В статье рассмотрим процесс ремонта ВАЗ 2108, одного из самых популярных автомобилей в России. Обсудим основные неисправности, с которыми сталкиваются владельцы, и перечислим необходимые инструменты для ремонта. Особое внимание уделим разборке и регулировке карбюратора — ключевому этапу обслуживания. Эта информация будет полезна как опытным автолюбителям, так и новичкам, желающим самостоятельно решить проблемы своего автомобиля и продлить его срок службы.
Необходимые для ремонта инструменты
Для того чтобы автомобиль Лада ВАЗ работал без сбоев и не требовал экстренного ремонта в пути, важно регулярно проводить диагностику. Периодический профилактический осмотр поможет избежать множества проблем, которые могут возникнуть во время эксплуатации автомобиля. В дополнение к запасному колесу в багажнике всегда стоит иметь следующие инструменты и приспособления:
- домкрат;
- рожковые ключи разных размеров;
- набор торцевых головок;
- пассатижи;
- молоток;
- универсальную отвертку;
- фомку;
- буксировочный трос;
- насос.
Когда в пути за городом произойдет прокол колеса, вам придется устранять неисправность самостоятельно. Если ваш автомобиль ВАЗ проехал 30 тысяч километров, перед дальней поездкой рекомендуется заменить ремень ГРМ, так как именно на такое расстояние он и рассчитан. Игнорирование этого момента может привести к обрыву ремня в самый неподходящий момент.
В результате этого, как правило, могут погнуться клапана и повредиться поршни, что обернется значительными затратами на ремонт. Замена же ремня ГРМ не представляет особой сложности и доступна практически каждому автолюбителю. Для начала необходимо тщательно очистить двигатель от пыли, масла и грязи. Затем следует снять защитную крышку, закрывающую приводной ремень.
Далее нужно совместить метку на шкиве с меткой на корпусе. После этого, зафиксировав вал отверткой, выкрутите крепежный болт шкива и снимите его. Ослабьте натяжение ремня, немного открутив гайку, фиксирующую натяжной ролик. Теперь старый ремень ГРМ Лады 21083 можно легко снять. Установка нового ремня осуществляется в обратном порядке. Поскольку этот ремонт достаточно прост, многие владельцы моделей 2108 и 21083 предпочитают выполнять его самостоятельно.
Обычно ремень ГРМ следует менять после 50 тысяч километров пробега. Однако каждые 10 тысяч километров рекомендуется тщательно проверять его состояние. Ремень не должен иметь трещин или износа. При обнаружении подобных дефектов его необходимо заменить незамедлительно.
Эксперты отмечают, что ремонт отечественной «восьмёрки» — ВАЗ 2108 — является актуальной задачей для многих автолюбителей. Эта модель, несмотря на свой возраст, продолжает пользоваться популярностью благодаря своей простоте и доступности запчастей. Специалисты подчеркивают, что основное внимание следует уделить состоянию кузова и подвески, так как коррозия и износ являются распространёнными проблемами.
Также важным аспектом является регулярная диагностика двигателя и трансмиссии, что поможет избежать более серьёзных поломок. Эксперты рекомендуют использовать оригинальные запчасти или качественные аналоги, чтобы обеспечить долговечность и надёжность автомобиля. В целом, при должном уходе и внимании, ВАЗ 2108 может служить верным спутником на дороге ещё многие годы.

Регулировка карбюратора
Если ваше авто ВАЗ имеет карбюратор, то при его некорректной работе часто бывает, что двигатель либо не заводится с первого раза, либо глохнет на малых оборотах. Восстановление нормальной работы авто 2108 следует начинать с ремонта карбюратора.
| Этапы работ | Ваши действия |
| Сначала промывается бензином, а также тщательно продувается сжатым воздухом фильтрующая сетка. Дальше проверяется правильность расположения поплавков. | Для этого делается разборка тяги воздушной заслонки. Перед этим устройство необходимо освободить от проводов электромагнитного клапана. |
| Чтобы отрегулировать уровень топлива своими руками, желательно изготовить специальный шаблон. | Дальше карбюраторная крышка располагается горизонтально, поплавками вверх. После этого на неё делается наложение шаблона. Зазор между каждым поплавком и шаблоном не должен превышать одного миллиметра. Если в каком-то месте он окажется больше, то нужно немного подогнуть рычаг этого поплавка. |
| Для того чтобы переднее колесо не отпало на ходу, нужно чаще проверять шаровую опору. Если она уже порядком износилась, то её следует немедленно поменять. Разборка данного узла выполняется следующим образом. | Сначала снимаются передние колёса, после чего откручивается нижняя гайка шаровой опоры. Дальше при помощи съёмника из кулачка извлекается палец. После этого откручиваются два прижимных болта. Приподняв фомкой рычаг, вытаскиваем старую опору. Перед установкой новой шаровой опоры желательно также поменять резиновый пыльник. |
| Если двигатель не заводится в холодное время, или, когда запустился, сразу глохнет, нужно произвести регулировку карбюратора на холостых оборотах. | Операция выполняется на прогретом моторе. Чтобы машина была зафиксирована, она либо ставится на ручной тормоз, либо под её колёса подкладываются специальные клинья. При регулировке карбюратора его полная разборка не требуется. Сначала винты «качества» диффузора закручиваются до упора. Потом они отворачиваются на два оборота, после чего запускается двигатель. |
Цель регулировки — добиться устойчивой работы мотора на 600 об/мин. Подача топлива должна быть минимальна. Для этого винты «количества» также откручиваются всего на пару оборотов. Если двигатель не глохнет при резком нажатии педали газа, то дальнейшая регулировка не требуется. Здесь, возможно, следует продуть сжатым воздухом жиклёры либо обратить внимание на качество бензина. Если же мотор на малых оборотах глохнет, то нужно поочерёдно закручивать винты «качества».
