В статье рассмотрим установку и регулировку бесконтактного зажигания на ВАЗ 2106, что улучшит эксплуатационные характеристики. Бесконтактная система обеспечивает стабильную работу двигателя, повышает мощность и экономичность, а также снижает вероятность неисправностей, связанных с контактным зажиганием. Подробно разберем принцип работы электронного зажигания и предложим пошаговую инструкцию по монтажу, что будет полезно как опытным автомобилистам, так и новичкам в ремонте и модернизации автомобилей.
Составляющие бесконтактного узла
На автомобилях ВАЗ для бесконтактного зажигания применяется электронный коммутатор. Эта система управляет замыканием и размыканием цепи низкого напряжения с помощью транзистора. Это позволяет регулировать мощность искрового разряда, который возникает на электродах свечей зажигания. Если у модели 2106 установлена бесконтактная система зажигания (БСЗ), то на низких оборотах двигателя напряжение для свечей остается неизменным. Это значительно улучшает условия для запуска двигателя ВАЗ в зимний период.
Система включает в себя следующие компоненты:
- коммутатор;
- распределитель зажигания;
- катушку преобразователя;
- набор проводов.
Установка новой БСЗ должна производиться только после корректной регулировки старой системы зажигания. После установки нового устройства необходимо запустить двигатель ВАЗ и внимательно прослушать его работу. Бесконтактная схема должна обеспечивать стабильную работу мотора на высоких оборотах. Если модель 2106 работает нестабильно, потребуется дополнительная регулировка через распределитель.
Принцип работы бесконтактного прерывателя на Ладе 2106 довольно прост. Во время работы двигателя ВАЗ электрический ток катушки прерывается не контактной группой, а распределителем зажигания.
Эта система отличается высокой надежностью, так как её не может нарушить вибрация двигателя. Кроме того, она прекрасно зарекомендовала себя в условиях сурового климата, где зимой часто наблюдаются сильные морозы.
Эксперты отмечают, что установка бесконтактного зажигания на автомобили ВАЗ 2106 значительно улучшает их эксплуатационные характеристики. Во-первых, такая система обеспечивает более стабильную работу двигателя, что особенно важно для старых моделей, которые могут страдать от проблем с традиционным зажиганием. Во-вторых, бесконтактное зажигание снижает вероятность возникновения искровых пробоев, что увеличивает срок службы свечей и других компонентов системы.
Кроме того, специалисты подчеркивают, что данная модернизация позволяет улучшить экономию топлива и снизить уровень выбросов вредных веществ. Установка бесконтактного зажигания также упрощает процесс обслуживания автомобиля, так как отсутствует необходимость в регулярной регулировке зазоров. В целом, переход на бесконтактную систему является разумным шагом для владельцев ВАЗ 2106, стремящихся повысить надежность и эффективность своих автомобилей.

Основные недостатки контактного механизма
Главным недостатком заводского механизма является именно присутствие контактной группы. Из-за предрасположенности к окислению контактная группа быстро становится ненадежной. От частой работы двигателя кулачки прерывателя достаточно скоро изнашиваются. Кроме того, прижимные пружины через небольшой промежуток времени теряют свою жёсткость и ослабевают. Из-за большой механической нагрузки подшипник скольжения имеет весьма короткий срок эксплуатации.
Классической Ладе 2106 лучше всего подходит бесконтактное устройство российского производства. По своим параметрам данное зажигание является наиболее приемлемым вариантом для машины семейства ВАЗ. Его установка осуществляется довольно быстро и без особых неудобств. Старый узел зажигания в автомобиле ВАЗ в общем-то весьма надежен, однако не лишен существенного недостатка. Это касается контактов прерывателя. Здесь практически каждым владельцем Лады 2106 довольно часто производится дополнительная регулировка данного узла.
Из-за этого многие обладатели классики 2106 меняют контактное зажигание сразу после приобретения авто. Если взять заводскую комплектацию, имеющую механический прерыватель, то электронная система здесь будет иметь ряд преимуществ. Благодаря тому, что прерывание тока осуществляется полупроводниковым элементом, искровой заряд подаётся на свечи с большим количеством энергии. Во время сильного мороза это существенно облегчает запуск мотора, поскольку масло в рабочих системах становится достаточно густым.
