Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Монтаж на Ниву: советы по ГУР

Установка гидроусилителя руля (ГУР) на Ниву своими руками позволяет сэкономить на услугах автомастерской и улучшить управляемость автомобиля. В статье рассмотрим основные аспекты монтажа ГУР, включая доработки деталей и советы по выполнению работы. Эти нюансы помогут избежать распространенных ошибок и добиться качественного результата, что сделает вождение более комфортным и безопасным.

Принцип работы системы гидравлического управления

Как функционирует гидроусилитель руля? Главным компонентом этого устройства является насос, который, используя ремень от коленчатого вала, забирает масло и подает его в распределитель. Этот распределитель, в свою очередь, реагирует на усилие, прикладываемое к рулю, и с помощью торсиона (устройства, отслеживающего усилие) облегчает поворот ведущих колес. Когда автомобиль движется по прямой, торсион не закручивается, что приводит к закрытию каналов распределителя, и масло возвращается обратно в резервуар.

Гидроусилитель руля особенно полезен при парковке и в поворотах, значительно снижая нагрузку на руки водителя в три раза. Кроме того, этот механизм помогает смягчить передачу микроударов от дорожной поверхности на рулевое управление. Он также оказывается полезным в ситуациях, когда давление в шинах резко падает. Однако среди недостатков гидроусилителя можно отметить, что он затрудняет ощущение автомобиля, поэтому конструкторам необходимо находить баланс между информативностью и жесткостью руля.

Зарубежные производители активно проводят исследования, чтобы сделать гидроусилитель более легким на низкой скорости и более упругим на высокой. Например, в немецких гидроусилителях компании ZF устанавливаются модуляторы давления, которые ограничивают давление масла в рабочем контуре по мере увеличения скорости. Кроме того, существуют схемы, в которых гидроусилитель приводится в действие электромотором, что позволяет регулировать производительность насоса в зависимости от оборотов электропривода. Иногда также изменяется передаточное отношение.

Гидроусилитель руля

Эксперты в области автотюнинга и ремонта автомобилей рекомендуют уделить особое внимание монтажу гидроусилителя руля (ГУР) на Ниву. Правильная установка этого устройства значительно улучшает управляемость и комфорт вождения. В первую очередь, важно тщательно выбрать комплектующие, соответствующие модели автомобиля, чтобы избежать несовместимости.

При монтаже необходимо следить за качеством соединений и герметичностью системы, так как утечки жидкости могут привести к снижению эффективности работы ГУР. Также специалисты советуют обратить внимание на регулировку давления в системе, что поможет избежать излишнего износа компонентов.

Не менее важным аспектом является правильная настройка углов установки колес после установки ГУР, что позволит избежать преждевременного износа шин и обеспечит стабильность на дороге. В целом, соблюдение этих рекомендаций поможет владельцам Нивы не только улучшить характеристики автомобиля, но и продлить срок службы системы рулевого управления.

Техника Нивы #016: Установка гидроусилителя руля (ГУР) на карбюраторную ниву ВАЗ-21213.Техника Нивы #016: Установка гидроусилителя руля (ГУР) на карбюраторную ниву ВАЗ-21213.

Ставим усилитель на Ниву самостоятельно

Гидроусилитель руля ставится не на все машины «Нива» в базовой комплектации, поэтому почти все «нивоводы» стремятся улучшить свое авто с помощью этого полезного агрегата. Можно купить как немецкий, так и российский вариант, устанавливать который лучше в мастерской, если вы не обладаете значительным опытом в авторемонте, чтобы сделать это своими руками. Стоимость деталей составляет около 25-27 тысяч рублей, за работы на станции техобслуживания могут взять около 8-10 тыс. руб.

Общая схема монтажа ГУР на отечественную Ниву такова:

  • Снять минусовую клемму с аккумулятора (ключом на «10»).
  • Убрать кронштейн крепления от запасного колеса и само колесо.
  • Отсоединить трубки / провода с электромоторов омывателя, удалить бачок омывателя.
  • Для инжекторных вариантов — снять топливный фильтр с левого брызговика, не отсоединяя шланги подачи топлива (торцовым ключом на «10»).
  • С помощью крестцовой отвертки снять нижний и верхний кожухи вала руля.
  • Убрать колодки жгута на провода от трехкрестцового переключателя, зажигания, аварийки, сигнала торможения.
  • С помощью торцовых и гаечных ключей на «13» отвернуть болт, которым крепится конец промежуточного карданного вала.
  • С помощью зубила, молотка, торцового ключа на «13» освободить Ниву от кронштейна вала (руля), баранки и промежуточного карданного вала.
  • Посредством гаечного и торцового ключей на «13» отвернуть болт крепления верхнего окончания карданного вала, снять последний.
  • Изъять шток от вакуумного тормозного усилителя путем снятия скобы крепления (выполняется плоскогубцами и плоской отверткой).
  • Не отсоединяя тормозные трубки, снять главный тормозной цилиндр с вакуумного усилителя, снять вакуумный усилитель (отворачиваем 4 гайки).
  • Не отводя подводящий шланг от бачка, снимаем цилиндр привода от сцепления и бачок (расширительный), снимаем кронштейн для крепления педалей.
  • Выпрессовываем шаровые пальцы левой и средней рулевой тяг из отверстий сошек руля (требуется отвернуть гайки, понадобится ключ на «22» со съемником, плоскогубцы), снимаем рулевой механизм с сошкой, освободив его от ботов крепления к лонжерону.
  • Снимаем сошку с вала руля, закрепив корпус в тиски с прокладками.
  • Если на машине инжекторный двигатель, то снимаем сбор из кронштейна и модуля зажигания (отсоединив предварительно провода высокого напряжения), снимаем сбор из кронштейна с адсорбером с левого брызговика.
  • Выворачиваем левую шпильку М6 из блока цилиндров, отворачиваем болт М8 крепления головки цилиндров.

Так проводится предварительная подготовка машины для установки гидроусилителя. Кроме того, придется доработать кузов в части расширения отверстия в щитке передка и изготовления паза в кронштейне блока педалей (потребуется дрель, лобзик, электропила, напильник, зубило, молоток, сверло на D9мм).

Работа ГУР на нивеРабота ГУР на ниве

Чтобы поставить ГУР, нужно произвести и некоторые изменения в двигателе. Для этого на блоке цилиндров устанавливается кронштейн крепления от насоса гидроусилителя, определяется разметка центра бокового отверстия, изготавливается резьбовое отверстие глубиной строго 12 мм. Затем отворачивается гайка крепления шкива на коленвале (при включенной 4 передаче и ручном тормозе). Для инжекторных вариантов требуется подправить кронштейн модуля (зажигания). Для этого откручивается блок катушек от кронштейна и его проушина разгибается с помощью тисков и молотка определенным образом.

Деталь после сборки

Аспект установки ГУР на Ниву Советы и рекомендации Важные нюансы
Выбор комплекта ГУР Отдавайте предпочтение проверенным производителям (например, ZF, Bosh, отечественные аналоги с хорошими отзывами). Учитывайте модель Нивы (2121, 21213, 21214, Urban) – комплекты могут отличаться. Дешевые китайские комплекты могут быть некачественными и быстро выйти из строя. Изучите отзывы на форумах и в интернет-магазинах.
Подготовка к монтажу Заранее подготовьте все необходимые инструменты: ключи, головки, отвертки, съемники (при необходимости), емкость для слива жидкости, ветошь. Обеспечьте доступ к подкапотному пространству и нижней части автомобиля. Желательно иметь подъемник или яму для удобства работы. Отключите аккумулятор перед началом работ.
Демонтаж старых деталей Аккуратно снимите старый рулевой редуктор, рулевые тяги (если требуется замена), насос ГУР (если был установлен). Слейте старую жидкость из системы. Будьте внимательны при откручивании закисших болтов и гаек. Используйте проникающую смазку.
Установка насоса ГУР Установите насос ГУР на штатное место (обычно на двигатель). Подключите шланги высокого и низкого давления. Убедитесь в надежности крепления. Проверьте натяжение ремня привода насоса ГУР. Слишком слабое натяжение приведет к проскальзыванию, слишком сильное – к износу подшипников.
Установка рулевого редуктора ГУР Установите новый рулевой редуктор ГУР. Подключите рулевые тяги и рулевой вал. Затяните все крепления согласно рекомендациям производителя. Обратите внимание на правильное положение рулевого вала и редуктора, чтобы избежать перекосов.
Подключение шлангов и бачка Подсоедините шланги высокого и низкого давления к насосу, редуктору и расширительному бачку. Убедитесь в герметичности всех соединений. Используйте новые уплотнительные кольца и прокладки. Не перетягивайте соединения, чтобы не повредить резьбу.
Заливка жидкости и прокачка системы Залейте в расширительный бачок специальную жидкость для ГУР (ATF Dextron II/III или аналогичную, рекомендованную производителем). Запустите двигатель и несколько раз поверните руль от упора до упора, чтобы прокачать систему. Следите за уровнем жидкости в бачке, подливайте по мере необходимости. Прокачивайте систему до тех пор, пока не исчезнут пузырьки воздуха и руль не станет вращаться легко.
Проверка и регулировка После установки и прокачки проверьте систему на наличие утечек. Отрегулируйте развал-схождение колес (обязательно!). Утечки жидкости могут привести к выходу ГУР из строя. Неправильный развал-схождение ухудшит управляемость и ускорит износ шин.
Обслуживание ГУР Регулярно проверяйте уровень жидкости в бачке и ее состояние. При необходимости доливайте или меняйте жидкость. Следите за состоянием шлангов и ремня привода. Замена жидкости ГУР рекомендуется каждые 60-80 тыс. км пробега или раз в 3-4 года.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о монтаже гидроусилителя руля (ГУР) на автомобиль Нива:

  1. Улучшение управляемости: Установка ГУР на Ниву значительно улучшает управляемость автомобиля, особенно на сложных маршрутах и при движении по бездорожью. Это позволяет водителю легче маневрировать, что особенно важно при движении по узким тропам или в условиях ограниченного пространства.

  2. Совместимость с другими моделями: Многие владельцы Нивы устанавливают ГУР от других моделей автомобилей, таких как ВАЗ-2106 или ВАЗ-2110. Это позволяет не только снизить затраты на комплектующие, но и улучшить характеристики рулевого управления, так как некоторые из этих систем имеют более современный дизайн и технологии.

  3. Необходимость доработки: Установка ГУР на Ниву может потребовать дополнительных доработок, таких как изменение креплений, замена рулевого вала или установка новых шлангов. Важно учитывать, что правильная установка и настройка системы ГУР могут значительно продлить срок службы как самого усилителя, так и рулевого механизма в целом.

Установка гидроусилителя руля нива 21213Установка гидроусилителя руля нива 21213

Доработка деталей, установка насосов и шлангов

Сошка для гидроусилителя руля требует доработки. С помощью дисковой электропилы необходимо укоротить ее на 3-5 мм в области переднего упора. Затем сошку устанавливают на нижний вал гидроусилителя, фиксируют стопорной шайбой, закручивают гайку крепления и контрят ее, отгибая усики шайбы.

Установка ГУР с сошкой осуществляется при среднем положении руля, когда метка на торце рулевого вала (гидроусилителя) совпадает с соответствующей меткой на корпусе. Усилитель фиксируется на лонжероне с помощью трех болтов из комплекта, гайки затягиваются с усилием около 35-45 Нм (для этого потребуется ключ и головка на «17», а также динамометрический ключ). После этого соединение между корпусом автомобиля и гидроусилителем герметизируется с использованием силикона или пенополиуретана. Шаровые пальцы рулевых тяг возвращаются в отверстия сошки, затягиваются гайками корончатого типа и зашплинтовываются.

Процесс установки насоса ГУР начинается с монтажа шкива привода, который фиксируется специальной втулкой на удлиненной гайке. Затем устанавливается кронштейн насоса гидроусилителя, который крепится к головке цилиндра через верхнюю площадку кронштейна, после чего устанавливается сам насос. На шкив привода насоса на коленчатом вале и на шкив насоса надевается клиновой ремень, который необходимо натянуть, перемещая насос через пазы кронштейна и затягивая болты крепления с моментом около 22 Нм.

При установке гидравлических шлангов ГУР важно удалить транспортные заглушки, чтобы избежать попадания мусора. Шланг высокого давления соединяется с подающим отверстием в насосе и одновременно с отверстием высокого давления ГУР через полый болт. Все болты затягиваются, а шланг располагается так, чтобы он не соприкасался с другими частями автомобиля. Далее устанавливаются труба низкого давления, сливной и подводящий шланги низкого давления, возвращаются снятые узлы, заливается масло в усилитель (запуск двигателя без масла строго запрещен!), и проверяется работа системы.

Покупайте только оригинальные запчасти

Обслуживание и диагностика системы ГУР после установки

После установки гидроусилителя руля (ГУР) на Ниву важно уделить внимание его обслуживанию и диагностике, чтобы обеспечить долговечность и надежность работы системы. Правильный уход за ГУР поможет избежать многих проблем и повысит комфорт управления автомобилем.

