Термостат — ключевой элемент системы охлаждения автомобиля, обеспечивающий оптимальную температуру двигателя. В статье рассмотрим принцип работы термостата на Ладе Калине и типичные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации. Узнаете, когда и почему требуется его замена, а также получите пошаговую инструкцию по выполнению этой процедуры самостоятельно. Эти знания помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы автомобиля.
Характеристики терморегулятора Лады Калины
Термостат – ключевой элемент системы охлаждения двигателя, располагающийся между радиатором и блоком цилиндров. Это устройство представляет собой корпус с автоматическим клапаном, который, достигая определенной температуры охлаждающей жидкости, открывает большой контур циркуляции через основной радиатор. Когда двигатель остывает, закрытие большого контура позволяет автомобилю быстрее прогреваться за счет циркуляции по малому контуру. Это не только уменьшает износ подвижных частей, но и предотвращает перегрев, а также снижает количество вредных выбросов в атмосферу.
Правильно функционирующий термостат обеспечивает нагрев двигателя до рабочей температуры, которая для модели Калина составляет 90-95 градусов. Со временем клапан может изнашиваться, и в результате обогреватель будет поддерживать температуру не выше 80 градусов. Исправный термостат обеспечивает быстрый прогрев мотора даже в сильные морозы. Благодаря этому устройству печка на Калине считается одной из самых эффективных среди автомобилей ВАЗ. Эксперты и автолюбители отмечают, что оптимальным вариантом по соотношению «цена-качество» является штатный термостат, производимый компанией ДААЗ. Это связано с наличием специального винта, который позволяет самостоятельно регулировать температуру открытия клапана. Также стоит отметить надежность заводских изделий, которые превосходят большинство аналогов.
Для моторов с 8 и 16 клапанами используются одинаковые термостаты.
Эксперты отмечают, что термостат в автомобиле Лада Калина играет ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Он регулирует поток охлаждающей жидкости, обеспечивая быстрое прогревание мотора и предотвращая его перегрев. При неисправности термостата могут возникнуть серьезные проблемы, такие как перегрев или недостаточный прогрев двигателя, что негативно сказывается на его работе и долговечности.
Замена термостата — процесс, требующий внимательности. Специалисты рекомендуют начинать с отключения аккумулятора и слива охлаждающей жидкости. Затем необходимо снять старый термостат, очистить посадочное место и установить новый, следя за правильной ориентацией. После сборки системы важно залить свежую охлаждающую жидкость и проверить работу термостата, чтобы убедиться в отсутствии утечек и корректной температуре двигателя. Регулярная проверка и замена термостата помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы автомобиля.
Принцип работы устройства
Фото 2 (Схема работы клапана обогревателя)
Когда двигатель холодный, клапан термостата находится в закрытом положении, и антифриз циркулирует по малому кругу, проходя только через радиатор отопителя и по водяной рубашке блока. Когда мотор прогревается до рабочей температуры, клапан открывается полностью, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор, где охлаждается. Так предотвращается перегрев силового агрегата.
Зимой прогрев занимает меньше времени благодаря термостату – радиатор отопителя нагревается раньше, и в салоне становится тепло уже через несколько минут, при этом экономится топливо. Терморегулятор подлежит замене, если при достижении температуры 95 градусов и более клапан не открывается – двигатель начинает перегреваться. Если мотор наоборот, не может прогреться, значит, прибор не закрывается и также подлежит замене.
По своей конструкции это простое изделие, состоящее из корпуса, основного и байпасного клапанов, чувствительного к температурам элемента, двух впускных и одного выпускного патрубка. В зависимости от производителя термостат изготавливается из меди, латуни или термостойкого пластика. В основе термочувствительного твердотельного элемента – воск технического назначения. При нагреве он плавится и, расширяясь, давит на основной клапан, заставляя его открываться, пропуская тем самым охлаждающую жидкость по большому кругу. Воск тает быстро благодаря порошку из меди, алюминия и графита, который входит в его состав.
