Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106

Регулировка зазоров клапанов — важная процедура для оптимальной работы двигателя ВАЗ 2106. Правильные тепловые зазоры обеспечивают эффективное открытие и закрытие клапанов, что влияет на производительность и экономичность автомобиля. В статье рассмотрим причины настройки зазоров, последствия неправильного регулирования и предложим пошаговую инструкцию по выполнению этой работы, включая притирку и замену клапанов.

Для чего нужна регулировка клапанов

Клапанный механизм автомобиля ВАЗ 106 работает благодаря кулачкам распределительного вала, которые в определённый момент оказывают давление на коромысло или рокер. Эти элементы, в свою очередь, воздействуют на стержень клапана, что позволяет топливной смеси поступать в камеру сгорания. Между рокером и кулачком распредвала предусмотрен тепловой зазор, так как тарелка клапана может нагреваться до температуры выше 300 °C, что приводит к удлинению стержня и изменению расстояния между кулачком и коромыслом.

Во время функционирования клапанного механизма происходит постоянный контакт между движущимися частями. Это неизбежно вызывает естественный износ всех трущихся поверхностей, даже при наличии смазки. Износ рокера и кулачка распредвала приводит к изменению их геометрических параметров, что, в свою очередь, увеличивает зазор между ними. Результатом этого становится повышенный шум работы двигателя, особенно при его запуске.

Поэтому к материалам, из которых изготовлены трущиеся детали газораспределительного механизма, предъявляются высокие требования по износостойкости. Учитывая опыт эксплуатации автомобилей ВАЗ, рекомендуется регулярно настраивать зазоры в соответствии с заводскими рекомендациями. В процессе работы необходимо строго следовать инструкциям производителя, так как неправильная настройка или недостаточный зазор могут привести к нежелательным последствиям.

При достижении двигателем рабочей температуры слишком маленький зазор может вызвать неполное закрытие клапана, что приведёт к снижению компрессии и потере мощности. В такой ситуации горючая смесь может попасть в коллектор, что создаст критическую температуру для тарелок клапанов, что может привести к их прогоранию, а также повреждению коллектора. Замена коллектора или его заварка может быть относительно простой задачей, однако замена клапанов на ВАЗ 2106 потребует значительных временных и финансовых затрат. Установка нового комплекта клапанов также потребует их притирки к седлам, чтобы обеспечить герметичность камеры сгорания.

Регулировка зазоров клапанов на ВАЗ 2106 является важной процедурой, которая напрямую влияет на работу двигателя. Эксперты отмечают, что правильный зазор обеспечивает оптимальное сгорание топливной смеси и предотвращает преждевременный износ деталей. При недостаточном зазоре клапаны могут не закрываться полностью, что приводит к потере мощности и увеличению расхода топлива. С другой стороны, слишком большой зазор вызывает шум в работе двигателя и может привести к повреждению клапанов и распредвала. Специалисты рекомендуют проводить регулировку каждые 10-15 тысяч километров пробега, а также обращать внимание на состояние прокладок и уплотнений. Это позволит не только продлить срок службы двигателя, но и улучшить его характеристики.

Регулировка клапанов ВАЗ 2106 1990г. [© Игорь Шурар 2018]Регулировка клапанов ВАЗ 2106 1990г. [© Игорь Шурар 2018]

Признаки необходимости регулировки

Настройка клапанов на ВАЗ 2106 должна производиться регулярно в силу износа всех трущихся деталей ГРМ, кулачков, рокеров и верхней части стержня клапана. Обычно это делается каждые 40–50 тысяч км пробега. Тем не менее бывает, что возникнет необходимость регулировки и на ранних стадиях. Причиной тому будет использование низкокачественных материалов или нарушением режима термообработки при их изготовлении. Увеличение теплового зазора приводит к появлению характерного металлического стука в верхней части двигателя, связанного с ударом кулачка по рокеру при надавливании. Особенно это ощутимо при работе холодного двигателя.

Неправильно настроенные клапаны могут вызвать серьезные последствия

Чрезмерно большой зазор дает:

Маленький тепловой зазор проявляет себя:

смещение фаз газораспределения, снижением компрессии в рабочих цилиндрах,
подтраивания двигателя, потерей мощности,
трудности при запуске, увеличением расхода бензина,
увеличение расхода топлива, плохой приемистостью,
снижение динамики при разгоне. при этом двигатель не гремит, но работает нестабильно.

При появлении одной из этих неисправностей желательно не откладывать проверку зазоров до следующего технического обслуживания.

