В статье рассмотрим коробку передач (КПП) автомобиля Лада Приора: характеристики, возможные неисправности и их признаки. Узнаете о типах КПП, устанавливаемых на Приору, возможности замены на другие модели, а также получите пошаговый алгоритм демонтажа и установки узла. Эта информация будет полезна владельцам, желающим самостоятельно устранить неполадки, а также тем, кто планирует профилактический ремонт или замену КПП.
Характеристики КПП Лады Приора
Конструкция коробки передач Лады Приоры включает три ключевых элемента:
- картер сцепления;
- картер трансмиссии;
- задняя крышка картера КПП.
Эти элементы соединяются между собой с помощью болтов и дополнительно герметизируются. В поддоне установлен специальный магнит, который улавливает металлические частицы, возникающие в процессе эксплуатации. Первичный вал представляет собой узел, состоящий из нескольких шестерен, которые постоянно взаимодействуют с ведомыми шестернями всех скоростей. Вторичный вал имеет полую конструкцию и служит для подачи трансмиссионного масла. На нем располагаются все ведомые шестерни для передних скоростей.
В конструкции валов используются два типа подшипников: шариковые подшипники расположены сзади, а спереди – роликовые. Маслосборник предназначен для перенаправления потока масла в полую часть вала. Дифференциал выполнен в двухсателлитном исполнении, а шестерня главной передачи крепится к его фланцу.
Для обеспечения связи с внешней атмосферой предусмотрен сапун, который располагается в верхней части КПП.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что устранение неисправностей коробки передач (КПП) на модели Приора требует внимательного подхода и четкого следования алгоритму демонтажа узла. В первую очередь, необходимо обеспечить безопасность, отключив аккумулятор и подняв автомобиль на подъемнике. Далее, следует снять защиту картера и отсоединить все необходимые элементы, такие как карданный вал и сцепление.
После этого специалисты рекомендуют внимательно осмотреть состояние деталей на наличие износа или повреждений. При выявлении неисправностей, важно заменить только те компоненты, которые действительно требуют замены, чтобы избежать лишних затрат. В процессе сборки необходимо следить за правильной установкой всех элементов, что обеспечит надежную работу КПП в дальнейшем. Таким образом, соблюдение рекомендаций экспертов позволяет не только эффективно устранить неисправности, но и продлить срок службы коробки передач.
Особенности управления
Управление осуществляется через рычаг и ручку переключения между скоростями – кулису с чехлом. Для предотвращения случайного включения и отключения передач при езде в механизм интегрирована тяга реактивного типа. Одним концом она соединена с двигателем, а другим – с основанием рычага-переключателя. Некоторые водители для большей чувствительности устанавливают короткоходную кулису в качестве доработки. На одной стороне штока внутри закрепляется переключатель, который оказывает воздействие на механизм, он представляет собой отдельный агрегат и крепится к поддону. В кожухе устройства закреплены три оси:
- Первая служит для крепления переключателя выбора и включения скорости, а также двух блокировок из скоб.
- Вторая проходит через прорези в скобах и предотвращает их проворачивание.
- Третья крепит вилку включения задней скорости.
В КПП имеется специальный соленоид, осуществляющий блокировку самопроизвольного включения задней скорости. Средняя его часть имеет выступ и не допускает перемещения блокировочных скоб вдоль осей до положения включения задней скорости. На рукоятке рычага переключения передач размещен переключатель соленоида. Когда поднимется кольцо, происходит замыкание электрической цепи, и соленоид получает напряжение питания. Выступающая средняя часть при этом выдвигается внутрь, позволяя включить заднюю передачу. Если кольцо будет повреждено, или произойдет обрыв электроцепи, заднюю скорость включить будет нельзя.
Чтобы иметь возможность добраться до ближайшего автосервиса, нужно демонтировать соленоид из картера КПП и на его место установить пробку, фиксирующую вилку переключения передач. При этом есть риск включить вместо первой заднюю передачу и наоборот, поэтому следует соблюдать осторожность.
После устранения неисправностей необходимо долить масло в картер, так как его часть вытечет при демонтаже соленоида.
