Замена ремня ГРМ на ВАЗ 2110 — важная процедура, требующая внимательного подхода и знаний. В статье рассмотрим процесс замены ремня ГРМ, необходимые инструменты, порядок разборки и сборки, а также рекомендации по установке и натяжке нового ремня. Правильная замена ремня ГРМ продлевает срок службы двигателя и предотвращает серьезные поломки, что полезно для владельцев ВАЗ 2110.
Что потребуется для работы?
Минимальная проблема, которая может возникнуть, заключается в том, что ремень растянется настолько, что соскочит с зубьев шестерен на одно или даже два звена. Это приведет к сбоям в фазах газораспределения, и двигатель начнет работать с перебоями. В худшем случае возможен разрыв ремня и повреждение клапанов. Регулярный визуальный осмотр состояния узла ГРМ не будет лишним; для этого достаточно снять пластиковый защитный кожух. Глубокие трещины на поверхности ремня сигнализируют о том, что неприятности могут произойти в самый неподходящий момент, поэтому лучше заранее заменить изделие. Также стоит обратить внимание на ремень генератора ВАЗ 2110, который находится рядом.
Рекомендации производителя с момента появления ремня ГРМ вместо цепи остаются неизменными:
изделие следует заменять в комплекте с натяжными роликами. ВАЗ «десятка» комплектуется двумя типами двигателей: 8- и 16-клапанным. В первом варианте установлен один натяжной ролик, во втором — натяжной и опорный. Замена ремня ГРМ на десятой модели ВАЗ не является сложной и трудоемкой задачей, ее можно выполнить самостоятельно, имея минимальный набор инструментов:
- набор накидных и рожковых ключей;
- монтировку;
- отвертку;
- специальный ключ для натяжки ролика или круглогубцы с изогнутыми концами;
- домкрат;
- тканевые перчатки;
- ветошь.
Использование тканевых перчаток рекомендуется в любое время года, так как они защищают руки от мелких травм, которые могут возникнуть при ослаблении резьбовых соединений. Каждый автослесарь знает, как это важно. Смотровая яма не требуется, однако снятие правого колеса может понадобиться для извлечения ремня генератора ВАЗ 2110, особенно если он оборудован гидроусилителем руля (ГУР), поэтому домкрат будет необходим.
Эксперты в области автосервиса подчеркивают важность регулярной замены ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ 2110. Эта процедура не только обеспечивает надежную работу двигателя, но и предотвращает серьезные поломки, которые могут возникнуть в случае обрыва ремня. Специалисты рекомендуют следить за пробегом и состоянием ремня, так как его срок службы составляет около 60-90 тысяч километров.
При замене важно использовать качественные комплектующие и следовать рекомендациям производителя. Неправильная установка может привести к нарушению синхронизации работы двигателя, что в свою очередь может вызвать дорогостоящий ремонт. Поэтому многие эксперты советуют доверять эту процедуру профессионалам, чтобы избежать возможных рисков и продлить срок службы автомобиля.

Описание разборки механизма
Разборка узла привода ГРМ на ВАЗ 2110 с двигателями 8V и 16V несколько различна, в случае с 16-клапанным мотором надо снять некоторые дополнительные элементы. Поэтому описание процесса будет выложено именно для него с оговорками на 8-клапанный агрегат. В самом начале требуется снять защитный пластмассовый кожух и для большего удобства работы снять корпус воздушного фильтра, убрать его в сторону. Внизу, напротив шкива коленчатого вала, установлен датчик. Нужно отсоединить от него разъем, открутить и снять сам датчик (в 8-клапанном моторе этого делать не нужно). Далее, в обоих видах двигателей нужно вращением коленвала совместить все метки на шкивах распредвалов и корпусе двигателя. Это совмещение проверяется совпадением метки и прорези на маховике, для этого следует вытащить из гнезда на коробке передач резиновую заглушку.
Далее, чтобы разобрать механизм и снять ремень ГРМ, потребуется сначала ослабить и убрать со шкива ремень генератора. Выполняя эту нехитрую операцию, последний стоит внимательно осмотреть. Вполне возможно, что он тоже находится в плачевном состоянии, и параллельно потребуется также замена ремня генератора ВАЗ 2110. В автомобилях, оснащенных ГУР, это дополнительная операция, о которой будет рассказано ниже.
Следующий этап — ослабление и откручивание болта шкива, на который надевается ремень генератора ВАЗ десятого семейства. Для этого заклинивают отверткой или небольшой монтировкой коленчатый вал и ослабляют болт накидным ключом, после чего можно снять и сам шкив. Теперь можно откручивать ролик, натяжение ремня ГРМ уменьшится, что даст возможность открутить и снять опорный ролик.