Если в Ладе 2106 осуществляется установка бесконтактной системы зажигания, нужно обязательно проверить правильность подключения проводов. Хотя новая система имеет такой же набор проводников, как и заводской прерыватель, в бесконтактном узле провода могут быть развёрнуты на кронштейне на 180 градусов. Из-за этого рабочие компоненты устройства не смогут передавать электрическую искру в блок цилиндров.
| Параметр | Контактная система зажигания | Бесконтактная система зажигания |
|---|---|---|
| Принцип работы | Прерывание тока в первичной обмотке катушки зажигания механическим контактом | Прерывание тока в первичной обмотке катушки зажигания электронным коммутатором |
| Наличие подвижных контактов | Есть (прерыватель) | Нет |
| Износ деталей | Высокий (контакты, кулачок) | Низкий (нет механического износа) |
| Стабильность искры | Зависит от состояния контактов, снижается с износом | Высокая, не зависит от износа |
| Мощность искры | Ниже, особенно на высоких оборотах | Выше, стабильна на всех оборотах |
| Требования к обслуживанию | Регулярная регулировка зазора контактов, замена контактов | Практически не требует обслуживания |
| Влияние влаги и грязи | Чувствительна к влаге и загрязнениям | Менее чувствительна |
| Надежность | Ниже из-за механического износа | Выше |
| Расход топлива | Может быть выше из-за нестабильной искры | Может быть ниже за счет более полного сгорания топлива |
| Динамика разгона | Может быть хуже из-за нестабильной искры | Может быть лучше |
| Стоимость | Ниже | Выше (при переоборудовании) |
| Сложность установки | Проще (штатная система) | Сложнее (требует замены трамблера, коммутатора, катушки) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о бесконтактном зажигании на автомобиле ВАЗ 2106:
-
Улучшение надежности: Бесконтактное зажигание заменяет традиционный механический контактный механизм, что значительно снижает вероятность возникновения неисправностей. Это связано с тем, что отсутствуют подвижные части, которые могут изнашиваться, что делает систему более надежной и долговечной.
-
Повышение эффективности: Бесконтактное зажигание обеспечивает более точное время зажигания смеси в цилиндрах, что может привести к улучшению работы двигателя, повышению его мощности и снижению расхода топлива. Это особенно заметно на высоких оборотах, где точность зажигания критична.
-
Легкость установки: Система бесконтактного зажигания может быть установлена на ВАЗ 2106 без значительных модификаций. Это делает ее популярным выбором среди автолюбителей, желающих модернизировать свои автомобили, улучшив их характеристики без необходимости полной замены системы зажигания.

Монтаж бесконтактного устройства
Установка новой бесконтактной системы обычно начинается с удаления старого контактного трамблёра. В старом заводском устройстве контакты часто пригорают, что приводит к сбоям в работе двигателя.
| Удаление старого оборудования. | 1. Сначала необходимо отсоединить все электрические провода от крышки старого устройства. Затем на двигателе ставится метка (стрелка), которая должна совпадать со средней меткой контактного трамблёра. | 2. Далее отсоединяется катушка и откручивается крепёжная гайка. | 3. После этого старое контактное устройство снимается. |
| Установка новых компонентов. | 4. Новый трамблёр устанавливается в соответствии с меткой, нарисованной на двигателе, и фиксируется с помощью специальной гайки. После установки крышки необходимо подключить комплект проводов. | 5. Поскольку катушка от старого устройства не подходит для нового узла, её следует заменить. Затем подключается кабель, соединяющий трамблёр с катушкой. | 6. После этого устанавливается коммутатор. |
Коммутатор обычно размещают в свободном пространстве рядом с левой фарой. Для его установки сверлят отверстия под монтажную пластину, после чего устройство крепится с помощью шурупов. Важно проверить правильность подключения проводов, для чего можно использовать схему, прилагаемую к бесконтактному устройству.