| Неисправность КПП Приоры | Возможные причины | Алгоритм демонтажа КПП |
|---|---|---|
| Затрудненное переключение передач | Недостаточный уровень масла в КПП, износ синхронизаторов, неисправность механизма выбора передач, износ сцепления | 1. Отключить аккумулятор. 2. Слить масло из КПП. 3. Отсоединить тяги привода КПП. 4. Отсоединить электрические разъемы. 5. Открутить болты крепления КПП к двигателю. 6. Открутить болты крепления КПП к кузову. 7. Снять КПП с автомобиля. |
| Выбивает передачи | Износ шестерен, износ вилок переключения передач, ослабление крепления КПП, неисправность синхронизаторов | 1. Отключить аккумулятор. 2. Слить масло из КПП. 3. Отсоединить тяги привода КПП. 4. Отсоединить электрические разъемы. 5. Открутить болты крепления КПП к двигателю. 6. Открутить болты крепления КПП к кузову. 7. Снять КПП с автомобиля. |
| Шум в КПП | Недостаточный уровень масла в КПП, износ подшипников, износ шестерен, неисправность дифференциала | 1. Отключить аккумулятор. 2. Слить масло из КПП. 3. Отсоединить тяги привода КПП. 4. Отсоединить электрические разъемы. 5. Открутить болты крепления КПП к двигателю. 6. Открутить болты крепления КПП к кузову. 7. Снять КПП с автомобиля. |
| Течь масла из КПП | Износ сальников, повреждение прокладок, трещины в корпусе КПП, ослабление крепления КПП | 1. Отключить аккумулятор. 2. Слить масло из КПП. 3. Отсоединить тяги привода КПП. 4. Отсоединить электрические разъемы. 5. Открутить болты крепления КПП к двигателю. 6. Открутить болты крепления КПП к кузову. 7. Снять КПП с автомобиля. |
| Отсутствие включения передач | Неисправность сцепления, обрыв тяг привода КПП, износ вилок переключения передач, поломка механизма выбора передач | 1. Отключить аккумулятор. 2. Слить масло из КПП. 3. Отсоединить тяги привода КПП. 4. Отсоединить электрические разъемы. 5. Открутить болты крепления КПП к двигателю. 6. Открутить болты крепления КПП к кузову. 7. Снять КПП с автомобиля. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с устранением неисправностей коробки передач (КПП) автомобиля Лада Приора и алгоритмом демонтажа узла:
-
Типичные неисправности: Одной из самых распространенных проблем с КПП Приоры является затрудненное переключение передач. Это может быть связано с износом синхронизаторов, недостатком масла или повреждением сцепления. Регулярная диагностика и замена масла могут значительно продлить срок службы коробки передач.
-
Алгоритм демонтажа: При демонтаже КПП важно следовать четкому алгоритму, чтобы избежать повреждений. Обычно процесс включает в себя отключение аккумулятора, снятие карданного вала, отсоединение тросов и проводов, а также крепежных болтов. Важно помнить, что для облегчения работы лучше всего использовать подъемник или домкрат, чтобы обеспечить доступ к узлам.
-
Специфика конструкции: КПП Лады Приоры имеет конструкцию, которая позволяет проводить ремонт и замену отдельных деталей без необходимости полной замены узла. Это делает процесс устранения неисправностей более экономичным и менее трудоемким, что особенно важно для владельцев автомобилей, стремящихся сэкономить на ремонте.
Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания и правильного подхода к ремонту КПП, что может значительно улучшить эксплуатационные характеристики автомобиля.
Неисправности КПП Лады Приора и их устранение
Механическая трансмиссия Лады Приоры имеет свои недостатки и подвержена ряду типичных неисправностей. Можно выделить общие проблемы, характерные для всех механических коробок передач. Эти неисправности условно делятся на две категории: поломки внутри коробки и неисправности в механизме переключения передач. К первым относятся:
- повреждения муфт синхронизаторов и их шлицевых соединений;
- износ зубьев шестерен;
- утечки масла и снижение его уровня в картере;
- износ подшипников на валах (первичном, промежуточном и вторичном);
- деформация и повреждение сальников;
- ненадежные соединения.
Что касается поломок в механизме переключения передач, то сюда можно отнести:
- дефекты приводной тяги – она может быть повреждена, ослаблена, болтаться, закиснуть или износиться;
- износ штока и люфт в механизмах;
- деформация или износ блокирующего механизма;
- износ вилки.
Наиболее распространенные причины возникновения тех или иных неисправностей КПП и механизма переключения:
- нарушение правил эксплуатации – недостаточный уровень масла, использование некачественного смазочного материала, эксплуатация с неисправным сцеплением;
- низкокачественные запчасти;
- естественный износ деталей;
- неправильное техническое обслуживание и ремонт, выполненные неквалифицированными специалистами.
О неисправностях в КПП можно судить по ряду признаков:
- коробка передач издает шум;
- передачи включаются с трудом;
- самопроизвольное включение передач (вылет передач);
- передачи не включаются или включаются с трудом, сопровождаясь посторонними звуками, машина дергается при движении;
- КПП шумит, но шум исчезает при нажатии на педаль сцепления;
- посторонние звуки при переключении передач – скрежет, хруст, визг, дребезг, скрип, вибрация;
- утечка масла.
При диагностике важно помнить, что один и тот же симптом может указывать на несколько неисправностей одновременно. Установить точную причину можно только после снятия и разборки коробки передач. Для выполнения ремонтных работ и определения изношенных или поврежденных деталей необходимы квалификация и опыт.
