Передняя подвеска ВАЗ 2109 обеспечивает стабильность, управляемость и комфорт во время поездки. Неисправности в этой системе могут ухудшить сцепление с дорогой и увеличить тормозной путь. В статье рассмотрим основные симптомы неисправности передней и задней подвески, что поможет владельцам ВАЗ 2109 своевременно выявлять и устранять проблемы, обеспечивая безопасность и долговечность автомобиля.
Независимая передняя подвеска — очень удобно
Передние колеса автомобиля Лада 2109 не имеют жесткой связи друг с другом. Конструкция передней подвески ВАЗ 2109 разработана так, что каждое колесо имеет свою собственную связь с рамой автомобиля. Этот подход называется независимой подвеской. Данная система уже давно зарекомендовала себя в автомобилестроении благодаря своему главному преимуществу: если одно переднее колесо подвергается внешнему воздействию (например, удару или яме), второе колесо не испытывает аналогичного воздействия.
Независимая подвеска на ВАЗ 2109 состоит из нескольких ключевых компонентов (на примере одного колеса):
- Упругий элемент — пружина.
- Демпфирующий элемент — амортизатор.
- Направляющий элемент — рычаг передней подвески ВАЗ 2109.
- Стабилизатор поперечной устойчивости.
- Поворотный кулак.
- Шаровые опоры.
- Шарнирные соединения.
- Кронштейны крепления.
В общей сложности можно выделить около пятидесяти элементов, которые составляют конструкцию передней подвески ВАЗ 2109. Здесь перечислены основные детали, которые непосредственно участвуют в смягчении колебаний автомобиля. Пружина предназначена для поглощения резких вертикальных ударов при движении. Существует два класса пружин по жесткости: А и В. На ВАЗ 2109 можно устанавливать пружины обоих классов, главное условие — одинаковые пружины на одной оси.
Под действием силы упругости, после того как пружина погасила удар, она продолжает находиться в движении. Чтобы амплитуда колебаний вернулась к нулю, потребуется некоторое время. Для быстрого гашения колебаний подвеска ВАЗ 2109 оборудована гидравлическим амортизатором.
Внутри амортизатора находится цилиндр с установленным штоком и поршнем. При наезде на неровность поршень опускается вниз и выдавливает масло. Когда пружина пытается продолжить колебания, поршень сталкивается с сопротивлением клапанов, и масло медленно сливается вниз, что одновременно приводит к затуханию колебаний.
Рычаги ВАЗ имеют шарнирную связь с колесом и передают внешние механические воздействия на пружину и амортизатор. Они соединены с колесом через поворотный кулак. Кулак, в свою очередь, крепится к рычагам с помощью шаровой опоры, что позволяет изменять угол наклона рычага, сохраняя при этом постоянное расстояние до колеса. Стабилизатор поперечной устойчивости предотвращает крен колес (отклонение от оси установки). При повороте, когда одно колесо наклоняется в сторону, стабилизатор начинает скручиваться и не позволяет колесу наклоняться.
В местах, где требуется гибкая связь, используются шарниры — сайлентблоки. Для обеспечения жесткого крепления применяются кронштейны.
Эксперты отмечают, что симптомы неисправности передней и задней подвески ВАЗ 2109 могут проявляться в различных формах. Одним из первых признаков является неравномерный износ шин, что может указывать на проблемы с геометрией подвески. Также стоит обратить внимание на стуки и посторонние звуки при движении, особенно на неровной дороге. Это может свидетельствовать о повреждении амортизаторов или других элементов подвески. Водители часто замечают ухудшение управляемости автомобиля, что также является тревожным сигналом. При наличии вибраций на руле или кузове следует немедленно провести диагностику, так как это может привести к серьезным последствиям. Регулярная проверка и обслуживание подвески помогут избежать дорогостоящего ремонта и обеспечат безопасность на дороге.

Проблемы с «передком»
Нужно регулярно наблюдать за состоянием деталей вашей подвески.
| Неисправности | В чём причина и что делать |
| Причиной небольших отклонений в работе могут быть незатянутые крепления или выход из строя какой-то мелкой детали. | Могут ослабнуть фиксирующие болты штанги стабилизатора либо гайки крепления верхней опоры (под капотом). Тогда ремонт подвески своими руками сводится к затягиванию креплений ключом. Также замены могут требовать изношенные подушки, резиновый компонент верхней опоры, сайлентблоки. |
| Более серьёзные неисправности — это чрезмерный износ шаровой опоры, пружины, буфера сжатия. | Ресурс шаровой при бережном обращении рассчитан на весь срок эксплуатации автомобиля. В таком случае необходимо как можно быстрее заменить поломанную деталь новой. Если проигнорировать эту проблему, могут пострадать другие элементы подвески. |
| Если у вашего ВАЗ 2109 после проезда ямы долго не проходят колебания, значит неисправность внутри амортизатора. | Скорее всего, нарушена герметичность клапанов, которые отвечают за сопротивление при ходе поршня вверх. |
Явный признак изношенных клапанов — наличие утечек жидкости на корпусе стойки. В таком случае необходимо не только заменить клапан. Надо пополнить запас масла в цилиндре.
