Головка блока цилиндров (ГБЦ) на ВАЗ 2109 обеспечивает герметичность и оптимальное сгорание топливной смеси. В статье рассмотрим устройство ГБЦ, ее функции и причины для ремонта. Также приведем пошаговые инструкции по снятию головки и замене прокладки, что поможет владельцам ВАЗ 2109 выполнить эту задачу самостоятельно и сэкономить на услугах автосервисов.
Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109
Конструкция головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ 2109 включает в себя следующие элементы:
- картер с камерой сгорания, где происходит воспламенение топливовоздушной смеси и размещены все компоненты ГБЦ;
- газораспределительный механизм (ГРМ), который включает клапаны, установленные под углом 7°30′ к оси цилиндра, а также привод ГРМ с распредвалом;
- резьбовые отверстия для свечей зажигания и форсунок;
- плоскости для установки впускного и выпускного коллекторов;
- прокладку, отделяющую ГБЦ от блока цилиндров.
Распределительный вал ГРМ ВАЗ-2109 изготавливается из чугуна и имеет пять опор, на нем расположены восемь кулачков для открытия клапанов. Приводится он в движение от шкива коленвала с помощью зубчатого ремня. В ГБЦ установлены седла и направляющие втулки клапанов. Внутренняя поверхность втулок имеет канавки для подачи смазки, а сверху они закрываются маслоотражающими колпачками.
Клапаны выполнены из стали, при этом головка впускного клапана изготовлена из жаропрочной стали. Впускной клапан имеет больший диаметр по сравнению с выпускным. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются с помощью специальных шайб, обладающих высокой износостойкостью. Толкатели клапанов представляют собой металлические стаканчики, которые перемещаются в отверстиях ГБЦ. Для повышения износоустойчивости их поверхность подвергается цементации.
Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2109 соединяется с блоком цилиндров при помощи специальной прокладки. Эта прокладка должна обеспечивать герметичность каналов системы охлаждения, маслопровода и камеры сгорания. Чтобы выдерживать высокие температуры и давления, она часто изготавливается из армированного металла.
Прокладка является одноразовой, и ее нельзя ремонтировать; если она вышла из строя, необходимо заменить. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 вполне осуществима своими руками.
Эксперты отмечают, что головка блока цилиндров (ГБЦ) на ВАЗ 2109 играет ключевую роль в работе двигателя. Она отвечает за распределение воздушно-топливной смеси и отвод отработанных газов, что напрямую влияет на эффективность и мощность мотора. Специалисты подчеркивают, что конструкция ГБЦ на этом автомобиле достаточно проста, что облегчает процесс ремонта и обслуживания. Однако, несмотря на это, важно следить за состоянием прокладок и клапанов, так как их износ может привести к серьезным проблемам. Кроме того, эксперты рекомендуют периодически проверять герметичность соединений, чтобы избежать потерь мощности и перегрева двигателя. Правильный уход за ГБЦ позволит значительно продлить срок службы автомобиля и улучшить его эксплуатационные характеристики.

Причины ремонта головки блока цилиндров
В подавляющем большинстве случаев ремонт ГБЦ производится не из-за поломки самой головки, а при выходе из строя элементов, связанных с головкой конструктивно. Это может быть выход из строя прокладки между головкой и блоком, которая является самой важной в двигателе. Она разделяет системы смазки и охлаждения, камеру сгорания и атмосферный воздух подкапотного пространства. Прогар может случиться на границе любых разделенных прокладкой систем:
- система охлаждения и атмосферный воздух;
- система смазки и атмосферный воздух;
- система охлаждения и система смазки;
- система охлаждения и камера сгорания.
Для каждой из этих неисправностей характерен свой набор симптомов. В случае попадания охлаждающей жидкости (ОЖ) в систему смазки, в расширительном бачке системы охлаждения появляется масляная пленка. О попадании ОЖ в систему смазки свидетельствует появление на масляном щупе водно-масляной эмульсии темно-коричневого цвета.