Многие неисправности могут быть связаны с проблемами сцепления, так как эти два устройства тесно связаны в механизме переключения передач. Поэтому для диагностики поломок требуется соответствующая квалификация, как и для ремонта, дефектовки и установки новых деталей.
Способ устранения неисправностей остается неизменным: разборка узла, замена поврежденных деталей и регулировка зазоров.
Демонтаж и установка КПП Лады Приора
Для работы понадобится набор инструментов:
- отвёртки;
- набор торцевых головок;
- гаечные ключи;
- монтажные лопатки;
- молоток;
- заглушка для отверстия привода (внутренний ШРУС).
Перед тем как начинать демонтаж, следует слить масло из картера КПП. Схема действий по снятию коробки выглядит примерно одинаково, отличается алгоритм только при демонтаже роботизированной КПП:
- Найти под торпедо гайку оболочки привода отключения и открутить её ключом на 8 мм, затем отсоединить упор троса от держателя педали сцепления.
- Снять с педали сцепления короб устройства компенсации и кольцо, для этого нужно поддеть корпус плоской отвёрткой.
- Со стержня педали снять пластиковую втулку (фторопластовый материал), при ее износе или видимых дефектах поможет замена детали, перед установкой деталь смазать Литолом.
- Из прорези в передке щитка извлечь уплотнитель тросикового привода (в подкапотном пространстве).
- Достать наконечник, для этого нужно потянуть его по ходу движения автомобиля.
- Открутить крепежную гайку наконечника проводного троса, она крепится к кронштейну, который установлен на КПП ключом или головкой на 17 мм.
- Из отверстия извлечь наконечник троса, затем, потянув, вытянуть трос.
- Отжать защелку и демонтировать фишку с датчика скорости.
- При помощи торцевого ключа открутить три крепежных болта верхней крышки поддона и снять ее.
- Под мотор установить надёжную и прочную опору (можно его вывесить при помощи подходящих приспособлений);
- Открутить крепеж задней подушки (опоры) силовой установки к кронштейну с помощью ключа или головки с трещоткой на 15 мм.
- Снять ограничитель задней подушки двигателя.
- Открутить два болта крепления опоры двигателя к кузову (задняя подушка).
- Снять заднюю опору.
- Снять ограничитель подушки снизу.
- Открутить и извлечь крепежи кронштейна опоры двигателя сзади на картере КПП.
- При помощи ключа на 8 мм открутить болт крепления сверху, затем демонтировать заднюю опору двигателя и кронштейн.
- Отстегнуть фиксатор и снять фишку проводов с датчика включения задней скорости (датчик включения сигнального света заднего хода).
- Открутить крепёжный болт короба шарнира привода переключения скоростей.
- Снять тягу переключателя вместе с корпусом шарнира.
- Открутить крепежи реактивной тяги.
- Демонтировать декоративные накладки или колпаки с передних колес (если речь идёт о штампованных дисках).
- Поддев отвёрткой, снять защитный колпак гайки ступицы.
- Расконтрировать ступичные гайки путем выравнивания.
- Ослабить колесные болты и при помощи головки на 30 открутить ступичную гайку. Для ее откручивания следует приложить значительное усилие, рекомендуется дополнить вороток головки обрезком трубы в качестве удлинителя и усилителя одновременно.
- При откручивании колёсных и ступичных крепежных элементов ТС должно находиться всеми колесами на площадке, затяжка всех крепежей проводится так же.
- Поднять ручку стояночного тормоза и зафиксировать автомобиль, под задние колеса установить упоры для предотвращения случайного откатывания. Вывесить переднюю часть и подставить прочные, надёжные опоры. Снять оба колеса спереди и выкрутить ступичные гайки. Рекомендуется заменить гайки на новые при обратной сборке.
- Демонтировать поворотные кулаки, перед этим следует открутить крепежи шаровых опор.
- Из ступицы извлечь хвостовик, одновременно с этим отодвигать на себя в наружную сторону переднюю амортизационную стойку. Для снятия левого привода следует вывернуть руль в крайнее правое положение, соответственно, при снятии правого привода – вывернуть в крайнее левое.
- После снятия левого привода на освободившееся место должна быть поставлена специальная заглушка, если этого не сделать, шестерни сместятся, и установить ШРУСы на место станет невозможно.
- Выпрессовать правый привод.
- Снять привод справа.
- Подставить под коробку передач прочную опору.
- Открутить крепежные болты, которыми КПП крепится к двигателю.
- Открутить нижний правый и нижний левый болт крепления КПП к силовой установке.
- Сдвинуть коробку передач назад, насколько это возможно, и убрать из-под нее опору, одновременно удерживая КПП.
