В статье рассмотрим проблему отсутствия искры на свечах зажигания у владельцев ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем. Понимание причин пропадания искры и алгоритм проверки помогут быстро диагностировать и устранить неполадки, обеспечив надежную работу автомобиля. Эта информация будет полезна как опытным автомобилистам, так и новичкам, желающим разобраться в устройстве своего автомобиля.
Как на свече образуется искра
При повороте ключа в замке зажигания вы запускаете стартер. Его задача заключается в том, чтобы соединить шестерню с маховиком, что позволяет передать крутящий момент. Как только соединение установлено и момент передан, ключ возвращается в исходное положение. В этот промежуток времени, пока ключ находится в повёрнутом состоянии, происходит ряд процессов, в результате которых на свечах зажигания возникает искра.
Маховик крепится к коленчатому валу и обеспечивает его вращение. Через ремень ГРМ вращательное движение передаётся на распределительный вал. Одновременно с ним, с той же частотой, вращается вал, на котором установлен бегунок трамблёра (распределителя зажигания). В процессе вращения цилиндрического экрана создаётся электромагнитное поле (ЭМП), величина напряжения которого фиксируется датчиком Холла. Затем в работу вступает коммутатор, который преобразует напряжение до необходимого уровня и передаёт его на первичную обмотку катушки зажигания.
Внутри катушки формируется электродвижущая сила, которая выходит через центральный электрод. Отсюда импульс поступает на центральный провод распределителя, к которому подключены четыре свечи зажигания. Трамблёр вращается, замыкая контакт поочередно с каждой из свечей. Свечи установлены в головке блока цилиндров, и их электроды находятся в камере сгорания.
В результате замыкания на свечах создаётся напряжение в диапазоне 10–15 кВ. Этого уровня достаточно, чтобы между центральным и боковым электродом свечи возникла искра.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что отсутствие искры у карбюраторного ВАЗ 2109 может быть вызвано несколькими факторами. Прежде всего, стоит проверить состояние свечей зажигания. Изношенные или загрязненные свечи могут препятствовать образованию искры. Также важным элементом является катушка зажигания; ее неисправность часто приводит к отсутствию искры. Необходимо обратить внимание на проводку и соединения, так как коррозия или повреждения могут нарушить электрический контакт. Кроме того, эксперты рекомендуют проверить систему зажигания на наличие коротких замыканий и убедиться в исправности распределителя зажигания. Комплексный подход к диагностике поможет быстро выявить и устранить проблему.

Основные причины отсутствия зажигания
Принцип работы понятен. Все неисправности системы зажигания ВАЗ 2109 связаны с выходом из строя одного из вышеназванных элементов. Если пропала искра на ВАЗ 2109 карбюратор, значит, имеется неисправность:
- коммутатора;
- датчика Холла;
- ремня ГРМ;
- катушки зажигания;
- группы контактов замка зажигания;
- контактов крышки трамблера;
- свечей («залитые», обгоревшие);
- проводки цепи.
Если неисправен коммутатор, то величина напряжения на катушку не преобразуется. Вышедший из строя датчик Холла не подает ток на коммутатор. В случае обрыва ремня ГРМ работа системы сбивается, ЭМП не образуется. Сломанная катушка останавливает ход цепи на себе, контакт распределителя не получает напряжения. Поврежденные контакты крышки трамблёра не дают подать напряжение на свечу.
Электроды свечей могут не образовывать искру из-за нагара или влаги на них. Бывает, что виновник — первый элемент цепи: замок зажигания. Поломка в его контактной группе не запускает стартер. Также возможен вариант, когда произошло банальное повреждение проводки, из-за чего связь элементов пропадает.
Если нет искры ВАЗ 2109 инжектор, процесс поиска поломки гораздо сложнее. Ведь устройство системы предполагает наличие отдельного модуля зажигания, управляемого ЭБУ.
| Причина отсутствия искры | Диагностика | Решение |
|---|---|---|
| Неисправность коммутатора | Проверить наличие напряжения на коммутаторе, проверить сопротивление обмоток коммутатора, попробовать заменить на заведомо исправный. | Замена коммутатора. |
| Неисправность катушки зажигания | Проверить сопротивление первичной и вторичной обмоток катушки, проверить наличие искры на центральном проводе катушки (при отсоединенном трамблере). | Замена катушки зажигания. |
| Неисправность трамблера (распределителя зажигания) | Проверить состояние бегунка и крышки трамблера (трещины, нагар), проверить работу датчика Холла (если установлен), проверить люфт вала трамблера. | Замена бегунка, крышки трамблера, датчика Холла, или трамблера в сборе. |
| Неисправность свечей зажигания | Выкрутить свечи, осмотреть на предмет нагара, трещин, проверить зазор. Попробовать заменить на новые. | Замена свечей зажигания. |
| Неисправность высоковольтных проводов | Осмотреть провода на предмет повреждений изоляции, проверить сопротивление проводов. | Замена высоковольтных проводов. |
| Обрыв или короткое замыкание в проводке системы зажигания | Проверить целостность всех проводов, идущих к коммутатору, катушке, трамблеру. | Восстановление или замена поврежденных участков проводки. |
| Неисправность замка зажигания | Проверить наличие напряжения на контактах замка зажигания в положении «зажигание». | Замена контактной группы замка зажигания или замка в сборе. |
| Неисправность датчика Холла (если установлен в трамблере) | Проверить напряжение на выводах датчика Холла при прокручивании стартером. | Замена датчика Холла. |
| Неисправность массы двигателя/кузова | Проверить надежность крепления всех массовых проводов. | Зачистка контактов, надежное крепление массовых проводов. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с проблемой отсутствия искры у ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем:
-
Система зажигания: ВАЗ 2109 использует контактную систему зажигания, которая может быть подвержена различным неисправностям. Одной из распространенных причин отсутствия искры является износ контактной группы распределителя зажигания. Регулярная проверка и замена контактов могут существенно повысить надежность системы.