Следы ОЖ в моторном отсеке могут свидетельствовать о повреждении прокладки. Но если дело не в том, потребуется замена заглушки блока цилиндров. Прогар в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, хорошо слышному при работающем двигателе. О попадании тосола в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки обязательны при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ таких, как притирка клапанов, доработка ГБЦ ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ 2109.
Каждый раз, когда происходит любой ремонт головки, обязательна замена прокладки головки блока цилиндров.
| Деталь ГБЦ | Функция | Возможные неисправности |
|---|---|---|
| Корпус ГБЦ | Объединяет все элементы, образует камеры сгорания | Трещины, деформация, прогар |
| Клапаны (впускные/выпускные) | Регулируют подачу топливовоздушной смеси и отвод отработавших газов | Износ стержня, тарелки, прогар, неплотное прилегание |
| Седла клапанов | Обеспечивают герметичное прилегание клапанов | Износ, прогар, трещины |
| Направляющие втулки клапанов | Направляют движение клапанов | Износ, люфт, заклинивание |
| Пружины клапанов | Возвращают клапаны в закрытое положение | Ослабление, поломка |
| Тарелки пружин | Удерживают пружины клапанов | Деформация, износ |
| Сухари клапанов | Фиксируют тарелки пружин на стержне клапана | Износ, выпадение |
| Распределительный вал | Открывает и закрывает клапаны в нужный момент | Износ кулачков, шеек, деформация |
| Толкатели клапанов | Передают усилие от распредвала к клапанам | Износ, заклинивание, стук |
| Гидрокомпенсаторы (на некоторых модификациях) | Автоматически регулируют зазор в клапанном механизме | Стук, заклинивание, утечка масла |
| Сальники клапанов (маслосъемные колпачки) | Предотвращают попадание масла в камеру сгорания | Износ, затвердевание, утечка масла |
| Прокладка ГБЦ | Обеспечивает герметичность соединения ГБЦ с блоком цилиндров | Прогар, деформация, утечка охлаждающей жидкости/масла |
| Шпильки/болты крепления ГБЦ | Крепят ГБЦ к блоку цилиндров | Вытягивание, обрыв, ослабление затяжки |
| Свечи зажигания | Воспламеняют топливовоздушную смесь | Износ электродов, нагар, пробой изолятора |
| Форсунки (для инжекторных двигателей) | Распыляют топливо в камеру сгорания | Засорение, негерметичность, неправильный распыл |
| Впускной коллектор | Подает топливовоздушную смесь к впускным клапанам | Трещины, неплотное прилегание, утечки воздуха |
| Выпускной коллектор | Отводит отработавшие газы от выпускных клапанов | Трещины, прогар, неплотное прилегание |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о головке блока цилиндров (ГБЦ) на ВАЗ 2109:
-
Двухвальная конструкция: ГБЦ на ВАЗ 2109 имеет конструкцию с двумя распредвалами (DOHC), что позволяет более эффективно управлять впуском и выпуском газов. Это улучшает характеристики двигателя, увеличивая его мощность и крутящий момент по сравнению с однораспредвальными системами.
-
Материалы и охлаждение: ГБЦ на ВАЗ 2109 изготовлена из алюминиевого сплава, что обеспечивает легкость и хорошую теплопроводность. Это способствует более эффективному охлаждению двигателя, что особенно важно для высоких оборотов и нагрузок.
-
Совместимость с другими моделями: ГБЦ от ВАЗ 2109 имеет схожесть с ГБЦ других моделей ВАЗ, таких как ВАЗ 2110 и ВАЗ 2111. Это позволяет владельцам автомобилей легко находить запчасти и модифицировать свои двигатели, улучшая их производительность и надежность.

Снятие ГБЦ с блока цилиндров
Для демонтажа головки блока цилиндров (ГБЦ) с блока цилиндров вам понадобятся различные инструменты. Некоторые из них можно найти в любом гараже (например, отвертки и ключи), другие можно изготовить из подручных материалов (например, рычаг для воротка), а также приобрести или одолжить. Обязательно используйте динамометрический ключ, который позволяет затягивать болты и гайки с заданным моментом. Пока момент сопротивления болта не превышает установленное значение, ключ функционирует нормально. Как только сопротивление достигает этого значения, инструмент начинает проскальзывать.
