Панель приборов ВАЗ 2108 — ключевой элемент управления автомобилем и источник информации о его состоянии. В статье рассмотрим особенности панели, ее конструкцию и функционал, а также дадим советы по демонтажу и замене неисправных деталей. Также обсудим возможности тюнинга, которые помогут улучшить внешний вид панели и повысить удобство эксплуатации. Эта информация будет полезна владельцам ВАЗ 2108 и автолюбителям, желающим углубить свои знания о модели.
Отличия в устройстве разных панелей
Основные отличия между различными моделями торпедо заключаются в следующих типах:
- высокая панель;
- низкая панель;
- европанель для ВАЗ;
- нестандартная панель.
Низкая панель считается наиболее удобной благодаря своей широкой полке, а система вентиляции здесь разработана наиболее эффективно среди всех вариантов. Это обеспечивает адекватную реакцию на изменения температуры и быстро предотвращает запотевание стекол. Однако у этой панели ВАЗ есть и некоторые недостатки: простой и незамысловатый дизайн, а также отсутствие тахометра.
Высокая панель и европанель имеют много общего. Европейская модель визуально напоминает элементы интерьера дорогих иномарок, поэтому разработчики уделили большое внимание ее внутреннему наполнению. В результате стоимость панели приборов ВАЗ 2108 значительно превышает цену других моделей торпедо.
Существует распространенное заблуждение, что отопительная система, скрытая за высокой панелью ВАЗ 2108, менее эффективна. Однако это зависит не от самой панели, а от типа используемой печки. Важно уделить внимание установке системы обогрева во время монтажа шумоизоляции. Этот процесс проходит почти у всех владельцев автомобилей.
При укладке звукоизолирующих материалов необходимо тщательно заделать все щели, через которые может происходить потеря тепла. Это обеспечит дополнительную надежность работы печки. В местах соприкосновения с торпедо ВАЗ следует использовать специальные материалы для предотвращения скрипов и других шумов во время работы отопителя.
Панель приборов на ВАЗ 2108 представляет собой функциональный и лаконичный элемент интерьера автомобиля, который обеспечивает водителя необходимой информацией. Эксперты отмечают, что основное внимание в конструкции уделено удобству восприятия данных. На панели расположены аналоговые приборы, такие как спидометр, тахометр и указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Это позволяет водителю быстро ориентироваться в состоянии автомобиля.
Кроме того, простота и надежность конструкции делают панель приборов легко обслуживаемой. Специалисты подчеркивают, что несмотря на свою простоту, панель обладает хорошей читаемостью даже при ярком солнечном свете, что является важным аспектом безопасности. В целом, панель приборов ВАЗ 2108 отражает философию советского автопрома, ориентированную на практичность и доступность.

Варианты изменений торпедо
Кардинально изменить внутреннее убранство поможет накладка на торпедо ВАЗ 2108. Выбрать можно любую модификацию, подходящую по требованиям и пожеланиям. Можно преобразить салон, установив вместо скучного заводского «убранства» кожаные элементы со вставками ярких цветов. Довольно популярна накладка на панель, которая позволяет закрыть «родные» заводские фоновые изображения.
Автомобиль с такой вставкой будет напоминать гоночный болид, при этом потребуется затратить минимальное количество средств. Подобных вариантов преображения салона довольно много: от лаконичных белоснежных вставок до ярких и красочных, позволяющих автомобилю преобразиться кардинальным образом.
Водители, которые проводят много времени за рулем своего транспортного средства, решаются поменять торпедо ВАЗ 2108 полностью или хотя бы какую-то ее часть. Банальная смена светофильтра с зеленого на другой — синий, фиолетовый или желтый — цвет придает уникальности и оживляет интерьер.
Накладка на торпедо ВАЗ и шкалы приборов, в которых стандартный шрифт видоизменен, придают новизны давно знакомым элементам автомобиля. Накладка на торпедо ВАЗ может отличаться видом, а шкалы приборов иметь другие деления, например, не 2-3-4, а 2-2,5-3-3,5-4. Существенно изменить или переместить местоположение шкал невозможно из-за конструкции автомобиля, но видоизменить для стилизации возможно.
Накладка на шкалу приборов должна подвергаться замене с особой тщательностью, так как вероятность сломать тонкие стрелочки или сбить нулевые отметки показателей очень велика. А исправить такую ситуацию очень сложно, так как отдельно стрелочки редко продаются, их можно найти только на разборке. При этом они могут отличаться от заводских, что не может не бросаться в глаза.
