Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) на ВАЗ 2109 инжектор

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — ключевой элемент системы впуска автомобилей ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем, измеряющий объем воздуха, поступающего в двигатель. Его работа влияет на эффективность сгорания топлива, мощность и уровень выбросов. В статье рассмотрим конструкцию ДМРВ, причины его неисправностей и предложим подход к ремонту или замене, что поможет владельцам избежать ненужных затрат и обеспечить надежную эксплуатацию автомобиля.

Назначение ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха, известный также как расходомер, играет ключевую роль в работе инжекторного двигателя автомобиля ВАЗ 21093 i. Он отвечает за создание топливовоздушной смеси в нужных пропорциях и обеспечивает поступление необходимого объема кислорода в камеры сгорания. На основе данных, получаемых от ДМРВ, электронный блок управления двигателем (ЭБУ) рассчитывает количество бензина, которое должно быть впрыснуто в цилиндр, а также определяет момент, когда следует подать искру для воспламенения.

ЭБУ не полагается исключительно на показания датчика расхода воздуха. Он также принимает во внимание данные от других сенсоров, установленных в автомобиле: угла открытия дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, датчика детонации (для корректировки угла опережения зажигания в случае детонации), кислорода (для контроля качества сгорания смеси в камерах), положения коленчатого вала, скорости автомобиля и датчика фаз (для контроля фаз газораспределения в шестнадцатиклапанном двигателе).

Данные от всех этих датчиков передаются на контроллер. Регулирование, основанное на полученной информации, позволяет достичь максимальной мощности двигателя, минимизировать расход топлива и обеспечить соответствие нормативам по содержанию угарного газа в выхлопных газах.

Датчик массового расхода воздуха на автомобилях ВАЗ 2109 устанавливается в корпусе воздушного фильтра, в выходной магистрали, перед патрубком, который подает воздух в двигатель.

Эксперты отмечают, что датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) на ВАЗ 2109 инжектор играет ключевую роль в обеспечении оптимальной работы двигателя. Он отвечает за точное измерение объема воздуха, поступающего в двигатель, что позволяет системе управления корректно регулировать подачу топлива. При неисправности ДМРВ могут возникнуть проблемы с запуском, увеличенный расход топлива и ухудшение динамики автомобиля. Специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние датчика, так как его загрязнение или выход из строя может привести к серьезным последствиям для работы двигателя. Замена ДМРВ на качественный аналог или оригинал может существенно улучшить характеристики автомобиля и продлить срок службы двигателя.

Проверка дмрв за 5 секунд, без приборовПроверка дмрв за 5 секунд, без приборов

Устройство датчика массового расхода воздуха

ДМРВ. Чистим ДМРВ. Ваз 2110-2112, Ваз 2114 - 2115, 2109, Приора, Калина, Гранта.ДМРВ. Чистим ДМРВ. Ваз 2110-2112, Ваз 2114 — 2115, 2109, Приора, Калина, Гранта.

Самые распространённые автомобильные ДМРВ работают по принципу так называемой «обогреваемой струны». Струна делается из металла и выглядеть может по-разному: у прибора фирмы GM это проволока диаметром около 70 мкм, у датчика BOSH — специальная сетка-мембрана. Струну располагают в потоке поступающего в двигатель воздуха, который охлаждает металл.

Через струну пропускают электрический ток, который, в свою очередь, эту струну нагревает. Ещё одну такую же струну размещают вне потока воздуха и используют в качестве эталона температуры. Резисторный мост автоматически обеспечивает подачу такого электрического тока на находящуюся в потоке воздуха струну, чтобы она оставалась нагретой до эталонной температуры. Чем сильнее поток воздуха, тем сильнее охлаждение струны и тем больше требуется электричества для поддержания стабильной температуры.

Струну делают из платины: сопротивление этого металла сильно зависит от температуры. Это обеспечивает высокую чувствительность прибора и точность определения скорости потока воздуха. Измеряя напряжение тока на «обогреваемой струне», прибор определяет скорость набегающего воздуха. Именно скорость движения потока, умноженная на величину сечения канала, определяет объём воздуха, поступающий в двигатель за единицу времени.