Проверить работоспособность нагревателя можно без его установки в систему охлаждения. Для этого нужно поместить устройство в ёмкость с водой и поставить на плиту. По мере нагрева жидкости клапан термостата приоткрывается приблизительно на 3 сантиметра. Так можно убедиться в исправности устройства ещё до его монтажа.
| Этап замены термостата | Описание действия | Необходимые инструменты/материалы |
|---|---|---|
| Подготовка | 1. Дать двигателю остыть. 2. Отключить аккумулятор. 3. Слить охлаждающую жидкость (ОЖ). | Набор ключей (рожковые, накидные), отвертки, емкость для слива ОЖ, перчатки, ветошь. |
| Демонтаж старого термостата | 1. Отсоединить патрубки от корпуса термостата. 2. Открутить крепежные болты корпуса термостата. 3. Аккуратно снять корпус и извлечь термостат. | Набор ключей, отвертки, плоскогубцы (для хомутов). |
| Установка нового термостата | 1. Очистить посадочное место от остатков старой прокладки. 2. Установить новую прокладку и новый термостат. 3. Установить корпус термостата и затянуть крепежные болты. 4. Подсоединить патрубки. | Новая прокладка термостата, новый термостат, набор ключей, отвертки, герметик (по необходимости). |
| Завершение | 1. Залить новую охлаждающую жидкость. 2. Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры, контролируя уровень ОЖ и отсутствие течей. 3. Проверить работу системы охлаждения. | Новая охлаждающая жидкость, воронка. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о принципе работы и замене термостата на Ладе Калине:
-
Принцип работы термостата: Термостат в Ладе Калине регулирует температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Он открывается и закрывается в зависимости от температуры, позволяя жидкости циркулировать по радиатору только тогда, когда это необходимо. Это помогает поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя, что способствует его эффективной работе и снижению расхода топлива.
-
Методы замены термостата: Замена термостата на Ладе Калине может быть выполнена самостоятельно, но требует определенных навыков. Обычно процесс включает в себя слива охлаждающей жидкости, снятие патрубков и креплений, а затем установку нового термостата. Важно также проверить состояние прокладки и при необходимости заменить её, чтобы избежать утечек.
-
Признаки неисправности термостата: Неисправный термостат может проявляться через перегрев двигателя или, наоборот, его недостаточный прогрев. Если стрелка температуры на приборной панели колеблется или остается на низком уровне даже при длительной эксплуатации, это может быть сигналом о необходимости проверки и замены термостата.
Неисправности термостата
Терморегулятор является расходным элементом, что означает, что его нельзя отремонтировать. Замену можно выполнить самостоятельно или обратиться в автосервис. В первом случае вам потребуется только оплатить стоимость нового устройства. Если же вы решите воспользоваться услугами специалистов, к цене прибавится примерно 400 рублей за работу автомеханика. Замена детали необходима, так как ремонт в данном случае нецелесообразен. Наиболее распространенной проблемой является выход из строя твердотельного термочувствительного элемента.
Термостат на автомобиле Лада Калина располагается в системе охлаждения между радиатором и блоком двигателя, прямо под воздушным фильтром. Чтобы его увидеть, достаточно немного отодвинуть фильтр.
Перед тем как заменить термостат или проверить его работоспособность, важно знать о характерных неисправностях. Существует три основных признака, указывающих на поломку:
- Клапан застрял в открытом положении. В этом случае охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу, даже при запуске холодного двигателя. Мотор будет прогреваться до рабочей температуры значительно дольше. Летом это может не вызывать особых неудобств, но с наступлением холодов двигатель может не прогреваться вовсе, а печка будет работать неэффективно, что приведет к увеличению расхода топлива.
- Клапан застрял в закрытом положении. Если устройство не открывается, охлаждающая жидкость будет циркулировать только по малому кругу. Это приведет к постоянному перегреву двигателя и увеличит риск его полного выхода из строя. Эксплуатация автомобиля с такой неисправностью крайне нежелательна. Чтобы избежать перегрева, можно включить вентилятор отопителя на максимальную скорость и постоянно следить за показаниями температуры двигателя.
- Клапан открывается раньше необходимого. Если клапан открывается при температуре 70-75 градусов, двигатель не успевает прогреться до рабочей температуры, что приводит к увеличению времени и расхода топлива на прогрев.
Последняя проблема встречается довольно редко, в основном на устройствах, которые не предназначены для данного автомобиля или изготовлены кустарным способом.
Причины неисправностей и способы их выявления
Самые частые неполадки:
- появление коррозии на подвижных элементах устройства – случается редко, в основном при использовании вместо антифриза водопроводной воды;
- попадание в корпус посторонних предметов, загрязнение или образование накипи;
- антифриз низкого качества;
- неисправность насоса охлаждающей жидкости.
