ВАЗ 21043 — символ эпохи в отечественном автопроме, ставший частью жизни многих россиян. В статье рассмотрим особенности универсала ВАЗ 21043, его место в модельном ряду, специфику двигателя и технические характеристики. Эта информация будет полезна автолюбителям и потенциальным владельцам, желающим узнать о данном универсале и его возможностях.
Место в модельном ряду
Силуэт универсала ВАЗ 2104 легко узнаваем благодаря своим корням, уходящим к отечественному ВАЗ 2102 и итальянскому Fiat 124 Familiare. Эти линии просты и лаконичны, но в то же время стильны и современны. Неудивительно, что «четвёрка» так прочно заняла свою нишу на рынке. С 1984 по 2012 год она производилась на конвейерах семи заводов, включая АвтоВАЗ и ИжАвто. «Четвёрка» смогла вытеснить своего предшественника из производства всего за год, а итальянскую модель пережила на целых два десятилетия.
Когда пришло время обновить модель заднеприводного универсала первого поколения, инженеры АвтоВАЗа решили не изобретать велосипед. Кузов популярного седана ВАЗ 2105 был преобразован в двухобъёмный, с добавлением элементов от ВАЗ 2102. В результате получилась модель 2104. Она выглядела современно и сохранила все преимущества своих предшественников, такие как низкая погрузочная высота и отсутствие заднего бортика в багажнике.
Единственное замечание, которое поступило от потребителей, касалось мощности двигателя. Перевозка грузов в большом объёме требовала более мощного мотора. «Четвёрки» часто использовались для грузопассажирских перевозок, в том числе по сложным маршрутам, и вопрос мощности двигателя был весьма актуален.
Ответом на этот запрос стала модель ВАЗ 21043. На этот раз конструкторы также не стали изобретать что-то новое. Универсал оснастили более мощным и надежным карбюраторным двигателем ВАЗ 2103 с рабочим объёмом 1,5 литра, который хорошо зарекомендовал себя в плане ремонта.
Автомобиль получился действительно привлекательным. Он идеально сочетал функциональность и комфорт, позволяя без проблем отвезти супругу в магазин и привезти комбикорм на ферму. Сбалансированная мощность и экономичность обеспечивали уверенное ускорение и маневренность даже при полной загрузке.

Двигатель универсала
Двигатель карбюратор ВАЗ 21043 старше мотора своего прототипа 2105. Так получилось, что модифицированная «четверка» стала по-настоящему популярной при устаревшем силовом агрегате. К моменту установки на ВАЗ 2104 двигатель 2103 делали уже более 10 лет, а на модели 21043 он продержался ещё почти двадцать. Итого — рекордные три десятка лет на конвейере.
Карбюраторный ВАЗ 21043 не является результатом модернизации или настройки мотора модели 2104. Его устройство — это возврат к прежним идеям, хорошо проверенным на модели 2103. Двигатель 2104 имеет более современный привод газораспределительного механизма от ремня, но мотор с цепным механизмом в 21043 почти на десять лет пережил своего потомка.
Силовой агрегат имеет рабочий объём 1452 куб. см. Ход поршня у него 80 мм, а у пятёрочного мотора — 66 мм при одинаковом диаметре цилиндра в 76 мм. Такая геометрическая разница даёт большую отдачу у 21043. Этот двигатель развивает мощность в 71,4 л. с. при 64 л. с. у пятёрочного агрегата.
С точки зрения крутящего момента длинноходный двигатель 2103 хорошо показывает себя на малых и средних оборотах. Короткоходный мотор 2105 получает преимущество, когда стрелка тахометра переходит за отметку в 4 000 об./мин. Для полу-грузового универсала это преимущество не было решающим, и даже при меньшей шумности и повышенной ремонтопригодности привода ГРМ пятёрочный мотор уступил рынок более мощному троечному. Дополнительный аргумент — ремонт ВАЗ 2103, в том числе регулировка своими руками не вызывают сложностей. ВАЗ 21043 стал самым массовым универсалом АвтоВАЗа за всю историю.
