Электросхема ВАЗ 21093 — ключевой элемент, обеспечивающий работу всех электрических систем автомобиля: освещения, зажигания и управления двигателем. В статье рассмотрим основные компоненты схемы, их взаимодействие и особенности, а также различия в электрооборудовании карбюраторных и инжекторных двигателей. Понимание этих элементов поможет владельцам и автолюбителям лучше ориентироваться в электрической системе, что упростит диагностику и ремонт, а также повысит безопасность и надежность эксплуатации автомобиля.
Устройство электросистемы ВАЗ 2109
Электрическая схема ВАЗ 21093 представляет собой однопроводную систему, где «минус» постоянно соединён с кузовом автомобиля, выполняя функцию «массы». Номинальное напряжение в бортовой сети составляет 12 В.
Для обеспечения работы электрооборудования ВАЗ 2109 предусмотрены два источника энергии — аккумулятор и генератор. Аккумуляторная батарея (АКБ) выполняет в автомобиле следующие функции:
- запуск двигателя после длительной стоянки;
- питание электрических систем при выключенном двигателе.
Минусовая клемма «масса» аккумулятора для ВАЗ 2109 должна находиться слева, если смотреть на корпус АКБ со стороны клемм. На большинстве «девяток» используются необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы. Стандартная ёмкость аккумулятора составляет 55 — 60 Ач, и её можно немного увеличить для эксплуатации в регионах с суровыми зимами.
Генератор в автомобиле выполняет следующие задачи:
- подзарядка аккумулятора;
- питание электрических цепей.
Трёхфазный генератор переменного тока ВАЗ 2109 работает во время движения. Он оснащён встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения, выдавая от 13,6 до 14,6 В и обеспечивая ток до 55 А. Крышка генератора крепится к корпусу статора с помощью болтов. Ротор вращается в шариковых подшипниках, которые установлены в крышке. Обмотка возбуждения ротора получает питание через щётки и контактные кольца.
Электрическая схема ВАЗ 21093 организована так, что питание большинства потребителей осуществляется через блок предохранителей, который защищает цепи от короткого замыкания и предотвращает возникновение пожаров в автомобиле.

Главные потребители
Важнейших для принципиальной возможности эксплуатации вашей «девятки» систем всего две:
- система запуска двигателя — стартёр;
- система зажигания топливовоздушной смеси.
И если в экстремальной ситуации можно запустить двигатель без стартёра, с толчка, то без зажигания вы никуда не уедете. Разве что на буксире.
Бесконтактное зажигание «девятки» состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Особенность работы системы зажигания состоит в том, что она использует не только нормальное напряжение в 12В постоянного тока, но и импульсное высокое напряжение до 30 000 В для воспламенения топливовоздушной смеси в камерах сгорания. Среди специалистов распространено мнение, что именно эта часть системы наиболее подвержена риску выхода из строя.
Стартер автомобиля ВАЗ 2109 представляет собой электродвигатель постоянного тока. Он снабжён электромагнитным тяговым реле. При повороте ключа в замке зажигания в положение «стартёр» напряжение от АКБ подаётся на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле. После замыкания контактов втягивающая обмотка реле отключается. Двигатель стартера проворачивает маховик коленчатого вала, в цилиндры подаётся искра, мотор начинает работать. После перевода ключа в положение «зажигание» стартёр отключается.
В случае неисправности одной только системы запуска двигателя эксплуатация автомобиля крайне затруднена, а при отказе обеих — невозможна.