Существует несколько способов проверки термостата. Ниже описан метод тестирования устройства без необходимости его демонтажа:
- Запустить двигатель. Так как в исправном терморегуляторе клапан должен быть в закрытом состоянии, то через несколько минут после запуска нижний патрубок радиатора должен быть холодным. Если шланг теплый, это свидетельствует о неплотно закрытом или полностью открытом клапане. Мотор будет дольше прогреваться и расходовать для этого больше горючего.
- Если патрубок начинает нагреваться после достижения рабочей температуры, значит, термостат исправен. Либо он заклинил с закрытым клапаном – двигатель будет перегреваться, понадобится срочная замена.
Все действия следует проводить, соблюдая осторожность. В процессе работы СОД патрубки и двигатель сильно нагреваются, случайное прикосновение к ним может стать причиной серьезного ожога. При функционировании малого круга радиатор не задействуется, верхний горячий и нижний холодный патрубок свидетельствуют о проблемах при условии, что мотор прогрет. Если описанные манипуляции не дали полной уверенности в работоспособности узла, можно провести более тщательную проверку, но для этого потребуется снять термостат с автомобиля. Этот способ тестирования выглядит так:
- Устройство поместить в металлическую ёмкость, наполненную водой, поставить на плиту.
- Дождаться, пока вода достаточно нагреется. При температуре около 60 градусов клапан начнёт приоткрываться. Полностью он откроется при температуре близкой к кипению – 90-95 градусов.
- Устройство вынуть из ёмкости и понаблюдать за тем, как по мере остывания клапан начнёт закрываться. В конечном итоге он должен закрыться, полностью перекрыв канал.
Если во время проведения проверки были выявлены сбои в работе клапана – не открывается, открывается не полностью, закрывается неплотно – его следует заменить.
Как можно доработать нагреватель
На новых моделях Лада Калина 2 и Лада Гранта применяется схема работы системы охлаждения с параллельным подключением радиатора отопителя. Это приводит к снижению рабочей температуры до 85 градусов, что ниже, чем у предшествующих моделей ВАЗ. Многие владельцы автомобилей считают, что такая температура не может быть нормальной, так как это может вызывать повышенный расход топлива и сокращать срок службы двигателя из-за преждевременного износа. Однако эксперты утверждают, что между пониженной рабочей температурой и ресурсом двигателя нет никакой связи.
Система охлаждения Лады Калина функционирует более эффективно благодаря одноконтурной схеме. Эта модернизация оказалась полезной для двигателя, так как позволила изменить угол опережения зажигания, что в свою очередь способствует экономии топлива. Кроме того, снижается инерционность терморегулятора. Однако одним из недостатков является недостаточный обогрев салона в холодное время года. Решением данной проблемы может стать самостоятельная доработка термостата. Модификация включает два основных метода:
- укоротить шток твердотельного термочувствительного элемента;
- заменить термоэлемент.
Для автомобилей с тросиковой педалью газа предусмотрен дроссельный узел с подогревом от системы охлаждения, что подразумевает добавление дополнительного круга циркуляции.
Регулировка штока термоэлемента
Укорачивание торца штока термочувствительного элемента позволит отрегулировать рабочую температуру до 90-95 градусов. Подрезка проводится последовательно с шагом не более одного миллиметра. Металл мягкий, поэтому процедуру нужно проводить аккуратно. Желательно после каждого срезанного миллиметра устанавливать термостат на место и проверять, насколько поднимется рабочая температура при движении.
Если результат не оправдал ожиданий, можно регулировать шток ещё, пока стрелка на панели приборов не будет показывать 95 градусов, а воздух в салоне не начнёт прогреваться быстрее. Способ простой, но эффективный. Из недостатков отмечается незначительное повышение износа деталей СОД из-за работы на больших температурах. Если переборщить с укорачиванием, можно испортить устройство.
Замена термочувствительного элемента
Термоэлемент можно заменить полностью. Для автомобилей Лада Калина подойдут термостаты марки Wahler: 3017.87 D (на 87° C) или 3091.92В (на 90° C). Замена термоэлемента осуществляется вместе с пружиной, однако для извлечения вставки потребуется распилить устройство ножовкой. Более удобным вариантом будет приобретение термостата от компании BEHR – в этом случае не придется ничего пилить или подгонять.
