Термостат ВАЗ 2110 — ключевой элемент системы охлаждения, поддерживающий оптимальную температуру двигателя. В статье рассмотрим принцип работы термостата, его устройство и важность корректной работы для предотвращения перегрева. Также предоставим пошаговую инструкцию по замене термостата с учетом различных типов устройств, что поможет владельцам автомобилей выполнить эту задачу самостоятельно и избежать проблем в будущем.
Конструкция и принцип работы термостата
Рекомендуется обратить внимание на некоторые компоненты устройства (см. фото). Однако наиболее значимые детали находятся внутри, и их можно рассмотреть только при детальном анализе после разборки. На старых моделях автомобилей ВАЗ термостат представляет собой неразборный элемент, поэтому в случае его неисправности требуется полная замена. Это касается всех автомобилей, выпущенных до 2003 года. На них использовалась старая, проверенная временем конструкция, которая была внедрена еще на первых моделях ВАЗ-2108.
Термостат подключается ко всем агрегатам с помощью патрубков и хомутов. Система охлаждения состоит из двух контуров: большого и малого. По малому кругу охлаждающая жидкость циркулирует, когда ее температура низкая (до 87 °С). Как только температура достигает указанного значения, термостат переключает систему на большой круг.
Проще говоря, радиатор отключается от системы при циркуляции по малому кругу, чтобы жидкость быстрее нагревалась и температура двигателя достигала рабочего уровня. Если температура становится слишком высокой, радиатор включается, что приводит к снижению температуры. В случае, если жидкость начинает закипать, необходимо дополнительное охлаждение, для чего предусмотрен электрический вентилятор на радиаторе.
Основой работы термостата являются свойства биметаллической пластины, которая изменяет свою форму под воздействием температуры.
Внутри корпуса находится клапан с термочувствительным элементом. При достижении рабочей температуры (около 87 °С) клапан начинает постепенно перемещаться, открывая подачу охлаждающей жидкости. Когда температура жидкости достигает 102 °С, термоклапан открывается полностью, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу.
Эксперты отмечают, что замена термостата на ВАЗ 2110 является важной процедурой для поддержания оптимальной работы двигателя. С течением времени термостат может выйти из строя, что приводит к перегреву или недостаточному прогреву двигателя. Специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние термостата, особенно перед началом холодного сезона. При замене важно использовать качественные запчасти, так как это напрямую влияет на эффективность системы охлаждения. Также стоит обратить внимание на герметичность соединений, чтобы избежать утечек охлаждающей жидкости. Правильная установка и настройка термостата помогут обеспечить стабильную работу двигателя и продлить срок службы автомобиля.

Типы термостатов для «десятки»
Изначально на карбюраторные двигатели устанавливали термостат, у которого 4 отверстия. Его так и называют — четырехдырочный. Все эти отверстия имеют диаметр, равный внутреннему диаметру патрубка. В результате такой схожести патрубки надеваются плотно. Но необходимость в затяжке хомутов все равно не отпадает.
От термостата отходит патрубок к блоку двигателя. По нему подается горячая жидкость, которая только охладила рубашку цилиндров. Второй — на радиатор, к его нижней части. Третий — на печку и помпу. Последний, самый тонкий — на расширительный бачок.
Но на автомобилях ВАЗ 2110 инжектор чаще можно встретить более совершенный вариант: шестидырочный термостат. Впервые его начали применять именно на десятках и устанавливают до сих пор, но на более новые Калины и Приоры. Принцип его работы такой же. Только есть одна особенность: от печки по холодному кругу жидкость поступает в отдельное отверстие.
