Замена жидкости в гидроусилителе руля (ГУР) автомобиля Лада Ларгус — важная процедура, влияющая на безопасность и комфорт вождения. Правильный уровень и качество жидкости обеспечивают эффективное рулевое управление, предотвращая неисправности и продлевая срок службы системы. В статье рассмотрим, когда нужно менять жидкость, какие средства подходят для этого, а также предоставим пошаговую инструкцию по выполнению операции самостоятельно. Эти знания помогут владельцам Ларгуса поддерживать автомобиль в оптимальном состоянии и избежать дорогостоящих ремонтов.
Характеристики ГУР у Лады Ларгуса
Этот узел играет столь же важную роль, как и тормозная система. Его работоспособность напрямую влияет на безопасность как водителя, так и пассажиров. Гидравлический усилитель руля (ГУР) облегчает управление автомобилем, позволяя легко направлять передние колеса в нужное русло.
На автомобиле Лада Ларгус установлен комбинированный гидроусилитель, что означает, что некоторые его компоненты находятся непосредственно в корпусе рулевого механизма. Проще говоря, они являются частью механической конструкции рулевой колонки. ГУР Лады Ларгус включает в себя стандартный набор элементов:
- бачок;
- насос ГУР с клапаном перепуска рабочей жидкости;
- трубопроводы;
- механизм перераспределения;
- рабочий механизм.
Количество компонентов не так велико, что объясняет высокую надежность гидроусилителя. Проблемы с его работой возникают довольно редко. Обычно неисправности происходят из-за неправильной эксплуатации со стороны автовладельцев. Реже они связаны с естественным износом деталей, хотя нельзя не учитывать и низкое качество комплектующих.
Обслуживание системы сводится к соблюдению простых рекомендаций. Главное — регулярно проверять уровень рабочей жидкости в расширительном бачке. Дополнительные регулировки ГУР не требуются.
Проверить уровень жидкости довольно просто: достаточно открыть капот. Жидкость в системе также необходима для смазки элементов ГУР. Если уровень будет недостаточным, детали начнут изнашиваться слишком быстро, что может привести к выходу узла из строя.
Эксперты отмечают, что замена жидкости гидроусилителя руля на Ларгусе требует особого внимания. Во-первых, важно использовать только рекомендованные производителем жидкости, так как это обеспечивает оптимальную работу системы. Неправильный выбор может привести к ухудшению характеристик управления и даже к поломке. Во-вторых, специалисты советуют проводить замену жидкости каждые 60 000 километров пробега или раз в два года, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Также стоит учитывать, что при замене необходимо тщательно прокачать систему, чтобы избежать появления воздушных пробок, которые могут негативно сказаться на работе ГУР. Наконец, эксперты рекомендуют проверять уровень жидкости регулярно, так как его недостаток может привести к серьезным повреждениям.
Особенности устройства гидроусилителя Лады
Рулевой механизм Ларгуса обычный, реечного типа. Устроен по принципу передвижения шестерни по рейке, но для облегчения прилагаемого давления на рулевое колесо используется гидравлический усилитель. Подобный механизм распространен на большинстве легковых автомобилей. Объясняется это просто: конструкция состоит из минимума деталей, КПД у ГУР высокое. Несмотря на свою надежность, рулевой механизм с гидроусилителем не выдерживает постоянного передвижения по ухабам и неровностям дорожного покрытия, отсюда и частое возникновение вибраций.
На ГУР Лады Ларгус устанавливается насос с лопастями, с помощью которых осуществляется возможность движения масла в системе ГУР. Лопастной насос находится на двигателе, где закреплен на кронштейне и встроен в привод ГРМ, т. е. в движение лопасти насоса приводятся поликлиновым ремнём привода коленвала. Это значит, нужно своевременно подтягивать ремень генератора, хотя для этого есть специальный ролик-натяжитель.
Привод рулевого механизма конструктивно имеет две рулевые тяги, соединённые с рычагами поворотных кулаков подвески спереди при помощи шарнирных соединений. В отличие от других моделей ВАЗ, на Ларгусе есть подрамник, на котором и закреплена рулевая рейка с ГУР в пыльнике (на всех остальных моделях ВАЗ рулевой механизм закреплён на щитке моторного отсека).