Также можно рассмотреть аналоги от автомобилей Дэу Нексия или Рено Логан. Однако термостаты для Логана требуют дополнительной подгонки.
Если на Гранте установлен термостат LUZAR, то замена чувствительного к температуре элемента невозможна.
По отзывам владельцев автомобилей, которые провели такую доработку, расход топлива на прогреве двигателя немного снизился.
Обогрев дроссельного узла
Ещё один способ модернизировать нагреватель – создать дополнительный контур обогрева дроссельной заслонки. Часть водителей таким образом пытается предотвратить обмерзание узла зимой. Способ явно не для новичков. Он заключается в просверливании отверстия в крышке устройства и приваривания к нему дополнительного штуцера, через который будет отводиться прогретый антифриз. Шпильки крепления термостата придется также удлинять. Процесс трудоемкий, в конечном итоге нецелесообразен. Обмерзание дроссельного узла – скорее, исключение, чем правило, поэтому проводить такую модернизацию нет смысла.
Замена терморегулятора
На рынке автомобильных запчастей представлено множество термостатов от различных брендов, и их цена колеблется в пределах 400-700 рублей. При выборе рекомендуется отдавать предпочтение оригинальным запчастям от «АвтоВАЗа». Каталожный номер стандартного термостата для модели Калина – 1118-1306010. Среди аналогов можно выделить «Лузар» и «Прамо», однако стоит отметить, что первый часто подделывают, а у второго качество оставляет желать лучшего – средний срок службы составляет около года. Оригинальный термостат, установленный на заводе, способен прослужить более трех лет. Замена термостата на Калине с 8 или 16 клапанами обойдется не более чем в 800 рублей, включая удаление воздуха из системы. Чтобы избежать лишних затрат, можно выполнить замену самостоятельно. Однако перед этим важно проверить работоспособность устройства, используя предложенные методы.
Какие инструменты понадобятся
Для работы потребуется исправный термостат и подходящая ёмкость для слива охлаждающей жидкости из СОД – обычная пятилитровая пластиковая бутылка. Отличия замены на 8- и 16-клапанном двигателе незначительные. На последнем потребуется дополнительно снять стартер, чтобы случайно не залить его антифризом. В остальном порядок действий аналогичный.
Для снятия узла потребуется два накидных ключа, на 13 мм и 12 мм, так как на Калине используются гайки разного размера.
Для уплотнения посадочного места понадобится силиконовый герметик-прокладка. Для снятия хомутов – фигурная отвёртка. Процедура в среднем длится час-полтора.
Инструкция по замене
Процесс замены не представляет особой сложности и может быть выполнен самостоятельно, если следовать пошаговой инструкции. В первую очередь необходимо отключить разъем проводов от датчика, расположенного на воздушном фильтре, и снять сам фильтр. Для корректного демонтажа фильтра потребуется всего несколько минут:
- полностью открутите два верхних винта вместе с гайкой, находящейся со стороны силовой установки;
- на корпусе фильтра имеется клапан рециркуляции, который также нужно снять;
- поднимите клапан вверх и, не отсоединяя шланги, отложите его в сторону;
- выдерните клемму с воздушного датчика и, ослабив хомуты, отсоедините воздушный патрубок;
- покачивая фильтр из стороны в сторону, поверните его корпус и аккуратно извлеките наружу.
Далее следуйте следующему порядку действий:
- Слейте охлаждающую жидкость из системы.
- С помощью ключа на 8 мм или фигурной отвертки ослабьте все хомуты соединительных шлангов, затем отсоедините их.
- Открутите гайку на термостате размером 12 мм и снимите провод.
- Ключом на 13 мм открутите крепежные гайки вверху и внизу терморегулятора на шпильках, затем аккуратно расшатывая, попробуйте снять устройство. Не прилагайте чрезмерных усилий, так как термостат работает в условиях высоких температур, что может привести к «прикипанию» корпуса к посадочному месту.
- Очистите посадочное место от грязи и удалите старую уплотнительную прокладку. Затем протрите место обработки чистой ветошью, нанесите тонкий слой силиконового герметика и дайте ему высохнуть в течение 5-10 минут.
- Установите новый термостат в обратном порядке. Обязательно перенесите датчик температуры со старого устройства и не забудьте подключить провод «массы», который фиксируется гайкой на верхней шпильке.
