Система зажигания ВАЗ 2109 критически важна для работы двигателя, обеспечивая его эффективное функционирование и надежный запуск. Понимание принципов работы и устройства этой системы поможет владельцам «девятки» лучше разбираться в автомобиле и самостоятельно диагностировать неисправности. В статье рассмотрим основные компоненты системы зажигания, их функции и возможные проблемы, что поможет вам уверенно выполнять ремонт и обслуживание автомобиля.
Особенности работы разных систем зажигания
Зажигание на ВАЗ 2109 играет ключевую роль в процессе воспламенения воздушно-топливной смеси при запуске двигателя. Если система зажигания функционирует неправильно, это может привести к затруднениям при запуске и нестабильной работе двигателя, а также к значительному снижению его мощности при старте и разгоне. Кроме того, увеличивается расход топлива. Таким образом, важно постоянно контролировать исправность системы зажигания.
Следует отметить, что конструкции зажигания на «девятках» различаются в зависимости от типа подачи топлива. Хотя основные элементы системы зажигания схожи, различия заключаются в компонентах, отвечающих за распределение электрического заряда.
- В моделях с карбюратором используются катушка и распределитель.
- В инжекторных версиях установлен модуль распределения зажигания, состоящий из нескольких катушек и электронного контроллера.
Еще одно отличие заключается в настройке системы. В автомобилях с инжектором такая настройка не требуется, в то время как для карбюраторных моделей необходимо проводить ее вручную.
На «девятках» применяются два типа систем зажигания:
- контактный;
- бесконтактный с транзисторами.
Контактный тип устанавливается в карбюраторных версиях, а бесконтактный — в инжекторных. Использование бесконтактного зажигания предоставляет ряд преимуществ:
- Работа с датчиком Холла, что обеспечивает более стабильную работу системы и повышает ее общий КПД.
- Отсутствие контакта с рабочими органами и элементами системы, что увеличивает срок службы компонентов и упрощает их обслуживание.
- Эффективное распределение искры между свечами.
- Генерация мощной искры, что предотвращает сбои в работе системы.
- Снижение расхода топлива.
- Возможность функционирования даже при низком заряде аккумулятора.
Со временем контактный тип системы зажигания практически вышел из употребления, поэтому в дальнейшем мы сосредоточимся на бесконтактном варианте.
Система зажигания на ВАЗ 2109 представляет собой классическую конструкцию, которая сочетает в себе простоту и надежность. Эксперты отмечают, что основными компонентами этой системы являются катушка зажигания, распределитель, свечи зажигания и высоковольтные провода. Катушка преобразует низкое напряжение аккумулятора в высокое, необходимое для искрообразования. Распределитель, в свою очередь, направляет этот заряд к соответствующей свече, обеспечивая синхронизацию с работой двигателя. Свечи зажигания, как подчеркивают специалисты, играют ключевую роль в воспламенении топливной смеси, что напрямую влияет на эффективность работы мотора. В целом, система зажигания ВАЗ 2109 отличается высокой надежностью и доступностью запчастей, что делает ее популярной среди автолюбителей.

Как работает схема?
Бесконтактная система зажигания ВАЗ 2109 имеет довольно простой принцип работы, основанный на последовательном включении различных элементов в конструкцию. Электронные компоненты схемы регулируют образование и подачу искры к рабочим органам. Все это работает по следующему принципу:
- Вращение стартера приводит в движение распредвал, который, в свою очередь, запускает трамблер.
- В трамблере размещен датчик Холла, возле которого находится устройство с отверстием. Оно служит для создания сигнала под воздействием магнитного поля.
- Электрический сигнал от трамблера переходит на коммутатор.
- Из коммутатора энергия поступает на катушку из двух обмоток. Происходит многократное увеличение заряда, после чего тот поступает на распределитель зажигания.
- Ток распределяется по свечам, происходит воспламенение воздушно-топливной смеси.
Для правильного распределения искры происходит следующее:
- Датчик, размещенный возле коленвала, передает сигнал на устройства контроля системы.
- Контроллеры, в свою очередь, обрабатывают полученную информацию, и создают порядок подачи тока от катушек к свечам.
- Катушки создают искры — одну для поджигания воздушно-топливной смеси, вторую — холостую.