| Категория модификации | Пример модификации | Ожидаемый эффект |
|---|---|---|
| Двигатель | Установка инжектора вместо карбюратора | Повышение мощности, снижение расхода топлива, улучшение динамики |
| Установка облегченного маховика | Улучшение отклика двигателя на педаль газа, более быстрый набор оборотов | |
| Замена распредвала на спортивный | Изменение фаз газораспределения, увеличение мощности на высоких оборотах | |
| Трансмиссия | Установка 5-ступенчатой КПП | Снижение расхода топлива на трассе, уменьшение шума двигателя |
| Замена главной пары редуктора | Изменение динамики разгона или максимальной скорости | |
| Установка самоблокирующегося дифференциала | Улучшение проходимости, повышение управляемости в поворотах | |
| Подвеска | Установка спортивных амортизаторов и пружин | Улучшение управляемости, уменьшение кренов в поворотах, снижение раскачки |
| Замена стабилизаторов поперечной устойчивости | Уменьшение кренов кузова, повышение устойчивости | |
| Установка регулируемых рычагов подвески | Возможность точной настройки углов установки колес | |
| Тормозная система | Установка дисковых тормозов на заднюю ось | Значительное улучшение эффективности торможения |
| Замена передних тормозных дисков и суппортов на более производительные | Увеличение тормозной мощности, повышение безопасности | |
| Установка вакуумного усилителя тормозов большего объема | Уменьшение усилия на педали тормоза | |
| Кузов и экстерьер | Установка аэродинамического обвеса | Улучшение внешнего вида, снижение коэффициента лобового сопротивления |
| Замена оптики на современную (LED) | Улучшение освещения дороги, современный внешний вид | |
| Установка легкосплавных дисков | Уменьшение неподрессоренных масс, улучшение внешнего вида | |
| Интерьер | Замена сидений на более комфортные (спортивные) | Улучшение эргономики, повышение комфорта |
| Установка современной аудиосистемы | Улучшение качества звука, расширение функционала | |
| Шумо- и виброизоляция салона | Снижение уровня шума в салоне, повышение комфорта | |
| Электрика | Установка электронного зажигания | Улучшение стабильности работы двигателя, повышение мощности |
| Замена генератора на более мощный | Обеспечение достаточного питания для дополнительного оборудования | |
| Установка бортового компьютера | Мониторинг параметров работы автомобиля, диагностика |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о модификации легендарной «четвёрки» ВАЗ 21043:
-
Спортивные достижения: ВАЗ 21043, как и другие модели «четвёрки», активно использовалась в автоспорте. Эта модификация была популярна среди раллийных гонщиков благодаря своей надежности и простоте в обслуживании. Автомобиль часто модифицировался для участия в соревнованиях, что позволяло ему успешно конкурировать с более современными моделями.
-
Уникальный дизайн: ВАЗ 21043 отличалась от своих предшественников не только техническими характеристиками, но и дизайном. В этой модели были улучшены аэродинамические свойства, что способствовало повышению стабильности на дороге. Кроме того, в ней использовались более современные материалы и технологии, что сделало её более привлекательной для покупателей.
-
Культовый статус: ВАЗ 21043 стала не только автомобилем, но и символом целой эпохи в советском автопроме. Она пользовалась большой популярностью среди молодежи и стала предметом для тюнинга и кастомизации. Многие автолюбители до сих пор восстанавливают и модифицируют эти автомобили, создавая уникальные экземпляры, которые отражают индивидуальность их владельцев.

Технические характеристики авто
Наиболее заметные изменения в модели ВАЗ 21043 касаются характеристик, связанных с заменой двигателя, что подтверждается руководством по эксплуатации:
- Максимальная скорость увеличилась на 2 км/ч и теперь составляет 145 км/ч;
- Расход топлива немного возрос: в городских условиях модель 2104 расходует 9,9 литра бензина АИ-92 на 100 км, тогда как 21043 — 10,2 литра того же топлива;
- Время разгона до 100 км/ч практически не изменилось.
