Подвеска — ключевая система автомобиля, обеспечивающая комфорт и безопасность. В этой статье рассмотрим конструкцию подвески Лады Гранты (седан и лифтбек), правила эксплуатации и технического обслуживания. Вы узнаете о распространенных неисправностях и способах их устранения. Также обсудим тюнинг подвески для улучшения управляемости и комфорта. Эта информация будет полезна как опытным автомобилистам, так и новичкам, стремящимся оптимизировать характеристики своего автомобиля.
Особенности передней подвески Гранты
Передняя подвеска автомобиля является независимой, что означает, что при попадании одного из передних колес в яму второе колесо сохраняет своё положение. Для того чтобы оба колеса оставались в одной плоскости и вращались равномерно и параллельно на ровной дороге, между ними установлен стабилизатор. В передней части подвески Лады Гранты подшипник крепления располагается между пружиной амортизатора и кузовом. Это позволяет весу автомобиля полностью сосредоточиться на подшипнике, удерживая его в сжатом состоянии. Благодаря такой конструкции люфт сведен к минимуму, что устраняет посторонние шумы.
Независимая схема включает в себя гидравлические амортизаторы и два поперечных рычага, дополненные стабилизаторами поперечной устойчивости. Для усиления рычагов используются растяжки верхних опор передних стоек, которые, к сожалению, не устанавливаются на заводе, и автовладельцам приходится монтировать их самостоятельно. Пружина имеет коническую форму, а внутри располагается гидравлический амортизатор с переменным шагом витков.
Нижняя часть стойки соединена с поворотным кулаком. Конструкция передней подвески такова, что при повороте руля колеса вращаются вместе с поворотным кулаком, а пружина и амортизатор также поворачиваются, в то время как стойка амортизатора остается неподвижной. Эта особенность способствует увеличению срока службы амортизаторов.
Конструкторы усовершенствовали блок передних опор стоек, что позволило повысить их прочность и устранить скрипы, вибрации и дребезжание. Стабилизатор поперечной устойчивости остался прежним, он изготовлен из закаленной стали и крепится с обеих сторон к нижним рычагам, а в центре жестко соединен с кузовом.
Еще одной особенностью обновленной подвески Лады Гранты является увеличенный кастор, угол поворота управляемых колес составляет 2° 45`. Это решение имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, улучшается управляемость, и на высокой скорости автомобиль демонстрирует более высокую курсовую устойчивость. С другой стороны, для поворота руля требуется немного больше усилий. Рулевое управление также претерпело изменения:
- установленный электроусилитель рулевого механизма обеспечивает больший компенсирующий эффект;
- используется рулевая рейка с меньшим передаточным числом (короткая).
Обновления значительно улучшили управляемость автомобиля на различных скоростях. Руль стал более отзывчивым, а количество оборотов до полного поворота управляемых колес уменьшилось благодаря короткой рулевой рейке.
Некоторые владельцы выразили недовольство по поводу возвращения к стандартной системе подрессоривания от Калины. Поворотный угол остался прежним, а усилитель руля не используется. Однако это касается лишь базовых комплектаций.

Особенности задней подвески
Задняя подвеска Гранты одинакова для седана и лифтбека. Фактически, это та же балка с пружинами и амортизаторами, которая устанавливается на Калину, Самару и Самару 2. Вместо стабилизатора используется балка, а значит, конструкция зависимая. Конструктивно задняя часть системы подрессоривания осталась без изменений. Заглянув под днище, можно увидеть привычную картину – балку, закреплённую в полужестком положении. Крепится она к кузову при помощи шарниров.
На рычагах справа и слева закреплены опорные стойки (пружины с амортизатором). Несмотря на устаревшую схему, полужесткая балка со стойками имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- даже максимальная нагрузка фактически никак не влияет на ее поведение, что подтверждает высокий уровень энергоёмкости;
- техническое обслуживание даже по регламенту должно осуществляться раз в 100000 км, но этот срок увеличивается на весь период эксплуатации;
- замена деталей может осуществляться в гаражных условиях даже новичками.