| Элемент системы зажигания | Назначение | Признаки неисправности |
|---|---|---|
| Аккумуляторная батарея (АКБ) | Источник питания для всех электрических систем автомобиля, в том числе и для системы зажигания. | Недостаточный пусковой ток, быстрая разрядка, трудности с запуском двигателя. |
| Замок зажигания | Включает и выключает подачу питания на систему зажигания и другие электрические цепи. | Не поворачивается ключ, не включается зажигание, не запускается стартер. |
| Катушка зажигания | Преобразует низкое напряжение бортовой сети в высокое напряжение, необходимое для образования искры на свечах. | Пропуски зажигания, троение двигателя, снижение мощности, черный нагар на свечах. |
| Коммутатор (электронный блок управления зажиганием) | Управляет моментом подачи высокого напряжения на катушку зажигания в зависимости от показаний датчиков. | Отсутствие искры, нестабильная работа двигателя, провалы при разгоне. |
| Датчик Холла (датчик положения коленчатого вала) | Определяет положение коленчатого вала и передает информацию коммутатору для определения момента зажигания. | Отсутствие искры, двигатель не заводится, неровная работа двигателя. |
| Распределитель зажигания (трамблер) | Распределяет высокое напряжение от катушки зажигания по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров. | Пропуски зажигания, троение двигателя, нестабильные обороты, затрудненный запуск. |
| Высоковольтные провода | Передают высокое напряжение от катушки зажигания к свечам. | Пробои изоляции, утечка тока, пропуски зажигания, искрение под капотом. |
| Свечи зажигания | Создают искру, воспламеняющую топливовоздушную смесь в цилиндрах двигателя. | Затрудненный запуск, пропуски зажигания, снижение мощности, повышенный расход топлива, нагар на электродах. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о системе зажигания на ВАЗ 2109:
-
Механизм зажигания: На ВАЗ 2109 используется контактная система зажигания, которая включает в себя распределитель зажигания, катушку и свечи. Контактная система обеспечивает надежное зажигание смеси в цилиндрах, но требует регулярного обслуживания, например, замены контактных групп и регулировки зазоров.
-
Электронное зажигание: В более поздних моделях ВАЗ 2109 была внедрена электронная система зажигания, которая улучшила стабильность работы двигателя и повысила его мощность. Электронное зажигание обеспечивает более точное время зажигания смеси, что способствует снижению расхода топлива и уменьшению выбросов вредных веществ.
-
Регулировка угла опережения зажигания: Угол опережения зажигания на ВАЗ 2109 можно регулировать вручную, что позволяет оптимизировать работу двигателя в зависимости от условий эксплуатации. Правильная настройка угла зажигания может значительно улучшить динамику автомобиля и его экономичность.

Параметры схемы, ее компоненты
Система зажигания включает в себя следующие компоненты:
- свечи зажигания;
- коммутатор;
- трамблер;
- реле зажигания для модели ВАЗ 2109;
- катушки;
- выключатель;
- устройство блокировки (предотвращает запуск нового цикла, пока предыдущий не завершен);
- противоугонный механизм;
- датчик Холла;
- механизм датчика-распределителя (получает вращение от распредвала);
- устройство автоматического отключения схемы, срабатывающее через 8 секунд;
- выпрямитель тока;
- система регулировки энергии в коммутаторе.
Максимальное значение заряда искры может достигать 26 000 Вольт. Искра поддерживается в течение 2 миллисекунд, что достаточно для того, чтобы причинить вред человеку. При проверке работоспособности схемы рекомендуется использовать специальную одежду и резиновые перчатки.
Что такое модуль зажигания? Модуль зажигания на автомобилях ВАЗ представляет собой объединение катушки, коммутаторов и ЭБУ, помещенных в один пластиковый корпус. Где его найти? Откройте капот автомобиля и найдите высоковольтные провода — на одном конце находятся свечи, а на другом — модуль.
Неправильная работа этого устройства может привести к невозможности запуска двигателя или его нестабильной работе. Модуль зажигания для ВАЗ 2109 с инжектором отвечает за создание искры и ее корректное распределение. Он оснащен вакуумным регулятором опережения зажигания, что исключает необходимость в его настройке, в отличие от моделей «девяток» с карбюратором.
Настройка СЗ
Если у вас ВАЗ 2109 карбюратор, вам время от времени придется настраивать систему зажигания. Процедура эта не самая простая, она требует выполнения четких указаний. Порядок работы следующий:
- Берем руководство по своей «девятке» в руки, выставляем зазоры контактов в соответствии с рекомендованными значениями. Обычно это 0,45 мм.
- Угол опережения зажигания выставляется при помощи специального оборудования, этот момент упускаем.
- Подключаем высоковольтные провода, начинаем регулировку момента посередине хода.
- Устанавливаем свечу в первый цилиндр, включаем зажигание.
- Крутим шкив против часовой стрелки на 45°.
- Подключаем массу на свечу, поворачиваем шкив постепенно уже по направлению часовой стрелки до момента появления искры между электродами.
- Смотрим на метки крышки и шкива. Они должны быть на одном уровне.
- Чтобы метки совпадали, поворачиваем трамблер в нужную сторону.
- Если отметки не будут совпадать, зажигание будет либо опаздывать, либо включаться преждевременно, что недопустимо.
- Вращаем шкив и трамблер, пока не получим необходимый результат, после чего трамблер понадобится затянуть, а потом повернуть коленчатый вал на два оборота.
- Проверьте результат: если все работает нормально, заканчиваем регулировку.