Дополнительные проблемы с подвеской могут быть связаны с большой разницей давления в шинах, нарушениями в углах установки и балансировке колес. Необходимо следить за этими параметрами. Если упругость на одной стороне стала заметно меньше, срочно меняем пружину.
| Симптом неисправности | Возможная причина | Рекомендуемые действия |
|---|---|---|
| Стук или скрип при движении по неровностям | Износ амортизаторов, сайлентблоков, шаровых опор, опор стоек | Диагностика подвески, замена изношенных деталей |
| Увод автомобиля в сторону при движении | Неправильный сход-развал, износ сайлентблоков, шаровых опор, рулевых наконечников | Проверка и регулировка сход-развала, замена изношенных деталей |
| Раскачивание кузова при поворотах или торможении | Износ амортизаторов, пружин, стабилизатора поперечной устойчивости | Диагностика подвески, замена изношенных деталей |
| Неравномерный износ шин | Неправильный сход-развал, износ амортизаторов, пружин, сайлентблоков | Проверка и регулировка сход-развала, замена изношенных деталей |
| Увеличенный свободный ход рулевого колеса | Износ рулевых наконечников, рулевой рейки, шаровых опор | Диагностика рулевого управления, замена изношенных деталей |
| Проседание кузова | Износ пружин, амортизаторов | Диагностика подвески, замена изношенных деталей |
| Вибрация на рулевом колесе | Дисбаланс колес, износ ШРУСов, рулевых наконечников, шаровых опор | Балансировка колес, диагностика подвески и рулевого управления, замена изношенных деталей |
| Стук при повороте руля | Износ рулевых наконечников, шаровых опор, опор стоек | Диагностика рулевого управления и подвески, замена изношенных деталей |
| Скрип при проезде лежачих полицейских | Износ сайлентблоков, втулок стабилизатора | Диагностика подвески, замена изношенных деталей |
| Повышенный шум от подвески | Износ подшипников ступиц, амортизаторов, сайлентблоков | Диагностика подвески, замена изношенных деталей |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о симптомах неисправности передней и задней подвески ВАЗ 2109:
-
Неравномерный износ шин: Один из первых признаков неисправности подвески — это неравномерный износ шин. Если вы заметили, что шины изнашиваются быстрее с одной стороны, это может указывать на проблемы с геометрией подвески или изношенные элементы, такие как амортизаторы или пружины.
-
Странные звуки при движении: Если вы слышите стуки, скрипы или другие необычные звуки при проезде неровностей, это может быть признаком износа или повреждения элементов подвески, таких как шаровые опоры, сайлентблоки или амортизаторы. Эти звуки могут указывать на то, что подвеска не справляется с нагрузками.
-
Проблемы с управляемостью: Если автомобиль начинает «тянуть» в сторону при движении по прямой или возникают трудности с управлением, это может быть следствием неисправности передней подвески. Неправильная работа амортизаторов или изношенные элементы рулевого управления могут привести к ухудшению устойчивости автомобиля на дороге.
Эти симптомы могут помочь владельцам ВАЗ 2109 своевременно выявить и устранить проблемы с подвеской, что повысит безопасность и комфорт при вождении.

Сзади — зависимая подвеска
Поскольку «девятка» является переднеприводным автомобилем, задние колеса выступают в роли ведомых и не имеют возможности поворота. В связи с этим, конструкция задней подвески ВАЗ 2109 отличается от передней своей зависимой и упрощенной системой. Основные элементы этой конструкции включают:
- поперечную балку;
- продольные рычаги;
- пружины;
- амортизаторы;
- крепежные детали.
Схема задней подвески ВАЗ 2109 включает в себя центральную сварную балку, которая является ключевым несущим элементом. К концам этой балки приварены фланцы, к которым крепятся ступицы колес, внутри которых расположены подшипники скольжения. Это обеспечивает надежную связь между задними колесами. Подшипник в данной системе играет важную роль, и при появлении «люфта» его следует заменить.
Как и в передней оси, в задней части установлены пружины с амортизаторами. Они крепятся к балке с помощью болтов, а к кузову — через резинометаллические втулки. Пружины задней оси должны соответствовать тому же классу жесткости, что и передние. В качестве альтернативы, можно использовать более жесткие пружины класса В сзади, а спереди — класса А, но не наоборот.
Одним из самых популярных вариантов тюнинга подвески ВАЗ 2109 является установка пневматической системы для смягчения колебаний. В этом случае комфорт хода обеспечивается за счет электроники, компрессора и воздушных баллонов. Пневмоподвеска для ВАЗ 2109 — это дорогостоящее решение, но она значительно повышает уровень комфорта.