У задней подвески Гранты есть особенность, отличающая ее отПриоры– сзади создан отрицательный развал задних колес в 1°. Сделано это для улучшения курсовой устойчивости автомобиля, но, учитывая конструктивные особенности системы подрессоривания, это решение не способно что-то существенно изменить.
| Особенность/Элемент подвески | Описание | Варианты тюнинга и их эффект |
|---|---|---|
| Передняя подвеска | Независимая, типа МакФерсон, со стабилизатором поперечной устойчивости. | Замена амортизаторов и пружин: Улучшение управляемости, снижение кренов, изменение клиренса (занижение/завышение). Установка более жестких стабилизаторов: Уменьшение кренов в поворотах, повышение устойчивости. Замена опор стоек: Улучшение отработки неровностей, снижение шума. |
| Задняя подвеска | Полузависимая, балка с продольными рычагами и торсионной балкой, со стабилизатором поперечной устойчивости (на некоторых комплектациях). | Замена амортизаторов и пружин: Улучшение комфорта, управляемости, изменение клиренса. Установка дополнительных стабилизаторов (если нет штатного): Повышение устойчивости, уменьшение кренов. Замена сайлентблоков балки: Улучшение отработки неровностей, снижение шума, повышение долговечности. |
| Тормозная система | Передние — дисковые вентилируемые, задние — барабанные (на большинстве комплектаций). | Установка дисковых тормозов на заднюю ось: Значительное улучшение эффективности торможения, повышение безопасности. Замена тормозных дисков и колодок на спортивные: Улучшение торможения, повышение устойчивости к перегреву. Установка армированных тормозных шлангов: Уменьшение «ватности» педали, повышение информативности. |
| Колесные диски и шины | Штатные размеры R13-R15. | Установка дисков большего диаметра (R16-R17): Улучшение внешнего вида, управляемости (за счет низкопрофильной резины), но возможно снижение комфорта. Выбор шин с улучшенными характеристиками: Повышение сцепления, управляемости, снижение шума. Установка проставок: Изменение вылета колес, расширение колеи (для улучшения устойчивости и внешнего вида). |
| Сайлентблоки и втулки | Резинометаллические элементы, соединяющие детали подвески. | Замена на полиуретановые: Значительное повышение жесткости подвески, улучшение управляемости, увеличение срока службы, но возможно снижение комфорта и появление скрипов. |
| Распорки и усилители кузова | Дополнительные элементы, повышающие жесткость кузова. | Установка передней верхней распорки: Улучшение управляемости, снижение деформации кузова в поворотах. Установка нижней распорки: Дополнительное усиление передней части кузова. Установка задней распорки: Улучшение управляемости, повышение жесткости задней части кузова. |
| Регулировка развал-схождения | Настройка углов установки колес. | Точная настройка под стиль вождения: Оптимизация управляемости, износа шин. Изменение углов для спортивной езды: Улучшение сцепления в поворотах, но возможен повышенный износ шин. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о подвеске Лады Гранты и ее тюнинге:
-
Универсальность конструкции: Подвеска Лады Гранты основана на передней независимой подвеске типа «МакФерсон» и задней полузависимой подвеске. Эта конструкция обеспечивает хорошую управляемость и комфорт на городских дорогах, что делает Гранту популярной среди автолюбителей, которые ищут баланс между ценой и качеством.
-
Тюнинг для улучшения управляемости: Многие владельцы Лады Гранты обращаются к тюнингу подвески для улучшения управляемости и снижения клиренса. Установка спортивных амортизаторов и пружин позволяет значительно улучшить устойчивость автомобиля на поворотах и снизить крен кузова, что особенно важно для любителей агрессивной езды.
-
Адаптация под разные условия: Тюнинг подвески Лады Гранты может включать в себя не только изменение жесткости, но и установку регулируемых амортизаторов, что позволяет водителю адаптировать настройки подвески под разные условия эксплуатации — от городских дорог до загородных трасс. Это делает Гранту более универсальным автомобилем для различных стилей вождения.