- Нужно прогреть мотор, затем проехаться на скорости 40-50 км/ч, перейти на четвертую передачу и резко газануть. Если есть стук — зажигание сработало преждевременно, регулируем по новой.
В СТО мастера также могут провести настройку, поэтому если у вас не выходит ее выполнить самостоятельно, обратитесь туда.
Заключение по теме
Обращайте внимание на состояние свечей, отсутствие повреждений в проводах и надежность крепления различных компонентов схемы. Регулярно проводите диагностику всего автомобиля и не забывайте проверять электронику. Если следовать рекомендациям по эксплуатации системы зажигания вашей «девятки», она будет функционировать без сбоев на протяжении нескольких лет, прежде чем потребуется полная замена.
Типичные неисправности и их диагностика
Типичные неисправности системы зажигания
Система зажигания на ВАЗ 2109, как и любая другая автомобильная система, подвержена различным неисправностям, которые могут негативно сказаться на работе двигателя. Понимание типичных проблем и методов их диагностики поможет владельцам автомобилей своевременно выявлять и устранять неисправности.
1. Неисправности свечей зажигания
Свечи зажигания являются одним из ключевых компонентов системы зажигания. Их неисправности могут проявляться в следующих формах:
- Засорение: Накопление углеродных отложений на электродах может привести к затруднению искрообразования.
- Износ: Со временем электроды свечей могут изнашиваться, что также ухудшает их работу.
- Неправильный зазор: Если зазор между электродами не соответствует норме, это может привести к пропускам зажигания.
Для диагностики состояния свечей зажигания необходимо их извлечь и визуально осмотреть. Если на электродах видны отложения, их следует очистить или заменить. Также стоит проверить зазор с помощью щупа.
2. Проблемы с катушкой зажигания
Катушка зажигания отвечает за преобразование низкого напряжения в высокое, необходимое для искрообразования. Основные неисправности катушки включают:
- Обрыв обмотки: Это может привести к отсутствию искры на свечах зажигания.
- Короткое замыкание: Может вызвать перегрев и выход катушки из строя.
Для диагностики катушки зажигания можно использовать мультиметр для проверки сопротивления обмоток. Нормальные значения должны соответствовать заводским характеристикам.
3. Проблемы с распределителем зажигания
Распределитель зажигания отвечает за распределение высокого напряжения к свечам. Возможные неисправности включают:
- Износ контактной группы: Это может привести к плохому контакту и, как следствие, к пропускам зажигания.
- Неисправности в механизме опережения зажигания: Это может привести к неправильному времени зажигания.
Для диагностики распределителя необходимо проверить состояние контактной группы и механизма опережения. Если контакты изношены, их следует заменить.
4. Проблемы с проводами зажигания
Провода зажигания могут подвергаться износу и повреждениям, что также может привести к проблемам в системе зажигания. Основные неисправности:
- Перекрытие изоляции: Это может вызвать пробой и потерю искры.
- Износ проводов: Со временем провода могут терять свои свойства, что также негативно сказывается на работе системы.
Для диагностики проводов зажигания необходимо визуально осмотреть их на наличие трещин и повреждений. Также можно использовать мультиметр для проверки целостности проводов.
Заключение
Система зажигания на ВАЗ 2109 требует регулярного обслуживания и диагностики. Знание типичных неисправностей и методов их выявления поможет владельцам автомобилей поддерживать систему в исправном состоянии и обеспечивать надежную работу двигателя.
Вопрос-ответ
Как работает зажигание ВАЗ-2109?
Весь процесс происходит следующим образом: в свече зажигания образуется искра. Затем от ее температуры воспламеняется топливно-воздушная смесь в камере сгорания. Энергия, вырабатываемая в ходе сгорания, как раз и приводит в движение поршни двигателя.
Как понять, что умер модуль зажигания ВАЗ-2109?
Признаки неисправности модуля зажигания: плавающие холостые обороты двигателя (их частота начинает меняться самопроизвольно), провалы в мощности, которые проявляются при наборе скорости или на затяжных подъемах, снижение мощности двигателя, отказ 1-го и 4-го или 2-го и 3-го цилиндров (двигатель «троит»).
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с системой зажигания на ВАЗ 2109, обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя. Это поможет вам лучше понять устройство и принцип работы системы, а также избежать возможных ошибок при ремонте или замене компонентов.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние свечей зажигания. Они играют ключевую роль в работе двигателя, и их замена может значительно улучшить его производительность и экономию топлива. Рекомендуется менять свечи каждые 15-20 тысяч километров пробега.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на состояние проводов зажигания. Износ или повреждение проводов может привести к сбоям в работе двигателя. Если вы заметили трещины или другие дефекты, замените провода на новые, чтобы избежать проблем с запуском и работой двигателя.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулярной проверке и настройке угла опережения зажигания. Неправильные настройки могут привести к ухудшению работы двигателя и увеличению расхода топлива. Используйте специальное оборудование для точной настройки, если у вас есть такая возможность.
