Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Инжектор в машине ВАЗ 21099 : датчик холостого хода и прочие регуляторы

В статье рассмотрим работу датчика холостого хода на инжекторной модели ВАЗ 21099 и его взаимодействие с ключевыми компонентами системы впрыска: датчиком дроссельной заслонки, коленвала и датчиком детонации. Понимание принципов работы этих элементов и их неисправностей поможет владельцам автомобилей диагностировать проблемы и выполнить ремонт самостоятельно, что сэкономит время и средства.

История ВАЗ 21099

В начале 80-х годов перед инженерами и дизайнерами стояла задача разработать самый дорогой и престижный автомобиль в линейке ВАЗ. Новый автомобиль должен был заменить модель ВАЗ 2106 и быть максимально унифицированным с поколением 2108/09. Полноразмерные макеты из пластилина были созданы уже в 1981 году.

Спустя два года завершились все необходимые испытания моделей ВАЗ 2108/09. Поскольку к тому времени новый седан еще не был готов, чтобы избежать сложностей с разрешениями и длительными согласованиями, ему присвоили индекс 21099. Из-за финансовых трудностей серийный выпуск начался только в 1990 году, а в конце 90-х годов в автомобилях начали активно внедрять системы принудительного впрыска и бортовые компьютеры. Датчики холостого хода, коленчатого вала и дроссельной заслонки у ВАЗ 21099 инжектор стали настоящей головной болью для автомобилистов.

Этот автомобиль представляет собой пятиместный переднеприводный седан с четырьмя дверями. Он является модификацией ВАЗ 2109, выполненной в кузове хэтчбек. Основные отличия от семейства LADA Samara заключаются в передней радиаторной решетке и наличии багажника. Автомобиль отличается хорошей конструкцией и сбалансированностью, обладает отличной управляемостью, высокой динамикой и устойчивостью. Увеличенная максимальная скорость привлекла внимание потребителей, и до появления «десяток» он считался лучшим автомобилем ВАЗа.

До 1997 года модели «девяносто девятые» выпускались исключительно с карбюраторными двигателями, однако вскоре такие моторы начали заменяться инжекторными агрегатами. Изначально датчики холостого хода, коленчатого вала и дроссельной заслонки для ВАЗ 21099 производились за границей или устанавливали от аналогичных зарубежных автомобилей. В последующие годы по лицензии начался выпуск отечественных компонентов с системой принудительного впрыска топлива.

Стандартный двигатель модели 21099 имеет объем 1499 см³. Ведущие колеса — передние, рулевое управление — реечного типа, максимальная скорость составляет 160 км/ч. Этот автомобиль стал настоящим прорывом в экономичности: на трассе расход топлива составил 5,9 литра, а в смешанном цикле — 8 литров на 100 километров.

В 2004 году АвтоВАЗ прекратил производство этой модели, переключившись на автомобили нового поколения Samara-2. Тем не менее, новые автомобили унаследовали старый бортовой компьютер и те же датчики ЭБУ. Например, датчик детонации ВАЗ 21099 используется и в обновленной модели 210115. Некоторое время ВАЗ 21099 также собирались в Украине на запорожском автозаводе из российских комплектующих.

Надежная девятка

Эксперты отмечают, что инжекторная система автомобиля ВАЗ 21099 значительно улучшает его эксплуатационные характеристики по сравнению с карбюраторными аналогами. Одним из ключевых компонентов этой системы является датчик холостого хода, который отвечает за поддержание стабильных оборотов двигателя при отсутствии нагрузки. Правильная работа этого датчика критически важна для обеспечения экономичности и динамики автомобиля.

Кроме того, специалисты подчеркивают важность других регуляторов, таких как датчик температуры охлаждающей жидкости и датчик массового расхода воздуха. Эти элементы взаимодействуют с блоком управления двигателем, обеспечивая оптимальную подачу топлива и воздуха. Неправильная работа любого из этих компонентов может привести к повышенному расходу топлива и ухудшению динамических характеристик. В связи с этим регулярная диагностика и обслуживание инжекторной системы становятся необходимыми для поддержания надежности и эффективности автомобиля.

Правильная замена рхх (датчик холостого хода).Правильная замена рхх (датчик холостого хода).

