Сборка бензинового двигателя ВАЗ 21083 — ключевой этап капитального ремонта, требующий внимательности и точности. В статье представлена пошаговая инструкция по сборке двигателя, что позволит выполнить эту задачу самостоятельно. Также будет предложена видеоинструкция по монтажу блока цилиндров, что поможет лучше понять процесс и избежать распространенных ошибок. Информация будет полезна как опытным автолюбителям, так и новичкам в ремонте автомобилей.
Установка коленвала на ВАЗ
Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21083 включает в себя несколько этапов: разборку агрегата, проверку деталей на дефекты, расточку коленвала и цилиндров, а также сборку мотора. Процесс разборки двигателя достаточно прост, как и дефектовка и расточка. Однако сборка мотора требует особой внимательности и строгого соблюдения инструкции.
Начнем с установки коленвала в блок цилиндров. Важно помнить: номера цилиндров и коренных подшипников считаются справа налево по направлению движения автомобиля. Таким образом, первый цилиндр располагается рядом с помпой и приводом ГРМ, а четвертый — ближе к сцеплению и коробке передач.
- Переворачиваем блок цилиндров вверх дном.
- Устанавливаем вкладыши коренных подшипников, ориентируя фиксирующие выступы в пазы постелей. В третью постель (среднюю) помещаем вкладыш без канавки, в остальные четыре — с канавками.
- Наносим моторное масло на вкладыши.
- Смазываем шейки коленвала маслом и помещаем его в постели, фланцем маховика к четвертому цилиндру.
- Вставляем в проточки среднего коренного подшипника упорные полукольца. На каждом полукольце с одной стороны есть две насечки. Устанавливаем полукольца так, чтобы насечки были направлены к щекам коленвала. Белое полукольцо ставим спереди (со стороны шкива), желтое — сзади (со стороны маховика).
- Поворачиваем полукольца так, чтобы их концы были на одном уровне с торцами постели.
- В крышки коренных подшипников укладываем вкладыши без канавок, фиксируя их выступами в пазы, и смазываем.
- Устанавливаем крышки коренных подшипников на соответствующие постели, ориентируя насечки в сторону крепления генератора. Первая крышка имеет одну насечку, вторая — две насечки и две дырочки, третья — три насечки, четвертая — четыре, пятая — две.
- Прикручиваем крышки болтами.
- Затягиваем болты крышек в следующем порядке: сначала болты третьей крышки, затем второй и четвертой, и в завершение — болты первой и пятой крышек.
- После этого вращаем вал. Если он заедает, необходимо выяснить причину и устранить ее. Если вращение свободное, проверяем осевой зазор коленвала. Если зазор превышает 0,26 мм, заменяем полукольца на более толстые. Если зазор в пределах нормы, продолжаем установку сальников и масляного насоса.
Сборка бензинового двигателя ВАЗ 21083 вызывает интерес у многих автолюбителей и специалистов. Эксперты отмечают, что этот процесс требует внимательности и точности. Важно тщательно подготовить все необходимые инструменты и детали, чтобы избежать ошибок. При установке поршней и коленчатого вала необходимо следить за правильной последовательностью и моментом затяжки болтов, что напрямую влияет на долговечность двигателя.
Кроме того, специалисты подчеркивают значимость качественной сборки системы смазки и охлаждения. Неправильная установка может привести к перегреву и преждевременному износу. Важным аспектом является также использование оригинальных запчастей, что гарантирует совместимость и надежность. В целом, успешная сборка двигателя требует не только знаний, но и опыта, что делает этот процесс увлекательным и познавательным для многих.

Монтаж сальников и масляного насоса
Система смазки двигателя 21083 состоит из масляного насоса, маслоприемника, фильтра и каналов. После разборки движка все каналы необходимо промыть растворителем и продуть сжатым воздухом. Масляный насос следует устанавливать вместе с сальниками коленвала, а маслоприемник — после монтажа ШПГ и маховика.
Порядок монтажа сальников и насоса.