На этом демонтаж закончен, осталось спустить узел и приступить к дальнейшей разборке, дефектовке и сборке с новыми деталями. Установка проводится в порядке, обратном снятию. После монтажа нужно залить новое трансмиссионное масло до оптимального уровня. Для надёжности допускается перелив выше максимальной отметки на 100-200 мл. Это объясняется высоким расположением пятой передачи, которой часто не хватает смазки.
КПП Лады Приоры – не самая лучшая, но вместе с тем имеет простое устройство и может ремонтироваться в гаражных условиях своими руками, если есть определенные знания и навыки подобных работ. Для удобства лучше заниматься демонтажем вместе с помощником. КПП – тяжелый узел, и при снятии без страховки можно запросто его уронить на себя, получив травму.
Советы по профилактике неисправностей КПП Лады Приора
Для того чтобы избежать серьезных неисправностей в коробке передач (КПП) Лады Приора, необходимо следовать нескольким простым, но эффективным рекомендациям по профилактике. Эти советы помогут продлить срок службы узла и снизить вероятность возникновения проблем.
1. Регулярная замена масла
Одним из ключевых факторов, влияющих на работоспособность КПП, является качество и состояние трансмиссионного масла. Рекомендуется менять масло каждые 30 000 — 50 000 километров пробега, в зависимости от условий эксплуатации. Используйте только рекомендованные производителем масла, так как они обеспечивают оптимальную защиту и смазку.
2. Проверка уровня масла
Регулярно проверяйте уровень масла в КПП. Низкий уровень может привести к перегреву и износу деталей. Уровень масла следует проверять на холодном двигателе, чтобы избежать ошибок в измерениях. Если уровень масла ниже нормы, добавьте необходимое количество, но не превышайте максимальную отметку.
3. Избегание резких стартов и торможений
Резкие старты и торможения негативно сказываются на состоянии КПП. Постарайтесь избегать агрессивного вождения, особенно в условиях городского трафика. Плавное ускорение и торможение помогут снизить нагрузку на трансмиссию и продлить срок ее службы.
4. Проверка состояния сцепления
Состояние сцепления напрямую влияет на работу КПП. Регулярно проверяйте его на наличие износа и корректность регулировки. Если вы заметили, что сцепление начинает буксовать или не полностью disengage, это может привести к повреждению коробки передач. В таком случае рекомендуется немедленно обратиться к специалисту.
5. Своевременное устранение неисправностей
Если вы заметили какие-либо необычные звуки, вибрации или трудности при переключении передач, не откладывайте диагностику. Чем раньше будет выявлена проблема, тем меньше вероятность серьезных повреждений. Регулярные осмотры и диагностика помогут выявить потенциальные неисправности на ранних стадиях.
6. Использование качественных запчастей
При необходимости замены деталей КПП используйте только оригинальные или качественные аналоги. Некачественные запчасти могут привести к быстрому износу и новым неисправностям. Всегда проверяйте совместимость запчастей с вашей моделью автомобиля.
7. Обучение правильной эксплуатации
Обучите всех водителей, которые будут управлять вашим автомобилем, правильной эксплуатации КПП. Знание особенностей работы трансмиссии и правильные навыки вождения помогут избежать многих проблем. Например, не следует переключать передачи на высоких оборотах двигателя, так как это может привести к повреждению коробки.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно снизить риск возникновения неисправностей в КПП Лады Приора и обеспечить надежную работу автомобиля на протяжении многих лет.
Вопрос-ответ
Сколько стоит перебрать коробку Приора?
Цены на ремонт, обмен и продажу КПП Приора. Ремонт КПП Приора — 8000 р. Продажа перебранной КПП Приора — 17000/19000 р.
Можно ли самому снять коробку передач?
Работы, связанные с МКПП, можно провести самостоятельно. Это сократит расходы, повысит самооценку. Важно знать устройство узла, разбираться в технических нюансах, понимать, как снять коробку. Если принято решение своими силами демонтировать МКПП, рекомендуется изучить инструкцию, ознакомиться с видеоматериалами.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Это поможет вам понять особенности конструкции КПП и избежать возможных ошибок при демонтаже.
СОВЕТ №2
Подготовьте все необходимые инструменты заранее. Вам понадобятся ключи, отвертки, домкрат и другие специализированные инструменты. Это сэкономит время и сделает процесс более эффективным.
СОВЕТ №3
Обязательно сделайте фотографии или запишите последовательность снятия деталей. Это поможет вам правильно собрать КПП обратно и избежать путаницы с крепежами и соединениями.
СОВЕТ №4
Не забывайте о безопасности. Используйте защитные очки и перчатки, а также убедитесь, что автомобиль надежно зафиксирован на подъемнике или домкрате, чтобы избежать травм во время работы.