| Элемент электросхемы | Назначение | Расположение (типичное) |
|---|---|---|
| Аккумуляторная батарея (АКБ) | Источник питания для всех электрических систем автомобиля | Под капотом, справа по ходу движения |
| Генератор | Вырабатывает электроэнергию для питания систем и зарядки АКБ при работающем двигателе | Под капотом, приводится в движение ремнем от коленчатого вала |
| Замок зажигания | Управляет подачей питания на различные цепи (стартер, зажигание, аксессуары) | На рулевой колонке |
| Блок предохранителей и реле | Защищает электрические цепи от перегрузок и коротких замыканий, коммутирует силовые цепи | Под капотом (основной), в салоне (дополнительный) |
| Стартер | Электродвигатель для запуска двигателя внутреннего сгорания | На двигателе, сопряжен с маховиком |
| Катушка зажигания | Преобразует низкое напряжение в высокое для создания искры на свечах зажигания | Под капотом, рядом с двигателем |
| Распределитель зажигания (трамблер) | Распределяет высокое напряжение по свечам зажигания в нужной последовательности (для карбюраторных версий) | На двигателе, приводится в движение от распредвала |
| Электронный блок управления (ЭБУ) | Управляет работой двигателя (впрыск топлива, зажигание, холостой ход и т.д.) | Под панелью приборов, в салоне |
| Датчики (ДТОЖ, ДПКВ, ДПДЗ и др.) | Предоставляют ЭБУ информацию о состоянии двигателя и окружающей среды | Различные места на двигателе и в моторном отсеке |
| Топливный насос | Подает топливо из бака к двигателю | В топливном баке |
| Фары головного света | Обеспечивают освещение дороги в темное время суток | Передняя часть автомобиля |
| Задние фонари | Обеспечивают видимость автомобиля сзади, включают стоп-сигналы, габариты, указатели поворота | Задняя часть автомобиля |
| Приборная панель | Отображает информацию о работе автомобиля (скорость, обороты, температура, уровень топлива и т.д.) | Перед водителем, в салоне |
| Стеклоочистители | Очищают лобовое стекло от воды и грязи | Перед лобовым стеклом |
| Электродвигатель отопителя | Обеспечивает подачу теплого воздуха в салон | Под панелью приборов, в салоне |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о главных элементах электросхемы ВАЗ 21093:
-
Модуль управления двигателем (ЭБУ): ВАЗ 21093 был одним из первых автомобилей в России, который использовал электронный блок управления (ЭБУ) для оптимизации работы двигателя. Это позволило улучшить топливную экономичность и снизить уровень выбросов, что стало важным шагом в направлении экологических стандартов.
-
Система зажигания: ВАЗ 21093 использует бесконтактную систему зажигания, которая обеспечивает более стабильную работу двигателя и уменьшает износ деталей. Эта система позволяет избежать проблем с искровым зажиганием, что особенно важно в условиях переменчивого климата и качества топлива.
-
Электрическая схема освещения: В электросхеме ВАЗ 21093 предусмотрены отдельные предохранители для различных групп освещения, что повышает безопасность. Если один из элементов освещения выходит из строя, это не влияет на работу остальных, что позволяет водителю оставаться на дороге даже в случае неполадок.
Вспомогательное оборудование
Ключевым элементом вспомогательного оборудования являются соединительные провода. Вспомогательное не означает менее важное. Наоборот, многие владельцы «девяток» убеждаются, что электроника — это наука о контактах. Большая часть проблем, связанных с ВАЗ 2109, касается поиска обрывов, коррозии контактов и выпадения штекеров. В этом случае необходима схема электрооборудования ВАЗ 2109, где по цветам обозначены и показаны соединительные провода, пронумерованы потребители, а также перечислены предохранители вашей «девятки» в соответствии с их расположением в колодках.
Схема электропроводки организована так, что все провода ВАЗ 2109 собраны в пять жгутов. Два жгута направляются от монтажного блока в салон автомобиля. Первый из них соединяет все индикаторы, приборы, переключатели и кнопки в передней части салона. Второй жгут подключает потребителей, расположенных в задней части кузова. Три остальных жгута остаются в подкапотном пространстве. Один из них идет к потребителям передней части кузова, второй — в область левой передней колесной арки, а третий обслуживает устройства, связанные с двигателем.
Коммутация осуществляется через блок предохранителей. Предохранитель представляет собой металлическую пластину, обычно изготовленную из алюминиевого сплава, с определенным сечением. Эта пластина помещается в прозрачный пластиковый корпус и устанавливается в разрыв той или иной электрической цепи автомобиля. При превышении допустимого значения тока в цепи пластина перегорает, останавливая ток в этой цепи и предотвращая возникновение пожара. Через прозрачный пластик хорошо видно место разрушения. Остается лишь найти в альбоме электрических схем ту цепь, которая отвечает за выход проводки из строя, устранить неисправность и заменить предохранитель.