Дроссельные заслонки карбюратора открываются при помощи винтов «количества», а уменьшение подачи топлива осуществляется винтами «качества».
Таким способом достигается оптимальное поступление горючей смеси. После окончания регулировки делается контрольная проверка на правильность работы устройства. При работающем на холостых оборотах двигателе следует резко нажать на педаль газа, после чего её нужно сразу отпустить. После такой манипуляции мотор не должен заглохнуть.
| Узел/Система | Типичные неисправности | Рекомендуемые действия |
|---|---|---|
| Двигатель | Троит, глохнет, плохая тяга, повышенный расход топлива | Проверка свечей зажигания, ВВ-проводов, модуля зажигания, компрессии, регулировка карбюратора/инжектора, замена топливного фильтра |
| Трансмиссия | Хруст при переключении передач, вылетают передачи, тугое переключение | Проверка уровня масла в КПП, регулировка привода сцепления, замена сцепления, ремонт/замена КПП |
| Ходовая часть | Стуки, скрипы, люфты, увод в сторону | Диагностика шаровых опор, рулевых наконечников, сайлентблоков, амортизаторов, подшипников ступиц, регулировка развал-схождения |
| Тормозная система | Плохое торможение, скрип, увод при торможении, проваливается педаль | Проверка уровня тормозной жидкости, износа колодок и дисков/барабанов, состояния тормозных шлангов, прокачка тормозов |
| Электрооборудование | Не работает свет, дворники, печка, проблемы с запуском | Проверка предохранителей, реле, контактов, состояния аккумулятора, генератора, стартера |
| Кузов | Ржавчина, трещины, деформация | Зачистка и обработка ржавчины, сварочные работы, покраска, замена поврежденных элементов |
| Система охлаждения | Перегрев двигателя, утечка антифриза | Проверка уровня антифриза, состояния радиатора, патрубков, термостата, помпы, вентилятора |
| Рулевое управление | Люфт руля, тугое вращение, стуки | Проверка рулевой рейки/редуктора, рулевых тяг, наконечников, карданного вала рулевого управления |
| Выхлопная система | Громкий звук, утечка выхлопных газов | Проверка целостности глушителя, резонатора, приемной трубы, замена прокладок |
| Салон | Скрипы, неработающие элементы, износ обивки | Устранение скрипов, ремонт/замена элементов салона, химчистка, перетяжка |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о ремонте отечественной «восьмёрки» (ВАЗ 2108):
-
Простота конструкции: ВАЗ 2108 был спроектирован с акцентом на простоту и доступность ремонта. Многие детали легко доступны и могут быть заменены без необходимости специального оборудования. Это делает «восьмёрку» популярным выбором для автолюбителей, которые хотят самостоятельно заниматься ремонтом и обслуживанием.
-
Широкий ассортимент запчастей: Несмотря на то, что производство ВАЗ 2108 было прекращено, на рынке все еще существует широкий ассортимент запчастей как оригинального производства, так и аналогов. Это позволяет владельцам легко находить необходимые компоненты для восстановления и модернизации своих автомобилей.
-
Модификации и тюнинг: ВАЗ 2108 стал основой для множества модификаций и тюнинга. Автомобилисты часто экспериментируют с двигателями, подвеской и внешним видом, что позволяет создать уникальные экземпляры. Это делает «восьмёрку» не только объектом ремонта, но и платформой для творчества и самовыражения автолюбителей.

Замена токосъёмных щёток
Иногда аккумулятор автомобиля ВАЗ может плохо заряжаться, что приводит к тому, что двигатель не запускается с первой попытки. Основными причинами данной проблемы могут быть либо износ токосъёмных щёток генератора, либо недостаточная натяжка ремня генератора. Если ремень в порядке, стоит обратить внимание на состояние щёток. Полная разборка генератора обычно не требуется, и ремонт можно выполнить самостоятельно.
Первым делом необходимо отключить токосъёмное устройство. Для этого следует снять минусовую клемму с аккумулятора. Затем отсоединяется регулятор напряжения. После этого нужно внимательно осмотреть устройство. Износ щёток можно определить по длине выступа графита из посадочного гнезда. Если этот выступ составляет менее пяти миллиметров, то восстановление щёток нецелесообразно — их нужно заменить.