Основные неисправности
Чтобы выявить неисправности в подвеске Лады Гранты, не обязательно обращаться к профессионалам. Многие проблемы можно обнаружить самостоятельно. Основные неисправности подвески представлены в следующей таблице:

| При движении слышен стук в подвеске | |
| Гидравлические амортизаторы неисправны | Ремонт или замена стоек |
| Ослабли болты крепления штанги стабилизатора, резиновые подушки растяжки изношены | Затянуть болты и заменить сильно изношенные подушки |
| Ненадежное крепление верхней опоры стойки к кузову | Затянуть гайку крепления опоры |
| Резиновая втулка опоры амортизатора изношена или повреждена | Заменить деталь |
| Сильный износ шарниров рычажной системы, повреждения растяжек или стабилизатора | Заменить изношенные и поврежденные детали |
| Шаровой шарнир рычага сильно изношен | Установить новый шарнир |
| Пружина просела, витки сломаны | Заменить обе пружины |
| Буфер хода штока амортизатора поврежден | Установить новый буфер |
| Дисбаланс колес | Отбалансировать все колеса |
| Масляные подтёки на стойке | |
| Сальник амортизатора сильно изношен | Заменить сальник или амортизатор |
| Повреждения штока (задиры, износ хромированного покрытия) | Заменить амортизаторы |
| Деформация, повреждение или износ уплотнительного кольца стойки | Заменить кольцо |
| Во время движения штока вверх не хватает сопротивления амортизаторов | |
| Клапан отдачи или перепускной клапан негерметичны | Заменить поврежденные детали или амортизаторы целиком |
| Произошла утечка масла | Устранить неисправность и долить масло |
| Задиры на внутренней поверхности цилиндра и поршне | Заменить элементы и поменять масло |
| Повреждена втулка из второпласта | Заменить втулку |
| Загрязнение рабочей жидкости | Заменить масло |
| На стадии сжатия не хватает сопротивления амортизаторов | |
| Клапан сжатия негерметичен | Устранить неисправность или заменить детали |
| Низкий уровень масла в стойке | Устранить утечку и залить масло |
| Шток или втулка изношены | Заменить поврежденные элементы |
| Жидкость загрязнена | Заменить рабочую жидкость |
| Диски клапана сжатия изношены или деформированы | Заменить детали |
| Подвеска «пробивает» | |
| Износ пружин | Установить новые пружины |
| Амортизатор вышел из строя | Ремонт или установка новых амортизаторов |
| Зазор в шаровых шарнирах слишком велик | |
| Износ шарового шарнира из-за попадания грязи через негерметичный пыльник | Снять шарнир и установить новый |
| Автомобиль не движется ровно по прямой | |
| Давление в шинах неравномерное | Выровнять давление во всех шинах |
| Угол установки колес нарушен | Выставить правильный угол |
| Износ и разрушение резиновых элементов на одной из стоек | Демонтировать и установить новые резиновые элементы |
| Жесткость пружин стоек неодинаковая | Найти и заменить пружину с недостаточной упругостью |
| Шины изношены по-разному | Установить новые шины |
| Нарушена балансировка управляемых колес | Отбалансировать колеса |
| Протектор колес сильно изнашивается | |
| Частые резкие старты с пробуксовкой | Избегать агрессивного стиля вождения |
| Использование тормозов с полной блокировкой колес | При торможении стараться не допускать блокировки |
| Неправильный угол установки колес или перегруз автомобиля | Сделать развал-схождение и не превышать допустимую нагрузку, указанную в паспорте автомобиля |
| Шины изнашиваются неодинаково | |
| Вход в повороты на высокой скорости | На поворотах сбрасывать скорость |
| Изношены шаровые опоры рычагов и резиновые сайлентблоки | Заменить детали |
| Нарушена балансировка колес | Отбалансировать колеса |

Большинство перечисленных проблем можно диагностировать самостоятельно, не прибегая к услугам специализированных СТО. Ремонт можно выполнить и своими руками, однако после всех работ обязательно следует провести развал-схождение колес.
Тюнинг подвески Лады Гранта в кузове седан и лифтбек
Систему подрессоривания дорабатывают самыми разными способами, некоторые пытается кардинально переделать подвеску.