В физике различают два вида массы: гравитационную (как в законе всемирного тяготения) и инерционную (как во втором законе Ньютона, связывающем массу, силу и ускорение). Ни гравитационной, ни инерционной массы датчик ДМРВ на ВАЗе 2109 инжектор совсем не измеряет. Он определяет не массовый, а объёмный расход воздуха. Это правильно с точки зрения теории работы двигателя внутреннего сгорания, которая описывается в термодинамических понятиях. Речь всегда идёт о давлении, температуре, рабочем объёме газа, но не о его массе.

Электронный блок управления линеаризует измерения ДМРВ и выдаёт управляющие команды инжектору с учётом температуры воздуха, его влажности и текущего режима работы.

Признак неисправности ДМРВ Возможная причина Рекомендуемое действие
Повышенный расход топлива Неправильные показания ДМРВ Проверить ДМРВ на загрязнение, при необходимости очистить или заменить
Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу Некорректные данные о количестве воздуха Проверить электрические соединения ДМРВ, при необходимости заменить датчик
Снижение мощности двигателя Ограничение подачи воздуха из-за неисправности ДМРВ Диагностировать ДМРВ с помощью сканера, при необходимости заменить
Затрудненный запуск двигателя Неверная информация о составе топливовоздушной смеси Проверить целостность проводки ДМРВ, при необходимости заменить датчик
Черный дым из выхлопной трубы Переобогащенная топливовоздушная смесь Проверить ДМРВ на работоспособность, при необходимости заменить
Ошибки P0100, P0101, P0102, P0103, P0104 в ЭБУ Неисправность цепи или самого ДМРВ Проверить проводку, разъемы, при необходимости заменить ДМРВ
Двигатель глохнет при сбросе газа Неправильные показания ДМРВ при изменении нагрузки Проверить ДМРВ на загрязнение, при необходимости очистить или заменить

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о датчике массового расхода воздуха (ДМРВ) на ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем:

  1. Принцип работы: ДМРВ на ВАЗ 2109 работает по принципу измерения температуры воздуха, проходящего через него. Он использует термопару, которая нагревается потоком воздуха. Изменение температуры позволяет вычислить массу воздуха, что критично для правильной работы системы впрыска и оптимизации смеси топлива и воздуха.

  2. Влияние на производительность: Правильная работа ДМРВ напрямую влияет на мощность и экономичность двигателя. Если датчик начинает давать неверные показания, это может привести к обогащению или обеднению топливной смеси, что, в свою очередь, может вызвать увеличение расхода топлива и ухудшение динамики автомобиля.

  3. Чувствительность к загрязнениям: ДМРВ на ВАЗ 2109 может быть чувствителен к загрязнениям и пыли, что может привести к его выходу из строя. Регулярная проверка и очистка датчика могут значительно продлить его срок службы и обеспечить стабильную работу двигателя.

Диагностика неисправностей прибора

Определить неисправность датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) может быть довольно сложно. Многие признаки его неисправности схожи с симптомами проблем других компонентов автомобиля. К основным признакам неисправности ДМРВ можно отнести:

  • заметное снижение мощности двигателя;
  • провалы при нажатии на акселератор;
  • значительное увеличение расхода топлива;
  • затрудненный запуск прогретого двигателя.

При неисправности ДМРВ на приборной панели загорается индикатор Check Engine. Однако этот сигнал может возникать не только из-за проблем с ДМРВ. Понять, какая именно неисправность вызывает загорание индикатора, бывает непросто, поэтому лучше всего обратиться к специалистам для диагностики.