Набор запасных предохранителей всегда следует иметь при себе в поездке. Блок предохранителей также включает реле и располагается в моторном отсеке слева по ходу автомобиля, рядом с ветровым стеклом.
Отличия модификаций ВАЗ 2109
За долгую историю выпуска на АвтоВАЗе «девятки» электрическая схема ВАЗ 21093 заметно изменилась, было немало вариантов комплектаций и модификаций автомобиля. «Девятка» комплектовалась разными двигателями: ВАЗ 2109 — мотором с рабочим объёмом 1,3 литра, а ВАЗ 21093 — объёмом 1,6 литра. В смысле электросистемы оба двигателя практически идентичны. Другое дело — различие между карбюраторной и инжекторной версиями «девятки».
Появление электронной системы управления двигателем (ЭСУД) и электронных устройств, заменяющих карбюратор и трамблёр, усложнило электрическую схему автомобиля. ЭСУД в ВАЗ 21093 инжектор взяло на себя следующие функции:
- управление топливным насосом;
- управление электровентилятором системы охлаждения;
- регулировка состава топливовоздушной смеси, оборотов холостого хода и угла опережения зажигания.
В блоке предохранителей ВАЗ 21093 присутствуют дополнительные плавкие устройства, защищающие ЭСУД. Следует убедиться, что имеющаяся схема электрооборудования соответствует модификации вашего авто. Это тем более актуально, что инжекторный двигатель не всегда достаточно прозвонить тестером, иногда нужно специальное оборудование для работы с ЭСУД.
Свои отличия имеются у электрооборудования с «высокой», «низкой» и европанелью. Важнейшее из них — отсутствие тахометра в низкой панели.
Признаки неисправностей электросхемы
Электрическая схема ВАЗ 2109, как с низкой, так и с высокой панелью, включает в себя множество компонентов, обеспечивающих функционирование различных систем автомобиля. Если в электросхеме, будь то инжекторный или карбюраторный двигатель, возникают проблемы, их можно выявить по характерным признакам.
- Автомобиль не может тронуться с места, так как двигатель не запускается. Причин для этого может быть множество, например, неисправность генератора или аккумулятора, проблемы с трамблёром и так далее.
- Двигатель запускается и работает, но часть электрооборудования не функционирует. Как и в первом случае, причин, по которым электрооборудование может отказать, тоже немало: это могут быть сгоревшие предохранители, износ проводки или выход из строя какого-либо устройства.
Если двигатель не запускается, но подача топлива осуществляется исправно, то чаще всего причина кроется именно в неисправном электрооборудовании. Алгоритм действий в таких ситуациях достаточно прост. Сначала проверьте уровень заряда аккумулятора. Также стоит проверить работоспособность свечей зажигания и проводов высокого напряжения на наличие пробоев. На карбюраторных двигателях часто причиной неисправности является трамблёр, в то время как обрыв или износ проводки в моторном отсеке встречается довольно редко.
В инжекторных двигателях в первую очередь необходимо проверить исправность и правильную работу электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Это важно, так как блок управления может не корректно обрабатывать данные, поступающие с различных датчиков, что приводит к тому, что исполнительные механизмы получают неверные команды или вовсе их не получают.
Электросхема двигателя с карбюратором
В зависимости от типа силовой установки электросхема может работать по-разному, например, запуск двигателя происходит так.
- Когда поворачивается ключ в замке зажигания, от аккумулятора подаётся напряжение в бортовую сеть по высоковольтным проводам. При этом на панели приборов появляются индикаторы, и можно включать осветительные приборы, аудиосистему, вентилятор отопителя и т. д.
- После поворота ключа в замке зажигания в положение «запуск» напряжение поступает на стартерный узел, который воздействует на маховик и заставляет вращаться коленчатый вал. Приводятся в действие все системы двигателя и генератор в том числе, который начинает вырабатывать электрический ток.