Параметр Значение Примечание
Зазор впускного клапана (холодный двигатель) 0.15 мм Измеряется щупом между торцом стержня клапана и регулировочным винтом
Зазор выпускного клапана (холодный двигатель) 0.15 мм Измеряется щупом между торцом стержня клапана и регулировочным винтом
Порядок регулировки Попарно, по цилиндрам Регулировка производится на холодном двигателе (температура охлаждающей жидкости не выше 20°C)
Инструменты Набор щупов, рожковые ключи (13, 17), отвертка Для откручивания контргайки и регулировки винта
Периодичность регулировки Каждые 10 000 — 15 000 км пробега Или при появлении характерного стука клапанов
Последствия неправильной регулировки Снижение мощности, повышенный расход топлива, прогар клапанов Слишком малый зазор приводит к неполному закрытию клапана, слишком большой — к стуку и износу

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о регулировке зазоров клапанов на ВАЗ 2106:

  1. Технология регулировки: На ВАЗ 2106 используется механизм с гидрокомпенсаторами, что значительно упрощает процесс регулировки зазоров клапанов. Однако, если в двигателе установлены обычные толкатели, то зазоры необходимо регулировать вручную, что требует определенных навыков и знаний.

  2. Влияние на производительность: Правильная регулировка зазоров клапанов может существенно повлиять на работу двигателя. Слишком большие зазоры могут привести к потере мощности и увеличению расхода топлива, в то время как слишком маленькие зазоры могут вызвать заклинивание клапанов и серьезные повреждения двигателя.

  3. Регулярность проверки: Рекомендуется проверять зазоры клапанов каждые 10-15 тысяч километров пробега. Это поможет избежать серьезных проблем и продлить срок службы двигателя. Многие владельцы ВАЗ 2106 пренебрегают этой процедурой, что может привести к дорогостоящему ремонту в будущем.

Самый простой способ регулировки клапанов ваз 2107 за пять минутСамый простой способ регулировки клапанов ваз 2107 за пять минут

Подготовка автомобиля к регулировочным работам

Регулировка клапанов на ВАЗ 2106, хотя и требует определенных навыков, вполне доступна для выполнения автолюбителем самостоятельно. Для этого процесса вам понадобятся:

  • руководство по эксплуатации и обслуживанию автомобиля;
  • специальный щуп толщиной 0,15 мм;
  • два рожковых ключа: на 17 и на 13;
  • стандартная вазовская отвертка;
  • торцевой ключ 8х10.

Перед тем как приступить к работе, рекомендуется тщательно очистить двигатель, включая пространство под капотом. Это поможет избежать попадания грязи и пыли на механизм газораспределительного механизма (ГРМ). Если регулировка клапанов осуществляется зимой, лучше всего проводить ее в теплом закрытом помещении, при температуре двигателя около 20 градусов Цельсия. Это важно не только для комфортной работы, но и потому, что величина теплового зазора зависит от температуры двигателя и ГРМ.

Если представить изменение зазора в зависимости от температуры в виде графика, становится очевидным, что рекомендованный заводом производителем тепловой зазор в 0,15 мм устанавливается при 20 градусах, то есть на холодном двигателе, а 0,20 мм — при рабочей температуре мотора в 80 градусов по Цельсию. При этом величина зазора для выпускного клапана будет примерно на 30% больше, чем для впускного.

График зависимости

Процесс регулировки клапанов на ВАЗ 2106

Выполнив необходимый комплекс подготовительных операций, можно приступать к регулировочным работам. Порядок следующий.

  1. Установить автомобиль на ровной площадке, поставить нейтральную передачу, отсоединить все патрубки, подходящие к корпусу воздушного фильтра, демонтировать корпус воздушного фильтра, отвинтив четыре гайки крепления к карбюратору.
  2. Теперь необходимо снять тросик акселератора и воздушной заслонки (подсоса), шланг бензопровода и крышку распределителя зажигания (трамблера). Для облегчения прокручивания маховика желательно выкрутить свечи, но не обязательно. Затем можно снять клапанную крышку отвинтив гайки ее крепления к головке блока.
  3. Следующий этап работы – это выставление верхней мертвой точки ВМТ. Убедившись, что цепь натянута в соответствии с регламентом, поворачиваем ключом шкив коленвала до совпадения метки на звездочке распредвала с меткой на его корпусе. При этом метка шкива коленвала должна так же совпадать с меткой на блоке двигателя. Такое положение коленвала будет соответствовать такту сжатия в 4-м цилиндре.
  4. При этом нужно регулировать 8-й и 6-й клапаны четвертого и третьего цилиндра соответственно. Регулировка осуществляется следующим методом: щуп толщиной 0,15 мм вставляется в зазор между кулачком и рокером. В случае свободного движения щупа в зазоре или невозможности его вставить необходимо ослабить контргайку регулировочного болта. Затем, отвинчивая или завинчивая регулировочный болт, добиться нужного значения зазора. При правильно установленном зазоре щуп вставляется с небольшим усилием и двигается с характерным скрипом. В таком положении необходимо завернуть контргайку, удерживая регулировочный болт от проворачивания.
  5. Очередной шаг – это поворот коленвала на 180 градусов. При этом регулировке подвергаются клапаны 7 и 4, в соответствии с предыдущим алгоритмом.