-
Проблемы с проводкой: В автомобилях старого поколения, таких как ВАЗ 2109, часто возникают проблемы с проводкой. Окисление или повреждение проводов, ведущих к катушке зажигания, может привести к отсутствию искры. Проверка целостности проводов и соединений может помочь выявить проблему.
-
Карбюратор и смесь: Хотя карбюратор напрямую не влияет на искру, его неправильная настройка может привести к проблемам с запуском двигателя. Если смесь слишком бедная или слишком богатая, это может затруднить воспламенение топлива, создавая иллюзию отсутствия искры. Правильная настройка карбюратора и проверка уровня топлива могут помочь в решении проблемы.
Эти факты подчеркивают важность комплексного подхода к диагностике и ремонту автомобиля, особенно старых моделей.
Начинаем проверку с катушки
Высоковольтный разряд поступает от катушки зажигания, поэтому её проверка должна быть первой в списке действий. Не стоит пытаться заводить автомобиль более трёх раз, так как это может разрядить аккумулятор, который необходим для проведения диагностики. Проверка катушки осуществляется следующим образом.
- Извлекаем бронепровод из крышки трамблёра.
- Надеваем защитные перчатки или используем плоскогубцы.
- Подносим контакт высоковольтного провода к массе.
- Второй человек включает зажигание.
Если возникает яркая синяя искра, значит, катушка исправна и вырабатывает разряд. Если вспышки нет или искра слабая, это указывает на возможные проблемы как в самой катушке, так и в элементах, предшествующих ей в цепи. Необходимо проверить работоспособность катушки, коммутатора, датчика Холла и замка зажигания.
| Этапы проверки | Действия |
| В первую очередь проверяем высоковольтный провод на целостность. | Устанавливаем мультиметр на отметку 20 кОм и подносим щупы к противоположным контактам провода. Прибор должен показать сопротивление в диапазоне 3,5–9 кОм. Если значение выходит за эти пределы, провод нужно заменить. |
| При нормальных показаниях переходим к тестированию катушки. Сначала проверяем сопротивление первичной обмотки. | Соединяем щупы тестера с клеммами В и К на катушке. Устанавливаем тестер на 20 Ом. Показания должны находиться в пределах 0,4 до 0,5 Ом. |
| Для проверки вторичной обмотки перемещаем щуп с клеммы К на высоковольтный выход. | Устанавливаем мультиметр на 20 кОм. Нормальные показания должны составлять 4-5 кОм. Если значения отличаются от нормы, катушку следует заменить. |
Если все показания в норме, продолжаем искать причину пропадания искры на ВАЗ 2109 с карбюратором.
Проверка коммутатора, датчика Холла и замка зажигания
Назад по цепи от катушки идет коммутатор преобразования напряжения. При помощи мультиметра этот прибор проверить нельзя. Поэтому необходимо произвести тестовую замену старого коммутатора новым. Рекомендовано возить с собой запасной прибор на такой случай. Если причина была именно в поломке коммутатора, то с новым прибором искра должна появиться. В случае её отсутствия поломку нужно искать в другом месте.
Возможно, датчик Холла несправен, поэтому нет искры на ВАЗ 2109 карбюратор. Проверить его при помощи тестера также не удастся. Поступаем так же, как и с коммутатором — устанавливаем новый. Сложность заключается в следующем: чтобы добраться до датчика, необходимо разобрать трамблёр.
Если и замена датчика не дала результата, проверяем замок зажигания. Выставляем мультиметр на 20 В. Один щуп соединяем с клеммой В, второй — с массой. Если аккумулятор заряжен, тестер должен показать 12 В. Если напряжение значительно меньше, налицо обрыв цепи контактной группы замка: либо оборван провод, либо сгорел предохранитель.
Ищем проблему или полностью заменяем замок.