Если вы решите приобрести бесконтактную систему на рынке автозапчастей, будьте внимательны: вместо оригинального устройства вам могут предложить трамблёр от Нивы. Внешне он практически не отличается, но имеет другие технические характеристики. Чтобы ваш автомобиль работал корректно с этим устройством, необходимо установить раннее зажигание.
Настройка и регулировка бесконтактного зажигания
Настройка и регулировка бесконтактного зажигания на автомобиле ВАЗ 2106 — это важный процесс, который позволяет обеспечить надежную работу двигателя и повысить его эффективность. Бесконтактная система зажигания (БСЗ) отличается от традиционной контактной системы тем, что в ней отсутствуют механические контакты, что снижает износ и увеличивает срок службы компонентов.
Для начала, необходимо убедиться, что все элементы системы зажигания установлены правильно. В состав бесконтактного зажигания входят следующие основные компоненты: датчик положения коленчатого вала, блок управления, катушка зажигания и свечи зажигания. Убедитесь, что все соединения надежны, а провода не имеют повреждений.
Первым шагом в настройке является установка угла опережения зажигания. Для этого необходимо использовать стробоскоп. Установите двигатель на холостом ходу и направьте стробоскоп на метки на маховике и корпусе двигателя. Оптимальный угол опережения для ВАЗ 2106 с бесконтактным зажиганием составляет 6-10 градусов до ВМТ (верхней мертвой точки). Если угол не соответствует указанным значениям, необходимо отрегулировать его с помощью поворота распределителя зажигания.
Следующий этап — проверка зазора между датчиком и магнитом. Зазор должен составлять 0,5-1,0 мм. Если зазор слишком велик или мал, это может привести к неправильной работе системы. Для регулировки зазора необходимо ослабить крепежные винты датчика и аккуратно подрегулировать его положение, после чего затянуть винты.
Также важно проверить состояние свечей зажигания. Они должны быть чистыми и не иметь нагара. Рекомендуется проверять зазор между электродами свечей, который должен составлять 0,7-0,9 мм. Если свечи изношены, их следует заменить на новые.
После всех регулировок рекомендуется провести тест-драйв автомобиля. Обратите внимание на работу двигателя на разных оборотах: он должен работать ровно, без провалов и перебоев. Если возникают проблемы, возможно, потребуется дополнительная настройка угла опережения зажигания или замена неисправных компонентов.
В заключение, настройка и регулировка бесконтактного зажигания на ВАЗ 2106 — это процесс, требующий внимательности и аккуратности. Правильная настройка системы позволит значительно улучшить работу двигателя, повысить его мощность и снизить расход топлива.

Вопрос-ответ
Какое зажигание стоит на ВАЗ 2106?
БСЗ (бесконтактная система зажигания) ВАЗ-2103, 2106 (СОАТЭ) БСЗВ. 625.
Как работает бесконтактное зажигание на ВАЗ?
Работает транзисторный коммутатор довольно просто. Пока сигнал от датчика Холла отсутствует, электронный ключ открыт, и по первичной обмотке катушки течет постоянный ток — в данный момент во вторичной обмотке никакого тока нет. Когда от датчика поступает сигнал, ключ закрывается, прерывая ток в первичной обмотке.
Какую катушку ставить на бесконтактное зажигание?
На контактных системах ВАЗов используют стандартную катушку зажигания типа Б117 А-11.
Советы
СОВЕТ №1
Перед установкой бесконтактного зажигания на ВАЗ 2106 обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя. Это поможет избежать ошибок при монтаже и обеспечит правильную работу системы.
СОВЕТ №2
При замене контактной системы на бесконтактную, не забудьте проверить состояние проводов и катушки зажигания. Изношенные или поврежденные детали могут негативно сказаться на работе новой системы.
СОВЕТ №3
После установки бесконтактного зажигания проведите настройку угла опережения зажигания. Это критически важно для оптимальной работы двигателя и предотвращения его перегрева.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте состояние системы зажигания и проводите профилактическое обслуживание. Это поможет избежать неожиданных поломок и продлит срок службы вашего автомобиля.