Внедрение электронного зажигания на ВАЗ 2106 улучшает работу двигателя и повышает его надежность. В статье представлена пошаговая инструкция по установке бесконтактного зажигания, а также рекомендации по регулировке и эксплуатации. Правильная настройка системы зажигания увеличивает мощность и экономичность автомобиля, а также снижает вероятность неисправностей, что полезно для владельцев классических моделей ВАЗ.
Принцип работы
Бесконтактная система зажигания автомобиля ВАЗ 2106 состоит из следующих компонентов:
- катушка высокого напряжения для электронного зажигания;
- распределитель зажигания с интегрированным фотоэлектрическим датчиком (датчик Холла);
- коммутатор;
- соединительные провода.
Принцип работы системы следующий.
- Первичная обмотка катушки высокого напряжения включает в себя небольшое количество витков из толстой проволоки, которая через коммутатор соединена с аккумулятором и генератором, и постоянно находится под напряжением. Когда один из поршней приближается к верхней мертвой точке (ВМТ), фотоэлектрический датчик фиксирует момент зажигания и отправляет сигнал на коммутатор, который немедленно разрывает цепь «первичная обмотка катушки — аккумулятор».
- Вторичная обмотка катушки состоит из большого числа витков тонкой проволоки. В результате разрыва цепи в ней возникает короткий импульс высокого напряжения. Этот импульс по высоковольтному проводу передается в распределитель зажигания.
- Бегунок, вращающийся на валу под крышкой распределителя, передает этот импульс на свечу в цилиндре, где поршень достиг ВМТ. На свече возникает мощная искра, которая воспламеняет топливо.
- Датчик Холла фиксирует прохождение поршнем ВМТ, сигнал на коммутатор прекращается, и тот замыкает цепь первичной обмотки. Цикл повторяется.
Поскольку процесс сгорания топлива происходит с определенной скоростью и в течение короткого времени, искра на свече должна возникать в строго определенный момент. Если это произойдет слишком рано, поршень столкнется с сопротивлением расширяющихся газов. Если же зажигание запаздывает, топливо будет сгорать в момент рабочего хода поршня, когда он уже движется вниз.
В обоих случаях двигатель будет работать нестабильно на холостом ходу, терять мощность и перегреваться. Чтобы избежать этих проблем, необходимо правильно настроить угол опережения зажигания. Оптимальный момент для воспламенения топлива наступает после того, как поршень пройдет ВМТ, а коленчатый вал повернется на 10-12°. Это и есть угол опережения зажигания.
Эксперты отмечают, что внедрение электронного зажигания на ВАЗ 2106 может существенно повысить надежность и эффективность работы двигателя. По их мнению, такая модернизация позволяет улучшить воспламенение топливной смеси, что, в свою очередь, способствует увеличению мощности и снижению расхода топлива. Кроме того, электронное зажигание обеспечивает более стабильную работу двигателя при различных условиях эксплуатации, что особенно важно для старых моделей, таких как ВАЗ 2106.
Специалисты также подчеркивают, что переход на электронную систему зажигания снижает вероятность возникновения неисправностей, связанных с механическими компонентами, такими как трамблер и свечи зажигания. Это делает обслуживание автомобиля более простым и доступным. В целом, эксперты считают, что такая модернизация не только продлевает срок службы автомобиля, но и делает его более экономичным и экологически чистым.

Рекомендации по установке
Следует отметить, что электронное зажигание на ВАЗ можно приобрести как целым комплектом, так и по отдельности. Большинство автолюбителей, установивших электронное зажигание на свой автомобиль, рекомендуют покупать комплект для ВАЗ 2106, который производится в г. Старый Оскол. В этом случае проблем практически не возникает.