Работоспособность трамблёра и свечей
Если на обратном участке цепи, который не связан с катушкой, все в порядке, то причина неисправности может заключаться в сбое трамблёра или свечей зажигания. Рекомендуется проверить контакты крышки трамблёра и бегунка. Все соединения должны быть чистыми, без черного налета, пятен, грязи, влаги и окисления. Если обнаружены загрязнения, их следует удалить. В случае повреждения крышки трамблёра, ее необходимо заменить.
Если трамблёр работает, но на ВАЗ 2109 все равно нет искры, стоит обратить внимание на состояние свечей. Избыточно обогащенная топливная смесь в камере сгорания может повредить их. Свечи могут покрываться копотью, что снижает проводимость и ухудшает контакт между электродами. В этом случае следует очистить свечи с помощью металлической щетки и отрегулировать подачу бензина в карбюраторе.
Свечи также могут быть «залиты». Это происходит, когда вы несколько раз пытаетесь завести двигатель с закрытой воздушной заслонкой (на подсосе) без успеха. В такой ситуации необходимо просушить свечи над огнем.
Проверка проводов зажигания и их соединений
При отсутствии искры на ВАЗ 2109, одной из первых задач является проверка проводов зажигания и их соединений. Проводка зажигания играет ключевую роль в процессе воспламенения топливной смеси, и любые неисправности в ней могут привести к проблемам с запуском двигателя.
Первым шагом в проверке проводов зажигания является визуальный осмотр. Необходимо внимательно изучить все провода на наличие видимых повреждений, таких как трещины, обрывы или коррозия. Особенно стоит обратить внимание на места, где провода могут тереться о металлические детали автомобиля, что может привести к их повреждению.
После визуального осмотра следует проверить целостность изоляции проводов. Для этого можно использовать мультиметр, установив его в режим измерения сопротивления. Необходимо отключить провода от катушки зажигания и проверить каждый провод по отдельности. Сопротивление должно быть в пределах нормы, обычно от 0,5 до 1,5 Ом на метр длины провода. Если сопротивление значительно выше, это может указывать на наличие повреждений.
Также важно проверить соединения проводов. Необходимо убедиться, что все разъемы надежно закреплены и не имеют коррозии. Коррозия на контактах может привести к плохому контакту и, как следствие, отсутствию искры. Для очистки контактов можно использовать специальный очиститель или мелкую наждачную бумагу, чтобы удалить окисление.
Не стоит забывать и о катушке зажигания, так как она также может быть причиной отсутствия искры. Провода, идущие от катушки, должны быть в хорошем состоянии, и их соединения также должны быть надежными. Если все проверки проводов и соединений не выявили проблем, стоит проверить саму катушку зажигания на работоспособность.
В заключение, проверка проводов зажигания и их соединений является важным этапом в диагностике проблемы отсутствия искры на ВАЗ 2109. Тщательный осмотр и тестирование помогут выявить неисправности и вернуть автомобиль в рабочее состояние.
Вопрос-ответ
В чем может быть проблема, если нет искры?
Если нет искры, то сломалась катушка, а если искра проявилась, то поломка связана с распределителем. Если виновницей неполадок является катушка, запчасть необходимо проверить на наличие механических повреждений и обгорелых частей, которые будут указывать на короткое замыкание.
Почему нет искры на карбюраторе?
Пропадает искра. Причины: трамблер с повреждениями бегунка, трещинами в крышке, нефункционирующими проводами; катушка зажигания с поломками в виде повреждений обмотки или межвиткового замыкания; провода высокого напряжения, не функционирующие из-за пробоя изоляции, оплавления жилы и т. д.
Что делать, если катушка не дает искру?
Если нет искры с катушки зажигания, то причина может скрываться во многих местах. Прежде всего, нужно проверить провод высокого напряжения, который должен быть в идеальном состоянии и без нарушения изоляции. В противном случае провод нужно заменить. Если проблема не решилась, то проверяем свечи зажигания.
Как понять, что катушка зажигания вышла из строя ВАЗ 2109?
Признаки неисправности катушки зажигания: двигатель не запускается, либо запускается с трудом. Пропуски зажигания при работе двигателя (мотор троит). Вялый разгон или временная потеря мощности (автомобиль начинает дёргаться).
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте состояние свечей зажигания. Если они загрязнены или изношены, это может привести к отсутствию искры. Замените свечи на новые, если они имеют видимые повреждения или следы нагара.
СОВЕТ №2
Убедитесь в исправности катушки зажигания. Проверьте, поступает ли напряжение на катушку, и при необходимости замените её. Также проверьте соединения проводов, чтобы исключить возможность плохого контакта.
СОВЕТ №3
Проверьте систему подачи топлива. Если карбюратор не получает достаточное количество топлива, это может повлиять на работу двигателя. Убедитесь, что топливный насос работает исправно и нет засоров в топливопроводах.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на систему зажигания. Проверьте, нет ли повреждений в проводах зажигания и распределителе. Если есть трещины или коррозия, это может привести к потере искры. Замените поврежденные элементы.