Отсюда же, с горячего контура, берется и жидкость, которая подогревает дроссельную заслонку. Внутреннее устройство аналогично первому типу термостатов, в основе находится клапан с термочувствительным элементом. Главная особенность в том, что узел является разборным. При выходе из строя можно заменить лишь термочувствительный элемент.
| Этап замены | Необходимые инструменты и материалы | Важные нюансы |
|---|---|---|
| Подготовка | — Набор ключей (рожковые, накидные, торцевые) | — Дать двигателю остыть полностью |
| — Отвертки (крестовая, плоская) | — Подготовить емкость для слива антифриза | |
| — Плоскогубцы | — Заранее купить новый термостат и прокладку | |
| — Емкость для слива антифриза (не менее 5 литров) | — Желательно иметь запас антифриза для долива | |
| — Ветошь, тряпки | ||
| — Новый термостат | ||
| — Новая прокладка термостата | ||
| — Герметик (опционально, для прокладки) | ||
| — Антифриз (для долива) | ||
| Слив антифриза | — Емкость для слива антифриза | — Открыть кран отопителя салона (если есть) |
| — Ключ для сливной пробки радиатора | — Открутить крышку расширительного бачка | |
| — Ключ для сливной пробки блока цилиндров (если есть) | — Слить антифриз из радиатора и блока цилиндров | |
| Демонтаж старого термостата | — Ключи (для хомутов и крепления корпуса) | — Запомнить расположение шлангов |
| — Отвертка (для хомутов) | — Аккуратно отсоединить шланги от корпуса термостата | |
| — Плоскогубцы (для хомутов) | — Открутить болты крепления корпуса термостата | |
| — Снять корпус термостата и извлечь старый термостат | ||
| Установка нового термостата | — Новый термостат | — Убедиться, что посадочные места чистые |
| — Новая прокладка термостата | — Установить новую прокладку | |
| — Герметик (опционально) | — Установить новый термостат в корпус | |
| — Ключи (для крепления корпуса) | — Прикрутить корпус термостата, затягивая болты равномерно | |
| — Отвертка, плоскогубцы (для хомутов) | — Подсоединить шланги, затянуть хомуты | |
| Заливка антифриза и проверка | — Антифриз | — Заливать антифриз медленно, чтобы избежать воздушных пробок |
| — Воронка | — Запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры | |
| — Проверить работу термостата (открытие большого круга) | ||
| — Проверить уровень антифриза в расширительном бачке | ||
| — Проверить все соединения на предмет утечек | ||
| — При необходимости долить антифриз |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене термостата на ВАЗ 2110:
-
Роль термостата в системе охлаждения: Термостат играет ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Он открывается и закрывается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, что позволяет двигателю быстрее прогреваться и предотвращает его перегрев. Замена термостата может значительно улучшить работу двигателя и его экономичность.
-
Признаки неисправности: Часто владельцы ВАЗ 2110 не подозревают о проблемах с термостатом, пока не столкнутся с перегревом двигателя или его недостаточным прогревом. Если стрелка температуры на приборной панели не поднимается до рабочей отметки, это может быть признаком неисправного термостата, который застрял в открытом положении.
-
Советы по замене: При замене термостата важно не только установить новый элемент, но и проверить состояние прокладок и системы охлаждения в целом. Рекомендуется использовать оригинальные запчасти или качественные аналоги, чтобы избежать повторных проблем. Также стоит обратить внимание на уровень и состояние охлаждающей жидкости, чтобы обеспечить надежную работу системы после замены.

Как заменить прибор для поддержания температуры
Замена термостата — это задача, с которой может справиться даже человек, не обладающий глубокими знаниями в области автомобилей. Ознакомившись с основными шагами, вы сможете выполнить эту работу всего за несколько минут. Для этого вам понадобятся:
- Силиконовый герметик.
- Хомуты.
- Патрубки (если старые повреждены или треснули).
- Тосол.
- Емкость для слива охлаждающей жидкости.
- Набор ключей и отверток.
Сначала установите автомобиль на ровной поверхности и снимите защиту двигателя. Она может помешать при сливе жидкости, и вы рискуете потерять значительное количество тосола. Важно помнить: не проводите ремонт на горячем двигателе. Температура тосола может достигать 100-120 °С, что чревато ожогами и серьезными травмами кожи.
Далее разместите емкость под сливным отверстием радиатора и откройте кран печки для удобства. Вам не нужно сливать всю жидкость, достаточно опустить уровень ниже термостата. Второе сливное отверстие расположено на блоке двигателя и откручивается ключом на 13. Замена старого термостата включает в себя ослабление всех хомутов и снятие устройства.