Стильно выглядит неоновая накладка на торпедо ВАЗ. В вечернее и темное время суток она придает ощущение участия в гонке в известном фильме «Форсаж». Кажется, что стоит только поднажать на педаль газа и включится акселератор, который унесет далеко вперед за считанные секунды. Конструкция низкой панели ВАЗ 2108 не предусматривает:
- блока индикации минимального уровня тормозной жидкости;
- блока контроля за толщиной колодок;
- наличие индикатора исправности ламп и многих других функций.
Несмотря на это, популярность автомобилей выпуска ранних годов, оборудованных таким щитком приборов, не снижается. Иногда даже наоборот: спрос на торпедо ВАЗ 2108, оборудованное первыми щитками приборов, выше для современных автомобилей, которые их владельцы собираются переоборудовать. Широкая полка, мощный воздухообмен или просто погоня за ретро возносят эти щитки приборов на первые строчки рейтинга по популярности.
Не менее популярен тюнинг низкой панели ВАЗ. В этом случае пределов фантазии дизайнера нет. Заводское месторасположение кнопок и ниша для автомагнитолы позволяют видоизменять и встраивать, например, телевизор для автомобиля, или менять местоположение и функциональность кнопок в зависимости от пожеланий или необходимости.
В последнее время набирает популярность установка задней камеры, которая значительно увеличивает маневренность автомобиля. Любая приборная панель позволяет встроить экран для такой камеры, но иногда необходимо дополнительное подключение некоторых функций к свободным кнопкам. Производители продумывали торпедо ВАЗ 2108 с учетом пожеланий не только водителя, но и пассажиров. Этим объясняется удобство расположения кнопок, доступных исключительно водителю во избежание аварийных ситуаций.
| Элемент панели приборов | Назначение | Возможные неисправности и их признаки |
|---|---|---|
| Спидометр | Показывает текущую скорость автомобиля в км/ч. | Не работает, показывает неверные значения (обычно завышенные или заниженные), стрелка дергается. |
| Одометр (счетчик пробега) | Показывает общий пробег автомобиля в км. | Не работает, цифры не меняются, застряли на одном значении. |
| Тахометр | Показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя в об/мин. | Не работает, показывает неверные значения, стрелка дергается или «зависает». |
| Указатель уровня топлива | Показывает количество топлива в баке. | Не работает, показывает постоянно полный или пустой бак, стрелка «плавает» или дергается. |
| Указатель температуры охлаждающей жидкости | Показывает температуру охлаждающей жидкости двигателя. | Не работает, показывает постоянно низкую или высокую температуру, стрелка «зависает» или дергается. |
| Лампа аварийного давления масла | Загорается при низком давлении масла в двигателе. | Горит постоянно при работающем двигателе, не загорается при включении зажигания (проверка лампы). |
| Лампа заряда аккумуляторной батареи | Загорается при отсутствии заряда или низком напряжении в бортовой сети. | Горит постоянно при работающем двигателе, не загорается при включении зажигания (проверка лампы). |
| Лампа дальнего света фар | Загорается при включении дальнего света фар. | Не загорается при включении дальнего света, горит постоянно (редко). |
| Лампа указателей поворота | Мигает при включении указателей поворота. | Не мигает, горит постоянно, мигает слишком быстро или медленно. |
| Лампа стояночного тормоза | Загорается при поднятом стояночном тормозе. | Горит постоянно при опущенном тормозе, не загорается при поднятом. |
| Лампа включения габаритных огней | Загорается при включении габаритных огней. | Не загорается при включении габаритов. |
| Лампа включения ближнего света фар | Загорается при включении ближнего света фар. | Не загорается при включении ближнего света. |
| Лампа резерва топлива | Загорается при низком уровне топлива в баке. | Не загорается при низком уровне топлива, горит постоянно. |
| Контрольная лампа воздушной заслонки (подсоса) | Загорается при вытянутой воздушной заслонке. | Не загорается при вытянутой заслонке, горит постоянно при убранной. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о панели приборов на ВАЗ 2108:
-
Минимализм и функциональность: Панель приборов ВАЗ 2108 была разработана с акцентом на простоту и удобство использования. Она включает в себя все необходимые приборы, такие как спидометр, тахометр, указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, что делает её интуитивно понятной для водителя.
-
Индикаторы и предупреждения: В панели предусмотрены различные индикаторы, которые сигнализируют о состоянии автомобиля. Например, индикатор давления масла, зарядки аккумулятора и другие предупреждения помогают водителю оперативно реагировать на возможные проблемы, что повышает безопасность эксплуатации автомобиля.