Перед тем как снять ГБЦ, необходимо освободить двигатель от мешающих элементов. Следуйте следующему порядку действий:
- снимите воздушный фильтр;
- если у вас карбюраторный двигатель, отсоедините карбюратор; для инжекторного двигателя — инжектор;
- отсоедините выпускные трубы от коллектора;
- снимите распределитель зажигания;
- открутите крышку ГБЦ;
- снимите карбюратор и коллекторы.
Теперь переходите к демонтажу ГБЦ. Начните откручивать болты. Используйте рычаг воротка, так как болты могут быть сильно затянуты и прикипели из-за термических и механических нагрузок. Наденьте рычаг-усилитель на вороток и аккуратно открутите болты. После этого снимите рычаг и открутите все 10 болтов. Осторожно поднимите головку и снимите ее с блока.
Прокладка может остаться прилипшей либо к блоку, либо к головке. Не стоит пытаться сохранить ее целостность, так как она подлежит замене. Главное — сохранить контактные поверхности головки и блока. В сложных случаях рекомендуется использовать специальный состав для отмочки прилипших фрагментов.
После того как все части прокладки будут полностью удалены, обезжирьте поверхности блока и головки бензином.
Установка новой прокладки и монтаж головки
Поместите прокладку головки блока цилиндров на ее штатном месте. Добейтесь точного совмещения отверстий. Установите головку блока. Наживите все десять болтов. Если у мотора 8 клапанов, используйте новые болты, при 16 можете ставить годные старые.
Наступил момент затяжки головки. Эта операция ответственная и выполняется по специальной схеме. Схема затяжки предусматривает последовательную закрутку болтов от центра головки к периферии и чередование болтов ближнего и дальнего рядов. Порядок затяжки болтов таков:
- Динамометрическим ключом, выбирая болты для закручивания по схеме, затяните их с усилием 20 Нм.
- После этого динамометрическим ключом необходимо затянуть болты с усилием 80 Нм.
- Обычным воротком, выбирая болты для закручивания по схеме, поверните каждый на 90 градусов.
- Еще раз доверните каждый болт на 90 градусов воротком, выбирая болты по схеме. Затяжка на последнем этапе требует особой осторожности из-за риска сорвать болт.
При затяжке болтов не нужно принимать в расчет порядок работы цилиндров ВАЗ 2109. После затяжки всех болтов соберите ранее снятую навеску в порядке, обратном демонтажу. Замена прокладки головки блока цилиндров закончена.
Обслуживание и профилактика ГБЦ
Обслуживание и профилактика головки блока цилиндров (ГБЦ) являются важными аспектами, которые напрямую влияют на надежность и долговечность двигателя автомобиля ВАЗ 2109. ГБЦ выполняет несколько ключевых функций, включая обеспечение герметичности цилиндров, распределение воздуха и топлива, а также отвод отработанных газов. Поэтому регулярное внимание к этому компоненту может предотвратить серьезные поломки и улучшить общую производительность двигателя.
Первым шагом в обслуживании ГБЦ является регулярная проверка состояния прокладки. Прокладка ГБЦ обеспечивает герметичность между блоком цилиндров и головкой, и ее повреждение может привести к утечкам масла или охлаждающей жидкости, а также к перегреву двигателя. Рекомендуется проверять прокладку на наличие трещин, износа или других повреждений при каждом техническом обслуживании.
Следующим важным аспектом является проверка состояния клапанов и их седел. Клапаны должны свободно открываться и закрываться, обеспечивая правильный процесс впуска и выпуска. Регулярная проверка зазоров между клапанами и толкателями поможет избежать их заклинивания и преждевременного износа. При необходимости следует проводить регулировку зазоров, а также проверять состояние пружин клапанов.