Ситуации, когда обычный автолюбитель может самостоятельно выявить проблему, встречаются довольно редко. Одним из таких случаев является ситуация, когда вы подозреваете неисправность ДМРВ, а у вашего знакомого есть такая же модель автомобиля с исправным двигателем. В этом случае можно взять на время исправный ДМРВ у друга. Снимите свой датчик, установите исправный и прокатитесь. Если проблемы исчезли, значит, причина в поломке вашего ДМРВ, и стоит приобрести новый.

Для некоторых датчиков BOSH существуют методы проверки их работоспособности с помощью инструментов. Этот подход применим к расходомерам с каталожными номерами 0-280-218-004, 0-280-218-037, 0-280-218-116. Для проверки потребуется портативный вольтметр постоянного тока с диапазоном до 2 Вольт. Измерьте напряжение между первым (жёлтый провод) и третьим (зелёный провод) пинами ДМРВ. Измерения следует проводить при включенном зажигании, но двигатель не нужно запускать. Если напряжение составляет 1,02 В или меньше, датчик исправен; если 1,05 В или больше — это указывает на его неисправность.

Обратите внимание на класс точности используемого прибора, так как различия в 1–2 единицы в самом правом разряде могут находиться в пределах допустимой погрешности.

Превентивный ремонт ДМРВ

Сломанный расходомер не подлежит ремонту. Исключением являются случаи загрязнения датчика, нарушающие его работоспособность. В этих случаях можно провести превентивный ремонт ДМРВ. ВАЗ 2109 имеет специальный механизм самоочистки платиновой струны расходомера: её периодический нагрев до температуры выше 1000 градусов. Своевременная замена воздушного фильтра также способствует сохранению чувствительного элемента датчика в чистоте.

Известно, что механизм чисткой не испортишь.

Ваз результат чистки ДМРВ и дросселя по свечам зажиганияВаз результат чистки ДМРВ и дросселя по свечам зажигания

Основные этапы Ваши действия
Прежде чем демонтировать ДМРВ, не забудьте обесточить систему. Отсоедините от датчика шестиконтактную колодку проводов. Ослабьте хомут, отсоедините патрубок воздушного фильтра. Ключом на 10 открутите болты крепления расходомера к корпусу воздушного фильтра.
Осторожно снимите датчик. С расстояния 12–15 сантиметров щедро распылите специальный спрей для очистки карбюраторов из аэрозольного баллончика. Будьте осторожны, избегайте попадания спрея на кожу — он очень едкий.
Дайте спрею стечь и высохнуть. При необходимости повторите процедуру ещё два—три раза.
Смонтируйте расходомер в обратном порядке. Покатайтесь. Если проблема не исчезла, снимайте электрическую колодку с датчика.

Контроллер перейдёт в резервный режим, повысит обороты холостого хода и увеличит расход топлива, но обеспечит бесперебойную работу двигателя. Дальше пусть вашей проблемой занимаются профессионалы: берите курс на проверенный автосервис.

Замена ДМРВ: пошаговая инструкция

Замена датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) на ВАЗ 2109 инжектор — это важная процедура, которая может значительно повлиять на работу двигателя и его производительность. Если вы заметили, что ваш автомобиль стал хуже разгоняться, увеличился расход топлива или появились другие проблемы с двигателем, возможно, пришло время заменить ДМРВ. В этой инструкции мы подробно рассмотрим процесс замены, чтобы вы могли выполнить его самостоятельно.

Шаг 1: Подготовка к замене

Перед началом работы убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы. Вам понадобятся:

  • Новый датчик массового расхода воздуха
  • Набор ключей и отверток
  • Плоскогубцы
  • Чистая тряпка
  • Силиконовая смазка (по желанию)

Также рекомендуется отключить аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания и повреждения электроники автомобиля.

Шаг 2: Доступ к ДМРВ

ДМРВ на ВАЗ 2109 инжектор расположен в воздухозаборной системе, между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Для удобства работы снимите пластиковую защитную крышку двигателя, если она есть. Это обеспечит вам лучший доступ к датчику.

