Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Как выглядит система зажигания на ВАЗ 2109?

Система зажигания ВАЗ 2109 критически важна для работы двигателя, обеспечивая его эффективное функционирование и надежный запуск. Понимание принципов работы и устройства этой системы поможет владельцам «девятки» лучше разбираться в автомобиле и самостоятельно диагностировать неисправности. В статье рассмотрим основные компоненты системы зажигания, их функции и возможные проблемы, что поможет вам уверенно выполнять ремонт и обслуживание автомобиля.

Особенности работы разных систем зажигания

Зажигание на ВАЗ 2109 играет ключевую роль в процессе воспламенения воздушно-топливной смеси при запуске двигателя. Если система зажигания функционирует неправильно, это может привести к затруднениям при запуске и нестабильной работе двигателя, а также к значительному снижению его мощности при старте и разгоне. Кроме того, увеличивается расход топлива. Таким образом, важно постоянно контролировать исправность системы зажигания.

Следует отметить, что конструкции зажигания на «девятках» различаются в зависимости от типа подачи топлива. Хотя основные элементы системы зажигания схожи, различия заключаются в компонентах, отвечающих за распределение электрического заряда.

  1. В моделях с карбюратором используются катушка и распределитель.
  2. В инжекторных версиях установлен модуль распределения зажигания, состоящий из нескольких катушек и электронного контроллера.

Еще одно отличие заключается в настройке системы. В автомобилях с инжектором такая настройка не требуется, в то время как для карбюраторных моделей необходимо проводить ее вручную.

На «девятках» применяются два типа систем зажигания:

  • контактный;
  • бесконтактный с транзисторами.

Контактный тип устанавливается в карбюраторных версиях, а бесконтактный — в инжекторных. Использование бесконтактного зажигания предоставляет ряд преимуществ:

  1. Работа с датчиком Холла, что обеспечивает более стабильную работу системы и повышает ее общий КПД.
  2. Отсутствие контакта с рабочими органами и элементами системы, что увеличивает срок службы компонентов и упрощает их обслуживание.
  3. Эффективное распределение искры между свечами.
  4. Генерация мощной искры, что предотвращает сбои в работе системы.
  5. Снижение расхода топлива.
  6. Возможность функционирования даже при низком заряде аккумулятора.

Со временем контактный тип системы зажигания практически вышел из употребления, поэтому в дальнейшем мы сосредоточимся на бесконтактном варианте.

Система зажигания на ВАЗ 2109 представляет собой классическую конструкцию, которая сочетает в себе простоту и надежность. Эксперты отмечают, что основными компонентами этой системы являются катушка зажигания, распределитель, свечи зажигания и высоковольтные провода. Катушка преобразует низкое напряжение аккумулятора в высокое, необходимое для искрообразования. Распределитель, в свою очередь, направляет этот заряд к соответствующей свече, обеспечивая синхронизацию с работой двигателя. Свечи зажигания, как подчеркивают специалисты, играют ключевую роль в воспламенении топливной смеси, что напрямую влияет на эффективность работы мотора. В целом, система зажигания ВАЗ 2109 отличается высокой надежностью и доступностью запчастей, что делает ее популярной среди автолюбителей.

Катушка зажигания Б116 или Б114 Основная Ошибка При ПодбореКатушка зажигания Б116 или Б114 Основная Ошибка При Подборе

Как работает схема?

Бесконтактная система зажигания ВАЗ 2109 имеет довольно простой принцип работы, основанный на последовательном включении различных элементов в конструкцию. Электронные компоненты схемы регулируют образование и подачу искры к рабочим органам. Все это работает по следующему принципу:

  1. Вращение стартера приводит в движение распредвал, который, в свою очередь, запускает трамблер.
  2. В трамблере размещен датчик Холла, возле которого находится устройство с отверстием. Оно служит для создания сигнала под воздействием магнитного поля.
  3. Электрический сигнал от трамблера переходит на коммутатор.
  4. Из коммутатора энергия поступает на катушку из двух обмоток. Происходит многократное увеличение заряда, после чего тот поступает на распределитель зажигания.
  5. Ток распределяется по свечам, происходит воспламенение воздушно-топливной смеси.

Для правильного распределения искры происходит следующее:

  1. Датчик, размещенный возле коленвала, передает сигнал на устройства контроля системы.
  2. Контроллеры, в свою очередь, обрабатывают полученную информацию, и создают порядок подачи тока от катушек к свечам.
  3. Катушки создают искры — одну для поджигания воздушно-топливной смеси, вторую — холостую.