- Подсоедините все шланги и залейте охлаждающую жидкость в систему до максимальной отметки.
После завершения этих шагов запустите двигатель и проверьте все места, которые были отсоединены. Убедитесь в отсутствии утечек, слегка надавив на все шланги несколько раз. Уровень жидкости в бачке может понизиться, поэтому добавьте антифриз до средней отметки и плотно закрутите крышку.
Контрольная проверка
После выполнения работ по замене детали проблема с перегревом или долгим прогревом должна исчезнуть. Остаётся проконтролировать правильное функционирование термостата. Для этого периодически нужно обращать внимание на стрелку указателя температуры. Если она не поднимается выше 90-95 градусов, то система работает нормально. При замене следует учитывать особенности температурного режима изделий – он может быть как ниже, так и выше средних показателей.
При проведении технического обслуживания автомобиля термостат должен осматриваться в том числе, несмотря на то, что это не входит в регламент. Своевременная замена неисправного устройства предотвратит преждевременный износ деталей двигателя и не допустит перегрева силовой установки. Небольшое устройство с одним клапаном способно влиять на функционирование всей системы отвода тепла от ДВС.
Советы по выбору нового термостата
При выборе нового термостата для Лады Калини важно учитывать несколько ключевых факторов, чтобы обеспечить надежную и эффективную работу системы охлаждения двигателя. Правильный выбор термостата поможет избежать перегрева двигателя и продлит срок службы автомобиля.
1. Совместимость с моделью автомобиля: Перед покупкой термостата убедитесь, что он подходит именно для вашей модели Лады Калини. Разные модели могут иметь различные характеристики термостатов, поэтому важно свериться с рекомендациями производителя или обратиться к специалисту.
2. Температурный режим: Термостаты имеют разные температурные диапазоны открытия. Для Лады Калини рекомендуется выбирать термостаты, которые открываются при температуре около 87-92 градусов Цельсия. Это оптимальный режим для обеспечения эффективной работы двигателя и предотвращения его перегрева.
3. Качество и производитель: Обратите внимание на производителя термостата. Лучше выбирать детали от известных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке. Качественные термостаты обычно имеют более длительный срок службы и меньше подвержены поломкам.
4. Материалы изготовления: Термостаты могут быть изготовлены из различных материалов, таких как металл или пластик. Металлические термостаты, как правило, более надежны и устойчивы к высоким температурам, в то время как пластиковые могут быть дешевле, но менее долговечны.
5. Цена: Не стоит экономить на термостате, так как это может привести к более серьезным проблемам с двигателем в будущем. Сравните цены на разные модели и выберите оптимальный вариант, который соответствует вашему бюджету и требованиям.
6. Отзывы и рекомендации: Перед покупкой полезно ознакомиться с отзывами других владельцев Лады Калини о конкретных моделях термостатов. Это поможет вам получить представление о реальном качестве и надежности детали.
Следуя этим советам, вы сможете выбрать подходящий термостат для вашей Лады Калини, что обеспечит надежную работу системы охлаждения и повысит общую эффективность автомобиля.
Вопрос-ответ
Как ведет себя машина при неисправном термостате?
Признаки неисправности термостата: долгий прогрев и слабый обогрев салона. Это значит, что термостат застрял в открытом положении — антифриз постоянно циркулирует через радиатор и не может прогреть мотор. Скачки температуры. Показания температуры ведут себя нестабильно: то растут, то падают.
Термостат Калина принцип работы?
При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал. При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается. Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя.
- Длительный прогрев двигателя до нужной метки или его перегрев. 2. Стрелка, отвечающая за температуру двигателя, резко падает, когда автомобиль набирает скорость, и поднимается в момент его остановки.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Это поможет вам понять расположение термостата и особенности его замены на конкретной модели Лады Калини.
СОВЕТ №2
При замене термостата используйте только оригинальные или качественные запчасти. Это обеспечит надежную работу системы охлаждения и предотвратит возможные проблемы в будущем.
СОВЕТ №3
Не забывайте о необходимости слива охлаждающей жидкости перед заменой термостата. Это поможет избежать загрязнения и повреждения компонентов системы охлаждения.
СОВЕТ №4
После установки нового термостата обязательно проверьте систему на наличие утечек и убедитесь, что двигатель достигает рабочей температуры. Это поможет убедиться в правильной работе нового компонента.