Во время запуска силовой установки масло в системе ГУР Ларгуса из бачка посредством создаваемого насосом давления движется к клапану распределения. При повороте колеса в ту или иную сторону при помощи этого клапана соединяется одна из полостей ГУР с трубками, а другая с трубопроводом высокого давления. Поршень гидроусилителя соединен с рулевой рейкой, приводит в движение шестерню, в результате чего начинает двигаться и рейка. Движение рейки вправо или влево заставляет поворачиваться поворотные кулаки, так осуществляется поворот направо или налево.
Повреждения ГУР не особо влияют на возможность управления автомобилем. Единственный недостаток – в значительном увеличении усилия при необходимости повернуть рулевое колесо.
| Особенность | Описание | Рекомендации |
|---|---|---|
| Тип жидкости | Для Ларгуса чаще всего используется жидкость стандарта Dexron III (красная) или аналогичная, соответствующая спецификациям Renault/Nissan. | Всегда проверяйте рекомендации производителя в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Использование неподходящей жидкости может привести к поломке насоса ГУР. |
| Периодичность замены | Производитель не устанавливает строгий регламент замены жидкости ГУР. Обычно рекомендуется менять жидкость каждые 60 000 — 80 000 км пробега или раз в 3-4 года, либо при появлении признаков ухудшения её свойств. | Ориентируйтесь на состояние жидкости: потемнение, появление запаха гари, наличие взвешенных частиц. При активной эксплуатации или частых нагрузках на рулевое управление (например, езда по бездорожью) замену можно производить чаще. |
| Объем жидкости | Объем системы ГУР на Ларгусе составляет около 1 литра. При полной замене может потребоваться немного больше, так как часть жидкости остаётся в системе. | Приобретайте с запасом, чтобы хватило на промывку системы, если это потребуется. |
| Метод замены | Возможны два основных метода: частичная замена (откачивание из бачка и долив новой) и полная замена (с промывкой системы). Полная замена предпочтительнее для максимального обновления жидкости. | Для полной замены потребуется поднять переднюю часть автомобиля, отсоединить шланги от бачка и насоса, прокачать систему. Это более сложная процедура, которую лучше доверить специалистам. |
| Прокачка системы | После замены жидкости необходимо прокачать систему ГУР, чтобы удалить воздух. Это делается путем поворота руля от упора до упора несколько раз при работающем двигателе. | Прокачивайте систему до тех пор, пока не исчезнут пузырьки воздуха в бачке и руль не станет работать плавно без рывков. |
| Признаки необходимости замены | Появление гула или шума при повороте руля, затрудненное вращение руля, изменение цвета жидкости на темно-коричневый или черный, появление запаха гари. | Не игнорируйте эти признаки, так как они могут указывать на износ жидкости и потенциальные проблемы с насосом ГУР. |
| Инструменты и материалы | Для замены потребуются: новая жидкость ГУР, шприц с трубкой (для частичной замены), емкость для отработанной жидкости, воронка, ветошь, возможно, ключи для отсоединения шлангов. | Убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы перед началом работы. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене жидкости гидроусилителя руля (ГУР) на автомобиле Ларгус:
-
Спецификация жидкости: Для Ларгуса рекомендуется использовать жидкость, соответствующую стандарту PSF (Power Steering Fluid). Это важно, так как использование неподходящей жидкости может привести к ухудшению работы системы и даже к ее повреждению.
-
Процесс замены: Замена жидкости ГУР на Ларгусе может быть выполнена как методом слива старой жидкости, так и с использованием специального оборудования для прокачки системы. Второй метод более эффективен, так как позволяет удалить всю старую жидкость и воздух из системы, что способствует лучшей работе ГУР.
-
Регулярность замены: Рекомендуется проверять уровень и состояние жидкости ГУР каждые 10-15 тысяч километров пробега. Регулярная замена жидкости (примерно каждые 40-60 тысяч километров) помогает избежать проблем с системой и продлевает срок службы компонентов ГУР.
Проблемы из-за низкого уровня жидкости в системе ГУР
Неисправности гидроусилителя руля (ГУР) могут возникать на любом автомобиле, так как конструктивные особенности и работа деталей предполагают естественный износ. Одной из причин проблем может быть низкий уровень рабочей жидкости. Основной признак, указывающий на недостаток масла в ГУР, заключается в необходимости прикладывать значительные усилия при поворотах руля или в появлении скрипов, например, при повороте руля на Ладе Ларгус. Это также может свидетельствовать о неисправности привода или загрязнении рабочей жидкости.
Низкий уровень жидкости может быть ошибочно принят за проблемы с насосом. Когда в системе недостаточно рабочей жидкости, насос не сможет подать необходимое количество масла в распределительный клапан, что приведет к невозможности равномерного распределения нагрузки и, как следствие, к увеличению усилия, необходимого для поворота руля.