Ремонт задней подвески может понадобиться, если в задней части автомобиля появляются маслянистые подтёки. Это указывает на износ манжет и зеркал штока амортизатора. Если в задней подвеске слышен стук, это может свидетельствовать о износе или ослаблении креплений. Сильные удары в задней части автомобиля могут указывать на потерю упругости пружин, которые необходимо заменить. Если задняя часть ВАЗ 2109 начинает «водить» по сторонам, возможно, нарушены крепления поперечной балки к лонжеронам.
Задние амортизаторы можно легко проверить, нажав на багажник автомобиля. Если покачивание продолжается долго, демпферы следует снять и осмотреть. Возможно, проблема заключается в неисправности клапана, сальника или штока. При замене амортизатора на одном колесе также рекомендуется устанавливать новый агрегат на другое колесо.
Методы диагностики и проверки подвески
Диагностика и проверка подвески автомобиля ВАЗ 2109 являются важными этапами в поддержании его исправности и безопасности. Существует несколько методов, которые помогут выявить неисправности передней и задней подвески.
Визуальный осмотр — это первый и самый простой метод диагностики. При осмотре подвески необходимо обратить внимание на наличие видимых повреждений, таких как трещины, коррозия или деформация элементов. Также стоит проверить состояние амортизаторов: они не должны иметь утечек масла, а их корпус должен быть целым. Важно осмотреть все соединения и крепления, чтобы убедиться в отсутствии люфтов и износа.
Проверка на наличие стуков и шумов — еще один важный метод. При движении по неровной дороге или при выполнении маневров стоит прислушиваться к звукам, исходящим от подвески. Стуки, скрипы или другие необычные шумы могут указывать на износ или повреждение деталей. Например, стуки при проезде через ямы могут свидетельствовать о проблемах с амортизаторами или опорными подшипниками.
Тест на устойчивость и управляемость — это метод, который можно провести во время движения. Если автомобиль начинает «плавать» на дороге, плохо реагирует на повороты или уводит в сторону, это может быть признаком неисправности подвески. Также стоит обратить внимание на поведение автомобиля при торможении: если он наклоняется вперед или вбок, это может указывать на проблемы с амортизаторами или пружинами.
Проверка геометрии подвески — это более сложный, но необходимый метод диагностики. Неправильная геометрия может привести к неравномерному износу шин и ухудшению управляемости. Для проверки геометрии подвески обычно используется специальное оборудование, которое позволяет измерить углы установки колес и сравнить их с заводскими значениями.
Тестирование амортизаторов — это еще один важный аспект диагностики. Для этого можно провести тест «на отскок»: надавите на угол автомобиля и отпустите. Если автомобиль быстро возвращается в исходное положение, амортизаторы работают нормально. Если же он продолжает «подпрыгивать», это может указывать на их износ.
Каждый из этих методов диагностики может помочь в выявлении неисправностей передней и задней подвески ВАЗ 2109. Регулярная проверка состояния подвески позволит избежать серьезных поломок и обеспечит безопасность на дороге.
Вопрос-ответ
Как узнать, что подвеска автомобиля требует ремонта?
Симптомами неисправности подвески могут быть посторонние звуки при движении, такие как стуки или скрипы, а также ухудшение управляемости и устойчивости автомобиля. Если вы заметили, что машина стала «прыгать» на неровностях или уводить в сторону, это также может указывать на проблемы с подвеской.
Что делать, если я заметил симптомы неисправности подвески?
Если вы заметили симптомы неисправности, рекомендуется как можно скорее обратиться в автосервис для диагностики. Специалисты проверят состояние всех компонентов подвески и предложат необходимые меры по ремонту или замене деталей.
Как часто нужно проверять подвеску автомобиля?
Рекомендуется проверять состояние подвески не реже одного раза в год, а также после длительных поездок по плохим дорогам или при возникновении любых подозрительных симптомов. Регулярная проверка поможет предотвратить серьезные поломки и обеспечить безопасность на дороге.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте состояние подвески. Обратите внимание на любые необычные звуки при движении, такие как стуки или скрипы, которые могут указывать на износ деталей.
СОВЕТ №2
Следите за уровнем и состоянием амортизаторов. Если автомобиль начинает «прыгать» на неровностях или не возвращается в исходное положение после нажатия, это может быть признаком неисправности амортизаторов.
СОВЕТ №3
Проверяйте геометрию колес и их схождение. Неправильная установка может привести к неравномерному износу шин и ухудшению управляемости автомобиля.
СОВЕТ №4
Не игнорируйте визуальный осмотр подвески. Регулярно проверяйте состояние пружин, рычагов и других компонентов на наличие трещин, коррозии или других повреждений.