Если же вы решили приобретать детали по отдельности, то надо обратить внимание на длину вала распределителя зажигания. Дело в том, что модификации автомобиля ВАЗ 2106 комплектовались разными двигателями, поэтому перед покупкой надо посмотреть маркировку на блоке цилиндров. Для блоков цилиндров с маркировкой 2103 и 2106 трамблер идет с более длинным валом, чем для блоков с маркировкой 2101 или 21011.
Это связано с разным ходом поршня этих двигателей и разной высотой блока. В отдельных случаях автолюбители вместо штатного ставят коленчатый вал от ВАЗ 21213 Нива и таким образом увеличивают ход поршня на блоках 2101 и 21011. Такой тюнинг никак не отражается на длине вала распределителя зажигания, который необходимо выбирать по маркировке на блоке цилиндров.
| Преимущество | Описание | Дополнительные комментарии |
|---|---|---|
| Улучшенное зажигание | Более стабильная и мощная искра, что приводит к лучшему сгоранию топливной смеси. | Особенно заметно при низких температурах и на высоких оборотах двигателя. |
| Снижение расхода топлива | Оптимизированное сгорание позволяет более эффективно использовать топливо. | Экономия может составлять от 5% до 15% в зависимости от состояния двигателя и стиля вождения. |
| Повышение мощности двигателя | За счет более полного сгорания топлива увеличивается крутящий момент и мощность. | Прирост мощности обычно составляет 3-7 л.с., что ощутимо при разгоне. |
| Улучшенный запуск двигателя | Более надежный запуск в любую погоду, особенно в холодное время года. | Устраняет проблемы с «заливанием» свечей и долгим прокручиванием стартера. |
| Снижение токсичности выхлопа | Более полное сгорание уменьшает количество вредных выбросов в атмосферу. | Способствует прохождению техосмотра и снижает негативное воздействие на окружающую среду. |
| Увеличение срока службы свечей зажигания | Меньшее образование нагара и более стабильная работа продлевают ресурс свечей. | Свечи могут служить в 1.5-2 раза дольше, что экономит средства на их замене. |
| Уменьшение провалов при разгоне | Более стабильная работа двигателя на всех режимах. | Улучшает динамику автомобиля и делает вождение более комфортным. |
| Простота установки | Большинство комплектов электронного зажигания легко устанавливаются самостоятельно. | Не требует специальных инструментов и глубоких знаний в электрике. |
| Надежность системы | Электронные компоненты более долговечны и менее подвержены износу, чем контактные. | Снижается вероятность поломок в дороге и потребность в частой регулировке. |
| Отсутствие необходимости в регулировке зазора контактов | Электронное зажигание не имеет контактной группы, требующей периодической настройки. | Экономит время и упрощает обслуживание автомобиля. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о внедрении электронного зажигания на ВАЗ 2106:
-
Улучшение надежности: Внедрение электронного зажигания на ВАЗ 2106 значительно повысило надежность системы зажигания. В отличие от традиционного контактного зажигания, электронная система не имеет движущихся частей, что снижает вероятность поломок и необходимости частого обслуживания.
-
Экономия топлива: Электронное зажигание обеспечивает более точное время зажигания смеси в цилиндрах, что способствует более полному сгоранию топлива. Это, в свою очередь, может привести к снижению расхода топлива и улучшению экономичности автомобиля.
-
Увеличение мощности: Система электронного зажигания позволяет более эффективно управлять процессом зажигания, что может привести к увеличению мощности двигателя. В результате, автомобили с установленным электронным зажиганием могут демонстрировать лучшие динамические характеристики по сравнению с аналогичными моделями с традиционным зажиганием.

Пошаговая инструкция
Чтобы установить электронное зажигание, следуйте следующим шагам.
-
Поворачивайте коленчатый вал с помощью рукоятки или ключа, пока метка на шкиве не совпадет с длинной риской на блоке цилиндров. Когда эти метки совпадут, поршень в первом или четвертом цилиндре будет находиться в верхней мертвой точке (ВМТ). Это можно легко проверить, выкрутив свечи и сняв крышку трамблера. Бегунок будет указывать либо на 1-й, либо на 4-й цилиндр, ориентируясь на номера, нанесенные на крышке.