Элемент системы зажигания Назначение Признаки неисправности
Аккумуляторная батарея (АКБ) Источник питания для всех электрических систем автомобиля, в том числе и для системы зажигания. Недостаточный пусковой ток, быстрая разрядка, трудности с запуском двигателя.
Замок зажигания Включает и выключает подачу питания на систему зажигания и другие электрические цепи. Не поворачивается ключ, не включается зажигание, не запускается стартер.
Катушка зажигания Преобразует низкое напряжение бортовой сети в высокое напряжение, необходимое для образования искры на свечах. Пропуски зажигания, троение двигателя, снижение мощности, черный нагар на свечах.
Коммутатор (электронный блок управления зажиганием) Управляет моментом подачи высокого напряжения на катушку зажигания в зависимости от показаний датчиков. Отсутствие искры, нестабильная работа двигателя, провалы при разгоне.
Датчик Холла (датчик положения коленчатого вала) Определяет положение коленчатого вала и передает информацию коммутатору для определения момента зажигания. Отсутствие искры, двигатель не заводится, неровная работа двигателя.
Распределитель зажигания (трамблер) Распределяет высокое напряжение от катушки зажигания по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров. Пропуски зажигания, троение двигателя, нестабильные обороты, затрудненный запуск.
Высоковольтные провода Передают высокое напряжение от катушки зажигания к свечам. Пробои изоляции, утечка тока, пропуски зажигания, искрение под капотом.
Свечи зажигания Создают искру, воспламеняющую топливовоздушную смесь в цилиндрах двигателя. Затрудненный запуск, пропуски зажигания, снижение мощности, повышенный расход топлива, нагар на электродах.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о системе зажигания на ВАЗ 2109:

  1. Механизм зажигания: На ВАЗ 2109 используется контактная система зажигания, которая включает в себя распределитель зажигания, катушку и свечи. Контактная система обеспечивает надежное зажигание смеси в цилиндрах, но требует регулярного обслуживания, например, замены контактных групп и регулировки зазоров.

  2. Электронное зажигание: В более поздних моделях ВАЗ 2109 была внедрена электронная система зажигания, которая улучшила стабильность работы двигателя и повысила его мощность. Электронное зажигание обеспечивает более точное время зажигания смеси, что способствует снижению расхода топлива и уменьшению выбросов вредных веществ.

  3. Регулировка угла опережения зажигания: Угол опережения зажигания на ВАЗ 2109 можно регулировать вручную, что позволяет оптимизировать работу двигателя в зависимости от условий эксплуатации. Правильная настройка угла зажигания может значительно улучшить динамику автомобиля и его экономичность.

Катушка зажигания и модуль зажигания. В чём различия?Катушка зажигания и модуль зажигания. В чём различия?

Параметры схемы, ее компоненты

Система зажигания включает в себя следующие компоненты:

  • свечи зажигания;
  • коммутатор;
  • трамблер;
  • реле зажигания для модели ВАЗ 2109;
  • катушки;
  • выключатель;
  • устройство блокировки (предотвращает запуск нового цикла, пока предыдущий не завершен);
  • противоугонный механизм;
  • датчик Холла;
  • механизм датчика-распределителя (получает вращение от распредвала);
  • устройство автоматического отключения схемы, срабатывающее через 8 секунд;
  • выпрямитель тока;
  • система регулировки энергии в коммутаторе.

Максимальное значение заряда искры может достигать 26 000 Вольт. Искра поддерживается в течение 2 миллисекунд, что достаточно для того, чтобы причинить вред человеку. При проверке работоспособности схемы рекомендуется использовать специальную одежду и резиновые перчатки.

Что такое модуль зажигания? Модуль зажигания на автомобилях ВАЗ представляет собой объединение катушки, коммутаторов и ЭБУ, помещенных в один пластиковый корпус. Где его найти? Откройте капот автомобиля и найдите высоковольтные провода — на одном конце находятся свечи, а на другом — модуль.

Неправильная работа этого устройства может привести к невозможности запуска двигателя или его нестабильной работе. Модуль зажигания для ВАЗ 2109 с инжектором отвечает за создание искры и ее корректное распределение. Он оснащен вакуумным регулятором опережения зажигания, что исключает необходимость в его настройке, в отличие от моделей «девяток» с карбюратором.

Настройка СЗ

Установка зажигания на ваз 2109Установка зажигания на ваз 2109

Если у вас ВАЗ 2109 карбюратор, вам время от времени придется настраивать систему зажигания. Процедура эта не самая простая, она требует выполнения четких указаний. Порядок работы следующий:

  1. Берем руководство по своей «девятке» в руки, выставляем зазоры контактов в соответствии с рекомендованными значениями. Обычно это 0,45 мм.
  2. Угол опережения зажигания выставляется при помощи специального оборудования, этот момент упускаем.
  3. Подключаем высоковольтные провода, начинаем регулировку момента посередине хода.
  4. Устанавливаем свечу в первый цилиндр, включаем зажигание.
  5. Крутим шкив против часовой стрелки на 45°.
  6. Подключаем массу на свечу, поворачиваем шкив постепенно уже по направлению часовой стрелки до момента появления искры между электродами.
  7. Смотрим на метки крышки и шкива. Они должны быть на одном уровне.
  8. Чтобы метки совпадали, поворачиваем трамблер в нужную сторону.
  9. Если отметки не будут совпадать, зажигание будет либо опаздывать, либо включаться преждевременно, что недопустимо.
  10. Вращаем шкив и трамблер, пока не получим необходимый результат, после чего трамблер понадобится затянуть, а потом повернуть коленчатый вал на два оборота.
  11. Проверьте результат: если все работает нормально, заканчиваем регулировку.
  12. Нужно прогреть мотор, затем проехаться на скорости 40-50 км/ч, перейти на четвертую передачу и резко газануть. Если есть стук — зажигание сработало преждевременно, регулируем по новой.

