить простым измерением длины щетки — она должна быть не менее 4 см. Если щетки находятся в хорошем состоянии, достаточно будет установить реле обратно. В случае других неисправностей потребуется полностью снять генератор.
Сначала отключите проводку, которая состоит из двух частей. Первая часть включает два красных провода, которые подключены к задней части генератора и закреплены болтами. Вторая часть состоит из одного красного провода, который соединен с клеммой генератора через штекер с той же стороны устройства. После отсоединения обеих проводок можно переходить к демонтажу генератора в определенной последовательности.
Сначала открутите болты, которые крепят планку ременного натяжителя (на верхней части генератора). Затем снимите гайку, удерживающую эту планку на блоке двигателя. Далее открутите гайку, фиксирующую кронштейн генератора к блоку мотора. После этого снимите ремень, открутите болты, которые крепят генератор к кузову автомобиля. После выполнения всех этих шагов генератор можно будет снять с легкостью и приступить к его разборке.
Разборка устройства
Для разборки потребуются следующие инструменты:
- набор гаечных ключей;
- съемник подшипников;
- тиски.
С их помощью процесс разборки существенно ускорится. Приступая к работе, нужно раскрутить метизы крепления роторного вала ключом на 19. Обычно они закрепляются очень туго, поэтому придется приложить немало усилий. В процессе раскручивания элементов крепежа важно запомнить их расположение, поэтому рекомендуется сделать примерный набросок на бумаге. Эта схема поможет вам не запутаться при сборке устройства.
Расположите генератор задней частью кверху и раскрутите 4 элемента крепления при помощи ключа на 8. Так вы сможете вскрыть фронтальную часть корпуса электрогенератора. Там располагается подшипник, который крепится при помощи пластин. Раскрутите метизы, фиксирующие его пластины, и высвободите подшипник из гнезда.
Если он не поддается, необходимо поспособствовать этому деревянной рейкой, размер которой совпадает с габаритами подшипника. Неразобранную часть генератора потребуется закрепить в тисках и дернуть заднюю часть корпуса для высвобождения элемента. Остаются только роторный вал и еще один подшипник, которые демонтируются при помощи съемника. Для этого нужно насадить инструмент на подшипник и высвободить его из гнезда вала.
Если вы диагностировали износ подшипников, необходимо записать их маркировку и приобрести новые. Нет необходимости идти в магазин запчастей, взяв с собой подшипники. Не рекомендуется слушать советы продавцов по поводу схожих подшипников, которые тоже подойдут. Покупайте продукцию, строго соответствующую маркировке оригинальных деталей.
Разобравшись с подшипниками, потребуется проверить диодный мост, который размещается внутри задней части корпуса устройства. При обнаружении механических повреждений или окисления на поверхности детали нужно демонтировать мост, раскрутив 4 элемента крепления, и заменить на новый. Стоимость всех вышеупомянутых деталей не превышает 800-1000 руб. в общей сложности, поэтому вы можете заменить все сразу, если есть такая возможность.

Сборка и подсоединение генератора к мотору
Этот процесс выполняется в обратном порядке по сравнению с разборкой. В этом случае будет полезна схема крепления метизов, которую вы составили во время разборки. Начинать сборку следует с установки большого подшипника на роторный вал. Для надежной фиксации вам могут понадобиться небольшой молоток и деревянная рейка. Подшипник аккуратно вдевается в гнездо с помощью легких ударов по его центральной части.
Если диодный мост был снят, его необходимо вернуть на прежнее место, используя 4 метиза, которые вкручиваются в заднюю крышку устройства. После этого крышка устанавливается на ротор так, чтобы подшипник полностью сел в своем гнезде, находящемся в задней части корпуса. Здесь также пригодятся молоток и рейка.
В переднюю часть корпуса устанавливается малый подшипник, который фиксируется с помощью пластин. После этого электрогенератор можно освободить из тисков и установить фронтальную крышку. При затяжке метизов важно соблюдать последовательность крест-накрест для равномерного распределения нагрузки. В проем на основании роторного вала нужно вставить болт и закрепить его гайкой с обратной стороны.
Сборка устройства завершена, но перед тем как подключить генератор к мотору, необходимо установить зарядное реле с щетками и затянуть его крепежные элементы. При возвращении генератора на место следует придерживаться того же принципа, что и при его демонтаже, но выполнять действия в обратной последовательности. Сначала нужно установить генератор в кронштейн крепления.
Для этого одной рукой надавите на мотор, а другой — вставьте шпильку кронштейна с задней стороны арочного проема колеса. Затем закрутите гайку, но не затягивайте ее до конца. Далее разместите ремень на своем месте (шкив) и установите планку ременного натяжителя.