Кроме того, недостаток жидкости в ГУР может привести к попаданию воздуха в систему. Воздушные пузырьки снижают рабочее давление, что также может быть вызвано потерей герметичности системы. О наличии проблемы сигнализирует индикатор на панели управления, который получает данные с датчика уровня масла в ГУР.
Снижение уровня масла в системе ГУР чаще всего связано с утечками. Это одна из основных проблем, с которой сталкиваются владельцы автомобилей. Утечки обычно возникают в местах соединения трубок с деталями системы, такими как насос. Причиной утечки могут быть повреждения трубок или потеря эластичности резинок, которые используются в соединениях гидравлического усилителя. Чтобы устранить утечку, необходимо сначала определить место подтекания; в случае соединений достаточно их подтянуть. Если утечка вызвана повреждением трубок, их следует заменить.
Сложнее обстоит дело с изношенными или поврежденными уплотнительными элементами. Основная трудность заключается в том, что процесс требует значительных усилий: необходимо снять узел с течью и произвести замену резинок. В запущенных случаях могут возникать посторонние звуки, указывающие на неисправность компонентов ГУР, а также скрежет при поворотах.
Заводское масло и правила выбора
Так как Лада Ларгус – это фактически аналог Рено Логан, для этого автомобиля подходит масло ГУР с французской модели. В свою очередь это подтверждает и производитель Ларгус.
Что рекомендуется использовать для замены жидкости в ГУР на Ладе Ларгус
| Условия |
Марка |
| Масло как для «француза» Рено Логан имеет лучшие показатели вязкости и плотности, создано с учётом эксплуатации в российских условиях при температуре до минус 40 градусов, и этого оказывается вполне достаточно для использования в средней полосе. | Синтетическое или полусинтетическое масло на основе стандарта D2 ATF, а также PSF. |
| Обратите внимание на сервисную книжку. | Там указывается масло марки ELF RENAULTMATIC D2. |
| Если автомобиль активно эксплуатируется и нагрузка на рулевой механизм значительная или машина используется в районах с экстремально низкими температурами. | В таком случае рекомендуется использовать масло с маркировкой D3 или Elf RENAULTMATIC G3. |
https://youtube.com/watch?v=nMYIn9YViQE
Кроме этих марок рабочей жидкости ГУР, производитель рекомендует некоторые аналоги, которые по своим характеристикам максимально приближены к оригиналу:
- Mobil ATF 220 или 320;
- Castrol ATF D2 или D3;
- Liqui Moly ATF 1100.
При самостоятельной замене масла ГУР следует учитывать, что смешивать жидкость разных марок нельзя ни в коем случае.
Результатом таких смешиваний станет вспенивание масла и, как следствие, выход из строя ГУР. Для замены необходимо использовать полный объем рабочей жидкости. Только соблюдение таких простых правил и рекомендаций по контролю уровня масла и выбору нужной марки в конечном итоге приведут к стабильной работе всей системы рулевого управления в целом. Так можно сэкономить деньги на дорогостоящий ремонт, а также значительно снизить риск попадания в ДТП из-за неисправного рулевого механизма.
Меняем масло в ГУР на автомобилях Лада Ларгус
В какой-то момент система нуждается в замене рабочей жидкости, аналогично тому, как это происходит с двигателем. По техническим нормам, масло в гидроусилителе руля, которое было залито на заводе, должно быть заменено после пробега не более 40 000 километров или через 2 года эксплуатации автомобиля.
Замена ранее положенного срока
Смена рабочей жидкости раз в 40 тысяч км пробега ещё не значит, что можно про нее забыть и не проводить периодически проверку ее состояния в системе. Внеплановая замена масла ГУР требуется в следующих случаях:
- металлические частицы в жидкости;
- потемнение масла;
- посторонние запахи.
Причиной замены жидкости может стать и снижение ее уровня в системе из-за утечки. Это связано с тем, что низкий уровень масла в системе гидроусилителя вызывает его чрезмерный нагрев, а это приводит к выходу из строя основных узлов ГУР. Если автомобиль долгое время не эксплуатировался, масло в ГУР подлежит обязательной замене, т. к. велика вероятность образования за это время конденсата, а он является причиной возникновения эмульсии. Соответственно, жидкость теряет все свои основные свойства и не может использоваться по назначению.