-
Эстетика и эргономика: Дизайн панели приборов ВАЗ 2108 был одним из первых в советском автопроме, который сочетал в себе элементы современного стиля и эргономики. Она имела округлые формы и четкую разметку, что делало её более привлекательной и удобной для восприятия по сравнению с более старыми моделями автомобилей.
Эти факты подчеркивают, как панель приборов ВАЗ 2108 сочетает в себе функциональность, безопасность и стиль, что сделало её знаковым элементом этого автомобиля.

Этапы демонтажа
Среди автолюбителей-«умельцев» существует легенда о том, что только опытный специалист способен собрать все детали обратно после демонтажа и ремонта, при этом оставаясь с лишними элементами, а работа будет даже лучше, чем до вмешательства.
Такого результата хотят достичь те, кто решает самостоятельно заменить щиток приборов. Процесс не представляет особых трудностей, и поскольку демонтаж панелей для этой марки автомобиля осуществляется практически одинаково, давайте рассмотрим, как снять торпедо на ВАЗ с низкой площадкой.
- Отключите аккумулятор.
- Установите колеса прямо, отсоедините тягу привода воздушной заслонки карбюратора и отключите спидометр от трансмиссии.
- Потяните на себя, чтобы снять три ручки управления обогревом салона и регулятор переключения режимов обдува.
- Со стороны пассажирского сиденья отсоедините щиток, где находится накладка на панели приборов, и снимите нижнюю часть цельного блока щитка.
- Осторожно отключите все соединения, которые крепятся к этому элементу.
- Важным этапом будет отвинчивание четырех саморезов, которые фиксируют панель управления печкой. Этот шаг часто пропускается, что может привести к повреждению детали при резком выдергивании.
-
Отвинтите саморезы, расположенные в верхней части ниши.
-
Снимите корпус, закрывающий нишу, сжав пружинные зажимы по бокам стекла, которое закрывает доступ к шкалам. Извлеките корпус и отсоедините трос спидометра.
- Осторожно отсоедините все провода и механизмы, подходящие к этому блоку приборов.
- Снимите все ручки освещения.
- Уберите руль и сопутствующие механизмы.
- Торпедо на ВАЗ оборудовано противоугонной системой, блокирующей рулевой механизм. Поэтому вставьте ключ зажигания в положение «0», чтобы разблокировать систему. Только после этого можно отключить замок зажигания.
- Отсоедините рулевую колонку и извлеките трубу вместе с замком.
- Снимите рукоятку и открутите направляющую тяги подсоса.
- Открутите саморезы, расположенные слева и справа (почти у самой двери), фиксирующие торпедо ВАЗ по бокам.
- Открутите саморезы, находящиеся в бардачке, а также около педали газа и со стороны пассажира.
Если все выполнено правильно, можно полностью извлечь панель управления.
Обратная установка
После замены нужной детали или полной реорганизации щиток приборов ВАЗ 2108 собирается в обратной последовательности, как при перемотке старой аудиокассеты. В этом процессе очень важен аккуратный, последовательный и тщательный механизм подключения каждого элемента, так как малейшая оплошность приведет к необходимости начинать все заново.
После подключения всех приборов нужно проверить функциональность каждого элемента, начиная от переключателей освещения и заканчивая наладкой печки. Даже в случаях, когда автовладелец не собирается сам выполнять эти работы, ознакомиться с последовательностью и принципом действия все же стоит.
Так как иногда возможны ситуации, когда после замены все кнопки и рычаги работают, а во время движения в самый неподходящий момент что-либо отказывает. Зачастую такие ситуации возможны только в период «обкатки». В этом случае каждый автовладелец должен знать, как можно устранить проблему самостоятельно, чтобы продолжить безопасное движение.
В мире не существует одинаковых автомобилей. Каждый имеет свои отличительные черты и характеристики. Появившееся желание изменить внутреннее убранство салона приведет к манипуляциям с панелью приборов. Это место, куда водитель наиболее часто направляет взор во время движения, и его внешний вид влияет на настроение водителя.
Типичные неисправности и их устранение
Панель приборов на ВАЗ 2108, как и любая другая автомобильная система, может сталкиваться с различными неисправностями. Знание типичных проблем и способов их устранения поможет водителям поддерживать исправность автомобиля и избежать серьезных поломок.