- С помощью толстой медной или латунной проставки и молотка загоняем задний сальник в держатель до конца.
- Литолом или другой консистентной смазкой приклеиваем прокладку на другую сторону держателя.
- Смазываем моторным маслом внутреннюю кромку заднего сальника и фланец коленчатого вала.
- Надеваем сальник в сборе с держателем на фланец, для этого осторожно заправляем внутреннюю кромку сальника на фланец при помощи острой и мягкой деревянной палки.
- После этого медленно двигаем держатель по фланцу до самого блока цилиндров, прихватываем его болтиками и выравниваем так, чтобы его край полностью совпадал с краем блока. Только после этого затягиваем все болтики окончательно.
- Так же как и задний, забиваем передний сальник коленвала в отверстие маслонасоса.
- Смазываем внутреннюю кромку сальника и шестеренки насоса маслом. Для равномерности смазки прокручиваем шестеренки пальцем.
- Литолом или любой другой консистенткой приклеиваем прокладку к маслонасосу.
- Поворачиваем ведущую шестеренку таким образом, чтобы выступы на ней совпадали со срезами на передней части коленвала.
- Надеваем маслонасос на вал, острой мягкой деревянной палкой заправляем кромку сальника на шейку коленвала.
- Так же как и держатель, сдвигаем маслонасос до самого блока, прихватываем болтиками, выравниваем края и затягиваем болтики окончательно.
| Этап сборки | Необходимые инструменты | Важные нюансы |
|---|---|---|
| Подготовка блока цилиндров | Набор головок, динамометрический ключ, щетка по металлу, обезжириватель | Тщательная очистка от старых прокладок и загрязнений, проверка плоскости привалочных поверхностей |
| Установка коленчатого вала | Динамометрический ключ, оправка для сальников, масло для сборки | Правильная ориентация вкладышей, затяжка болтов коренных подшипников в несколько этапов с соблюдением момента |
| Установка поршней и шатунов | Динамометрический ключ, оправка для поршневых колец, масло для сборки | Правильная ориентация поршней (стрелка к передней части двигателя), установка поршневых колец без перекосов, затяжка болтов шатунных подшипников |
| Установка головки блока цилиндров | Динамометрический ключ, набор головок, герметик для прокладок | Тщательная очистка привалочных поверхностей, правильная последовательность и момент затяжки болтов ГБЦ |
| Установка распредвала и клапанного механизма | Динамометрический ключ, набор головок, щупы для регулировки клапанов | Правильная установка фаз газораспределения, регулировка зазоров клапанов |
| Установка навесного оборудования | Набор ключей, отвертки | Проверка состояния ремней и роликов, правильное подключение всех шлангов и проводов |
| Заливка технических жидкостей | Воронка, мерная емкость | Использование рекомендованных производителем масел и охлаждающей жидкости, контроль уровня |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о сборке бензинового двигателя ВАЗ 21083:
-
Универсальность конструкции: Двигатель ВАЗ 21083 является частью семейства двигателей ВАЗ, которые были разработаны с учетом возможности использования на различных моделях автомобилей. Это означает, что многие компоненты, такие как поршни, кольца и головки блока цилиндров, могут быть взаимозаменяемыми с другими моделями, что упрощает ремонт и обслуживание.
-
Технология «мягкого» запуска: Двигатель ВАЗ 21083 был одним из первых в своем классе, который использовал систему «мягкого» запуска. Это позволяет уменьшить нагрузку на двигатель при запуске, что способствует увеличению его срока службы и снижению расхода топлива.
-
Экологические стандарты: ВАЗ 21083 был разработан с учетом требований к экологии, что привело к внедрению системы рециркуляции отработанных газов (EGR). Это помогло снизить уровень выбросов вредных веществ, что было особенно актуально в условиях ужесточения экологических норм в 1990-х годах.
Эти факты подчеркивают как технические особенности, так и историческую значимость двигателя ВАЗ 21083 в контексте развития отечественного автомобилестроения.

