Замена ШРУСа на ВАЗ 2109 — важная процедура для владельцев этого автомобиля. ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) передает крутящий момент от трансмиссии к колесам, и его исправная работа критична для безопасности и управляемости. В статье рассмотрим порядок действий по самостоятельной замене ШРУСа, что поможет сэкономить время и деньги на ремонте и повысить безопасность вашего транспортного средства.
Основной порядок действий
В первую очередь необходимо зафиксировать автомобиль на стояночном тормозе и установить бруски под задние колеса для дополнительной безопасности. Затем, пока машина остается на земле, следует отвинтить гайку ступицы, предварительно сняв защитный колпак. Имейте в виду, что эта гайка может быть сильно затянута, поэтому потребуется приложить значительные усилия. На этом этапе также рекомендуется ослабить болты колес.
После этого поднимите переднюю часть автомобиля, установив кузов на опоры. Далее можно полностью открутить колесные болты, снять колеса и извлечь шайбу упора гайки ступицы. На следующем этапе необходимо разобрать рулевую тягу, а именно ее наконечник. Болты, крепящие нижнюю часть опоры поворотного кулака, отвинчиваются, после чего руль поворачивается в сторону, где будет производиться замена, до упора.
Затем следует аккуратно извлечь шпицевый конец наружного ШРУСа ВАЗ 2109 из ступицы, предварительно оттянув поворотный кулак и стойку. Следующим шагом станет выдавливание внутреннего ШРУСа, который зафиксирован в коробке передач; для этого лучше использовать монтировку.
Важно помнить, что если планируется работа с несколькими ШРУСами, после снятия одного из приводов рекомендуется установить фиксатор в коробку, например, старую деталь внутреннего ШРУСа. В противном случае может произойти смещение шестерен, что затруднит установку ШРУСов на место.
Если в области коробки передач были замечены следы масла во время эксплуатации, потребуется заменить сальники у ШРУСов. Затем зажмите приводной вал в тисках, снимите хомуты с шарниров и аккуратно выверните пыльники, если они в хорошем состоянии. Порванные пыльники можно просто обрезать ножом.
ШРУСы сбиваются с вала с помощью молотка и выколотки, при этом основное усилие должно быть направлено на шарнирную обойму. То же самое следует сделать и с наружным ШРУСом.
Если необходимо заменить только пыльники, то шарнир следует тщательно промыть бензином, чтобы удалить старую смазку и загрязнения. Новый пыльник устанавливается на вал, при этом стоит помнить, что длина правого вала больше, чем левого. Кроме того, рекомендуется сразу заменить смазку в ШРУСе, убедившись в ее достаточном количестве.
Процесс замены ШРУСа на ВАЗ 2109 требует внимательности и определённых навыков. Эксперты отмечают, что для успешного выполнения этой задачи необходимо подготовить все инструменты и запчасти заранее. Важно помнить, что работа с трансмиссией требует аккуратности, чтобы избежать повреждений.
Специалисты рекомендуют сначала поднять автомобиль на домкрате и снять колесо, что обеспечит удобный доступ к ШРУСу. Затем следует отсоединить тормозной суппорт и снять приводной вал. При этом важно использовать качественные инструменты, чтобы избежать срывов головок болтов.
После замены ШРУСа необходимо тщательно проверить все соединения и убедиться в отсутствии люфта. Эксперты подчеркивают, что правильная установка нового ШРУСа значительно увеличивает срок службы автомобиля и улучшает его ходовые качества.

Замена ШРУСов: практические рекомендации
По совету специалистов заменять ШРУС следует полностью. Исключение могут составлять пыльники или другие небольшие элементы такого плана. Помимо смазки, в ШРУСе нужно также заменить на новые все хомуты, а при сборке следить за чистотой работы, чтобы предотвратить попадание частиц грязи в шарниры.
Чтобы установить ШРУС на место, лучше воспользоваться молотком и деревянной проставкой, следя за своими движениями, чтобы они были несильными и нерезкими. Т.е. просто приставляете проставку и стучите по ней, пока деталь не станет на место. Если пренебречь этим и наносить удары по самой детали, вы просто повредите ее.