1. Неисправности стрелочных приборов
Стрелочные приборы, такие как тахометр, спидометр и указатель уровня топлива, могут перестать работать по нескольким причинам:
- Проблемы с проводкой: Часто причиной неисправности является повреждение проводов или соединений. Рекомендуется проверить целостность проводки и контактов, а также убедиться в отсутствии коррозии.
- Неисправность датчиков: Например, тахометр может не работать из-за неисправности датчика оборотов. В этом случае необходимо заменить датчик или проверить его на работоспособность.
- Сбой в электронике: Иногда проблема может заключаться в самом приборе. В этом случае может потребоваться его разборка и диагностика, а в некоторых случаях — замена.
2. Неисправности индикаторов
Индикаторы, такие как лампочки предупреждения о низком уровне масла, перегреве двигателя и других критических состояниях, также могут давать сбои:
- Выход из строя лампочек: Если индикатор не загорается, первым делом стоит проверить саму лампочку. Замена лампочки — простая и быстрая процедура.
- Проблемы с датчиками: Если индикатор загорается, но уровень масла в норме, возможно, неисправен датчик давления масла или температуры. В этом случае потребуется его замена.
- Короткое замыкание: Иногда индикаторы могут срабатывать из-за короткого замыкания в проводке. Необходимо проверить всю цепь на наличие повреждений.
3. Проблемы с подсветкой панели
Подсветка панели приборов может перестать работать, что затрудняет чтение показаний в темное время суток:
- Неисправные лампочки подсветки: Как и в случае с индикаторами, причиной может быть выход из строя лампочек. Их замена обычно решает проблему.
- Проблемы с проводкой: Необходимо проверить проводку, ведущую к лампочкам подсветки, на наличие повреждений или обрывов.
- Неисправность регулятора яркости: Если подсветка работает, но не регулируется, возможно, проблема в регуляторе яркости. В этом случае его следует заменить.
4. Общие рекомендации по диагностике и ремонту
Для диагностики неисправностей панели приборов рекомендуется:
- Использовать мультиметр для проверки напряжения и целостности цепей.
- Проверять все соединения и разъемы на наличие коррозии и повреждений.
- При необходимости обращаться к профессиональным электрикам или в сервисные центры для более сложных ремонтов.
Регулярное обслуживание и внимательное отношение к работе панели приборов помогут избежать многих проблем и продлить срок службы автомобиля.
Вопрос-ответ
Из чего состоит панель приборов?
Панель приборов автомобиля состоит из различных элементов, включая спидометр, тахометр, указатели уровня топлива и температуры двигателя, а также индикаторы предупреждений (например, о низком уровне масла или перегреве). Она может также включать экран бортового компьютера, кнопки управления и другие элементы, обеспечивающие водителю необходимую информацию о состоянии автомобиля.
Как работает приборная панель?
Вот упрощённый принцип работы: сигналы датчиков. Блок приборов получает данные от различных датчиков, расположенных по всему автомобилю. Например, спидометр получает данные от датчика скорости автомобиля, а указатель температуры — от датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя.
Чем отличается приборная панель VDO от обычной?
Ответ. Mail.Ru. В панелях VDO используется более современная электронная начинка на микроконтроллере PIC18F67J60, а «Счётмаш» — более простая, на микроконтроллере AT90S8515.
Какие лампочки стоят в приборной панели ВАЗ 2108?
Лампочки приборной панели Жигули передний привод 2108 и 2190 с цоколем или патроном имеют стандартные размеры А12-1, 2. Для освещения панели инструментов 2121 и индикации состояния автомобильных агрегатов используются 20 ламп накаливания 12 В 1, 2 Вт, которые устанавливаются в патроны 2W2.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите руководство пользователя вашего автомобиля. В нем подробно описаны все элементы панели приборов, их функции и способы настройки. Это поможет вам лучше понять, как работает ваша машина и что означают различные индикаторы.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние лампочек и индикаторов на панели. Если какой-либо из них не работает, это может указывать на проблему, требующую внимания. Замените перегоревшие лампочки сразу, чтобы избежать пропуска важных сигналов.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на расположение и цвет индикаторов. Например, красные индикаторы обычно сигнализируют о серьезных проблемах, требующих немедленного вмешательства, в то время как желтые могут указывать на менее критичные ситуации. Знание этого поможет вам быстрее реагировать на возможные неисправности.
СОВЕТ №4
Не игнорируйте звуковые сигналы, которые могут сопровождать индикаторы на панели. Звуковые предупреждения могут сообщать о необходимости проверки систем автомобиля, таких как тормоза или уровень масла. Будьте внимательны к этим сигналам для обеспечения безопасности на дороге.