Что нужно знать при покупке подержанного авто

Начиная с 1998 года ВАЗ 21099 начали оснащать инжекторными двигателями, покупать которые приоритетнее. Став владельцем подержанного автомобиля, вам придется часто ремонтировать его самостоятельно. В этом нет ничего зазорного, поменять датчик детонации ВАЗ 21099, инжектор у которого начал капризничать, не составит особого труда. Большинство операций не потребует специальной подготовки или особых знаний — все можно сделать самому, просмотрев ролик из «Ютьюба» или прочитав пошаговую инструкцию в Сети.

Самой лучшей проверкой состояния мотора станет замер компрессии в цилиндрах. Для 21099 лучшим станет результат в 13 единиц, а если будет меньше 10, то понадобится капитальный ремонт двигателя. Стоит учитывать тот факт, что разница в показаниях при замерах в разных цилиндрах не должна превышать 1 %. Нежелательно покупать автомобиль с грязным, в масле, двигателем, так как это говорит о серьезных поломках. Остерегайтесь автомобилей с проблемами ЭБУ, так как вышедший из строя датчик дроссельной заслонки ВАЗ 21099 или 21115 может надолго испортить нервы, вы устанете искать причину поломки.

После покупки ВАЗ 21099 желательно обработать специальным средством все электрические контакты на клеммах моторного отсека, включая блок предохранителей. Эксперты советуют при покупке подержанного ВАЗа тосол и масло не менять сразу же, а присмотреться, — может, купленное авто в этом и не нуждается.

Преимущества покупки ВАЗ 21099:

  • дешевизна запчастей;
  • низкая стоимость автомобиля;
  • крепкие и упругие бамперы, выдерживающие не очень сильные удары;
  • низкий расход топлива, особенно у инжекторных моделей;
  • хорошая тяга на малых оборотах для такого объема двигателя.

Минусы у 21099 тоже имеются:

  • низкокачественное навесное оборудование двигателя, бракованные детали;
  • сильное дребезжание салона, низкая шумоизоляция;
  • постоянные проблемы с системой охлаждения летом и с электроникой зимой;
  • качество датчиков оставляет желать лучшего.

Так, датчик дроссельной заслонки ВАЗ 21099 боится влаги и выходит из строя уже после 5 000 километров, в частности датчик холостого хода — беда «девяносто девятой».

https://youtube.com/watch?v=yj3rXyRVerI

Учитывая, что эту модель в РФ производили до 2004 года, а в Украине до 2011, найти подержанный автомобиль без проблем довольно сложно. Однако если вас не пугает перспектива делать небольшой ремонт своими руками, такой бюджетный вариант будет идеален.

Клеммы

Название элемента Функция Возможные неисправности и их признаки
Датчик холостого хода (ДХХ) Регулирует подачу воздуха в обход дроссельной заслонки для поддержания стабильных оборотов двигателя на холостом ходу. Нестабильные обороты ХХ, плавающие обороты, глохнет на ХХ, повышенный расход топлива, затрудненный запуск двигателя.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) Определяет угол открытия дроссельной заслонки и передает эту информацию ЭБУ. Провалы при нажатии на газ, рывки при движении, повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) Измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель, для точного дозирования топлива. Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, черный дым из выхлопной трубы, неустойчивая работа двигателя, затрудненный запуск.
Лямбда-зонд (датчик кислорода) Измеряет содержание кислорода в отработавших газах для оптимизации состава топливовоздушной смеси. Повышенный расход топлива, снижение мощности, неустойчивая работа двигателя, ошибки на приборной панели (Check Engine).
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) Измеряет температуру антифриза, влияя на обогащение смеси при холодном пуске и работу вентилятора. Затрудненный запуск на холодную/горячую, повышенный расход топлива, перегрев двигателя (не включается вентилятор), некорректные показания температуры.
Регулятор давления топлива (РДТ) Поддерживает постоянное давление топлива в топливной рампе. Затрудненный запуск, провалы при разгоне, снижение мощности, повышенный расход топлива, запах бензина.
Форсунки Распыляют топливо в цилиндры двигателя. Пропуски зажигания, снижение мощности, повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя, черный дым из выхлопной трубы.
Топливный насос Подает топливо из бака в топливную рампу под давлением. Затрудненный запуск, глохнет на ходу, снижение мощности, шум из бака.
Электронный блок управления (ЭБУ) «Мозг» инжектора, обрабатывает информацию со всех датчиков и управляет работой исполнительных механизмов. Множество разнообразных проблем, от нестабильной работы двигателя до полного отказа, часто сопровождается ошибками Check Engine.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о системе инжектора на ВАЗ 21099, включая датчик холостого хода и другие регуляторы:

  1. Датчик холостого хода: В ВАЗ 21099 используется датчик холостого хода, который отвечает за поддержание стабильных оборотов двигателя на холостом ходу. Этот датчик позволяет ЭБУ (электронному блоку управления) корректировать подачу топлива и воздуха, что обеспечивает плавный запуск и работу двигателя при низких оборотах. Неправильная работа датчика может привести к нестабильной работе двигателя и увеличенному расходу топлива.