После того как шарнир окажется на месте, устанавливается его пыльник. Прежде всего клещами зажимается хомут на валу. При этом потребуется выровнять давление в детали, для чего достаточно отверткой подцепить кромку пыльника и отвернуть ее. После этого зажимается хомут снаружи. Пластмассовую заглушку нужно установить в конец вала, не забывая о ней. Остальные действия производятся в обратном порядке аналогично тому, как ШРУСы снимались до этого.
https://youtube.com/watch?v=av3RsfiWIWQ
Замена наружного ШРУСа ВАЗ 2109 может показаться сложной и трудоемкой, поэтому всегда можно обратиться за помощью к профессионалам. С подобной заменой они сталкиваются достаточно часто, благодаря чему она не составит для них особого труда.
| Этап | Описание действия | Необходимые инструменты/материалы |
|---|---|---|
| 1. Подготовка автомобиля | Установить автомобиль на ровную поверхность, зафиксировать стояночным тормозом, подложить упоры под задние колеса. Ослабить гайки крепления колеса. | Домкрат, баллонный ключ, противооткатные упоры. |
| 2. Демонтаж колеса и ступицы | Поднять автомобиль домкратом, снять колесо. Открутить гайку ступицы, снять тормозной суппорт и тормозной диск. | Домкрат, баллонный ключ, ключ на «17», ключ на «19», молоток, зубило (для отгибания стопорной шайбы гайки ступицы), съемник ступицы (при необходимости). |
| 3. Отсоединение ШРУСа | Открутить болты крепления шаровой опоры к рычагу. Отсоединить рулевую тягу от поворотного кулака. Вывести приводной вал из ступицы. | Ключ на «17», ключ на «19», съемник шаровых опор, съемник рулевых тяг. |
| 4. Снятие старого ШРУСа | Снять хомуты пыльника ШРУСа. Сдвинуть пыльник. Выбить ШРУС с вала привода (обычно с помощью молотка и выколотки). | Отвертка, кусачки (для снятия хомутов), молоток, выколотка. |
| 5. Установка нового ШРУСа | Очистить шлицы вала. Нанести смазку на шлицы. Установить новый ШРУС на вал, зафиксировать стопорным кольцом (если предусмотрено). Установить новый пыльник и закрепить его хомутами. | Новая смазка для ШРУСов, новый ШРУС, новые хомуты, плоскогубцы (для затяжки хомутов), молоток (для установки ШРУСа). |
| 6. Сборка | Собрать все в обратной последовательности: установить приводной вал в ступицу, закрепить рулевую тягу, шаровую опору, тормозной диск, суппорт. Затянуть гайку ступицы. Установить колесо. | Все инструменты, использованные для демонтажа. Динамометрический ключ (для затяжки гайки ступицы и других ответственных соединений). |
| 7. Проверка | Опустить автомобиль. Проверить затяжку всех соединений. Проверить уровень масла в коробке передач (при необходимости долить). Проверить работу рулевого управления и тормозов. | — |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о процессе замены ШРУСа на ВАЗ 2109:
-
Специфика конструкции: На ВАЗ 2109 используется полуосевой привод с ШРУСами, которые обеспечивают передачу крутящего момента от коробки передач к колесам. Замена ШРУСа требует особого внимания к его конструкции, так как неправильная установка может привести к быстрому износу или поломке.
-
Необходимость в специальном инструменте: Для замены ШРУСа на ВАЗ 2109 может понадобиться специальный инструмент, такой как съемник для шаровых опор и ключи для откручивания гаек. Это делает процесс более удобным и безопасным, особенно если вы планируете выполнять замену самостоятельно.
-
Проверка состояния пыльников: При замене ШРУСа важно также проверить состояние пыльников. Они защищают ШРУС от загрязнений и потери смазки. Если пыльник поврежден, это может привести к быстрому износу нового ШРУСа, поэтому рекомендуется заменять их одновременно.

Проверка состояния других компонентов подвески
Перед тем как приступить к замене ШРУСа на ВАЗ 2109, важно провести тщательную проверку состояния других компонентов подвески. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что все элементы работают исправно и не требуют замены. В противном случае, после установки нового ШРУСа, могут возникнуть дополнительные проблемы, которые потребуют повторной разборки.
