В статье рассмотрим процесс демонтажа и проверки автогенератора ВАЗ 2109, который отвечает за зарядку аккумулятора и работу электроприборов. Знание принципов работы генератора и умение его правильно снять и проверить помогут владельцам «девятки» избежать проблем с электросистемой. Предоставим пошаговые инструкции и советы, чтобы сделать этот процесс доступным для новичков.
Как демонтировать зарядное устройство
Генератор девятой модели «Жигулей» предназначен для работы на переменном токе и представляет собой трехфазное устройство с встроенным выпрямителем. Это электронный механизм, который вращается по часовой стрелке. Зная, как проверить генератор, можно существенно сократить расходы на услуги автосервиса. Для диагностики генератора достаточно использовать простые электроизмерительные приборы, такие как амперметр и вольтметр. Также можно определить неисправность подшипника генератора ВАЗ 2109 по характерному звуку или визуально.
Если требуется замена или ремонт поврежденных компонентов, генератор необходимо демонтировать.
Для этого автомобиль следует разместить на эстакаде или в яме. Демонтаж выполняется по следующему алгоритму:
- сначала отключите аккумулятор, отсоединив клеммы;
- затем снимите резиновый колпачок, который защищает отрицательный вывод от влаги и грязи;
- отвинтите крепежную гайку и снимите проводники со шпильки;
- отсоедините колодку с проводами от разъема генератора;
- ослабьте крепление генератора к планке, регулирующей его положение относительно вертикали;
- поднимите генератор до верхней точки и снимите ремень с шкива;
- на предпоследнем этапе открутите болт, который фиксирует регулировочную планку к цилиндрам;
- затем открутите два болта, которые крепят нижний кронштейн к блоку цилиндров, со стороны днища автомобиля;
- после этого механизм можно аккуратно извлечь из-под капота.
Число шагов, необходимых для снятия генератора, невелико, и этот процесс вполне можно выполнить самостоятельно. После завершения ремонтных работ важно проверить состояние ремня и правильно натянуть его на шкив генератора, чтобы размеры шкива соответствовали ремню.

Тестирование автогенератора на ВАЗ 2109
Неполадки в работе генератора приводят к тому, что автомобиль теряет мощность. Поэтому нужно внимательно следить за работоспособностью машины, своевременно проверять рабочее стояние узлов. Вентили генератора воспрещается тестировать прибором, дающим на выходе напряжение свыше 12 В, иначе они могут быть пробиты. Если такое тестирование вдруг окажется необходимым, следует полностью обесточить генератор. У нормально работающего механизма щетки на генератор на ВАЗ 2109 должны быть хорошо притерты к контактам коллектора (контактным кольцам), зазор между ними должен быть минимальным.
Также можно проверить, исправно ли работает регулятор ВАЗ. Если на работающей машине при включенных фарах ближнего света напряжение в сети автомобиля выходит за пределы 13,5-14,2 В, то необходима замена регулятора напряжения. Современный трехуровневый регулятор напряжения идет в комплекте вместе со щетками. Он представляет собой компактную и удобную конструкцию.
Регулятор напряжения генератора и подшипники ремонту не подлежат, детали идут под замену целиком.