  2. Регулятор давления топлива: В системе инжектора ВАЗ 21099 также присутствует регулятор давления топлива, который поддерживает необходимое давление в топливной системе. Он обеспечивает стабильную подачу топлива к инжекторам, что критически важно для оптимальной работы двигателя. Если регулятор выходит из строя, это может привести к переобогащению или обеднению топливной смеси, что негативно сказывается на производительности и экономичности автомобиля.

  3. Система самодиагностики: ВАЗ 21099 оснащен системой самодиагностики, которая позволяет выявлять неисправности в работе инжектора и других компонентов системы. При возникновении проблем, таких как сбои в работе датчиков или регуляторов, система может выдавать коды ошибок, что значительно упрощает процесс диагностики и ремонта. Это особенно полезно для владельцев автомобилей, которые хотят самостоятельно поддерживать свой автомобиль в исправном состоянии.

Обзор регуляторов холостого хода и датчика положения дроссельной заслонки ВАЗОбзор регуляторов холостого хода и датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ

Основные неисправности силовой установки

Многим владельцам автомобилей известно, что датчики холостого хода и детонации нередко выходят из строя, создавая проблемы для водителей: машина может неожиданно заглохнуть или, наоборот, начать резко увеличивать обороты двигателя на загруженном перекрестке, что может привести к аварийной ситуации.

Также часто вызывает неудобства датчик дроссельной заслонки на ВАЗ 21099, который может приводить к сбоям в работе бортового компьютера, не говоря уже о трудностях в управлении автомобилем и связанных с этим рисках. Как уже упоминалось, проблемы с автомобилями ВАЗ часто возникают из-за попадания влаги, что может происходить по разным причинам, и это приводит к сбоям в работе бортового компьютера, нарушению функционирования отдельных датчиков или даже всего электронного блока управления двигателем.

Важно понимать, что регулятор холостого хода является ключевым элементом системы распределенного впрыска топлива и обеспечивает корректную работу двигателя в различных режимах, включая холостой ход. Конструкция этого регулятора основана на шаговом моторе, который соединен с конусообразной иглой и пружиной. Регулятор холостого хода (РХХ) располагается в корпусе дроссельной системы, рядом с датчиком дроссельной заслонки на моделях ВАЗ 21099 и 2109.

Ремонт датчика дроссельной заслонки

Как работает датчик холостого хода в инжекторной системе

После запуска зажигания датчик холостого режима выдвигает свой шток, который в максимальном состоянии упирается в отверстие дроссельного патрубка. Потом регулятор занят подсчетом шагов, которые возвращают клапан в начальное положение. Оно всецело зависит от версии прошивки бортового компьютера. Например, прошивка от Bosch рассчитана на 50 шагов. При этом дроссельной заслонке ВАЗ 21099 инжектор посылает сигнал управления открытием.

На момент регулировки двигатель должен быть прогретым, а датчик работать в режиме 30 — 50 шагов. В зависимости от количества шагов датчика изменяется объем воздушной смеси, которая проходит в камеру сгорания через калибровочное отверстие. Нужно понимать: чем более вытянут шток датчика, тем больше шагов выдаст датчик. При покупке выбирать регулятор холостого хода для ВАЗов необходимо тщательно, обращая внимание на зазор между головкой штока и фланцем: он не должен превышать 2,3 см!

Системы принудительного, распределительного впрыска топлива используют в своем составе и датчик массового расхода воздушной смеси (ДМРВ), который через бортовой компьютер подает в камеру сгорания определенное количество воздуха. Потом компьютер определяет оптимальное количество топлива, которое нужно подать вместе с воздушной смесью для надежного воспламенения и равномерного горения, обеспечивающего оптимальный режим работы ДВЗ. При этом датчик коленвала выдает информацию о количестве оборотов мотора, тем самым управляя через бортовой компьютер регулятором холостого хода. По этой схеме двигатель всегда получает оптимальное количество воздушно-топливной смеси в камеру сгорания и работает с максимальной эффективностью. Если мотор холодный, то контролер специально повысит обороты коленчатого вала с помощью регулятора холостого хода, обеспечив быструю наработку нужного теплового режима двигателя и возможность езды без долгой процедуры прогрева.