Установка треугольных рычагов
Вместо стандартных рычагов на передней подвеске Лады Гранта можно установить более прочный и жесткий элемент – треугольный рычаг. Это решение имеет несколько преимуществ:
- увеличение жесткости узла;
- повышение базы на 3 см;
- возможность регулировки кастора в диапазоне от 1° до 4° в отрицательных значениях.
Основная цель установки треугольного рычага – улучшение управляемости автомобиля. Для его установки необходимо снять передние колеса и защиту картера. Затем следует открутить все крепежные гайки и болты, включая растяжки, передние кронштейны рычагов, шаровую опору и стойку стабилизатора Лады Гранта.
После этого стандартные рычаги удаляются, и на их место устанавливаются новые треугольные рычаги, следуя обратной последовательности действий. Для достижения максимального кастора не требуется подкручивать муфту или использовать шайбы для регулировки. В завершение все болты и гайки следует затянуть, когда автомобиль стоит на всех четырех колесах, после чего необходимо провести развал-схождение.
Согласно отзывам владельцев, установка треугольных рычагов оправдана. Пользователи отмечают отсутствие биений и вибраций в руле, а также улучшение управляемости. Кроме того, появляется возможность быстрой настройки кастора. В целом, плавность работы подвески на Ладе Гранте также значительно улучшается.
Установка подрамника
На новые Весту и X-RAY уже с завода устанавливается подрамник. На Гранте и других моделях «АвтоВАЗа» этот элемент не используется. У подрамника есть ряд очевидных плюсов:
- жесткость кузова повышается;
- крепления подвески более жёсткие;
- дополнительная защита двигателя и картера;
- увеличение кастора до 1,5°;
- увеличение колёсной базы на 15 мм;
- снижается вероятность клевания передом при резком торможении.
Среди недостатков: увеличение массы автомобиля почти на 15 кг, уменьшение дорожного просвета.
Монтаж подрамника возможен как с рычагами, так и без них. Чтобы установить конструкцию, нужно снять защиту картера и поперечину стабилизатора. Затем следует провести развал-схождение.
Усилитель для верхних опор передних стоек
Часто при резком попадании на ямы и выбоины на опоре стойки могут образовываться трещины. Чтобы предотвратить такие проблемы, устанавливаются защитные пластины, которые защищают уязвимые места от деформации. Это увеличивает площадь контакта между опорой и кузовом, что позволяет равномерно распределять нагрузку при ударах и снижает вероятность повреждений. Если трещина уже присутствует, защитные пластины помогут предотвратить её дальнейшее распространение. Верхняя часть усилителя, обращенная к кузову, имеет прорезиненное покрытие, что способствует снижению шума от подвески.
Усилитель опоры представляет собой металлическую пластину толщиной примерно 2-3 мм, которая повторяет форму стакана двигателя и позволяет немного модернизировать конструкцию. Для повышения жесткости в центре устанавливаются специальные отбортовки. Для установки усилителя нужно открутить гайки, крепящие стойку к верхней опоре, и отсоединить поворотный кулак. Также необходимо снять наконечник рулевой тяги, после чего стойка демонтируется. Усилитель устанавливается на стойку в соответствии с маркировкой для правой или левой стороны, а затем все собирается в обратном порядке. После завершения работ рекомендуется провести регулировку схода и развала.
Установка усилителя щитка передка
Усилитель рулевой рейки предназначен для увеличения жёсткости переднего щитка. После установки изделия амплитуда смещения картера уменьшается в два раза в направлении вдоль и в пять раз в направлении поперек.
Усилитель щитка уменьшает вероятность деформации креплений кронштейнов картера рулевой рейки. Угол поворота передних колес уменьшается примерно на 10°. Усилитель рулевой рейки повышает управляемость автомобилем.
Для установки усилителя щитка передка не нужно ехать на СТО, работу можно выполнить своими руками, затратив на это не более двух часов. Для этого понадобится стандартный набор гаечных ключей.Сначала снимается хомут со стороны водителя и устанавливается на шпильки хомут усилителя, после чего гайки затягиваются. Затем меняется правый хомут и одевается сверху на шпильки прорези стойки.