Также стоит обратить внимание на состояние направляющих клапанов. Износ направляющих может привести к неправильной работе клапанов и увеличенному расходу масла. При обнаружении износа направляющих рекомендуется их заменять, чтобы избежать дальнейших проблем с работой двигателя.
Не менее важным является контроль за состоянием поверхности ГБЦ. Она должна быть ровной и чистой, без следов коррозии или повреждений. При необходимости поверхность можно обработать шлифовкой, чтобы восстановить ее геометрию. Это особенно актуально после замены прокладки или ремонта двигателя.
Регулярная замена масла и фильтров также играет важную роль в обслуживании ГБЦ. Масло смазывает движущиеся части двигателя, включая клапаны и распредвал, что снижает износ и предотвращает перегрев. Рекомендуется использовать качественное масло, соответствующее спецификациям производителя, и менять его каждые 7-10 тысяч километров пробега.
Наконец, стоит помнить о необходимости проверки системы охлаждения. Перегрев двигателя может привести к деформации ГБЦ и повреждению прокладки. Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости, состояния радиатора и термостата поможет избежать перегрева и продлить срок службы ГБЦ.
В заключение, регулярное обслуживание и профилактика головки блока цилиндров на ВАЗ 2109 являются залогом надежной работы двигателя. Следуя рекомендациям по проверке и замене ключевых компонентов, можно значительно увеличить срок службы автомобиля и избежать дорогостоящих ремонтов в будущем.
Вопрос-ответ
Как устроен ГБЦ?
Строение головки блока цилиндров несложное, несмотря на свою значимость в работе двигателя автомобиля. В его строение входят впускные и выпускные клапаны газораспределения, автомобильные свечи зажигания, если это бензиновый двигатель, или форсунки, если дизельный, а также блок камеры сгорания топливно-воздушной смеси.
С какой силой нужно затягивать ГБЦ на ВАЗ 2109?
Первая стадия: затягиваем в строгом порядке (схема ниже) с моментом 20 Н·м. Это нужно, чтобы головка «села» равномерно. Вторая стадия: докручиваем до 69–75 Н·м (ВАЗ рекомендует 69, но многие мастера дают 75 для надёжности). Я обычно ориентируюсь на 72 Н·м, чтобы не перегрузить резьбу.
В чем разница между ВАЗ 2109 и ВАЗ 21093?
ВАЗ-21093 — модификация с карбюраторным двигателем 1,5 литра. ВАЗ-21096 — модификация, аналогичная ВАЗ-2109, но с правосторонним расположением рулевой колонки. ВАЗ-21093i — модификация с инжекторным двигателем 1,5 литра (опытное производство с 1994, постоянное — с апреля 1998).
Как ведет себя машина при пробитой прокладке ГБЦ?
При пробитой прокладке головки блока цилиндров (ГБЦ) машина может проявлять различные симптомы, такие как перегрев двигателя, утечка охлаждающей жидкости, появление масла в системе охлаждения или наоборот, попадание охлаждающей жидкости в масло. Также могут возникнуть проблемы с работой двигателя, такие как потеря мощности, нестабильная работа на холостом ходу и образование белого дыма из выхлопной трубы.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с головкой блока цилиндров (ГБЦ) обязательно ознакомьтесь с технической документацией вашего автомобиля. Это поможет вам понять конструктивные особенности и требования к ремонту или замене ГБЦ на ВАЗ 2109.
СОВЕТ №2
При снятии ГБЦ используйте качественные инструменты и следуйте последовательности, указанной в руководстве по ремонту. Это поможет избежать повреждений как самой головки, так и других компонентов двигателя.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на состояние прокладки ГБЦ. Если вы заметили признаки перегрева или утечек, замените прокладку на новую, чтобы избежать серьезных проблем в будущем.
СОВЕТ №4
После установки ГБЦ проведите проверку на герметичность и убедитесь, что все крепежные элементы затянуты с нужным моментом. Это поможет избежать утечек и обеспечит надежную работу двигателя.