-
Снимите вакуумную трубку со штуцера, извлеките провода высокого напряжения из крышки трамблера, открутите гайку, крепящую трамблер, и аккуратно извлеките его, запомнив положение бегунка. Важно следить за тем, чтобы прокладка между распределителем зажигания и блоком цилиндров не потерялась. Рекомендуется также заменить провода высокого напряжения на новые при установке электронного зажигания.
-
Возьмите новый трамблер, установите на него прокладку и поверните вал так, чтобы бегунок оказался в том же положении, что и на старом трамблере. Установите его на блок цилиндров и слегка затяните гайку. Наденьте крышку, подключите провода высокого напряжения к свечам, следуя схеме подключения по номерам цилиндров — 1-3-4-2. Присоедините вакуумную трубку.
-
Демонтируйте старую катушку высокого напряжения и установите новую на ее место, подключив провода. Рекомендуется использовать детали, купленные в одном комплекте, так как они обычно идут с инструкцией и маркировкой проводов. Если вы не используете комплект, запомните, какой провод был подключен к плюсовому контакту старой катушки.
-
Установите коммутатор. В моделях ВАЗ, выпущенных в последние годы, для него предусмотрено специальное место на левой стороне кузова (по ходу движения автомобиля), рядом с трамблером. В более старых моделях может потребоваться аккуратно просверлить два отверстия и закрепить коммутатор саморезами. Подключите разъем.
-
После установки необходимо отрегулировать угол опережения зажигания. Идеально это делать с помощью стробоскопа, но на начальном этапе можно выполнить регулировку «на слух». Для этого запустите двигатель, дайте ему поработать полминуты, а затем аккуратно поворачивайте трамблер за корпус в разные стороны на угол не более 15°, чтобы добиться стабильной работы двигателя на холостом ходу. После этого затяните гайку крепления трамблера.
После установки нового зажигания на ВАЗ 2106 важно очистить свечи и отрегулировать зазор между электродами. Рекомендуемый зазор составляет 0,8-0,9 мм.
Советы по эксплуатации
Бесконтактное зажигание ВАЗ имеет некоторые слабые места. Этими слабыми местами являются коммутатор и датчик Холла. Дело в том, что их ремонт где-нибудь в дороге невозможен. Учитывая их небольшую стоимость, рекомендуется приобрести запасной коммутатор и датчик Холла, которые лучше возить с собой.
Владельцами «классики» после установки электронного зажигания были замечены случаи небольших сбоев при работе на холостом ходу. Причина этого явления прячется под крышкой трамблера. Если отвернуть 2 винта и снять бегунок, вы увидите 2 грузика, которые фиксируются двумя пружинками. Почти в 90 процентах случаев эти пружинки свободно болтаются на своих посадочных местах, что недопустимо. Есть два способа устранения этой неполадки.
- Отгибанием посадочного места в виде пластины с отверстием до полного устранения люфта пружин.
- Заменой пружин на аналогичные от ВАЗ 2108, которые более жесткие и изначально приспособлены к системе электронного зажигания.
Система бесконтактного зажигания показывает замечательные результаты при холодном пуске двигателя и на разных режимах работы. Количество движущихся и трущихся частей сведено к минимуму, что обусловливает надежную и долговечную эксплуатацию.
Преимущества и недостатки электронного зажигания
Внедрение электронного зажигания на ВАЗ 2106 стало популярным решением среди автолюбителей, стремящихся улучшить характеристики своего автомобиля. Рассмотрим основные преимущества и недостатки этой системы.
Преимущества электронного зажигания
- Увеличение мощности двигателя: Электронное зажигание обеспечивает более точное время зажигания топливной смеси, что способствует увеличению мощности и крутящего момента двигателя. Это особенно заметно на высоких оборотах.