Шаг 3: Снятие старого ДМРВ

Для снятия датчика необходимо отсоединить электрический разъем. Аккуратно потяните за фиксатор и снимите разъем с ДМРВ. Затем открутите крепежные болты, которые удерживают датчик на месте. Обычно это два или три болта, в зависимости от модели. Используйте подходящий ключ, чтобы не повредить резьбу. После этого аккуратно извлеките датчик из воздухозаборника.

Шаг 4: Установка нового ДМРВ

Перед установкой нового датчика убедитесь, что его посадочное место чистое и не содержит грязи или остатков старого герметика. Если необходимо, протрите его чистой тряпкой. Установите новый ДМРВ на место, убедившись, что он правильно заходит в воздухозаборник. Закрепите его с помощью болтов, не перетягивая, чтобы не повредить корпус датчика.

Шаг 5: Подключение разъема

После установки датчика подключите электрический разъем. Убедитесь, что он надежно зафиксирован и не болтается. Это важно для корректной работы датчика и системы впрыска в целом.

Шаг 6: Завершение работы

После завершения всех манипуляций проверьте, чтобы все инструменты были убраны, а детали установлены на свои места. Подключите аккумулятор и запустите двигатель. Обратите внимание на его работу: двигатель должен работать ровно, без перебоев. Если вы заметили какие-либо проблемы, проверьте правильность установки и подключения датчика.

Замена ДМРВ — это достаточно простая процедура, которую можно выполнить самостоятельно, имея базовые навыки работы с автомобилем. Следуя данной инструкции, вы сможете восстановить работоспособность вашего ВАЗ 2109 инжектор и улучшить его характеристики.

Вопрос-ответ

Как ведёт себя машина при неисправном датчике расхода воздуха?

Функционирование датчика расхода воздуха нарушено? Если поломка связана с датчиком, тогда значительно вырастают обороты ДВС. При несвоевременной замене запчасти возрастает риск образования неправильной пропорции топливовоздушной смеси, что, в результате, приведет к неисправности двигателя внутреннего сгорания.

В чем разница между ДМРВ 037 и 116?

Это значит, что при одинаковом фактическом расходе воздуха измеренное количество воздуха с ДМРВ 116 будет на 10 процентов больше, чем с ДМРВ 037. Соответственно, ЭБУ рассчитает большее время впрыска форсунок, что означает на 10 процентов большую подачу топлива.

Можно ли ездить с отключённым датчиком массового расхода воздуха?

С неисправным датчиком ездить можно (ЭБУ включит аварийный режим), но ремонт лучше не затягивать. Промывка ДМРВ обычно даёт временный результат или не даёт его вовсе.

Как понять, что умер расходомер воздуха?

Чтобы понять, что расходомер воздуха (ДМРВ) вышел из строя, обратите внимание на симптомы, такие как нестабильная работа двигателя, повышенный расход топлива, затрудненный запуск, провалы в мощности при ускорении и загорание индикатора проверки двигателя (Check Engine). Также можно провести диагностику с помощью сканера, который покажет ошибки, связанные с работой ДМРВ.

Советы

СОВЕТ №1

Перед заменой ДМРВ обязательно проверьте его работоспособность с помощью мультиметра. Это поможет избежать ненужных затрат на покупку нового датчика, если проблема заключается в другом компоненте системы впуска.

СОВЕТ №2

Регулярно очищайте ДМРВ от загрязнений с помощью специального очистителя для датчиков. Это поможет поддерживать его в рабочем состоянии и предотвратит неправильные показания, которые могут привести к ухудшению работы двигателя.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на состояние проводки и разъемов, подключенных к ДМРВ. Часто проблемы с датчиком могут быть вызваны коррозией или повреждением проводов, что приводит к сбоям в работе системы управления двигателем.

СОВЕТ №4

Если вы заметили ухудшение динамики автомобиля или увеличение расхода топлива, не откладывайте диагностику ДМРВ. Своевременное выявление и устранение неисправностей поможет избежать более серьезных проблем с двигателем в будущем.

Ссылка на основную публикацию
Похожее