При установке нового термостата рекомендуется смазать его внешнюю часть герметиком, но предварительно обезжирьте как корпус, так и внутренние поверхности трубок. Замена термостата нового образца может быть немного сложнее из-за большего количества патрубков, и вам придется открутить две гайки от блока двигателя. Наиболее распространенной проблемой является заклинивание термоклапана: он может оставаться либо в открытом, либо в закрытом положении.
Отложения и накипь внутри корпуса сигнализируют о необходимости очистки системы. Если в ней наблюдается такой «беспорядок», то в рубашке двигателя ситуация может быть еще хуже. Для очистки вам поможет раствор воды с уксусом. Если вы предпочитаете не использовать такой состав, в магазинах можно найти специальные жидкости, которые менее агрессивны.
Частые ошибки при замене термостата
Замена термостата на ВАЗ 2110 — это важная процедура, которая требует внимательности и аккуратности. Частые ошибки, возникающие в процессе замены, могут привести к серьезным проблемам с системой охлаждения двигателя. Рассмотрим основные из них.
1. Неправильная установка термостата. Одна из самых распространенных ошибок — это установка термостата в неправильном положении. Важно убедиться, что термостат установлен в том направлении, которое указано на корпусе. Неправильная установка может привести к тому, что термостат не будет открываться или закрываться в нужный момент, что нарушит работу системы охлаждения.
2. Игнорирование состояния прокладок. При замене термостата необходимо обязательно проверять состояние прокладок. Если прокладка повреждена или изношена, это может привести к утечкам охлаждающей жидкости. Рекомендуется всегда устанавливать новые прокладки, чтобы избежать проблем в будущем.
3. Неправильное затягивание крепежных болтов. Затягивание болтов, которые крепят термостат, должно производиться с определенным усилием. Слишком сильное затягивание может привести к повреждению корпуса термостата или прокладки, а слишком слабое — к утечкам. Рекомендуется использовать динамометрический ключ для достижения необходимого момента затяжки.
4. Пропуск проверки системы охлаждения. После замены термостата важно проверить всю систему охлаждения на наличие утечек и правильность работы. Нельзя пренебрегать этой процедурой, так как даже небольшая утечка может привести к перегреву двигателя. Рекомендуется запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу, внимательно следя за уровнем охлаждающей жидкости и состоянием термостата.
5. Неправильный выбор термостата. При замене термостата необходимо выбирать запчасть, соответствующую спецификациям вашего автомобиля. Использование неоригинальных или неподходящих термостатов может привести к неправильной работе системы охлаждения. Лучше всего приобретать термостаты от проверенных производителей, которые зарекомендовали себя на рынке.
Избегая этих распространенных ошибок, вы сможете успешно заменить термостат на ВАЗ 2110 и обеспечить надежную работу системы охлаждения вашего автомобиля. Помните, что качественная замена термостата — это залог долгой и бесперебойной работы двигателя.

Вопрос-ответ
В каком случае нужно менять термостат?
Двигатель не набирает рабочую температуру. Мотор не охлаждается после полного прогрева. Температура только растет, наблюдаются нарушения в работе отопителя салона транспортного средства. Снижается уровень охлаждающей жидкости в бачке.
Нужно ли сливать антифриз при замене термостата?
Нет, сливать не обязательно.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом замены термостата обязательно отключите аккумулятор. Это поможет избежать короткого замыкания и защитит электронику автомобиля во время работы.
СОВЕТ №2
Убедитесь, что двигатель полностью остыл перед тем, как приступать к замене термостата. Это предотвратит возможность получения ожогов от горячей охлаждающей жидкости.
СОВЕТ №3
При установке нового термостата используйте новый уплотнительный кольцо или герметик, чтобы избежать утечек охлаждающей жидкости. Это обеспечит надежную герметичность соединения.
СОВЕТ №4
После завершения замены термостата не забудьте проверить уровень охлаждающей жидкости и, при необходимости, долить её до нужного уровня. Также рекомендуется прокачать систему охлаждения, чтобы удалить возможные воздушные пробки.