В СТО мастера также могут провести настройку, поэтому если у вас не выходит ее выполнить самостоятельно, обратитесь туда.

Заключение по теме

Обращайте внимание на состояние свечей, отсутствие повреждений в проводах и надежность крепления различных компонентов схемы. Регулярно проводите диагностику всего автомобиля и не забывайте проверять электронику. Если следовать рекомендациям по эксплуатации системы зажигания вашей «девятки», она будет функционировать без сбоев на протяжении нескольких лет, прежде чем потребуется полная замена.

Типичные неисправности и их диагностика

Типичные неисправности системы зажигания

Система зажигания на ВАЗ 2109, как и любая другая автомобильная система, подвержена различным неисправностям, которые могут негативно сказаться на работе двигателя. Понимание типичных проблем и методов их диагностики поможет владельцам автомобилей своевременно выявлять и устранять неисправности.

1. Неисправности свечей зажигания

Свечи зажигания являются одним из ключевых компонентов системы зажигания. Их неисправности могут проявляться в следующих формах:

  • Засорение: Накопление углеродных отложений на электродах может привести к затруднению искрообразования.
  • Износ: Со временем электроды свечей могут изнашиваться, что также ухудшает их работу.
  • Неправильный зазор: Если зазор между электродами не соответствует норме, это может привести к пропускам зажигания.

Для диагностики состояния свечей зажигания необходимо их извлечь и визуально осмотреть. Если на электродах видны отложения, их следует очистить или заменить. Также стоит проверить зазор с помощью щупа.

2. Проблемы с катушкой зажигания

Катушка зажигания отвечает за преобразование низкого напряжения в высокое, необходимое для искрообразования. Основные неисправности катушки включают:

  • Обрыв обмотки: Это может привести к отсутствию искры на свечах зажигания.
  • Короткое замыкание: Может вызвать перегрев и выход катушки из строя.

Для диагностики катушки зажигания можно использовать мультиметр для проверки сопротивления обмоток. Нормальные значения должны соответствовать заводским характеристикам.

3. Проблемы с распределителем зажигания

Распределитель зажигания отвечает за распределение высокого напряжения к свечам. Возможные неисправности включают:

  • Износ контактной группы: Это может привести к плохому контакту и, как следствие, к пропускам зажигания.
  • Неисправности в механизме опережения зажигания: Это может привести к неправильному времени зажигания.

Для диагностики распределителя необходимо проверить состояние контактной группы и механизма опережения. Если контакты изношены, их следует заменить.

4. Проблемы с проводами зажигания

Провода зажигания могут подвергаться износу и повреждениям, что также может привести к проблемам в системе зажигания. Основные неисправности:

  • Перекрытие изоляции: Это может вызвать пробой и потерю искры.
  • Износ проводов: Со временем провода могут терять свои свойства, что также негативно сказывается на работе системы.

Для диагностики проводов зажигания необходимо визуально осмотреть их на наличие трещин и повреждений. Также можно использовать мультиметр для проверки целостности проводов.

Заключение

Система зажигания на ВАЗ 2109 требует регулярного обслуживания и диагностики. Знание типичных неисправностей и методов их выявления поможет владельцам автомобилей поддерживать систему в исправном состоянии и обеспечивать надежную работу двигателя.

Вопрос-ответ

Как работает зажигание ВАЗ-2109?

Весь процесс происходит следующим образом: в свече зажигания образуется искра. Затем от ее температуры воспламеняется топливно-воздушная смесь в камере сгорания. Энергия, вырабатываемая в ходе сгорания, как раз и приводит в движение поршни двигателя.

Как понять, что умер модуль зажигания ВАЗ-2109?

Признаки неисправности модуля зажигания: плавающие холостые обороты двигателя (их частота начинает меняться самопроизвольно), провалы в мощности, которые проявляются при наборе скорости или на затяжных подъемах, снижение мощности двигателя, отказ 1-го и 4-го или 2-го и 3-го цилиндров (двигатель «троит»).

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом работы с системой зажигания на ВАЗ 2109, обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя. Это поможет вам лучше понять устройство и принцип работы системы, а также избежать возможных ошибок при ремонте или замене компонентов.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте состояние свечей зажигания. Они играют ключевую роль в работе двигателя, и их замена может значительно улучшить его производительность и экономию топлива. Рекомендуется менять свечи каждые 15-20 тысяч километров пробега.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на состояние проводов зажигания. Износ или повреждение проводов может привести к сбоям в работе двигателя. Если вы заметили трещины или другие дефекты, замените провода на новые, чтобы избежать проблем с запуском и работой двигателя.

СОВЕТ №4

Не забывайте о регулярной проверке и настройке угла опережения зажигания. Неправильные настройки могут привести к ухудшению работы двигателя и увеличению расхода топлива. Используйте специальное оборудование для точной настройки, если у вас есть такая возможность.

Ссылка на основную публикацию
Похожее