- Питание поступает на катушку зажигания, создающую высоковольтное напряжение, по проводам оно передается в распределительный узел.
Вращающийся коленчатый вал приводит в действие распределительный механизм. После замыкания контактов напряжение передаётся на свечи зажигания. Искра воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндрах и происходит запуск силовой установки.
Диагностика классического зажигания ВАЗ 2109
Если запуск двигателя не удался из-за неисправной электропроводки, вы можете провести диагностику самостоятельно.
- В первую очередь, осмотрите участок проводки от катушки зажигания до генератора на предмет повреждений. Контакты должны быть чистыми, без окисления, а проводка – целой, без обрывов и трещин. Окисленные контакты необходимо тщательно очистить, а повреждённые участки проводки заменить.
- Затем проверьте катушку зажигания на наличие искры. Для этого снимите надсвечник со свечи и поднесите его к клапанной крышке двигателя. В это время попросите помощника немного прокрутить двигатель с помощью стартера. Если высоковольтный провод и наконечник в порядке, а катушка зажигания исправна, между наконечником и крышкой клапанов должна появиться искра. Если искры нет, а провода и наконечники не повреждены, потребуется ремонт, чаще всего – замена катушки зажигания.
Также рекомендуется проверить распределительное устройство и свечи зажигания. Повреждённые высоковольтные провода следует заменить. Свечи необходимо выкрутить и осмотреть; если на них образовался сильный нагар, их нужно очистить. В случае обнаружения повреждений свечи подлежат замене.
Диагностика электронного зажигания
Оно отличается от обычного наличием бесконтактного коммутатора между катушкой зажигания и распределителем. Подобный механизм обеспечивает стабильную и уверенную искру, тем самым обеспечивая воспламенение топлива, даже если смесь обеднённая. Если коммутатор подаёт слишком слабый сигнал, его следует заменить. Плохая искра или её отсутствие может возникнуть по причине высокого сопротивления электропроводки.
Другое дело, когда двигатель инжекторного типа, оснащённый топливными форсунками. В таких моторах неисправности электросхемы связаны в большинстве случаев с вышедшими из строя датчиками или повреждения электрооборудования. Диагностика неисправностей выполняется несложно. Во-первых, нужно отсоединить контактную колодку от датчика, который, возможно, неисправен. Во-вторых, при помощи омметра надо измерить сопротивление на контактах. В-третьих, полученные показатели сравниваются с номинальными, указанными в руководстве по эксплуатации. Если есть существенная разница, датчик неисправен и подлежит замене.
Мнение эксперта
! Рекомендации специалиста
Задать вопрос
Профиль в VK
Руслан Константинов
Узнать больше об эксперте
Руслан Константинов – профессионал в области автомобильного ремонта с десятилетним стажем. Он завершил обучение в Ижевском государственном техническом университете имени М.Т. Калашникова, получив диплом по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Его опыт охватывает широкий спектр работ, включая диагностику и ремонт двигателей и трансмиссий, а также консультации по выбору расходных материалов. Также Руслан имеет навыки в ремонте электронных компонентов.
Что касается самодиагностики, здесь важно проявлять осторожность, так как работа с электрическим оборудованием может привести к поражению электрическим током. При проверке высоковольтных проводов не следует трогать их голыми руками, чтобы определить наличие искры. Изоляция может быть повреждена, что делает удар током неизбежным. В таких случаях можно воспользоваться проверенным методом: в темное время суток запустить двигатель или прокрутить стартер. В темноте будет хорошо видно, если искра пробивает изоляцию поврежденного провода или наконечника.
При проверке датчиков на инжекторном двигателе можно обойтись без омметра, если двигатель запускается. Достаточно отсоединить колодку проводов от датчика. Если работа мотора не изменилась, значит, датчик неисправен. Однако этот метод имеет свои ограничения: например, на датчике массового расхода воздуха (ДМРВ) это может не оказать значительного влияния (расход топлива увеличивается, но на работу двигателя это в некоторых случаях не сказывается).