| Этап работ | Описание действия | Необходимые инструменты |
|---|---|---|
| Демонтаж генератора | ||
| 1. Отключение АКБ | Отсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи. | Гаечный ключ на 10 |
| 2. Снятие ремня привода | Ослабить натяжение ремня генератора, открутив болт крепления генератора к натяжной планке и болт крепления генератора к кронштейну. Снять ремень. | Гаечные ключи на 17, 19 |
| 3. Отсоединение проводов | Отсоединить силовой провод (гайка на 13) и провод возбуждения (клемма). | Гаечный ключ на 13, плоскогубцы |
| 4. Снятие генератора | Открутить оставшиеся болты крепления генератора и снять его с автомобиля. | Гаечные ключи на 17, 19 |
| Визуальная проверка | ||
| 1. Корпус генератора | Осмотреть на предмет трещин, деформаций, следов ударов. | — |
| 2. Шкив | Проверить на отсутствие люфта, износа ручьев, повреждений. | — |
| 3. Провода и клеммы | Осмотреть на предмет повреждений изоляции, окисления, надежности крепления. | — |
| 4. Регулятор напряжения | Осмотреть на предмет видимых повреждений, оплавления. | — |
| 5. Щеточный узел | Оценить длину щеток (минимальная длина 5 мм), состояние коллекторных колец (отсутствие глубоких борозд, нагара). | — |
| Проверка на стенде (при наличии) | ||
| 1. Проверка напряжения | Измерить выходное напряжение генератора при различных оборотах двигателя. | Вольтметр, стенд для проверки генераторов |
| 2. Проверка тока | Измерить максимальный ток, выдаваемый генератором. | Амперметр, стенд для проверки генераторов |
| 3. Проверка регулятора напряжения | Проверить стабильность выходного напряжения в заданном диапазоне. | Вольтметр, стенд для проверки генераторов |
| Проверка отдельных элементов (без стенда) | ||
| 1. Обмотка возбуждения | Измерить сопротивление обмотки возбуждения ротора (норма 2.5-5 Ом). | Мультиметр |
| 2. Диодный мост | Проверить диоды на пробой или обрыв в обоих направлениях. | Мультиметр (режим прозвонки диодов) |
| 3. Обмотка статора | Проверить сопротивление обмоток статора (должно быть близко к нулю) и отсутствие замыкания на корпус. | Мультиметр |
| 4. Подшипники | Проверить на люфт и шум при вращении ротора. | — |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о демонтаже и проверке автогенератора ВАЗ 2109:
-
Простота конструкции: Автогенератор ВАЗ 2109 имеет довольно простую конструкцию, что делает его демонтаж и проверку доступными даже для начинающих автолюбителей. Основные инструменты, необходимые для работы, — это ключи и отвертки, что позволяет быстро и без лишних затрат провести необходимые манипуляции.
-
Проверка на работоспособность: Для проверки генератора можно использовать мультиметр. При этом важно измерить напряжение на выходе генератора при работающем двигателе. Нормальное значение должно находиться в пределах 13,5-14,5 В. Если напряжение ниже, это может указывать на проблемы с обмотками или регулятором напряжения.
-
Замена щеток: Одной из распространенных причин неисправности генератора является износ щеток. Их замена — это довольно простая процедура, которая может значительно продлить срок службы генератора. При этом важно следить за тем, чтобы новые щетки имели хорошее прилегание к коллектору, что обеспечит стабильную работу устройства.
Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания генератора и его доступность для самостоятельного ремонта.

Проверка автогенератора мультиметром
Определить неисправности подшипников в зарядном устройстве с помощью мультиметра вряд ли получится. Однако этот прибор отлично подходит для выявления проблем в реле генератора или в проводке. Процесс проверки состояния узлов мультиметром на автомобилях ВАЗ 21093 с инжектором или карбюратором выглядит следующим образом:
- Начинаем с проверки генераторного реле.
- Далее переходим к диагностике диодного моста генератора ВАЗ, используя звуковой режим мультиметра. Прибор издает звук только при проверке в одном направлении моста. Если сигнал слышен в обоих направлениях, это указывает на пробой моста.
- Для проверки статора переключаем мультиметр в режим измерения сопротивления. Если сопротивление между выводами обмотки и корпусом статора окажется ниже 50 кОм, зарядное устройство вскоре может выйти из строя.
- Затем проверяем состояние обмотки ротора автогенератора. Сопротивление между контактными кольцами должно быть небольшим. В случае короткого замыкания или обрыва ротор необходимо будет заменить.
- В завершение тестируем провод возбуждения генератора.
Имея под рукой обычный мультиметр, вы можете самостоятельно провести диагностику автогенератора, не прибегая к услугам автосервиса.
Мнение эксперта
! Совет эксперта
Задать вопрос
Профиль в VK
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
Тем, кто регулярно ездит на дальние расстояния или пользуется автомобилем каждый день, лучше всегда возить с собой новый ремень генератора. И, соответственно, уметь его менять. Как правило, на ВАЗ 2114 нет специальных натяжных роликов и дополнительного навесного оборудования. Это значит, что заменить ремень можно своими руками, ничего сложного нет. А вот при неисправном генераторе далеко уехать не получится, т. к. на одном заряде аккумулятора, особенно при условии включенных осветительных приборов, путь будет коротким. Однако если вовремя обслуживать и следить за состоянием системы, подобных неприятных ситуаций можно избежать.