Внешний вид 4-й и 43-й модификаций практически идентичен. В новой версии появились обогрев заднего стекла и дворник на стекле задней двери, однако специалисты справедливо укажут, что модели 2104 давно имели эти опции в экспортной комплектации.
На дорогах можно встретить автомобили, которые отличаются от 21043 «семёрочным» интерьером или передней решеткой радиатора. Иногда устанавливается другая панель приборов. В народе этот автомобиль часто называют ВАЗ 21047, что является ошибкой. Индекс 21047 относится к модификации с правым рулем, предназначенной для экспорта. Универсал с интерьером от «семерки» обозначается как ВАЗ 21043-20.
Развитие идеи универсалов на АвтоВАЗе
Запустив ВАЗ-2104 в серию в 1984 году, конструкторы АвтоВАЗа не сняли ватманы с кульманов. Они продолжали развивать идею универсала, разрабатывали вариации флагманской модификации ВАЗ 21043. За годы выпуска 43-й модели прошли опробование:
- 21048 — дизель ВАЗ-343, 1,77 литра;
- 21041i — инжекторный двигатель ВАЗ-21067 на 1,6 литра;
- 21041 VF — инжекторный ВАЗ-2103 на 1,5 литра.
Эти модификации не не выпускались массово, но все эти годы поддерживали отечественных конструкторов в относительной форме.
Исчерпав за двадцать лет выпуска потенциал кузова, а за тридцать лет — потенциал мотора, модификация 21043 ушла из производственной линейки. Но объективные преимущества универсалов никуда не делись. Появились новые группы приверженцев компоновки. Это горожане с большими семьями и молодёжь, которая ценит возможность перевозки габаритного спортинвентаря.
Универсалы усиливают свои позиции на рынке. И АвтоВАЗ в этом лидирует. В последнее время стал популярен универсал Lada Largus. Этот автомобиль, как в своё время ВАЗ 2104, имеет европейский прототип — модель Dacia Logan MCV производства Renaul-Nissan. Lada Largus выпускается как в 5-местном, так и в 7-местном варианте, что расширяет его возможности. Двигатели Ларгуса опробованы на Renault Logan и имеют отличные технические характеристики. Запасное колесо под днищем уменьшает дорожный просвет, но этого недостатка лишён перспективный Lada Largus Cross.
Отечественные наследники легендарного универсала ВАЗ 21043 по-прежнему лидируют на нашем рынке, конкурируя теперь не только с двухобъёмником Москвич-2141, но и с универсалами KIA Ceed и Ford Focus.
Мнение эксперта
! Совет специалиста
Задать вопрос
Профиль в VK
Руслан Константинов
Узнать больше об эксперте
Руслан Константинов – профессионал в области автомобильного ремонта с десятилетним стажем. Он завершил обучение в Ижевском государственном техническом университете имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Его опыт охватывает широкий спектр работ, включая диагностику и ремонт двигателей и трансмиссий, а также консультации по выбору расходных материалов. Также он имеет опыт в ремонте электронных компонентов.
На самом деле, ВАЗ 2104 – это совершенно иная история по сравнению с «пятёркой». Этот автомобиль по-прежнему можно встретить в сельской местности, где он служит надежным помощником. Несмотря на свой возраст, многие экземпляры продолжают выполнять свои функции. Обычно такие машины обслуживаются время от времени, и их владельцы вряд ли строго придерживаются технического регламента. Это не тот автомобиль, который жалко использовать без усталости. Тем не менее, «четверки» все еще активно передвигаются по городам и селам. К сожалению, в настоящее время уже не производят такие же надежные и неприхотливые автомобили.
История создания и выпуска модели
Модель ВАЗ 21043 была представлена в 1982 году как одна из модификаций знаменитой «четвёрки», которая завоевала популярность среди автомобилистов благодаря своей надежности и доступности. В отличие от своих предшественников, ВАЗ 21043 отличалась улучшенными характеристиками и современным дизайном, что сделало её привлекательной для широкой аудитории.