Если щёткодержатель остается на месте, а меняются только щётки, то посадочное гнездо следует тщательно продуть сжатым воздухом и протереть чистой ветошью. Затем с помощью паяльника аккуратно выпаиваются старые щётки. Далее необходимо удалить нагар с контактного кольца и проверить упругость прижимных пружин. Если пружины ослаблены, они не смогут обеспечить надежный контакт. Поскольку восстановление старых пружин невозможно, их заменяют новыми. После припайки новых щёток нужно убедиться, что они свободно движутся в посадочном гнезде.
В первые поездки может показаться, что устройство работает так же, как и прежде: аккумулятор по-прежнему плохо заряжается, и машина не заводится с первого раза. Не стоит паниковать — лучше запастись терпением и подождать несколько дней, пока новые щётки не притрутся. После этого всё должно наладиться.
Проверка и замена подвески
Подвеска автомобиля ВАЗ 2108 играет ключевую роль в обеспечении комфортной и безопасной езды. С течением времени и при интенсивной эксплуатации элементы подвески могут изнашиваться, что приводит к ухудшению управляемости и комфорта. Поэтому регулярная проверка и замена подвески являются важными этапами в ремонте «восьмёрки».
Первым шагом в проверке подвески является визуальный осмотр. Необходимо обратить внимание на состояние амортизаторов, пружин, рычагов и других элементов. Признаки износа могут включать в себя:
- Течи масла из амортизаторов;
- Скрипы и стуки при движении;
- Неравномерный износ шин;
- Проблемы с управляемостью, такие как увод в сторону при торможении.
Если вы заметили какие-либо из этих признаков, следует провести более детальную диагностику. Для этого можно воспользоваться подъемником или ямой, чтобы получить доступ к нижней части автомобиля. Проверьте следующие компоненты:
- Амортизаторы: Проверьте их на наличие утечек и целостность. Если амортизатор не возвращается в исходное положение или имеет видимые повреждения, его необходимо заменить.
- Пружины: Осмотрите пружины на наличие трещин и деформаций. Изношенные пружины могут привести к снижению клиренса и ухудшению управляемости.
- Рычаги и сайлентблоки: Проверьте состояние рычагов и сайлентблоков на наличие трещин и люфта. Изношенные сайлентблоки могут вызывать стуки и вибрации.
- Шаровые опоры: Проверьте шаровые опоры на наличие люфта. Если они имеют заметный люфт, их следует заменить.
После проверки всех элементов подвески, если вы обнаружили изношенные детали, их необходимо заменить. Замена амортизаторов и пружин может потребовать специальных инструментов, таких как пружинные стяжки и ключи для снятия амортизаторов. Рекомендуется заменять амортизаторы и пружины парами, чтобы обеспечить равномерную работу подвески.
При замене рычагов и сайлентблоков также стоит обратить внимание на их качество. Используйте оригинальные запчасти или качественные аналоги, чтобы избежать повторного ремонта в ближайшем будущем.
После завершения замены всех необходимых компонентов, не забудьте провести регулировку углов установки колес. Это поможет избежать неравномерного износа шин и улучшит управляемость автомобиля.
Регулярная проверка и замена подвески не только продлевает срок службы автомобиля, но и обеспечивает безопасность на дороге. Поэтому не пренебрегайте этим важным этапом в ремонте вашей «восьмёрки».
Вопрос-ответ
Как в народе называют ВАЗ-2108?
ВАЗ-2108 «Спутник» (простореч. названия «восьмёрка» или «зубило») — советский и российский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа трёхдверный хетчбэк.
Сколько стоила ВАЗ-2108 в СССР?
ВАЗ-21013 — 7620 руб. ВАЗ-2105 — 8300 руб. ВАЗ-2108 — 8300 руб.
До скольки разгоняется ВАЗ-2108?
Максимальная скорость Лада 2108 — 120–200 км/ч в зависимости от модификации.
Почему ВАЗ-2108 зубило?
Вам нравится этот автомобиль? Продолжаем наш цикл материалов, посвященных круглой дате ВАЗ-2108 — знаменитой «восьмерке», которая, едва попав в сбыт, получила народное прозвище «Зубило»: за характерный клиновидный профиль.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом ремонта тщательно изучите техническую документацию на ваш автомобиль. Это поможет вам понять особенности конструкции и избежать ошибок при разборке и сборке узлов.
СОВЕТ №2
Запаситесь необходимыми инструментами и запчастями заранее. Это сэкономит ваше время и позволит избежать лишних поездок в магазин в процессе работы.
СОВЕТ №3
Не забывайте о безопасности. Используйте защитные очки и перчатки, а также убедитесь, что автомобиль надежно зафиксирован на подъемнике или домкратах перед началом работы.
СОВЕТ №4
Документируйте процесс ремонта. Делайте фотографии на каждом этапе, чтобы в будущем было легче вспомнить, как все было собрано, и избежать ошибок при повторном ремонте.