- Экономия топлива: Благодаря оптимизации процесса зажигания, электронная система позволяет снизить расход топлива. Это связано с более полным сгоранием смеси и уменьшением выбросов неиспользованного топлива.
- Устойчивость к внешним воздействиям: Электронные компоненты менее подвержены влиянию вибраций и температурных колебаний по сравнению с механическими системами. Это увеличивает надежность работы зажигания в различных условиях.
- Упрощение обслуживания: В отличие от традиционного зажигания, где требуется регулярная регулировка и замена механических элементов, электронная система требует минимального обслуживания, что экономит время и деньги владельца.
- Более стабильная работа на холостом ходу: Электронное зажигание обеспечивает более стабильную работу двигателя на низких оборотах, что особенно важно для городских условий эксплуатации.
Недостатки электронного зажигания
- Сложность установки: Внедрение электронного зажигания требует определенных навыков и знаний. Необходима правильная настройка системы, что может быть затруднительно для неподготовленного автовладельца.
- Стоимость компонентов: Электронные системы зажигания, как правило, дороже механических аналогов. Это может стать значительным фактором для владельцев автомобилей с ограниченным бюджетом.
- Зависимость от электроники: В случае выхода из строя электронных компонентов, восстановление работы системы может потребовать значительных затрат и времени. Кроме того, в условиях плохого качества электроэнергии возможны сбои в работе системы.
- Необходимость в дополнительных модификациях: Для установки электронного зажигания может потребоваться замена других компонентов двигателя, таких как катушки зажигания и датчики, что увеличивает общую стоимость модернизации.
- Потеря оригинальности: Для некоторых владельцев автомобилей важна оригинальность конструкции. Установка электронного зажигания может снизить ценность автомобиля для коллекционеров и любителей классики.
Таким образом, внедрение электронного зажигания на ВАЗ 2106 имеет как свои преимущества, так и недостатки. Перед принятием решения о модернизации важно тщательно взвесить все аспекты и учесть индивидуальные потребности и возможности.
Вопрос-ответ
Чем лучше электронное зажигание на ВАЗ?
Основные свойства БЭЗ обеспечивают: — высокую стабильность параметров системы зажигания во время эксплуатации, поскольку он не содержит механических (обгорающих и стирающихся) элементов, — более высокое напряжение (около 400 Вольт) на первичной обмотке катушки зажигания, — высокую скорость нарастания напряжения.
Какая максимальная скорость на ВАЗ-2106?
Lada (ВАЗ) 2106. Бензиновые двигатели мощностью от 64 до 75 лошадиных сил. Разгон с места до 100 км/ч занимает у Lada (ВАЗ) 2106 разных поколений от 16 до 18 секунд. Максимальная скорость Lada (ВАЗ) 2106 — 145-155 км/ч.
Заменяет ли электронное зажигание баллы?
Электронные системы зажигания в современных автомобилях в значительной степени заменили контактные системы зажигания. Вместо механических контактных зон эта система использует твердотельные компоненты.
Какую катушку ставить на бесконтактное зажигание?
На контактных системах ВАЗов используют стандартную катушку зажигания типа Б117 А-11.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом установки электронного зажигания на ВАЗ 2106, тщательно изучите инструкцию к комплекту. Убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и детали, чтобы избежать лишних задержек в процессе работы.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на правильность подключения проводов. Неправильное соединение может привести к сбоям в работе системы зажигания. Используйте цветовую кодировку проводов и проверяйте каждое соединение перед запуском двигателя.
СОВЕТ №3
После установки электронного зажигания проведите диагностику системы. Убедитесь, что зажигание настроено правильно, и проверьте работу двигателя на разных оборотах. Это поможет выявить возможные проблемы на раннем этапе.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулярном обслуживании системы зажигания. Проверяйте состояние проводов, катушек и других компонентов, чтобы обеспечить надежную работу и избежать неожиданных поломок в будущем.