Последовательность регулировки остальных клапанов при различных углах поворота коленвала осуществляется по схеме, приведённой на рисунке.

Закончив регулировку всех клапанов, следует собрать демонтированные детали в обратном порядке. Как видите, устранить неисправности автолюбитель может самостоятельно, но надо иметь определенные навыки. Попробуйте сделать это, используя предложенную нами методику и заводской регламент.

Тепловые зазоры клапанов существенным образом влияют на эффективность работы двигателя, его мощность, динамику, экономические показатели. Поэтому необходимо внимательно следить за функционированием мотора. Возникновение характерных металлических стуков, потеря приемистости, увеличение расхода топлива и другие признаки должны быть приняты во внимание и устранены в кратчайшие сроки.

Этапы проведения регулировки

Регулировка клапанов ВаЗ 2107Регулировка клапанов ВаЗ 2107

Советы по обслуживанию и профилактике клапанов

Регулярное обслуживание и профилактика клапанов являются важными аспектами поддержания работоспособности двигателя ВАЗ 2106. Правильная регулировка зазоров клапанов не только обеспечивает оптимальную работу двигателя, но и способствует его долговечности. Вот несколько советов, которые помогут вам в этом процессе.

1. Регулярная проверка зазоров: Рекомендуется проверять зазоры клапанов каждые 10 000 — 15 000 километров пробега. Это позволит своевременно выявить возможные проблемы и избежать серьезных поломок. Если зазоры слишком велики или малы, это может привести к снижению мощности двигателя и увеличению расхода топлива.

2. Использование качественных инструментов: Для регулировки зазоров клапанов вам понадобятся специальные щупы и ключи. Используйте только качественные инструменты, чтобы избежать повреждений как клапанов, так и других компонентов двигателя.

3. Подготовка к регулировке: Перед началом работы убедитесь, что двигатель остыл. Нагретый двигатель может дать неверные показания зазоров. Также рекомендуется очистить область вокруг клапанов от грязи и масла, чтобы избежать попадания загрязнений в двигатель.

4. Правильная последовательность регулировки: При регулировке зазоров клапанов следуйте установленной последовательности. Обычно это делается по цилиндрам, начиная с первого. Убедитесь, что поршень находится в верхней мертвой точке (ВМТ) для каждого цилиндра, прежде чем проверять зазоры.

5. Учет температурного расширения: Помните, что зазоры клапанов могут изменяться в зависимости от температуры двигателя. Поэтому, если вы проводите регулировку в теплую погоду, учитывайте возможность расширения металла.

6. Запись результатов: Ведите журнал всех проверок и регулировок зазоров клапанов. Это поможет вам отслеживать изменения и выявлять тенденции, которые могут указывать на проблемы с двигателем.

7. Обращение к специалистам: Если вы не уверены в своих силах или не имеете достаточного опыта, лучше обратиться к профессионалам. Неправильная регулировка может привести к серьезным повреждениям двигателя, поэтому не рискуйте, если у вас нет необходимых навыков.

Следуя этим советам, вы сможете поддерживать зазоры клапанов в оптимальном состоянии, что обеспечит надежную и эффективную работу вашего автомобиля ВАЗ 2106 на протяжении многих лет.

Вопрос-ответ

Как часто нужно проверять зазоры клапанов на ВАЗ 2106?

Рекомендуется проверять зазоры клапанов каждые 10 000 — 15 000 километров пробега. Это поможет избежать проблем с работой двигателя и продлить его срок службы.

Какие инструменты понадобятся для регулировки зазоров клапанов?

Для регулировки зазоров клапанов вам понадобятся: набор ключей, щупы для измерения зазоров, отвертка и, возможно, динамометрический ключ для затяжки гаек.

Что произойдет, если не регулировать зазоры клапанов?

Игнорирование регулировки зазоров клапанов может привести к ухудшению работы двигателя, увеличению расхода топлива, перегреву и даже повреждению клапанов или поршней, что потребует дорогостоящего ремонта.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом регулировки зазоров клапанов убедитесь, что двигатель остыл. Работать с горячим двигателем может быть опасно, а также может привести к неправильным показателям зазоров.

СОВЕТ №2

Используйте качественные инструменты для измерения зазоров, такие как щупы. Это обеспечит точность измерений и поможет избежать ошибок при регулировке.

СОВЕТ №3

Регулировку зазоров клапанов лучше всего проводить на двигателе, установленном на автомобиле. Это позволит избежать лишних манипуляций и упростит доступ к клапанам.

СОВЕТ №4

Не забывайте проверять зазоры клапанов регулярно, особенно после длительной эксплуатации автомобиля. Это поможет предотвратить проблемы с работой двигателя и продлить его срок службы.

Ссылка на основную публикацию
Похожее