Измерив необходимый уровень прогиба (1-1,5 см), натяните ремень, после чего зафиксируйте планку с помощью метизов. В завершение надежно затяните гайку на кронштейне электрогенератора, которую вы оставили ослабленной.
Перед запуском двигателя не забудьте подключить клемму к аккумулятору. Убедитесь, что все штекеры и провода надежно закреплены.
Проверка и тестирование отремонтированного генератора
После завершения ремонта генератора ВАЗ 2108 крайне важно провести его проверку и тестирование, чтобы убедиться в правильности выполненных работ и надежности устройства. Этот процесс включает в себя несколько этапов, каждый из которых играет ключевую роль в оценке работоспособности генератора.
1. Визуальный осмотр
Первым шагом в проверке отремонтированного генератора является визуальный осмотр. Необходимо убедиться, что все детали установлены на своих местах, нет видимых повреждений, трещин или коррозии. Обратите внимание на состояние проводов и соединений: они должны быть надежно зафиксированы и не иметь повреждений изоляции.
2. Проверка обмоток
Следующий этап — проверка обмоток статора и ротора на наличие коротких замыканий и обрывов. Для этого используется мультиметр. Измерьте сопротивление обмоток: оно должно соответствовать заводским характеристикам. Если сопротивление значительно ниже нормы, это может указывать на повреждение обмоток.
3. Тестирование на стенде
Наиболее надежным способом проверки работоспособности генератора является его тестирование на специальном стенде. На стенде можно проверить выходное напряжение и ток генератора при различных оборотах. Для генератора ВАЗ 2108 нормальное выходное напряжение должно находиться в пределах 13,5-14,5 В при оборотах около 2000 об/мин. Если напряжение ниже, это может указывать на неисправность регулятора напряжения или обмоток.
4. Проверка на автомобиле
После успешного тестирования на стенде, генератор можно установить обратно на автомобиль. Важно проверить его работу в реальных условиях. Запустите двигатель и проверьте, как работает генератор при различных оборотах. Используйте вольтметр для измерения напряжения на аккумуляторе. Оно должно оставаться в пределах 13,5-14,5 В. Также обратите внимание на наличие посторонних шумов, которые могут указывать на неправильную установку или износ подшипников.
5. Проверка системы зарядки
Не забудьте проверить всю систему зарядки автомобиля. Убедитесь, что аккумулятор заряжается должным образом, и нет утечек тока. Для этого можно использовать тестер для проверки состояния аккумулятора и его зарядного устройства. Если аккумулятор не заряжается, это может указывать на проблемы не только с генератором, но и с другими компонентами системы.
6. Заключение
Проверка и тестирование отремонтированного генератора — это важный этап, который не следует игнорировать. Он позволяет убедиться в том, что все работы выполнены качественно и генератор будет служить долго и надежно. Если в процессе проверки были выявлены какие-либо неисправности, их необходимо устранить до установки генератора на автомобиль.
Вопрос-ответ
Что лучше отремонтировать генератор или купить новый?
Высококачественный ремонт генератора возможен только при условии полной его диагностики и демонтажа. Но в этом случае учтите срок эксплуатации данного генератора и целесообразность ремонта в целом. Если генератор был установлен давно и уже имеет большой износ, то лучше купить новый генератор.
Как ведет себя машина при неисправном генераторе?
При неисправном генераторе машина может испытывать проблемы с зарядкой аккумулятора, что приведет к его разрядке. В результате электроника и освещение могут работать нестабильно, а в конечном итоге двигатель может заглохнуть из-за недостатка энергии для работы систем. Также могут возникнуть предупреждающие сигналы на приборной панели.
Какое напряжение должен выдавать генератор ВАЗ 2108?
Генератор ВАЗ 2108, 14В 55А 372. 3701000-02.
Как проверить живой генератор или нет?
Нужно запустить двигатель и включить фары ближнего света. Как и в первом случае, нужно предварительно снять минусовую клемму с аккумулятора. Если фары дают ровный стабильный свет, а такт мотора не сбивается, то генератор работает нормально.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом ремонта генератора ВАЗ 2108 обязательно отключите аккумулятор. Это предотвратит случайное короткое замыкание и обеспечит вашу безопасность во время работы.
СОВЕТ №2
Тщательно осмотрите генератор на наличие видимых повреждений, таких как трещины или износ подшипников. Это поможет вам определить, какие детали необходимо заменить, и избежать лишних затрат на ненужные работы.
СОВЕТ №3
Используйте качественные запчасти и инструменты. Это не только увеличит срок службы вашего генератора после ремонта, но и обеспечит его надежную работу в будущем.
СОВЕТ №4
После завершения ремонта проверьте работу генератора на холостом ходу и под нагрузкой. Это позволит убедиться, что все системы функционируют правильно и что вы не пропустили никаких проблем.