Первым делом стоит осмотреть подшипники ступиц. Для этого необходимо поднять автомобиль на домкрате и покрутить колесо. Если вы слышите посторонние звуки или ощущаете люфт, это может указывать на износ подшипников. В таком случае их следует заменить, так как неисправные подшипники могут привести к преждевременному выходу из строя нового ШРУСа.
Следующим шагом является проверка амортизаторов. Они должны быть в хорошем состоянии, без утечек масла и механических повреждений. Для проверки можно нажать на кузов автомобиля и убедиться, что он быстро возвращается в исходное положение. Если кузов продолжает колебаться, это свидетельствует о том, что амортизаторы нуждаются в замене.
Также необходимо обратить внимание на пружины. Они не должны иметь видимых повреждений, таких как трещины или деформации. Если пружины изношены или сломаны, это может негативно сказаться на работе всей подвески и привести к неравномерному износу шин.
Не забудьте проверить шаровые опоры и рейки рулевого управления. Шаровые опоры должны быть без люфта и трещин, а рейки – без утечек жидкости и механических повреждений. Для проверки шаровых опор можно покачать колесо вверх-вниз, если есть люфт, это указывает на необходимость замены.
Кроме того, стоит осмотреть сайлентблоки и крепления подвески. Они должны быть целыми и не иметь трещин. Изношенные сайлентблоки могут привести к увеличению вибраций и шумов, что негативно скажется на комфорте вождения.
Наконец, проверьте колеса и шины. Убедитесь, что шины имеют достаточный протектор и не имеют повреждений. Неправильное давление в шинах или их неравномерный износ могут также повлиять на работу подвески и привести к преждевременному износу ШРУСа.
Проведение тщательной проверки всех компонентов подвески перед заменой ШРУСа на ВАЗ 2109 поможет избежать дополнительных затрат и обеспечит надежную и безопасную эксплуатацию автомобиля в будущем.
Вопрос-ответ
Сколько времени занимает замена ШРУСа?
Заменить внутренний ШРУС несколько сложнее, так как дополнительно нужно проводить работы и с КПП, а замена наружного ШРУСа обычно считается менее трудоемкой. Сроки полной замены – от 2 до 4 часов. Запчасти и расходные материалы в наличии. Гарантия на выполненные работы и детали от 6 месяцев.
Какие действия необходимо выполнить при замене ШРУСа?
Чтобы получить доступ к оси, снимите колесо и тормозные компоненты. Открутите гайку оси и отделите нижний шаровой шарнир или рычаг подвески, чтобы освободить полуось. Осторожно извлеките старый ШРУС из коробки передач или дифференциала. Установите новый ШРУС, убедившись, что стопорное кольцо надежно закреплено.
Нужно ли делать развал после замены наружного ШРУСа?
На большинстве массовых переднеприводных автомобилей на развал влияет положение регулировочного болта, крепящего поворотный кулак к стойке, на сход — длины рулевых тяг. Как правило, для замены ШРУСа («гранаты») раскручивать эти детали не требуется, поэтому и в настройке развал-схождения нет необходимости.
Сколько стоит замена гранаты ВАЗ 2109?
От 4 200 руб.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом замены ШРУСа обязательно подготовьте все необходимые инструменты и запчасти. Убедитесь, что у вас есть ключи, отвертки, домкрат и новые ШРУСы, а также смазка. Это поможет избежать лишних перерывов в процессе работы.
СОВЕТ №2
Обязательно ознакомьтесь с инструкцией по замене ШРУСа для вашей модели автомобиля. Это поможет вам понять последовательность действий и избежать ошибок, которые могут привести к повреждению деталей или неправильной установке.
СОВЕТ №3
При снятии старого ШРУСа обращайте внимание на состояние других компонентов, таких как пыльники и подшипники. Если они также изношены, лучше заменить их сразу, чтобы избежать повторной разборки в будущем.
СОВЕТ №4
После установки нового ШРУСа не забудьте проверить уровень масла в трансмиссии и при необходимости долить его. Это поможет избежать проблем с трансмиссией и продлит срок службы новых деталей.