В статье рассмотрим, какие двигатели можно установить на ВАЗ 2109 вместо штатного, а также их преимущества и недостатки. Замена двигателя может улучшить характеристики автомобиля, повысить надежность и продлить срок службы. Предложим варианты установки моторов от других моделей ВАЗ и аналогичных по параметрам, чтобы владельцы ВАЗ 2109 могли сделать осознанный выбор.
Когда имеет смысл менять двигатель «девятки»
В прошлом мотор считался одним из основных агрегатов автомобиля, и его замена была довольно сложной процедурой. Необходимо было зафиксировать поломку, написать заявление, дождаться рассмотрения и оформить все необходимые документы. В настоящее время двигатель воспринимается как обычная запасная часть, и на его замену нет строгих ограничений. Если вы нашли подходящий мотор, смело меняйте его. Для дополнительной уверенности лучше сохранить документы на новый агрегат. Храните товарную накладную с указанием марки и номера двигателя.
Часто владельцы автомобилей «девятка» сталкиваются с необходимостью замены мотора из-за его окончательной неисправности. Бывает, что двигатель выходит из строя так, что его ремонт становится дороже, чем покупка нового. В этом случае возникает вопрос: на что менять и какой двигатель подойдет? Существует три основных варианта:
- на точно такой же, оригинальный двигатель;
- на аналогичный агрегат от другой модели ВАЗ;
- на мотор от небольшой иномарки.
Если вам повезло, и у вас есть возможность приобрести такой же агрегат, как тот, что вышел из строя, это замечательно. Стоит ли на третьем десятке лет автомобиля менять привычный мотор? Если вы готовы к серьезным изменениям, обратите внимание на рынок импортных моторов. Однако установка неродного двигателя может вызвать множество проблем.
Эксперты отмечают, что замена двигателя на ВАЗ 2109 может значительно улучшить характеристики автомобиля, повысив его мощность и динамику. Одним из популярных вариантов является установка двигателя от ВАЗ 2112, который обладает большей мощностью и лучшей экономичностью. Такой двигатель легко адаптируется к существующей трансмиссии и системам автомобиля, что делает процесс замены относительно простым.
Кроме того, некоторые автолюбители рассматривают возможность установки более современных агрегатов, таких как двигатели от иномарок, например, от Renault или Ford. Эти двигатели могут предложить не только увеличенную мощность, но и современные технологии, такие как системы впрыска и турбонаддува, что значительно улучшает эксплуатационные характеристики.
Однако эксперты предупреждают, что при выборе нового двигателя важно учитывать не только его мощность, но и совместимость с остальными системами автомобиля, а также возможные изменения в законодательстве, касающиеся доработок автомобилей.

Снежный ком объёма работ
https://youtube.com/watch?v=ddcfdMN1kOE
Приняв решение о замене мотора на «девятке», будьте готовы к тому, что придётся выполнить целый ряд сопутствующих работ. Даже если вы меняете агрегат на такой же, некоторые сопряжённые детали обязательно сломаются при демонтаже. От лёгкого нажатия провалится труба глушителя, при снятии разрушится закисленный контакт «массы» картера, при разборке растянется возвратная пружина дроссельной заслонки. И много чего ещё. Будьте аккуратны, старайтесь не нанести большого ущерба автомобилю самим процессом ремонта.
Ещё сложнее дело обстоит в случае, если вы устанавливаете неродной движок. Необходимо учесть все конструктивные различия между карбюраторным и инжекторным моторами, между составом датчиков и системами индикации показаний, между номиналами потребляемого устройствами электрического тока. Приобретённые подержанные движки часто не имеют документации, и разобраться с ними бывает непросто.
Особенно ответственные решения приходится принимать, если вы устанавливаете агрегат большей мощности, например, роторный двигатель. В этом случае потребуется ревизия нескольких систем автомобиля. Самая ответственная из них — тормозная. Может потребоваться увеличение диаметра тормозных дисков и замена задних барабанных тормозов на дисковые.
При установке более мощного мотора без доработки тормозной системы дело будет не только в изменении технических характеристик авто. В любом происшествии на дороге виноватым, скорее всего, признают вас. Вы нарушили требования безопасности: ваш мотор мощнее положенного, а тормоза — те же, что и были.