Регулировка оборотов мотора

Диагностика и ремонт ДХХ

Замена датчика осуществляется достаточно легко. В первую очередь необходимо отключить «массу», то есть минусовую клемму аккумулятора. Затем следует отжать пластиковую защелку и отсоединить колодку контактов от датчика холостых оборотов, который закреплен на патрубке дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ 21099. Далее нужно открутить несколько винтов крепления и снять регулятор с патрубка. На этом этапе многие теряют болтики, так как винт, расположенный рядом с ресивером, находится в неудобном месте. Автослесари рекомендуют сначала открутить левый винт, немного потянуть датчик на себя и затем без труда отвинтить второй болтик. Сборку лучше выполнять в обратном порядке, предварительно смазав регулятор маслом для облегчения установки.

После установки отремонтированного или нового датчика необходимо провести его калибровку. Это делается довольно просто: подключается минусовая клемма аккумулятора, затем кратковременно включается зажигание (на 5-10 секунд). После этого зажигание выключается. Калибровка не будет выполнена, если аккумулятор не отключался. Аналогичным образом проходит тестирование и калибровка датчика дроссельной заслонки ВАЗ 21099, инжектор которого функционирует в нормальном режиме.

Автоэксперты настоятельно рекомендуют автомобилистам использовать ДХХ от компании «Омега» серии 2112-114830. Также популярностью пользуются регуляторы “КЗТА” РХХ 2112-1148300-04. Важно учитывать, что конечная метка регулятора имеет большое значение, и лучше всего приобретать прибор с такими же отметками, как и у сломанного. Всего существует четыре вида меток: 01, 02, 03 и 04. Между ними есть строгая процедура взаимозаменяемости: регулятор с меткой 01 можно заменить только на 03, а 02 — на 04 и наоборот.

Примечательно, что датчик холостого хода нельзя диагностировать с помощью компьютера, и его неисправность проявляется через косвенные признаки:

  • двигатель постоянно глохнет на холостом ходу;
  • обороты на холостом ходу постоянно колеблются (при этом ДПКВ исправен);
  • при холодном запуске двигателя не наблюдается повышения частоты вращения коленвала;
  • двигатель глохнет во время переключения КПП.

Следует отметить, что симптомы неисправного ДХХ схожи с проблемами, вызванными дефектным ДПДЗ. Разница заключается в том, что второй вариант можно диагностировать по критической ошибке бортового компьютера, которая приведет к появлению уведомления «чек эйндж». К счастью, стоимость ДХХ для ВАЗ 21099 не превышает 400 рублей.

Калибровка датчика

Датчик детонации

Очень часто датчик детонации ВАЗ 21099 и 210115 выходит из строя, нарушая тем самым работу двигателя. Ведь главная его задача — определять момент микровзрывов топлива.

Любой автомобилист знает, что хорошая правильная работа двигателя зависит от оптимально подобранных углов опережения зажигания, в идеале они под каждый режим работы двигателя свои. Для этого и существует ЭБУ, в основную задачу которого входит выставлять эти углы как можно идеальнее с помощью датчика детонации. Именно он может точно определить, что угол опережения зажигания выставлен неправильно. В программе ЭБУ прописано задавать по возможности большой угол опережения зажигания, чтобы не дать мотору уходить в зону детонации.

Сенсор детонации ВАЗ 21099, инжектор которого давно не проходил чистку и диагностику, очень быстро выходит из строя, особенно если это полукустарная подделка, которых на рынке более 80%. Ведь он оснащен очень чувствительным элементом, работающим по принципу пьезоэлектрического эффекта. Данный прибор монтируют непосредственно на блоке цилиндров.

Если датчик детонации ВАЗ 21099,210115, других марок авто выходит из строя, то мотор начинает перерасходовать топливо, перегреваться и троить, у него пропадает тяга и сильно изнашивается ГРМ. Сломанным считается тот датчик детонации ВАЗ 21099, инжектор которого начинает выдавать такие фокусы:

  • мотор троит;
  • автомобиль теряет динамику;
  • при старте с места и на подъеме загорается чек эйндж бортового компьютера;
  • загорается чек эйндж при быстром разгоне авто.