Устанавливаем шатунно-поршневую группу
Шатунно-поршневая группа (ШПГ) должна устанавливаться в полном комплекте. Запрессовка поршневого пальца в головку шатуна без специализированных инструментов не рекомендуется. Лучше всего доверить эту задачу профессионалам.
Для установки ШПГ потребуется стальная оправка в форме кольца. Высота кольца должна составлять 2-3 см, а диаметр отверстия — немного превышать диаметр цилиндра. Поршни следует устанавливать так, чтобы стрелка на их днище (часть, соприкасающаяся с клапанами) была направлена к маслонасосу. Номера шатуна и поршня должны совпадать с номером цилиндра. Перед установкой необходимо разместить замки маслосъемного и компрессионных колец под углом 120 градусов.
Порядок монтажа.
- Переворачиваем блок.
- Протираем сухой тканью стенки цилиндров и шатунные шейки коленвала.
- Тщательно смазываем маслом стенки цилиндров, боковые поверхности поршней и внутреннюю часть оправки.
- Устанавливаем оправку на цилиндр и через нее вставляем поршень в сборе с шатуном. Проталкиваем поршень в цилиндр с помощью круглой деревянной палки (например, ручки молотка).
- Кладем вкладыш в крышку шатуна и смазываем его маслом.
- Укладываем блок на бок и устанавливаем шатунную крышку так, чтобы номера цилиндра на ней и на шатуне находились с одной стороны. Закрепляем крышку гайками.
- Аналогичным образом монтируем остальные поршни в сборе с шатунами. После этого переворачиваем блок цилиндров вверх дном и затягиваем все 8 гаек, фиксирующих крышки шатунов.
Если у вас нет оправки, вы можете самостоятельно вырезать ее из куска стальной толстостенной трубы.
Сборка маховика, маслоприемника и помпы
Важно установить маховик так, чтобы насечка на нем была расположена против крышки 4 шатуна, а зубчатый венец примыкал к сцеплению.
- Наносим тонкий слой автогерметика на болтики, крепящие коленвал.
- Надеваем маховик и его шайбу на вал и закручиваем болтики, крепящие его, до упора.
Все, маховик установлен. Монтируем маслоприемник и картер движка.
- Меняем кольцо-уплотнитель маслоприемника.
- Смазываем новое колечко маслом.
- Ставим маслоприемник на положенное место и прикручиваем болтом к маслонасосу.
- Прикручиваем деталь 2 болтиками ко второму коренному подшипнику.
- Затягиваем болты.
- Обрезаем лишние части прокладок держателя сальника и маслонасоса.
- Наносим на нижние кромки блока консистентку и приклеиваем прокладку картера.
- Аккуратно ставим картер на место, чтобы не сдвинуть прокладку.
- Прихватываем картер болтами по периметру.
- По очереди затягиваем все болтики.
Теперь можно передохнуть, поскольку сборка почти завершена. А после перерыва нужно вернуть на место помпу.
- Ставим прокладку на помпу и смазываем ее литолом или другой консистентной смазкой.
- Устанавливаем помпу маркировкой вверх и прикручиваем деталь к блоку 2 болтами.
Вот и все, блок цилиндров собран. После этого необходимо установить на него головку, сцепление, шкивы, крышки ГРМ, генератор и остальное навесное оборудование.
Выше размещены видео о демонтаже и сборке двигателя, которые следует изучить до проведения работ.

Настройка и проверка зазоров клапанов
Настройка и проверка зазоров клапанов является важным этапом в сборке бензинового двигателя ВАЗ 21083. Правильные зазоры обеспечивают оптимальную работу двигателя, его мощность и экономичность. Неправильные зазоры могут привести к снижению производительности, увеличению расхода топлива и преждевременному износу деталей.
Для начала необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы. Вам понадобятся:
- Набор щупов для измерения зазоров;
- Ключи для регулировки;
- Отвертка;
- Моментный ключ;
- Сервисная документация на двигатель.