Важно не потерять при этом специальные шайбы, что стоят под роликами (в двигателе 8V ролик только один). Разборка окончена, старый ремень привода газораспределительного механизма можно извлечь.
| Этап | Описание | Инструменты/Материалы |
|---|---|---|
| Подготовка | Установите автомобиль на ровную поверхность, зафиксируйте стояночным тормозом. Отключите аккумулятор. | Домкрат, противооткатные упоры, ключ на 10, ключ на 13 |
| Снятие защиты и колеса | Снимите правое переднее колесо и защиту картера двигателя (если есть). | Баллонный ключ, ключ на 10, ключ на 13 |
| Ослабление натяжения ремня генератора | Ослабьте натяжение ремня генератора, открутив болт крепления генератора и регулировочный болт. | Ключ на 17, ключ на 19 |
| Снятие ремня генератора | Снимите ремень генератора. | — |
| Снятие верхней крышки ГРМ | Открутите болты крепления верхней крышки ГРМ и снимите ее. | Ключ на 10 |
| Установка меток ГРМ | Проверните коленчатый вал до совмещения меток на шкиве коленвала и блоке цилиндров, а также на шкиве распредвала и задней крышке ГРМ. | Ключ на 19 (для прокручивания коленвала) |
| Ослабление натяжного ролика | Ослабьте болт крепления натяжного ролика ГРМ. | Ключ на 17 |
| Снятие старого ремня ГРМ | Снимите старый ремень ГРМ. | — |
| Проверка состояния роликов и помпы | Осмотрите натяжной и обводной ролики, а также помпу на предмет люфтов, шумов и подтеков. При необходимости замените. | — |
| Установка нового ремня ГРМ | Установите новый ремень ГРМ, начиная с коленвала, затем на помпу, обводной ролик и распредвал. Убедитесь, что метки совпадают. | Новый ремень ГРМ |
| Натяжение ремня ГРМ | Натяните ремень ГРМ, поворачивая натяжной ролик до необходимого натяжения. Затяните болт крепления ролика. | Ключ на 17, динамометрический ключ (для точного натяжения) |
| Проверка натяжения | Проверните коленчатый вал на два полных оборота и снова проверьте совпадение меток и натяжение ремня. | Ключ на 19 |
| Сборка | Установите верхнюю крышку ГРМ, ремень генератора, натяните его, установите защиту картера и колесо. Подключите аккумулятор. | Ключ на 10, ключ на 17, ключ на 19, баллонный ключ |
| Запуск двигателя | Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии посторонних шумов. | — |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о процедуре замены ремня ГРМ на ВАЗ 2110:
-
Точная настройка: При замене ремня ГРМ на ВАЗ 2110 крайне важно правильно выставить метки на шкивах. Неправильная установка может привести к серьезным повреждениям двигателя, так как клапаны могут столкнуться с поршнями. Поэтому многие автолюбители используют специальные инструменты для фиксации распредвалов и коленвала.
-
Рекомендуемый интервал замены: Производитель рекомендует замену ремня ГРМ каждые 60 000 — 90 000 километров пробега. Однако многие опытные механики советуют проверять состояние ремня каждые 30 000 километров, особенно если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, таких как частые поездки по городу или в условиях низких температур.
-
Комплексная замена: При замене ремня ГРМ на ВАЗ 2110 рекомендуется одновременно менять и другие компоненты, такие как натяжитель и водяной насос. Это связано с тем, что эти детали также имеют ограниченный срок службы и могут выйти из строя в ближайшее время после замены ремня, что сэкономит время и деньги на будущие ремонты.

Рекомендации по установке и сборке
Прежде всего, необходимо еще раз убедиться в правильности совпадения всех меток и при необходимости внести корректировки. Установка нового ремня ГРМ на ВАЗ 2110 начинается с надевания его на шкивы после того, как были установлены и закреплены новые ролики. Процесс начинается с нижнего шкива: ремень помещается на него, совмещая зубцы, затем, с небольшим натяжением, надевается на верхние два шкива, чтобы зубья также совпадали (в случае 8-клапанного двигателя — на один верхний шкив). Держась за ремень с легким натяжением, специальным ключом перемещают ролик, обеспечивая натяжение ремня. Положение ролика фиксируется гайкой. Далее ключом выполняются два полных оборота коленчатого вала, после чего снова проверяется совпадение меток на шкивах распределительных валов и маховике. Если метка на шкиве распределительного вала сместилась на несколько миллиметров в любую сторону, это считается допустимым. В конце проверяется натяжение ремня, после чего можно собирать все в обратном порядке и запускать двигатель. Таким образом, замена ремня ГРМ на ВАЗ «десятке» завершена.
Стоит также упомянуть о ремне генератора. Часто имеет смысл заменить его одновременно с ремнем ГРМ, особенно учитывая невысокую стоимость этого расходного материала. Однако есть некоторые нюансы разборки узла, если автомобиль оснащен гидроусилителем руля (ГУР). Если ГУР отсутствует, достаточно открутить один болт крепления генератора, сдвинуть его в сторону блока цилиндров, и ремень можно будет снять. Длина такого ремня составляет 1115 мм.