Купить датчик детонации ВАЗ 21099 можно в любом автомагазине по цене до 200 рублей, или установить волговский, компании «Бош», который стоит до 500 рублей и имеет непревзойденное качество.

Не экономьте на датчиках детонации, холостого хода или дроссельной заслонки ВАЗ 21099. И тогда инжектор сможет прослужить вам верой и правдой долгие годы.

Датчик детонации 09

Регулятор давления топлива и его влияние на работу двигателя

Регулятор давления топлива является одним из ключевых компонентов системы впрыска на автомобилях ВАЗ 21099 с инжекторным двигателем. Его основная функция заключается в поддержании оптимального давления топлива в системе, что, в свою очередь, обеспечивает правильное соотношение воздух-топливо для эффективного сгорания в цилиндрах двигателя.

Работа регулятора давления топлива основана на принципе управления потоком топлива, который поступает из топливного насоса. Регулятор устанавливается на топливной рампе и подключается к системе впрыска. Он контролирует давление топлива, которое подается к инжекторам, и поддерживает его на уровне, необходимом для корректной работы двигателя.

Если давление топлива слишком низкое, инжекторы не смогут обеспечить необходимое количество топлива для достижения оптимальной производительности двигателя. Это может привести к недостаточному сгоранию, потере мощности, увеличению расхода топлива и даже к затруднениям при запуске двигателя. С другой стороны, слишком высокое давление может вызвать переобогащение смеси, что также негативно скажется на работе двигателя, приведет к увеличению выбросов вредных веществ и может повредить инжекторы.

Регулятор давления топлива работает в тесной связке с другими компонентами системы впрыска, такими как датчик массового расхода воздуха и датчик температуры охлаждающей жидкости. Эти датчики передают информацию в блок управления двигателем (ЭБУ), который, в свою очередь, регулирует работу регулятора, обеспечивая оптимальные условия для сгорания топлива.

Важно отметить, что со временем регулятор давления топлива может выходить из строя или терять свою эффективность. Признаки неисправности могут включать нестабильную работу двигателя, повышенный расход топлива, затрудненный запуск и появление черного дыма из выхлопной трубы. В таких случаях рекомендуется провести диагностику системы впрыска и, при необходимости, заменить регулятор.

В заключение, регулятор давления топлива играет критически важную роль в обеспечении стабильной и эффективной работы двигателя ВАЗ 21099. Его правильная работа способствует оптимизации расхода топлива, снижению выбросов и повышению общей производительности автомобиля.

Вопрос-ответ

Как ведёт себя машина при неисправном регуляторе холостого хода?

При неисправном регуляторе холостого хода машина может проявлять нестабильную работу двигателя на холостом ходу, что выражается в колебаниях оборотов, их повышении или понижении, а также в возможных глоханиях. В некоторых случаях это может привести к затруднениям при запуске двигателя или его неравномерной работе при движении.

Где находится датчик холостого хода на ВАЗ 21099 инжектор?

Итак, совсем коротко – датчик холостого хода отвечает за подачу воздуха в цилиндры, когда педаль газа не нажата. Он устанавливается на корпусе дроссельной заслонки.

Каковы симптомы неисправности клапана управления холостым ходом?

Симптомы неисправности клапана управления холостым ходом могут включать нестабильные обороты двигателя на холостом ходу, затрудненный запуск, повышенный расход топлива, а также провалы или подергивания при ускорении. В некоторых случаях может наблюдаться заедание двигателя на высоких оборотах или его остановка при переключении на нейтраль.

Советы

СОВЕТ №1

Перед заменой датчика холостого хода обязательно проверьте его работоспособность с помощью мультиметра. Это поможет избежать ненужных затрат на покупку нового датчика, если проблема заключается в другом элементе системы.

СОВЕТ №2

Регулярно очищайте инжектор и другие компоненты системы впрыска от загрязнений. Используйте специальные чистящие средства, чтобы поддерживать оптимальную производительность двигателя и снизить расход топлива.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на состояние проводки и разъемов, связанных с датчиком холостого хода. Изношенные или поврежденные провода могут вызывать неправильную работу датчика, что приведет к нестабильной работе двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Похожее