Советы по обслуживанию электросистемы
Обслуживание электросистемы автомобиля ВАЗ 21093 требует внимательного подхода и регулярного контроля. Правильное функционирование электросистемы обеспечивает надежную работу всех электрических компонентов автомобиля, включая стартер, генератор, аккумулятор и освещение. Вот несколько советов, которые помогут поддерживать электросистему в хорошем состоянии.
1. Регулярная проверка аккумулятора: Аккумулятор является ключевым элементом электросистемы. Рекомендуется проверять уровень электролита, особенно в жаркие или холодные сезоны. Убедитесь, что клеммы аккумулятора чистые и надежно закреплены. При необходимости проводите зарядку аккумулятора, особенно если автомобиль долго не использовался.
2. Осмотр проводки: Проводка автомобиля должна быть в хорошем состоянии. Регулярно проверяйте проводку на наличие повреждений, изоляции и коррозии. Обратите внимание на места соединений, так как они могут быть источником проблем. Если вы заметили обнаженную проводку или коррозию, замените поврежденные участки.
3. Проверка генератора: Генератор отвечает за зарядку аккумулятора и питание электрических систем во время работы двигателя. Регулярно проверяйте его работу, обращая внимание на уровень напряжения. Если генератор не выдает необходимое напряжение, это может привести к разрядке аккумулятора и сбоям в работе электросистемы.
4. Освещение: Работоспособность системы освещения также важна для безопасности на дороге. Регулярно проверяйте фары, габаритные огни и поворотники. Заменяйте перегоревшие лампочки и следите за состоянием проводки, чтобы избежать коротких замыканий.
5. Использование качественных компонентов: При замене любых элементов электросистемы, таких как реле, предохранители или лампочки, выбирайте только качественные и проверенные компоненты. Это поможет избежать частых поломок и обеспечит надежную работу системы в целом.
6. Профессиональная диагностика: Если вы заметили нестабильную работу электросистемы, рекомендуется обратиться к специалистам для проведения диагностики. Современное оборудование позволяет быстро выявить неисправности и устранить их до того, как они приведут к серьезным проблемам.
Следуя этим советам, вы сможете значительно продлить срок службы электросистемы вашего автомобиля ВАЗ 21093 и обеспечить его надежную работу на протяжении многих лет.
Вопрос-ответ
Какие основные компоненты входят в электросхему ВАЗ 21093?
В электросхему ВАЗ 21093 входят такие основные компоненты, как аккумулятор, генератор, стартер, реле, предохранители, а также различные датчики и исполнительные механизмы, отвечающие за работу электрооборудования автомобиля.
Какова роль предохранителей в электросхеме автомобиля?
Предохранители в электросхеме автомобиля служат для защиты электрических цепей от перегрузок и коротких замыканий. Они разрывают цепь в случае превышения допустимого тока, что предотвращает повреждение проводки и электрооборудования.
Что такое реле и какую функцию оно выполняет в системе?
Реле — это электромеханическое устройство, которое управляет включением и выключением электрических цепей. В электросхеме ВАЗ 21093 реле используется для управления различными системами, такими как фары, стеклоочистители и сигнализация, обеспечивая надежное и безопасное функционирование электрооборудования.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с электросхемой ВАЗ 21093, внимательно ознакомьтесь с её основными элементами, такими как аккумулятор, генератор и предохранители. Понимание их функций поможет вам быстрее диагностировать и устранять возможные неисправности.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты и оборудование для работы с электросхемой. Это не только упростит процесс, но и снизит риск повреждения компонентов. Например, мультиметр поможет точно измерить напряжение и сопротивление.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте состояние проводки и соединений. Износ или коррозия могут привести к коротким замыканиям или другим проблемам. Заменяйте поврежденные провода и используйте изоленту для защиты открытых соединений.
СОВЕТ №4
Не забывайте о документации. Храните под рукой руководство пользователя и схемы, так как они могут оказаться полезными при решении сложных вопросов или при необходимости замены деталей.