Уголок опоры насаживается проушиной на шпильку бруса кузова поперёк. Если имеется адсорбер, то нужно заранее снять кронштейн трубки. Кронштейн одевается сверху на уголок и с помощью увеличенной шайбы вся конструкция притягивается к кузову. Далее устанавливается поперечина и затягиваются болты. Если хомуты будут перепутаны, то между ними и поперечиной появится зазор. Для его устранения нужно будет поменять местами хомуты.
Винтовая подвеска
В последнее время нарастает интерес к тюнингу автомобилей с помощью занижения подвески. Существует множество способов, начиная от простого удаления нескольких витков пружин и заканчивая установкой пневматических систем. Среди доступных методов выделяется установка койловеров, которые позволяют регулировать высоту подвески.
Койловер — это, по сути, стандартная стойка, состоящая из пружины и амортизатора, но с возможностью настройки. Для изменения степени сжатия пружины можно перемещать опору вверх или вниз. На корпусе амортизатора находится специальная гайка, с помощью которой регулируется высота подвески, просто отвинчивая или закручивая её.
Койловеры дают возможность настраивать дорожный просвет, степень сжатия пружины и её жесткость.
В отличие от пневматических систем, койловеры можно установить самостоятельно. Однако стоит отметить, что они имеют более высокую стоимость по сравнению с обычными стойками, которые также обеспечивают занижение. Автомобилисты, уже установившие винтовую подвеску, отмечают уменьшение кренов в поворотах, отсутствие раскачивания кузова и «клевков» при резком старте или торможении. В то же время, некоторые автолюбители выражают недовольство по поводу снижения комфорта и мягкости хода подвески из-за её увеличенной жесткости.
Замена втулок стабилизатора на полиуретановые
Преимущества полиуретана уже успели оценить многие автомобилисты. Этот материал гораздо технологичнее и надежнее устаревшей резины. Изделия из него долговечны, а значит, увеличивается срок службы всей подвески.
Втулка стабилизатора из полиуретана сохраняет геометрию ходовой части автомобиля даже при условии жёсткой эксплуатации. Материал нечувствителен к нагрузкам. Повышается управляемость транспортным средством, мягкость и плавность хода. Втулки из полиуретана изнашиваются не так быстро, стойко переносят агрессивное воздействие химических реагентов на дорогах. Материал невосприимчив к низким или высоким температурам.
Отзывы владельцев о подвеске Гранты
Автомобилисты в целом имеют схожие взгляды на систему подрессоривания. Они выделяют несколько положительных аспектов:
- конструкция системы достаточно прочная и надежная для российских дорог;
- при низких температурах она не подвержена замерзанию и эффективно справляется с неровностями;
- способна «поглощать» даже глубокие ямы без значительного ущерба;
- автомобиль не теряет устойчивость на высокой скорости при движении по трассе.
Однако есть и недостатки:
- подвеска не отличается мягкостью и плавностью хода;
- в отличие от Логана, с которым часто сравнивают Гранту, ходовая часть явно более жесткая.
В целом, это та же система подрессоривания, что и у «девятки», с небольшими изменениями, но для российского автомобилестроения это является значительным шагом вперед. Особенно важно учитывать, что состояние «ходовки» полностью зависит от стиля вождения.
Неприхотливость, простота и надежность ходовой части – это то, чем гордится Гранта. Однако стоит отметить, что подвеска с отрицательным кастором передних колес, передним стабилизатором поперечной устойчивости и отрицательным развалом задних колес устанавливается только в более высоких комплектациях – «Норма» и «Люкс». Для владельцев базовой комплектации «Стандарт» предусмотрен вариант подвески, заимствованный у Калины.
Мнение эксперта
! Совет эксперта
Задать вопрос
Профиль в VK
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
Тюнинг подвески Лады Гранты имеет много различных вариантов. Всё это говорит о том, что качество ходовой части оставляет желать лучшего. Как правило, у многих хватает средств только на стойки с занижением, молодежь в провинции и вовсе ограничивается спиливанием пружин (а это уже издевательство над авто). В грамотный тюнинг подвески необходимо вкладывать немалые деньги, чтобы добиться эффекта. Одна пневматическая подвеска чего стоит… Однако этим занимаются в основном фанаты своего дела и профессионалы. Остальным же тратить деньги, время и нервы на тюнинг бюджетного авто не стоит. Если так хочется комфортного управления и езды, то не проще ли приобрести на эти деньги подержанную иномарку в хорошем состоянии и не заниматься ерундой?