Создание ВАЗ 21043 стало результатом работы команды инженеров и дизайнеров, которые стремились усовершенствовать уже известную модель ВАЗ 2101. Основной задачей было не только сохранить все положительные качества предшественника, но и внедрить новые технологии, которые соответствовали бы требованиям времени. В результате, новая модель получила более мощный двигатель, улучшенную подвеску и обновленный интерьер.
ВАЗ 21043 был оснащен 1.5-литровым двигателем, который обеспечивал мощность в 75 л.с. Это позволило автомобилю развивать скорость до 140 км/ч, что было достаточно для комфортных поездок как по городским, так и по загородным маршрутам. Кроме того, новая модель имела более современную трансмиссию, что способствовало улучшению динамических характеристик.
Внешний вид ВАЗ 21043 также претерпел изменения. Автомобиль получил более обтекаемую форму кузова, что не только улучшило аэродинамические характеристики, но и сделало его более привлекательным для покупателей. Внутреннее оформление стало более комфортным, с использованием качественных материалов и улучшенной эргономикой. ВАЗ 21043 предлагался в различных комплектациях, что позволяло покупателям выбрать автомобиль в соответствии с их потребностями и финансовыми возможностями.
Производство ВАЗ 21043 продолжалось до 1994 года, и за это время было выпущено более 300 тысяч экземпляров. Модель пользовалась большим спросом как в России, так и за её пределами, что подтверждает её статус одной из самых популярных моделей советского автопрома. ВАЗ 21043 стал символом своего времени, олицетворяя доступность и надежность, что сделало его любимым автомобилем для многих семей.
Несмотря на завершение серийного производства, ВАЗ 21043 продолжает оставаться в сердцах автолюбителей. Многие экземпляры до сих пор можно встретить на дорогах, а также на различных выставках и мероприятиях, посвященных классическим автомобилям. Это свидетельствует о том, что модель не только оставила свой след в истории автопрома, но и продолжает вдохновлять новые поколения автомобилистов.
Вопрос-ответ
Чем отличается ВАЗ-2104 от ВАЗ 21043?
Базовая модель ВАЗ-2104 и экспортная модификация ВАЗ-21043 отличаются, например, следующими характеристиками: Двигатель: базовая модель ВАЗ-2104 оснащена двигателем ВАЗ-2105 объёмом 1,3 литра и карбюратором, а ВАЗ-21043 — двигателем ВАЗ-2103 объёмом 1,5 литра и карбюратором.
Какая максимальная скорость у ВАЗ-2104?
Разгон с места до 100 км/ч занимает у Lada (ВАЗ) 2104 разных поколений от 17 до 23 секунд. Максимальная скорость Lada (ВАЗ) 2104 — 125-153 км/ч.
Как в народе называют 2104?
Чаще всего используется в критических материалах. Практически все модели часто называют просто по номеру: «четвёрка» (2104, 21043, 21047), «двенашка» (2112), «девятка» (2109, 21092, 21093) и т. д.
Какой двигатель стоит на ВАЗ 21043?
ВАЗ-21043 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, карбюратор с 4- или 5-ст.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом модификации тщательно изучите технические характеристики вашей модели ВАЗ 21043. Это поможет вам понять, какие изменения будут наиболее эффективными и безопасными для вашего автомобиля.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на выбор запчастей и комплектующих. Используйте оригинальные или качественные аналоги, чтобы избежать проблем с совместимостью и долговечностью. Это особенно важно для критически важных узлов, таких как подвеска и тормоза.
СОВЕТ №3
Не забывайте о безопасности. При проведении модификаций обязательно учитывайте влияние изменений на управляемость и устойчивость автомобиля. Рассмотрите возможность установки дополнительных систем безопасности, таких как усиленные тормоза или спортивные сиденья с креплениями для ремней безопасности.
СОВЕТ №4
Задумайтесь о внешнем виде вашего автомобиля. Модификации могут включать не только технические улучшения, но и эстетические изменения. Подумайте о покраске, новых дисках или аэродинамических обвесах, чтобы сделать вашу «четвёрку» уникальной и привлекательной.