Инструкция по замене масла
Заменить рабочую жидкость в системе гидроусилителя может любой владелец автомобиля. Это не представляет собой сложной задачи, и нет необходимости обращаться в сервисный центр. Процесс замены масла своими руками начинается с подготовки следующих инструментов и материалов:
- около двух литров масла, рекомендованного производителем;
- шприц объемом 20 куб. миллилитров с насадкой и шлангом;
- набор торцевых ключей;
- подходящая емкость для слива старого масла.
Перед началом замены рекомендуется прогреть двигатель до рабочей температуры. Затем с помощью шприца и шланга откачивается жидкость из расширительного бачка. Далее процесс выполняется в следующем порядке.
- Автомобиль следует установить на эстакаду или над смотровой ямой; если такой возможности нет, можно приподнять переднюю часть с помощью домкрата.
- Снять аккумулятор и его защитный кожух.
- Для доступа к необходимым патрубкам рулевого механизма нужно демонтировать все мешающие пластиковые детали.
- Провести осмотр всей системы ГУР, чтобы выявить возможные подтёки или трещины на расширительном бачке.
- Поскольку жидкость из бачка уже удалена, его можно демонтировать, сняв с креплений.
- От бачка отсоединяется трубка, ведущая к гидроусилителю рулевого механизма; при этом обязательно нужно закрыть штуцер, с которого была снята трубка.
- Найти патрубок для слива не составит труда: его размер меньше. После этого он опускается в заранее подготовленную емкость.
- На этом этапе потребуется помощь второго человека. Помощник должен в салоне поворачивать руль вправо и влево до упора. Отработанная жидкость будет сливаться в емкость. Для ускорения процесса можно запустить двигатель.
- При сливе жидкости важно избегать попадания воздуха в систему гидравлического усилителя. Чтобы предотвратить это, помощник должен периодически подливать масло в бачок. Если помощника нет, запускать двигатель не следует. Достаточно вращать руль в обе стороны до тех пор, пока вся жидкость не сольется из патрубка.
После слива старой жидкости в бачок заливается новое масло, и запускается двигатель. Теперь необходимо поворачивать руль в обе стороны до крайних положений. Периодически следует проверять уровень жидкости в бачке. При его снижении нужно доливать масло и продолжать манипуляции с рулем до тех пор, пока уровень в бачке не стабилизируется и не исчезнут пузырьки воздуха. После завершения замены и тестирования необходимо собрать все пластиковые детали и установить их на место, а также еще раз проверить затяжку хомутов на соединениях.
При правильной замене рабочей жидкости гидроусилителя рулевое колесо вращается легко и не требует усилий (при запущенном двигателе).
Правила прокачки ГУР на Ларгусе
При несоблюдении алгоритма замены жидкости и по другим причинам иногда происходит завоздушивание системы. А значит, каждому автовладельцу хорошо бы знать, как прокачать ГУР и выгнать весь воздух. Проверить систему на наличие воздуха очень просто. Нужно запустить двигатель и повернуть руль несколько раз вправо и влево до крайних положений. После этого следует отследить уровень масла в бачке. При этом разница уровня при работающем моторе и после его остановки должна быть 5 мм и не больше. Если она более пяти миллиметров, это указывает на присутствие воздуха в системе ГУР.
Чтобы выгнать воздух, нужно вывесить переднюю часть и залить в бачок жидкость до максимального уровня. Не запуская двигатель, повернуть рулевое колесо несколько раз вправо и влево до крайних положений. Запустить мотор и снова повернуть руль в разные стороны до упора. Установив колеса прямо, заглушить двигатель. Далее остаётся проверить уровень в бачке, при необходимости доливается масло. Подобная процедура повторяется ещё несколько раз до тех пор, пока уровень жидкости в бачке не перестанет падать.
Система ГУР Лады Ларгус классическая. При необходимости любой автовладелец может заменить жидкость или выгнать воздух из системы. Регулярное обслуживание гидроусилителя и контроль неисправностей помогут на ранних стадиях устранить мелкие неполадки и не доводить до больших поломок – следовательно, избежать дорогостоящего ремонта.
Рекомендации по обслуживанию системы ГУР после замены жидкости
После замены жидкости в гидроусилителе руля (ГУР) на автомобиле Ларгус, важно уделить внимание дальнейшему обслуживанию системы, чтобы обеспечить её долгую и бесперебойную работу. Ниже представлены основные рекомендации, которые помогут сохранить систему ГУР в хорошем состоянии.