Перед началом настройки зазоров клапанов убедитесь, что двигатель полностью собран и установлен на автомобиль. Также важно, чтобы двигатель был холодным, так как зазоры изменяются при нагреве. Рекомендуется проводить проверку зазоров на холодном двигателе, так как это позволяет избежать ошибок в измерениях.
Следующий шаг – это установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого необходимо:
- Снять крышку распределительного механизма;
- Проверить положение меток на шестерне распредвала и маховике;
- Повернуть коленчатый вал до тех пор, пока поршень первого цилиндра не достигнет ВМТ.
После того как поршень установлен в ВМТ, можно приступать к измерению зазоров клапанов. Для этого:
- Вставьте щуп между коромыслом и клапаном;
- Проверьте, чтобы щуп входил с небольшим усилием, но не был слишком свободным;
- Запишите полученные значения зазоров для каждого клапана.
Стандартные зазоры для клапанов двигателя ВАЗ 21083 составляют:
- Для впускных клапанов – 0,15-0,25 мм;
- Для выпускных клапанов – 0,25-0,35 мм.
Если зазоры не соответствуют указанным значениям, их необходимо отрегулировать. Для этого:
- Ослабьте гайку крепления коромысла;
- С помощью регулировочного винта измените зазор до необходимого значения;
- Затяните гайку крепления коромысла с требуемым моментом.
После завершения регулировки зазоров клапанов повторите измерения, чтобы убедиться, что они находятся в пределах нормы. Если все зазоры установлены правильно, можно переходить к следующему этапу сборки двигателя.
Важно помнить, что регулярная проверка и настройка зазоров клапанов должны проводиться в процессе эксплуатации автомобиля. Это поможет избежать серьезных проблем с двигателем и продлить его срок службы.
Вопрос-ответ
Сколько стоит новый двигатель для ВАЗ-21083?
Стоимость карбюраторного двигателя ВАЗ 21083: блок цилиндров в сборе с поршневой группой и коленвалом — 88000 руб. Блок цилиндров в сборе, ГБЦ в сборе, без навесного оборудования — 165000 руб. Двигатель в сборе с навесным оборудованием — 179000 руб.
Ресурс двигателя ваз 21083?
Четырехтактный двигатель 21083-1000260-53 (21083100026056) модели ВАЗ-21083 устанавливается в а/м ВАЗ 2108, 2109 и 21099. Усовершенствованный агрегат, который создан на базе мотора 2108 с объемом 1.3 литра. Ресурсная составляющая: 125 тыс. км – заявленный минимум изготовителем пробег и 250 тыс.
Что за двигатель ВАЗ 21083?
ВАЗ-21083 — бензиновый двигатель объемом 1.5 литра и мощностью 66-76 л.с. Устанавливался на Лада 2108, Лада 2109 и другие.
Какой порядок работы цилиндров ВАЗ 2108?
Их порядок работы и зажигания цилиндров одинаковый – 1-3-4-2. Это стандартное распределение для большинства 4-цилиндровых моторов.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом сборки бензинового двигателя ВАЗ 21083 обязательно ознакомьтесь с технической документацией и схемами. Это поможет вам лучше понять последовательность действий и избежать ошибок при установке компонентов.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты и запчасти. Это не только упростит процесс сборки, но и обеспечит надежность и долговечность вашего двигателя. Обратите внимание на оригинальные запчасти или проверенные аналоги.
СОВЕТ №3
Не забывайте о правильной последовательности затяжки болтов и гаек. Это особенно важно для головки блока цилиндров и других ответственных узлов. Следуйте рекомендациям производителя по моменту затяжки, чтобы избежать деформации и повреждений.
СОВЕТ №4
После завершения сборки проведите тщательную проверку всех соединений и узлов. Убедитесь, что все детали установлены правильно и надежно закреплены. Это поможет избежать проблем при запуске двигателя и в дальнейшем его использовании.