| Цель замены двигателя | Варианты двигателей | Преимущества и недостатки |
|---|---|---|
| Увеличение мощности и динамики | 1. Двигатели ВАЗ 2112 (1.5 16V, 1.6 16V) | Преимущества: Относительно простая установка, хорошая доступность запчастей, значительный прирост мощности по сравнению со стоком. Недостатки: Требуется замена ЭБУ, возможно усиление КПП, увеличение расхода топлива. |
| 2. Двигатели ВАЗ 2110/Приора (1.6 16V) | Преимущества: Современнее, чем 2112, часто уже с электронным дросселем, хорошая ремонтопригодность. Недостатки: Аналогичны 2112, но могут быть дороже. | |
| 3. Двигатели Opel C20XE (2.0 16V) | Преимущества: Высокая мощность, отличный потенциал для тюнинга, надежность. Недостатки: Сложная установка (требуется адаптация креплений, КПП, проводки), высокая стоимость двигателя и запчастей, проблемы с легализацией. | |
| 4. Двигатели Honda B-серии (B16A, B18C) | Преимущества: Высокооборотистые, мощные, надежные, отличный звук. Недостатки: Очень сложная установка (требуется изготовление кастомных креплений, адаптация КПП, приводов), высокая стоимость, проблемы с легализацией, сложность в поиске запчастей. | |
| Повышение надежности и ресурса | 1. Двигатели ВАЗ 2111 (1.5 8V) | Преимущества: Проверенный временем, простой в обслуживании, надежный, дешевые запчасти. Недостатки: Небольшой прирост мощности, устаревшая конструкция. |
| 2. Двигатели ВАЗ 2114/Калина (1.6 8V) | Преимущества: Современнее 2111, немного мощнее, хорошая доступность запчастей. Недостатки: Незначительный прирост мощности, все еще 8-клапанный. | |
| Улучшение экономичности | 1. Двигатели ВАЗ 2111 (1.5 8V) | Преимущества: Один из самых экономичных двигателей ВАЗ, прост в обслуживании. Недостатки: Низкая мощность, устаревшая конструкция. |
| 2. Двигатели ВАЗ 2114/Калина (1.6 8V) | Преимущества: Немного экономичнее 16-клапанных, хорошая доступность запчастей. Недостатки: Незначительный прирост экономичности по сравнению с 1.5 8V. | |
| Замена вышедшего из строя двигателя на аналогичный | 1. Двигатели ВАЗ 21083 (1.5 8V) | Преимущества: Максимально простая замена, не требует переделок, дешевые запчасти. Недостатки: Нет прироста характеристик, устаревшая конструкция. |
| 2. Двигатели ВАЗ 2111 (1.5 8V) | Преимущества: Аналогично 21083, но может быть немного свежее. Недостатки: Аналогично 21083. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, зачем и какой двигатель можно установить на ВАЗ 2109:
-
Увеличение мощности и производительности: Многие владельцы ВАЗ 2109 устанавливают более мощные двигатели, такие как 1.8-литровый двигатель от ВАЗ 2112 или даже двигатели от других марок, например, от Ford или Opel. Это позволяет значительно улучшить динамические характеристики автомобиля, что делает его более привлекательным для любителей спортивной езды.
-
Двигатели от иномарок: Установка двигателей от иномарок, таких как Toyota или Honda, становится все более популярной среди автолюбителей. Эти двигатели часто обладают большей надежностью и экономичностью, а также могут предложить более современные технологии, такие как системы впрыска и турбонаддува.
-
Тюнинг и кастомизация: Замена двигателя на ВАЗ 2109 открывает широкие возможности для тюнинга и кастомизации автомобиля. Это может включать не только установку более мощного двигателя, но и модернизацию трансмиссии, подвески и тормозной системы, что позволяет создать уникальный и высокопроизводительный автомобиль, соответствующий индивидуальным предпочтениям владельца.
Замена двигателя на другой ВАЗовский
Наиболее простой способ замены двигателя — это установить мотор ВАЗ 21083 с рабочим объемом 1,5 литра и мощностью 69 л.с. вместо двигателя ВАЗ 2109, который имеет объем 1,3 литра и мощность 64 л.с. Такая замена пройдет практически без проблем. Не потребуется вносить изменения в электрическую систему, тормоза или подвеску. Использование 1,5-литрового двигателя на «девятке» одобрено АвтоВАЗом.
Сложнее обстоит дело с заменой карбюраторного двигателя на инжекторный. В этом случае необходимо будет установить блок электронного управления (ЭБУ) и создать новую электрическую схему. ЭБУ полностью управляет работой двигателя с распределенным впрыском топлива, используя данные от различных датчиков, таких как датчик расхода воздуха, температура охлаждающей жидкости и положение коленвала. Все это требует внимательности и опыта в правильной коммутации. Многие специалисты утверждают, что такую работу не стоит выполнять самостоятельно в гараже. Даже если у вас есть тельфер для снятия 120-килограммового мотора, полноценное тестирование блока электроники без специального стенда будет затруднительным.
Установка двигателя от Приоры на «девятку» также потребует определенных усилий. Подкапотное пространство ВАЗ 21109 меньше, чем у Приоры, поэтому радиатор и расширительный бачок устанавливаются с трудом. Чтобы избежать сварочных работ из-за частичной несовместимости опор двигателя с местами их крепления, рекомендуется дополнительно установить растяжку передних стоек с дополнительной опорой.
Кроме того, двигатель от Приоры потребует некоторой доработки сцепления ВАЗ 2109.
Использование агрегата от иномарки
Для замены штатного двигателя «девятки» желательно использовать бензиновые четырёхцилиндровые агрегаты от автомобилей с передным расположением мотора. Определённой популярностью в данном случае пользуются следующие агрегаты:
- японские инжекторные моторы от Mitsubishi Lancer объёмом 1,5 литра и мощностью примерно 100 лошадиных сил, довольно экономичные и с отличной динамикой;
- корейские двигатели от Hyundai Accent, весьма ремонтопригодные, но из-за несовместимости приходится менять движок вместе с коробкой;
- немецкие моторы от Audi A80, сделанные в 90-х.