Сравнение подвески Лады Гранты с конкурентами
Подвеска Лады Гранты представляет собой независимую переднюю подвеску типа McPherson и полузависимую заднюю подвеску. Это решение обеспечивает хорошую управляемость и комфорт при движении, однако, чтобы понять, насколько она конкурентоспособна, необходимо сравнить её с аналогичными системами, установленными на других автомобилях в этом классе.
Одним из основных конкурентов Лады Гранты является Hyundai Solaris. Подвеска Solaris также имеет независимую переднюю конструкцию и многорычажную заднюю. Это позволяет автомобилю лучше справляться с неровностями дороги, обеспечивая более высокий уровень комфорта для пассажиров. В то время как Гранта демонстрирует хорошую устойчивость на прямых участках, Solaris выигрывает в маневренности и плавности хода на извилистых дорогах.
Другим важным конкурентом является Kia Rio, который, как и Solaris, оснащен независимой передней подвеской и многорычажной задней. Подвеска Kia Rio отличается более жесткой настройкой, что обеспечивает лучшую управляемость на высоких скоростях, но может негативно сказаться на комфорте при движении по плохим дорогам. В этом аспекте Лада Гранта может предложить более мягкую настройку, что делает её более подходящей для российских условий эксплуатации.
Сравнивая подвеску Лады Гранты с Renault Logan, можно отметить, что обе модели используют схожие решения, однако Logan имеет более продвинутую настройку подвески, что позволяет ему лучше справляться с неровностями. В то же время, Гранта может похвастаться более доступной ценой и простотой в обслуживании, что делает её привлекательной для бюджетных покупателей.
Важно также учитывать, что подвеска Лады Гранты была разработана с учетом российских условий эксплуатации. Это означает, что она лучше адаптирована к плохим дорогам и может выдерживать более серьезные нагрузки. В то время как конкуренты могут предлагать более высокие технологии и комфорт, Гранта обеспечивает надежность и простоту, что является важным фактором для многих водителей.
В заключение, подвеска Лады Гранты, хотя и уступает в некоторых аспектах своим конкурентам, имеет свои преимущества, такие как простота обслуживания и адаптация к российским условиям. Выбор между Грантой и её конкурентами зависит от предпочтений водителя: если важнее комфорт и управляемость, стоит обратить внимание на Hyundai Solaris или Kia Rio, а если приоритетом является надежность и доступность, то Лада Гранта станет отличным выбором.
Вопрос-ответ
Чем отличается подвеска Гранта Спорт от обычной?
Некоторые отличия конструкции передней подвески Lada Granta Sport от стандартной версии: заниженный клиренс. У Granta Sport он уменьшен на 18 мм и составляет 162 мм. Это понижает центр тяжести, улучшает управляемость и устойчивость, особенно на высоких скоростях.
Что чаще всего ломается на Лада Гранта?
50% — проблемы с дроссельной заслонкой, 30% — отказ ГТЦ, 70% — разрыв ремня ГРМ, 20% — проблемы с коробкой.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом тюнинга подвески Лады Гранты, обязательно ознакомьтесь с техническими характеристиками вашего автомобиля. Это поможет вам выбрать правильные компоненты и избежать несовместимости деталей.
СОВЕТ №2
При выборе амортизаторов и пружин, учитывайте стиль вождения и условия эксплуатации. Если вы планируете использовать автомобиль для спортивной езды, стоит обратить внимание на жесткие амортизаторы и заниженные пружины, а для комфортной городской езды лучше выбрать более мягкие варианты.
СОВЕТ №3
Не забывайте о балансировке и регулировке углов установки колес после тюнинга подвески. Это не только улучшит управляемость автомобиля, но и продлит срок службы шин и подвески в целом.
СОВЕТ №4
Рекомендуется проводить тюнинг подвески в специализированных сервисах с опытом работы с автомобилями Лада. Профессионалы помогут избежать ошибок и обеспечат качественную установку всех компонентов.