Устранение распространённых неисправностей автогенератора
Автогенератор ВАЗ 2109, как и любое другое устройство, может сталкиваться с различными неисправностями, которые могут негативно сказаться на его работе и, соответственно, на функционировании всего автомобиля. Важно знать, как выявлять и устранять эти неисправности, чтобы обеспечить надежную работу генератора и избежать более серьезных поломок.
1. Неправильная зарядка аккумулятора
Одной из самых распространённых проблем является недостаточная или избыточная зарядка аккумулятора. Это может быть вызвано неисправностью регулятора напряжения или обрывом проводов. Для диагностики необходимо:
- Проверить напряжение на выходе генератора с помощью вольтметра. Оно должно находиться в пределах 13,5-14,5 В при работающем двигателе.
- Проверить состояние проводов и соединений, особенно на предмет коррозии и обрывов.
- При необходимости заменить регулятор напряжения, если он не обеспечивает стабильное напряжение.
2. Шум при работе генератора
Шум, исходящий от генератора, может свидетельствовать о проблемах с подшипниками или ремнем. Для устранения этой неисправности следует:
- Проверить натяжение ремня генератора. Он должен быть натянут достаточно, чтобы не проскальзывать, но не слишком сильно, чтобы не повредить подшипники.
- Если шум продолжается, необходимо разобрать генератор и проверить состояние подшипников. При необходимости их следует заменить.
3. Перегрев генератора
Перегрев может быть вызван перегрузкой генератора или недостаточной вентиляцией. Для устранения проблемы рекомендуется:
- Проверить, не перегружен ли генератор дополнительными электрическими устройствами. Если да, то стоит рассмотреть возможность установки более мощного генератора.
- Убедиться, что вентиляционные отверстия генератора не заблокированы. Очистка их может помочь улучшить охлаждение.
4. Неисправности в обмотках
Неисправности в обмотках могут проявляться в виде отсутствия генерации электрического тока. Для диагностики следует:
- Проверить обмотки на наличие короткого замыкания с помощью мультиметра. Если сопротивление обмоток значительно ниже нормы, это может указывать на повреждение.
- При необходимости произвести перемотку обмоток или заменить генератор целиком, если ремонт нецелесообразен.
Устранение неисправностей автогенератора ВАЗ 2109 требует внимательности и аккуратности. Регулярная проверка состояния генератора и его компонентов поможет избежать серьезных проблем и продлить срок службы устройства.
Вопрос-ответ
Как проверить, работает ли генератор на ВАЗ-2109?
Первое, что нужно сделать, это проверить напряжение на клеммах с помощью вольтметра. На холостых оборотах двигателя, если генератор ВАЗ 2109 исправен, напряжение должно быть в пределах 13,8-14,5 вольт. Также можно приложить руку к нему при работающем двигателе (пока он не сильно нагрелся) для проверки вибрации.
Как проверить автомобильный генератор, не снимая его с автомобиля?
Проверка генератора, не снимая с машины. Проверить генератор на работоспособность можно прямо на машине обычным мультиметром. Для этого выставляем переключатель тестера на постоянный ток, заводим двигатель и смотрим, какое напряжение приходит с генератора на клеммы аккумулятора.
Как ведет себя машина при неисправном генераторе?
При неисправном генераторе машина может испытывать проблемы с зарядкой аккумулятора, что приведет к его разрядке. В результате могут возникнуть трудности с запуском двигателя, а также отключение электрооборудования, такого как фары и радио. В конечном итоге, если генератор не будет исправлен, автомобиль может остановиться из-за недостатка энергии для работы основных систем.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом демонтажа автогенератора обязательно отключите аккумулятор. Это предотвратит случайное короткое замыкание и обеспечит вашу безопасность во время работы.
СОВЕТ №2
Запоминайте или фиксируйте порядок снятия проводов и крепежных элементов. Это поможет вам избежать путаницы при установке генератора обратно на место.
СОВЕТ №3
При проверке автогенератора используйте мультиметр для измерения напряжения на выходе. Это позволит вам определить, работает ли генератор корректно и нужно ли его ремонтировать или заменять.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на состояние ремня генератора. Если он изношен или имеет трещины, замените его сразу, чтобы избежать проблем с работой генератора в будущем.