1. Проверка уровня жидкости
После замены жидкости необходимо регулярно проверять уровень жидкости в бачке ГУР. Уровень должен находиться между отметками «MIN» и «MAX». Если уровень жидкости понижается, это может свидетельствовать о наличии утечек, которые требуют немедленного устранения.
2. Осмотр на наличие утечек
После замены жидкости рекомендуется провести визуальный осмотр всех соединений и шлангов системы ГУР на предмет утечек. Обратите внимание на места соединений, а также на сам насос и рулевую рейку. Если вы заметили следы жидкости, это может указывать на необходимость замены уплотнителей или шлангов.
3. Прокачка системы
После замены жидкости важно прокачать систему ГУР, чтобы удалить воздух, который мог попасть в систему. Для этого необходимо несколько раз повернуть рулевое колесо от упора до упора, удерживая автомобиль на месте. Это поможет обеспечить равномерное распределение жидкости и устранить возможные воздушные пробки.
4. Замена жидкости по графику
Рекомендуется следовать графику замены жидкости, указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля. Обычно это происходит каждые 40-60 тысяч километров пробега. Регулярная замена жидкости поможет избежать износа компонентов системы и продлит срок её службы.
5. Использование качественной жидкости
При замене жидкости в ГУР следует использовать только ту жидкость, которая рекомендована производителем. Некачественная или неподходящая жидкость может привести к повреждению насосов и других компонентов системы. Всегда проверяйте спецификации и выбирайте жидкости, соответствующие стандартам, указанным в руководстве.
6. Обслуживание насосов и рейки
Регулярное обслуживание насоса и рулевой рейки также является важной частью ухода за системой ГУР. Следует следить за состоянием этих компонентов, проверять их на наличие износа и при необходимости производить их замену или ремонт. Это поможет избежать более серьезных поломок и затрат на восстановление системы.
7. Обращение к специалистам
Если вы не уверены в своих силах или не имеете достаточного опыта для обслуживания системы ГУР, лучше обратиться к квалифицированным специалистам. Профессионалы смогут провести диагностику и обслуживание системы, что обеспечит её надежную работу на долгое время.
Соблюдение этих рекомендаций поможет вам поддерживать систему ГУР вашего Ларгуса в отличном состоянии, что обеспечит комфортное и безопасное вождение.
Вопрос-ответ
Что даст замена жидкости ГУР?
Какую функцию выполняет масло в ГУР? Жидкость гидроусилителя руля (ГУР) – важный элемент в работе рулевого управления вашего автомобиля. Своевременная замена масла в гидроусилителе руля обеспечивает плавность хода, точность управления и продлевает срок службы системы.
Сколько масла в ГУР Лада Ларгус?
В привод гидроусилителя на заводе-производителе Лады Ларгус заливается масло Mobil ATF 52475. Для последующего обслуживания допускается использовать аналогичные по составу и характеристикам жидкости, например, ELF Elfmatic G3. ГУР Ларгус вмещает в себя 1,2 литра масла.
Как прокачать ГУР после замены жидкости?
После замены жидкости в гидроусилителе руля (ГУР) необходимо прокачать систему, чтобы удалить воздух. Для этого заведите двигатель и несколько раз поверните рулевое колесо от упора до упора, удерживая его в крайних положениях на несколько секунд. Это поможет воздуху выйти из системы. Также можно проверить уровень жидкости и при необходимости долить.
Как прокачать ГУР на Ларгусе?
Вращаем руль из стороны в сторону до упора (без задержек в крайних положениях) 5-6 раз (двигатель запущен, обороты не выше холостых). Установите руль в среднее положение и заглушите двигатель. Проверьте уровень рабочей жидкости в бачке ГУР. При необходимости долейте её до нормы.
Советы
СОВЕТ №1
Перед заменой жидкости ГУР обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. Используйте только ту жидкость, которая указана в инструкции, чтобы избежать повреждений системы.
СОВЕТ №2
При замене жидкости ГУР рекомендуется также проверять состояние фильтров и шлангов. Если они изношены или имеют повреждения, лучше заменить их сразу, чтобы избежать повторных проблем в будущем.
СОВЕТ №3
Не забывайте про регулярную проверку уровня жидкости ГУР. Это поможет вам вовремя заметить утечки или другие проблемы, что позволит избежать серьезных поломок и дорогостоящего ремонта.
СОВЕТ №4
При замене жидкости используйте специальный насос или шприц для более точного и чистого процесса. Это поможет избежать загрязнения системы и упростит процесс замены.