Одним из самых удачных вариантов замены мотора ВАЗ 2109 на двигатель от иномарки специалисты считают ДВС D15B автомобиля Honda Civic 1.5 VEi пятого поколения (1991 — 1995 г.). Мотор этот, если повезёт, можно купить за очень скромные деньги. Между тем он пользовался репутацией почти неубиваемого.
Важно, что автомобиль Honda Civic был весьма близок к ВАЗ 2109 по массо-габаритным параметрам. Honda имела полную снаряженную массу 965 кг, а ВАЗ 2109 — 940 кг. Двигатель обеспечивал Хонде Цивик разгон до сотни за 9,6 сек., максимальную мощность в 91 л. с., а крутящий момент составлял 119 Нм. Предельная скорость автомобиля — 179 км/час. Расход топлива в смешанном цикле — 6,8 л/100 км.
Двигатель Honda Civic очень компактный, легко встаёт в моторный отсек «девятки». Электроника 25-летней давности не слишком продвинута и не вызовет особых вопросов при установке. Удалось найти такой мотор — не думайте больше, какой двигатель поставить на ВАЗ 2109, это отличный вариант по соотношению «цена / качество». Установку желательно доверить профессионалам.
Преимущества и недостатки установки турбированного двигателя
Установка турбированного двигателя на ВАЗ 2109 может стать отличным решением для тех, кто хочет повысить мощность и динамику своего автомобиля. Однако, прежде чем принимать решение о такой модификации, важно рассмотреть все преимущества и недостатки, которые она может принести.
Преимущества установки турбированного двигателя:
- Увеличение мощности: Турбированные двигатели способны значительно увеличить мощность автомобиля без необходимости замены всего мотора. Это достигается за счет использования турбокомпрессора, который использует отработанные газы для повышения давления воздуха, поступающего в двигатель.
- Экономия топлива: При правильной настройке турбированного двигателя можно добиться более эффективного сгорания топлива, что может привести к снижению расхода топлива при умеренной езде.
- Улучшение динамики: Турбированные двигатели обеспечивают более быстрый набор скорости и лучшее ускорение, что делает вождение более увлекательным и динамичным.
- Настройка под индивидуальные предпочтения: Турбированные двигатели можно настраивать под конкретные требования водителя, что позволяет добиться желаемых характеристик производительности.
Недостатки установки турбированного двигателя:
- Сложность установки: Установка турбированного двигателя требует значительных технических знаний и навыков. Необходимы специальные компоненты, такие как интеркулер, системы впуска и выпуска, а также соответствующая электроника.
- Увеличение нагрузки на двигатель: Турбина создает дополнительное давление, что может привести к увеличению износа двигателя и его компонентов. Это особенно актуально, если двигатель не был изначально спроектирован для работы с турбонаддувом.
- Необходимость в доработках: Для полноценной работы турбированного двигателя может потребоваться доработка трансмиссии, системы охлаждения и других узлов автомобиля, что увеличивает общую стоимость модификации.
- Проблемы с надежностью: Турбированные двигатели могут быть более чувствительными к качеству топлива и условиям эксплуатации, что может привести к частым поломкам и необходимости в ремонте.
Таким образом, установка турбированного двигателя на ВАЗ 2109 может стать отличным способом улучшить характеристики автомобиля, однако требует тщательного подхода и учета всех возможных рисков и затрат. Прежде чем принимать решение, стоит проконсультироваться с опытными специалистами и тщательно изучить все аспекты данной модификации.
Вопрос-ответ
Как в народе называют девятку?
ВАЗ-2109 «Спутник» (простореч. название «девятка») — советский и российский переднеприводной автомобиль II группы малого класса с кузовом типа хетчбэк.
Какой двигатель ВАЗ самый надёжный?
В итоге ВАЗ-11182 обеспечивает приличную тягу на низах, неприхотлив к качеству топлива и недорог в обслуживании. Это самый надёжный вазовский двигатель.
Советы
СОВЕТ №1
Перед заменой двигателя на ВАЗ 2109 обязательно проведите тщательное исследование совместимости нового мотора с вашей моделью. Убедитесь, что выбранный двигатель подходит по размерам, креплениям и техническим характеристикам, чтобы избежать дополнительных затрат на доработки.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на доступность запчастей для нового двигателя. Выбирайте мотор, для которого легко найти комплектующие и расходные материалы. Это существенно упростит обслуживание и ремонт автомобиля в будущем.
СОВЕТ №3
Не забывайте о юридических аспектах замены двигателя. Убедитесь, что все изменения будут задокументированы и зарегистрированы в ГИБДД, чтобы избежать проблем с законом и возможных штрафов.
СОВЕТ №4
Рассмотрите возможность установки двигателя с более высокой мощностью, но не забывайте о доработках трансмиссии и подвески. Это поможет улучшить управляемость и безопасность автомобиля, особенно если вы планируете активно использовать его на дороге.