1. Проверка уровня жидкости

Первым шагом в обслуживании системы ГУР является регулярная проверка уровня гидравлической жидкости. Убедитесь, что уровень жидкости находится в пределах допустимых значений, указанных в инструкции по эксплуатации. Низкий уровень жидкости может привести к перегреву и повреждению насоса ГУР.

2. Замена жидкости

Жидкость в системе ГУР со временем теряет свои свойства, поэтому рекомендуется менять ее каждые 30-50 тысяч километров пробега или по мере необходимости. Используйте только ту жидкость, которая рекомендована производителем, чтобы избежать повреждений компонентов системы.

3. Проверка на утечки

Регулярно осматривайте систему на наличие утечек. Обратите внимание на соединения шлангов, насос и рулевую рейку. Утечки могут привести к снижению давления в системе и, как следствие, к ухудшению работы ГУР. Если вы заметили утечку, необходимо немедленно устранить проблему.

4. Диагностика работы насоса

Проблемы с насосом ГУР могут проявляться в виде посторонних звуков, таких как свист или гул, а также в виде затрудненного вращения руля. Если вы заметили такие симптомы, проверьте насос на наличие повреждений и износа. В случае необходимости замените насос или его компоненты.

5. Проверка рулевой рейки

Рулевая рейка также требует внимания. Проверьте ее на наличие люфта и утечек. Если рейка работает с перебоями или издает странные звуки, это может указывать на необходимость ее ремонта или замены. Регулярная диагностика поможет предотвратить серьезные поломки.

6. Обслуживание шлангов и соединений

Шланги и соединения системы ГУР должны быть в хорошем состоянии. Проверьте их на наличие трещин, износа и коррозии. При необходимости замените поврежденные элементы, чтобы избежать утечек и обеспечить надежную работу системы.

7. Проверка системы на наличие воздуха

После установки ГУР важно удалить воздух из системы. Это можно сделать, поворачивая рулевое колесо в крайние положения несколько раз, пока не исчезнут посторонние звуки. Наличие воздуха в системе может привести к ухудшению работы ГУР и снижению его эффективности.

Соблюдение этих рекомендаций по обслуживанию и диагностике системы ГУР поможет вам избежать многих проблем и обеспечит надежную работу вашего автомобиля. Регулярный уход за системой не только продлит срок ее службы, но и повысит комфортность управления Нивой.

Вопрос-ответ

Что залить в ГУР, чтобы не гудел?

Чаще всего этот ревитализант Xado применяют для гидроусилителя руля автомобиля, чтобы залатать царапины и задиры на цилиндре или шиберах насоса. Особенно целесообразно применение присадки, когда ГУР шумит, гудит, свистит или издает другие посторонние звуки.

Почему гудит ГУР на Ниве?

Происходит это из-за заклинивания редукционного клапана насоса или попадания воздуха в систему. Завоздушивание системы. Эта проблема обычно появляется в холодном моторе или при холостых оборотах. Если в системе много воздуха, то густому маслу сложно циркулировать, поэтому ГУР начинает гудеть.

Какой двигатель можно поставить на Ниву без переделок?

Оптимальный вариант замены двигателя на ВАЗ 2121 — XUD 9 серии SD от Пежо. Это единственный аналог, который не потребует серьезного вмешательства в конструкцию автомобиля.

Как понять, что умирает насос ГУР?

Признаки умирающего насоса гидроусилителя руля (ГУР) включают появление странных звуков, таких как скрежет или вой, при повороте руля, затрудненное управление, особенно на низких скоростях, а также утечки жидкости ГУР. Если уровень жидкости падает, и насос начинает издавать шумы, это может указывать на его износ или повреждение.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом монтажа гидроусилителя руля (ГУР) на Ниву, внимательно изучите инструкцию к комплекту. Убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и детали, чтобы избежать задержек в процессе установки.

СОВЕТ №2

При установке ГУР обязательно следите за правильной прокладкой шлангов и трубок. Избегайте перегибов и перекручиваний, так как это может привести к утечкам жидкости и снижению эффективности работы системы.

СОВЕТ №3

После завершения монтажа проверьте уровень жидкости в системе ГУР и убедитесь, что нет утечек. Прокачайте систему, поворачивая рулевое колесо от упора до упора несколько раз, чтобы удалить воздух и обеспечить корректную работу.

СОВЕТ №4

Регулярно проверяйте состояние системы ГУР, включая уровень жидкости и состояние шлангов. Это поможет избежать неожиданных поломок и продлить срок службы вашего автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Похожее