На автомобилях с ГУР генератор не перемещается, а натяжение обеспечивается специальным роликом, аналогичным тому, что используется в приводе газораспределительного механизма. Поэтому, чтобы заменить ремень генератора на ВАЗ десятого семейства с ГУР, нужно ослабить болт ролика, что позволит уменьшить натяжение и снять ремень со шкивов. Однако следует учесть, что полностью вытащить ремень не получится, потребуется открутить опору двигателя и приподнять агрегат с помощью домкрата. Это можно сделать, сняв правое переднее колесо. Только после этого удастся полностью извлечь ремень генератора.
Новое изделие устанавливается обратно аналогичным образом и надевается на шкивы. Важно отметить, что конструкция привода в 16-клапанном двигателе отличается от 8-клапанного, что делает процесс надевания ремня на шкивы менее удобным и требует больше времени. Сборку следует производить в обратном порядке, в конце процесса с помощью ролика натянуть ремень.
Такие относительно простые операции вполне под силу любому автолюбителю, который решит выполнить их самостоятельно, без помощи специалистов.
Проверка состояния других компонентов двигателя
Перед тем как приступить к замене ремня ГРМ на ВАЗ 2110, важно провести проверку состояния других компонентов двигателя. Это позволит избежать дополнительных затрат и проблем в будущем. Основные элементы, на которые следует обратить внимание, включают:
- Натяжитель ремня: Проверьте натяжитель на наличие износа и повреждений. Если он работает неправильно, это может привести к неправильному натяжению ремня, что в свою очередь может вызвать его преждевременный износ или обрыв.
- Шкивы: Осмотрите шкивы на наличие трещин, сколов и других повреждений. Неровные или поврежденные шкивы могут привести к неправильной работе ремня и его быстрому износу.
- Помпа: Если ваш автомобиль оборудован водяной помпой, обязательно проверьте её состояние. Износ подшипников или утечки охлаждающей жидкости могут привести к серьезным проблемам. Рекомендуется заменить помпу одновременно с ремнем ГРМ, если она не была заменена ранее.
- Уплотнительные элементы: Проверьте сальники и прокладки на наличие утечек масла или охлаждающей жидкости. Замена сальников в процессе замены ремня ГРМ может предотвратить необходимость повторной разборки двигателя в будущем.
- Состояние других ремней: Обратите внимание на состояние других ремней, таких как ремень генератора и ремень кондиционера. Если они изношены, их также стоит заменить, чтобы избежать дополнительных затрат и работы в будущем.
Проверка этих компонентов поможет вам убедиться, что после замены ремня ГРМ ваш двигатель будет работать надежно и эффективно. Не забывайте, что профилактика всегда дешевле, чем лечение, и замена изношенных деталей на этапе обслуживания может сэкономить вам время и деньги в дальнейшем.

Вопрос-ответ
Что нужно менять вместе с ремнем ГРМ?
Именно привод, поскольку вместе с ремнем нужно менять натяжной и поддерживающие (если они есть) ролики. Часто рекомендуют заменить и насос охлаждающей жидкости (помпу). Это стоит сделать, если есть признаки ее неисправности: люфт вала, подтекание охлаждающей жидкости или срок эксплуатации перевалил за сто тысяч км.
Что будет, если при установке ремня ГРМ ошибиться на один зуб?
Главный симптом — ухудшение динамики, особенно на низких оборотах. Машина как будто «тормозит» при нажатии на газ. Смещение нарушает синхронность открытия и закрытия клапанов: фазы сбиваются, топливо сгорает неэффективно, мотор теряет отклик.
Нужно ли при замене ремня ГРМ менять помпу?
Нужно ли менять помпу при замене ГРМ? Да, рекомендуется менять помпу при замене ремня ГРМ, так как она тесно связана с работой двигателя, и ее поломка может привести к серьезным последствиям.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом замены ремня ГРМ обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. В нем вы найдете важные детали о порядке выполнения работ и необходимых инструментах.
СОВЕТ №2
Не забывайте про метки на шестернях распредвала и коленвала. Перед снятием старого ремня ГРМ обязательно установите их в правильное положение, чтобы избежать повреждения двигателя при установке нового ремня.
СОВЕТ №3
При замене ремня ГРМ рекомендуется также заменить натяжной ролик и водяной насос, если они не менялись ранее. Это поможет избежать повторной разборки в будущем и продлит срок службы нового ремня.
СОВЕТ №4
После установки нового ремня ГРМ обязательно проверьте его натяжение и сделайте пробный запуск двигателя. Убедитесь, что нет посторонних шумов и двигатель работает плавно, прежде чем завершить процесс замены.


